Что такое вальдорфская школа и стоит ли отдавать в неё ребёнка?
С момента основания первой школы вальдорфская методика преподавания завоевала множество поклонников, но в то же время получила множество критических оценок. Одна из самых неоднозначных на сегодняшний день педагогических систем становится всё популярнее, привлекая внимание родителей будущих первоклассников. Разберёмся, в чём заключаются основные принципы обучения в вальдорфской школе и детском саду, а также в тонкостях организации учебного процесса и причины популярности.
Содержание:
- Кратко о вальдорфской педагогике
- Вальдорфские школы в России
- Знаменитые выпускники вальдорфских школ
- Вальдорфские детские сады
- Применение принципов вальдорфской педагогики в общеобразовательных школах и детских садах
- Как внедрить вальдорфские принципы дома: советы родителям
Кратко о вальдорфской педагогике
Первая вальдорфская школа была открыта в начале двадцатого века в Германии при фабрике «Вальдорф Астория», откуда и появилось название. Руководить школой был приглашён австрийский философ и педагог Рудольф Штайнер, основоположник антропософии — религиозно-мистического учения, которое сам автор называл «наукой о духе».
Главным отличием школы Штайнера в то время было полное равноправие всех учеников: ни социальное положение, ни вероисповедание, ни разные умственные способности учеников не имели значения. Разрабатывая принципы вальдорфской педагогики, Штайнер руководствовался потребностями ребёнка в разные периоды его развития. Остановимся на этих принципах подробнее.
Основные концепции вальдорфской педагогики
Свои идеи о развитии детей и методах воспитания и обучения Штайнер изложил в книге «Образование ребёнка» и курсе лекций, которые он читал во время поездки в Англию. Эти идеи стали основой для организации учебного процесса в вальдорфских учебных заведениях по всему миру.
- Человек — это Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысли, чувства и сила воли. Образовательный процесс обязан содействовать развитию всех этих составляющих.
- Помимо физического тела, Штайнер выделяет эфирное и астральное тела, а также «Я». В возрасте около семи лет в человеке проявляется эфирное тело, которое отвечает за физическое развитие, память и фантазию. В возрасте четырнадцати лет появляется астральное тело, отвечающее за эмоциональное созревание, абстрактное мышление и свободу мысли. В возрасте около двадцати одного года рождается «Я», и человек вступает в фазу саморазвития. Считается, что учебный процесс не должен опережать рождение в ребёнке этих сущностей, то есть интеллектуальное развитие возможно только по достижении эмоциональной зрелости.
- Обучение в первые несколько лет должно принимать во внимание концепцию темпераментов, пока дети не научатся контролировать проявления своего характера.
Методика преподавания в вальдорфских школах
Источник фото: steinerwaldorf.org
Фокус на возрастных особенностях и потребностях ребёнка лежит в основе методов, применяемых в вальдорфских школах и детских садах. Эти методы, завоевавшие множество поклонников среди педагогов и родителей, служат одной цели — гармоничному развитию личности.
- Вальдорфская система безоценочна вплоть до старших классов: вместо итоговых баллов в дневнике родители получают развёрнутый отчёт преподавателя об успехах ребёнка.
- Учебники не используются на занятиях: преподаватель сам презентует новый материал, а ученики ведут тетради-конспекты. Тем не менее на занятиях применяются различные учебные пособия для отработки полученных навыков.
- Педагоги в вальдорфских школах ведут все основные уроки у одной группы учащихся на протяжении семи лет. Основной целью такого подхода является создание доверительной обстановки в классе и индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель имеет огромный авторитет: от него исходит мотивация к получению знаний.
- Основные навыки — чтение, письмо, счёт и другие — отрабатываются регулярно, а другие дисциплины изучаются периодами продолжительностью от трёх до четырёх недель — «эпохами», которые сменяют друг друга в течение учебного года. Так учащиеся имеют возможность погрузиться в тему и изучить её более детально.
- Каждый учебный день начинается с главного урока продолжительностью два академических часа, который имеет определённую структуру: вначале — своего рода разминка (музицирование, чтение стихотворений), затем — презентация и отработка нового материала, в конце — обсуждение или рассказ учителя, связанный с темой урока.
- В расписании присутствуют такие предметы, как гимнастика, рисование формы и эвритмия. Рисование формы — предмет, преподаваемый в начальных классах — предшествует письму, графике и каллиграфии. Эвритмия была разработана самим Штайнером и включает в себя танец, музыку и декламацию стихотворений.
- Вальдорфская методика не приемлет механического заучивания материала и стремится избавить учеников от чрезмерных нагрузок. Считается, что наилучшим образом усваивается информация, полученная с практическим опытом. Поэтому ученики практикуются в ремёслах, учатся готовить, украшают классы поделками из природных материалов, работают в саду и ухаживают за животными. Старшеклассники проходят практику в школах, детских домах и домах престарелых.
- Большая роль отводится творчеству: ученики много музицируют и рисуют, устраивают регулярные отчётные концерты и праздники. Родители принимают активное участие в школьных мероприятиях.
Критика вальдорфской системы
Несмотря на очевидную притягательность вальдорфской педагогики для многих родителей и, прежде всего, детей (кому не захочется учиться в школе без оценок!), критики этой педагогической системы указывают на многие спорные моменты:
- Самым главным недостатком вальдорфской системы считается отставание от общепринятой школьной программы в первые годы обучения. Это связано с тем, что в начальной школе — период достижения ребёнком эмоциональной зрелости — особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию, а не основным предметам. Например, пишут ученики вальдорфской школы до третьего класса только печатными буквами, в то время как в обычной школе этот навык отрабатывается с первого класса.
- Некоторые исследователи относят учение Штайнера к оккультным и наблюдают черты религиозной секты в вальдорфских учебных заведениях. Несмотря на то, что антропософия не преподаётся ученикам, есть спорные моменты, на которые указывают исследования: к примеру, чтение молитв перед едой и беспрекословное подчинение авторитету учителя.
- Ещё один важный вопрос беспокоит многих родителей: сможет ли человек, получивший образование в дружественной, чуть ли не семейной обстановке, полностью доверяя и во всём слушаясь учителя, без стресса вступить во взрослую жизнь? Выпускники могут оказаться психологически не готовы к принятию самостоятельных решений в будущем.
Вальдорфские школы в России
Первая вальдорфская школа в России была открыта в 1992 году, и на сегодняшний день существует более двадцати аккредитованных школ и вальдорфских классов в общеобразовательных школах. Многие из них входят в Ассоциацию вальдорфских школ России, которая осуществляет подготовку учителей и контроль качества образования.
Вальдорфское движение в России набирает обороты: несмотря на то, что школы есть не во всех городах (больше всего их в Москве и Московской области), во многих других учебных заведениях применяются идеи вальдорфской педагогики — такие учебные заведения называют вальдорфски ориентированными. Существует и Youtube-канал о вальдорфской педагогике — Waldorf TV.
Почти во всех школах одиннадцать классов, и только в Иркутской Вальдорфской школе обучение длится двенадцать лет, как и в немецких вальдорфских школах. При некоторых школах работают детские сады, развивающие студии и лечебно-педагогические классы.
Лишь немногие вальдорфские школы получают государственное финансирование, поэтому в большинстве из них обучение платное. Родители платят около 20 000–30 000 рублей ежемесячно. Кроме того, в некоторых школах существует вступительный взнос.
Порядок поступления в вальдорфскую школу
Зачисление в школу осуществляется по итогам собеседования с ребёнком и его родителями. После принятия комиссией положительного решения, родители должны предоставить комплект документов: медицинскую и прививочную карту ребёнка, копию медицинского полиса, паспорт одного из родителей и свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства.
Единственной проблемой может стать нехватка мест: приоритет при поступлении будет у детей с пропиской в том районе, где находится школа. Самый надёжный способ обеспечить ребёнку место в первом классе — заранее отдать его в детсад при школе.
Во многих школах есть испытательный срок продолжительностью от двух недель до двух месяцев: по итогам этого периода руководство школы может принять решение об отчислении ребёнка.
Правила для учащихся и внутренний распорядок
В вальдорфских школах действуют строгие правила в отношении гаджетов: здесь запрещено пользоваться мобильными телефонами, компьютерами и планшетами. На сайтах школ обычно опубликовано расписание звонков, и созвониться с ребёнком родители могут только во время перемены.
Даже если ребёнок не может подойти к телефону, вы всё равно можете удостовериться, что он в безопасности. Приложение «Где мои дети» даёт возможность слушать звук вокруг и уведомляет, если ребёнок вышел из установленных зон.
Уроки начинаются в 8:00–8:30 и у старших классов продолжаются до 15:30. Расписание уроков одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.
В некоторых школах есть занятия и для родителей: например, Владимирская Вальдорфская школа предлагает по субботам поучаствовать в репетиции хора и заняться гимнастикой и эвритмией.
Стоит ли отдавать ребёнка в вальдорфскую школу: за и против
Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, подходит ли вальдорфская методика их ребёнку. Основные плюсы и минусы вальдорфского образования в России представлены в нашей таблице:
Преимущества вальдорфских школ | Недостатки вальдорфских школ |
Учебная программа построена в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения. | При переходе в обычную школу ребёнку сложно адаптироваться к системе оценивания знаний. |
Учащиеся проходят итоговую аттестацию в четвёртом, девятом и одиннадцатом классах. | Учебная программа в начальной школе отстаёт от обычных школ. |
Иностранные языки — английский и немецкий — изучают с первого класса. | Не все родители могут разделять эзотерические представления о человеке, которые лежат в основе вальдорфской педагогики. |
Школа особенно подходит тем детям, у которых возникли трудности с усвоением традиционной программы, а также детям с особенностями развития. | Качество полученных знаний напрямую зависит от уровня подготовки классного педагога. |
В школе создаётся максимально комфортная обстановка, способствующая раскрытию талантов ребёнка. | Высокая стоимость обучения и небольшое количество аккредитованных школ делают вальдорфское образование труднодоступным. |
Родители получают подробный отчёт об успеваемости и участвуют в школьных мероприятиях. | |
Запрет на использование гаджетов помогает сосредоточиться на учёбе. |
Знаменитые выпускники вальдорфских школ
Среди выпускников вальдорфских школ по всему миру — не просто успешные люди, но и известные представители творческих профессий и предприниматели:
- Кеннет Шено, бизнесмен, бывший глава «American Express»;
- Вольфганг Порше, один из руководителей автоконцерна «Porsche»;
- Михаэль Энде, писатель;
- Томас Майер, дизайнер одежды;
- Линн Ульманн, писательница;
- Уильям Ли Скотт, актёр;
- Сандра Буллок, актриса;
- Дженнифер Энистон, актриса; и другие.
Вальдорфские детские сады
Со дня основания первого вальдорфского детского сада в нашей стране эти дошкольные учреждения приобрели даже большую популярность, чем школы: родители с удовольствием отдают своё чадо в такой садик, ведь дружественная семейная обстановка отлично подходит для естественного развития дошколят.
На сегодняшний день в России функционирует около шестидесяти вальдорфских детсадов. Кроме того, некоторые прикладные принципы вальдорфской педагогики применяются и в других дошкольных образовательных учреждениях.
Перечислим основные особенности вальдорфских детских садов:
- В одной группе занимаются дети от трёх до семи лет: старшие помогают младшим, как в обычной семье.
- Обучение основано на подражании: малыши наблюдают за старшими детьми и воспитателем и учатся одеваться, убирать за собой, заниматься ремёслами, живописью и рукоделием.
- Все виды деятельности сменяют друг друга в строгом порядке, активные игры чередуются со спокойными занятиями.
- Особое внимание уделяется интерьеру помещений, который дети украшают самостоятельно.
- Личность малыша и его желания — в центре внимания: ребёнок может отказаться от совместных занятий с воспитателем и поиграть отдельно.
- Свободная игра — ключевое понятие вальдорфского воспитания. В свободной сюжетно-ролевой развивается фантазия и способность к самовыражению.
- Игрушки, используемые в детском саду, также должны пробуждать в детях фантазию: это самодельные куклы из ткани и соломы, деревянные кубики и кукольная мебель, глиняные фигурки и кухонная утварь. Тряпичные куклы шьются по специальным выкройкам: в процессе изготовления важно соблюсти правильные пропорции, а вот лицо может и вовсе отсутствовать.
- Некоторые вальдорфские детские сады и группы в обычных садах являются государственными. Однако большинство из них — частные. Стоимость обучения сравнима с другими частными садами: от 12 000 рублей в месяц за неполный день и до 33 000 рублей.
- Основной проблемой, с которой сталкиваются родители выпускников вальдорфских садов, является то, что детей не учат чтению, письму и счёту; поэтому, планируя поступление в обычную школу, необходимо заранее позаботиться о подготовительных занятиях с ребёнком.
Применение принципов вальдорфской педагогики в общеобразовательных школах и детских садах
Несмотря на то, что «вальдорфской» может называться далеко не каждая школа, основы вальдорфской методики воспитания и обучения возможно применять в любых образовательных учреждениях.
Уважение к личности ребёнка, стремление раскрыть его творческий потенциал, метод погружения и акцент на получении практического опыта — вот главные принципы, которые успешно внедряют некоторые прогрессивные школы через проектную работу, сюжетно-ролевую игру, научные опыты и внеклассную деятельность.
В детских садах методы штайнеровской педагогики, как и методы системы Монтессори, набирают популярность: детей вовлекают в хозяйственную деятельность, обучают лепке, рисованию и приготовлению пищи. На полках соседствуют яркие пластиковые игрушки и кубики и цилиндры из дерева. Игровые помещения зонируют ширмами и стеллажами: в каждом уголке ребёнок может самостоятельно создать декорации для свободной игры.
Как внедрить вальдорфские принципы дома: советы родителям
На фото: вальдорфские тряпичные куклы, пирамидка натуральных цветов и деревянные свистки. Источник фото: livemaster.ru
Воспитатели и педагоги вальдорфских образовательных учреждений проходят длительную подготовку и осваивают обширную методическую базу. Но некоторые принципы вальдорфской педагогики можно реализовать в домашних условиях, следуя нашим советам:
- Старайтесь реже говорить ребёнку «нет»: оставьте это слово только для действительно серьёзных случаев. Позвольте малышу самому делать выбор в тех ситуациях, когда это допустимо.
- Придерживайтесь распорядка дня: предсказуемость очень важна для маленьких детей.
- Подавайте пример: не оставляйте домашние дела на время сончаса, а привлекайте к ним ребёнка; если вы будете вместе готовить, вытирать пыль и стирать одежду, у малыша сложится чёткое представление о том, насколько ценен труд человека.
- Создайте дома обстановку, которая будет наилучшим образом способствовать игре воображения и развитию фантазии. Постарайтесь убрать визуальные и звуковые раздражители — музыкальные игрушки, яркие пластмассовые машинки и прочее. Они перегружают нервную систему и не оставляют ребёнку возможности самому додумать их функционал.
- Минимизируйте использование гаджетов: не включайте телевизор «фоном», не позволяйте ребёнку смотреть слишком много мультфильмов и, конечно же, сами подавайте пример — уберите телефон подальше и поиграйте с малышом или сходите вместе погулять.
- Вместо ярких кукол и машинок предложите ребёнку игрушки из натуральных материалов — пирамидки, кубики, конструкторы из дерева спокойных природных цветов. Куклу можно сшить вместе из обрезков ткани, пряжи или войлока по этим выкройкам — это станет отличным совместным занятием. Для лепки можно приобрести глину или пчелиный воск. Природные материалы, натуральные краски и отсутствие острых углов делают игрушки абсолютно безопасными для детей. Уже готовые игрушки можно купить в специализированных магазинах и на amazon.com.
- Собирайте на прогулках красивые камешки, жёлуди и шишки: дети обожают возиться с ними. К тому же их можно использовать для обучения счёту.
- Если у вас нет дачи, можно разбить небольшой огород с пряными травами на подоконнике и ухаживать за ним вместе с малышом.
- Разучивайте короткие песенки и потешки (песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка — прим.) с движениями. Не забывайте про пальчиковые игры для развития мелкой моторики и, конечно же, как можно больше играйте в подвижные игры на свежем воздухе.
Многие педагоги и учёные в последние годы строят гипотезы о том, какой должна быть школа будущего, чтобы соответствовать потребностям общества и, в первую очередь, самих учеников. И эта модель имеет много общего с идеями Рудольфа Штайнера, разработанными им более ста лет назад: персонализация образования, стремление раскрыть таланты каждого ученика, наставническая роль учителя и получение детьми практических навыков в разных областях.
Сегодня особенно остро чувствуется необходимость реформы школьного образования: учащиеся испытывают непомерные нагрузки, вынуждены заучивать огромное количество учебного материала, не подкреплённого практикой, и при этом система оценивания знаний не учитывает индивидуальных особенностей детей. Несмотря на критические оценки, вальдорфская школа лишена этих недостатков, что объясняет растущую популярность этой педагогической системы во всём мире.
Проверьте электронный ящик