Уроки фонетики: учим ребёнка различать звонкие и глухие согласные
Если у вашего школьника есть вопросы, как отличить мягкий согласный от твёрдого, а глухой — от звонкого, предлагаем разобраться в этом вместе, а затем проверить, насколько хорошо ребёнок усвоил тему «звонкие и глухие согласные», при помощи наших простых упражнений.
Содержание:
- Звуки в русском языке
- Согласные звуки и их классификация
- Звонкие согласные
- Глухие согласные
- Звонкие и глухие согласные: таблица пар
- Упражнения для самопроверки
Звуки в русском языке
В русском языке количество звуков и букв — их графических «эквивалентов» — не совпадает: звуков 42, а букв всего 33. Как объяснить ребёнку разницу между звуком и буквой, ведь они выглядят одинаково? Откуда берутся эти «лишние» звуки? Разбираемся по порядку:
- Звуки — единицы устной речи, отражающие звучание слов. То есть звуки — то, что мы слышим и говорим, а буквы — знаки для обозначения звуков на письме, чтобы мы могли записать то, что услышали.
- Несмотря на то, что две буквы — мягкий и твёрдый знаки — звуков не обозначают вовсе, многие другие буквы имеют два парных звука — твёрдый и мягкий согласные ([п]-[п’]). Поэтому-то звуков и больше, чем букв.
- Звуки бывают гласные и согласные. И те, и другие мы всегда произносим на выдохе, но происходит это по-разному: гласные звуки проходят голосовые связки и беспрепятственно выходят через рот; а при произнесении согласных воздух из лёгких всё время встречает преграды в виде губ, зубов или языка. Чем громче мы хотим произнести звук, тем сильнее смыкаем преграду и «шумим».
- В русском языке 10 гласных букв, на которые приходится всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Дело в том, что гласные буквы е, ё, ю и я свои собственные звуки не образуют: они либо указывают на мягкость предыдущего согласного (люблю [л’убл’у]), либо обозначают два звука: [йэ], [йо], [йу] и [йа] (например, варенье [вар’эн’йэ]).
- Гласные звуки являются слогообразующими, а согласные — нет; поэтому количество слогов в слове считают согласно количеству гласных звуков (например, в слове трость [трост’] целых четыре согласных звука, но гласный всего один — а значит, и слог только один).
Как отличить согласный звук от гласного? Гласный можно пропеть, так как при произношении звук выходит свободно — он не встречает преград в виде замкнутых губ, зубов, языка. Согласный звук пропеть не удастся — помешают губы или язык.
Согласные звуки и их классификация
Источник: lena.spb.ru
Все 36 согласных звуков русского языка делятся на несколько классов.
По способу образования:
- сонорные (в их произношении задействовано больше голоса, чем шума);
- шумные (больше шума, чем голоса. Шумные согласные, в свою очередь, различаются по признаку звонкости или глухости).
Шумы — это посторонние звуки, которые мы издаём не голосовыми связками. Например, при произнесении звука [в] мы прикусываем нижнюю губу, и выдыхаемый воздух упирается в эту преграду.
По степени мягкости произношения:
- мягкие.
- твёрдые;
- мягкие.
Кроме того, по каждому из этих признаков у некоторых согласных есть пары, у других их нет.
Как отличить глухой согласный от звонкого?
Глядя на транскрипцию слова в учебнике, ребёнок не сможет определить, какие согласные в этом слове звучат звонко, а какие — глухо. Для этого необходимо понять, участвуют ли в образовании звука голосовые связки — сделать это можно опытным путём.
Для образования звонких звуков необходим не только шум, который производит воздух, проходя через преграду. Чтобы звук обрёл звонкость, нужен ещё и голос — поэтому в тот момент, когда мы произносим звонкий звук, голосовые связки слегка вибрируют. Ощутить эту вибрацию можно, прикоснувшись к горлу рукой. При произнесении глухих звуков эта вибрация не ощущается — голосовые связки в процессе не участвуют.
Ещё один способ отличить звонкий согласный от глухого — произнести звук, закрыв уши ладонями. Вибрация голосовых связок позволяет услышать звонкий звук даже с закрытыми ушами, в то время как глухой слышен не будет.
Чтобы научиться отличать глухие и звонкие согласные, приложите руку к шее и произнесите звук. Если вибрация есть — звук звонкий, если нет — глухой.
Давайте потренируемся. Приложите ладонь к шее:
- Произнесите звук [д]. Чувствуете вибрацию? Так работают голосовые связки — мышцы, расположенные в области шеи. Поэтому звук [д] — звонкий.
- Теперь произнесите парный звук [т]. Вибрации в шее нет. Это значит, что в образовании звука [т] голосовые связки не участвуют. Поэтому звук [т] — глухой.
Мягкие и твёрдые согласные
Одна и та же согласная буква в разных словах может звучать по-разному:
лом [лом] — лён [л’он];
баня [бан’а] — бита [б’ита] и т.д.
Согласные звуки в начале этих слов произносятся с разной степенью мягкости, и зависит это от следующей за ними буквы: мягкими согласные делают буквы е, ё, и, ю, я и ь. Мягкость согласного звука в транскрипции обозначается апострофом [‘].
Звук получится мягким, если приподнять середину языка к нёбу, а кончик тянуть к зубам. Чтобы понять, как это происходит, потренируйтесь вместе с ребёнком произнести парные мягкие и твёрдые звуки, например [р]-[р’] (хор–хворь), [л]-[л’] (мол–моль), [з]-[з’] (заря–зяблик) и другие.
Большинство согласных звуков образуют пары по мягкости и твёрдости, но есть и исключения — звуки, которые могут быть только мягкими, либо только твёрдыми:
Твёрдые | Мягкие |
[л] ⠀ [м] ⠀ [н] ⠀ [р] ⠀ [б] ⠀ [в] ⠀ [г] ⠀ [д] ⠀ [з] ⠀ [п] ⠀ [к] ⠀ [с] ⠀ [ф] ⠀ [х] ⠀ [т] |
[л’] ⠀ [м’] ⠀ [н’] ⠀ [р’] ⠀ [б’] ⠀ [в’] ⠀ [г’] ⠀ [д’] ⠀ [з’] ⠀ [п’] ⠀ [к’] ⠀ [с’] ⠀ [ф’] ⠀ [х’] ⠀ [т’] |
Всегда твёрдые | Всегда мягкие |
[ж] ⠀ [ц] ⠀ [ш] |
[щ’] ⠀ [ч’] ⠀ [й’] |
⠀
Звонкие согласные
Все звонкие согласные, в образовании которых участвует голос, можно разделить на две группы:
- парные — согласные звуки, в образовании которых в большей степени участвует шум, в меньшей — голос; они образуют пары с глухими согласными, которые произносятся так же, но без участия голосовых связок;
- непарные — сонорные звуки, в образовании которых в большей мере участвует голос, и в меньшей — шум.
Парные звонкие согласные | Непарные звонкие согласные (сонорные) |
[б] ⠀ [в] ⠀ [г] ⠀ [д] ⠀ [ж] ⠀ [з] ⠀ [б’] ⠀ [в’] ⠀ [г’] ⠀ [д’] ⠀ [з’] |
[л] ⠀ [м] ⠀ [н] ⠀ [р] ⠀ [л’] ⠀ [м’] ⠀ [н’] ⠀ [р’] ⠀ [й’] |
Отличительной особенностью парных звонких согласных является то, что в середине слова перед глухими согласными и в конце слова они оглушаются — произносятся как парные им глухие звуки:
лошадка [лашатка]
столб [столп]
Глухие согласные
В образовании глухих согласных не участвуют голосовые связки: мы слышим только шум, когда воздух проходит сквозь сжатые губы, зубы или язык с нёбом. Глухие согласные также могут быть парными (образовывать пару со звонким согласным) или непарными.
Парные глухие согласные | Непарные глухие согласные |
[п] ⠀ [ф] ⠀ [к] ⠀ [т] ⠀ [с] ⠀ [п’] ⠀ [ф’] ⠀ [к’] ⠀ [т’] ⠀ [с’] ⠀ [ш] |
[х] ⠀ [х’] ⠀ [ц] ⠀ [ч’] ⠀ [щ’] |
⠀⠀
В произношении глухих согласных звуков тоже есть особенность: в начале или середине слова перед парными звонким согласным (кроме звуков [в]-[в’]) они озвончаются — произносятся как парные им звонкие согласные звуки:
сбор [збор]
просьба [проз’ба]
Не переживайте за своего младшеклассника, когда он находится в школе или передвигается без вас — установите приложение «Где мои дети» и смотрите, где он находится сейчас, каким маршрутом следует, а также узнайте, что происходит вокруг него.
Звонкие и глухие согласные: таблица пар
Звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
Глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
⠀
Упражнения для самопроверки
Проверьте, насколько хорошо ваш ребёнок понял различия между согласными звонкими и глухими:
- Подберите пару по признаку твёрдости-мягкости к этим звукам: [с], [б’], [м], [д], [к’]. Придумайте примеры слов с получившимися звуками.
- В каких словах произносится звонкий согласный звук в конце слова: мышь, холод, бор, плач, стол, чай, обоз, дом?
- Какие слова получатся, если заменить в этих примерах звонкий согласный в начале на парный глухой: день, жар, голос, дочка, жалость, гол, борт?
- В каких словах происходит озвончение глухого согласного: вокзал, метла, сделка, порог, сказка, творог, футбол?
- Запишите транскрипции этих слов: сделать, копьё, берёзка, чаща, помощь.
Ответы:
- [с’] — напр., ввысь, [б] — бык, [м’] — мёд, [д’] — день, [к] — копоть.
- Бор, стол, чай, дом.
- Тень, шар, колос, точка, шалость, кол, порт.
- Вокзал [вагзал], сделка [зд’элка], футбол [фудбол].
- [зд’элат’], [кап’й’о], [б’ир’оска], [ч’ащ’а], [помащ’].
В начальной школе изучению фонетики неслучайно уделяется много времени: поняв особенности звукового строения языка, ребёнок легко сможет отличать схожие по звучанию слова, а также будет правильно говорить и грамотно писать.
Помогите вашему первокласснику научиться отличать гласные звуки от согласных, а звонкие — от глухих, и проверьте полученные знания при помощи наших упражнений!
Источник фото обложки: lev.studio/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик