Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Интервью с психологом

Самооценка моего ребёнка — заниженная, завышенная, нормальная?

Самооценка — важнейшая составляющая в формировании личности. Основы адекватной самооценки закладываются в детстве.

Много трудностей в воспитании и обучении детей связано с недостаточной уверенностью в себе. Как повысить самооценку ребёнку, от чего она зависит, как влияет на развитие? Попробуем разобраться вместе с психологом.

Содержание:

Самооценка, её значение и влияние на развитие личности ребёнка

самооценка ребенка школьного возраста

Studio Romantic/Shutterstock.com

Первым, кто использовал термин «самооценка», был Уильям Джеймс — американский психолог и философ, часто именуемый отцом современной психологии. Ещё в 1890 году он заявил, что самооценка — это «результат достижений, поделённых на ожидания от себя». В одной из глав своего труда «Психология» он не только даёт определение понятию, но и изучает причины, оказывающие влияние на формирование самооценки.

Переоценить влияние самооценки на развитие ребёнка невозможно, ведь на её основе происходит формирование личности.

Самооценка имеет непосредственное отношение к тому, будет ли человек счастлив. У ребёнка или взрослого, имеющих адекватную самооценку, есть позитивный образ собственного «Я», чувство достоинства и уверенности в своих силах, знания о себе самом, о своих способностях и возможностях, положительный настрой на любую деятельность. Самооценка оказывает влияние на поведение человека, его поступки, отношения с близкими людьми и социумом в целом.

Маленький ребёнок, по мере того как он растёт, получает оценку своих действий и поступков сначала от родителей, затем от общества в целом. Основываясь на этих оценках, он приходит к тому, что учится САМ себя оценивать: САМОоценивать и САМОвоспринимать. Формируется представление маленького человека о себе самом и о том, насколько он значим для других.

Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн утверждал, что самооценка безупречна только в момент рождения, а в последующем ей приходится претерпевать ряд изменений. Позитивные изменения скажутся благоприятно на дальнейшей жизни ребёнка, негативные — повлияют отрицательно.

Важно отметить, что самооценка — величина непостоянная, изменяющаяся, «переменная». Она может меняться в зависимости от тех или иных условий.

Уровни самооценки

повышенная самооценка ребенка

Gladskikh Tatiana/Shutterstock.com

Принято выделять три основных уровня самооценки: низкую, высокую и нормальную. Низкая и высокая — это искажённые варианты самооценки, а нормальная относится к адекватному варианту.

Низкая

Считается самым худшим вариантом искажения.

Дети и взрослые с низкой самооценкой обидчивы, тревожны, склонны к депрессиям, им сложно адекватно воспринимать критику, зачастую они неуспешны в разных областях жизни (отношения, карьера и т. д.).

Высокая

Человек с высокой самооценкой видит в себе только достоинства и не замечает отрицательных сторон. Казалось бы, что в этом плохого? Самоуверенность тормозит развитие — человек с завышенной самооценкой не способен видеть ошибки, которые он допускает.

Нормальная (адекватная, здоровая)

Подразумевается, что у человека с нормальным уровнем самооценки нет проблем в объективном восприятии себя, своих возможностей и недостатков.

Таким людям не доставляет труда замечать свои ошибки, анализировать их причины и искать решения. Как правило, у них отличное чувство юмора, они адекватно оценивают своё место в обществе и в коллективе.

Это именно тот уровень, к которому нужно стремиться при воспитании своих детей.

Особенности формирования самооценки

В разном возрастном периоде у процесса становления самооценки есть свои особенности. Давайте попробуем разобрать основные из них.

Дошкольники

как поднять самооценку ребенку

jsouthby/Shutterstock.com

В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает себя через отношение к нему значимых взрослых. Их оценка чрезвычайно важна и играет огромную роль в становлении личности ребёнка и уровня его самооценки.

Важная задача родителей не связывать воедино поступки и личность ребёнка. Если ребёнок поругался с сестрой, обидел кошку или намеренно сломал игрушку, это вовсе не означает, что он «плохой». Возможно, его поступок не из лучших, но сам ребёнок не перестаёт быть после этого «хорошим». Помните об этом всегда и транслируйте это своему ребёнку.

Эгоцентризм ещё властвует над дошкольниками и, к примеру, грубость брата, злость дедушки, усталость мамы они связывают со своим поведением — с ними что-то не так, поэтому это происходит. Они испытывают вину, обиду, грусть, неуверенность в себе — им начинает казаться, что их не любят. Важно объяснять ребёнку те или иные чувства, мысли, поступки: «Мама устала, поэтому ей сложно сейчас с тобой играть», «Дедушка заболел и поэтому совсем не улыбается» и т. д.

Позитивный эмоциональный отклик, одобрение со стороны родителей и адекватные правила поведения и их контроля будут способствовать формированию адекватной самооценки дошкольника.

Младшие школьники

самооценка ребенка дошкольного возраста

ESB Professional/Shutterstock.com

В младшем школьном возрасте самооценка ребенка всё ещё очень зависима от мнения значимых взрослых: родителей и учителя. В связи с этим плохие отметки учителя могут сильно влиять не только на мотивацию к обучению, но и на самооценку в целом.

В этот возрастной период важно поддерживать ребёнка, обращать внимание на все его успехи и достижения.

Школьники и подростки

повышение самооценки дети

LStockStudio/Shutterstock.com

На нестабильность самооценки подростков большое влияние оказывает ряд факторов: физиологические изменения, первая влюблённость, появление комплексов.

Если в силу тех или иных обстоятельств подросток занял низкий статус в классе или другой группе сверстников, то это крайне негативно скажется на его восприятии себя.

В этом возрасте дети очень критично относятся к своей внешности, и любое замечание, особенно со стороны сверстников, может их сильно ранить и негативно сказаться на самооценке.

Поддержка, внимание и принятие со стороны семьи — лучшее, что вы можете дать своему ребёнку в этот период.

Влияние школьной жизни на самооценку ребёнка

самооценка ребенка

Daisy Daisy/Shuttertock

Самооценка школьника сильно зависима от учителя, от отношений с одноклассниками и отметок, которые он получает.

Отношение с учителями

Согласно одному из последних исследований, 80% из опрашиваемых респондентов заявили, что школьные конфликты с учителем негативно повлияли на их самооценку и общее психологическое состояние. Причём 52% опрошенных смогли справиться с влиянием прошлого школьного опыта, прибегнув в том числе к психологической помощи. Треть опрашиваемых испытывает негативные последствия школьного опыта до настоящего времени.

Кроме того, исследования показали, что большая часть конфликтов с учителем приходится на период средних классов (61%) и треть — в старших классах.

Причины развития конфликтных ситуаций различны: невыполненная домашняя работа, плохой почерк, высказывание мнения, отличающегося от позиции педагога, внешний вид, плохое поведение и т. д.

Читайте также У ребёнка конфликт с учителем: стоит ли вмешиваться родителям?

Если учитель отозвался о ребёнке негативно или, наоборот, он чрезмерно хвалит его, это может влиять на самооценку с отрицательной точки зрения.

Негативный окрас мнения учителя о ребёнке и несправедливая оценка поступка способны не только сформировать низкую самооценку обучающегося, но и вызывать чувство тревоги. А чрезмерная похвала может стать причиной завышенной самооценки.

Мнение сверстников

низкая самооценка у ребенка

Pressmaster/Shuttertock

Во время обучения дети часто оказываются выступающими перед публикой, пусть даже эта публика — одноклассники. Если в этот момент случается «провал» — ребёнок забыл продолжение стихотворения, не сумел пересказать параграф или защитить проект, — то станет существенным ударом для его самооценки.

Буллинг — ещё один удар не только по самооценке, но и по психике ребёнка в целом. Исследования показали, что влияние школьной травли на самооценку может носить долгосрочный характер. Дети, которые подвергались буллингу, даже став взрослыми, сохраняют о себе мнение, как о жертве, не говоря о других психологических и физиологических проблемах.

Оценки

Ставя отметку в журнал, учитель оценивает не только способности и достижения ребёнка, но и его личность. Кроме того, оценка учителя зачастую определяет место ребёнка в классе. «Алина и Артём отлично справились с поставленной задачей», а вот «Диане и Егору не удалось этого сделать. Вам нужно больше стараться!» — один из вариантов такого «деления» оценкой.

Большое значение для ребёнка и его самооценки несёт не только отметка учителя, но и те слова, которые им были сказаны в тот момент:

  • «Сегодня три, но я уверена, что если ты уделишь чуть больше времени изучению домашнего задания, будет как минимум четыре! — это один вариант посыла от учителя.
  • «Какой-то ужас, ты заплыл весь в тройках, хотя материал сейчас идет довольно лёгкий!» — второй вариант той же отметки.

В первом случае учитель транслирует, что у ребёнка есть возможность стать «лучше себя сегодняшнего» — в него верят, и он обязательно справится. Во втором случае ни о какой положительной перспективе нет даже речи.

Все вышеперечисленное вовсе не означает, что школа непременно нанесёт урон самооценке вашего ребёнка. Но родители должны знать о том, что такое бывает. И в случае возникновения проблем в школе, ребёнок будет искать защиту и поддержку в первую очередь дома, у любящих и принимающих родителей. Ваша задача — постараться помочь в том объёме, который необходим.

Портрет ребёнка со здоровой самооценкой

неуверенность в себе

Arsenii Palivoda/Shutterstock.com

Как понять, что у вашего ребёнка нет проблем с самооценкой? Есть ряд признаков, опираясь на которые можно сделать выводы:

  1. Ребёнок активен, позитивен и инициативен.
  2. Он лёгок в общении, у него нет особых сложностей в коммуникациях со взрослыми и сверстниками, а также с возможностью заводить друзей.
  3. Уверен в своих возможностях.
  4. Признаёт как сильные, так и слабые стороны.
  5. Адекватно и безболезненно реагирует на критику.
  6. Легко переносит неудачи.
  7. Часто улыбается.
  8. Имеет опрятный внешний вид.
  9. Говорит чётко и громко.
  10.  Не испытывает страха при новых открытиях и решении поставленных задач: познакомиться со сверстником, пойти заниматься в драматический кружок или спортивную секцию и т. д.;
  11.  Если случится какая-то неприятность, он смело и честно может рассказать обо всём родителям.
  12.  Использует фразы: «Я смогу», «У меня получится!», «Я справлюсь», «Это мне по плечу» и т. д.

К сожалению, далеко не все дети могут похвастаться объективной оценкой себя и своих возможностей. Почему так получается?

Причины проблем с самооценкой и уверенностью в себе у ребёнка

формирование самооценки

fizkes/Shutterstock.com

Первый шаг на пути к адекватной самооценке — выяснение причин, которые привели ребёнка к сложностям в принятии себя.

Семья и стиль воспитания

Сюда мы включаем все обстоятельства, в которых рос и развивался ребёнок:

  1. Стиль воспитания. При определённых условиях негативно сказаться на самооценке ребёнка могут совершенно полярные стили: как гиперопека, так и отчуждённый стиль воспитания.
  2. Психологический климат в семье. Отношения как между супругами (например, частота и интенсивность конфликтов), так и между родителями и детьми.
  3. Формат общения с ребёнком. Важность имеют следующие факторы: считались ли с мнением ребёнка, в каком формате его критиковали, получал ли он одобрение, было ли систематическое наказание и т. д.
  4. Сравнение. Очень важный пункт, который оказывает значительное влияние на личность ребёнка, — сравнение его с другими детьми. Причём отрицательное действие несёт даже позитивное сравнение.

Психологическая травма или сильный стресс

Насилие любого характера — психологическое, физическое, сексуальное, — несёт за собой тяжёлые последствия для человека. Особенно сложно с этим справиться неокрепшей психике ребёнка. Маленькому человеку будет сложно доверять миру, другим людям и себе самому. Происходят изменения в принятии себя, иногда они носят практически непоправимый характер. Таким детям обязательно требуется помощь психолога или психотерапевта.

Конфликты и травля в школе

Причины для травли могут быть разные: скромность, воспитанность, физические особенности, нестандартная внешность. В моменты травли ребёнка начинает преследовать ощущение, то он не такой, как все. «Недостатки», на которые так грубо обращают внимание сверстники, становятся огромной проблемой даже после того, как ребёнок становится взрослым.

Мы посвятили целый цикл статей, чтобы помочь тем, кто столкнулся с травлей в школе. Найти материалы вы можете здесь.

Интернет-тренды и влияние СМИ

Современные тренды диктуют нам запредельные стандарты красоты: идеально подтянутое тело, ровный тон кожи, определённый разрез глаз, «правильные» размер и форма носа и так далее. В результате, при сравнении себя с такими стандартами, мы явно им проигрываем. Особенно сложно такие осознавания переносятся детьми подросткового возраста. Как результат — проблемы с принятием себя.

Диагностика уровня самооценки ребёнка

самооценка в психологии

Studio Romantic/Shutterstock.com

Для того чтобы понять, как ребёнок себя оценивает и воспринимает, можно использовать следующие методики и тесты:

  1. Методика «Лесенка самооценки».
  2. Детский вариант теста «Дерево с человечками».
  3. Методика «Диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна» в модификации А. М. Прихожан.
  4. Тест Кеттела или «Многофакторный личностный опросник» (у данного теста несколько вариантов для разного возраста детей).
  5. Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности».

Благодаря данным методикам можно определить уровень самооценки вашего ребёнка. Для более достоверных результатов лучше использовать несколько тестов.

Предложенные методики просты в проведении и интерпретации результатов. Но наиболее оптимальный вариант — обратиться за помощью к психологу: в детском саду, школе, ином образовательном учреждении; или же получить консультацию онлайн.

Что делать, если ребёнок неуверен в себе?

развитие самооценки

Krakenimages.com/Shutterstock.com

Признаки низкой самооценки у ребёнка

Ребёнка с низкой самооценкой довольно легко выделить из группы сверстников. Такие дети:

  1. Малообщительны (как со сверстниками, так и со взрослыми).
  2. Не имеют собственного мнения и часто полагаются на мнение контролирующего взрослого.
  3. Легко поддаются давлению взрослых и влиянию сверстников. Ведомые.
  4. У них часто грустное, иногда потерянное выражение лица.
  5. Часто имеют неопрятный внешний вид.
  6. Сутулятся, часто можно увидеть их сидящими со скрещенными ногами и руками. Таким образом они пытаются «закрыться».
  7. Агрессивны и грубы — это тоже способ защиты. Нет доверия к миру вследствие отсутствия доверия к себе.
  8. Чрезмерно плаксивы. Любые неприятности сразу приводят к слезам.
  9. Очень болезненно реагируют на критику. При этом сами чрезвычайно самокритичны, в некоторых случаях это приводит к самобичеванию.
  10. Имеют тихую и невнятную речь.
  11. Пессимистично настроены.
  12. Подвержены страхам и фобиям: темноты, выступления перед классом, похода в магазин и т.д.
  13.  Постоянное чувствуют вину и тревогу.
  14.  Завистливы.
  15. Зациклены на своих неудачах, часто возвращаются к моментам, когда им было неловко.
  16. Склонны к частой смене настроения: веселье перерастает в печаль, которая может сопровождаться слезами, и наоборот.
  17. Перфекционисты. Стремясь избежать неудач и насмешек, они стараются начатое довести до совершенства. При этом отказываются от сложных задач.

Как повысить самооценку ребёнку? Советы психолога

fizkes/Shutterstock.com

Верьте в своего ребёнка

Поднять самооценку и уверенность ребёнку может вера в него родителей.

Если мама постоянно тревожится и беспокоится за ребёнка, она, зачастую неосознанно, вешает на него ярлык «У тебя ничего не получится». Лучше заострять внимание на успехе — когда у ребёнка что-то получилось сделать самостоятельно. Вспоминайте об этих моментах, напоминайте о них как ребёнку, так и себе.

Если ваш малыш захочет покорить новую горку на детской площадке, не кричите ему в догонку: «Это очень сложно, ты можешь не справиться»; если ваш подросток решился попробовать себя в новой деятельности, не говорите ему: «По-моему, это сложно и тебе мало подходит!»

Разве можно чему-то научиться, не попробовав это сделать? Конечно, нет. Лучшее, что вы можете сделать, — это поддержать и подсказать, на что можно опереться.

Станьте надёжным тылом

Ребёнку будут по плечу любые сложности, если дома его ждут тёплое и безопасное пространство и поддерживающие и принимающие родители. И напротив, если вместо «крепкого плеча» его ждёт критика, завышенные ожидания, агрессия или насилие, то в таких условиях ребёнок будет пытаться просто «выжить» — ни о какой уверенности тут не может идти и речи.

Если мама проваливается в позицию «Ребёнка» из позиции «Взрослого» и начинает жаловаться ребёнку на жизнь, работу, ссоры с мужем, она лишает его возможности на себя «опираться». Это подрывает уверенность ребёнка в себе.

Не принижайте и не унижайте

особенности самооценки детей

fizkes/Shutterstock.com

Используя разнообразные формы унижения, родители добиваются не только низкой самооценки у детей, но и рискуют получить подобное отношение в ответ. Зачастую они даже не осознают, что унижают ребёнка.

«Да это же была шутка!», «Что, и повеселиться уже нельзя?» — подобные реплики слышат обижающиеся дети от своих мам и пап. Невинные, по мнению родителей, шутки способствуют тому, что ребёнок обесценивает себя как личность.

Снижайте уровень контроля

Родителям очень хочется уберечь ребенка от «лишних проблем».

«Подстелить соломки» — не лучшее решение. Контролируя жизнь ребёнка, вы отбираете у него возможность поверить в собственные силы.

«Мне нужно уточнить, что скажет мама», «Сейчас позвоню и узнаю», «Я не могу решить» — фразы неуверенного в себе ребёнка, опирающегося на контролирующую маму.

Предоставляйте возможность ребёнку принимать решения самостоятельно. Пусть этот процесс будет постепенным. Только обретая внутренний самоконтроль, ребёнок сможет отдавать себе отчёт в поступках и их последствиях, нести за них ответственность и опираться на свои возможности.

Чтобы не беспокоиться за ребёнка, когда вас нет рядом, и не надоедать ему звонками и СМС «Ты где», «Всё в порядке», установите приложение «Где мои дети». Оно снизит вашу тревожность и одновременно предоставит необходимую свободу ребёнку!

Не перегружайте

Нагружая ребёнка сверх нормы, мы провоцируем ситуацию неуспеха. Если ребёнок сталкивается с задачей, которая ему неподвластна в силу возрастных психологических или физиологических особенностей, он испытывает чувство тревоги, вины, стыда.

Помните, что это ребёнок и не все задачи пока ему под силу.

Делайте акцент на способностях и возможностях

уровень самооценки ребенка

evrymmnt/Shutterstock.com

Мы все понимаем, что быть идеальным невозможно. Задача родителей — объяснить это своему ребёнку. Регулярно обращайте внимание на то, что у него получается. Это не только поможет ребёнку стать увереннее, но и даст направление в выборе профессии.

Составьте вместе табличку, куда ребёнок сможет вносить то, что он умеет и не умеет, что у него отлично получается и что умеет делать только он. Эта таблица очень информативна — разобрав её, вы и ваш ребёнок увидите сильные стороны, на которые он сможет в будущем опираться.

Объясните права

Ребёнок, отдающий себе отчёт в том, что он имеет определённые права по умолчанию, более уверенный в себе. Он понимает, что допустимо, а что — нет, и в случае необходимости сможет защитить себя и отстоять свои интересы, а также не станет нарушать права других детей.

Интересуйтесь мнением

Если у ребёнка спрашивают его мнение, интересуются его позицией, то это, несомненно, даёт благоприятную почву для роста уверенности в себе.

Безусловно, окончательное решение принимает взрослый. Но чем старше ребёнок, тем ближе он становится к тому, что скоро сам будет принимать это окончательное решение.

Предоставьте возможность говорить «нет»

Зачастую родителям сложно понять и признать тот факт, что ребёнок может от чего-то отказываться. И имеет на это полное право. Он — отдельная личность, со своими взглядами на мир и предпочтениями.

Уважая позицию ребёнка и это право на «нет» с малого возраста, вы учите его прислушиваться к себе и уметь отказываться. Это очень пригодится во взрослой жизни.

Принимайте таким, какой он есть

формирование самооценки у детей

Fizkes/Shutterstock.com

Какую бы глупость ребёнок ни совершил, он должен знать, что дома его примут и будут любить, несмотря ни на что.

Не стоит сравнивать ребёнка с другими. Лучше вспомните и расскажите о том, как вы преодолевали те или иные трудности.

Взращивайте собственную самоценность

Если у родителей есть проблемы с принятием себя и собственной самооценкой, ребёнок столкнётся с такой же проблемой.

Завышенная самооценка у ребёнка

завышенная самооценка детей

Red Fox studio/Shutterstock.com

Когда в семье растёт ребёнок, которым восхищаются, удовлетворяют все его запросы и желания, не замечают его проступков, существует большая вероятность формирования неадекватно завышенной самооценки.

Ребёнку с таким уровнем самооценки рано или поздно придётся столкнуться с рядом трудностей в общении с другими людьми. С такими детьми часто не хотят дружить в школе. Они грубы, агрессивны, им сложно установить контакт, ведь они «зациклены» на своих чувствах и своём мнении.

Признаки

Как понять, что ребёнок имеет завышенную самооценку:

  1. Он излишне самоуверен. Такую самоуверенность видно невооружённым глазом во взгляде, позе и походке ребёнка.
  2. Не самокритичен. Наоборот, уверен, что лучший во всём.
  3. Не переносит чужую критику.
  4. Хочет быть первым всегда и во всём.
  5. Не признаёт свои ошибки и неудачи, часто перекладывает ответственность на других.
  6. Испытывает сложности в общении вследствие игнорирования чужого мнения. В любом разговоре переведёт обсуждение на «себя любимого».
  7. Часто навязывает своё мнение другим.
  8. Токсичен. Это может проявляться в неуважении мнения других, отсутствия эмпатии, насмешках.

Советы для родителей

тест на самооценку ребенка

Alfira/Shutterstock.com

  1. Хвалите ребёнка только за реальные результаты.
  2. Говорите с ребёнком о том, что у него получается хорошо, а также о том, чему ещё стоит уделить силы и время для достижения результатов.
  3. Не оберегайте ребёнка от реальности и возможности посмотреть на себя со со стороны в случае неудачи.
  4. Не пытайтесь решить проблемы ребёнка за него.
  5. Размышляйте о своих успехах и неудачах в присутствии ребёнка.
  6. Хвалите других детей за достижения в присутствии ребёнка.
  7. Учите ребёнка прислушиваться к мнению других людей и уважительно к ним относиться.
  8. Объясняйте, что чувства и эмоции других тоже важны.

Адекватная самооценка — важная составляющая для гармоничного развития личности. Огромное значение в этом вопросе играют родительская любовь и уважение к ребёнку, а также собственная самооценка родителя.

Помогайте детям раскрывать способности и таланты, поддерживайте, ставьте посильные задачи — всё это обязательно принесёт свои плоды и поможет взрастить нормальную самооценку!

Источник фото обложки: BIGANDT.COM/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 20

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone