Как помочь ребёнку запомнить знаки «больше», «меньше» и «равно»?
Для будущих первоклассников приближающийся учебный год будет полон открытий и перемен. Они готовились к этому событию целый год: изучали окружающий мир, учились считать и выполнять простые арифметические действия, тренировали память и развивали логическое мышление.
Одна из самых трудных академических задач для первоклассника — запоминание разницы между математическими знаками «больше» и «меньше». Мы подобрали самые эффективные методики и простые упражнения, чтобы помочь вашему ребёнку с лёгкостью справиться с этой темой.
Содержание:
- Изучаем математические знаки «больше», «меньше» и «равно»
- Как помочь ребёнку запомнить символы «больше» и «меньше»?
Изучаем математические знаки «больше», «меньше» и «равно»
Как правило, дошколята уже отлично понимают разницу между цифрами до десяти и могут определить, какая из них больше, а какая — меньше. Они также с лёгкостью расскажут вам, в каком кармане у них больше монеток и в каком кулачке меньше конфет. Значит, пора разобраться, как записать на бумаге такие числовые неравенства, и познакомиться с математическими знаками «больше», «меньше» и «равно».
Знак «больше»(>) используется в том случае, если первое из чисел больше второго. Например, цифра 5 больше, чем 3; запишем это таким образом: 5>3.
Знак «меньше» (<) нужен для того, чтобы показать, что первое из сравниваемых чисел меньше второго. Допустим, мы сравниваем 4 и 7: цифра 4 меньше, значит, неравенство будет выглядеть так: 4<7.
Знак равенства (=) используется тогда, когда сравниваемые числа и выражения одинаковы, либо количество сравниваемых предметов идентично. Если на одной тарелке лежат пять апельсинов, а на другой — пять яблок, мы можем смело утверждать, что их количество равно: 5=5. Запомнить символ «равно» несложно: он изображает два параллельных отрезка прямой линии равной длины. Раз равны эти отрезки, то и обе части уравнения — слева и справа от символа — также равны.
Типы неравенств
В случаях, когда сравнивают разные числа и количество предметов, для записи таких примеров используют неравенства — математические выражения со знаками «>», «<», «≥», «≤» или «≠».
В первом классе школьники изучают неравенства нескольких типов:
- строгие — неравенства, в которых используются знаки «больше» и «меньше» (5<8+1);
- нестрогие — неравенства со знаками «больше или равно» (≥) и «меньше или равно» (≤): 5≤8–3;
- верные — когда одно из чисел больше или меньше второго, при этом между ними стоит подходящий (другими словами, верный) знак (3+1>2);
- неверные — когда одно число больше или меньше другого, но стоящий между ними знак выбран неверно. Например, неравенство 9≥6+7 является неверным, так как цифра 9 меньше, чем сумма цифр 6 и 7. Значит, следовало бы поставить в неравенстве знак «меньше» или «меньше или равно»;
- неравенства, части которых разделены символами «не равно» (≠), «намного больше» (≫) и намного меньше» (≪): 5≠7, 49≫3, 1≪56+32.
Как помочь ребёнку запомнить символы «больше» и «меньше»?
Чтобы у вашего школьника в дальнейшем не возникало вопросов по этой теме и проблем с математикой в целом, разобраться с записью неравенств стоит уже в первом классе. Для этого были разработаны простые, но эффективные методики, а также разнообразные игры.
Правила и советы для первоклассников
Ребёнок легко выучит, как правильно пишутся знаки «больше» и «меньше», если вы воспользуетесь этими советами, объясняя ему новый материал.
Метод точек
Благодаря этому графическому способу первоклассник избежит путаницы в записи неравенств:
- Два числа или выражения, которые необходимо сравнить, следует записать на одной строке, оставив между ними свободное место для знака «больше» или «меньше».
- Затем возле того числа, которое больше, ставится двоеточие, а возле меньшего — одна точка (что вполне логично, ведь две точки — больше, чем одна).
- Далее двоеточие соединяется с точкой таким образом, чтобы получился символ «>» или «<».
Источник: shkolala.ru
Голодный крокодил
Этот метод подойдёт ребятам с богатым воображением.
- Нужно представить знак «больше/меньше» в виде раскрытой пасти голодного крокодила, а каждое из сравниваемых чисел — в виде тарелки с идентичным количеством котлет или любых других угощений для зубастого приятеля — здесь можно дать волю фантазии.
- Объясните ребёнку, что крокодил всегда выбирает тарелку с наибольшим количеством еды, а значит, разворачивает свою открытую пасть в сторону большего числа.
- Для наглядности можно вырезать голову с зубастой пастью и несколько карточек с числами или «тарелок» с едой из картона: тогда вы сможете поупражняться, составляя разные примеры и разворачивая «голову» крокодила в нужную сторону, чтобы получить знак «больше» или «меньше».
- Вместо опасного хищника можно представить более безобидную картину — открытый клюв голодной птички, которая также всегда смотрит в сторону большего числа. Нарисуйте её на бумаге или выполните заготовку из картона — и решение математических задач превратится в увлекательную игру.
Источник: shkolala.ru
Числовой метод
Ещё один знакомый многим учителям способ объяснить разницу между знаками «больше» и «меньше». У каждого символа необходимо зачеркнуть нижнюю часть: в этом случае знак «больше» становится похож на цифру 7, а знак «меньше» — на цифру 4. Так как 7 — больше, то и символ, из которого мы получили эту цифру, означает «больше». Четыре меньше семи, значит, символ «<» значит «меньше».
Источник: bolshoyvopros.ru
Используйте пальцы рук
Этот метод подходит для правшей. Предложите ребёнку сложить указательный и большой пальцы обеих рук так, чтобы получились два уголка. Объясните, что правая рука умеет гораздо больше, чем левая — писать, держать ножницы и столовые приборы и так далее, — поэтому уголок, образованный пальцами правой руки, — это и есть знак «больше», а уголок на левой, менее умелой руке — символ «меньше».
Упражнения для закрепления теории
Каждому школьнику понадобится некоторое время и отработка приобретённых знаний, чтобы с лёгкостью различать знаки «больше» и «меньше». Поэтому для закрепления результатов регулярно выполняйте эти несложные упражнения вместе с вашим первоклассником:
- Чаще практикуйтесь: даже во время прогулки можно попросить ребёнка сравнить высоту двух соседних домов, деревьев или фонарных столбов, используя в качестве символов «>», «<» и «=» две коротких веточки или собственные пальцы.
- Возьмите две тарелки и пару счётных палочек (палочки от эскимо подойдут ничуть не хуже), положите в тарелки несколько крекеров или ягод и предложите ребёнку выложить между тарелками подходящий знак из палочек. Теперь можно съесть часть реквизита или добавить чуть больше в одну из тарелок. Сыграйте в игру несколько раз, меняя количество лакомства в тарелках — от такой вкусной математики не откажется ни один школьник.
- Напишите на листе бумаги несколько неравенств, в которых требуется поставить подходящий знак, и предложите ребёнку расставить символы «>» и «<»:
- Изобразите на бумаге несколько пар рисунков для сравнения: Солнце и Луну, листок и дерево, небоскрёб и избу, букет цветов и ромашку и т.д. Расставьте между парными рисунками заведомо неверные знаки «>», «<» и «=» и попросите ребёнка исправить символ на подходящий.
- Запишите на листе бумаге несколько неравенств, в которых одно из чисел или выражений отсутствует, и предложите ребёнку дополнить примеры любым подходящим числом или выражением: например, неравенство 4>… можно дополнить как цифрами 1, 2 и 3, так и выражением 2+1 или, скажем, 5–3.
Школьный курс математики многим детям даётся непросто, и даже первокласснику может понадобиться ваша помощь. Наши советы и упражнения помогут вашему школьнику сформировать прочный фундамент знаний, а GPS-часы и мобильное приложение «Где мои дети» позаботятся о его безопасности в школе и дома!
Источник фото обложки: Daniel Jedzura/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик