Наука или издевательство? Знаменитые эксперименты с участием детей
Психология — научная дисциплина. Как у любой науки, в психологии существует понятие «эксперимент». Это метод познания, при котором учёные проверяют свою гипотезу, создавая контролируемые условия для подтверждения или опровержения исследуемого эффекта. Особенность психологии в том, что подобные эксперименты проводятся с людьми и над людьми. Других способов изучить психику не существует. И поскольку человек проходит различные этапы становления личности, эксперименты приходится проводить не только со взрослыми, но и с детьми.
Психологические эксперименты с детьми это не хорошо и не плохо. Главное, чтобы были соблюдены этические нормы. Сегодня мы расскажем об особенностях изучения детского поведения, разберём самые интересные эксперименты и спросим мнение психолога о них.
Содержание:
- Безопасность и этика экспериментов с детьми
- Известные и важные эксперименты по изучению развития личности с участием детей
- Выводы о воспитании: правила, которые следуют из результатов экспериментов
- Эксперименты на общественно важные темы с участием детей
- Провалившиеся жестокие эксперименты
Безопасность и этика экспериментов с детьми
Исследователь всегда несёт ответственность за свой эксперимент. Не важно, кто выступает испытуемым — ребёнок или взрослый. Прежде чем начать эксперимент, учёный высказывает свою гипотезу и тщательно планирует условия эксперимента, стараясь найти оптимальные, при которых изучаемый психический или социальный процесс будет виден с минимальными рисками для участников.
Этический кодекс возник в результате множества неэтичных экспериментов, в ходе которых пострадали люди. Но на данный момент любое исследование, которое проводится настоящими учёными, проходит эту проверку.
Вот основные правила, которые обязан соблюдать исследователь:
- Исследователь несёт персональную ответственность за оценку этичности планируемого эксперимента. Он обязан взвесить научные и человеческие ценности. Если у него есть опасения в этичности эксперимента, то он берёт на себя дополнительную ответственность за составление этических рекомендаций и защиту прав участников.
- Экспериментатор обязан информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента и подробно отвечать на все вопросы, связанные с исследованием, даже если это повлияет на их желание принимать в нём участие.
- Участник эксперимента имеет право сократить или прервать своё участие в процессе исследования в любой момент.
- Учёному необходимо защищать своих испытуемых от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. При малейшем риске таких последствий необходимо проинформировать участников и предпринять меры по минимизации негативного влияния на здоровье и психику.
- После исследования учёный обязан разъяснить суть эксперимента и устранить все возможные недоразумения.
- Вся информация об участниках в ходе эксперимента является конфиденциальной.
Любое исследование с участием людей обязывает учёного взять с участников «информированное согласие». Это документ, который подтверждает, что человек добровольно участвует в эксперименте, знает, что будет происходить, и согласен с этим.
Если все эти условия соблюдены и эксперимент разработан с учётом этики, то никаких преград для участия в нём детей не существует. В конце концов, каждый родитель ежедневно ставит на своих детях опыты: «Уснёт ли ребёнок быстрее, если я прочитаю ему книжку? А если дам перед сном молоко?» Только в отличие от исследователей родители, как правило, менее последовательны и не записывают результаты в табличку.
Конечно, если ребёнку предлагают поучаствовать в эксперименте, требуется согласие родителей или законных представителей, которые имеют полное право уточнить всю информацию о целях и методах проведения эксперимента или отказаться от участия.
Участие детей в психологических и социальных экспериментах необходимо для лучшего понимания детской психологии. Полученные данные позволяют родителям и педагогам опираться на научно-доказанные методы взаимодействия с ребёнком, избегая ошибок в воспитании. Но важно помнить о бережном отношении к детской психике при подготовке эксперимента, чтобы не навредить маленьким участникам.
Известные и важные эксперименты по изучению развития личности с участием детей
Большинство знаковых экспериментов, изучающих особенности детской психики, были проведены в середине двадцатого века. Многие из них легли в основу современного представления о педагогике. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Стэнфордский зефирный эксперимент
Занимательный эксперимент, который любой родитель может попробовать со своим ребёнком в домашних условиях. Впервые его провёл американский психолог Уолтер Мишель в 1960-х годах. Цель эксперимента — проверить, как навыки саморегуляции ребёнка влияют на его успешность в будущем.
Как проводилось исследование?
Перед ребёнком ставили тарелку с зефиркой и говорили, что если он не съест сладость до возвращения взрослого в комнату (примерно 15 минут), то получит дополнительное угощение в награду.
Некоторые дети ели зефир, как только взрослый покидал помещение. Кто-то крутил «вкусняшку», изучая её, другие старались вообще не смотреть, чтобы не подвергаться соблазну.
Результаты
Спустя почти 20 лет экспериментаторы вернулись к выросшим участникам и оказалось, что дети, которые справились с задачей и не съели зефир сразу, достигли бо́льших успехов, чем дети, которые не смогли сдержаться.
На данный момент вышло несколько «подтверждений» и «опровержений» данного эксперимента, но учёные считают важным дальнейшее изучение этого вопроса. Они ссылаются на некорректность проведённого в прошлом веке исследования: маленькая выборка, недостаточность факторов, влияющих на выбор ребёнка.
Хорошие навыки саморегуляции имеют важное значение для достижения успеха в жизни. Необходимо развивать их в детях. Научите ребёнка оценивать выгоду от ожидания и продолжительного труда, воспитывайте силу воли. Эти личностные качества помогут ему в будущем справляться с трудностями. Здесь важно отметить, что не все «трудности» надо терпеть — иногда стоит вовремя сказать «нет», если дело не приносит ничего, кроме усталости. Например, делать домашние задания за двоечника в надежде, что тебя не будут дразнить на перемене, — это не про силу воли.
Сломанная игрушка
Исследователи из штата Айова решили изучить формирование чувства вины у детей.
Как проводилось исследование?
Учёный давал ребёнку куклу, акцентируя внимание, что это очень ценная игрушка, которую нельзя ломать. Но практически сразу после того, как ребёнок брал игрушку в руки, она ломалась (внутри был установлен специальный механизм). Исследователь разочарованно вздыхал и минуту молча смотрел на малыша. Ребёнок испытывал чувство вины и начинал «скукоживаться». Через минуту исследователь приносил новую игрушку и говорил, что ребёнок ни в чём не виноват.
Результаты
Родители отмечали, что дети, принявшие участие в эксперименте, начинали более осторожно и бережно обращаться с чужими вещами.
Данный эксперимент показывает, что чувство вины — это очень мощный способ «наказать» ребёнка. К сожалению, даже «случайное» обвинение может стать базой для чувства вины. Поэтому родителям стоит следить за такими фразами как «Я на тебя всю жизнь положила…» или «Мы из-за тебя…». Помните, что дети не виноваты в ваших проблемах, но чувство вины будут носить с собой до старости.
«Горькая конфета»
Эксперимент советского учёного А. Н. Леонтьева при участии детей 3–7 лет.
Как проводилось исследование?
Перед ребёнком ставилась невыполнимая задача — взять игрушку, которая лежала далеко от него, не вставая со стула. В награду за изобретательность полагалась конфета.
Учёный выходил из комнаты и наблюдал за детскими попытками из-за зеркала Гезелла (зеркало с одной стороны, и прозрачное стекло — с другой. — Прим. ред.). Дети честно старались выполнить задачу, у которой нет решения. В итоге они вставали со стула, брали игрушку и садились на место. В этот момент исследователь входил в комнату, хвалил ребёнка и вручал «заслуженную» награду.
Результаты
Большинство детей отказывались брать конфету и даже начинали плакать. Всё дело в том, что внутри них боролись два чувства: потребность получить желаемое и заслужить одобрение со стороны взрослого с одной стороны, и ощущение «незаслуженности» награды, которое не позволяло в полной мере насладиться «победой» с другой. Именно поэтому сладость воспринималась ребёнком «горькой». Этот феномен — признак формирования личности человека, когда социальные нормы становятся важнее непосредственных влечений.
Интересный эксперимент, показывающий, что дети ценят заслуженную похвалу. Не стоит игнорировать их достижения, равно как и раздавать награды за всё подряд.
«Каменное лицо»
Эксперимент, который провели американские психологи, был направлен на изучение важности эмоционального взаимодействия матери и ребёнка. Для участия в эксперименте приглашались женщины с младенцами.
Как проводилось исследование?
Первое время мама должна была играть с ребёнком как обычно — смеяться, умиляться и т. п. Спустя несколько минут маму просили перестать реагировать на ребёнка, сидеть с «каменным лицом». Фиксировалась реакция малышей. Сначала они не понимали, что происходит, потом пытались всячески привлечь внимание мамы, в конце концов они в отчаяние начинали плакать. Эксперимент, конечно, заканчивался на позитивной ноте, мама «возвращалась» к ребёнку, снова начинала играть и эмоционально взаимодействовать с малышом, пока его настроение не улучшалось.
Результаты
Таким образом учёные доказали, что эмоциональная привязанность и желание устанавливать контакт — это врождённая потребность человека.
Детям нужно не только физическое присутствие матери (чистый подгузник, еда на столе и свежая одежда в шкафу), но и живые эмоции, тепло. К сожалению, мы часто забываем об этой составляющей детско-родительских отношений. Конечно, разнообразие питания и уют в доме важны для здоровья ребёнка, но для его психологического здоровья необходимы любящие и открытые родители.
Физические наказания и ложь
Интересный эксперимент провели психологи из канадского университета Мак-Гилл. Они взяли детей трёх-четырёх лет из африканских детских садов и предложили им выполнить простое задание — угадать, какой предмет лежит за ширмой.
Как проводилось исследование?
Экспериментатор выходил из комнаты. Практически все дети заглядывали за ширму, чтобы узнать правильный ответ. Когда учёный возвращался, он спрашивал детей, подглядывали ли они за ширму и какой предмет там лежит. Дети разделились на две группы. Некоторые честно сознались в жульничестве и правильно отвечали на вопрос. Другие, наоборот, говорили, что не подглядывали и намеренно называли другой предмет.
Результаты
Часть детей-участников подвергались физическим наказаниям (в африканских странах это всё ещё распространённая практика), другие — нет. Нетрудно догадаться, что соврать решили именно те, кто привык получать физическое наказание за проступки.
Эксперимент показывает, что физические наказания, конечно, делают детей более послушными, но вместе с тем учат их врать и скрывать правду. Физическое насилие разрушает доверительные отношения между родителями и детьми, что намного важнее для будущей жизни ребёнка, чем кротость и послушание.
Обучение одарённых детей
На снимке Уильям Джеймс Сидис. Источник: interesnyefakty.org
Вырастить гения — мечта амбициозных родителей. Наша история берёт своё начало в конце XIX века: в 1897 году родился Уильям Джеймс Сидис. Его отец, Борис Сидис, вместе с супругой сразу взялись за обучение сына. К 18 месяцам ребёнок уже читал The New York Times, а в 4 написал свою первую книгу на английском и французском языках.
К восьми годам мальчик бегло владел 8 языками и создал свой искусственный язык — vendergood. Тесты IQ «зашкаливали». Когда Билли исполнилось девять, родители решили отдать его в Гарвард. Но профессорский состав был против. Тогда на сторону родителей встала пресса. Под журналистским гнётом университет сдался, и Билли стал первым одиннадцатилетним студентом.
К сожалению, образовательной базы оказалось недостаточно для обучения, и уже через год у мальчика случился нервный срыв. Он кое-как закончил Гарвард в 16 лет, и его жизнь медленно начала «скатываться».
В 20 он участвовал в первомайских демонстрациях, за что его чуть не отправили в психбольницу (ему удалось «отделаться» двумя годами санаторного лечения). Освободившись, Уильям уехал в Нью-Йорк, где прожил остаток жизни очень скромно, работая на низкооплачиваемой работе и время от времени выпуская статьи под чужим именем. Скончался в 46 лет от кровоизлияния в мозг.
Детский мозг пластичен и легко усваивает информацию, он свободен от стереотипов и готов выдавать новые и новые идеи. Но эта способность дана нам не для того, чтобы в четыре года считать логарифмы. Дети познают мир, отношения между людьми, ищут ответы на вопрос «кто я?». С этим им помогает игра. Очень важно давать детям возможность пройти все этапы формирования личности. Знания — это замечательно, но психическое здоровье важнее. Если почитать биографии вундеркиндов, которых сделали такими родители, то они все имеют печальный конец. Если вы видите, что ваш ребёнок одарён и талантлив, поддержите его, но не давите.
В России свою семью прославила Алиса Теплякова. В 8 лет она сдала ЕГЭ, а в 9 уже стала студенткой МГУ. Как утверждает отец девочки Евгений Тепляков, у него есть собственная программа обучения, которая помогает его детям обгонять сверстников. У Алисы шестеро младших братьев и сестёр. Однако красивая картинка на поверку оказалась не такой радужной. С университетской программой Алиса справлялась не так хорошо, как со школьной, а отношения с однокурсниками оставляли желать лучшего. Читайте подробнее об Алисе Тепляковой, российском вундеркинде из МГУ: Девятилетняя студентка Алиса Теплякова спровоцировала скандал и драку в МГУ и Однокурсники девятилетней Алисы Тепляковой из МГУ жалуются на отца девочки.
Страх белой крысы
Этот эксперимент в научном сообществе считается образцом «неэтичного» эксперимента. В 1920 году двое американских учёных Джон Б. Уотсон и Розали Рэйнер решили проверить гипотезу, что с помощью внешнего воздействия можно выработать у девятимесячного ребёнка иррациональный страх.
Как проводилось исследование?
Маленькому Альберту показали белую крысу — мальчик не боялся крыс и не испугался. Все следующие разы, показывая ребёнку крысу, учёные сопровождали это внезапным громким звуком, который пугал малыша. В итоге при виде крысы ребёнок начал испытывать ужас.
Результаты
Учёные повторили эксперимент с другими предметами и получили тот же результат. Таким образом, они подтвердили, что многие наши иррациональные страхи связаны с ранним детским опытом.
Для заключения этого простого вывода пришлось сломать психику бедному Альберту. Пожалуйста, будьте внимательны к своим словам и действиям! Иногда мы неосознанно вырабатываем у детей фобии к совершенно обычным вещам. Например, ребёнок ползает по горке, ему весело, а мама в панике пытается его оттуда снять, хотя ничего страшного не происходит. Но ребёнок считывает: «Активно изучать пространство опасно для жизни» и с этой установкой проживает долгие годы, боясь предпринимать любые попытки что-либо сделать вне установленных рамок.
Выводы о воспитании: правила, которые следуют из результатов экспериментов
Все эксперименты, перечисленные выше, дают рекомендации по воспитанию детей, которые сейчас нам кажутся очевидными. Но именно они легли в основу современного представления о педагогике. Ещё сто лет назад физические наказания были нормой, никто не задумывался об их вреде, а эмоциональное взаимодействие с ребёнком считалось ерундой, ведь важнее прокормить и научить выживать. Так какие же правила современной педагогики помогли установить все эти исследования?
- Необходимо развивать волевые качества детей. Это увеличивает их шанс на успех в будущем.
- Дети легко считывают эмоции разочарования взрослых и начинают испытывать острое чувство вины. Неаккуратные слова и осуждающий взгляд может запасть ребёнку в душу на долгие годы.
- Детям важно получать заслуженную похвалу, но они будут чувствовать себя «обманщиками» и виноватыми, если награда получена нечестным путём.
- Эмоциональная связь матери и ребёнка — это врождённая потребность человека. Дети с первых минут жизни нуждаются в тёплом общении с мамой (или человеком, заменяющим её).
- Физические наказания имеют краткосрочный положительный эффект, в перспективе же они воспитывают детей, склонных ко лжи и манипуляциям.
- Многие наши страхи возникают в раннем детстве, мы даже не помним, как и почему. Часть из них можно было избежать, если бы родители вели себя иначе. Поэтому так важно следить за своим эмоциональным состоянием и выбирать правильные слова. Дети считывают своих родителей: чем спокойнее и убедительнее мать, тем спокойнее малыш.
- Нет никаких оснований считать, что раннее развитие позволит вам вырастить гения. Вероятнее всего, вы потратите много сил, времени и денег, но в результате либо не достигните желаемого результата — ребёнок рано или поздно выровняется со сверстниками, — либо взрастите невроз у своего ребёнка, что в будущем принесёт ему только проблемы. Дети должны развиваться по возрастным нормам, шаг за шагом. Конечно, есть дети, которые легко читают в четыре года, кто-то пластичен и с удовольствием осваивает программу по художественной гимнастике. Это здорово. Главное, не превращать развитие в навязчивую идею.
Читайте также Позитивное воспитание — что это такое? Инструкция по применению.
Эксперименты на общественно важные темы с участием детей
Исследователи изучают не только индивидуальные особенности детей, но и формирование социального взаимодействия. Ниже представлены самые знаменитые эксперименты данного направления.
Опыт с куклой Бобо
В середине прошлого века учёные доказали, что в присутствии взрослого ребёнок склонен имитировать его модели поведения. Спустя несколько лет группа исследователей (Альберт Бандура, Доротея Росс и Шейла Росс) решила усложнить эксперимент и посмотреть, будут ли дети копировать поведение взрослых в их отсутствие.
Как проводилось исследование?
Детей разделили на две группы (экспериментальную и контрольную). Их по одному приводили в комнату с игрушками, где они могли играть и рисовать. Вместе с ними в комнату заходил взрослый человек, который должен был играть в противоположном углу комнаты. Там же находилась большая кукла Бобо, с которой по правилам можно взаимодействовать только взрослому.
При детях из контрольной группы взрослые вели себя спокойно, играли в кубики и куклы. Но при детях из экспериментальной группы взрослые начинали обижать и бить Бобо (учёные специально придумали «непопулярные» способы воздействия на куклу). Затем ребёнка отводили в другую комнату, полную игрушек, но не разрешали в них играть, создавая тем самым эмоциональное напряжение. В третьей комнате были разные игрушки, в том числе Бобо.
Результаты
Дети, которые видели насилие над куклой, воспроизводили взрослую модель поведения: били и издевались над ней теми же способами, что и взрослые, хотя насилие было довольно изощрённым. Дети из контрольной группы не проявили признаков агрессии по отношению к Бобо.
Дорогие родители, этот эксперимент показывает нам, как важно подавать хороший пример детям. Сделайте ревизию своих отношений с окружающими: всегда ли вы конструктивно решаете конфликты? Умеете ли вы справляться со своими эмоциями? Глядя на вас, ребёнок учится быть человеком. Никакие слова и нотации не научат его вести себя лучше, чем ваш личный пример.
Карие и голубые глаза Джейн Эллиотт
Эксперимент Джейн Эллиотт. Источник: diletant.media
В 1967 году молодая американская учительница Джейн Эллиот провела эксперимент на своих учениках. Целью эксперимента было показать, что неравенство по какому-либо признаку — это плохо и неправильно.
Как проводилось исследование?
Джейн разделила класс на голубоглазых и кареглазых учеников. Голубоглазые получали привилегии, их чаще хвалили и завышали оценки. Кареглазых же пометили коричневыми шейными платками, чтобы выделить их из толпы, посадили за последние парты и ругали за любую оплошность. Голубоглазой группе рекомендовалось избегать контактов с кареглазыми. Им даже нельзя было пить воду из одного питьевого фонтанчика.
Результаты
Учитель всячески превозносила качества голубоглазых и подчёркивала недостатки кареглазых учеников. Вскоре голубоглазые начали чувствовать себя увереннее и ощутили своё превосходство над кареглазыми: они демонстрировали высокомерие и неприязнь к «меньшинству». Кареглазые же, наоборот, стали более робкими, зажатыми, их успеваемость снизилась.
Через неделю Джейн Эллиот поменяла группы ролями. Теперь кареглазые заняли главенствующую роль, а голубоглазым достались задние парты. Однако кареглазые были менее жестоки, чем голубоглазые. Спустя неделю все повязки были сняты, и дети вернулись на свои места. Им было предложено описать полученный опыт в эссе. Этот опыт они запомнили на всю жизнь.
К сожалению, в нашем мире всё ещё присутствует «бытовой расизм и национализм». Мы продолжаем сравнивать себя с другими, превознося себя и свои способности. Люди делают это неосознанно. Тем не менее никто не хочет оказаться на месте «меньшинства», которое подвергается гонениям. Важно учить детей уважительному отношению к другим людям в независимости от их цвета кожи, национальности и даже сексуальной ориентации. Важно также помнить, что одобрение взрослых и поддержка группы может даже из самого толерантного ребёнка сделать высокомерного и заносчивого.
Как бороться с травлей? Больше материалов на важную тему:
- Буллинг в школе: что делать родителям и жертве?
- Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий
- Детские конфликты: как научить ребёнка постоять за себя?
- Травля в 2021 году: что думают родители и как действует школа?
- Воспитываем в детях толерантность. Почему так важно говорить о расизме и терпимости?
- «Мы все равны»: эксперты рекомендовали рассказывать детям о расизме с самого раннего возраста
Конформизм в СССР (фильм «Я и другие»)
Как часто вы ловили себя на том, что соглашались с мнением большинства, хотя были уверены в правильности своей альтернативной точки зрения? Что в этот момент происходит с человеком? Такое явление называется конформность. Именно её решили изучить советские учёные в середине прошлого века. Было проведено две серии экспериментов с участием взрослых (Американский эксперимент Соломона Аша) и с участием детей (советский эксперимент Валерии Мухиной). О втором поговорим подробнее.
Как проводилось исследование?
В кабинете стояли семь стульчиков в ряд. На шести из них сидели «подсадные дети», на последний садился ребёнок-участник. Задачей «подсадных» было говорить вещи, очевидно противоречащие реальности.
Результаты
На столе перед детьми стояли две пирамидки — чёрная и белая. Первые шесть детей уверенно говорили, что обе пирамидки белые. Когда очередь доходила до седьмого участника, который не знал, что остальные дети «не настоящие», он с сомнением в голосе отвечал: «Обе белые». После этого седьмого ребёнка просили взять чёрную пирамидку. Ребёнок без ошибки справлялся с задачей. На вопрос, почему он не сказал, что перед ним чёрная и белая пирамидки, ребёнок чаще всего отвечал: «Все говорили, что они белые, и я так сказал». Самое интересное, что когда этот же эксперимент проводили с участием студентов — результаты повторились: даже взрослые люди не смогли преодолеть конформность и сказать своё мнение о цвете пирамидок.
Людям свойственна конформность, желание быть «как все» — это естественный механизм социальной адаптации. Вместе с тем он может сыграть злую шутку с человеком. Ведь конформной личностью легко управлять, ей легко внушить любую идею. Поэтому так важно развивать в ребёнке критическое мышление и умение высказывать своё мнение. Для этого достаточно регулярно говорить с ребёнком, аргументировать свои мысли и выслушивать его точку зрения. Постарайтесь убрать из речи аргумент «потому что я так сказал», ведь он призывает ребёнка к конформному поведению, а не самостоятельному мышлению.
Эксперимент «Детский лагерь»
Источник: fishki.net
В 50-х годах прошлого столетия группа американских учёных под руководством Музафера Шерифа решили подробно изучить причины конфликтов между группами людей.
Учёные создали имитацию детского лагеря, куда привезли две группы мальчиков 11-12 лет. Дети не знали, что участвуют в исследовании, также каждая группа не знала о существовании другой команды.
Первую неделю группы спокойно жили, устанавливая свои внутригрупповые правила и выстраивая иерархию. Когда группы сплотились, исследователи познакомили их между собой и устроили спортивные состязания. Выигравшая команда получила призы, проигравшая — ничего.
Сначала дети просто соревновались, но каждая последующая игра создавала всё большее напряжение — начала возникать внегрупповая враждебность. Дети описывали своих одногруппников как «смелых и весёлых», а чужаков как «подлых и злых». Они стали искать поводы для стычек и даже совершали набеги на чужой лагерь.
Третьим этапом стало урегулирование конфликта между мальчиками. Команды были вынуждены действовать сообща, чтобы выполнить поставленные задачи (починить грузовик или лагерный водопровод). Совместная деятельность примирила команды, появились дружеские связи.
Соревновательный подход к развитию детей приводит к усилению враждебности между ними. Сотрудничество, наоборот, помогает детям найти общий язык и лучше понять друг друга.
Похищение ребёнка
Этот эксперимент регулярно проделывают учёные, общественные организации и журналисты. Взрослые подходят к детям на улице и под разными предлогами просят пойти с ними (посмотреть на собачек, снять видео для TikTok, показать, где магазин и т. д.).
Каждый раз результаты шокируют родителей и общественность: дети снова и снова уходят с незнакомцами. Поэтому так важно учить детей безопасному поведению на улице. Не просто говорить, что незнакомцы — это опасно, но и отрабатывать алгоритм действий.
Дети не виноваты в том, что слушаются взрослых. Мы учим этому с младенчества. Разрешите ребёнку говорить своё «нет», если он не согласен. Выстраивайте доверительные отношения, чтобы он не боялся спросить у вас разрешения что-либо сделать (например, пойти с дядей искать котёнка). Это может однажды спасти ребёнку жизнь.
Ежегодно в России пропадает около 15 тысяч детей! Как уберечь своего ребёнка от «соблазнительных» предложений преступников? Научите детей быть осторожными:
- «Где мои дети» и «Лиза Алерт» рассказали о профилактике пропажи детей
- Пропавшие дети — сколько их? Правда и цифры
- Он чужой, он плохой: правила поведения для детей с незнакомыми людьми
Лучше всего подстраховаться и купить ребёнку часы с GPS-трекером и приложением для родителей «Где мои дети». И даже если ваш ребёнок не устоит и пойдёт «смотреть щеночка», вы сможете быстро его найти и прийти на помощь.
Двенадцатилетняя «невеста»
Социальный эксперимент исследователей из Нью-Йорка был призван обратить внимание на огромную проблему, которая всё ещё существует в ряде стран мира, где маленьких девочек отдают в жёны взрослым мужчинам.
Исследователи решили посмотреть на реакцию американцев на подобное событие. Они провели постановочную фотосессию новобрачных, где жениху было 65 лет, а невесте — 12. Девочка была явно подавлена, без признаков малейшей радости. Горожане сначала настороженно следили за процессом съёмки, но постепенно начали задавать вопросы, грозились вызвать полицию и даже отнимали невесту у «старика».
Радует, что общество проявляет активный интерес к такой ситуации на улицах мегаполиса. Жаль только, что ситуация в мире от этого не сильно изменилась.
Многие люди до сих пор проходят мимо, когда видят, что происходит что-то неладное. Мы не вызываем полицию, когда на детской площадке появляется подозрительный тип, не вызываем скорую лежащему на земле человеку. На эту тему тоже проводились эксперименты — каждый думает, что найдётся кто-то другой, кто придёт на помощь. В этот момент подумайте вот о чём: «этот кто-то — ВЫ». Тогда мир станет чуточку безопасней.
Провалившиеся жестокие эксперименты
Все эксперименты, которые были упомянуты ранее, были довольно этичными и показали необходимые результаты, продвинув науку вперёд. Но были и те, о которых говорить не принято, и те, чьи результаты невероятно пугают.
Эксперимент Дании и Гренландии
Результаты этого эксперимента замалчивались почти 70 лет. И только в 2010 году оставшиеся в живых участники услышали публичные извинения, а спустя еще 10 лет был опубликован полный отчёт об этом ужасном исследовани. К сожалению, большинство участников тех событий были уже на том свете. Но обо всём по порядку.
В 1951 году власти Дании решили помочь своей колонии культурно ассимилироваться и повысить уровень образования в регионе. Для этого они отобрали 22 ребёнка в возрасте от 4 до 9 лет из Гренландии. Изначально планировалось взять только круглых сирот с высоким интеллектом и хорошим здоровьем, но как часто бывает местные власти не смогли собрать необходимое количество «правильных» участников и добавили туда детей, которых воспитывали родители-одиночки.
Ни родителям, ни детям не сообщили о том, что это эксперимент. Сначала детей привезли в Данию и поместили их в подобие детского лагеря, где они должны были учить язык и ассимилироваться, но по факту это был карантин, чтобы исключить возможность заражения местных жителей. Через полгода их передали в приёмные семьи, где они также должны были получать образование и учить язык. Здесь тоже произошла накладка — не все приёмные родители оказались хорошими людьми. Ещё через полгода дети должны были вернуться на родину в специальный интернат для продолжения обучения, но произошла задержка в строительстве, и дети задержались в приёмных семьях. В итоге 6 детей были усыновлены в Дании без права биологических родителей на контакт с ними.
Оставшиеся дети вернулись в Гренландию, где их, конечно, ждали родители. Одна из участниц вспоминает, что, встретив маму, она расплакалась и начала ей рассказывать о жизни в Дании, но мама не поняла ни слова — девочка забыла родной язык. Дети надеялись, что наконец-то смогут вернуться домой, но и здесь их ждало разочарование и непонимание. Их погрузили в автобус и отвезли в детский приют, куда родители могли приходить лишь с разрешения директора, персонал говорил на датском. Там им предстояло учиться до 14 лет. Поскольку дети практически забыли родной язык, то и со сверстниками они не могли нормально общаться, их унижали и дразнили. В итоге спустя девять лет после начала эксперимента дети покинули приют: кто-то вернулся в родную семью, кто-то в приёмную из Дании, а кого-то отправили в детский дом.
Никто из детей не смог добиться реальных успехов в жизни — только трое получили высшее образование. Никто не смог построить крепкий семейный союз — все попытки закончились провалом. В конечном счёте практически от всех отказалось и государство, и семьи. Многие до последних дней своей жизни страдали от зависимостей. О том, что они были участниками жестокого эксперимента, люди узнали спустя много лет от датского писателя, который заинтересовался этой историей и начал искать тех детей. Эта информация повергла их в шок и вызвала серьёзное потрясение. Они так и не поняли, почему с ними поступили настолько жестоко.
Это пример необдуманного и непродуманного эксперимента, который имел чудовищные последствия для его участников. Мы видим, что отсутствие крепких связей с родной страной и чёткой идентичности разрушительно действует на личность человека. Отсутствие понятных моделей семейного воспитания создаёт проблемы в дальнейшем построении семьи. Поэтому так важно быть последовательными в воспитании детей, объяснять причины своих решений. А если случилось, что вы решили взять в семью ребёнка из приюта, подумайте хорошо, готовы ли вы к такой ответственности. Ведь вернуть ребёнка назад — это нанести ему новую глубокую рану.
Младенец на краю пропасти
Источник: adme.media
Американские исследователи Элеонор Гибсон и Ричард Уолк задались вопросом, понимают ли младенцы опасность высоты. Для этого они соорудили подиум, который заканчивался обрывом. Всю конструкцию накрыли прозрачным стеклом, так чтобы ребёнок не упал по-настоящему. Затем детей в возрасте 6–14 месяцев высаживали на подиум и наблюдали. Практически все младенцы останавливались на краю «обрыва». Тогда экспериментаторы пошли дальше — они поставили за обрывом маму, которая звала ребёнка к себе. Большинство детей разревелось от беспомощности, другая — поползла в обратном направлении. Однако было и несколько детей, которые поверили маме и поползли навстречу. Этот эксперимент показал, что уже в 6 месяцев дети чувствуют глубину и ощущают её опасность.
Существует мнение, что этот эксперимент не этичен, но на самом деле угрозы жизни и психическому здоровью в данной ситуации не наблюдается. Более того, данный эксперимент продемонстрировал, что родителям важно помнить: маленькие дети им доверяют и могут «поползти к обрыву», если им скажут, что это безопасно. Второе: родителям стоит задуматься о «противоречивых» инструкциях, которые мы часто даём своим детям. «Надевай штаны… нет, сначала умойся!» Ребёнок не понимает — то ли штаны надевать, то ли умываться.
Современные психология и педагогика шагнули далеко вперёд. Сейчас немыслимо представить, чтобы учёные отбирали детей из семей ради эксперимента без ведома и без согласия родителей. Но важно отдать дань уважения тем исследователям и участникам экспериментов, которые подарили нам множество знаний о детской психологии и позволили сделать наших детей более здоровыми и счастливыми.
Источник фото обложки: New Africa/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик