Можно ли смотреть «Игру в кальмара» детям и подросткам? Разбор сериала с психоаналитиком | FindMyKids Blog
Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Интервью с психологом

Что дети нашли в «Игре в кальмара»? Разбираем хит-сериал с психоаналитиком

Сериал «Игра в кальмара» вышел чуть больше месяца назад, но за такой короткий срок пробился в ТОП Netflix (сервис, который создал и представил сериал аудитории), собрал невероятное количество просмотров, став популярным в девяноста странах мира. Соцсети охватила массовая истерия: люди подражают героям сериала, воспроизводят сюжеты и игры, снимают тематические ролики.

Несмотря на возрастной ценз 18+, «Игру в кальмара» смотрят не только взрослые. Подростки и дети помладше активно обсуждают между собой горячую новинку.

Портал «Где мои дети» пригласил психоаналитика Марину Старовойтову и задал эксперту самые волнующие родителей вопросы о популярном сериале. Стоит ли запрещать смотреть сериал детям, и какое влияние сериал может оказать на тех, кто всё-таки познакомился с ним? Читайте расшифровку интервью с Мариной Старовойтовой и режиссёром канала «Где мои дети» Валентиной Завацкой.

Внимание! Текст и видео содержат спойлеры. Не знакомьтесь с материалами, если не хотите узнать о сюжете и финале сезона сериала.

Почему родители запрещают детям смотреть «Игру в кальмара»?

Валентина Завацкая, режиссёр канала «Где мои дети»:

— Марина, здравствуйте! Большое спасибо, что согласились поговорить на эту горячую тему. Мы решили не проходить мимо «Игры в кальмара», потому что многие родители – наши подписчики и зрители – не на шутку озабочены его выходом.

Из комментариев в наших соцсетях и на канале Где Мои Дети я выделила основной страх родителей. Они утверждают, что сериал деструктивный. Он разрушает психику ребёнка, поэтому его нужно запретить к просмотру. Оградить детей от подобного контента. 

При этом, готовясь к съёмкам, я также прочитала большое количество комментариев от самих детей. Это 13-14-летние подростки, которые активно обсуждают сериал. Меня поразило, насколько дети адекватно, грамотно и осознанно рассматривают разные сюжетные линии. Они их видят. При этом я практически не видела комментариев от подростков про обилие крови, насилия и агрессии. Они увидели дружбу, они увидели выбор, они увидели ещё какие-то важные моменты в фильме.

Марина Старовойтова, психоаналитик:

— Сразу оговорюсь, что я буду высказывать лишь собственное мнение. Я не истина в последней инстанции, но мне показалось, что фильм в принципе затрагивает вопросы становления психики. Становления, взросления, принятия ответственности.

Родители говорят о деструктивности, обилии крови и агрессии. Тогда вопрос к ним: почему именно это они увидели в фильме?

Задайте себе вопрос: «Почему я вижу только кровь и «стрелялки» при наличии диалогов, сюжетных линий и колоритных персонажей?»

Как вы сказали, дети рассуждают о дружбе, выборе, о смысле жизни. Именно эти вопросы поднимаются на протяжении всего фильма.

Родители считают сериал деструктивным. А в чём его деструктивность? Он поднимает сложные вопросы, в частности, в чём смысл жизни и смерти. Хорошо, когда ребёнок взрослеет, его психика крепнет и он видит взаимосвязь этих двух вопросов. Если постоянно ограждать ребёнка от «страшного» и «деструктивного», он войдёт во взрослую жизнь без осознания того, что это.

Такой страх и непонимание жизни характерно как раз для главного героя.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

— Это же самая яркая сюжетная линия! В начале фильма мы видим главного героя этаким «взрослым ребёнком»: ему 40 с лишним лет, он играет в игры, живёт на пособие матери, иногда перебивается какими-то случайными заработками. Он — отец, который не может дать ребёнку ни отцовской любви и заботы, ни даже подарков на день рождения. Когда он вступает в «Игру», мы видим, что он взрослеет, становится человеком с высокими моральными принципами. Как мне показалось, он даже внешне стал более взрослым.

Развитие сюжета положительное. Почему родителям так страшно, что они запрещают просмотр подросткам?

— Не люблю слово «подросток». Это своего рода слово-«исключение»: тебя словно «исключают» из кого-то или откуда-то, будто ты ещё не достоин, ты ещё не вырос. Я всегда говорю не «подросток», а «юный взрослый». Это очень удачное и правдивое сочетание слов.

«Подростки» гораздо взрослее, чем родители, у которых сегодня очень много страхов и с которыми они не в состоянии справиться, потому попросту перекладывают их на детей. Отсюда и запрет на разные «страшные» вещи, которые на самом деле страшными не являются, как, например, этот сериал. Это всё-таки в первую очередь иллюзия. В эту иллюзию ребёнок погружается, и он видит многое из того, чего не видят взрослые.

С какого возраста детям можно посмотреть этот сериал? И можно ли?

Prostock-studio/Shutterstock.com

— Важно помнить, что у каждого свой взгляд на какие-то вещи. Вы увидите одно, ребёнок — другое. Всё зависит от становления психики. Если что-то вас пугает, это не значит, что это сильно испугает и вашего ребёнка.

Не стоит забывать, что мы можем поговорить с ребёнком о том, что он увидел, не накладывая на разговор свои страхи и ярлыки. Не надо говорить: «А ты видел, что вон там убили человека? Видел, сколько крови было?» Это ваш взгляд на просмотр.

— Я считаю, что после просмотра сериала важно поговорить с ребёнком об увиденном, заострить внимание не на убийствах, а диалогах.

— Я бы убрала слово «заострять». Мы с вами сейчас анализируем кино. Мы не заостряем. Лично я тоже говорю о вещах, которые меня задели, или вызвали эмоции, или перешли в разряд «слишком». Важно помнить, что такое анализ фильма и как он происходит. Этот сериал хорошо бы посмотреть всей семьёй, чтобы каждый рассказал что-то своё. Так родители будут в диалоге с собственным ребёнком.

Повторюсь, если родители хотят ограничить просмотр сериала, опасаясь чего-то, то это страхи самих родителей, которые связаны с чем-то личным. Конечно, разрешать смотреть или нет — это право родителей.

— Безусловно, право родителей. Но ведь речь идёт о фильме, о котором говорят буквально все, в том числе и друзья ребёнка. Есть ли тогда смысл запрещать? Он окажется белой вороной, которая ничего не знает. Либо всё равно посмотрит.

— Запреты — это то, что вызывает желание. Если родитель что-то запретит, то у ребёнка появится желание это сделать. Поэтому, может быть, сериал стоит посмотреть и обсудить? И как раз нивелировать свои и детские страхи, ведь в «Игре в кальмара» поднимаются темы крови и смерти.

Дети всегда готовы к жестокости. Вины сериала в этом нет

Prostock-studio/Shutterstock.com

— Самый сильный страх родителей заключается в том, что ребёнок, посмотрев «Игру в кальмара» не просто пойдёт повторять эти игры, — а ребята повторяют эти игры, придумывая что-то своё, — но и начнут реально наказывать проигравших. Что сериал сделает их жестокими. Как правильно посмотреть фильм с детьми? Или как поговорить с ребёнком, который уже посмотрел фильм, так, чтобы понять, готов ли ребёнок морально к представленной в «Игре в кальмара» жестокости? Или он увидел в этом сериале что-то своё?

— Ребёнок, как и все мы, к жестокости готов всегда. Потому что агрессивность — это своего рода защитный механизм, заложенный в нас изначально. Мы так устроены. Но тому, как ребёнок сублимирует и куда он направляет эту жестокость, конечно, учат те, кто находится рядом. Не буду сейчас говорить, что виноваты в этом родители или кто-то ещё. Важно помнить, что ребёнок воспитывается в том числе и в социуме, а психика у всех разная.

Ко мне приходят родители, которые говорят: «У моего ребёнка компьютерная зависимость». Я прошу объяснить, что именно он делает. А мне отвечают: «Да целыми днями сидит за компьютером». Когда ребёнок начинает приходить ко мне на консультации, выясняется в течение нескольких сессий, что он создает мультфильмы, например. И он хочет стать режиссёром, как Хаяо Миядзаки. Родители не знают, что делают их дети.

Важно разговаривать со своими детьми, поэтому спросите их о том, что они увидели в сериале. И на этом моменте сделайте паузу. Не забывайте: мы накладываем свои страхи на собственных детей.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

Вернёмся к вопросу жестоких наказаний. Возможно, мои слова прозвучат неоднозначно, но минимальный риск в игре необходим. Это проживание боли утраты: «Я проиграл, меня наказали, но это игра. Я знаю, что это сейчас закончится». Возможно, жестокость, которая есть у всех «юных взрослых», необходимо пустить в русло игр, где, собственно, она (жестокость) лишь обыгрывается, т. е. не является чем-то настоящим.

Конечно, я упускаю какие-то клинические случаи, потому что понимания того, что это лишь игра, в рамках которой последует «жестокое» наказание за проигрыш, может и не быть. Здесь всё очень индивидуально. Но всё-таки остаётся вопрос к родителям: почему они думают, что их ребёнок будет жестоко наказывать других детей?

Вполне вероятно, что они что-то замечают в поведении своего ребёнка, что-то видят, что-то не могут ему объяснить или не знают, как объяснить. Я не пытаюсь кого-то обвинить, хотя знаю, что психологи во многих вещах считают виноватыми родителей. Важно помнить: становление психики очень индивидуально.

Иногда ребёнок говорит, что его не любят родители. Начинаешь с ним работать и более плотно обсуждать этот вопрос, и на десятой сессии выясняется, что нет, всё-таки любят.

Просто он этого не видит.

Если вы замечаете что-то странное или необычное, поговорите со своим ребёнком! Возможно, вы сможете дать ему подсказку, как вести себя. Если он в этом фильме увидел «стрелялки» и кровь, поговорите с ним на тему смерти. В этом нет ничего страшного, потому что смерть существует.

Деньги всему голова

Prostock-studio/Shutterstock.com

— Мы с вами затрагиваем важный вопрос — вопрос времени, которое проводим с детьми. Родитель может круглосуточно находиться рядом с ребёнком, но совершенно его не знать. И не понимать, какие ценности его ребёнок разделяет.

— Тема говорения и обсуждение с ребёнком чего-либо — это долгий процесс. Зачастую нам некогда говорить, мы устаём, у нас есть личная жизнь, мы зарабатываем деньги. В сериале «Игра в кальмара» тема денег является главной. Это тема современности.

Конечно, важно помнить о смыслах. Если смысл вашей жизни — это деньги, то откуда ребёнок должен взять другие ценности? Их просто нет, потому что ребёнок идентифицируется с близкими и родными людьми, он идентифицируется с современным миром. Если вы хотите, чтобы ребёнок гонялся только за успехом, тогда откуда у него появятся другие смыслы?

Детям трудно фантазировать, особенно когда дело касается денег. В сериале это тоже ярко показано. Поэтому игры важны: они дают возможность думать и фантазировать. Это касается и компьютерных игр — с их помощью ребёнок может сам решать, как выстраивать какие-то связи, но без так называемой «телески».

Игры, которые представлены в сериале, дают возможность фантазировать и думать. А фантазия важна: «Что будет, когда я получу 45 млрд вон? Буду ли я счастлив?»

— Основное количество героев действительно не знает, куда потратить эти деньги, — их мир сильно ограничен. В конце сериала мы видим победителя, который не снял ни копейки со своего счёта, но при этом просит взаймы 10 000 вон.

— Я думаю, режиссёр хотел показать переживания главного героя. Он, пережив все испытания и психологические потрясения, не желает притрагиваться к выигранной сумме, потому что считает, что он недостоин этих денег. Какие-то моральные принципы.

Кощей и Иванушка-дурачок корейского «разлива»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

— Чтобы утешить родителей или, скорее, создать платформу для обсуждения, приведу в пример русские сказки.

Разве в них мало убийств? Русалки, которые приманивают и утаскивают добрых молодцев, Серый Волк, который съедает бабушку Красной Шапочки, про Бабу-ягу я вообще молчу…

Например, в сериале есть злой дедушка, которого мы условно можем назвать Кощеем Бессмертным. Есть Иванушка-дурачок, который проходит через какие-то испытания на пути к становлению.

— И Иванушка-дурачок оказывается самым мудрым, ведь ему приходят в голову необычные идеи. Например, обмануть Кощея Бессмертного.

— Он проходит разные этапы становления. Герой решается пойти на обман, но позже он себя корит за это. Он же не знает, что это великий злодей.

Несмотря на то, что он Иванушка-дурачок, присутствует интересная линия опыта. Опыта навыков фантазии. Игры предоставляют место для этого.

Сериал помогает детям соединить понятия жизни и смерти

Prostock-studio/Shutterstock.com

— В социальных сетях я увидела спор о последних словах двух девочек, которые оказались вместе на последней игре. Героиня приняла решение, что умрёт она. Но складывается ощущение, будто бы она не воспринимает смерть окончательно. Она говорит: «Мы с тобой поедем отдыхать». Но ведь она уже выбрала, приняла решение, что сохранит жизнь своей партнёрше ценой собственной жизни, но при этом в её голове совершенно отсутствует понимание, что она умрёт и больше никуда не поедет.

— Это вопрос суицида. Дети иногда не понимают, что это точка. Они считают, что это якобы неправда. Это снова вопрос становления психики. Сложно понять, что ты смертен. Почему так пугает смерть? Потому что это точка, дальше которой ничего не будет, но детям сложно это уложить в голове, поэтому случаются такие вещи.

И это как раз одна из метафор кино — сериал помогает «соединить» жизнь и смерть. Ты проживаешь смерть вместе с героями.

Все мы жестокие изначально

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

— В сериале есть герой, который дошёл до финала, но не стал победителем. Инвестор — лучший друг детства. Главный герой постоянно пытается «присоединиться» к регалиям этого человека. Он говорит, что высшее образование тот получил благодаря тому, что он водил его в школу. Почему ГГ так настойчиво «примазывается» к чужому успеху?

— Если говорить через метафору, то кино можно сравнить со сном, а всё, что нам снится, — это мы. Мы себя к кому-то всё время «присоединяем». Когда вы смотрите фильм, вы кому-то сопереживаете или с кем-то идетифицируетесь. Возможно, это вообще все герои. Ведь кто такие герои фильма? Это частички нас.

Если говорить про главного героя, то он не достиг такого успеха, как его друг детства. Это своего рода отсылка к прошлому. Но наша психика «перезаписывается», начинается другое становление. В сериале это ярко показано. У главного героя есть некий идеал: каждый должен быть таким, как мой друг. И он к этому идеалу всё время присоединяется.

— В течение игры этот идеал разрушается: Инвестор оказывается самым жестоким и хладнокровным игроком. Это нормально, что главный герой отказывается от своего идеала?

— Мы на протяжении жизни тоже от чего-то отказываемся. Это своего рода возможность что-то потерять, но при этом приобрести.

И ещё здесь мы видим интересную линию. Вы сказали, он оказывается жестоким. Он не оказывается жестоким, мы все такие изначально. У нас у всех есть эта черта. От неё нельзя отказываться. Если говорить «нельзя», она будет прорываться в такой вот игре. Или в жизни. И ты пойдешь по головам, например.

Когда на ребёнка навешивают ярлык отличника и успешного человека когда ему говорят, что он будет банкиром, когда родители утверждают, что их ребёнок не может совершить это преступление, то его место в фантазии родителя уже не может быть иным, т. е. ты такой для всего этого мира, другим ты быть не можешь.

Поэтому всё, что показано в сериале, отражает наши психические процессы.

Личный выбор — это важно. Меняйте правила игры

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

— Мы говорили о девушке, Кан Сэ Бёк (№ 067). В одной из игр она выбирает себе в команду другую молодую девочку — маленькую, хрупкую. Это смелый поступок, ведь все понимали, что для игры будет нужна сила, поэтому искали мужчин и брали их в команду. И героиня, зная это, подходит к девушке и берёт её, потому что она видит, что её никто другой не выберет.

— А это большой вопрос — берёт ли она её из жалости или по какой-то другой причине. Я думаю, она взяла её по причине того, что в их команду больше никто не пойдёт, т. е. от безысходности. Но как бы это страшно ни было, это тоже выбор — мы все иногда что-то делаем от безысходности.

— Какой вывод здесь нужно сделать взрослым и детям?

— Важно показать детям, что жизнь разная. Например, если ты поработал банкиром, тебе не обязательно до ста лет им работать. Но часто самый большой страх родителей заключается в том, что ребёнок может не закончить школу. На мой вопрос «Зачем?» родители не могут ответить. Зачем ему заканчивать школу? Я знаю массу детей, которые закончили 9 классов, а сейчас работают. Они могут закончть вечернюю или дистанционную школу, когда захотят.

— Огромное количество людей моего поколения и поколения моих родителей привыкли к тому, что институт должен быть у каждого порядочного человека, т. е. цель – просто дать ребёнку образование.

— Мы снова говорим о страхах. Страхах того, кто растит этого ребёнка. Родитель не может мыслить иначе, как и многие герои сериала, поэтому они и погибают. И это тоже метафора. Потому что игры разные: где-то нужна сила, где-то она не нужна, а вы не знаете, какая игра (ситуация) будет. Например, завтра наступил локдаун, и что вы будете делать? Для многих это патовая ситуация. Люди не знают, как из неё выйти, потому что они с таким столкнулись в первый раз в жизни. Но, возможно, эта ситуация своего рода место для того, чтобы они смогли начать что-то новое или начать мыслить иначе. Начать действовать по-другому.

Я не знаю, как играть в эти «шарики», но я придумаю свои правила игры. В сериале есть наглядная ситуация с бандитом. Он подходит к охраннику и спрашивает: «Я могу изменить правила игры? Я хочу другую игру придумать». И ему говорят: «Одобрено». И он берёт и придумывает новую игру и выигрывает у партнёра.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

— Случайно.

— Да, но тем не менее. Он берёт и меняет игру. Это тоже наглядное пособие для современного мира, потому что вы можете изменить правила игры. Да, ваши родители в десятом поколении медики, но если вас тошнит от лекарств, то вы можете изменить правила игры.

— Иногда родителям нужно понять, что ребёнок имеет право выбрать что-то своё, ему нужно дать возможность прожить свою собственную жизнь, а не жизнь родителей.

— Это всё слова и теория. На практике всё гораздо сложнее — психика устроена иначе.

Я всегда говорю родителям, что у каждого из них своя история и свои «монстры», которые пугают и которые накладывают ярлыки.

Поэтому, конечно, всегда необходимо начинать с себя, задавать себе вопросы: «А чем меня так напугал этот сериал?» или «Почему я думаю, что мой ребёнок сейчас сделает это?» Возможно, в таком случае стоит поговорить с ребёнком. Или, если вы что-то замечаете, необходимо предпринимать какие-то действия.

На что стоит обратить внимание в сериале?

Prostock-studio/Shutterstock.com

— Марина, какая линия сюжета вам показалась наиболее интересной?

— Если говорить в общем, то сами игры. Это вопрос телесности, сегодня он является очень важным. Сейчас тело исключено из подвижной игры, т. к. появились компьютерные игры, гаджеты, где даётся готовый образ, а потому не нужно фантазировать, не нужно что-то уметь.

Также в сериале много интересных диалогов. А в этих диалогах очень много историй — историй людей. Из историй складываются какие-то вещи. Вот это интересно.

— Какой диалог вас тронул больше всего?

— Диалоги главного героя с остальными персонажами. Умение разговаривать является решающим в нашей жизни. Многим кажется, что бесполезно о чём-либо говорить, вступать в диалог, тем более с самим собой. На самом деле это не так.

Начиная диалог с собой, ты себя лучше узнаёшь, понимаешь и начинаешь доверять людям.

Про социальное неравенство

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

— Основа сюжета — социальное неравенство — показано ярко, игрушечно. Это видно и по кроватям, которые стоят лестницей (т. е. героям необходимо взбираться по своеобразной «социальной лестнице») и по самим убийствам: одни могут убивать, а другие, находясь в шикарных интерьерах и одетые в шикарные костюмы, наблюдают за этим. К слову сказать, вип-гости показаны очень глупыми. Диалоги кажутся наигранными.

— Я думаю, что этот вопрос стоит адресовать режиссёру. Здесь мы видим чёткую границу между добром и злом. Получается, что вот такие смешные, как в сказках, толстосумы с кучей денег на деле очень глупы. Но в жизни так не бывает. Мы всё это знаем: чтобы добиться чего-то, нужно быть очень неглупым человеком. Всегда вопрос — зачем? Сериал ставит вопросы, и в голове рождаются либо ответы, либо появляется ещё больше вопросов, что важно при просмотре любого фильма.

Думайте вместе с детьми!

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кадр из сериала Игра в кальмара, реж. Хван Дон-хёк, 2021 год. Источник изображения: kinopoisk.ru.

— Канал у нас родительский. Родители в основном и спрашивают, деструктивный ли это сериал, стоит ли показывать его детям или нет, будет ли ребёнок агрессивен после после просмотра.

— Это всего лишь кино.

— Да, это кино, а потому не стоит бояться сказок, которые придуманы режиссёрами, не стоит бояться крови. В каждой страшилке можно выделить какие-то сюжетные линии и об этом говорить. Мы ждём, что полицейский оживет, ждём, что главный распорядитель встанет на место главного злодея, ждём, что главный герой всё-таки за второй сезон повзрослеет и сможет взять ответственность за своего ребёнка.

— А не станет ли главный герой на место управляющего? Если бы я была режиссёром, я бы так сделала, потому что человеческая сущность очень неоднозначна. И психика не однобока. Добро и зло — это очень красиво, но граница между ними тонкая. Нужно помнить, что для одного добро, является злом для другого. Не стоит также забывать, что сериал корейский. К смерти корейцы относятся совсем по-другому. Это разные традиции. Родителям и здесь необходимо обозначить некую границу.

Безусловно, это не должно быть однобокое суждение. Даже на кровь в кино можно посмотреть с разных сторон и обсудить это с вашим ребёнком. И если вы будете искренни, скажете, что вас это пугает, возможно, ребёнок вас убедит, что это искусство, и оно не приводит к реальным действиям. И многие дети, действительно, могут ставить границы между реальностью и кино. Разруха-то не в туалетах, а в головах, как говорил Булгаков языком профессора Преображенского.

— Одна из основных мыслей нашего диалога — важно думать.

— Совместное «думание» очень важно, но мы постепенно разучиваемся это делать, потому что информация есть, но мы не обдумываем её. Сериал — это некие знания режиссёра о чём-то, и мы можем всё это обговорить и обдумать — либо самостоятельно, либо с нашими детьми.

Оцените, пожалуйста, статью

Это нам очень важно

Рейтинг статьи: 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
iphone-X
Мобильное приложение «Где мои дети»
Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас.
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
Загрузить приложение
iphone-X