Знакомство с классом и одноклассниками! Советы для первоклашек и новеньких

Успеваемость и эмоциональное состояние школьника во многом зависят от отношения детей внутри коллектива. Если ребята дружат, поддерживают друг друга, легко находят общий язык – то ребёнок с удовольствием идёт в школу и тянется к знаниям. Если же среди детей постоянно происходят конфликты, или школьника сделали объектом травли, то ни о каком качественном образовании не может быть и речи. Именно поэтому так важно грамотно провести для ребёнка знакомство с классом.

Содержание:

Первый раз в первый класс: как помочь ребёнку познакомиться с одноклассниками?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Впервые ребёнок сталкивается с новыми одноклассниками приходя в первый класс. Первоклашки ещё не знают толком, что такое школа: как себя нужно вести на уроках, чем они отличаются от занятий в садике. В их жизни появляются новые дети и взрослые, и было бы замечательно, если бы школьные годы принесли только приятные воспоминания, а не тяжёлые психологические травмы.

Поделитесь опытом

Хороший учитель обязательно проведёт игры на сплочение класса, выявит лидеров, поддержит застенчивых детей, поможет с адаптацией. Однако роль родителей в этом процессе не менее значима. Именно они формируют позитивное или негативное отношение к школе.

Расскажите своим детям о том, для чего нужно ходить в школу – что это первый шаг в мире знаний, что именно там ребёнок получит необходимый старт для взрослой жизни. Поделитесь приятными воспоминаниями о своей школе и своих одноклассниках. Вне сомнений, у вас были и плохие дни, но не стоит ими пугать первоклассника. Создайте положительный образ школы, первой учительницы, будущих одноклассников.

Научите манерам

Научите ребёнка быть вежливым и дружелюбным – здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», спокойно относиться к чужому мнению и тактично отстаивать своё, говорить твёрдое «нет». Этот простой, на первый взгляд, стиль общения проще всего воспитать на собственном примере – общайтесь так внутри семьи, и ребёнок будет воспринимать это как само собой разумеющееся. Умение быть открытым и лёгким в общении, отстаивать собственное «Я» притягивает и располагает к себе других людей.

Поговорите о дружбе

Поговорите с ребёнком о том, с чего начинается дружба. Она может появиться только если кто-то сделает первый шаг – начнёт беседу. С чего начать беседу? С простых вопросов: «Как прошли выходные?» или «Какой фильм твой любимый фильм?». Людям нравится, когда к ним проявляют интерес, в ответ они могут проявить свой интерес, а там уже завяжется оживлённый диалог.

Читайте также как научить ребёнка дружить и вливаться в коллектив?

Помогите ребёнку разобраться

Prostock-studio/Shutterstock.com

Некоторые дети очень хотят понравиться всем. И чем больше они стараются, тем хуже к ним относятся одноклассники. Поговорите с ребёнком о том, почему невозможно понравиться сразу всем. Помогите ему определиться с кем из всех одноклассников ему интереснее всего общаться и почему. Скорее всего окажется, что у них схожие интересы – а это неплохая основа для дружбы.

Интересуйтесь делами юного школьника и хвалите за активность

Вернувшись с работы, найдите время, чтобы поговорить со своим школьником и узнать, как прошёл его день, что было хорошего и плохого. С кем он сегодня поиграл, смог ли ответить у доски? Поддержите его, даже если всё прошло не слишком гладко. Родительская похвала и уверенность в детском успехе окрыляют детей.

30 интересных вопросов ребёнку вместо банального «Как прошёл твой день?»

Поощряйте общение с одноклассниками вне школы

Если есть возможность, проведите внеклассное мероприятие, где дети в свободной обстановке смогут познакомиться и проявить себя. Например, организуйте совместную прогулку по парку, поход в кафе или детский центр. Или пригласите ребят в гости, чтобы они могли познакомиться поближе.

Убедитесь, что вашего ребёнка не обижают в новом коллективе сверстники или учителя! Слушайте, что происходит вокруг него, пока он в школе, а также смотрите, где ребёнок бывает в течение дня с помощью приложения «Где мои дети».

Новая школа или класс: как помочь новенькому адаптироваться в школьном коллективе?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если первоклашки находятся в относительно равных условиях, то новичок в классе оказывается под большим давлением. Влиться в уже слаженный коллектив бывает очень непросто. Важно подготовиться ко встрече с одноклассниками – это позволит ребёнку легче адаптироваться в незнакомой обстановке.

Если ребёнок перешёл в новый класс в начальной школе, имеет смысл лично пообщаться с новой учительницей, поскольку под её контролем ребёнок будет проводить большую часть времени в школе. От того, как будут выстроены отношения именно с ней, часто зависит его успешность или неуспешность в учёбе.

Родителям важно найти подход к учительнице. Попросите её о помощи, обговорите невозможность обсуждения промахов и ошибок вашего ребёнка при всём классе, а только лично,

– Наталья Толмачева,
детский психолог.

Продумайте внешний вид – пусть присутствуют интересные детали в одежде или школьных канцтоварах. Несколько необычных аксессуаров привлекут внимание одноклассников и станут поводом для начала беседы. Но не переборщите – слишком дорогие или избыточные вещи могут, наоборот, вызвать зависть и стать причиной для насмешек.

Подумайте, какие истории и факты из жизни ребёнка стоит придержать, а какие можно использовать при знакомстве – возможно, это будут смешные моменты из жизни или рассказ о хобби. Не заучивайте тексты, пусть ребёнок рассказывает свои любимые истории как умеет, это придаст ему искренности, которая подкупает.

Часто проблемы могут возникнуть у ребят с высоким уровнем интеллекта и знаний. Дети не любят «выскочек», поэтому не стоит с первых же уроков демонстрировать своё превосходство. Одноклассникам нужно время, чтобы привыкнуть к новенькому, признать его своим.

Хорошо, когда родители в курсе того, что происходит в школе, какой дресс-код в классе, традиции и обычаи. Если есть возможность, поговорите с учителем до начала занятий, таким образом, вы сможете подготовить своего ребёнка к новой школе.

Выстраивайте доверительные отношения с детьми, интересуйтесь их успехами и поддерживайте в трудную минуту. При переходе в новый коллектив им как никогда нужно знать и чувствовать, что дома им помогут, чтобы ни случилось.

Особенная тема: адаптация старшеклассника в новом коллективе

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если речь идёт о средней и старшей школах, то для ребёнка более значимыми будут отношения не с учителями, а с одноклассниками. И здесь важно помочь наладить коммуникацию с ребятами в классе, если ребёнок испытывает трудности с этим.

Что же делать родителям?

Не накладывайте свой опыт

Первое, что важно сделать родителю, чтобы помочь ребёнку пройти это испытание – это отделить свои личные страхи и тревоги от страхов и тревог ребёнка.

Возможно, у вас был неудачный опыт вхождения в новый коллектив. Но это не значит, что ребёнок непременно столкнётся с теми же трудностями. Здесь уместным будет правило золотой середины: не стоит тотально контролировать школьную жизнь ребёнка, упорно выясняя, кто и что конкретно сказал и сделал, но и не стоит полностью отгораживаться от этого, надеясь на то, что он сам во всём разберётся.
– Наталья Толмачева,
детский психолог.

Понаблюдайте за ребёнком

Постарайтесь проследить, насколько изменилось его поведение после того, как он пошёл в новую школу: стал ли он чаще плакать, отмалчиваться, закрываться у себя в комнате? Забросил ли любимую компьютерную игру и постоянно спит или, наоборот, играет в неё часами, не отвлекаясь даже на обед?

Если хотя бы на один вопрос вы отвечаете положительно, стоит внимательнее отнестись к стрессу, испытываемому ребёнком в процессе адаптации к новому коллективу.

Пообщайтесь с ребёнком

Prostock-studio/Shutterstock.com

Просто поговорите с ним. Не ограничивайтесь стандартным: «Как дела в школе?» Спрашивайте более развернуто, например:

«Я заметила, что ты стал каким-то грустным, не улыбаешься, не делишься со мной новостями. Может быть ты расскажешь мне, что тебя тревожит?»

В каждодневных беседах за чашкой чая оставьте место не только для позитивных вопросов (но и для них тоже), но и для подобных:

«Скажи, что сегодня тебя расстроило в школе? Из-за чего ты сегодня переживал? Что тебе было сделать трудно? Кто из ребят сегодня говорил или делал что-то обидное для других ребят? Кого сегодня ругала учительница и за что? Что ты думаешь по этому поводу?»

Проявите участие и поддержите

Прежде всего, нужно понимать, что ребёнок нуждается в поддержке.

К сожалению, в нашем обществе поддерживать не принято, а принято обесценивать («Да что такого-то, пошёл в новый класс, что, тебя там съедят что ли? Чего ты трусишь, ты же мужик! Ну-ка, перестань стонать, не позорь меня, не маленький уже..» и тп). Самый распространённый вариант обесценивания: «Не переживай, все обойдётся».

Переживать нормально! Запрещая ребёнку переживать, вы затягиваете его адаптацию.

Поставьте себя на место ребёнка: вы приходите в новый коллектив, на вас все смотрят, вас оценивают, над вами подсмеиваются (особенно, если вы не похожи на остальных), про вас шепчутся, вам нужно найти подход к разным людям (учителям, одноклассникам, другим ребятам в школе). Вам нужно узнать много новых гласных и негласных правил уже сформированного коллектива. Вам надо вписаться каким-то образом в это целое, а пока что вы по умолчанию аутсайдер.

Поддержка – это разделение с ребёнком его эмоций. Покажите, что вы понимаете его, что он не одинок в своих чувствах, и что вы испытывали то же самое. Хорошими словами поддержки будут:

«Я понимаю, что тебе сейчас нелегко. Любой на твоём месте переживал бы. Это нормально. И я, и папа – мы все проходили через это (здесь будет хорошо рассказать про свой опыт). Это действительно сложный этап, скажи, чем мы можем тебе помочь?»

Лайфхак для родителей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Если ребёнок всё же не идёт на контакт, но вы подозреваете, что у него есть проблемы, можно привлечь для разговора с ним другого взрослого, которому он доверяет (вашего друга, тренера, психолога).

Если и в этом случае ребёнок отказывается открыть вам свои переживания, воспользуйтесь лайфхаком:

Установите себе и ребёнку приложение «Где мои дети» и включите функцию Звук вокруг его телефона, когда он будет в школе. Вы сможете понять, что происходит в радиусе 1-2 метров вокруг ребёнка. Так у вас появится возможность точно выяснить, с чем связаны его переживания, будь то плохие отношения со сверстниками, издевательства со стороны старшеклассников или же конфликты с учителями.

Подсказки от психолога для ребёнка: как влиться в школьный коллектив?

Prostock-studio/Shutterstock.com

Спокойствие, только спокойствие!

Входя в класс, важно сохранять спокойствие и дружелюбие. Не стоит сразу паниковать, если одноклассники смотрят с подозрением или отпускают остроты – им самим любопытно, кто этот новенький, и что от него можно ждать. Поэтому проявляем невозмутимое спокойствие, успокаиваем дрожь в коленях и занимаем свободное место в классе.

Не спеши!

Поскольку долго играть в гляделки не получится, то через 1-2 урока с тобой захотят познакомиться. Старайся следить за своей речью, не говорить слишком много о себе, а больше проявлять интерес к ребятам. Задавай вопросы про школу и учителей – это покажет твою заинтересованность и вместе с тем даст дополнительную информацию.

Будь собой!

Не стоит хвастаться или изображать из себя супермена – слишком долго притворяться другим человеком выматывает, да и правда рано или поздно вылезет наружу. Так что просто будь собой.

Шути!

Не стоит пугаться, если кто-то над тобой пошутил. Отшутись и посмейся вместе со всеми. Не принимай близко к сердцу все выпады. Проверка на чувство юмора одна из самых сложных, особенно в стрессовой ситуации. Но именно умение шутить и отражать шутки могут сделать новичка интересным для одноклассников.

Слушай внимательно!

Задача новенького как можно быстрее влиться в новый коллектив, а для этого нужно понять, что интересует этих ребят, и какие темы они обсуждают чаще всего. Не стоит сразу перетягивать внимание на свои хобби или увлечения. Поддерживая беседу, которая интересна одноклассникам, человек может присоединиться к классу намного быстрее. Однако не стоит строить из себя эксперта в вопросах, в которых ты не разбираешься. Это скорее вызовет бурю насмешек. Честное признание некомпетентности и желание разобраться подкупают собеседников.

Как поступить в сложной ситуации?

Prostock-studio/Shutterstock.com

«Меня все игнорируют» – чтобы изменить ситуацию, необходимо предпринимать хоть какие-то шаги. Если к тебе никто не подходит, подойди сам. Попроси о помощи – это придаёт человеку чувство значимости, а это уже повод продолжить общение.

«Они говорят только о дорогих тряпках и ничем не интересуются» – не стоит отчаиваться, наверняка в классе найдётся парочка более умных ребят, с которыми будет о чём поговорить. В конце концов, если не демонстрировать своё интеллектуальное превосходство, это не станет большой проблемой.

«Они слишком умные! Сыпят терминами, обсуждают квантовую механику и т.п.» – отлично! Это стимул для роста. Знания никогда не будут лишними. Попроси объяснить тебе «умные слова», спроси, какие материалы можно посмотреть или почитать по этой теме.

«Это плохая компания! Нарушают правила и (возможно) законы!» – от таких ребят, конечно, стоит держаться подальше, перевоспитывать их – невыполнимая миссия. Лучше избегать сомнительных предложений, которые могут втянуть в неприятности.

«Меня травят!» – надо сразу обратиться ко взрослым. Если остановить буллинг не удалось, то стоит поменять школу. Однако, если травля происходит снова и снова, и это уже не первый новый класс, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, почему эта ситуация повторяется и разорвать порочный круг.

Игры для знакомства и сплочения младшеклассников

Prostock-studio/Shutterstock.com

На каждом году обучения необходимо играть с детьми в разные игры. Так, для первоклашек очень важно поиграть в игры на знакомство, чтобы дети выучили имена, получше узнали друг друга, повзаимодействовали между собой и смогли объединиться в микрогруппы на основе своих интересов. Такие игры лучше проводить в кругу, чтобы дети видели друг друга.

Игры на знакомство

В течении месяца двух можно предлагать игры, в которых ребёнок называет своё имя и предмет на ту же букву. Например, «Мы идём в поход». Каждый ребёнок по кругу говорит: «Меня зовут … И я беру с собой в поход …». Можно предложить детям поехать на море, собраться в школу, отпраздновать день рождения и т.д.

Также хорошо проходят игры, где дети узнают некоторые подробности друг о друге. Например «Давайте поприветствуем!». Учитель говорит: «Давайте поприветствуем тех, … кто летом отдыхал на даче/ у кого есть кошка/кто любит танцевать / и т.п.». Дети, которые узнали в описании себя, встают, остальные им аплодируют. Потом можно предложить детям самим придумать, кого они будут приветствовать.

Игры на сплочение

Во втором классе у детей может возникнуть неуверенность и замкнутость. Возрастает число конфликтов в классе. Чтобы снизить тревожность и напряжение, необходимо провести ряд игр на взаимодействие. Хорошая игра, которую легко можно встроить в учебный процесс – «Атомы и молекулы»: дети хаотично перемещаются по помещению, по хлопку ведущего они должны разбиться на группы с определённым количеством человек. Это позволит применить на практике устный счёт, а учителю разбить класс на команды для следующей игры.

Важно начать обучать детей считывать чужие эмоции и понимать свои. Игра «По грибы» – отличный симулятор эмоций. Выбирается ведущий из числа детей. Остальные дети изображают съедобные и несъедобные грибы. Задача «лесника» угадать съедобный перед ним гриб или нет. В конце игры обсуждается, по каким признакам ребята определяли хорошие и плохие грибы.

Также хорошо разбирать конфликтные кейсы на примере коротких выдуманных историй «Подружка порвала книжку» или «Мальчик обзывается». Можно поставить мини-сценку и обсудить, как правильно поступать в такой ситуации.

Игры на раскрытие потенциала

Prostock-studio/Shutterstock.com

Третий класс всё больше похож на сплочённый коллектив. Дети с удовольствием вовлекаются в совместное творчество, готовы помогать друг другу и выполнять общественные поручения. Вместе с тем, каждый ребёнок всё полнее открывается как индивидуальность. Поэтому на этом этапе отлично проходят игры на командное взаимодействие, где каждый ребёнок может почувствовать себя важной частью класса.

Хорошим примером весёлой и лёгкой игры можно назвать «Весёлый рисунок». Класс делится на 2-3 команды. Каждая команда получает фломастер, лист бумаги и повязку на глаза. Задача, например, нарисовать человечка. Первый участник с завязанными глазами рисует голову, каждый следующий дорисовывает что-нибудь ещё (глаза, уши, рот и т.п.). Когда рисунок будет закончен, командам можно предложить дать этому человечку имя и придумать историю, почему он такой. Обратите внимание, что в команде появится лидер: кто-то предложит креативную идею, а кто-то с удовольствием расскажет получившийся результат. Если кто-то из ребят с трудом включается в процесс, понаблюдайте, возможно, ему требуется помощь, чтобы стать частью группы.,

Игры на совместные решения

Четвертый класс – это практически сформированный коллектив. Выделяются лидеры, формируется актив класса, ребята готовы брать на себя и решать небольшие организационные задачи. Здесь подойдут игры, где необходимо сообща решить поставленную задачу. Например, игра «Строим цифры» заключается в том, что хаотично перемещающиеся дети по команде ведущего «Строим цифру…» должны выстроится в фигуру, изображающую заданную цифру. Кто-то из ребят будет вынужден взять управление группой на себя, чтобы выполнить задачу.

Рекомендации по развитию детей 5-11 классов

Prostock-studio/Shutterstock.com

У школьников средних классов меняется ведущий тип деятельности с учёбы на общение, поэтому здесь важно развивать коммуникативные навыки:

  1. Самопрезентация.
  2. Установление контакта с другими людьми.
  3. Управление своими эмоциями.
  4. Умение грамотно конфликтовать и находить компромиссы.
  5. Умение высказать и аргументированно отстоять свою позицию.
  6. Умение слушать и слышать собеседника.

Старшие классы находятся на пороге взрослой жизни, первых любовных отношений. Здесь важно прорабатывать тему здоровых отношений, в том числе и интимных. Чтобы у ребят появилась возможность провзаимодействовать с противоположным полом в безопасной обстановке, лучше периодически разбивать класс на пары мальчик-девочка для выполнения школьных заданий или участия в игровых мероприятиях. Это позволит им проявить свои симпатии и научиться корректно общаться.

Также старшеклассники сталкиваются с большим стрессом выбора профессионального пути. Умение принимать ответственные решения и снимать стресс – важные навыки взрослой жизни.

Помните, что чем более гармонично с психологической точки зрения развит каждый ребёнок из класса, тем легче новенькому влиться в коллектив. Ведь основные проблемы возникают в ситуации, когда дети не могут контролировать свои эмоции и спокойно высказать свои претензии, тревоги и переживания.

Дети с нормальной самооценкой не станут самоутверждаться за счёт других и устраивать травлю, а ребята, умеющие налаживать контакт, быстро примут новичка в свои ряды. Конечно, очень важно, чтобы учитель и родители совместными усилиями помогли детям сплотиться – так школьные годы пройдут с максимальной пользой и буду вызывать лишь приятные воспоминания!

Готовимся к школе:

Для родителей первоклассников:

karpova

Recent Posts

В проверочные работы школьников войдут вопросы по астрономии и экологии

Минпросвещения сообщило, что во время ВПР проверят знания по астрономии, экологии, праву, экономике. В рамках…

30.09.2022

Новые правила выплат на детей и электронное ВУ: что нового ждёт нас в октябре

Россиянам разрешат отказаться от ряда банковских онлайн-услуг, а также начнут работать электронные водительские удостоверения, но…

30.09.2022

Избавляемся от повышенной раздражительности и нервозности

В нашей сегодняшней жизни достаточно много вещей, которые могут вывести из душевного равновесия. Очереди в…

30.09.2022

Гигиена детей и подростков: правила для ребёнка и советы для родителей

С самого рождения ребёнка мы заботимся о его здоровье и ревностно оберегаем от микробов, грязи…

29.09.2022

Простые и необычные поделки из шишек в школу и детский сад

Традиционно осень в образовательных учреждениях — сезон рукоделия из природных материалов. Например, воспитатели и школьные…

29.09.2022

Дети чувствуют запахи и показывают эмоции в утробе матери

Современное 4D ультразвуковое сканирование позволило увидеть, как дети в утробе матери реагируют на запахи.  Исследователи…

28.09.2022