Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Интервью с психологом

Сказкотерапия для детей: как сказки могут учить и лечить

Сказочный мир полон чудес и волшебства. Герои сражаются на мечах, спасают друзей, ищут родственные души. В путешествиях им помогают мудрые волшебники и добрые животные. Мы все с детства слушаем эти увлекательные истории. А что, если мы скажем вам, что они могут быть целебными?

В психологии есть целый раздел помощи — сказкотерапия. Что такое терапевтическая сказка и подходит ли под эту категорию любая история? Как использовать этот метод во благо детей? Давайте разбираться!

Содержание:

Сказкотерапия для детей — что это такое и как работает метод?

сказкотерапия для детей

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

В силу особенностей своего возраста дети в отличие от взрослых не могут анализировать и рефлексировать ощущения, мысли, чувства. Не будем скрывать, эта задачка и для некоторых взрослых оказывается не по зубам. На помощь психологам и родителям приходит терапия искусством — арт-терапия и сказкотерапия. Дети обожают рисовать, лепить, слушать и рассказывать сказки.

Наша психика не состоит только из логических конструкций и объясняющих мир моделей, она наполнена образами и метафорами. Поэтому, когда мы рассказываем сказку, мы обращаемся напрямую к душе человека, наполняем его новыми смыслами и помогаем пережить трудные ситуации.

В каком возрасте эффективна сказкотерапия?

Сказкотерапия подходит всем людям — и маленьким, и большим. Но чаще её применяют в работе с детьми 4–12 лет. Подростки тоже любят сказки, но они могут хуже отреагировать на предложение говорить с терапевтом через неё, по крайней мере в первую встречу: «Я уже не маленький, чтобы слушать сказки!».

Поскольку образы и метафоры есть в нашей психике на протяжении всей жизни, сказка становится очень эффективным инструментом, который помогает найти выход из любой ситуации и пережить самые тяжёлые эмоции.

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

К сказке обращаются в разных ситуациях: страхи и тревоги, конфликтные ситуации, переживание болезни и утраты близкого. Иногда истории помогают избавиться от психосоматических болей, последствий травматических событий. Любое эмоциональное переживание может стать основой для сказки. В историю «зашивают» новые для слушателя опыт и знания.

Сказки помогают терапевту выявить неявный запрос клиента, определить жизненные сценарии, поведенческие и психологические особенности. Через истории психолог может скорректировать модель мира человека, научить иным способам действия. Несомненный плюс такого подхода в том, что это происходит очень мягко и экологично для ребёнка или взрослого.

Типы терапевтических сказок

сказкотерапия для детей обучение

Studio Romantic/Shutterstock.com

В зависимости от поставленной задачи сказки делятся на несколько типов. Рассмотрим каждый из них.

Дидактическая сказка

Самая простая из всех историй, призванная дать ребёнку новый навык или знание, а главное, объяснить, почему оно так важно.

Как правило, эти сказки используются в работе с дошкольниками и младшими школьниками. В более старшем возрасте подобный способ передачи информации воспринимается в штыки, поскольку взрослые считают, что и без такого «детского» способа могут получать знания. Маленькие дети, напротив, с удовольствием послушают сказку про белочку, которая не наводила в своём дупле порядок, и чем это закончилось.

Темы для дидактических сказок могут быть любые — как быть вежливым, как переходить дорогу, как следить за порядком дома и т. п. Подобную сказку может легко сочинить любой родитель.

Психологическая сказка

сказкотерапия для детей 3 лет

Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com

Более простая и вместе с тем сложная история. Задача такой сказки — через яркие метафорические образы донести до слушателя важную информацию, которая может повлиять на развитие его личности.

Психологической сказкой становится качественная авторская сказка, в которую заложен необходимый смысл. Эти сказки раскрывают эмоциональную и ценностную сторону человеческой жизни. Они помогут найти ответы на вопросы: «зачем любить маму?», «почему надо беречь жизнь?», «что такое хорошо и что такое плохо?».

Психокоррекционная сказка

Такие истории пишутся с целью изменить или скорректировать нежелательное поведение и/или установки слушателя. Как правило, они состоят из двух частей: в первой герой действует привычным неэффективным способом, потом происходит какой-то диалог или событие, которое меняет поведение героя в лучшую сторону.

Психокоррекционные сказки обязательно нужно обсуждать после прослушивания. И далеко не всегда для терапевта и клиента сказка значит одно и то же. В таком случае они вместе продумывают логичное развитие сюжета, которое устроит клиента и будет иметь необходимый терапевтический эффект.

Медитативная сказка

сказкотерапия для детей 6-7 лет

Quintanilla/Shutterstock.com

Сочетание сюжета и мягкого голоса рассказчика позволяет погрузиться слушателям в глубины своего бессознательного. Эти сказки очень туманны и непонятны, они не имеют чёткой структуры, но это и не требуется — истории созданы для погружения человека в определённое психоэмоциональное состояние, а не для обсуждения.

Психотерапевтическая сказка

Вершина авторского творения. Глубокие, мудрые, обладаюшие особой красотой исполнения истории. Их рассказывают, чтобы помочь клиенту разобраться в своих отношениях к себе, окружающим, миру. Они позволяют переработать травматический опыт, пережить тяжёлые эмоции.

Создание подобной сказки требует очень высокого уровня подготовки терапевта. Существуют уже готовые сюжеты, однако без профессиональной подготовки их также нежелательно давать клиенту.

Терапевтический эффект от сказок — что это такое?

сказкотерапия для детей 7-8 лет

fizkes/Shutterstock.com

Эффект от сказок достигается за счёт создания неочевидных связей между реальной жизнью человека и волшебным миром сказки. Психика сама устанавливает эти мостики и усваивает новый опыт, порой даже не докладывая хозяину, что произошло. Поэтому с малышами сказки так хорошо работают. Они позволяют набрать максимум опыта при минимальном столкновении с реальностью. Ребёнку необязательно блуждать по лесу, чтобы понять, что это опасно — достаточно сказки про Машеньку, которая заблудилась и чудом спаслась от медведя.

Если говорить о непосредственно терапевтическом эффекте сказок, то при правильной работе психолога сказка позволяет:

  1. Скорректировать жизненный сценарий (сделать его более позитивным).
  2. Улучшить самочувствие, снять напряжение, выровнять эмоциональный фон.
  3. Наладить работу естественных механизмов защиты психики.

Противопоказания к сказкотерапии

сказкотерапия примеры сказок для детей

H_Ko/Shutterstock.com

Сказка — отличный инструмент для работы с психикой, однако как у любого метода, у него есть ограничения.

Сказкотерапию категорически нельзя использовать в следующих случаях:

  1. У клиента высокий риск развития судорожного синдрома.
  2. Человек страдает обширным поражением головного мозга.
  3. Клиент находится в состоянии острого психоза и не может отличить реальность от фантазии.
  4. Наличие в анамнезе психопатологии в фазе обострения (например, при шизофрении или депрессии, когда присутствуют навязчивые мысли).

Терапевтические сказки для разного возраста

сказкотерапия для детей читать онлайн

Yuganov Konstantin/Shutterstock.com

Лучшая терапевтическая сказка для детей дошкольного и младшего школьного возраста — «Что бы ни случилось» шотландской писательницы Деби Глиори. Это совсем коротенькая книжечка поднимает самую важную тему для маленького ребёнка — безусловную любовь родителей.

Сюжет простой: Малыш придумывает ситуации, где он либо страшный, либо поступает плохо, и спрашивает у Большого: будешь ли ты меня всё равно любить? «Я буду любить тебя ни смотря ни на что!» — отвечает Большой на все сомнения Малыша. Книжка, написанная легко и с юмором, позволяет и ребёнку, и взрослому прочувствовать прочную связь. Это ощущение абсолютного принятия становится опорой для дальнейшего роста.

Сборник «Лабиринт души. Терапевтические сказки» от семьи психологов Олега и Ольги Хухлаевых поможет детям от 3 до 15 лет разобраться в сложных вопросах жизни.

Каждая сказка имеет аннотацию: возраст слушателя, запрос, который она закрывает, а также ключевую фразу, по которой родитель может определить, что именно эта сказка нужна ребёнку сейчас.

Например, сказка № 1 «Как кенгурёныш стал самостоятельным» написана для детей 2–5 лет, которые боятся расставаться с мамой, переживают из-за одиночества, тревожатся по этому поводу. Такой ребёнок часто говорит: «Не уходи. Я боюсь один». А сказка № 21 «Смелый гномик» рассчитана на детей 5–9 лет, которые испытывают чувство тревоги, страха темноты, страдают от ночных кошмаров и просто боятся. Ключевая фраза от ребёнка — «Я боюсь». Сказка № 58 называется «Фламинго, или Скала желаний» и позволяет младшему подростку 9–13 пережить ощущение «Я не такой как все».

В конце материала в разделе «Сказка для вашего ребёнка» мы приводим несколько сказок, созданных нашим экспертом. Обязательно прочитайте их своим детям!

Результаты сказкотерапии

сказкотерапия для детей 3-4 лет

Vadym Pastukh/Shutterstock.com

Если мы говорим о физически и ментально здоровом ребёнке, то сказка вряд ли нанесёт ему вред. Скорее всего, неактуальная история просто пролетит мимо его ушей. Однако важно понимать, что для каждого возраста предпочтительно отбирать соответствующий материал. Так, например, сказки-страшилки, которые любят дети в начальной школе, потому что они позволяют получить мощную эмоциональную разрядку и отработать свои страхи, могут напугать малышей дошкольного возраста. А совсем малышковые сказки будут просто неинтересны детям постарше.

Польза от сказок трудно измеряема, но она, очевидно, есть. Сказка — это древнейший способ передавать информацию подрастающему поколению, наставлять детей и напутствовать их. И, если учесть, что дети не умеют открыто рефлексировать свои состояния и переживания, восприятие нужного сюжета оказывает успокаивающий, гармонизирующих эффект.

Как понять, что сказка оказалась полезной для ребёнка?

Как и любой инструмент, сказка может принести результат, а может не сработать. Если вы заметили, что после чтения сказки и беседы о ней поведение ребёнка стало меняться в лучшую сторону, он перестал испытывать тревогу, стал спокойнее, легче переносит трудности, значит, сказка и ваша беседа после помогли.

Может ли этот метод использовать родитель или нужен специалист?

сказкотерапия для детей читать

Liderina/Shatterstock.com

Родители не просто могут, но и должны читать сказки своим детям. Это не обязательно должны быть специализированные сказки для психотерапии или психокоррекции. Каждый ребёнок способен взять из сказки то, что ему нужно здесь и сейчас. Чем больше сказок будет прочитано, тем больше опыта по эмоциональной саморегуляции, коммуникации и преодолению будет у малыша.

Если мы говорим о профессиональных сказках, то тут очень важно соблюдать ряд правил при чтении материалов. В противном случае они просто не сработают должным образом — это не навредит ребёнку, но и предполагаемой пользы может не принести.

Советы для родителей: как читать терапевтические сказки

сказкотерапия для детей 10 лет

ViDI Studio/Shatterstock.com

Чтение сказки — особый процесс. Чтобы он состоялся, выберите время и место. Вы никуда не должны спешить, а ребёнок должен быть в нормальном расположении духа. Посвятите это время себе и своему ребёнку:

  1. Читайте или рассказывайте сказку эмоционально.
  2. Позвольте ребёнку видеть выражение вашего лица, эмоции и жесты.
  3. Рассказывайте сказку ровным «певучим» голосом.
  4. Не спешите, но и не делайте длинные паузы.
  5. Следите за реакцией ребёнка, его эмоциями, но не спешите интерпретировать их — если вы что-то заметили, уточните, что сейчас испытывает ребёнок: «Тебе страшно?», «Ты радуешься?» и т. п.

Вы можете сочинить свою сказку вместе с ребёнком. В таком случае необходимо дополнительно соблюсти ещё правила:

  1. Предлагайте ребёнку несколько вариантов развития сюжета.
  2. Не забывайте кодировать истинные цели сказки в метафоры и образы, понятные ребёнку.
  3. Герои должны чётко делиться на положительных и отрицательных.

Неважно, сколько вашему ребёнку лет — совместное «проживание» сказки позволяет не только скорректировать его состояние, но и сделать вас ближе и понятнее друг другу. Если же проблема глубокая, и вы как родитель испытываете серьёзные опасения за психологическое состояние ребёнка, обратитесь к хорошему психологу — у него в арсенале найдутся и психотерапевтические сказки, и терапевтические творческие упражнения, одним словом, всё, что нужно для наилучшего результата психологической работы.

Вопрос-ответ с психологом

сказкотерапия для детей 8-9 лет

Studio Romantic/Shutterstock.com

Автор статьи психолог Галина Прутковская ответила на тревожащие родителей вопросы.

Ходили на приём к психологу, но сказки нам не читали. Это плохой специалист?

Нет. Сказкотерапия — это лишь один из множества методов работы с детьми и взрослыми. Если вы хотите получить результат с помощью сказок, ищите психолога, который специализируется на данной теме.

Читали народные сказки. В них очень много страшных событий, даже «Колобок» заканчивается смертью главного героя! Может, стоит как-то сглаживать эти истории?

Если вы сильно тревожитесь, и это влияет на то, как вы читаете сказку, лучше не брать подобные истории — ребёнок считывает ваше беспокойство и переносит это ощущение на себя. Но как психолог я могу вас успокоить. Колобок в детском представлении не умрёт никогда, потому что мама начнёт сказку с начала, а он там снова жив. В детской логике это означает, что колобок бессмертен. И это объясняет, почему ребёнок вновь и вновь хочет услышать сказку сначала. Более того, у детей в принципе другое отношение к смерти, поскольку нет опыта встречи с ней в реальной жизни. Для них смерть — это просто переход из одного мира в другой.

Читайте также Главные «страшилки» русских сказок: почему детей нужно знакомить с Кощеем, Ягой и Водяным.

У нас есть проблема здесь и сейчас, а книги с нужной сказкой под рукой нет. Можно ли придумать сказку самим? И если да, то как?

Конечно можно. Главное, не спешите и включите в этот процесс ребёнка. Предложите ему выбрать героя, обстоятельства, сюжет и мягко направляйте фантазию ребёнка в нужную для проработки проблемы сторону — предлагайте варианты, но не командуйте.

Будьте внимательны — ребёнок через образы сам поведает о своих горестях и с вашей помощью спасёт героя и стабилизирует себя. Потом можете спокойно обсудить, что помогло герою, а что мешало. Не нужно переводить сказку из мира образов в реальный мир проблем. Детям это ни к чему. Это работает на взрослых.

Сказки для вашего ребёнка

Ermolaev Alexander/Shutterstock.com

Оксана Желамская, филолог, преподаватель и автор детских книг, сочинила для читателей блога «Где мои дети» несколько сказок. Каждая из них направлена на решение терапевтических и воспитательных задач.

Выбирайте нужную вам и обязательно прочтите её своему ребёнку сегодня вечером!

И подписывайтесь на ежемесячную рассылку, чтобы не пропускать лучшие материалы для детей и родителей!

Сказкотерапия для детей 3–4 лет

сказкотерапия для детей сказки

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Проблема: нежелание засыпать самостоятельно.

«Лисёнок Тим и звёздочка»

В уютной лесной избушке жил лисёнок Тим. Он был очень любознательный и поэтому всё время задавал маме много разных вопросов. Почему облака на небе то стоят на месте, то быстро бегут? Почему шишку кидаешь вверх, а она всё равно падает вниз на землю?

Тиму было всё интересно. А ещё он очень любил сказки. Каждый вечер перед сном он просил маму их рассказывать. И никак не хотел засыпать один. А маме лисе нужно было уходить в лес на ночную охоту. Поэтому она просила сыночка, чтобы он закрывал глазки и старался уснуть сам. Но Тим капризничал и никак её не отпускал.

Однажды Тим уже лёг в кроватку и ждал маму. Вдруг он увидел, как что-то блестящее пролетело за окошком и село на ёлку. Лисёнок встал и посмотрел в окно. Там, с пушистой веточки, улыбалась ему яркая Звёздочка:

— Здравствуй, какая ты красивая. Ты прилетела ко мне в гости?

— Здравствуй, лисёнок Тим. Я рада с тобой познакомиться поближе. Я давно за тобой наблюдаю. Знаю, что ты любишь сказки. А их у меня очень много. Ведь это мы, звёздочки, придумываем их по ночам и посылаем на землю вместе со снами. Но у нас есть один секрет. Мы прилетаем с самыми интересными сказками только к тем, кто ложится спать вовремя, не шалит, не шумит и не капризничает. И главное, мы выбираем тех, кто умеет засыпать один. Если ты тоже научишься засыпать без мамы, то я буду прилетать к тебе каждую ночь и оставлять на подушке интересный сон — сказку.

В этот момент мама лиса вошла в комнату.

Лисёнок заволновался, что Звёздочка может улететь, а он так и не узнает интересной сказки.

— Мамочка, не беспокойся, иди на охоту, я сегодня буду засыпать сам!

— Какой ты стал у меня большой, сынок! Спокойной ночи, сладких тебе снов.

Мама лиса поцеловала лисёнка и вышла.

Тим позвал Звёздочку:

— Звёздочка, ты здесь? Куда ты спряталась?

— Я здесь, ждала, когда мы останемся одни. Ведь этот сон-сказку я могу подарить только кому-то одному. Такие правила. Но если захочешь, завтра утром, когда проснёшься, ты можешь рассказать её своей маме.

Тим лёг поудобнее, закрыл глазки и вскоре уснул. А Звёздочка тихонько шептала ему на ушко интересную сказку.

С тех пор лисёнок Тим стал засыпать один. Ему снились добрые сказочные сны, ведь подружка Звёздочка сдержала своё обещание и прилетала каждую ночь. Иногда её сказки были смешные, и лисёнок улыбался во сне.

Утром он рассказывал их маме, а та с интересом слушала и радовалась, каким взрослым и самостоятельным стал её сынок!

Сказка для 5–6 лет

сказкотерапия для детей 4 5 лет

Ground Picture/Shutterstock.com

Проблема: нежелание ходить в детский сад.

«Мышонок Скок»

Жил мышонок по имени Скок. Он был очень подвижный, весёлый, любил разные игры. И всё время просил своих маму и папу с ним поиграть. Родители, конечно же, любили своего сыночка, на досуге играли с ним, но им нужно было ходить на работу, делать разные домашние дела, поэтому свободного времени оставалось совсем немного. Тогда они решили отдать Скока в лесной детский сад, куда ходили многие зверята-малыши. Но Скок капризничал и никак не соглашался туда идти. Сколько родители ни старались, они не могли его уговорить. Он упирался, плакал, обещал себя хорошо вести дома и играть в свои игрушки. Но с каждым днём мама замечала, что её малыш становился всё грустнее и грустнее.

Однажды, когда родители ушли на работу, Скок вышел из своей комнаты в сад и подошёл к забору. За ним шла дорога, по которой зверята ходили в детский сад.

Он увидел медвежонка — тот нёс большую миску со спелой, сочной малиной. Она была такой ароматной, что Скок не утерпел и попросил:

— Мишутка, угости меня малиной, пожалуйста!

Медвежонок подошёл к забору, протянул ему несколько ягодок:

— Я бы дал тебе больше, но, к сожалению, не могу. Мы сегодня в садике будем печь пирог с малиной, вот я и несу её туда. Приходи, будет вкусно!

И медвежонок побежал дальше.

Следом на дороге показался лосёнок, он нёс много разноцветных воздушных шаров, некоторые были привязаны к его рожкам и летели за ним, словно яркие красивые облачка.

Скок опять не смог удержаться:

— Лосёнок, ты можешь мне подарить один шарик?

— Мышонок, я был бы рад, да не могу. Сегодня у нас в детском саду праздник, мы должны сделать радугу из шаров. Вот я и несу красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый шарики. Если я тебе отдам один, то радуги не получится. Лучше приходи к нам на праздник!

Следом бежал зайчонок и тащил большой барабан. Скоку так захотелось хоть немного побарабанить и он спросил:

— Зайчик, можно я поиграю на твоём барабане?

— Конечно, можно, мышонок. Но только попозже. Приходи к нам в садик, там у нас будет большой концерт на празднике. Совёнок будет играть на трубе, волчонок — на балалайке, гусёнок — на дудочке. В общем, будет весело. Мы обязательно дадим тебе попробовать поиграть на всех инструментах. А пока я побежал, очень спешу. Ждём тебя к нам!

А потом на дорожке показался лисёнок. Он нёс пушистые кисточки, краски и тоже очень спешил. Скок уже догадался, что лисёнок торопится на праздник в детский сад и не стал его останавливать. Хотя порисовать такими красивыми красками ему тоже захотелось.

«Да, там точно будет сегодня интересно, на этом празднике. Музыка, игры, танцы. Много весёлых забав. И все ребята-зверята там соберутся. А я один… И мне грустно», — подумал Скок и заплакал.

К счастью, в это время вернулась мама и спросила, почему он плачет. Мышонок признался, что очень хочет попасть на праздник в детский сад.

— Ну тогда давай поспешим, возьмём с собой фотоаппарат, сделаем там интересные фотографии и после подарим их ребятам-зверятам, — предложила мама.

Скок тут же собрался и так быстро побежал по дорожке, что даже запнулся и упал. Но не заплакал, как обычно! Ведь его ждали друзья и веселье.

А праздник действительно удался! Скок прыгал и пищал от удовольствия, угощался пирогом, играл в догонялки, дудел в дудочку и стучал по барабану. Столько всего было увлекательного! А главное, были друзья, которые делились с ним своей радостью.

Вечером он сказал маме:

— Завтра обязательно разбуди меня пораньше. Мне нужно успеть собрать карандаши. Мы в детском саду будем учиться рисовать портреты друзей.

С тех пор Скок полюбил ходить в детский сад, где очень многому научился. Читать книжки, лепить из пластилина, играть в футбол, водить хороводы, печь блины. И много ещё чего. Но главное, он научился дружить, и ему больше никогда не было скучно!

Сказкотерапия для детей 7–8 лет

сказкотерапия сказки для детей

Monkey Business Images/Shutterstock.com

Проблема: агрессивность, конфликтность, задиристость.

«Молоточек и его друзья»

В деревянном домике-ящике вместе с разными инструментами жил Молоточек. Он был крепкий, сильный, но очень задиристый. Только кто-то хоть немного зазевается, и он — бам! — и по пальцу ударит или — бум! — больно на ногу упадёт. Все считали Молоточка большим драчуном и никто не хотел с ним дружить. И хотя его соседями по домику были тоже инструменты-непоседы, но ни на кого так сильно не сердились, как на Молоточка.

— Посмотрите, какая я стройная, вёрткая, как балерина, — крутилась и хвасталась Отвёртка.

— А у меня очень острые зубки, хоть что смогу перепилить, разрезать не хуже ножа. Не зря меня ещё и ножовкой называют, — отзывалась Пила.

— А я такая длинная, что всех померить могу, но при этом умею свернуться, как змейка, и стать маленькой, — подхватывала Рулетка.

— А мы цепкие, крепкие, можем поймать и не отпустить, — добавляли Плоскогубцы.

— А я могу сделать любую дощечку гладкой да ладной, не занозистой, а ещё выстрогать из неё кудри-завитушки, — гордился собой Рубанок.

Пила, Отвёртка, Рулетка, Плоскогубцы, Рубанок были, конечно, хвастунишками, но на них никто особо не обижался, а вот Молоточка сильно недолюбливали. Он из-за этого очень грустил, переживал, ведь ему тоже хотелось дружить. Иногда он начинал злиться и из вредности громко стучать. Особенно часто он это делал по утрам, чтобы всех разбудить. И чем больше он так поступал, тем меньше с ним общались его соседи, а о том, чтобы завести дружбу, и говорить не приходилось.

Домик, где жили все инструменты, стоял в саду. Там росло много разных деревьев. Почти на каждом птички свили свои гнёздышки. Из пышных крон доносилось радостное чириканье, свист, щебетание. Эти весёлые птичьи песенки Молоточек очень любил и даже иногда постукивал им в такт. Но больше всего ему нравились соловьиные трели. Тогда Молоточек затихал, заслушивался и начинал мечтать о том, что однажды эти голосистые птички его заметят и захотят с ним подружиться.

И вот однажды в сад пришла беда. Кто-то развёл костёр и, уходя, плохо его затушил. Налетел ветер, раздул угли, и пламя разгорелось с новой силой. Оно поднималось всё выше и выше, охватив ствол дерева, а затем и веточки, приближаясь к гнёздышку соловьёв. Мама птичка, почувствовав неладное, выпорхнула вместе со своими детками из домика. Благо, что они уже успели научиться летать.

Начался переполох, птичий гвалт. Все птички, кто жил на соседних деревьях, вылетели из своих гнёзд в страхе, что огонь перекинется и на их гнёзда, и кружили неподалёку.

К счастью, ветер, налетевший и разбудивший огонь, принёс с собой грозовую тучу. Она, немного погремев, пролилась сильным дождём прямо на горящее дерево и потушила пожар.

После того как дым рассеялся, Молоточек увидел обугленный ствол и ветви, на одной из которых сидела и плакала мама Соловей, а к ней жались перепуганные детки-птенцы. От их уютного домика не осталось и следа.

— Где же теперь они будут жить? — забеспокоился Молоточек. — Им нужно срочно помочь!

Он стал громко стучать и звать на помощь:

— Эй, Пила, Отвёртка, Рулетка, Плоскогубцы, Рубанок, все, кто меня слышит, выходите скорее! Будем строить домик для соловьёв!

И тут закипела работа!

Пила отпиливала толстые сучья, Рулетка отмеряла нужную длину, Рубанок строгал и делал ровными дощечки. Всем нашлось дело! Но больше других трудился Молоточек. Он всё стучал и стучал, сколачивая доски, прибивая крышу и пристраивая домик к стволу. И вот наконец Молоточек остановился очень уставший, но довольный.

На раскидистом дереве красовался крепко прибитый домик-скворечник.

— Эй, соловьи, соловушки, вот теперь ваше гнёздышко. Заселяйтесь скорее! — прокричал весело Молоточек.

Птички обрадовано вспорхнули с ветки и начали осваивать своё новое жилище. Носить в него травинки, пушинки, мох, чтобы было мягко и уютно.

А потом они устроили новоселье. И главным гостем на этом празднике стал, конечно же, Молоточек.

Соловушки благодарили его и всех помощников от души, пообещав, что самую первую утреннюю песенку они будут исполнять для своего нового друга Молоточка.

С тех пор он каждое утро просыпался под нежные соловьиные трели, зная, что это его так красиво приветствуют.

Вот и сбылась мечта Молоточка. У него появились хорошие друзья. А всего-то надо было перестать быть вредным и драчливым и начать кому-то помогать.

Сказка для 9–10 лет

Phovoir/Shutterstock.com

Проблема: низкая самооценка, чувство неполноценности, страх неуспеха

«Как слонёнок Крош спас Малыша» 

Жил-был слонёнок Крош. Так его назвали родители. Хоть был он вовсе не маленьким, а совсем наоборот. Но для мамы с папой их детки всегда кажутся малышами, любимыми крошками. Когда он родился, мама часто приговаривала: «Ты моя крошка». Вот так и стали его звать — Крош.

Слонёнку это имя не очень нравилось. Но сильнее всего ему не нравился его нос: «Ну почему у всех носы как носы, а у меня такой длинный, некрасивый, на змею похожий, — постоянно расстраивался Крош. — Вот взять хотя бы жирафа. Сам он такой высокий и шея длинная, а нос у него маленький, аккуратный. Или лев. С такой огромной лохматой гривой, а нос просто замечательной формы, если присмотреться, то похож на улыбочку. А с таким носом, как у меня, и друзей не заведёшь, все будут надо мною смеяться».

Так сильно Крош переживал из-за своего носа, что был всегда один, ни с кем из зверят не знакомился, и было ему грустно и одиноко.

Однажды он бродил по лесу и вдруг услышал чей-то жалобный голос и плач. Крош начал искать, откуда же он доносится, но никак не мог понять. Голос становился всё тише и жалобнее и просил о помощи. И тут слонёнок увидел яму, сверху на неё были навалены брёвна. Крош заглянул вниз и заметил на дне маленького тигрёнка. Он был уже почти без сил.

— Как ты туда попал? Что с тобой случилось?

— Я бегал по лесу за бабочками, играл с ними в догонялки и вдруг провалился в яму. Она была сверху прикрыта брёвнами и веточками. Наверное, кто-то специально сделал эту ловушку. Я повредил лапку и сколько ни пытался, вылезти никак не мог.

— Так ты тут уже давно?

— Да, я совсем выбился из сил, очень хочу пить, а здесь нет ни капли воды.

— Подожди, я слышал, что рядом течёт речка, побегу к ней и принесу тебе воды.

Слонёнок быстро помчался на звук журчащей речки. К счастью, она была недалеко. Крош набрал полный хобот воды и поспешил на помощь тигрёнку. Он подошёл к краю ямы и стал, как из шланга, поливать его водой. Тигрёнок долго пил, а потом умылся и намочил ушибленную лапку.

— Спасибо тебе, слонёнок. Мне намного лучше. Как же мне теперь выбраться отсюда? Яма глубокая, сверху брёвна тяжёлые. Мне не подняться и их не сдвинуть.

— Я тебе сейчас помогу!

Крош обхватил своим носом-хоботом самое большое бревно, поднял его и отбросил в сторону. За ним ещё одно и ещё. Так он разобрал весь завал, путь был свободен. Но у тигрёнка совсем не осталось сил, чтобы попытаться подняться наверх, да и было очень высоко до края.

— Давай я тебе сейчас опущу вниз мой нос, ты будешь за него держаться, и я подниму тебя.

Слонёнок опустил в яму свой хобот. Благодаря тому, что он был длинный, гибкий и сильный, Крош сумел аккуратно обвить им тигрёнка и поднять вверх.

Тигрёнок крепко держался за хобот и даже уже когда оказался наверху, всё ещё не мог его отпустить. Так он был напуган.

— Спасибо тебе, слонёнок. Ой, а я даже от страха забыл спросить, как тебя зовут.

— Меня зовут Крош. Смешное имя, правда? А тебя как зовут?

— А меня зовут Малыш. Ну я не думаю, что твоё и моё имя смешные. Мы ведь не маленькие и совсем не слабые. Особенно ты. Вон какой большой и сильный, как сумел меня выручить. Наши имена ласковые, потому что нас очень любят наши мамы. Моя, наверное, сейчас сильно плачет и ищет меня по всему лесу.

— Не переживай, теперь всё будет хорошо. Сейчас мы пойдём искать твою маму. Ты помнишь, где твой дом?

— Да, вот там, за большими деревьями.

Слонёнок усадил тигрёнка на свой хобот как на качели, и аккуратно понёс в сторону, куда тот указал. А навстречу уже бежала мама тигрица. Она сбилась с ног, разыскивая своего Малыша. Столько было радости у всех, когда они наконец-то встретились.

Тигрица обнимала своего сыночка и благодарила Кроша за то, что он его спас:

— Если бы не ты и не твой замечательный нос, могла бы случиться беда, — приговаривала она. — Какое счастье, что у тебя такой длинный и сильный нос, слонёнок, ты должен им гордиться!

И тогда первый раз в жизни Крош порадовался своему носу:

— Оказывается, он такой славный и может принести много пользы. Мне нужно научиться делать им разные дела, — решил слонёнок.

С тех пор он начал гордиться своим носом. Научился рисовать им картины, играть в мяч, веселить своих друзей, поливая их водой, как из душа, в жаркие дни. И много ещё чего научился делать хоботом слонёнок Крош. И имя своё он тоже полюбил.

«Крош, Крош, выходи скорее на прогулку», — каждое утро звал его тигрёнок. Ведь Крош и Малыш стали настоящими друзьями!

Источник фото обложки: fizkes/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 5 / 5. Голосов: 16

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone