«Всегда будь готов!»: история пионерии и предпосылки к её возрождению
В 2022 году пионерия в России отметила своё столетие. Несмотря на то, что детское общественное движение на государственном уровне прекратило своё существование с распадом СССР, отдельные пионерские организации в стране действуют до сих пор.
Как раз накануне Дня пионерии в мае в Госдуму РФ был внесён законопроект о создании «общероссийского движения детей и молодёжи» под названием «Большая перемена», который уже одобрен в первом чтении. В общем контексте это было воспринято как шаг к возрождению пионерской организации.
Вспоминаем историю детско-юношеского движения, просуществовавшего почти 70 лет, и разбираемся, как будет устроена «Большая перемена», для каких целей её создают и действительно ли она станет современным вариантом пионерской организации.
Содержание:
- История пионерского движения: не просто феномен организованного детства
- Когда и почему в СССР появилось пионерское движение?
- Идеология и символика пионерии: какие идеи и ценности прививали молодёжи?
- Советский пионер, кто ты?
- Труд, оборона и не только: чем занимались пионеры?
- Знаменитые пионеры, их заслуги и подвиги
- Младшие товарищи и будущие пионеры: кем были октябрята?
- Когда и почему случился закат пионерии?
- Пионерия — это хорошо или нет? Мнения за и против от бывших пионеров
- Грядёт ли возрождение пионерии в России? Что известно о новом движении «Большая перемена»
История пионерского движения: не просто феномен организованного детства
Надежда Крупская среди пионеров. 1936 год. Источник: newslab.ru
Детская занятость — важный социальный аспект. Это и профилактика безнадзорности, и интеграция в общество, и личностное развитие, и много чего ещё. Пионерия по своей сути тоже являлась формой детской и молодёжной занятости, однако в итоге имела гораздо большее значение для общества, став не только неотъемлемой частью советской педагогики, но и идеологии.
Когда и почему в СССР появилось пионерское движение?
После революции и окончания Гражданской войны новая власть задумалась о централизованной работе с детьми и молодёжью. Бурно развивавшиеся в недавнем времени события привели к тому, что в стране насчитывались миллионы сирот, которые жили в ужасных условиях. Бездомные дети становились маргинальными и криминальными элементами, а приюты не полностью справлялись с задачей по их возвращению в гражданское общество. Необходимо было вести идеологическую работу, чтобы привить не только сиротам, но и всему подрастающему поколению соответствующие новому строю ценности.
Идея создания в СССР всесоюзной организации для детей и молодёжи была представлена в 1921 году Надеждой Крупской, главным идеологом советского образования и коммунистического воспитания молодёжи и супругой вождя пролетариата Владимира Ленина.
За основу были взяты организационные принципы скаутского движения, существовавшего в Российской империи для «довоенной подготовки молодёжи, помощи ближнему, а также воспитания ответственности и патриотизма». Название организации образовали от французского слова «пионер», которое в переводе на русский значит «первопроходец».
19 мая 1922 года на 2-ой Всероссийской конференции комсомола было принято решение о повсеместном создании пионерских отрядов, которые в октябре того же года были объединены во всесоюзную коммунистическую организацию детей «Юные пионеры имени Спартака».
После смерти Ленина, в 1924 году, пионерской организации было присвоено его имя. Название, под которым она действовала вплоть до распада СССР, «Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина», было утверждено в 1926 году.
Идеология и символика пионерии: какие идеи и ценности прививали молодёжи?
Источник: tula.aif.ru
Целью пионерской организации было не только воспитание «юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза», но и развитие в детях и молодёжи «сознательного отношения к труду и общественному достоянию», а также непримиримости ко всему, «что чуждо социалистическому образу жизни».
Поэтому, вступая в пионерское движение, ребята приносили клятву: «Вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
Также символом стали призыв «Пионер, к борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза будь готов!» и ответ на него, всем известный клич-девиз «Всегда готов!». Его придумал советский педагог Иннокентий Жуков, в своё время развивавший скаутское движение. Считается, что он несколько изменил девиз «be prepared» («будь готов»), существовавший у скаутов в Великобритании.
В организации действовало единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах. Знаками принадлежности к советской молодёжной организации стали:
- значок — первоначально бывший с изображением серпа, молота и пионерского костра, а с 1962 года — с профилем Ленина в центре красной звезды;
- галстук — шейная косынка алого, как и коммунистическое знамя СССР, цвета. Он символизировал связь и преемственность поколений, борющихся за «светлое будущее страны»;
- пилотка — головной убор синего или красного цвета. В первом случае — для повседневной носки, во втором — для торжественных мероприятий. Также красные пилотки носили пионеры, входящие в совет дружины.
Пионеры имели собственное приветствие — так называемый салют. Его отдавали, согнув правую руку в локте и подняв её перед собой так, чтобы ладонь с сомкнутыми прямыми пальцами располагалась ребром ко лбу и была чуть выше головы. Высота подъёма руки была не случайной — она означала, что интересы общества для пионера стоят выше личных.
Источник: infox.ru
Также существовали такие ритуалы, как пионерский строй, почести государственному флагу СССР и другие.
Для детско-юношеского движения создали собственное пионерское знамя — красное, обрамлённое бахромой, с эмблемой пионерской организации на лицевой стороне и вышитым призывом «К борьбе за Родину, Добро и Справедливость будь готов!».
Помимо этого, каждый отряд имел свой флаг — тоже красный и с пионерской эмблемой, но меньшего размера, чем знамя, и без бахромы. С ним выходили на отрядные и дружинные линейки, участвовали в торжествах. Также обязательным атрибутом каждого пионерского отряда были инструменты горн и барабан. Музыка сопровождала линейки, построения и общественные мероприятия.
Неформальными, общекультурными символами пионерского движения стали детские летние лагеря отдыха, посиделки у костра с песнями об отваге, честном труде, любви к Родине и партии, а также военно-спортивная игра «Зарница».
Советский пионер, кто ты?
Источник: newslab.ru
Большинство граждан СССР в детстве вступали в пионерскую организацию. За 69 лет существования в её рядах побывало более 210 млн. человек. Это был важный социальный ритуал, без которого невозможно было стать полноценным членом советского общества. Хотя практически каждый ребёнок страны был пионером, к участникам движения предъявлялись определённые требования, которым нужно было соответствовать.
Кого принимали в пионеры и с какого возраста?
Стать членами пионерии могли школьники 9–14 лет. Приём производили индивидуально, открытым голосованием на сборе школьного пионерского отряда или дружины, в случае, когда она не делилась на отряды. Ученик давал клятву пионера, после чего старшие товарищи вручали ему галстук и значок пионера.
Отличников и активистов, тех, кто мог по праву считаться образцом для подражания, обычно принимали в общество в торжественной обстановке, во время коммунистических праздников или в день рождения Владимира Ленина — 22 апреля; остальных — на общих линейках или даже без сбора всех членов организации, в персональном порядке.
В первые десятилетия существования организации в пионеры не брали детей из семей так называемых «классовых врагов» общества, то есть буржуазии, кулаков, «врагов народа» и «изменников Родины», а также тех, кто плохо учился и вёл себя неподобающим для советского школьника образом. Однако в 80-х участие в движении осталось добровольным и привилегированным лишь формально. Красные галстуки в обязательном порядке повязывали на шею всех школьников, без оглядки на семейную биографию, успеваемость и поведение.
Качества настоящего пионера: честь, любовь к труду и Родине
Источник: gazeta.ru
Каждый атрибут пионера был необходим для воспитания в ребёнке нужных настоящему советскому человеку качеств характера. От ребят требовалась приверженность социалистическому образу жизни, которую поддерживали с помощью законов движения.
Юный строитель коммунизма не только должен трудиться и учиться для блага Родины, готовясь стать её защитником, но и всегда поступать по совести и чести, а своими делами и поступками укреплять авторитет пионерской организации. Кроме того, пионер — надёжный товарищ, который уважает старших и заботится о младших.
В 1957 году был принят новый свод пионерских законов, содержащий знаменитое наставление: «Пионер — всем ребятам пример». Также в своде были прописаны привычки, присущие настоящему пионеру. Большое внимание было уделено вопросам личной гигиены, распорядка дня, поддержания чистоты.
Согласно документу, пионер «не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька», «стелит постели своими, а не чужими руками», тщательно моется, «не забывая мыть шею и уши» и чистит зубы, сидит прямо, не держит руки в карманах, всегда аккуратен и т. п. Словом, в детях, помимо идеологически верных личностных качеств, воспитывали также опрятность и чистоплотность. Кроме того, пионерам строго-настрого, под страхом исключения из организации, запрещалось курить и употреблять алкоголь.
За что исключали из пионеров?
Согласно своду законов пионерии, участники движения всегда должны помнить его правила и обычаи, а за их нарушение к членам организации применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины, замечание и предупреждение об исключении.
Само исключение из организации было крайней мерой, к которой приводило неудовлетворительное поведение и хулиганство. Также отряд был в праве отменять решение о приёме ребёнка в пионеры, если он не соответствовал предъявляемым требованиям.
Труд, оборона и не только: чем занимались пионеры?
Задачей пионерии было не только воспитание будущих строителей коммунизма, но и организация детской занятости. В первые годы после создания движения его участников привлекали к территориальной обороне, обучая стрельбе, готовя их в санитары или связисты. Затем, когда последние отголоски Гражданской войны затихли, деятельность пионеров приобрела более мирный и экономически выгодный характер.
Дети занимались общественно-полезной работой: сбором металлолома и макулатуры, озеленением территорий, работали в колхозах, где выращивали овощи, ухаживали за сельскохозяйственными животными и помогали собирать урожай.
Наиболее самоотверженным и успешным из них полагались награды, а их заслуги публично отмечали на общих собраниях.
Кроме того, пионеры помогали младшим товарищам — ученикам начальной школы — и занимались в кружках. По всей стране существовали Дома и Дворцы пионеров — учреждения дополнительного образования, на базе которых работали секции, клубы и организовывались творческие коллективы с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей, а также специфики развития народного хозяйства в конкретной местности.
Знаменитые пионеры, их заслуги и подвиги
Верные привитым идеалам, пионеры старались на благо родины, несмотря на юный возраст.
Некоторые участники движения прославились трудовыми подвигами, например, Мамлакат Нахангова — девочка из Таджикской ССР, которая основала пионерское стахановское движение и отличилась при сборе урожая хлопка. Она начала собирать его двумя руками, принося за день 70–80 килограммов, тогда как взрослые сборщики приносили в среднем 15 килограммов при норме в 13. За успехи в труде Мамлакат в 1935 году, в возрасте 11 лет, стала кавалером ордена Ленина, оказавшись первой среди пионеров — и самой юной, — удостоенной высшей союзной награды.
Во времена Великой Отечественной войны участники молодёжного движения помогали как фронту, так и тылу, становились членами подполья, партизанами и разведчиками. За боевые заслуги тысячи пионеров были награждены медалями и орденами, а двое из них — Марат Казей и Валя Котик — получили звания Героя Советского Союза.
Вместе с более старшими товарищами, которые уже были комсомольцами, ребята участвовали в подпольной организации «Юные мстители», действовавшей в 1942–1943 годах в оккупированном немецкими войсками посёлке Оболь в Беларуси. Валя Котик стал самым молодым Героем Советского союза — на момент гибели ему было 14 лет, звание присвоили посмертно в 1958 году.
Младшие товарищи и будущие пионеры: кем были октябрята?
Для учеников 1–3 классов существовало общество, готовящее детей к дальнейшему вступлению в пионерию — движение октябрят. Оно возникло в 1923 году и получило название в честь победы Октябрьской революции. Октябрёнок получал нагрудный значок в виде пятиконечной звезды с детским портретом Владимира Ленина, а символом движения стал красный октябрьский флажок.
Детей в возрасте 8–11 лет объединяли при школьной пионерской дружине в небольшие группы по 5 человек, так называемые «звёздочки». Ими руководили ребята постарше из числа пионеров или комсомольцев: «серп» — вожатый звёздочки и «молот» — его помощник.
Были у октябрят и свои законы, не такие суровые, как у пионеров, но направленные на формирование у детей тех же принципов и идеологических установок:
- Октябрята — будущие пионеры.
- Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
- Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
- Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
- Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Когда и почему случился закат пионерии?
Источник: ryazpressa.ru
В 1991 году после августовского путча ГКЧП на чрезвычайном XXII съезде Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), который состоялся 27 сентября, было объявлено, что «комсомол выполнил свою историческую роль» и прекращает существование.
«Политической воли на сохранение ВЛКСМ не было ни у центральной, ни у российской власти», — вспоминал об этом событии участник того съезда Вячеслав Лащевский, который тогда занимал пост секретаря ЦК Российского союза молодежи.
Вместе с роспуском комсомольской организации перестала существовать и Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Вместо неё в октябре того же года был создан Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций (СПО-ФДО).
После распада СССР поддержка детско-юношеского движения на государственном уровне была прекращена. С тех пор открытая деятельность и пропаганда политических и религиозных сообществ в светских учебных заведениях была признана противоречащей законам РФ.
В 1992 году СПО-ФДО был зарегистрирован Министерством юстиции РФ как негосударственная общественная организация, «независимая от политических партий и движений». Локальные пионерские движения с теми же атрибутами и приверженностью коммунистическим идеалам по сей день существуют в России во многих регионах и городах.
Пионерия — это хорошо или нет? Мнения за и против от бывших пионеров
К столетию пионерии Институт изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования провёл исследование, которое показало, что россияне в целом положительно оценивают движение. 58% респондентов указали, что готовы были бы рекомендовать вступать в пионерскую организацию знакомым школьного возраста, если бы что-то подобное существовало сейчас. Также опрошенные выразили мнение, что в современных детях было бы полезно воспитывать такие ценности пионеров, как быть достойным гражданином своей страны (54%), быть честным и верным другом (53%).
Среди плюсов пионерии, которые обычно выделяют в обществе: единый подход к воспитанию, постоянное нахождение детей в коллективе, взращивание в них патриотизма, трудолюбия, честности и уважения к старшим.
Как правило, сугубо положительное мнение о пионерии у людей пенсионного возраста.
Я БЫ ХОТЕЛА, ЧТОБЫ МОЙ ВНУК УЧАСТВОВАЛ В ТАКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
– Конечно, в то время мы гордились, что были пионерами. Пионерская организация прививала чувство коллективизма, чувство единой семьи. Нас учили любить свою Родину, знать её историю, заботиться и помогать старшим, беречь природу.
Сейчас моему внуку 10 лет. В школе у них только обучение, никакого воспитания. Считается, что воспитывать ребёнка должна семья. А если семья у ребёнка неблагополучная? А если и благополучная с материальной точки зрения, но ребёнка не воспитывают? Я бы хотела, чтобы мой внук участвовал в такой организации. Патриотов Родины нужно растить с детства. Поэтому я двумя руками за возрождение пионерской организации!
Сейчас дети постоянно сидят в интернете, там столько грязи, фашизм, насилие. Страшно за них, они ведь ещё не сформировались. Под чьё влияние они попадут?
В пионерии были, конечно, и политизированные моменты, связанные с коммунизмом и Лениным. Потом жизнь расставила всё по местам, но нас учили общечеловеческим ценностям, причём, не просто вкладывали их в головы, а учили жить по ним. Кто научит этому сегодняшних детей? — считает Вероника Петрова, пенсионерка 63 лет.
ПУСТЬ ДЕТИ УЧАСТВУЮТ В ПИОНЕРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ТОЛЬКО БЕЗ ФАНАТИЗМА
— Нам нравилось быть пионерами, в пионеры принимали в 5 классе — это был знак, что мы уже не дети, что мы выросли! Всем детям хочется скорее стать взрослыми. Самое главное — все стихи и песни у пионеров были о любви к Родине. Вот так ненавязчиво воспитывался патриотизм.
Приветствовались дружба, взаимопонимание, поддержка и т. д. А чтобы кто-то кого-то «кинул»?.. Не слыхали про такое, это был позор! Сейчас же, кто первый подставил, тот и молодец. Поэтому, конечно, пусть дети участвуют в пионерских и подобных организациях. Главное, без фанатизма, — высказывает аналогичное мнение 65-летняя пенсионерка Татьяна Орлова.
Критикуют пионерское движение в основном за безальтернативное с точки зрения политических взглядов воспитание детей, за стремление подогнать всех под единые стандарты «хорошего ребёнка» под страхом коллективной ответственности, за принуждение к отказу от личных границ и интересов, за практики публичного порицания и бюрократизм.
ЛЮБОЙ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЕТ, ЧТО В ПИОНЕРИИ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕТ. Я СВОЮ ДОЧЬ НЕ ОТДАМ
— В пионеры меня приняли в 4 классе, в последний учебный день 1987 года, после всех двоечников и хулиганов, стоящих на учёте в детской комнате милиции, и то случилось это, когда я перевелся в другую школу. В предыдущей у меня не складывались отношения с пионерской дружиной, так что обе попытки вступления были провалены — не скажу, что не умышленно.
Мне кажется, любой здравомыслящий человек понимает, что в пионерии нет ничего хорошего, это нечто не относящееся к развитию детей, в отличие от того же скаутского движения, в котором учились интересным и полезным навыкам.
Истории о том, что все пионеры, а потом и комсомольцы были честными и порядочными, особенно стоящие во главе отрядов и дружин, в моём личном опыте не находят подтверждения.
Как минимум все школьные активисты первыми приобретали вредные привычки, да и с точки зрения морали и воспитанности выдающимися качествами не отличались.
Пионерия — это чисто политическая тема, приучающая с детства безоговорочно поддерживать действующую идеологию, поэтому у неё и ей подобных движений есть и другая сторона: если ребёнок из семьи с отличными от большинства взглядами, он становится в этой среде изгоем. Словом, я по возможности свою дочь в такое движение не отдам, — рассуждает 44-летний бизнесмен Антон Яволов.
Есть и те, кто вспоминает пионерию без ностальгии, но и без негатива, воспринимая её как неизбежный жизненный этап.
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРИВИВАЮЩАЯ ПРАВИЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ЭТО ХОРОШО
— Вступление в пионерский отряд не было предметом выбора, поэтому нельзя сказать, что мне нравилось или не нравилось быть пионеркой, но и ничего плохого сказать не могу. Там были все, кроме отъявленных двоечников и лоботрясов. Ну и это было местом построения детской карьеры, если можно так выразиться.
В школе я всегда была отличницей, впоследствии закончила её с медалью, поэтому периодически занимала место председателя совета пионерского отряда. В числе самых ярких моих воспоминаний из того времени: ватман с клятвами, волнение, как бы не забыть слова, глажка галстука, школа юного ленинца, подготовка к вступлению в комсомол… Но комсомол, так сказать, кончился, я уже не успела в него вступить.
Наверное, организация, прививающая правильные ценности, это хорошо, а ещё в организации всегда есть некая иерархия и, возможно, неплохо, что с детства к чему-то стремишься, стараешься продвинуться выше. В общем, скорее, такие движения нужны, — говорит Ольга Шолохова, 50-летняя специалистка IT-сферы.
Грядёт ли возрождение пионерии в России? Что известно о новом движении «Большая перемена»
7 июня Госдумой в первом чтении был одобрен законопроект о создании общественно-государственного общероссийского движения детей и молодёжи «Большая перемена», которое будет массовой некоммерческой самоуправляемой организацией, «преследующей цели содействия проведению государственной политики в интересах детей и молодёжи». Авторами инициативы выступили представители всех думских фракций, а также сенаторы.
Один из соавторов документа, председатель Комитета Госдумы по молодёжной политике Артём Метелев, заявил, что идея создания такой организации исходит от самих детей и обсуждается давно:
«Ребята предлагали её на разных детских форумах. Глава государства в итоге поддержал инициативу, а депутаты Государственной Думы разработали соответствующий законопроект вместе с Росмолодёжью и другими ведомствами», — заявил депутат.
Контролировать организацию будет лично президент России Владимир Путин, принимать в неё на добровольных началах будут всех школьников, начиная с шестилетнего возраста. Ожидается, что уже в ближайшее время присоединиться к «Большой перемене» смогут 18 млн школьников всей страны. Совершеннолетние лица, закончившие школу или учащиеся в ссузах, будут участвовать «в воспитании и организации досуга» остальных детей в качестве наставников. Ими смогут быть и родители или иные законные представители участников.
«Большую перемену» уже назвали «новой пионерией». Разбираемся, так ли это и какие мнения существуют на этот счёт.
Цели и задачи «Большой перемены»
В тексте законопроекта указано, что новое движение нацелено на создание возможности для «всестороннего развития и самореализации детей и молодёжи», а также подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, включая «формирование их мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей».
Детям будут прививать «любовь и уважение к Отечеству» и «чувства личной ответственности за свою судьбу и судьбу Отечества перед нынешним и будущими поколениями». Помимо этого в участниках движения будут воспитывать высокие нравственные качества, трудолюбие, бережное отношение к природе и окружающей среде и развивать в них «общественно значимую и творческую активность».
Чем именно будут заниматься дети, из текста законопроекта не ясно, указано лишь, что «Большая перемена» будет реализовывать воспитательные программы и вести иную работу с участниками движения, а также будет вправе проводить собственные мероприятия.
Структура движения
«Большая перемена» будет состоять из региональных, местных и первичных отделений. Региональными отделениями, главенствующими над всеми местными, будет управлять высший руководящий орган организации — съезд. Также предусмотрено создание наблюдательного и координационного советов и правления, председателя которого будет назначать и снимать с должности президент РФ. Председатель правления будет считаться госслужащим.
Какие организации смогут работать с «Большой переменой»?
В проекте закона указано, что в движении предусмотрено участие юридических лиц, в том числе общероссийских молодёжных и детских общественных объединений, общественно полезных фондов, автономных некоммерческих организаций, казачьих обществ и общин коренных малочисленных народов России.
Кто не сможет участвовать в «Большой перемене»?
Законопроектом исключаются из участия в обществе политические партии, религиозные организации, профсоюзы и территориальные общественные самоуправления. Иностранные агенты, нежелательные организации или связанные с ними лица также не смогут быть в «Большой перемене» вожатыми или добровольцами.
Большая перемена» — пионерия 2.0? Чем похожи эти две организации
По словам председателя комиссии Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, движение задумано сопоставимым с пионерией по масштабу, содержание работы тоже похоже, но основное отличие «Большой перемены» от пионерии в том, что нет привязки к какой-либо политической партии.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков после внесения законопроекта об учреждении движения в Госдуму заявил, что в России не собираются возрождать пионерское движение, которое существовало в СССР, и «Большая перемена» совсем не про это:
«Никто никакие пионерии, никакие организации возрождать не собирается и, собственно, эта инициатива, этот законопроект связан именно с движением. Это движение, причём не просто движение школьников, а более широких возрастных рамок — это и школьники, и уже молодёжь», — сказал Песков.
Тем не менее, независимые эксперты высказывают мнения, что у «Большой перемены» и пионерии гораздо больше общего, чем говорят представители официальных властей.
«Вряд ли можно считать, что такие проекты обойдутся без пропагандистских элементов. Я лично против подобного рода подхода, потому что это сокращает возможности неформального развития молодёжи, чтобы они росли независимыми личностями и могли сами ориентироваться в мире», — считает профессор департамента социологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Её коллега-социолог, профессор петербургской НИУ ВШЭ Даниил Александров видит в создании «Большой перемены» другую проблему, не связанную с возможной политической составляющей:
«Безусловно, они постараются, чтобы там была какая-то политическая или социальная идеология и «правильная» патриотическая пропаганда. Тут сомнений нет, и этого не стоило бы бояться, потому что все молодёжные движения являются инструментом патриотического воспитания. Но казённо-бессмысленное создание бумажной активности не сформирует патриотизм, а будет иметь разрушительное влияние на социализацию детей и формирование их гражданской идентичности. Если вы ходите строем, произносите речёвки и при этом реально ничего не делаете, дети научатся лишь говорить определённые слова и думать при этом что-то совершенно противоположное», — говорит Даниил Александров.
Созданное в СССР после Гражданской войны пионерское движение одновременно позволило организовать повсеместную детскую занятость и привить подрастающему поколению единые ценности и взгляды, соответствующие советской идеологии.
После распада Советского Союза старшее поколение с теплотой вспоминает пионерское прошлое, поэтому идея организовать новое детско-юношеское движение, участникам которого будут прививать правильные ценности, в основном встречает положительные отклики. Как на практике будет функционировать «Большая перемена», пока никто не знает, но, вероятно, уже в ближайшее время её участниками станут миллионы школьников по всей России.
Источник фото обложки: gazeta.ru
Проверьте электронный ящик