Почему ребёнок стал больше уставать и что такое синдром третьей четверти?
К концу зимы и началу весны наши дети больше похожи на привидений — бледные, вялые, с кругами под глазами, засыпающие на ходу, нервные и раздражённые. И болеют они чаще, и учиться начинают хуже. Тяжелее всего 1, 5 и 11 классам. Что же с ними происходит? Синдром третьей четверти.
Рассказываем подробнее, что это такое, в чём причина появления синдрома и даём рекомендации родителям, как исправить ситуацию и помочь школьнику.
Содержание:
Что такое синдром третьей четверти? Признаки и причины
Синдром третьей четверти — это состояние усталости, упадка сил у школьников в конце зимы — начале весны. Ярко выраженных признаков у него нет и страдают им не все школьники поголовно. Но чем слабее организм ребёнка и чем тяжелее даётся учёба, тем более явными будут проявления синдрома.
К основным признакам относятся:
- выраженная усталость;
- нарушения сна и аппетита;
- вялость и сонливость;
- снижение памяти и внимания;
- агрессивность — дети, особенно подростки, «взрываются» по малейшим пустякам;
- плаксивость и повышенная чувствительность;
- замкнутость;
- снижение или полное отсутствие мотивации не только к учёбе, но даже к любимым занятиям;
- частые болезни. Кто-то начинает болеть «случайно» — истощённый организм может подкосить любой вирус. Кто-то — специально. Вспомните, как в детстве мы сами часто пускались на хитрости, чтобы отдохнуть от школы: ели сосульки или выходили на балкон раздетыми.
Откуда берётся синдром третьей четверти:
- Недостаток дневного света во время долгой зимы. Тяжелее всего отсутствие ультрафиолета переносят дети и подростки.
- Усталость. Третья четверть — самая длинная и тяжёлая; накапливаются недосып, авитаминоз, последствия «сухомятки» — подростки особенно любят перекусывать «на бегу».
- Нехватка свежего воздуха и движения.
- Возрастные кризисы (подростки и первоклассники проживают это время сложнее других).
- Переохлаждение. Первое яркое солнышко, коварная и изменчивая погода, желание следовать моде — достаточно немного замерзнуть, чтобы стать добычей вирусов.
- Семейная атмосфера — конфликты, ссоры между родителями.
- Общий эмоциональный фон в обществе.
- Повышенное учебное напряжение, особенно у выпускников 9 и 11 классов и первоклассников — в третьей четверти даётся больше всего нового материала, который нужно понять и запомнить.
- Последствия пробелов в знаниях в 1 и 2 четверти. Не усвоенный осенью и зимой материал накапливается и мешает полноценной учёбе; как следствие — пропадают уверенность в себе и желание вообще что-то делать.
Однако не стоит опускать руки — всё поправимо.
Советы родителям, как помочь школьнику
Чтобы правильно помочь ребёнку, прежде всего признайте само существование синдрома 3 четверти. Снижение успеваемости, желания учиться, плохие оценки и частые болезни школьников в начале весны — не вредность наших детей и не желание насолить родителям, а реальность, с которой приходится считаться.
В целом все рекомендации можно разделить на две части: учебные и общие.
Общие рекомендации
1. Обратите внимание на проблемы со здоровьем
Особенно если у ребёнка есть хронические заболевания.
Жалобы на ухудшение состояния в конце зимы, особенно боли в глазах, спине, животе, головные боли не редкость у школьников. При необходимости обратитесь к врачу и аккуратно, без перерывов выполняйте все его рекомендации.
2. Физкультура
Добавьте детям движения, лучше на свежем воздухе: выходите с ними на прогулку сами, отправляйте гулять с собакой, в выходные выезжайте за город. Почаще проветривайте комнату; если есть увлажнитель воздуха, поставьте его в комнату ребёнка. Если нет — на ночь повесьте влажное полотенце на батарею.
3. Режим дня
Проследите, чтобы ребёнок вовремя ложился спать (особенно это касается подростков). Лучше меньше пользоваться гаджетами, но больше гулять на улице. Важно есть вовремя горячую еду, а не «сухомятку» на бегу. Добавьте в рацион витамины.
Читайте также Витамины для детей: отличная память, хорошее настроение и зима без простуды.
4. Питание
Оно должно быть полноценным и сбалансированным. Мясо и рыба, овощи и фрукты, сложные углеводы обязательно должны присутствовать в рационе школьника.
Поменьше выпечки и вредных для здоровья сладостей. А для настроения и удовольствия лучше предложить шоколадку или банан, орешки или сухофрукты.
5. Вода
Человек должен пить достаточное количество чистой воды (не соков, морсов, компотов, а именно воды), особенно в период высокой умственной нагрузки. Отлично, если в классе стоят кулеры. Если нет, пусть ребёнок носит с собой бутылку с водой. Придерживайтесь рекомендаций врачей: организму нужно 30 мл жидкости на 1 килограмм веса.
6. Цвет и настроение
Прибавился световой день, просыпаться по утрам стало легче. Но всё же добавьте ярких цветов: постелите в комнате ребёнка оранжевое или красное покрывало, поставьте вазу с апельсинами или яблоками, подарите ему блокнот в красивой обложке, купите светлую кофточку или свитер. Заодно и себе настроение поднимете.
7. День безделья
Чем младше человек, тем больше ему нужно отдыха. Выберите один день на наделе и разрешите ребёнку полениться: не заставляйте делать уроки, не гоните в секцию или кружок, дайте отоспаться, заняться своими делами или просто полежать и побездельничать. Пусть он ходит по дому в пижаме, нечёсаный, грызет орешки (лучше сухофрукты, шоколад или орехи, а не чипсы или «химические» сладости), сидя с ногами на диване.
8. Любовь и забота
Почаще радуйте ребёнка, побольше говорите с ним — и не только о школьных проблемах. Расспросите, что из просмотренных недавно фильмов или прочитанных постов в сети, книг, прослушанных подкастов «зацепило», привлекло внимание, понравилось. Обсудите это. Поделитесь, что приятного произошло за день в вашей жизни.
Время от времени делайте маленькие подарки: билет в кино или цирк, канцелярские мелочи, новую подписку — всё, что доставит удовольствие. В конце концов, даже сообщение в мессенджерах с весёлой картинкой утром может поднять вашему чаду настроение, а значит, зарядить бодростью на день.
9. Вера в себя
Подбадривайте ребёнка, если видите, что оптимизм и уверенность в себе на нуле. Особенно характерны перепады настроения и недовольство собой для подростков; ощущение «я никчёмный» для них — признак возраста.
«Ты сможешь, справишься, у тебя получится» — вот основной посыл, который им нужно получать от семьи. Уберите подальше выражения «криворукий неумеха, тупица, бездарь» или «ты не поступишь никуда с такими оценками». Вам самим приятно было бы услышать такое, когда силы на исходе?
Учебные рекомендации
1. Учитывайте биоритмы
Усталость обычно накапливается к четвергу, и во многих школах расписание составляется таким образом, чтобы на этот день приходились самые лёгкие уроки. Поэтому нет ничего страшного, если в этот день ребёнок пропустит занятия. Если видите, что ваш школьник окончательно измотался, разрешите ему отдохнуть.
2. Поддерживайте контакт с педагогами
При необходимости помогайте ребёнку, если видите пробелы в знаниях. Если отпрыск «зарос двойками», подробно расспросите, в чём дело — возможно, понадобятся дополнительные консультации.
3. Следите за режимом
Проследите, чтобы во время выполнения домашних заданий школьник делал перерыв на 10–15 минут каждые 45 минут — как переменки между уроками. И в это время не «зависал» в гаджете, а был активен физически. Подойдёт всё, что угодно: отжаться несколько раз, потанцевать, пройтись по комнате, помыть посуду или просто постоять у окна, глядя вдаль.
4. Уберите дополнительную нагрузку
Внеурочная деятельность — это прекрасно, но не в ущерб здоровью. Факультативы, элективные занятия, необязательные классные часы или мероприятия — их можно пропустить, тем более если ребёнку не хочется туда идти. А вот любимой секцией или кружком, особенно спортивными, не стоит пренебрегать. Удовольствие, положительный настрой, уверенность в себе стоят лишних полутора часов занятий.
Синдром 3 четверти — не приговор, если о нём помнить и учитывать его существование. Чуть больше внимания, спокойствие и полноценный отдых — и вы, и ваш ребёнок сумеете с ним справиться!
Проверьте электронный ящик