Нетикет, сетикет или сетевой этикет: правила вежливого общения в интернете для детей и взрослых

Все мы знаем, что существует культура общения в повседневной жизни: уважительное обращение на вы, правила поведения за столом, недопустимость ненормативной лексики и т. д. Но современный мир не ограничивается реальным общением. У нас есть интернет, где каждый день миллионы людей взаимодействуют друг с другом. Есть ли какой-то механизм, который регулирует общение между ними? Да, и имя ему сетевой этикет, или «нетикет» / «сетикет».
Содержание:
Что такое сетевой этикет?

Ground Picture/Shutterstock.com
Сетевой этикет (сокращ. сетикет или нетикет [от англ. netiquette — network etiquette]) — это свод правил, регулирующих общение в интернете. В зависимости от интернет-сообщества, эти правила могут немного изменяться, но основные пункты остаются неизменными. За выполнением правил неустанно следят администраторы и модераторы форумов, групп и сообществ в Сети. Ведь в интересах каждого создателя группы в интернете — создать безопасную и приятную атмосферу в беседе; в противном случае адекватные пользователи очень быстро покинут группу, после чего сообщество можно закрывать. Модераторы могут выносить предупреждения о нарушении сетевого этикета, удалять «плохие» сообщения и банить (удалять из группы) пользователей.
Далеко не все люди в интернете готовы соблюдать правила этикета. Мнимая анонимность создаёт у пользователей ощущение безопасности, поэтому они не боятся троллить, оскорблять, использовать нецензурную брань, устраивать спор ради спора и т. п. Иногда, когда модератор не пресекает данные действия, само сообщество может вытеснить «хулигана», открыто игнорируя его.
Таким образом, правила сетевого интернета не прописаны юридически, но существуют неформально, и все уважающие себя люди стараются их соблюдать, чтобы не портить настроение себе и окружающим.
Правила поведения и общения в интернете

Brocreative/Shutterstock.com
Каждое сообщество создаёт свои правила общения, но есть самые важные, на которые стоит обратить внимание. Всё общение в Сети можно условно разделить на несколько типов:
- Деловое общение. Переписка по рабочим моментам с коллегами, начальством, подчинёнными, сторонними организациями или людьми с целью реализовать некие работы.
- Личное общение. Дружеское общение, переписка с родителями, родственниками и приятелями… Помните, что правила, установленные в реальной жизни, продолжают работать и в виртуальной.
- Публичное общение. Современный человек может состоять в десятках различных сообществ, групп, чатов, где люди объединились по интересам. Там малознакомые люди общаются неформально, обмениваются информацией, задают вопросы, ищут истину. И, как правило, именно в этом публичном поле чаще всего люди нарушают границы дозволенного и забывают про этикет.
Самые важные правила при общении в сообществах

MAD.vertise/Shutterstock.com
- Общайтесь с уважением к собеседникам. Как и в обычной жизни, обращайтесь к незнакомцам на вы, будьте вежливы, используйте слова приветствия и благодарности.
- Личная информация — это личное. Не распространяйте свои данные и не выпрашивайте чужие. Тем более не используйте полученную информацию без разрешения собеседника. Фотографии и видео с другими людьми — это тоже личное. Помните: всё, что попало в интернет, навсегда остаётся в интернете. Будьте бдительны!
- Уважайте чужое время. Старайтесь писать чётко и по делу. Прежде чем задать вопрос, убедитесь, что ранее никто его не задавал. Возможно, ответ уже есть. Если же вам не хватило информации или вы сами хотите её сообщить, постарайтесь чётко и ясно выразить свою мысль, избегая ненужных подробностей. Помните: современный человек находится в постоянном потоке информации и, читая ваше сообщение или комментарий, он ищет что-то полезное для себя.
- Старайтесь писать без ошибок. К сожалению, далеко не все обладают «природной грамотностью», поэтому проверяйте свой текст с помощью специальных редакторов или доверьтесь гаджету с его автопроверкой. Не забывайте ставить знаки препинания и заглавные буквы. Это не прихоть «грамонаций», а уважение к собеседнику — правильно написанный текст можно легко и быстро прочитать, не пытаясь понять, что именно хотел сказать автор. Это облегчает коммуникацию.
- Не используйте заглавные буквы. Текст, написанный большими буквами, считывается как повышенный тон, будто собеседник кричит, слишком возбуждён или даже агрессивно настроен.
- Используйте умеренное количество эмодзи. Цель смайликов и картинок передать настроение и подчеркнуть детали текста. Но если половина сообщения состоит из картинок, то читать его становится крайне затруднительно. Если учесть, что разные люди могут трактовать картинки по-разному, то и смысл «зашифрованного» текста может исказиться.
- Избегайте флуда (бесполезных пустых сообщений, заполненных пустой болтовнёй или смайликами), спама (бесконечных рассылок с приглашениями в онлайн-игры, тесты и прочие сторонние приложения) и флейма (словесные войны с целью доказать, что «в интернете кто-то не прав»). Всё это крадёт чужое время и отвлекает других людей от более важных дел. Конечно, если это ваша личная переписка и собеседника всё устраивает — никаких проблем.
- Изучите правила площадки, на которой вы находитесь. Следуйте им и вам будет намного проще выстроить диалог с другими участниками.
Правила сетевого этикета для общения в личной переписке

Prostock-studio/Shutterstock.com
- Используйте слова «привет», если общаетесь с близкими, и «здравствуйте», если речь идёт о более уважительном обращении. Избегайте фразу «доброго времени суток» — она устарела и занимает больше времени на прочтение, также многие пользователи утверждают, что она выглядит слишком наигранной.
- Старайтесь не использовать голосовые сообщения. Они удобны только тем, кто их отправляет, адресат же вынужден искать возможность его прослушать наедине или в наушниках. При этом ценную информацию таким образом будет очень сложно найти спустя время. Например, вы сообщили собеседнику, что приезжаете через два дня и просите вас встретить «поезд номер… вагон номер…». В день, когда вас надо будет забрать, встречающий будет вынужден снова и снова переслушивать ваше голосовое в поисках нужных данных.
- Старайтесь оперативно реагировать на сообщения. Современные мессенджеры показывают собеседнику, что письмо доставлено и прочитано, поэтому оставить послание совсем без внимания после прочтения невежливо. Лучше написать, что вы заняты и ответите позже, чем вовсе проигнорировать.
- Пишите всё сообщение сразу. Не надо его разбивать на маленькие кусочки. Помните, что на том конце каждое послание приходит со звуком оповещения — ежеминутное треньканье телефона вызовет больше раздражения, чем желание пообщаться.
- Избегайте излишней агитации в соцсетях. Постоянные просьбы что-то репостнуть, куда-то вступить, что-то подписать, за что-то проголосовать вызывают негативные реакции и увеличивает ваши шансы оказаться в чёрном листе.
Установите на телефон сервис родительского контроля Kids360, чтобы ограничить доступ ребёнка к потенциально опасному контенту и заблокировать нежелательные приложения!
Правила «сетикета» для общения в деловой переписке

fizkes/Shutterstock.com
- Пользуйтесь правилами делового этикета и в Сети. Деловой стиль общения распространяется не только на личные встречи, но и на интернет-переписку.
- Не используйте электронные адреса со странными никнеймами или фривольными заголовками. Лучше выбрать максимально нейтральные: подойдут ваше имя или фамилия в одной из вариаций. Так вас проще будет идентифицировать и в случае чего найти вашу переписку.
- Не используйте голосовые сообщения и скриншоты без особой необходимости. Вся важная информация должна быть в доступе для функции copypast, чтобы избегать ошибок при последующем перепечатывании.
- Не добавляйтесь в друзья к коллегам, подчинённым, начальству и партнёрам без согласия. Личные страницы могут использоваться в личных целях, поэтому не стоит искать своих деловых собеседников с целью «узнать их получше».
- Уважайте личное время собеседника. Гаджеты позволили нам быть на связи 24/7, но это не значит, что ночью, в выходные или в отпуск уместно писать человеку по рабочим вопросам, которые терпят до начала рабочего дня.
Правила сетевого этикета для общения по видеосвязи

Dean Drobot/Shutterstock.com
Пандемия 2019 года открыла человечеству ещё один ресурс для эффективной коммуникации — видеоконференции и видеозвонки. Они тоже имеют свои особенности и свои правила этикета:
- Совершенствуйте тайм-менеджмент. Начало встречи оговаривается заранее и люди приходят туда (вернее сказать, подключаются) вовремя. Конец встречи также обозначен заранее, даже если встреча не имеет фиксированного тайминга — например, «говорим, пока не обсудим все интересующие вопросы, но не дольше, чем 3 часа». Желательно подключиться за пару минут до начала встречи, чтобы проверить работу микрофона и видеокамеры.
- Не перебивайте говорящего. Это простое правило из обычного этикета очень пригодится для работы в онлайн-формате. Дело в том, что практически все мессенджеры передают звук только в одном направлении, иногда с большой задержкой. Два параллельно говорящих человека нарушают этот процесс, в результате чего оба собеседника теряют нить разговора. Если в беседе участвует больше двух человек, то микрофоны выключены у всех, кроме говорящего в данный момент. В противном случае даже малейшие шорохи, голоса людей и другие звуки могут заглушать нужную информацию.
- Включите видеокамеру. Современные гаджеты практически все оснащены видеокамерами, поэтому уважительным будет включить её на время беседы в онлайн-формате, или объяснить присутствующим, почему это невозможно (например, «очень плохой сигнал связи» или «я в пути») и попросить прощения за неудобство. Также важно зафиксировать её в одном положении, чтобы она не тряслась во время разговора.
- Подготовьте себя и пространство к диалогу. Поскольку большинство людей используют видеосвязь, чтобы работать, не выходя из дома, то важно оценить свой внешний вид (опрятность причёски и одежды), а также степень прибранности помещения за спиной. Лучше, чтобы в камеру попадало как можно меньше посторонних предметов.
- Выделите себе время на беседу онлайн. Сообщите близким о том, что вы заняты, и попросите вас не беспокоить, закройте ненужные мессенджеры и рабочие окна, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.
Правила цифровой безопасности

Ground Picture/Shutterstock.com
Главное правило интернет-безопасности: «что попало в интернет, навсегда останется в интернете!». Поэтому важно думать, прежде чем отсылать какую-либо информацию в Сеть!
Запомните сами и обязательно научите этим правилам детей:
- Не отправляйте свои личные данные незнакомым людям. Их могут использовать злоумышленники в своих целях.
- Не выкладывайте свои фотографии и видео, способные испортить вашу репутацию. Даже если вы отправили подруге фотографию из примерочной, снимок может стать доступен широкой публике. Чем меньше подобных кадров попадёт в сеть, тем лучше.
- Не храните фото документов в социальных сетях и мессенджерах — их могут использовать мошенники.
- Используйте антивирусные программы и не переходите по чужим ссылкам.
- Храните важную информацию на внешних носителях. С хранением в «облаке» будьте осторожны — скандалы со знаменитостями показывают, что оттуда можно скачать чужие данные.
- Не выкладывайте непроверенную информацию в Сеть. Во-первых, это неэтично, во-вторых, за некоторые фейки предусмотрено уголовное преследование.
Как защитить ребёнка в Сети?

Kids360
Современные дети проводят в Сети времени не меньше, чем взрослые. И они так же, как и взрослые, общаются и обмениваются информацией.
Родители, зная обо всех опасностях, спрятавшихся в «паутине», очень хотят защитить своих детей. Самый простой способ — не пускать ребёнка в интернет, но поскольку это практически невозможно, стоит подготовить его к сетевой активности. Вот небольшая памятка, чему стоит научить детей для безопасного поведения в Сети:
- Расскажите ребёнку о личных данных и важности сохранения их в тайне. Сюда относятся: ФИО, телефон, адрес проживания, данные банковских карт и номера документов. Даже фотография билета на концерт может быть украдена и использована, чтобы пройти на мероприятие вместо вас.
- Расскажите ребёнку о недопустимости выкладывания в Сеть личных фотографий. Это может быть небезопасно.
- Важно объяснить, почему нельзя переходить на незнакомые сайты и чужие ссылки.
- Договоритесь с ребёнком и установите приложение родительского контроля Kids360. Сервис позволит отследить сайты, которые посещает ваш ребёнок и узнать, какие запросы он составляет в интернете. Также данное приложение позволит ограничить доступ ребёнка к недетскому контенту.
- Помогите ребёнку создать страницы в соцсетях и мессенджерах и отрегулировать их приватность, максимально закрыв доступ к ним для незнакомых людей.
- Объясните, почему так важно оставаться в интернете собой и быть вежливым. Поведение в Сети — это такой же элемент имиджа, как и внешний вид человека. Расскажите обо всех правилах «нитекета», приведённых выше, — они точно пригодятся вашему ребёнку, особенно, когда он подрастёт!
Читайте также Детская безопасность в интернете — руководство для родителей.
Культура общения в интернете только зарождается. В Сети всё ещё полно «токсичных троллей», готовых биться до последнего, отстаивая свою безумную правоту. Но всё-таки хочется верить, что адекватных пользователей больше! Вежливые люди победят хамство, и нашим детям достанется спокойный уютный интернет. Но для этого каждому из нас стоит поучиться правилам сетевого этикета и научить ему своих детей.
Источник фото обложки: Prostock-studio/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик