Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Статистика

Травля в 2021 году: что думают родители и как действует школа?

Компания-разработчик лучшего родительского приложения «Где мои дети» совместно с первой российской антибуллинговой программой Травли Net провели исследование с целью привлечь внимание взрослых и детей к этой острой проблеме. Результаты нас, мягко говоря, поразили. Мы поняли, что закрывать глаза на буллинг больше невозможно. Поэтому делимся с вами всеми полученными данными и выводами и призываем встать на борьбу с травлей вместе с нами!

Содержание:

Ежегодно тысячи детей подвергаются травле. Многие случаи приводят к трагедиям и ломают судьбы. О самых ужасных из них становится широко известно, благодаря общественности и СМИ. Однако навряд ли можно сказать, что социальная огласка оказывает помощь в борьбе с буллингом среди детей и подростков.

Каждое такое резонансное событие порождает громкие дискуссии и призывы к внесению изменений в законодательстве. Наказание за травлю в школе просят ужесточить. Однако после того, как СМИ перестают пестрить заголовками об очередном случае травли, общественность затихает. Ровно до следующего вопиющего случая…

Проблема буллинга в обществе: цифры и факты

Prostock-studio/Shutterstock.com

В мае 2021 года наша команда провела исследование этой темы. В опросе приняло участие более 4 тысяч человек со всех регионов России в возрасте 30-45 лет.

Результаты оказались противоречивыми: ситуация с профилактикой травли меняется со временем в лучшую сторону, но всё же очень и очень медленно.

Урегулировать конфликт среди подростков стараются, прежде всего, родители. Правда, не всегда своевременно и не всегда правильно. При этом, как показало исследование, у взрослых не хватает верной информации и знаний о том, как предупредить, избежать или прекратить издёвки среди подростков.

В результате разбора ответов на открытые вопросы вскрылась немаловажная проблема среди взрослых. Далеко не всегда родители обидчика, на которого подчас жалуется вся школа, видят (или хотят увидеть) проблему своего ребёнка. Для одних это нормальный образ жизни, другие же попросту предпочитают не обращать внимание на «детские разборки».

Читайте также «Мою дочь обижают, а родители буллера не реагируют! Что делать?»

Опрос показал ещё одну неутешительную закономерность. Дети родителей, подвергшихся в юном возрасте буллингу в школе, как правило, «наследуют» их роль жертвы. А дети агрессоров с большой вероятностью станут агрессорами, будто переняв опыт родителей по генам.

Если говорить в цифрах, то дети бывших булли в 7 раз чаще повторяют судьбу своих родителей. 

Prostock-studio/Shutterstock.com

Вместе с тем, родители, которые сталкивались с травлей, помогают своим детям решить назревающий конфликт на основе собственного опыта. Согласно опросу, многие активно включаются в борьбу с буллингом: общаются с родителями других детей, работают с психологами, привлекают школу и учителей в попытках разрешить ситуацию.

Однако школа, как отвечали люди в опросе, как правило, старается соблюдать нейтралитет, столкнувшись с буллингом – учителя и администрация предпочитают не замечать очевидное. А порой педагоги сами становятся участниками травли: кто-то в роли агрессора, кто-то в роли жертвы.

Данное исследование представляет большую ценность в плане понимания, насколько современные родители информированы и понимают проблему травли. Опрос подтвердил: травля – явление частое в наших школах. Но в отличие от ситуации 5-6 лет назад, многие родители начали осознавать, что буллинг несёт реальную угрозу здоровью и жизни детей. Нам предстоит ещё большая работа и крайне важно научить взрослых распознавать первые признаки травли в классе. Кроме того, необходимо проработать важный момент – многие взрослые перекладывают собственный школьный опыт на своих детей. Это всем известные фразы, которые нелегко, но очень важно искоренить в нашем обществе: «дай ему в нос» и «я всем уши надеру» или, наоборот, «потерпи» и «ничего страшного, не рассыплешься»,

Мария Шапошникова психолог
– Мария Свир,
координатор программы Травли Net.

Результаты исследования показали: более 46% родителей так и не увидели активных действий со стороны школы по разрешению буллинга. А 9,6% респондентов поделились, что учителя сами провоцируют травлю или, как минимум, создают условия для её появления. Последнее часто случается не специально, а в «воспитательных целях». Но всё же положительная динамика есть. Сегодня школа более активна в борьбе с буллингом, чем 20 лет назад.

Профилактика травли и борьба с буллингом

Prostock-studio/Shutterstock.com

Для решения данной проблемы необходима постоянная и обширная информационная работа со взрослыми. И направлена она должна быть не на решение уже имеющегося конфликта, а на предотвращение травли. При этом, считают эксперты, работу с родителями нужно проводить, когда их детям 7-8 лет, чтобы к средней школе уже быть во всеоружии и знать о методах борьбы с травлей.

Сейчас российское общество на важном этапе – этапе принятия. Период тотального отрицания мы уже прошли,

Мария Шапошникова психолог
– Мария Свир,
координатор программы Травли Net.

О буллинге тогда и сейчас

Вместе с писхологами и экспертами мы детально разобрали и проанализировали все ответы наших респондентов. Полные результаты исследования, а также наглядные графики и статистические данные вы найдёте здесь – https://childrenday.findmykids.org/bullying.

Ниже приводим самые главные выводы, которые мы получили.

«Сталкивались ли вы с травлей в школе?»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Более 30% респондентов столкнулись с травлей в школьные годы. Треть опрошенных были жертвами, а треть – свидетелями травли других детей. Агрессоров традиционно гораздо меньше. Эти цифры соответствуют аналогичным результатам опросов среди современных школьников по всей России.

Выходит, что каждый третий учащийся сталкивается с травлей в школе. Увы, эта статистика не меняется в лучшую сторону последние десятилетия.

Лишь 25% респондентов ответили, что их собственный ребёнок сталкивался с травлей. Большинство же родителей (40%) уверены, что подобных ситуаций в жизни их детей не было. Это доказывает: взрослые считают, что в травле принимают участие 2 стороны – жертва и агрессор. На практике дело обстоит иначе: свидетели травли такие же участники процесса буллинга, как и первые 2 категории.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Невозможно не столкнуться с травлей, если она есть в школе!

Судя по ответам, большинство родителей уверены, что их дети рассказывают им всё. В реальности лишь 10% детей делятся с родителями происходящим в школе,

Мария Шапошникова психолог
– Мария Свир,
координатор программы Травли Net.

Стоит отметить, что всего 2,3% родителей ответили: их ребёнок – агрессор. Для того, чтобы это заметить и тем более признать, необходима большая смелость.

«Как учителя или руководство школы реагировали на случаи травли?»

Prostock-studio/Shutterstock.com

В этой теме наблюдается самая большая динамика. Сегодня школа гораздо больше вовлечена в проблемы буллинга.

48,5% респондентов ответили, что в их детстве учителя «предпочитали не замечать» травлю, а 28,8% поделились, что школа «не считала происходящее травлей».

Несмотря на это, 20,3% опрошенных ответили, что «учителя остановили травлю, не привлекая родителей». И это, по мнению экспертов проекта, прекрасный результат. Это позитивные изменения, которые демонстрируют эффективность работы по профилактике травли.

Как считают эксперты программы Травли NET, сейчас школа не ограничивается одним сообщением законным представителям обидчика и предпринимает дальнейшие действия по урегулированию конфликта. Правда, несмотря на такую положительную динамику, 45% респондентов всё ещё считают, что школа «предпочитает не замечать» буллинга в своих стенах.

Узнайте, не обижают ли вашего ребёнка сверстники или другие взрослые, когда вас нет рядом с ним! Слушайте, что происходит вокруг, смотрите, где находится ребёнок и дозванивайтесь в любой ситуации с приложением  «Где мои дети».

Кибербуллинг или интернет-травля

Prostock-studio/Shutterstock.com

Большинство родителей (60,7%) считают, что их дети с кибербуллингом не сталкивались. И это прекрасно, правда, нужно учитывать, что большинство респондентов – родители детей 7-10 лет. Обычно в этом возрасте взрослым ещё удаётся эффективно контролировать активность ребёнка в интернете. Поэтому школьники в таком возрасте не часто сталкиваются с кибербуллингом.

Чаще всего с травлей в сети встречаются подростки старше 14-15 лет. Именно в этом возрасте контроль и влияние взрослого на жизнь подростка существенно снижаются.

Читайте также Кибербуллинг – спасение есть? Что делать жертвам интернет-травли.

Реакция современных родителей на травлю

За каждой историей про школьный буллинг стоит боль ребёнка и много слёз. Подростку в период травли как никогда необходима поддержка и любовь мамы и папы. Важно с детства выстраивать тёплые отношения в семье, чтобы, уже будучи подростком, ваш ребёнок мог полностью доверять вам и рассказать о том, что происходит в его жизни.

«Как вы думаете, вы сможете распознать, что вашего ребёнка травят в школе или в интернете?»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Подавляющее большинство родителей (80%) утверждает, что смогут распознать травлю своего ребёнка в интернете или в школе. При этом 27% респондентов не знают, сталкивался ли их ребёнок с кибербуллингом или нет. Вместе с тем эксперты утверждают: уверенность родителей в том, что они способны распознать травлю их ребёнка слишком преувеличена.

«Как вы думаете, как поступить родителям, которые узнали, что их ребёнок стал жертвой буллинга/кибербуллинга?»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Почти 28% респондентов уверены: прежде всего, необходимо поговорить с ребёнком, заверить, что родители на его стороне и привлечь учителей и директора школы. Если такой метод не принесёт результата, то следующим шагом станет обращение к психологу.

Исследование показало, что так считают именно те родители, кто в детстве получил негативный опыт и сам был жертвами буллинга. Вместе с тем, респонденты, которых миновала травля в школьные годы, считают, что лучше сразу обратиться за помощью со стороны – к психологам, учителям и т.п.

Психологи советуют родителям, в первую очередь, разговаривать с администрацией школы. Если мирные методы не помогают, нужно обращаться в вышестоящие инстанции. Подробнее об этом – в руководстве ниже.

Prostock-studio/Shutterstock.com

«Слёзы злости и непонимания»: реальные воспоминания о буллинге

Важно помнить: какое бы насилие не испытал ребёнок в школьные годы – физическое или психическое – это с большей вероятностью оставит в его душе след на всю жизнь. Мы попросили вспомнить о буллинге в школе людей, которые уже сами стали родителями, и, казалось бы, должны забыть события тех далёких дней. Однако этого не произошло, и воспоминания о школе у них остались совсем не радужные.

Валентина, мама 10-летней дочки, режиссёр YouTube канала «Где мои дети»

Prostock-studio/Shutterstock.com

Я вспоминаю эту школу с дрожью в районе солнечного сплетения, с подкатывающей тошнотой, потому что каждый день, сидя на краешке ванной, застирывала пуховик от чужого плевка. Он каждый день прилетал в спину. Стирала, сдавливая слёзы злости и непонимания: «За что?».

Шёпот за спиной, постоянный страх сесть мимо стула, потому что его убрали, тупые шуточки, идиотские вопросы, ежеминутное напряжение от того, что нужно всегда быть начеку и быть готовой дать отпор.

Это травля. И я прожила в этом кошмаре 2 четверти. Сейчас я думаю о том, каково же было тем, кто подвергался издевательствам всю школьную жизнь, если меня, спустя 20 лет, до сих пор будоражит.

Всё начинается постепенно: одна шуточка, одна подножка, забрали шапку, покидали её по кругу. Постепенно эти игры начинают затягивать обе стороны, а события напоминают фашистские издевательства. Я долго думала, почему я сразу не сказала маме, почему вообще дети не говорят родителям об издевательствах?

Всё очень просто: жертве внушается, что это она поломанная, а все остальные – нормальные. И если со мной что-то не так, то решиться предпринять какие-то действия не просто. На какое-то время я начала думать, что, действительно, не имею права претендовать на равные условия с одноклассниками.

На мое счастье в каникулы, пока я была у бабушки, мама нашла мои дневники. На следующий же день она забрала документы, сняла квартиру в другом районе и поставила меня перед фактом, что с 1 сентября я учусь в другой школе. Это меня спасло.

В новом коллективе кошмар не повторился, я с удовольствием проучилась последние несколько лет, обзавелась друзьями, стала одной из самых ярких и активных девочек в классе.

Я давно отпустила ситуацию, проработала её. Но тем не менее мне всегда хочется говорить об этом, чтобы как можно больше людей услышали это, и, возможно, уберегли бы своих детей от подобной участи.

Андрей Д., 34 года, папа дочки Ани, предприниматель

Prostock-studio/Shutterstock.com

В 5 классе родители перевели меня в элитную гимназию. Тут-то и началось. Я был рыжим, пухлым, неуклюжим отличником и носил очки – идеальный объект для издёвок. Травили меня всем классом. Сначала не слишком жестоко, так, по мелочи: одноклассники прятали и даже ломали мои очки, как-то подсунули в мой рюкзак женское нижнее бельё и оно вывалилось при всех на пол, когда я вытаскивал тетради. Доходило даже до того, что мне подсунули дохлую мышь. Но это были цветочки.

Спустя несколько месяцев моя жизнь превратилась в настоящий ад. Ежедневно после уроков одноклассники дожидались, когда я выйду из школы, и прямо на её территории прыгали на меня.

Я лежал на асфальте под грудой диких и озлобленных детей. Меня били, но слёзы катились не от боли, а от обиды и непонимания. Зачинщиками всегда были девочки. Всё это происходило прямо под окнами школы. Ни учителя, ни другие родители не заступались за меня. Меня будто не замечали.

В итоге к концу года я забросил учёбу и сам попросил маму перевести меня в другую школу. Спустя 12 лет я случайно встретил тех девочек в магазине. Сам не ожидал от себя, но будучи уже взрослым парнем, я бежал от них со всех ног, точно также, как в те школьные ужасные годы…

Хочу сказать одно – будьте добрее друг к другу: к умным, глупым, очкарикам или рыжим, к людям с лишним весом и излишне худым. Лишь спустя годы я понял – всё идёт из среды, в которой растут дети.

Если родители не позволяют себе едких шуточек в чей-либо адрес, то навряд ли ребёнок станет «чморить» других за какой-либо «изъян».

Оксана П., 31 год, мама двух погодок, юрист

Prostock-studio/Shutterstock.com

В школе меня любили все, я была душой компании, заводилой и при этом отличницей. Дружила в основном с мальчиками, хотя и с девочками не было конфликтов. Но у нас была учительница, которая в конце концов добилась того, что я ушла в другую школу. Даже сейчас не верится до конца, но видимо она завидовала достатку нашей семьи.

В середине 90-х родители могли позволить себе одевать меня в импортную дорогую одежду, покупать дорогие рюкзаки и пеналы, которые заметно выделялись среди вещей сверстников в маленьком провинциальном городке. Педагог не могла с этим смириться. Доходило до смешного: то она высмеивала мою одежду на уроке при всех, то отчитывала за то, что я выделываюсь и специально бешу остальных своими вещами.

Поначалу я не сильно обращала на неё внимание.

Тогда после проверки учителем в моей тетради с диктантами стали появляться лишние запятые, которые я точно не ставила. Оценки по этому предмету падали, однако с педагогами, которые заменяли эту учительницу во время больничного, я неожиданно резко «вспоминала» правила родного языка и получала пятёрки.

Жаль, что тогда не было телефона с камерой, и я никому ничего не могла доказать…

Не могу сказать, что эта травля сильно испортила мне жизнь. Но за 4 года жёсткого буллинга от взрослого человека я просто выгорела. Я не хотела учиться, появляться в школе, слушать про себя очередные гадости. Всё решилось само собой: в 9 классе я забрала документы и перешла в другую школу, где всё наладилось. И это стало лучшей терапией после дурдома, который устроила мне взрослая, завистливая женщина. Но тем не менее, многолетние издёвки навсегда убили во мне тёплые воспоминания о школе.

Стать жертвой может каждый. Поэтому пора действовать

Эти истории показывают – стать жертвой агрессивных подростков и даже взрослых может любой, независимо от физических способностей или материального положения. При этом психологическую травму получают все участники травли: агрессор, жертва и свидетели буллинга. И очень важно в целях профилактики травли работать на опережение, не доводя до появления конфликта.

Разговаривайте с детьми, выстраивайте доверительные отношения и объясняйте им, что издевательства в школе не норма. Ваш ребёнок должен быть уверен, что родители в любом случае помогут и будут на его стороне. Также важно с малых лет развивать у ребёнка эмпатию, чтобы он не стал агрессором в подростковом возрасте.

Скажем ТРАВЛЕ «НЕТ» вместе! Ещё больше материалов на тему буллинга:

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 3.7 / 5. Голосов: 6

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone