Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Образование

Уроки фонетики: учим ребёнка различать звонкие и глухие согласные

Если у вашего школьника есть вопросы, как отличить мягкий согласный от твёрдого, а глухой — от звонкого, предлагаем разобраться в этом вместе, а затем проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил тему «звонкие и глухие согласные», при помощи наших простых упражнений.

Содержание:

Звуки в русском языке

звонкие согласные

Pixel-Shot/Shutterstock.com

В русском языке количество звуков и букв — их графических «эквивалентов» — не совпадает: звуков 42, а букв всего 33. Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой, ведь они выглядят одинаково? Откуда берутся эти «лишние» звуки? Разбираемся по порядку:

  1. Звуки — единицы устной речи, отражающие звучание слов. То есть звуки — то, что мы слышим и говорим, а буквы — знаки для обозначения звуков на письме, чтобы мы могли записать то, что услышали.
  2. Несмотря на то, что две буквы — мягкий и твёрдый знаки — звуков не обозначают вовсе, многие другие буквы имеют два парных звука — твёрдый и мягкий согласные ([п]-[п’]). Поэтому-то звуков и больше, чем букв.
  3. Звуки бывают гласные и согласные. И те, и другие мы всегда произносим на выдохе, но происходит это по-разному: гласные звуки проходят голосовые связки и беспрепятственно выходят через рот; а при произнесении согласных воздух из лёгких всё время встречает преграды в виде губ, зубов или языка. Чем громче мы хотим произнести звук, тем сильнее смыкаем преграду и «шумим».
  4. В русском языке 10 гласных букв, на которые приходится всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Дело в том, что гласные буквы е, ё, ю и я свои собственные звуки не образуют: они либо указывают на мягкость предыдущего согласного (люблю [л’убл’у]), либо обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу] и [йа] (например, варенье [вар’эн’йэ]).
  5. Гласные звуки являются слогообразующими, а согласные — нет; поэтому количество слогов в слове считают согласно количеству гласных звуков (например, в слове трость [трост’] целых четыре согласных звука, но гласный всего один — а значит, и слог только один).

Как отличить согласный звук от гласного? Гласный можно пропеть, так как при произношении звук выходит свободно — он не встречает преград в виде замкнутых губ, зубов, языка. Согласный звук пропеть не удастся — помешают губы или язык.

Согласные звуки и их классификация

звонкие и глухие согласные

Источник: lena.spb.ru

Все 36 согласных звуков русского языка делятся на несколько классов.

По способу образования: 

  • сонорные (в их произношении задействовано больше голоса, чем шума);
  • шумные (больше шума, чем голоса. Шумные согласные, в свою очередь, различаются по признаку звонкости или глухости).

Шумы — это посторонние звуки, которые мы издаём не голосовыми связками. Например, при произнесении звука [в] мы прикусываем нижнюю губу, и выдыхаемый воздух упирается в эту преграду.

По степени мягкости произношения:

  • мягкие.
  • твёрдые;
  • мягкие.

Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет.

Как отличить глухой согласный от звонкого?

звонкие глухие согласные

Olga Apanasenko/Shutterstock.com

Глядя на транскрипцию слова в учебнике, ребёнок не сможет определить, какие согласные в этом слове звучат звонко, а какие — глухо. Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём.

Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой. При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.

Ещё один способ отличить звонкий согласный от глухого — произнести звук, закрыв уши ладонями. Вибрация голосовых связок позволяет услышать звонкий звук даже с закрытыми ушами, в то время как глухой слышен не будет.

Чтобы научиться отличать глухие и звонкие согласные, приложите руку к шее и произнесите звук. Если вибрация есть — звук звонкий, если нет — глухой.

Давайте потренируемся. Приложите ладонь к шее:

  • Произнесите звук [д]. Чувствуете вибрацию? Так работают голосовые связки — мышцы, расположенные в области шеи. Поэтому звук [д] — звонкий.
  • Теперь произнесите парный звук [т]. Вибрации в шее нет. Это значит, что в образовании звука [т] голосовые связки не участвуют. Поэтому звук [т] — глухой.

Мягкие и твёрдые согласные

звонкие согласные буквы

Alla Davydowa/Shutterstock.com

Одна и та же согласная буква в разных словах может звучать по-разному:

лом [лом] — лён [л’он];

баня [бан’а] — бита [б’ита] и т.д.

Согласные звуки в начале этих слов произносятся с разной степенью мягкости, и зависит это от следующей за ними буквы: мягкими согласные делают буквы е, ё, и, ю, я и ь. Мягкость согласного звука в транскрипции обозначается апострофом [‘].

Звук получится мягким, если приподнять середину языка к нёбу, а кончик тянуть к зубам. Чтобы понять, как это происходит, потренируйтесь вместе с ребёнком произнести парные мягкие и твёрдые звуки, например [р]-[р’] (хор–хворь), [л]-[л’] (мол–моль), [з]-[з’] (заря–зяблик) и другие.

Большинство согласных звуков образуют пары по мягкости и твёрдости, но есть и исключения — звуки, которые могут быть только мягкими, либо только твёрдыми:

Твёрдые Мягкие
[л]

[м]

[н]

[р]

[б]

[в]

[г]

[д]

[з]

[п]

[к]

[с]

[ф]

[х]

[т]
[л’]

[м’]

[н’]

[р’]

[б’]

[в’]

[г’]

[д’]

[з’]

[п’]

[к’]

[с’]

[ф’]

[х’]

[т’]
Всегда твёрдые Всегда мягкие
[ж]

[ц]

[ш]
[щ’]

[ч’]

[й’]

Звонкие согласные

парные звонкие и глухие согласные

Pavel L Photo and Video/Shutterstock.com

Все звонкие согласные, в образовании которых участвует голос, можно разделить на две группы:

  • парные — согласные звуки, в образовании которых в большей степени участвует шум, в меньшей — голос; они образуют пары с глухими согласными, которые произносятся так же, но без участия голосовых связок;
  • непарные — сонорные звуки, в образовании которых в большей мере участвует голос, и в меньшей — шум.
Парные звонкие согласные Непарные звонкие согласные (сонорные)
[б]

[в]

[г]

[д]

[ж]

[з]

[б’]

[в’]

[г’]

[д’]

[з’]
[л]

[м]

[н]

[р]

[л’]

[м’]

[н’]

[р’]

[й’]

Отличительной особенностью парных звонких согласных является то, что в середине слова перед глухими согласными и в конце слова они оглушаются — произносятся как парные им глухие звуки:

лошадка [лашатка]

столб [столп]

Глухие согласные

звонкие и глухие согласные и гласные буквы таблица

Studio Romantic/Shutterstock.com

В образовании глухих согласных не участвуют голосовые связки: мы слышим только шум, когда воздух проходит сквозь сжатые губы, зубы или язык с нёбом. Глухие согласные также могут быть парными (образовывать пару со звонким согласным) или непарными.

Парные глухие согласные Непарные глухие согласные 
[п]

[ф]

[к]

[т]

[с]

[п’]

[ф’]

[к’]

[т’]

[с’]

[ш]
[х]

[х’]

[ц]

[ч’]

[щ’]

⠀⠀
В произношении глухих согласных звуков тоже есть особенность: в начале или середине слова перед парными звонким согласным (кроме звуков [в]-[в’]) они озвончаются — произносятся как парные им звонкие согласные звуки:

сбор [збор]

просьба [проз’ба]

Не переживайте за своего младшеклассника, когда он находится в школе или передвигается без вас — установите приложение «Где мои дети» и смотрите, где он находится сейчас, каким маршрутом следует, а также узнайте, что происходит вокруг него.

Звонкие и глухие согласные: таблица пар

Звонкие б в г д ж з й л м н р
Глухие п ф к т ш с х ц ч щ

Упражнения для самопроверки

глухие и звонкие согласные

Prostock-studio/Shutterstock.com

Проверьте, насколько хорошо ваш ребёнок понял различия между согласными звонкими и глухими:

  1. Подберите пару по признаку твёрдости-мягкости к этим звукам: [с], [б’], [м], [д], [к’]. Придумайте примеры слов с получившимися звуками.
  2. В каких словах произносится звонкий согласный звук в конце слова: мышь, холод, бор, плач, стол, чай, обоз, дом?
  3. Какие слова получатся, если заменить в этих примерах звонкий согласный в начале на парный глухой: день, жар, голос, дочка, жалость, гол, борт?
  4. В каких словах происходит озвончение глухого согласного: вокзал, метла, сделка, порог, сказка, творог, футбол?
  5. Запишите транскрипции этих слов: сделать, копьё, берёзка, чаща, помощь.

Ответы:

  1. [с’] — напр., ввысь, [б] — бык, [м’] — мёд, [д’] — день, [к] — копоть.
  2. Бор, стол, чай, дом.
  3. Тень, шар, колос, точка, шалость, кол, порт.
  4. Вокзал [вагзал], сделка [зд’элка], футбол [фудбол].
  5. [зд’элат’], [кап’й’о], [б’ир’оска], [ч’ащ’а], [помащ’].

В начальной школе изучению фонетики неслучайно уделяется много времени: поняв особенности звукового строения языка, ребёнок легко сможет отличать схожие по звучанию слова, а также будет правильно говорить и грамотно писать.

Помогите вашему первокласснику научиться отличать гласные звуки от согласных, а звонкие — от глухих, и проверьте полученные знания при помощи наших упражнений!

Источник фото обложки: lev.studio/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 18

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone