Почему ребёнок заикается и как избавиться от этой проблемы?
Логоневроз или заикание — это один из самых распространённых дефектов речи, от которого страдают около 1% взрослых и 2-3% детей. Он становится причиной буллинга в детском коллективе и мешает социальной адаптации ребёнка. Заикание хорошо поддаётся коррекции в раннем возрасте, а после 12 лет вылечиться будет в разы сложнее. К этому возрасту заканчивается формирование нервной системы и дефект закрепляется.
Родителям необходимо как можно раньше понять, что ребёнок начал заикаться и вовремя обратиться к педиатру, психологу или логопеду для лечения логоневроза.
Что такое заикание? Все ли дети заикаются одинаково? Что будет, если не лечить логоневроз? В нашей статье вы найдёте ответы на эти и многие другие вопросы о заикании.
Содержание:
- Что такое заикание?
- Причины заикания у детей
- Как понять, что ребёнок действительно заикается?
- Что будет, если не лечить заикание?
- Ребёнок начал заикаться: что делать?
- Советы родителям
- Заикание — не приговор!
Что такое заикание?
Лалоневроз, логоневроз, заикание — всё это названия одного и того же дефекта речи, который проявляется нарушением её плавности, ритма и темпа. Эти нарушения обусловлены судорогами в голосовых связках, дыхательной мускулатуре или каких-либо мышцах речевого аппарата (например, мышцах языка или губ).
Заикающийся запинается на определённых звуках и многократно их повторяет. Это происходит непроизвольно, то есть человек не может контролировать процесс заикания, что приводит к значительному психологическому дискомфорту, нарушению социализации, проблемам в обучении и при трудоустройстве.
Чаще всего логоневроз развивается у детей в период активного становления речи (возраст от 2 до 6 лет).
По данным различных источников, от 5 до 10% детей заикаются в какой-то момент своей жизни. У большинства из них проблема уходит самостоятельно без специальной коррекции — лишь у 2-3% малышей заикание фиксируется и требует лечения.
Виды заикания у детей
Врачи различают три типа лалоневроза в зависимости от вида судорог и их локализации:
- Тонический. Происходит длительный спазм мышц языка и артикуляционного аппарата. Заикание проявляется в растягивании некоторых звуков и паузах в словах, например, «п…..папа».
- Клонический. В мышцах, участвующих в акте дыхания и говорения, возникают многократные подёргивания (судороги), что вызывает застревание на первых буквах или слогах слов, например, «б-б-б-б-бегемот» или «бе-бе-бе-бегемот».
- Смешанный. Объединяет в себе оба эти варианта. Заикающийся растягивает звуки, делает паузы в словах и повторяет слоги, например, «с…са-са-самолёт».
Есть и другая классификация заикания. По месту локализации судорог выделяют четыре вида логоневроза:
- дыхательный;
- голосовой;
- артикуляторный;
- смешанный.
По течению выделяют формы заикания:
- постоянную;
- рецидивирующую (проходит полностью, но может возникнуть опять);
- волнообразную (характеризуется периодами обострения и временного отсутствия симптомов заикания).
Заикание делят на три формы по причине и особенностям проявления:
- Невротическое заикание является функциональным нарушением речи, развивается после какой-либо психологической травмы на фоне уже существующего невроза. Характеризуется волнообразным течением и отсутствием органических поражений головного мозга и периферических нервов.
- Неврозоподобная форма (второе название — органическое заикание). Обусловлено различными поражениями головного мозга. Развивается постепенно, носит стабильный характер течения (без промежутков относительно нормальной речи) и тяжело поддаётся коррекции. Чаще всего дети с неврозоподобной формой заикания имеют другие логопедические проблемы и слегка отстают в речевом развитии от сверстников.
- Смешанное, которое объединяет в себе признаки обеих форм.
В каком возрасте может появиться?
Чаще всего заикание появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет (в этот период активно развивается фразовая речь и высока вероятность «срыва» её нормального становления).
Мальчики сталкиваются с проблемой в 4 раза чаще, чем девочки. Это связано с более медленным развитием моторных функций у мальчиков, что дольше делает их уязвимыми.
Невротическое заикание крайне редко развивается у детей старше 7 лет, но в младшем школьном возрасте уже существующая проблема может значительно ухудшиться. Первоклассники испытывают сильный стресс, который связан с кардинальными изменениями распорядка дня, школьными обязанностями и адаптацией в новом коллективе.
Второй критический период — это подростковый возраст. Происходят физиологические изменения в организме и гормональные всплески, что может вызвать дополнительный стресс и ухудшить заикание. Кроме этого, подростки начинают пробовать различные психотропные вещества (никотин, алкоголь и другие), что также усиливает выраженность логоневроза.
Дети старше 6-7 лет и взрослые могут начать заикаться после черепно-мозговой травмы, кровоизлияния в мозг и вследствие появления других заболеваний головного мозга. В этом случае необходимо как можно раньше обратиться за квалифицированной медицинской помощью.
Источник: pedlib.ru
Степени заикания у детей
Выделяются три степени тяжести лалоневроза:
- Первая (лёгкая) степень. Ребёнок заикается только во время сильного психоэмоционального возбуждения и когда пытается что-то быстро рассказать. «Застревания» в речи легко преодолеваются, малыш не замечает своей проблемы и свободно общается.
- Вторая (средняя) степень. В привычной обстановке и в комфортных для психики условиях ребёнок говорит свободно, заикается мало. Выраженное заикание появляется под воздействием сильных эмоций. Ребёнок осознает то, что он говорит не так, как все его сверстники и взрослые. Он испытывает психологический дискомфорт и предпочитает промолчать в возбуждённом состоянии, так как точно знает, что будет заикаться.
- Третья (тяжёлая) степень. Заикание носит постоянный характер, сопровождается активной жестикуляцией и вызывает значительный психологический дискомфорт у ребёнка.
Лечится ли это?
Лечение заикания у детей — это кропотливая работа, которая требует вовлечённости всей семьи. Родителям и всем, кто проживает и часто общается с малышом, необходимо соблюдать речевой режим, избегать конфликтных ситуаций и чётко следовать всем рекомендациям врачей.
Около 75-80% случаев заикания хорошо поддаются коррекции. Важно начать лечение как можно раньше и использовать комплексный подход с привлечением детского психолога, логопеда и невролога.
В возрасте около 12 лет завершается формирование коры головного мозга и нейронных связей, поэтому вылечить заикание в более старшем возрасте значительно сложнее (а в некоторых случаях и вовсе невозможно).
Причины заикания у детей
Заикание не возникает у абсолютно здоровых детей. Оно может появиться только при наличии в анамнезе предрасполагающих факторов. Это отдалённые причины, которые подготовили «благоприятную почву» для появления логоневроза, а именно:
- Наследственная предрасположенность. Если у близких родственников есть заикание, нервно-психические и другие хронические заболевания, которые ослабляют нервную систему, то это повышает риск развития заикания у ребёнка.
- Генетические мутации. На сегодняшний день известны 4 гена, мутации в которых связывают с появлением заикания.
- Поражение центральной нервной системы плода в период внутриутробного развития. Может развиться вследствие тяжёлого токсикоза, преэклампсии, нарушения маточного кровообращения и в результате перенесённых мамой во время беременности инфекционных заболеваний.
- Родовые травмы.
- Невротические особенности ребёнка: мнительность, ранимость, высокая эмоциональная чувствительность и другие.
- Частые и тяжёлые инфекционные и соматические болезни раннего возраста, которые ослабляют нервную систему.
- Психологически нездоровая обстановка в семье, что приводит к постоянному перенапряжению и истощению нервной системы.
Иногда этих факторов достаточно для развития заикания, но чаще всего необходим триггер (производящий фактор):
- Сверхсильный эмоциональный раздражитель, который у каждого малыша будет свой. Один ребёнок начинает заикаться после нападения агрессивной собаки, а другому достаточно усомниться в любви родителей и испытать испуг от этих мыслей. Спровоцировать заикание могут не только сильные негативные эмоции, но и позитивные.
- Быстрое и насильственное переучивание с левши на правшу. Во время переучивания происходит смена ведущего полушария мозга, из-за чего менее приспособленые отделы мозга становятся доминантными и не всегда могут справиться с возложенными на них обязанностями. Резкое переучивание левши может быть чревато не только заиканием, но и проблемами с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).
- Проживание в билингвальной семье (семья, в которой разговаривают на двух языках) или изучение иностранного языка параллельно с родным. Ребёнок может заикаться на одном из языков или на обоих сразу.
- Перегрузка речевым материалом и обучение, которое не соответствует возрасту. Порой родители стремятся вырастить вундеркинда и сами того не желая провоцируют появление логоневроза у ребёнка.
- Строгое воспитание с использованием телесных наказаний и психологического давления.
- Травля в детском коллективе со стороны сверстников или со стороны взрослых: воспитателей, нянечек, учителей и других.
- Конфликты в семье, недостаток любви со стороны родителей и другие проявления нездоровой психологической обстановки дома.
- Дефицит положительных эмоций.
- Подражание заикающемуся взрослому или ребёнку.
- Черепно-мозговые травмы, новообразования головного мозга и кровоизлияния в мозг. Последние встречаются в детском возрасте нечасто, но о них необходимо помнить! Помимо заикания они могут провоцировать угрожающие жизни состояния и даже смерть.
- Острое инфекционное или тяжёлое соматическое заболевание.
- Болезни ЛОР-органов.
- Интоксикация.
Всегда знайте, где находится ваш ребёнок и всё ли у него в порядке, когда вас нет рядом. Скачивайте приложение для заботливых родителей «Где мои дети», чтобы обеспечивать безопасность ребёнку на расстоянии и приходить на помощь незамедлительно, когда это потребуется.
Как понять, что ребёнок действительно заикается?
Если ребёнок сильно заикается, то определить наличие проблемы не составляет труда. Сложнее понять, есть ли логоневроз в случаях, когда заикание проявляется только иногда, например, когда малыш торопится высказать свои мысли или испытывает волнение.
Только врач может точно поставить диагноз ребёнку! Рекомендуем как можно раньше обратиться за консультацией к педиатру, детскому неврологу или логопеду.
Важно! При нормальном речевом развитии дети проходят «клонус-фазу» и иногда могут повторять один и тот же слог (например, вместо слова «рыба» говорить «ры-рыба»). В большинстве случаев это явление проходит самостоятельно и никогда не возвращается. У детей с предрасполагающими факторами в анамнезе «клонус-фаза» нормального процесса становления речи может переходить в клоническую форму заикания с последующей трансформацией в тоническую или смешанную форму.
Симптомы заикания
- Во время разговора малыш периодически останавливается, у него учащается дыхание. Создаётся впечатление, что ребёнок собирается с силами перед следующими высказываниями.
- Речь прерывистая, с повторениями отдельных букв или слогов, слов или даже частей фразы.
- Ребёнку сложно начать разговор, особенно в новой для него обстановке.
- Отмечаются судороги в мышцах речевого аппарата, которые сопровождаются общим напряжением и дополнительной жестикуляцией.
- Ребёнок применяет различные речевые уловки: в начале фразы или сложного для произношения слова вставляет слова-эмболы (и, э, так сказать, ну, значит, вот и другие); меняет местами слова во фразе так, чтобы произношение стало максимально удобным; изменяет темп и ритм речи, интонацию и силу голоса.
К дополнительным симптомам заикания относятся:
- нервные тики;
- дрожание нижней челюсти;
- частое и быстрое моргание;
- подергивания головой;
- агрессивность;
- замкнутость;
- повышенная нервозность;
- выраженная мимика;
- активная жестикуляция руками или сжатие кулаков;
- наличие различных фобий.
У большинства детей с заиканием достаточно быстро развивается логофобия (боязнь общения), которая характеризуется постоянным тревожным ожиданием речевых судорог, боязнью и нежеланием разговаривать, страхом общественного осуждения из-за наличия заикания. Такие дети фиксируются на своей проблеме, стараются не заводить новые контакты и минимизировать общение с уже знакомыми людьми, становятся замкнутыми и асоциальными.
Когда пора идти к врачу?
Обратиться к врачу для лечения заикания необходимо, если:
- Ребёнок заикается дольше 6 месяцев.
- Дебют заикания приходится на возраст старше 6 лет.
- Отмечается тенденция к прогрессированию заикания.
- У ребёнка отягощённый анамнез или есть заикающиеся близкие родственники.
- Малыш испытывает психологический дискомфорт из-за заикания.
Что будет, если не лечить заикание?
С точки зрения физиологии негативных последствий от заикания для организма ребёнка нет, но для детской психики это нарушение речи является крайне травматичным.
Психологические осложнения заикания:
- Происходит сужение круга общения, из-за чего замедляется общее развитие ребёнка.
- Возникает чувство собственной неполноценности. Малыш дистанцируется от сверстников, учителей, воспитателей и даже от близких людей.
- Усиливаются существующие страхи и появляются новые фобии.
- Нарастает раздражительность, поведенческие реакции носят агрессивный характер. В некоторых случаях наоборот, ребёнок становится пугливым и плаксивым, может впасть в депрессию.
Заикание может:
- сделать заику «козлом отпущения» в классе;
- стать причиной сниженной успеваемости в школе, среднем и высшем учебном заведении;
- препятствовать приёму на работу и ограничивать карьерный рост;
- мешать творческой реализации и даже личной жизни.
Подписывайтесь на рассылку от блога «Где мои дети», чтобы первыми получать все свежие материалы по здоровью и развитию детей себе на почту!
Ребёнок начал заикаться: что делать?
Когда вы обнаружили у ребёнка тенденцию к заиканию, организуйте дома игру в «молчанку» на 5-10 дней и ограничьте любые контакты: откажитесь от посещения детского сада, кружков и спортивных секций. Такая мера часто помогает избавиться от заикания на начальном этапе формирования логоневроза (до того, как ребёнок осознаёт проблему и начинает фиксироваться на ней). Если это не помогло, необходимо обратиться за специализированной медицинской и психологической помощью.
Какой врач лечит заикание?
Очень важно использовать комплексный подход для преодоления заикания. Ведущими специалистами в коррекции заикания являются психолог и логопед, но первым вашим врачом станет педиатр. Он проведёт осмотр ребёнка, назначит анализы, консультации узких специалистов и дополнительные методы обследования (ЭЭГ, МРТ при подозрении на заболевания головного мозга или его повреждения и другие), что поможет исключить органическую патологию. Только после этого можно приступать непосредственно к лечению.
Психолог проработает с ребёнком негативные установки на речь, поможет изменить отношение к логоневрозу и почувствовать себя полноценным человеком. В некоторых случаях проводится семейная психотерапия для нормализации взаимоотношений между родителями и ребёнком.
Достаточно эффективной является групповая психотерапия. Когда ребёнок общается с другими детьми с заиканием, он перестаёт чувствовать себя изгоем в обществе. Малыш видит чужие успехи в преодолении проблемы, у него повышается мотивация и появляется уверенность в своих силах: «Если Миша стал меньше заикаться, то и я смогу!»
Логопед проводит речевую терапию, которая заключается в:
- нормализации артикуляции;
- исправлении неправильного произношения звуков, слогов, слов;
- обучении правильному речевому дыханию;
- синхронизации речи с движениями тела, жестикуляцией и мимикой.
Невролог или педиатр могут назначить медикаментозное лечение для оздоровления всего организма в целом и нервной системы в частности:
- Поливитамины или витаминно-минеральные комплексы.
- Аминокислоты.
- Ноотропы.
Или более серьёзные препараты: - Нормотимики.
- Анксиолитики.
- Нейролептики и другие.
У многих заикающихся отмечается повышенный тонус мимической мускулатуры и мышц шеи. Массаж лица и шейно-воротниковой зоны поможет избавиться от зажимов и ускорит процесс нормализации артикуляции. Акупунктурный массаж и массаж спины способствуют общему расслаблению, нормализации обменных процессов и улучшению самочувствия, что благотворно влияет на лечение заикания.
Упражнения, игры и другие виды занятий с заикающимся ребёнком
Далеко не все дети соглашаются на классические логопедические занятия, поэтому родителям нужно проявить фантазию и превратить их в занимательные игры. Придумывайте креативное название для упражнения и расскажите занимательную историю вместо стандартного объяснения его сути.
Например, упражнение для обучения ребёнка диафрагмальному дыханию можно назвать «Вперёд за сокровищами». Его суть заключается в том, чтобы малыш делал глубокий вдох через нос, надувая живот, и выдыхал через рот пока живот не сдуется.
Согласитесь, даже взрослому будет скучно сидеть смирно и так дышать. Поэтому вы с ребёнком не просто выполняете логопедическое упражнение, а отправляете пиратский кораблик за сокровищами! Вам нужно подготовить пиратское судно к дальнему плаванию. Для этого:
- делаем из бумаги кораблик (тренировка мелкой моторики);
- разрисовываем его по своему желанию (развиваем творческий потенциал малыша);
- выбираем водоём, по которому будет наш кораблик плыть. Это может быть небольшое озеро (миска) или бескрайний океан (большой таз);
- ставим ёмкость с водой так, чтобы ребёнку было удобно дуть на кораблик, а напротив располагаем «сокровища» (мелкие игрушки, лакомства и т.д.).
Когда всё готово, предложите ребёнку надуть паруса кораблика. Главная цель игры — помочь пиратам доплыть до сокровищ. Ребёнок должен дышать так, чтобы его живот надувался на вдохе и сдувался на выдохе. Только так он сможет расправить паруса кораблика и доставить пиратов к цели.
Такая игра увлечёт ребёнка и вам не придётся упрашивать его сделать «ещё хотя бы одно упражнение» или подкупать малыша сладостями. Некоторые логопедические упражнения сразу предлагаются в игровой форме, над другими придётся покреативить.
Мы не рекомендуем вам самостоятельно искать логопедические упражнения в интернете и практиковать их с ребёнком, так как это лечебные методы. Каждый случай заикания уникален, подбирать комплекс упражнений должен логопед с учётом особенностей артикуляционного аппарата именно вашего ребёнка и всех проблем, которые есть с речью.
Нередко ребёнок начинает заикаться на тех звуках, которые являются труднопроизносимыми для него. Коррекция такого нарушения речи будет заключаться в первую очередь в обучении правильному произношению сложных звуков, а уж потом в борьбе с заиканием если оно будет сохраняться.
В учебном пособии «Логопедия» под редакцией Л.И. Беляковой представлены эффективные упражнения гимнастики для лица, которые родители могут самостоятельно выполнять дома с детьми. Эти упражнения помогут расслабить и укрепить мимическую мускулатуру и артикуляционные мышцы:
- Слегка откинуть голову назад, напрячь | мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внимание на этом ощущении. Уронить расслабленно голову вперед.
- Наморщить лоб, подняв брови на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в области лба.
- Сильно нахмуриться на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения между глазами.
- Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, концентрируя внимание на ощущении напряжения в них.
- На 5-10 сек сжать зубы. Обратить внимание на то, как напряжение распространяется от челюсти к вискам.
- Широко улыбнуться и показать зубы в течение 5 сек. Обратить внимание на напряжение в щеках.
- Вытянуть губы трубочкой и дуть в течение 10 сек. Обратить внимание на напряжение в губах.
- Прижать язык к передним зубам на 10 сек, обращая внимание на напряжение в языке.
- Оттянуть язык назад на 10 сек. Напряжение должно возникнуть в языке, на дне полости рта и в шее.
- Зевнуть легко, более глубоко, очень глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и растянуть мышцы рта и глотки.
Советы родителям
- Ни в коем случае не показывайте ребёнку, что вы нервничаете из-за его заикания. Ваши переживания заставляют малыша тревожиться ещё больше, что только усугубит проблему.
- Соблюдайте речевой режим во время общения с ребёнком и между собой. Не нужно спешить, разговаривайте спокойно, размеренно, слегка нараспев, откажитесь от использования слов-паразитов.
- Ни в коем случае не ругайте ребёнка за то, что он заикается и не акцентируйте внимание на проблеме.
- Избегайте ситуаций, в которых ребёнок будет сильно волноваться или может испытать сверхэмоции, в том числе положительные.
- Если ребёнок стал заикаться после испуга, необходимо максимально оградить его от любых ситуаций, которые вызывают страх и могут нанести психологическую травму.
- Оптимизируйте режим дня. Проследите, чтобы ребёнок спал ровно столько времени, сколько ему положено по возрасту. В случаях, когда детский организм не справляется с нагрузкой, можно ввести в привычку дневной сон.
- Пересмотрите рацион питания малыша. Он должен содержать все необходимые для нормального развития макронутриенты, витамины, минералы и другие микронутриенты. Обязательными являются продукты с высоким содержанием витаминов группы B (рыба, говяжья печень, яйца, молочные продукты и бобовые), а также продукты, содержащие жирные кислоты омега-3 и омега-6 (жирные сорта рыбы, морепродукты, орехи, растительные масла и другие).
- На время необходимо заменить возбуждающие виды досуга (гаджеты, просмотр телевизора, соревновательные игры) более спокойными: лепка, аппликации, рисование, игра с песком, пение и другие.
- Обеспечьте адекватную физическую нагрузку без перегрузок, например, прогулки на свежем воздухе, плавание или гимнастика.
- Для детей, заикание у которых началось и резко усилилось посреди учебного года, рекомендовано домашнее обучение на весь период лечения. Другой вариант — перевести ребёнка в специализированный класс для детей с нарушениями речи. Так вы минимизируете психологический дискомфорт и убережёте ребёнка от насмешек и формирования комплексов.
- Малышей в возрасте до 5 лет можно оставить в дошкольном образовательном учреждении при условии, что ему там психологически комфортно.
- На лето можно составить более насыщенную программу занятий с логопедом или отправить ребёнка в летний логопедический лагерь. Там малыш пообщается с другими детьми с нарушениями речи и поймёт, что он такой не один; будет посещать классические логопедические занятия, логоритмику, спортивные тренировки; в свободное время отправится на экскурсию, весело проведёт время в походе или на творческих занятиях.
Заикание — не приговор!
Заикание у детей является распространённой проблемой, с которой встречаются 5-10 дошкольников из 100. Часто заика становится объектом насмешек и травли в детских коллективах, из-за чего ухудшается его психологическое состояние и снижается качество жизни. Но к счастью, заикание хорошо поддаётся коррекции, особенно в раннем возрасте.
Если у вашего ребёнка появились первые признаки заикания, нужно как можно раньше обратиться за медицинской помощью и чётко следовать полученным от врачей рекомендациям. Совместными усилиями вы легко сможете преодолеть логоневроз у ребёнка и подарить ему свободу общения!
Источник фото обложки: Roman Yanushevsky/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик