Знакомство с классом и одноклассниками! Советы для первоклашек и новеньких
Успеваемость и эмоциональное состояние школьника во многом зависят от отношения детей внутри коллектива. Если ребята дружат, поддерживают друг друга и легко находят общий язык, то ребёнок с удовольствием идёт в школу и тянется к знаниям. Если же среди детей постоянно происходят конфликты или школьника сделали объектом травли, то ни о каком качественном образовании не может быть и речи. Именно поэтому так важно грамотно провести для ребёнка знакомство с классом.
Содержание:
- Первый раз в первый класс: как помочь ребёнку познакомиться с одноклассниками?
- Новая школа или класс: как помочь новенькому адаптироваться в школьном коллективе?
- Подсказки от психолога для ребёнка: как влиться в школьный коллектив?
- Игры для знакомства и сплочения младшеклассников.
- Рекомендации по развитию детей 5-11 классов
Первый раз в первый класс: как помочь ребёнку познакомиться с одноклассниками?
Впервые ребёнок сталкивается с новыми одноклассниками приходя в первый класс. Первоклашки ещё не знают толком, что такое школа: как себя нужно вести на уроках, чем они отличаются от занятий в садике. В их жизни появляются новые дети и взрослые, и было бы замечательно, если бы школьные годы принесли только приятные воспоминания, а не тяжёлые психологические травмы.
Поделитесь опытом
Хороший учитель обязательно проведёт игры на сплочение класса, выявит лидеров, поддержит застенчивых детей, поможет с адаптацией. Однако роль родителей в этом процессе не менее значима. Именно они формируют позитивное или негативное отношение к школе.
Расскажите своим детям о том, для чего нужно ходить в школу — что это первый шаг в мире знаний, что именно там ребёнок получит необходимый старт для взрослой жизни. Поделитесь приятными воспоминаниями о своей школе и одноклассниках. Вне сомнений у вас были и плохие дни, но не стоит ими пугать первоклассника. Создайте положительный образ школы, первой учительницы, будущих одноклассников.
Научите манерам
Научите ребёнка быть вежливым и дружелюбным — здороваться и прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», спокойно относиться к чужому мнению и тактично отстаивать своё, говорить твёрдое «нет». Этот простой, на первый взгляд, стиль общения проще всего воспитать на собственном примере — общайтесь так внутри семьи, и ребёнок будет воспринимать это как само собой разумеющееся. Умение быть открытым и лёгким в общении, отстаивать собственное «Я» притягивает и располагает к себе других людей.
Поговорите о дружбе
Поговорите с ребёнком о том, с чего начинается дружба. Она может появиться, только если кто-то сделает первый шаг — начнёт беседу.
С чего начать беседу? С простых вопросов: «Как прошли выходные?» или «Какой фильм твой любимый?». Людям нравится, когда к ним проявляют интерес — в ответ они могут проявить свой интерес, а там уже завяжется оживлённый диалог.
Читайте также: Как научить ребёнка дружить и вливаться в коллектив?
Помогите ребёнку разобраться
Некоторые дети очень хотят понравиться всем. И чем больше они стараются, тем хуже к ним относятся одноклассники. Поговорите с ребёнком о том, почему невозможно понравиться сразу всем. Помогите ему определиться, с кем из всех одноклассников ему интереснее всего общаться и почему. Скорее всего окажется, что у них схожие интересы — а это неплохая основа для дружбы.
Интересуйтесь делами юного школьника и хвалите за активность
Вернувшись с работы, найдите время, чтобы поговорить со своим школьником и узнать, как прошёл его день, что было хорошего и плохого. С кем он сегодня поиграл, смог ли ответить у доски? Поддержите его, даже если всё прошло не слишком гладко. Родительская похвала и уверенность в успехе окрыляют детей.
30 интересных вопросов ребёнку вместо банального «Как прошёл твой день?»
Поощряйте общение с одноклассниками вне школы
Если есть возможность, проведите внеклассное мероприятие, где дети в свободной обстановке смогут познакомиться и проявить себя. Например, организуйте совместную прогулку по парку, поход в кафе или детский центр. Или пригласите ребят в гости, чтобы они могли познакомиться поближе.
Убедитесь, что вашего ребёнка не обижают в новом коллективе сверстники или учителя! Слушайте, что происходит вокруг него, пока он в школе, а также смотрите, где ребёнок бывает в течение дня с помощью приложения «Где мои дети».
Новая школа или класс: как помочь новенькому адаптироваться в школьном коллективе?
Если первоклашки находятся в относительно равных условиях, то новичок в классе оказывается под большим давлением. Влиться в уже слаженный коллектив бывает очень непросто. Важно подготовиться ко встрече с одноклассниками — это позволит ребёнку легче адаптироваться в незнакомой обстановке.
Продумайте внешний вид — пусть присутствуют интересные детали в одежде или школьных канцтоварах. Несколько необычных аксессуаров привлекут внимание одноклассников и станут поводом для начала беседы. Но не переборщите — слишком дорогие или избыточные вещи могут, наоборот, вызвать зависть и стать причиной для насмешек.
Подумайте, какие истории и факты из жизни ребёнка стоит придержать, а какие можно использовать при знакомстве — возможно, это будут смешные моменты из жизни или рассказ о хобби. Не заучивайте тексты — пусть ребёнок рассказывает свои любимые истории как умеет, это придаст ему искренности, которая подкупает.
Часто проблемы могут возникнуть у ребят с высоким уровнем интеллекта и знаний. Дети не любят «выскочек», поэтому не стоит с первых же уроков демонстрировать своё превосходство. Одноклассникам нужно время, чтобы привыкнуть к новенькому, признать его своим.
Хорошо, когда родители в курсе того, что происходит в школе, какой дресс-код в классе, традиции и обычаи. Если есть возможность, поговорите с учителем до начала занятий, таким образом, вы сможете подготовить своего ребёнка к новой школе.
Если ребёнок перешёл в новый класс в начальной школе, имеет смысл лично пообщаться с новой учительницей, поскольку под её контролем ребёнок будет проводить большую часть времени в школе. От того, как будут выстроены отношения именно с ней, часто зависит его успешность или неуспешность в учёбе.
Родителям важно найти подход к учительнице. Попросите её о помощи, обговорите невозможность обсуждения промахов и ошибок вашего ребёнка при всём классе, а только лично.
Выстраивайте доверительные отношения с детьми, интересуйтесь их успехами и поддерживайте в трудную минуту. При переходе в новый коллектив им как никогда нужно знать и чувствовать, что дома им помогут, чтобы ни случилось.
Особенная тема: адаптация старшеклассника в новом коллективе
Если речь идёт о средней и старшей школах, то для ребёнка более значимыми будут отношения не с учителями, а с одноклассниками. И здесь важно помочь наладить коммуникацию с ребятами в классе, если ребёнок испытывает трудности с этим.
Что же делать родителям?
Не накладывайте свой опыт
Первое, что важно сделать родителю, чтобы помочь ребёнку пройти это испытание — это отделить свои личные страхи и тревоги от страхов и тревог ребёнка.
Возможно, у вас был неудачный опыт вхождения в новый коллектив. Но это не значит, что ребёнок непременно столкнётся с теми же трудностями. Здесь уместным будет правило золотой середины: не стоит тотально контролировать школьную жизнь ребёнка, упорно выясняя, кто и что конкретно сказал и сделал, но и не стоит полностью отгораживаться от этого, надеясь на то, что он сам во всём разберётся.
Понаблюдайте за ребёнком
Постарайтесь проследить, насколько изменилось его поведение после того, как он пошёл в новую школу: стал ли он чаще плакать, отмалчиваться, закрываться у себя в комнате? Забросил ли любимую компьютерную игру и постоянно спит или, наоборот, играет в неё часами, не отвлекаясь даже на обед?
Если хотя бы на один вопрос вы отвечаете положительно, стоит внимательнее отнестись к стрессу, испытываемому ребёнком в процессе адаптации к новому коллективу.
Пообщайтесь с ребёнком
Просто поговорите с ним. Не ограничивайтесь стандартным: «Как дела в школе?» Спрашивайте более развернуто, например:
«Я заметила, что ты стал каким-то грустным, не улыбаешься, не делишься со мной новостями. Может быть ты расскажешь мне, что тебя тревожит?»
В каждодневных беседах за чашкой чая оставьте место не только для позитивных вопросов (но и для них тоже), но и для подобных:
«Скажи, что сегодня тебя расстроило в школе? Из-за чего ты сегодня переживал? Что тебе было сделать трудно? Кто из ребят сегодня говорил или делал что-то обидное для других ребят? Кого сегодня ругала учительница и за что? Что ты думаешь по этому поводу?»
Проявите участие и поддержите
Прежде всего, нужно понимать, что ребёнок нуждается в поддержке.
К сожалению, в нашем обществе поддерживать не принято, а принято обесценивать («Да что такого-то, пошёл в новый класс, что, тебя там съедят что ли? Чего ты трусишь, ты же мужик! Ну-ка, перестань стонать, не позорь меня, не маленький уже..» и т. п.). Самый распространённый вариант обесценивания: «Не переживай, всё обойдётся».
Переживать нормально! Запрещая ребёнку переживать, вы затягиваете его адаптацию.
Поставьте себя на место ребёнка: вы приходите в новый коллектив, на вас все смотрят, вас оценивают, над вами подсмеиваются (особенно, если вы не похожи на остальных), про вас шепчутся, а вам нужно найти подход ко всем этим разным людям (учителям, одноклассникам, другим ребятам в школе). Вам нужно узнать много новых гласных и негласных правил уже сформированного коллектива. Вам надо вписаться каким-то образом в это целое, но пока что вы по умолчанию аутсайдер.
Поддержка — это разделение с ребёнком его эмоций. Покажите, что вы понимаете его, что он не одинок в своих чувствах и что вы испытывали то же самое. Хорошими словами поддержки будут:
«Я понимаю, что тебе сейчас нелегко. Любой на твоём месте переживал бы. Это нормально. И я, и папа —мы все проходили через это (здесь будет хорошо рассказать про свой опыт). Это действительно сложный этап, скажи, чем мы можем тебе помочь?»
Лайфхак для родителей
Если ребёнок всё же не идёт на контакт, но вы подозреваете, что у него есть проблемы, можно привлечь для разговора с ним другого взрослого, которому он доверяет (вашего друга, тренера, психолога).
Если и в этом случае ребёнок отказывается открыть вам свои переживания, воспользуйтесь следующим лайфхаком.
Установите себе и ребёнку приложение «Где мои дети» и включите функцию звука вокруг его телефона, когда он будет в школе. Вы сможете понять, что происходит в радиусе 1-2 метров вокруг ребёнка. Так у вас появится возможность точно выяснить, с чем связаны его переживания, будь то плохие отношения со сверстниками, издевательства со стороны старшеклассников или же конфликты с учителями.
Подсказки от психолога для ребёнка: как влиться в школьный коллектив?
Спокойствие, только спокойствие!
Входя в класс, важно сохранять спокойствие и дружелюбие. Не стоит сразу паниковать, если одноклассники смотрят с подозрением или отпускают остроты — им самим любопытно, кто этот новенький и что от него можно ждать. Поэтому проявляем невозмутимое спокойствие, успокаиваем дрожь в коленях и занимаем свободное место в классе.
Не спеши!
Поскольку долго играть в гляделки не получится, то через 1-2 урока с тобой захотят познакомиться. Старайся следить за своей речью, не говорить слишком много о себе, а больше проявлять интерес к ребятам. Задавай вопросы про школу и учителей — это покажет твою заинтересованность и вместе с тем даст дополнительную информацию.
Будь собой!
Не стоит хвастаться или изображать из себя супермена — слишком долго притворяться другим человеком выматывает, да и правда рано или поздно вылезет наружу. Так что просто будь собой.
Шути!
Не стоит пугаться, если кто-то над тобой пошутил. Отшутись и посмейся вместе со всеми. Не принимай близко к сердцу все выпады. Проверка на чувство юмора одна из самых сложных, особенно в стрессовой ситуации. Но именно умение шутить и отражать шутки могут сделать новичка интересным для одноклассников.
Слушай внимательно!
Задача новенького как можно быстрее влиться в новый коллектив, а для этого нужно понять, что интересует этих ребят и какие темы они обсуждают чаще всего. Не стоит сразу перетягивать внимание на свои хобби или увлечения. Поддерживая беседу, которая интересна одноклассникам, человек может присоединиться к классу намного быстрее. Однако не стоит строить из себя эксперта в вопросах, в которых ты не разбираешься. Это скорее вызовет бурю насмешек. Честное признание некомпетентности и желание разобраться подкупают собеседников.
Как поступить в сложной ситуации?
«Меня все игнорируют» — чтобы изменить ситуацию, необходимо предпринимать хоть какие-то шаги. Если к тебе никто не подходит, подойди сам. Попроси о помощи — это придаёт человеку чувство значимости, а это уже повод продолжить общение.
«Они говорят только о дорогих тряпках и ничем не интересуются» — не стоит отчаиваться, наверняка в классе найдётся парочка более умных ребят, с которыми будет о чём поговорить. В конце концов, если не демонстрировать своё интеллектуальное превосходство, это не станет большой проблемой.
«Они слишком умные! Сыпят терминами, обсуждают квантовую механику и т. п.» — отлично! Это стимул для роста. Знания никогда не будут лишними. Попроси объяснить тебе «умные слова», спроси, какие материалы можно посмотреть или почитать по этой теме.
«Это плохая компания! Нарушают правила и (возможно) законы!» — от таких ребят, конечно, стоит держаться подальше, перевоспитывать их — невыполнимая миссия. Лучше избегать сомнительных предложений, которые могут втянуть в неприятности.
«Меня травят!» — надо сразу обратиться ко взрослым. Если остановить буллинг не удалось, то стоит поменять школу. Однако, если травля происходит снова и снова, и это уже не первый новый класс, стоит обратиться к психологу, чтобы понять, почему эта ситуация повторяется и разорвать порочный круг.
Игры для знакомства и сплочения младшеклассников
На каждом году обучения необходимо играть с детьми в разные игры. Так, для первоклашек очень важно поиграть в игры на знакомство, чтобы дети выучили имена, получше узнали друг друга, повзаимодействовали между собой и смогли объединиться в микрогруппы на основе своих интересов. Такие игры лучше проводить в кругу, чтобы дети видели друг друга.
Игры на знакомство
В течении месяца-двух можно предлагать игры, в которых ребёнок называет своё имя и предмет на ту же букву. Например, «Мы идём в поход». Каждый ребёнок по кругу говорит: «Меня зовут…, и я беру с собой в поход …». Можно предложить детям поехать на море, собраться в школу, отпраздновать день рождения и т. д.
Также хорошо проходят игры, где дети узнают некоторые подробности друг о друге. Например «Давайте поприветствуем!». Учитель говорит: «Давайте поприветствуем тех, … кто летом отдыхал на даче / у кого есть кошка / кто любит танцевать / и т. п.». Дети, которые узнали в описании себя, встают, остальные им аплодируют. Потом можно предложить детям самим придумать, кого они будут приветствовать.
Игры на сплочение
Во втором классе у детей может возникнуть неуверенность и замкнутость. Возрастает число конфликтов в классе. Чтобы снизить тревожность и напряжение, необходимо провести ряд игр на взаимодействие. Хорошая игра, которую легко можно встроить в учебный процесс — «Атомы и молекулы»: дети хаотично перемещаются по помещению, по хлопку ведущего они должны разбиться на группы с определённым количеством человек. Это позволит применить на практике устный счёт, а учителю разбить класс на команды для следующей игры.
Важно начать обучать детей считывать чужие эмоции и понимать свои. Игра «По грибы» — отличный симулятор эмоций. Выбирается ведущий из числа детей. Остальные дети изображают съедобные и несъедобные грибы. Задача «лесника» угадать, съедобный перед ним гриб или нет. В конце игры обсуждается, по каким признакам ребята определяли хорошие и плохие грибы.
Также хорошо разбирать конфликтные кейсы на примере коротких выдуманных историй «Подружка порвала книжку» или «Мальчик обзывается». Можно поставить мини-сценку и обсудить, как правильно поступать в такой ситуации.
Игры на раскрытие потенциала
Третий класс всё больше похож на сплочённый коллектив. Дети с удовольствием вовлекаются в совместное творчество, готовы помогать друг другу и выполнять общественные поручения. Вместе с тем, каждый ребёнок всё полнее открывается как индивидуальность. Поэтому на этом этапе отлично проходят игры на командное взаимодействие, где каждый ребёнок может почувствовать себя важной частью класса.
Хорошим примером весёлой и лёгкой игры можно назвать «Весёлый рисунок». Класс делится на 2-3 команды. Каждая команда получает фломастер, лист бумаги и повязку на глаза. Задача, например, нарисовать человечка. Первый участник с завязанными глазами рисует голову, каждый следующий дорисовывает что-нибудь ещё (глаза, уши, рот и т. п.). Когда рисунок будет закончен, командам можно предложить дать этому человечку имя и придумать историю, почему он такой. Обратите внимание, что в команде появится лидер: кто-то предложит креативную идею, а кто-то с удовольствием расскажет получившийся результат. Если кто-то из ребят с трудом включается в процесс, понаблюдайте, возможно, ему требуется помощь, чтобы стать частью группы.
Игры на совместные решения
Четвертый класс — это практически сформированный коллектив. Выделяются лидеры, формируется актив класса, ребята готовы брать на себя и решать небольшие организационные задачи. Здесь подойдут игры, где необходимо сообща решить поставленную задачу. Например, игра «Строим цифры» заключается в том, что хаотично перемещающиеся дети по команде ведущего «Строим цифру…» должны выстроится в фигуру, изображающую заданную цифру. Кто-то из ребят будет вынужден взять управление группой на себя, чтобы выполнить задачу.
Рекомендации по развитию детей 5-11 классов
У школьников средних классов меняется ведущий тип деятельности с учёбы на общение, поэтому здесь важно развивать коммуникативные навыки:
- Самопрезентация.
- Установление контакта с другими людьми.
- Управление своими эмоциями.
- Умение грамотно конфликтовать и находить компромиссы.
- Умение высказать и аргументированно отстоять свою позицию.
- Умение слушать и слышать собеседника.
Старшие классы находятся на пороге взрослой жизни, первых любовных отношений. Здесь важно прорабатывать тему здоровых отношений, в том числе и интимных. Чтобы у ребят появилась возможность провзаимодействовать с противоположным полом в безопасной обстановке, лучше периодически разбивать класс на пары мальчик-девочка для выполнения школьных заданий или участия в игровых мероприятиях. Это позволит им проявить свои симпатии и научиться корректно общаться.
Также старшеклассники сталкиваются с большим стрессом выбора профессионального пути. Умение принимать ответственные решения и снимать стресс — важные навыки взрослой жизни.
Помните, что чем более гармонично с психологической точки зрения развит каждый ребёнок из класса, тем легче новенькому влиться в коллектив. Ведь основные проблемы возникают в ситуации, когда дети не могут контролировать свои эмоции и спокойно высказать свои претензии, тревоги и переживания.
Дети с нормальной самооценкой не станут самоутверждаться за счёт других и устраивать травлю, а ребята, умеющие налаживать контакт, быстро примут новичка в свои ряды. Конечно, очень важно, чтобы учитель и родители совместными усилиями помогли детям сплотиться — так школьные годы пройдут с максимальной пользой и буду вызывать лишь приятные воспоминания!
Готовимся к школе:
- Идеи красивых и простых причёсок для девочек на 1 сентября
- Подготовка к 1 сентября: чек-лист для родителей. Что нужно сделать?
- Главное – внимание: что подарить учителю на 1 сентября?
- Дисциплина и равенство: зачем нужна школьная форма и как её выбрать?
Для родителей первоклассников:
- Как собрать ребёнка в первый класс и не стать банкротом?
- Рюкзак, ранец или портфель для школьника: что выбрать и как?
- Полный набор первоклассника: что входит в список покупок?
- Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению?
Проверьте электронный ящик