Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Безопасность

Нетикет, сетикет или сетевой этикет: правила вежливого общения в интернете для детей и взрослых

Все мы знаем, что существует культура общения в повседневной жизни: уважительное обращение на вы, правила поведения за столом, недопустимость ненормативной лексики и т. д. Но современный мир не ограничивается реальным общением. У нас есть интернет, где каждый день миллионы людей взаимодействуют друг с другом. Есть ли какой-то механизм, который регулирует общение между ними? Да, и имя ему сетевой этикет, или «нетикет» / «сетикет».

Содержание:

Что такое сетевой этикет?

основные правила сетевого этикета

Ground Picture/Shutterstock.com

Сетевой этикет (сокращ. сетикет или нетикет [от англ. netiquette — network etiquette]) — это свод правил, регулирующих общение в интернете. В зависимости от интернет-сообщества, эти правила могут немного изменяться, но основные пункты остаются неизменными. За выполнением правил неустанно следят администраторы и модераторы форумов, групп и сообществ в Сети. Ведь в интересах каждого создателя группы в интернете — создать безопасную и приятную атмосферу в беседе; в противном случае адекватные пользователи очень быстро покинут группу, после чего сообщество можно закрывать. Модераторы могут выносить предупреждения о нарушении сетевого этикета, удалять «плохие» сообщения и банить (удалять из группы) пользователей.

Далеко не все люди в интернете готовы соблюдать правила этикета. Мнимая анонимность создаёт у пользователей ощущение безопасности, поэтому они не боятся троллить, оскорблять, использовать нецензурную брань, устраивать спор ради спора и т. п. Иногда, когда модератор не пресекает данные действия, само сообщество может вытеснить «хулигана», открыто игнорируя его.

Таким образом, правила сетевого интернета не прописаны юридически, но существуют неформально, и все уважающие себя люди стараются их соблюдать, чтобы не портить настроение себе и окружающим.

Правила поведения и общения в интернете

сетевой этикет

Brocreative/Shutterstock.com

Каждое сообщество создаёт свои правила общения, но есть самые важные, на которые стоит обратить внимание. Всё общение в Сети можно условно разделить на несколько типов:

  1. Деловое общение. Переписка по рабочим моментам с коллегами, начальством, подчинёнными, сторонними организациями или людьми с целью реализовать некие работы.
  2. Личное общение. Дружеское общение, переписка с родителями, родственниками и приятелями… Помните, что правила, установленные в реальной жизни, продолжают работать и в виртуальной.
  3. Публичное общение. Современный человек может состоять в десятках различных сообществ, групп, чатов, где люди объединились по интересам. Там малознакомые люди общаются неформально, обмениваются информацией, задают вопросы, ищут истину. И, как правило, именно в этом публичном поле чаще всего люди нарушают границы дозволенного и забывают про этикет.

Самые важные правила при общении в сообществах

сетевой этикет правила поведения

MAD.vertise/Shutterstock.com

  1. Общайтесь с уважением к собеседникам. Как и в обычной жизни, обращайтесь к незнакомцам на вы, будьте вежливы, используйте слова приветствия и благодарности.
  2. Личная информация — это личное. Не распространяйте свои данные и не выпрашивайте чужие. Тем более не используйте полученную информацию без разрешения собеседника. Фотографии и видео с другими людьми — это тоже личное. Помните: всё, что попало в интернет, навсегда остаётся в интернете. Будьте бдительны!
  3. Уважайте чужое время. Старайтесь писать чётко и по делу. Прежде чем задать вопрос, убедитесь, что ранее никто его не задавал. Возможно, ответ уже есть. Если же вам не хватило информации или вы сами хотите её сообщить, постарайтесь чётко и ясно выразить свою мысль, избегая ненужных подробностей. Помните: современный человек находится в постоянном потоке информации и, читая ваше сообщение или комментарий, он ищет что-то полезное для себя.
  4. Старайтесь писать без ошибок. К сожалению, далеко не все обладают «природной грамотностью», поэтому проверяйте свой текст с помощью специальных редакторов или доверьтесь гаджету с его автопроверкой. Не забывайте ставить знаки препинания и заглавные буквы. Это не прихоть «грамонаций», а уважение к собеседнику — правильно написанный текст можно легко и быстро прочитать, не пытаясь понять, что именно хотел сказать автор. Это облегчает коммуникацию.
  5. Не используйте заглавные буквы. Текст, написанный большими буквами, считывается как повышенный тон, будто собеседник кричит, слишком возбуждён или даже агрессивно настроен.
  6. Используйте умеренное количество эмодзи. Цель смайликов и картинок передать настроение и подчеркнуть детали текста. Но если половина сообщения состоит из картинок, то читать его становится крайне затруднительно. Если учесть, что разные люди могут трактовать картинки по-разному, то и смысл «зашифрованного» текста может исказиться.
  7. Избегайте флуда (бесполезных пустых сообщений, заполненных пустой болтовнёй или смайликами), спама (бесконечных рассылок с приглашениями в онлайн-игры, тесты и прочие сторонние приложения) и флейма (словесные войны с целью доказать, что «в интернете кто-то не прав»). Всё это крадёт чужое время и отвлекает других людей от более важных дел. Конечно, если это ваша личная переписка и собеседника всё устраивает — никаких проблем.
  8. Изучите правила площадки, на которой вы находитесь. Следуйте им и вам будет намного проще выстроить диалог с другими участниками.

Правила сетевого этикета для общения в личной переписке

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Используйте слова «привет», если общаетесь с близкими, и «здравствуйте», если речь идёт о более уважительном обращении. Избегайте фразу «доброго времени суток» — она устарела и занимает больше времени на прочтение, также многие пользователи утверждают, что она выглядит слишком наигранной.
  2. Старайтесь не использовать голосовые сообщения. Они удобны только тем, кто их отправляет, адресат же вынужден искать возможность его прослушать наедине или в наушниках. При этом ценную информацию таким образом будет очень сложно найти спустя время. Например, вы сообщили собеседнику, что приезжаете через два дня и просите вас встретить «поезд номер… вагон номер…». В день, когда вас надо будет забрать, встречающий будет вынужден снова и снова переслушивать ваше голосовое в поисках нужных данных.
  3. Старайтесь оперативно реагировать на сообщения. Современные мессенджеры показывают собеседнику, что письмо доставлено и прочитано, поэтому оставить послание совсем без внимания после прочтения невежливо. Лучше написать, что вы заняты и ответите позже, чем вовсе проигнорировать.
  4. Пишите всё сообщение сразу. Не надо его разбивать на маленькие кусочки. Помните, что на том конце каждое послание приходит со звуком оповещения — ежеминутное треньканье телефона вызовет больше раздражения, чем желание пообщаться.
  5. Избегайте излишней агитации в соцсетях. Постоянные просьбы что-то репостнуть, куда-то вступить, что-то подписать, за что-то проголосовать вызывают негативные реакции и увеличивает ваши шансы оказаться в чёрном листе.

Установите на телефон сервис родительского контроля Kids360, чтобы ограничить доступ ребёнка к потенциально опасному контенту и заблокировать нежелательные приложения!

Правила «сетикета» для общения в деловой переписке

правила сетевого этикета

fizkes/Shutterstock.com

  1. Пользуйтесь правилами делового этикета и в Сети. Деловой стиль общения распространяется не только на личные встречи, но и на интернет-переписку.
  2. Не используйте электронные адреса со странными никнеймами или фривольными заголовками. Лучше выбрать максимально нейтральные: подойдут ваше имя или фамилия в одной из вариаций. Так вас проще будет идентифицировать и в случае чего найти вашу переписку.
  3. Не используйте голосовые сообщения и скриншоты без особой необходимости. Вся важная информация должна быть в доступе для функции copypast, чтобы избегать ошибок при последующем перепечатывании.
  4. Не добавляйтесь в друзья к коллегам, подчинённым, начальству и партнёрам без согласия. Личные страницы могут использоваться в личных целях, поэтому не стоит искать своих деловых собеседников с целью «узнать их получше».
  5. Уважайте личное время собеседника. Гаджеты позволили нам быть на связи 24/7, но это не значит, что ночью, в выходные или в отпуск уместно писать человеку по рабочим вопросам, которые терпят до начала рабочего дня.

Правила сетевого этикета для общения по видеосвязи

Dean Drobot/Shutterstock.com

Пандемия 2019 года открыла человечеству ещё один ресурс для эффективной коммуникации — видеоконференции и видеозвонки. Они тоже имеют свои особенности и свои правила этикета:

  1. Совершенствуйте тайм-менеджмент. Начало встречи оговаривается заранее и люди приходят туда (вернее сказать, подключаются) вовремя. Конец встречи также обозначен заранее, даже если встреча не имеет фиксированного тайминга — например, «говорим, пока не обсудим все интересующие вопросы, но не дольше, чем 3 часа». Желательно подключиться за пару минут до начала встречи, чтобы проверить работу микрофона и видеокамеры.
  2. Не перебивайте говорящего. Это простое правило из обычного этикета очень пригодится для работы в онлайн-формате. Дело в том, что практически все мессенджеры передают звук только в одном направлении, иногда с большой задержкой. Два параллельно говорящих человека нарушают этот процесс, в результате чего оба собеседника теряют нить разговора. Если в беседе участвует больше двух человек, то микрофоны выключены у всех, кроме говорящего в данный момент. В противном случае даже малейшие шорохи, голоса людей и другие звуки могут заглушать нужную информацию.
  3. Включите видеокамеру. Современные гаджеты практически все оснащены видеокамерами, поэтому уважительным будет включить её на время беседы в онлайн-формате, или объяснить присутствующим, почему это невозможно (например, «очень плохой сигнал связи» или «я в пути») и попросить прощения за неудобство. Также важно зафиксировать её в одном положении, чтобы она не тряслась во время разговора.
  4. Подготовьте себя и пространство к диалогу. Поскольку большинство людей используют видеосвязь, чтобы работать, не выходя из дома, то важно оценить свой внешний вид (опрятность причёски и одежды), а также степень прибранности помещения за спиной. Лучше, чтобы в камеру попадало как можно меньше посторонних предметов.
  5. Выделите себе время на беседу онлайн. Сообщите близким о том, что вы заняты, и попросите вас не беспокоить, закройте ненужные мессенджеры и рабочие окна, чтобы не отвлекаться на посторонние дела.

Правила цифровой безопасности

понятие сетевого этикета

Ground Picture/Shutterstock.com

Главное правило интернет-безопасности: «что попало в интернет, навсегда останется в интернете!». Поэтому важно думать, прежде чем отсылать какую-либо информацию в Сеть!

Запомните сами и обязательно научите этим правилам детей:

  1. Не отправляйте свои личные данные незнакомым людям. Их могут использовать злоумышленники в своих целях.
  2. Не выкладывайте свои фотографии и видео, способные испортить вашу репутацию. Даже если вы отправили подруге фотографию из примерочной, снимок может стать доступен широкой публике. Чем меньше подобных кадров попадёт в сеть, тем лучше.
  3. Не храните фото документов в социальных сетях и мессенджерах — их могут использовать мошенники.
  4. Используйте антивирусные программы и не переходите по чужим ссылкам.
  5. Храните важную информацию на внешних носителях. С хранением в «облаке» будьте осторожны — скандалы со знаменитостями показывают, что оттуда можно скачать чужие данные.
  6. Не выкладывайте непроверенную информацию в Сеть. Во-первых, это неэтично, во-вторых, за некоторые фейки предусмотрено уголовное преследование.

Как защитить ребёнка в Сети?

Kids360

Современные дети проводят в Сети времени не меньше, чем взрослые. И они так же, как и взрослые, общаются и обмениваются информацией.

Родители, зная обо всех опасностях, спрятавшихся в «паутине», очень хотят защитить своих детей. Самый простой способ — не пускать ребёнка в интернет, но поскольку это практически невозможно, стоит подготовить его к сетевой активности. Вот небольшая памятка, чему стоит научить детей для безопасного поведения в Сети:

  1. Расскажите ребёнку о личных данных и важности сохранения их в тайне. Сюда относятся: ФИО, телефон, адрес проживания, данные банковских карт и номера документов. Даже фотография билета на концерт может быть украдена и использована, чтобы пройти на мероприятие вместо вас.
  2. Расскажите ребёнку о недопустимости выкладывания в Сеть личных фотографий. Это может быть небезопасно.
  3. Важно объяснить, почему нельзя переходить на незнакомые сайты и чужие ссылки.
  4. Договоритесь с ребёнком и установите приложение родительского контроля Kids360. Сервис позволит отследить сайты, которые посещает ваш ребёнок и узнать, какие запросы он составляет в интернете. Также данное приложение позволит ограничить доступ ребёнка к недетскому контенту.
  5. Помогите ребёнку создать страницы в соцсетях и мессенджерах и отрегулировать их приватность, максимально закрыв доступ к ним для незнакомых людей.
  6. Объясните, почему так важно оставаться в интернете собой и быть вежливым. Поведение в Сети — это такой же элемент имиджа, как и внешний вид человека. Расскажите обо всех правилах «нитекета», приведённых выше, — они точно пригодятся вашему ребёнку, особенно, когда он подрастёт!

Читайте также Детская безопасность в интернете — руководство для родителей.

Культура общения в интернете только зарождается. В Сети всё ещё полно «токсичных троллей», готовых биться до последнего, отстаивая свою безумную правоту. Но всё-таки хочется верить, что адекватных пользователей больше! Вежливые люди победят хамство, и нашим детям достанется спокойный уютный интернет. Но для этого каждому из нас стоит поучиться правилам сетевого этикета и научить ему своих детей.

Источник фото обложки: Prostock-studio/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.8 / 5. Голосов: 6

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone