Должен ли ребёнок заниматься и учиться летом? Что об этом думают учителя, психологи и родители? Разбираемся вместе
Каникулы — время выдохнуть. Хочется забыть про будильники, дневники и таблицу умножения, выкинуть из головы списки литературы и просто дать всем отдохнуть. Мы вас понимаем! Учебный марафон выматывает не только детей, но и родителей, а каникулы нужны, чтобы восстановить силы и вернуть вкус к жизни.
Но, согласитесь, где-то глубоко внутри вы сомневаетесь в том, что ничего не делать на каникулах — безусловно хорошая идея. А вдруг за лето ребёнок всё забудет? А если в сентябре будет трудно втянуться? А что скажет учительница, когда снова придётся весь месяц повторять прошлогодний материал?
Эти сомнения понятны. Поэтому мы в редакции прошлись по исследованиям, расспросили педагогов, психологов и родителей — и собрали в одном месте всё, что поможет разобраться в вечной летней дилемме: учиться или отдыхать?
Спойлер: отдыхать точно нужно. Но чтобы сентябрь не обернулся стрессом, есть несколько важных нюансов. О них — в этой статье.
Этот текст мы подготовили в рамках небольшого редакционного проекта под названием «Каникулы с подростком» .
В нём уже вышли тексты о том, почему взрослеющий ребёнок не хочет ехать с родителями в отпуск, а также о том, чем заняться с детьми разного возраста в дороге.
Педагоги о лете: немного учёбы не повредит
Начнём с мнения учителей — их выводы, к слову, вряд ли вас удивят. Они, как самые заинтересованные лица в процессе (ведь часто по успеваемости отдельных школьников или целого класса судят об их компетентности), почти все выступают за учёбу во время каникул. Вот конкретные цифры: по данным платформы «Учи.ру» 73 % учителей считают, что летом детям необходимо заниматься. Среди них:
- 43 % советуют заниматься «несколько раз в месяц»,
- 21 % — «ежедневно»,
- 76 % отмечают, что важно повторять пройденное,
- 56 % — «разобраться с трудными темами»,
- 50 % — предлагают расширять кругозор и осваивать новые навыки.
Чем же учителя рекомендуют занимать детей? Чтением, русским и математикой. Не зря же 77 % педагогов уже выдали домашку на лето, включая списки литературы и задания на онлайн-платформах.Какие аргументы, кроме очевидного влияния на собственную деятельность, учителя приводят «за» учёбу летом? Например, что «три месяца каникул — это слишком много». Ольга Калимуллина, учитель математики и эксперт в сфере образования, в эфире «Радиошколы» от «Мела» поделилась таким мнением:
Я считаю, что оптимальная продолжительность отдыха — примерно два месяца. В нормальной ситуации, и взрослым, и детям, достаточно 28 дней, чтобы восстановиться
По мнению Ольги, полное отсутствие учёбы во время длинных каникул снизит количество освоенных ранее знаний более чем на 15–30%. Поэтому эксперт советует поделить трёхмесячные каникулы на этапы, каждый — примерно в месяц длиной:
- Собственно сам отдых: делать то, что хочется ребёнку.
- Активный отдых: заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, выезжать в соседние города и ходить на экскурсии.
- Стажировка/учёба/работа: выбрать интеллектуальную деятельность исходя из возраста и возможностей ребёнка.
Некоторые учителя и репетиторы настроены ещё более радикально: они считают, что времени на отдых настолько много, что без правильной организации, каникулы попросту пройдут бесполезно. За три месяца дети так устанут от ничегонеделанья, что к началу учебного года превратятся в «раздражительных, разбитых и несобранных». А это значит только одно — разбавлять безделье полезными занятиями просто необходимо.
Следующий аргумент педагогов в пользу летней учёбы — дети сами захотят заниматься, если не заставлять их, а преподнести знания в интересной форме. Необязательно доставать учебники за предыдущий класс и читать каждый параграф — лучше включить в программу игровые элементы и творческие задания.
Людмила Федотова, учитель начальных классов и мама двоих школьников, рассказала нам, что каждое лето они вместе с мужем организуют детский лагерь. В распорядке дня — прогулки, игры и… учебный час. Но, что очень важно, — уроки добровольные. Кто хочет, тот и приходит.
«Поначалу мой муж был очень против введения в расписание учёбы — поэтому мы решили сделать посещение урока добровольным.
Дети, которым хотелось чувствовать себя успешными и достигать новых высот, с удовольствием посвящали себя занятиям, — и так весело проводили время, что те, кто поначалу отказался от «учёбы», начали проявлять интерес к занятиям. В итоге они присоединялись к уроку, сами выбирали то, что им интересно и делали это».
В лагере ребята рисуют, решают задачи на логику, играют в игры на английском языке и пишут короткие тексты. Всё — без оценок и контроля и строго в течение одного часа.
Опытный педагог подчёркивает: если фундамент знаний был прочно заложен в течение учебного года, то в памяти вся информация восстановится за сентябрь. Главное, чтобы было чему восстанавливаться.
Учитель младших классов Татьяна Громова поддерживает: ребёнок по-настоящему счастлив, когда чувствует успех — а он приходит, когда что-то начинает получаться: «Детям нравится выполнять небольшие задания и двигаться к результату, особенно если они знают, что у них какой-то навык хромает. Им приятно видеть, что прогресс есть, — объясняет педагог. — Но важно, чтобы ребёнок сам планировал такие занятия и сам выбирал время, когда ему удобно. Он должен понимать, зачем ему это — тогда будет и внутренняя мотивация, и удовольствие от процесса».
Третий аргумент — после длительного отдыха ребёнку будет трудно влиться в учебный процесс. Учителя переживают: каникулы снижают мотивацию к учёбе, а пробелы в знаниях заставляют весь сентябрь повторять уже пройденный материал.
Большинство родителей и неопытные педагоги считают, что период адаптации проходят только в 1 и 5 классах. На самом деле школьники любого возраста обязательно с ним сталкиваются — просто в разной форме. У детей старше 10–12 лет адаптация носит чисто психологический характер, а вот младшие школьники могут испытывать и реальные проблемы со здоровьем.
Адаптация к школе — дополнительный стресс как для педагогов, так и для самих детей. Регулярные, пусть и короткие, «тренировки для мозга» помогут поддерживать умственную активность и облегчат переход от каникул к школьному режиму.
Вывод
Учителя настоятельно рекомендуют добавлять умственную нагрузку в каникулы. Они уверены, что за лето ребёнку хватит времени и отдохнуть, и поучиться.
Но даже те педагоги, кто голосует за учёбу, подчёркивают: заставлять — бессмысленно. Лучше — заинтересовать. И уж точно не стоит превращать летние каникулы в пятую четверть!
Мнение психологов: отдых — не прихоть, а необходимость
В отличие от педагогов психологи не считают, что три месяца каникул — это много. Как раз напротив. Детям отдых необходим — и отдыхать школьникам нужно не «немножко», между кружками и онлайн-курсами, а по-настоящему — с ничегонеделанием, играми, прогулками и, конечно, свободой.
Каникулы — это не «выпадение из учебного процесса», а важная часть взросления. Именно летом мозг перерабатывает знания, нервная система приходит в себя после перегрузок, а ребёнок получает самое ценное — возможность побыть просто ребёнком.
Клинический психолог Айнур Сайым подчёркивает: «Отдых — это не просто безделье, а осознанное восстановление. Время, проведённое с удовольствием, сделает человека счастливым, он почувствует себя ценным».
Отдыхать и снимать стресс действительно есть от чего — школьники средних и старших классов тратят на учёбу по 8–10 часов в день при санитарных нормах в 4–6 часов. Об усталости и переутомлении сообщают 70–80% самих учащихся.
Проблема уже достигла системного масштаба. В 2025 году вопрос о чрезмерной школьной нагрузке официально включён в список приоритетных — об этом заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
В этих условиях летние каникулы становятся не роскошью, а необходимостью. Так считает детский нейропсихолог и психолог-педагог Варвара Юденич: «Три месяца — оптимальный срок для того, чтобы качественно отдохнуть и перезагрузиться перед началом следующего учебного года».
Эксперт подтверждает слова педагогов и успокаивает: если информация уже перешла в долговременную память, трёхмесячные каникулы не сотрут знания — навык останется. Потери возникают там, где материал изначально не был понят и закреплён. Поэтому детям, у которых всё в порядке с учёбой, летом не нужны никакие «страховочные» занятия. Зато любимые кружки — особенно спорт и творчество — бросать не стоит: они не нагружают, а, наоборот, помогают прийти в себя.
Если же хочется добавить чего-то «интеллектуального», делать это нужно без давления: энциклопедии, настольные игры, подкасты, аудиокниги — подойдёт всё, что нравится самому ребёнку. Никаких обязательных списков, никаких «давай перескажи». Пусть читает и делает то, что его увлекает.
Семейный психолог Анна Девятка дополняет слова коллеги: в течение учебного года у детей помимо школы есть кружки, секции и допзанятия, — и в целом нагрузка получается очень высокой. Лето нужно, чтобы психика пришла в равновесие — ребёнок закрепился на новой ступени развития, осознал изменения в себе.
«Нам только кажется, что дети ничего не делают летом. На самом деле они заняты другой важной работой — учатся понимать себя, общаются, пробуют новое», — поясняет психолог.
Дети развивается не только сидя за партой или решая очередную задачку по математике. Особенно это касается младших школьников — они учатся постоянно, просто взаимодействуя с окружающим миром. Об этом напоминает психолог Анастасия Васильева. Но в состоянии стресса этот процесс тормозится.
«Поэтому летом ребёнку особенно важны спокойная семейная атмосфера, совместные прогулки, поддержка и возможность быть собой, — говорит эксперт. — Если в школе всё в порядке, не нужно заставлять его учиться по программе. Лучше читать интересные книги, заниматься любимым делом, играть и быть рядом с родителями, которые верят в его силы».
Вывод
Психологи советуют первостепенное внимание уделять отдыху — дети, безусловно, в нём нуждаются. И уж точно не стоит приравнивать отдых к «бесполезной потери времени».
Отдыхать нужно, чтобы восстановить силы, почувствовать себя уверенно, выдохнуть и переключиться. Поэтому не стоит заполнять лето «полезностями» до краёв. Пусть в нём будет место и для ничегонеделанья, и, что ещё важнее — для увлечений, которые выбирает сам ребёнок.
А что думают сами родители?
Данные всё того же «Учи.ру» — 85% мам и пап разделяют мнение педагогов и считают, что на летних каникулах нужно продолжать заниматься учёбой. Почему? Потому что это избавит от проблем в будущем учебном году, конечно!
Предпринимательница, основательница онлайн-школы Coddy и мама Оксана Селендеева вспоминает, как сама в детстве страдала от резкого старта осенью — после трёх месяцев без учёбы. Сегодня она уверена: мозг нужно постоянно держать в тонусе, но не перегружать.
Лето — отличное время, чтобы попробовать новые хобби, будь то шахматы, рисование скетчей, Photoshop или программирование. Оксана советует родителям найти для ребёнка созидательную деятельность, которая приносит удовольствие, и позволить развиваться именно в этом направлении. С дочкой Никой они летом учатся играя, читают и пробуют новое.
Из общения с преподавателями нашей школы программирования я знаю, что большинство родителей заменяют серьёзные предметы на занятия, которые увлекают детей. Это правильный выбор! Сделайте каникулы временем самопознания и поиска новых хобби. И 1 сентября ребёнок сможет гордо сказать: “У меня было такое насыщенное лето!”.
На форумах и родительских сообществах встречаются похожие отзывы — что заниматься, хоть и по чуть-чуть, но нужно в обязательном порядке:
«Две недели июня — полный отдых. Потом начинаем читать по списку от учителя, минут по 30 в день. Таблицу умножения вспоминаем на прогулке: умножаем и делим номера машин. В августе — письменное повторение, два упражнения по русскому и математике в день — и хватит», — делится мама в сообществе VK.
Кто-то подходит к задаче изобретательно — лишь бы внедрить в расписание пару тренировок для мозга:
«Мой закончил первый класс, всё лето дома, мы на работе. Читать не хочет. Решила ставить на компьютер пароль: пока не прочтёт рассказ и не перескажет по телефону — не скажу. Сначала пытался обмануть — читал начало и конец, придумывал. Пришлось самой читать тексты заранее. Понимаю, что любовь к чтению так не воспитаешь, но зато пересказывать учится и меньше сидит за компом. А математику отрабатываем через “Монополию” — сам считает, сдачу даёт», — рассказывает мама на форуме baby.ru.
87% опрошенных семей поддерживают дополнительное образование в каникулы — но подчёркивают: всё должно быть в меру. В расписании летнего отдыха родители включают и образовательные лагеря, и онлайн-курсы, и спортивные секции.
Мамы и папы стараются придумать детям полезный досуг и ещё по одной причине — чтобы те не «залипали» целыми днями в гаджетах.
«Во всех домах отдыха, где я бывала, школьники просто лежат в телефоне. Вроде и на воздухе, но каждый — в своём гаджете. А у кого нет — сидит в телефоне друга. Получается, если дети ничем не заняты, всё лето уходит на экран», — рассказывает Анна, мама пятерых детей.
Что ж, в этом аргументе есть свои основания — докажем это дальше!
Существует, конечно, и прямо противоположная точка зрения: по данным опроса Skysmart, 67% родителей уверены, что детям следует давать отдыхать «на полную катушку» и не вспоминать про учёбу — на форумах и в комментариях к тематическим постам таких мнений можно встретить немало.
«Заниматься? А когда же отдыхать? Сначала марафон контрольных, потом ЕГЭ, потом ВУЗ… Пусть летом хотя бы поживёт без зубрёжки и будильника!» — сетуют родители.
«Мой ребенок отдыхает. Школьная жизнь пролетит быстро. И каникулы останутся в прошлом».
«Вспоминаю себя в школьные годы — спасибо маме, что не портила мне каникулы. Хоть я и была троечницей, но ни кто меня не заставлял ещё и на каникулах учиться. Ничего, как-то закончила и школу, и училище, и институт».
Вывод
Родители, как и следовало ожидать, разделились на два лагеря. И это нормально — универсального рецепта нет. Только вы знаете, насколько устал ваш ребёнок, чего он хочет этим летом и что будет для него в радость, а не в тягость.
В любом случае, выбирая формат каникул, постарайтесь учитывать не только табель с итоговыми оценками, но и общее состояние ребёнка, его интересы, темперамент и готовность пробовать новое. Иногда пара игр в «Монополию» или одна книга, прочитанная с удовольствием, дают больше, чем повторение материала, пройденного за год.
Почему совсем «отключаться» — всё же не лучшая идея?
Врачи и нейроучёные напоминают: мозг — как мышца, и если его совсем не нагружать, он теряет форму. Особенно это актуально для детей, у которых мозг находится в стадии активного развития и требует регулярной, пусть и умеренной, стимуляции.
Исследования подтверждают мнение педагогов: летом дети могут терять до 20–30% навыков, полученных за учебный год — особенно в чтении и математике. Это явление даже получило своё название — «летний спад» или summer learning loss. Он особенно заметен у младших школьников.
Медики также подчёркивают связь между когнитивной активностью и психологическим благополучием ребёнка. Занятия, которые стимулируют мозг — чтение, творчество, логические игры — помогают поддерживать нейропластичность, то есть способность мозга учиться, адаптироваться и запоминать. Иными словами, когда мозг получает «пищу» — настроение, внимание, сон и даже поведение становятся устойчивее.
Кроме того, без активной умственной и физической нагрузки у детей могут развиться негативные привычки — в том числе повышенное время за гаджетами (во время каникул экранное время увеличивается в среднем на 25% до 6–7 часов в день!) и снижение активности, что неблагоприятно влияет на здоровье и психику (некоторые исследования даже связывают отсутствие дисциплины в каникулы с детским ожирением).
С другой стороны, опять же, переутомление и перегрузка очень вредны. Это тоже подтверждают научные данные: исследования группы учёных из США и Китая показывают, что академический стресс напрямую связан с тревожностью и депрессией у подростков. Недостаток сна и физической активности усиливает эти симптомы.
Так что же делать летом? Искать баланс!
Лето — в первую очередь отдых. Но полный интеллектуальный «отпуск» может сыграть с юными умами злую шутку.
Хорошая новость: никому не нужно садиться за учебники! Умственную активность можно (и нужно) встроить в повседневность — ненавязчиво, весело и с удовольствием. И педагоги, и психологи советуют опираться на «мягкие» формы занятий: хобби, эксперименты, исследование окружающего мира. Всё, что развивает, но не перегружает:
- Чтение + общение. Можно читать вместе — вслух, по ролям, с обсуждениями. Главное — выбирать не только то, что «задано», но и то, что по-настоящему интересно ребёнку. Книги про космос, комиксы, сказки, энциклопедии — подойдёт всё, что вдохновляет и вызывает неподдельный интерес. Это развивает речь, мышление, словарный запас и… укрепляет связи в семье. И да — не нужно сильно усердствовать: научно подтверждено, что чтения в течение 15–20 минут в день достаточно, чтобы сохранить необходимые навыки.
- Если математика — то в быту. Никакой зубрёжки: просто вместе считайте сдачу, определяйте время, делите пиццу или планируйте карманные расходы. Это поможет не забыть таблицу умножения и развивать логику в непринуждённой форме.
- Игры и творчество. Настольные игры, сбор конструкторов, рисование, письмо бабушке, дневник путешествий, мини-комикс — всё это не просто «развлечения», а настоящая работа мозга и души. Фильмы тоже можно смотреть с умом — например, обсуждать сюжет, героев, альтернативные концовки.
- Физическая активность. Прогулки, велосипеды, батут, футбол во дворе, игры с соседскими детьми — это и про здоровье, и про настроение. Подвижность напрямую связана с работой мозга и помогает справляться с вялостью, усталостью, капризами.
Если ребёнок отстаёт по какому-то предмету или готовится к экзамену, летом можно заняться этим точечно — с репетитором или на онлайн-платформе. Но занятия должны быть короткими, нечастыми и по силам, чтобы не превратить каникулы в марафон знаний.
По словам педагога Виктории Подсухиной, три кита обучения на летних каникулах это системность, интерактивность и мотивация. «Важно дозировать нагрузку, сочетая разные форматы: эксперименты, экскурсии, игры. Главное — показать, что учиться может быть интересно», — объясняет эксперт.
Вы всё время на работе и не можете помочь ребёнку разнообразить досуг? Не беда — в этом случае тоже возможно организовать безопасное и интересное времяпрепровождение:
- Кружки и секции — пусть даже раз в неделю. Главное, при выборе прислушаться к ребёнку — что ему интересно?
- Бабушки, дедушки, друзья семьи — смена обстановки и знакомые взрослые делают лето насыщеннее.
- Онлайн-курсы — по рисованию, анимации, программированию, языкам. Сейчас есть масса форматов, которые могут увлечь ребёнка надолго.
- Библиотеки, музеи, квесты, мастер-классы — даже пара таких вылазок может стать ярким летним воспоминанием.
- А ещё — детский лагерь. Необязательно на всё лето и не обязательно «пионерский» формат. Есть городские смены, арт-лагеря, языковые и научные группы. Их главная ценность — общение и новые впечатления.
Но вот что важно: не пытайтесь занять каждый день до последней минуты. Лето в том числе и для ничегонеделания. Оставьте ребёнку свободное время, чтобы скучать, лежать в траве, собирать одуванчики или просто смотреть в потолок. Именно в такие моменты рождаются фантазии, идеи — и настоящая самостоятельность.
Учиться нельзя отдыхать
Итак, давайте подведём итоги нашего «расследования».
Психологи сходятся во мнении: детям обязательно нужен отдых — настоящий, без давления и стресса. После напряжённого учебного года мозг и тело должны восстановиться. Но при этом, напоминают учителя, полная отключка от интеллектуальной нагрузки — не лучшая идея. Мозг, особенно растущий, требует бережной тренировки, иначе навыки утрачиваются, и возвращаться к прежнему рабочему режиму становится очень трудно.
Лето — время для мягкой, ненавязчивой активности. Уроки по расписанию точно не нужны, а вот игры, чтение, творчество, прогулки и новые впечатления — очень даже. Да, если ребёнок отстаёт или готовится к важным экзаменам, несколько лёгких занятий помогут поддержать форму, но в целом штудировать каждый день учебники не советуют ни психологи, ни учителя.