Буллинг в школе: что делать родителям и как помочь жертве травли?
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Поклонники американского кино могут вспомнить на эту тему фильм «Кэрри» по роману Стивена Кинга, где главная героиня из-за своей неординарной внешности и психологических особенностей становится объектом издевательств и злых шуток сверстников.
Всё это о буллинге в школе — травле, запугивании, третировании. Слово новое, явление старое.
По данным депутата государственной думы Яны Лантратовой, в 2023 году с буллингом столкнулись 57% учеников и 70% учителей. В средствах массовой информации мы всё чаще встречаем пугающие заголовки: «Подростки выложили в Сеть видео с избиением одноклассника», «Девочка покончила жизнь самоубийством из-за травли в школе».
Проблема буллинга современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы.
Это статья для родителей, детей и педагогов — для тех, кому пришлось столкнуть с травлей и издевательствами в школе и кто хочет оградить своего ребёнка от этого ужасающего явления современности.
Содержание:
- Буллинг как один из видов насилия
- Кто участвует в травле?
- Причины и мотивы буллинга
- Как определить, что ваш ребёнок стал жертвой травли?
- Влияние буллинга на его участников и последствия
- Как бороться с буллингом в школе?
- Профилактика школьного буллинга
- Материалы, которые могут вам помочь
Буллинг как один из видов насилия
Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.
Разберёмся подробнее в терминологии и понятии.
Что такое буллинг?
Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось ещё в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе», норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.
Буллинг — это не безобидный розыгрыш или весёлая шутка, при которой все участники получают удовольствие и радуются. Если тот, над кем шутят расстраивается и подобная ситуация повторяется вновь и вновь, это травля. Жертва не может прекратить эти издевательства и вынуждена вновь и вновь терпеть «шутки» в свой адрес. Насмешки постепенно могут перерастать в открытую агрессию вплоть до нанесения физического вреда здоровью и имуществу того, кого «разыгрывают».
Так, например, если друзья в рамках компании придумали друг другу смешные прозвища, связанные с общей весёлой историей из их жизни, и всех эти прозвища устраивают — это нормальная ситуация. Но когда ребёнок совершил ошибку на уроке или оделся «как-то не так», и за это ему придумали неприятное прозвище, которое его обижает, — это травля.
Чем отличается травля от обычного конфликта?
Прежде чем реагировать, взрослые должны чётко понимать, что происходит в классе — обычный конфликт или травля. От этого зависит то, какие меры будут предприняты.
- Во время конфликта обе стороны испытывают негативные эмоции (злость, раздражение, обиду). Травля вызывает сильные переживания и огорчение у жертвы, в то время как агрессоры испытывают удовлетворение и радость.
- В конфликте участвует как правило 2—3 человека (или группа против группы), травля более глобальное явление — один против всех.
- Конфликт затрагивает личные интересы, в то время как жертва травли никак не мешает личным интересами агрессора: «Ты виноват лишь в том, что мне не нравишься».
Статистика травли
В 1970-х годах было проведено первое масштабное исследование среди школьников по вопросам школьного буллинга. Его автор — норвежский профессор психологии Дан Ольвеус. Оказалось, что 15% детей в Норвегии и Швеции регулярно сталкиваются с ситуацией травли, 9% опрошенных являются жертвами, 7% — агрессорами, а 2% выступают и в той, и в другой роли.
Прошли десятилетия и ситуация стала только хуже. Так, по данным исследования Национального центра статистики образования в США за 2019 год, каждый пятый школьник (20% от общего числа) подвергался травле. Такой же процент детей в возрасте 9—12 лет подверглись онлайн-травле (кибербуллинг). Почти половина ребят ничего не рассказывает о произошедшем взрослым.
Исследования в России за 2022 год показывают, что каждый второй школьник встречается с буллингом в школе. 45% опрошенных считают, что травят детей с отличающийся внешностью, четверть — что агрессию проявляют, если у человека отличное от остальных мнение. Каждая третья жертва — это ребёнок, который физически слабее и не может дать сдачи;
То же исследование показало, что травля — это всего лишь 8% физического воздействия и 92% — эмоционального. Поэтому так важно обращать внимание на состояние и настроение вашего ребёнка во время учёбы.
Психологическое насилие в виде травли, бойкота, доносительства, но уже во взрослом коллективе носит название моббинг. Исследования в этой области показывают, что 135 из 180 работников российских компаний подвергались моббингу неоднократно в течение своей рабочей деятельности.
Разновидности травли
Существует несколько видов буллинга:
- физический — непосредственные физические действия в отношении жертвы: толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства;
- вербальный — угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;
- социально-психологический — буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию: сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции;
- экономический — вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;
- кибербуллинг (от англ. — cyberbullying), или интернет-буллинг, — травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза. Появилось даже такое понятие, как буллицид, — суицид, совершённый из-за травли в интернете. Самый известный случай произошёл в США в 2006 году. Мать вместе с тринадцатилетней дочерью осуществляла травлю несовершеннолетней знакомой в социальной сети MySpace под фальшивым профилем. Девушка не выдержала издевательств и покончила жизнь самоубийством.
Школьный буллинг сегодня
В чём особенности современного буллинга? В первую очередь в том, что травля происходит в основном в интернете. Сейчас популярны и социальные сети, и различные мессенджеры, где под фальшивым профилем или ником можно написать любому человеку всё что угодно. Этим пользуются многие подростки, уверенные в собственной безнаказанности, что они не понесут ответственность за свои деяния. Школьники отправляют агрессивные или неприличные видео и фото, пишут оскорбительные комментарии.
Доступ к компьютерным технологиям позволяет очень легко раздобыть «компромат» на жертву или сделать его самостоятельно с помощью фото и видеоредакторов, а также нейросетей. И молниеносно распространить порочащую информацию по всем интернет-платформам.
Ещё один факт, который обращает на себя внимание, — это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50.
Девочки стали всё чаще принимать участие в физическом буллинге. Так, в августе 2023 года случилась трагедия в Лобне. Школьница выпала с 16 этажа, спасти девочку не удалось. Позже выяснилось, что её травили одноклассницы за внешность. О травле знали и учителя, и родители, однако даже перевод на дистанционное обучение не остановил трагедию.
Буллингу и издевательствам в современной школе может подвергнуться и учитель. Если раньше ученики могли просто намазать стул педагога клеем или подложить кнопки, то сегодня подростки могут оскорблять, унижать учителя прямо во время урока, плюнуть в лицо и даже ударить.
Переживаете, что вашего ребёнка травят в школе? Докажите факт буллинга и помогите своему ребёнку, используя функцию Звук вокруг в приложении «Где мои дети», скачав его из AppStore или GooglePlay.
Скулшутинг как итог буллинга
Ещё одно явление жестокого современного мира носит название скулшутинг (от англ. — school shooting). Этот термин подразумевает под собой массовое убийство учащихся, произведённое либо учеником, либо кем-то из посторонних, проникших в школу. Скулшутинг приобрёл широкую огласку после инцидента, который произошёл в средней общеобразовательной школе «Колумбайн» в США, где 20 апреля 1999 года двое учеников расстреляли в школе тринадцать человек, после чего покончили с собой.
Первый в России громкий случай вооруженного нападения подростка на педагога произошёл в 2014 году, когда ученик московской школы застрелил учителя географии и полицейского, прибывшего на место происшествия, а также взял в заложники одноклассников.
Совсем недавно, в декабре 2023 года, произошла стрельба в Брянской школе № 5. В результате двое детей погибли, в том числе и девочка-стрелок, пять человек было ранено. Утром восьмиклассница пришла в школу и совершила несколько выстрелов в сторону своих одноклассников, после чего застрелилась сама. Основная версия следствия на данный момент — травля девочки со стороны одноклассников.
Случаи страшные, случаи вопиющие. Но ещё страшнее тот факт, что почти все те, кто совершал эти убийства, являлись жертвами травли, буллинга со стороны одноклассников. Доведённые до отчаяния подростки брались за оружие и расстреливали своих обидчиков.
Кто участвует в травле?
В ситуации буллинга обычно принимают участие жертва, агрессор и наблюдатели, т. е. участники буллинга. Иногда появляется ещё одна роль — защитник.
Поговорим о каждой из этих ролей.
Жертва
Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:
- с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
- неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
- с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
- с низким интеллектом и проблемами в учёбе;
- «любимчики» учителей или, наоборот, изгои.
Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.
Агрессор
Потенциальный буллер — это человек:
- с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;
- стремящийся быть в центре внимания любой ценой;
- агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;
- чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.
Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.
Наблюдатели
Это самая большая категория участников школьного буллинга. Наблюдатели — это те люди, которые оказываются вовлечены в ситуацию травли. Здесь, как правило, три варианта развития событий:
- Либо наблюдатель встаёт на защиту жертвы, сам оказываясь под ударом и рискуя стать новой жертвой (вспомните мальчика из фильма «Чучело», защищавшего Лену Бессольцеву).
- Либо наблюдатель занимает пассивную позицию, никак не вмешиваясь в конфликт.
- И третий вариант, когда наблюдатель активно поощряет агрессора и спустя какое-то время присоединяется к нему.
Если вы подозреваете, что у ребёнка в школе есть неприятности (он стал жертвой или свидетелем травли, сам принимает участие в буллинге), но не можете добиться информации от него, воспользуйтесь приложением «Где мои дети». С помощью функции «Звук вокруг» вы сможете узнать, что происходит в школе, и вовремя принять необходимые действия. Кроме того, в случае экстренной ситуации ребёнок сможет послать вам сигнал SOS!
Причины и мотивы буллинга
Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?
Причин на самом деле много. Разделим их на группы.
Педагогические
Микроклимат класса, школы
Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребёнок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё.
Психологические
Личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы
Дети, имеющие низкий уровень эмпатии, желающие занять лидерские позиции, утвердить свою самооценку часто могут выбирать более слабого ученика, чтобы за его счёт достичь свои цели. Ученик, который имеет опыт жертвы, может вновь и вновь оказываться в подобной ситуации, потому что приходя в новый коллектив сразу занимает обороняющуюся позицию, поэтому даже перевод в другую школу без психологической помощи не избавит ребёнка от проблемы.
Социальные
Пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх.
Часто мы не замечаем, какие посылы несут те или иные фразы, сюжеты фильмов и игр. Считается, что сильный и едкий персонаж более крутой, чем слабый и тихий. Таким образом, мы пропагандируем нездоровое отношение к чрезмерной агрессии со стороны детей в адрес более спокойных ребят.
Семейные
Недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль.
Современные родители всё чаще обращаются к детской психологии в вопросах воспитания детей, однако всё ещё есть дети, травмированные своей семьёй.
К мотивам буллинга можно отнести:
- зависть;
- месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);
- самоутверждение в коллективе;
- стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;
- желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.
Важно понимать, что все участники травли (и буллер, и жертва, и свидетели) нуждаются в психологической коррекции. Буллер — чтобы научиться спокойному реагированию на других учащихся. Жертва — для укрепления самооценки и работы с полученной травмой. Свидетели, как и жертва, испытывают страх и травмируются, поэтому им также требуется помощь. В идеале необходима работа сразу со всем классом.
Как определить, что ваш ребёнок стал жертвой травли?
Дети не всегда могут рассказать взрослым о своих проблемах в школе. Поэтому родителям важно вовремя распознать, что ребёнок стал жертвой травли. Об этом могут свидетельствовать следующие признаки:
- ребёнок негативно относится к школе, использует любую возможность, чтобы туда не ходить;
- возвращается из школы подавленный;
- часто плачет без очевидной причины;
- ничего не рассказывает об одноклассниках и школьной жизни;
- нарушение сна и аппетита;
- синяки и ссадины на лице или теле, порванная одежда.
Любые отклонения в поведении и настроении ребёнка требуют пристального внимания со стороны родителей и педагогов. Порой детям стыдно признаться, что их обижают в школе. Часто сами родители создают такую ситуацию повторяя как мантру “дай сдачи!”, но для большинства детей — это невозможная инструкция, поэтому они перестают признаваться в проблемах в школе.
Если вы заметили, что ребёнок стал замыкаться, отстраняться, прячет свои вещи, начинает чаще болеть и искать поводы остаться дома — это всё звоночки, на которые стоит обратить внимание. Запаситесь терпением и постарайтесь вывести своего ребёнка на разговор. Не ругайте, не кричите, не впадайте в истерику — вы последний островок безопасности, именно ваша реакция спокойствия и силы может внушить ребёнку, что всё поправимо.
Влияние буллинга на его участников и последствия
Теперь давайте проследим влияние школьного буллинга на каждого из его участников.
Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т. е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и, как следствие, постановке на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.
Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость.
И конечно, самая тяжёлая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.
- У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.
- Плюс к этому депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.
- И самые серьёзные реакции на буллинг — это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.
Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.
Последние данные, полученные в результате масштабного исследования Королевского колледжа в Лондоне, опубликованного в журнале Molecular Psychiatry в 2018 году, показывают, что вред от травли наносится не только психологический, но и физиологический.
В исследовании приняли 682 подростка в возрасте 14–19 лет, 36 из которых были жертвами травли, остальные сталкивались с ней эпизодически. Мозг участников просканировали и выяснили, что части мозга (скорлупа и хвостатое ядро) были сильно меньше у травмированных детей, чем у остальных участников эксперимента. Эти зоны отвечают за различные виды обучения и моторные навыки, а также поражение этих частей мозга связывают с повышенным риском развития неврозов и болезни Паркинсона.
Ранее такие же изменения были выявлены у взрослых людей, которые подверглись систематическому насилию в детстве.
Обязательно пройдите наш тест Как вы поведёте себя, если столкнётесь с травлей? Проверьте себя, который мы составили вместе с психологами и экспертами ТРАВЛИ.NET — в конце вы получите рекомендации, которые могут спасти чьё-то моральное и физическое здоровье.
Как бороться с буллингом в школе?
Школьную травлю нельзя пускать на самотёк. Если вы как родитель или педагог узнали о случае буллинга — неважно, с вашим ребёнком или нет, — вы обязательно должны вмешаться!
Как вести себя родителям?
Советы для родителей, чей ребёнок подвергается травле в школе.
Первый и самый главный пункт — снять с ребёнка чувство вины!
Объясните, что он не виноват в том, что подвергся травле. Ребёнок ни в коем случае не хуже других, просто он попал в непростую для себя ситуацию, из которой родители и педагоги помогут ему найти выход.
- Дайте ребёнку понять, что вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу».
- Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения.
- Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников:
- Люди считывают язык тела и жестов, поэтому необходимо демонстрировать поведение уверенного человека — прямая спина, раскрытые плечи, высоко поднятая голова, ровная, чёткая походка.
- Всегда помни, что у тебя есть родители и близкие, которые в тебя верят, и их оценка важнее, чем мнение какого-то хулигана.
- Не пытайся отвечать на колкости, если это не твоя сильная сторона. Лучше посмотри на обидчика с осуждением и гордостью и промолчи.
- Используй метод «паук в банке». Представь, что твой обидчик сидит в стеклянной банке: он может оттуда кричать и обзываться, но ничего не может тебе сделать — следовательно, и бояться нечего.
- Никогда не затевай драку первым. Задиры этого ждут — они сильнее и, вероятнее всего, используют ситуацию против тебя. Если драки не избежать, пусть бьют первыми, после все свои действия ты спишешь на самооборону.
- Старайся избегать прямых столкновений с хулиганами без свидетелей: перемещайся в толпе с остальными учениками, иди уверенно с высоко поднятой головой — так ты успеешь заметить опасность и вместе с тем продемонстрируешь свою уверенность.
- Фиксируй на камеру, делай фотографии или скриншоты всех оскорбительных действий со стороны обидчиков — это послужит доказательством их вины.
- Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика вашего ребёнка.
- Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же, это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте.
- В ситуации кибербуллинга: если буллер известен, заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность, распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы.
Задача родителей — не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.
Подозреваете, что ребёнок скрывает факт буллинга или что-то недоговаривает? Придите на помощь своему ребёнку, узнав детали и получив доказательства травли. Скачайте приложение «Где мои дети» с точным GPS-локатором и функцией «Звук вокруг» из AppStore и GooglePlay.
Что делать ребёнку — жертве травли?
Теперь хочется обратиться к детям:
- Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи — это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
- Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдётся тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
- Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
- Если предмет травли можно исправить, исправьте. Если нельзя, не считайте себя виноватыми.
- Если вы стали свидетелем травли — сообщите взрослым. Буллинг необходимо остановить, чтобы он не перешёл на других ребят и/или не привёл к печальным последствиям.
Профилактика школьного буллинга
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Уважаемые педагоги! Вы не имеете права не знать, что происходит с вашими подопечными, и закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон».
Также просматривайте личные странички ваших учеников в социальных сетях, обращайте внимание на посты и комментарии. Никто не призывает вас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь ваших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых вы обязаны.
Организовывайте мероприятия по сплочению детского коллектива, совместные походы, экскурсии, выезды. Привлекайте к работе по профилактике буллинга школьного психолога и социального педагога, сотрудничайте с семьями — не оставайтесь равнодушными!
Дорогие родители! Расскажите своим детям о явлении буллинга и как можно от него защититься. Объясните, что рассказать взрослому о своей проблеме — это не слабость, а мудрое решение.
Ребята! Вы только начинаете жить, а в современной жизни можно встретить не только хорошее, но и много злого, жестокого, неправильного. Учитесь быть сильнее зла, говорить «нет», когда вас заставляют сделать что-то нехорошее, давать отпор обидчику, не теряя при этом собственного достоинства. Найдите себе друзей по интересам, общайтесь с теми, кто будет уважать и ценить вас.
Теперь вы знаете всё или почти всё о буллинге в школе. Да, современный мир действительно жесток и опасен. И главная опасность заключается в нас самих. Поэтому нельзя закрывать глаза на происходящее. При малейших признаках буллинга бейте тревогу, ищите пути помощи и разрешения ситуации.
И в заключение — видеоролик о том, как важно вовремя помочь ребёнку, оказавшемуся жертвой травли, вовремя защитить, не опоздать…
Материалы, которые могут вам помочь
- Почему дети дразнятся и как реагировать, если вашего ребёнка обзывают?
- Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя
- Вербальная и речевая агрессия. Когда «невинные» шутки перерастают в травлю?
- Воспитываем в детях толерантность. Почему так важно говорить о расизме и терпимости?
- Учителям нельзя оставаться в стороне: как противостоять травле в классе?
- Виртуальная дружба: как уберечь ребёнка от опасных знакомств в интернете?
Источник фото обложки: Lopolo/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик