С момента основания первой школы вальдорфская методика преподавания завоевала множество поклонников, но в то же время получила множество критических оценок. Одна из самых неоднозначных на сегодняшний день педагогических систем становится всё популярнее, привлекая внимание родителей будущих первоклассников. Разберёмся, в чём заключаются основные принципы обучения в вальдорфской школе и детском саду, а также в тонкостях организации учебного процесса и причины популярности.

Содержание:

Кратко о вальдорфской педагогике

вальдорфская педагогика
Pressmaster/Shutterstock.com

Первая вальдорфская школа была открыта в начале двадцатого века в Германии при фабрике «Вальдорф Астория», откуда и появилось название. Руководить школой был приглашён австрийский философ и педагог Рудольф Штайнер, основоположник антропософии — религиозно-мистического учения, которое сам автор называл «наукой о духе».

Главным отличием школы Штайнера в то время было полное равноправие всех учеников: ни социальное положение, ни вероисповедание, ни разные умственные способности учеников не имели значения. Разрабатывая принципы вальдорфской педагогики, Штайнер руководствовался потребностями ребёнка в разные периоды его развития. Остановимся на этих принципах подробнее.

Основные концепции вальдорфской педагогики

Свои идеи о развитии детей и методах воспитания и обучения Штайнер изложил в книге «Образование ребёнка» и курсе лекций, которые он читал во время поездки в Англию. Эти идеи стали основой для организации учебного процесса в вальдорфских учебных заведениях по всему миру.

  1. Человек — это Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысли, чувства и сила воли. Образовательный процесс обязан содействовать развитию всех этих составляющих.
  2. Помимо физического тела, Штайнер выделяет эфирное и астральное тела, а также «Я». В возрасте около семи лет в человеке проявляется эфирное тело, которое отвечает за физическое развитие, память и фантазию. В возрасте четырнадцати лет появляется астральное тело, отвечающее за эмоциональное созревание, абстрактное мышление и свободу мысли. В возрасте около двадцати одного года рождается «Я», и человек вступает в фазу саморазвития. Считается, что учебный процесс не должен опережать рождение в ребёнке этих сущностей, то есть интеллектуальное развитие возможно только по достижении эмоциональной зрелости.
  3. Обучение в первые несколько лет должно принимать во внимание концепцию темпераментов, пока дети не научатся контролировать проявления своего характера.

Методика преподавания в вальдорфских школах

школа будущего

Источник фото: steinerwaldorf.org

Фокус на возрастных особенностях и потребностях ребёнка лежит в основе методов, применяемых в вальдорфских школах и детских садах. Эти методы, завоевавшие множество поклонников среди педагогов и родителей, служат одной цели — гармоничному развитию личности.

  1. Вальдорфская система безоценочна вплоть до старших классов: вместо итоговых баллов в дневнике родители получают развёрнутый отчёт преподавателя об успехах ребёнка.
  2. Учебники не используются на занятиях: преподаватель сам презентует новый материал, а ученики ведут тетради-конспекты. Тем не менее на занятиях применяются различные учебные пособия для отработки полученных навыков.
  3. Педагоги в вальдорфских школах ведут все основные уроки у одной группы учащихся на протяжении семи лет. Основной целью такого подхода является создание доверительной обстановки в классе и индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель имеет огромный авторитет: от него исходит мотивация к получению знаний.
  4. Основные навыки — чтение, письмо, счёт и другие — отрабатываются регулярно, а другие дисциплины изучаются периодами продолжительностью от трёх до четырёх недель — «эпохами», которые сменяют друг друга в течение учебного года. Так учащиеся имеют возможность погрузиться в тему и изучить её более детально.
  5. Каждый учебный день начинается с главного урока продолжительностью два академических часа, который имеет определённую структуру: вначале — своего рода разминка (музицирование, чтение стихотворений), затем — презентация и отработка нового материала, в конце — обсуждение или рассказ учителя, связанный с темой урока.
  6. В расписании присутствуют такие предметы, как гимнастика, рисование формы и эвритмия. Рисование формы — предмет, преподаваемый в начальных классах — предшествует письму, графике и каллиграфии. Эвритмия была разработана самим Штайнером и включает в себя танец, музыку и декламацию стихотворений.
  7. Вальдорфская методика не приемлет механического заучивания материала и стремится избавить учеников от чрезмерных нагрузок. Считается, что наилучшим образом усваивается информация, полученная с практическим опытом. Поэтому ученики практикуются в ремёслах, учатся готовить, украшают классы поделками из природных материалов, работают в саду и ухаживают за животными. Старшеклассники проходят практику в школах, детских домах и домах престарелых.
  8. Большая роль отводится творчеству: ученики много музицируют и рисуют, устраивают регулярные отчётные концерты и праздники. Родители принимают активное участие в школьных мероприятиях.

Критика вальдорфской системы

Несмотря на очевидную притягательность вальдорфской педагогики для многих родителей и, прежде всего, детей (кому не захочется учиться в школе без оценок!), критики этой педагогической системы указывают на многие спорные моменты:

  1. Самым главным недостатком вальдорфской системы считается отставание от общепринятой школьной программы в первые годы обучения. Это связано с тем, что в начальной школе — период достижения ребёнком эмоциональной зрелости — особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию, а не основным предметам. Например, пишут ученики вальдорфской школы до третьего класса только печатными буквами, в то время как в обычной школе этот навык отрабатывается с первого класса.
  2. Некоторые исследователи относят учение Штайнера к оккультным и наблюдают черты религиозной секты в вальдорфских учебных заведениях. Несмотря на то, что антропософия не преподаётся ученикам, есть спорные моменты, на которые указывают исследования: к примеру, чтение молитв перед едой и беспрекословное подчинение авторитету учителя.
  3. Ещё один важный вопрос беспокоит многих родителей: сможет ли человек, получивший образование в дружественной, чуть ли не семейной обстановке, полностью доверяя и во всём слушаясь учителя, без стресса вступить во взрослую жизнь? Выпускники могут оказаться психологически не готовы к принятию самостоятельных решений в будущем.

Вальдорфские школы в России

Первая вальдорфская школа в России была открыта в 1992 году, и на сегодняшний день существует более двадцати аккредитованных школ и вальдорфских классов в общеобразовательных школах. Многие из них входят в Ассоциацию вальдорфских школ России, которая осуществляет подготовку учителей и контроль качества образования.

Вальдорфское движение в России набирает обороты: несмотря на то, что школы есть не во всех городах (больше всего их в Москве и Московской области), во многих других учебных заведениях применяются идеи вальдорфской педагогики — такие учебные заведения называют вальдорфски ориентированными. Существует и Youtube-канал о вальдорфской педагогике — Waldorf TV.

Почти во всех школах одиннадцать классов, и только в Иркутской Вальдорфской школе обучение длится двенадцать лет, как и в немецких вальдорфских школах. При некоторых школах работают детские сады, развивающие студии и лечебно-педагогические классы.

Лишь немногие вальдорфские школы получают государственное финансирование, поэтому в большинстве из них обучение платное. Родители платят около 20 000–30 000 рублей ежемесячно. Кроме того, в некоторых школах существует вступительный взнос.

Порядок поступления в вальдорфскую школу

Зачисление в школу осуществляется по итогам собеседования с ребёнком и его родителями. После принятия комиссией положительного решения, родители должны предоставить комплект документов: медицинскую и прививочную карту ребёнка, копию медицинского полиса, паспорт одного из родителей и свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства.

Единственной проблемой может стать нехватка мест: приоритет при поступлении будет у детей с пропиской в том районе, где находится школа. Самый надёжный способ обеспечить ребёнку место в первом классе — заранее отдать его в детсад при школе.

Во многих школах есть испытательный срок продолжительностью от двух недель до двух месяцев: по итогам этого периода руководство школы может принять решение об отчислении ребёнка.

Правила для учащихся и внутренний распорядок

В вальдорфских школах действуют строгие правила в отношении гаджетов: здесь запрещено пользоваться мобильными телефонами, компьютерами и планшетами. На сайтах школ обычно опубликовано расписание звонков, и созвониться с ребёнком родители могут только во время перемены.

Даже если ребёнок не может подойти к телефону, вы всё равно можете удостовериться, что он в безопасности. Приложение «Где мои дети» даёт возможность слушать звук вокруг и уведомляет, если ребёнок вышел из установленных зон.

Уроки начинаются в 8:00–8:30 и у старших классов продолжаются до 15:30. Расписание уроков одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.

В некоторых школах есть занятия и для родителей: например, Владимирская Вальдорфская школа предлагает по субботам поучаствовать в репетиции хора и заняться гимнастикой и эвритмией.

Стоит ли отдавать ребёнка в вальдорфскую школу: за и против

Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, подходит ли вальдорфская методика их ребёнку. Основные плюсы и минусы вальдорфского образования в России представлены в нашей таблице:

Преимущества вальдорфских школ Недостатки вальдорфских школ
Учебная программа построена в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения. При переходе в обычную школу ребёнку сложно адаптироваться к системе оценивания знаний.
Учащиеся проходят итоговую аттестацию в четвёртом, девятом и одиннадцатом классах. Учебная программа в начальной школе отстаёт от обычных школ.
Иностранные языки — английский и немецкий — изучают с первого класса. Не все родители могут разделять эзотерические представления о человеке, которые лежат в основе вальдорфской педагогики.
Школа особенно подходит тем детям, у которых возникли трудности с усвоением традиционной программы, а также детям с особенностями развития. Качество полученных знаний напрямую зависит от уровня подготовки классного педагога.
В школе создаётся максимально комфортная обстановка, способствующая раскрытию талантов ребёнка. Высокая стоимость обучения и небольшое количество аккредитованных школ делают вальдорфское образование труднодоступным.
Родители получают подробный отчёт об успеваемости и участвуют в школьных мероприятиях.
Запрет на использование гаджетов помогает сосредоточиться на учёбе.

Знаменитые выпускники вальдорфских школ

Среди выпускников вальдорфских школ по всему миру — не просто успешные люди, но и известные представители творческих профессий и предприниматели:

  • Кеннет Шено, бизнесмен, бывший глава «American Express»;
  • Вольфганг Порше, один из руководителей автоконцерна «Porsche»;
  • Михаэль Энде, писатель;
  • Томас Майер, дизайнер одежды;
  • Линн Ульманн, писательница;
  • Уильям Ли Скотт, актёр;
  • Сандра Буллок, актриса;
  • Дженнифер Энистон, актриса; и другие.

Вальдорфские детские сады

вальдорфский детский
Fh Photo/Shutterstock.com

Со дня основания первого вальдорфского детского сада в нашей стране эти дошкольные учреждения приобрели даже большую популярность, чем школы: родители с удовольствием отдают своё чадо в такой садик, ведь дружественная семейная обстановка отлично подходит для естественного развития дошколят.

На сегодняшний день в России функционирует около шестидесяти вальдорфских детсадов. Кроме того, некоторые прикладные принципы вальдорфской педагогики применяются и в других дошкольных образовательных учреждениях.

Перечислим основные особенности вальдорфских детских садов:

  1. В одной группе занимаются дети от трёх до семи лет: старшие помогают младшим, как в обычной семье.
  2. Обучение основано на подражании: малыши наблюдают за старшими детьми и воспитателем и учатся одеваться, убирать за собой, заниматься ремёслами, живописью и рукоделием.
  3. Все виды деятельности сменяют друг друга в строгом порядке, активные игры чередуются со спокойными занятиями.
  4. Особое внимание уделяется интерьеру помещений, который дети украшают самостоятельно.
  5. Личность малыша и его желания — в центре внимания: ребёнок может отказаться от совместных занятий с воспитателем и поиграть отдельно.
  6. Свободная игра — ключевое понятие вальдорфского воспитания. В свободной сюжетно-ролевой развивается фантазия и способность к самовыражению.
  7. Игрушки, используемые в детском саду, также должны пробуждать в детях фантазию: это самодельные куклы из ткани и соломы, деревянные кубики и кукольная мебель, глиняные фигурки и кухонная утварь. Тряпичные куклы шьются по специальным выкройкам: в процессе изготовления важно соблюсти правильные пропорции, а вот лицо может и вовсе отсутствовать.
  8. Некоторые вальдорфские детские сады и группы в обычных садах являются государственными. Однако большинство из них — частные. Стоимость обучения сравнима с другими частными садами: от 12 000 рублей в месяц за неполный день и до 33 000 рублей.
  9. Основной проблемой, с которой сталкиваются родители выпускников вальдорфских садов, является то, что детей не учат чтению, письму и счёту; поэтому, планируя поступление в обычную школу, необходимо заранее позаботиться о подготовительных занятиях с ребёнком.

Применение принципов вальдорфской педагогики в общеобразовательных школах и детских садах

Несмотря на то, что «вальдорфской» может называться далеко не каждая школа, основы вальдорфской методики воспитания и обучения возможно применять в любых образовательных учреждениях.

Уважение к личности ребёнка, стремление раскрыть его творческий потенциал, метод погружения и акцент на получении практического опыта — вот главные принципы, которые успешно внедряют некоторые прогрессивные школы через проектную работу, сюжетно-ролевую игру, научные опыты и внеклассную деятельность.

В детских садах методы штайнеровской педагогики, как и методы системы Монтессори, набирают популярность: детей вовлекают в хозяйственную деятельность, обучают лепке, рисованию и приготовлению пищи. На полках соседствуют яркие пластиковые игрушки и кубики и цилиндры из дерева. Игровые помещения зонируют ширмами и стеллажами: в каждом уголке ребёнок может самостоятельно создать декорации для свободной игры.

Как внедрить вальдорфские принципы дома: советы родителям

вальдорфская кукла

На фото: вальдорфские тряпичные куклы, пирамидка натуральных цветов и деревянные свистки. Источник фото: livemaster.ru

Воспитатели и педагоги вальдорфских образовательных учреждений проходят длительную подготовку и осваивают обширную методическую базу. Но некоторые принципы вальдорфской педагогики можно реализовать в домашних условиях, следуя нашим советам:

  1. Старайтесь реже говорить ребёнку «нет»: оставьте это слово только для действительно серьёзных случаев. Позвольте малышу самому делать выбор в тех ситуациях, когда это допустимо.
  2. Придерживайтесь распорядка дня: предсказуемость очень важна для маленьких детей.
  3. Подавайте пример: не оставляйте домашние дела на время сончаса, а привлекайте к ним ребёнка; если вы будете вместе готовить, вытирать пыль и стирать одежду, у малыша сложится чёткое представление о том, насколько ценен труд человека.
  4. Создайте дома обстановку, которая будет наилучшим образом способствовать игре воображения и развитию фантазии. Постарайтесь убрать визуальные и звуковые раздражители — музыкальные игрушки, яркие пластмассовые машинки и прочее. Они перегружают нервную систему и не оставляют ребёнку возможности самому додумать их функционал.
  5. Минимизируйте использование гаджетов: не включайте телевизор «фоном», не позволяйте ребёнку смотреть слишком много мультфильмов и, конечно же, сами подавайте пример — уберите телефон подальше и поиграйте с малышом или сходите вместе погулять.
  6. Вместо ярких кукол и машинок предложите ребёнку игрушки из натуральных материалов — пирамидки, кубики, конструкторы из дерева спокойных природных цветов. Куклу можно сшить вместе из обрезков ткани, пряжи или войлока по этим выкройкам — это станет отличным совместным занятием. Для лепки можно приобрести глину или пчелиный воск. Природные материалы, натуральные краски и отсутствие острых углов делают игрушки абсолютно безопасными для детей. Уже готовые игрушки можно купить в специализированных магазинах и на amazon.com.
  7. Собирайте на прогулках красивые камешки, жёлуди и шишки: дети обожают возиться с ними. К тому же их можно использовать для обучения счёту.
  8. Если у вас нет дачи, можно разбить небольшой огород с пряными травами на подоконнике и ухаживать за ним вместе с малышом.
  9. Разучивайте короткие песенки и потешки (песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка — прим.) с движениями. Не забывайте про пальчиковые игры для развития мелкой моторики и, конечно же, как можно больше играйте в подвижные игры на свежем воздухе.

Многие педагоги и учёные в последние годы строят гипотезы о том, какой должна быть школа будущего, чтобы соответствовать потребностям общества и, в первую очередь, самих учеников. И эта модель имеет много общего с идеями Рудольфа Штайнера, разработанными им более ста лет назад: персонализация образования, стремление раскрыть таланты каждого ученика, наставническая роль учителя и получение детьми практических навыков в разных областях.

Сегодня особенно остро чувствуется необходимость реформы школьного образования: учащиеся испытывают непомерные нагрузки, вынуждены заучивать огромное количество учебного материала, не подкреплённого практикой, и при этом система оценивания знаний не учитывает индивидуальных особенностей детей. Несмотря на критические оценки, вальдорфская школа лишена этих недостатков, что объясняет растущую популярность этой педагогической системы во всём мире.