Сериал по «Властелину колец»: стоит ли его смотреть и чем он удивит взрослых и детей?
2 сентября 2022 года стриминговый сервис Amazon Prime презентовал один из самых долгожданных сериалов года — «Властелин колец: Кольца власти» по мотивам произведений Джона Р. Р. Толкиена. В настоящий момент вышло уже четыре серии из запланированных восьми, а значит, уже можно составить предварительное мнение о фильме.
Содержание:
- Самый дорогой сериал в истории? Ожидание vs Реальность
- Что мы ещё увидим в сериале, помимо сюжета? О трендах и современной повестке
- «Меня часто спрашивают, как психолога, стоит ли смотреть детям подобные сериалы?»
Самый дорогой сериал в истории? Ожидание vs Реальность
«Властелин колец: Кольца власти» может стать самым дорогим проектом в истории не только стримингового сервиса, но и производства сериалов как таковых. Покупка авторских прав обошлась его создателям в 250 млн долларов, около 470 млн долларов было потрачено на производство первого сезона (второй сезон уже запланирован и идёт подготовка сценария). Такие затраты объясняются визуальной составляющей сериала, которая максимально близка к кинематографу.
Как всегда, когда речь идёт о приквеле знаменитого произведения, ещё и снятому по культовым книгам, ожидания и зрителей, и кинокритиков были очень смешанными и зачастую завышенными. Одни хотели увидеть точный пересказ книжных историй, другие мечтали о яркой картинке и масштабных сценах.
Мнения критиков
Средняя оценка сериала от критиков на агрегаторе Rotten Tomatoes — 85% (на основе 221 рецензий), средняя оценка пользователей — 39% на основе 9,2 тысяч рецензий. Рейтинг сериала на Кинопоиске — 5,7 из 10. Как сообщило в первые дни после премьеры издание Hollywood Reporter, Amazon начал удалять негативные отзывы пользователей в приложении стримингового сервиса Amazon Prime и на странице сериала. Привлёк внимание зрителей и резко негативный отзыв генерального директора компании Тесла — Илона Маска: 5 сентября он лаконично написал в своих соцсетях — «Толкиен переворачивается в гробу».
По мнению кинокритика Егора Москвитина, главное и самое любопытное отличие сериала от фильмов в том, что в трилогии, начиная с первых серий, происходит движение от хаоса к порядку, главные герои борются за то, чтобы добро победило зло. В сериале описан противоположный тренд: эпоха, когда всё хорошо, сменяется назревающей войной и трагедией. Это так называемая Вторая эпоха, время, когда эльфы и люди ещё дружат: есть союзы, красивое государство Нуменор, процветают поэзия, искусство.
Кинокритик, обозреватель «Известий» Сергей Сычёв считает, что автор романа «Властелин колец» Джон Толкин создал мир, в который можно заходить через любую дверь, а это, с индустриальной точки зрения, означает огромный потенциал для развития франшизы. Новый сериал был рискованным шагом, но он оказался удачным, и теперь, вероятно, появятся спин-оффы и сайд-сториз. Проверить это предположение удастся через пару лет, добавил кинокритик.
Новый сериал — рискованный, но удачный шаг.
Поделились своими мнениями и ряд западных критиков. «Я посмотрел “Кольца власти” и могу с уверенностью сказать, что вы ими будете довольны. Масштабное, смелое и красивое зрелище. Неизвестно, встанет ли шоу в один ряд с фильмами Джексона или заслуживает имя Толкина, но пока оно воспринимается как нечто мощное, чего только и можно ожидать от исторически дорогого производства», — заявил Эрик Франциско из Inverse. Брэндон Кац из The Wrap назвал первые два эпизода «захватывающим зрелищем».
О чём рассказывает сериал?
Сложные переговоры о покупке авторских прав на книги привели к тому, что события сериала происходят задолго до «Хоббита» и «Властелина колец» и охватывают все основные события Второй Эпохи Средиземья: создание Колец власти, восхождение Тёмного Лорда Саурона, падение островного королевства Нуменор и последний союз эльфов и людей.
Для истинных фанатов Толкиена скажем сразу: спорить о каноничности и точном соответствии текстам не стоит. Если хотите получить удовольствие от просмотра, лучше рассматривайте «Властелин колец: Кольца власти» как отдельную историю и отдельное произведение, посвященные знакомым и любимым персонажам.
С первых же серий в сериал вводят четыре основные сюжетные линии, которые мы постараемся описать, не позволяя себе спойлеры (для тех, кто ещё не успел посмотреть):
- Первая сюжетная линия: завершение войны между орками и эльфами. Сестра погибшего Финрода — Галадриель — жаждет мести, но её соплеменники, эльфы, настаивают, что война завершена и пора забыть о трагическом прошлом.
- Вторая линия: в Средиземье находят пристанище предки хоббитов — мохноноги. Одна из них — непоседливая Нори, которая вечно нарушает правила и в итоге находит нечто, упавшее с небес.
- Одновременно с этим эльфы пытаются договориться с гномами, чтобы совместно реализовать проект, который их прославит.
- Четвёртая сюжетная линия разворачивается в землях людей. Эльфы подозревают, что среди них могут быть предатели и враги, и поэтому присматривают за новыми соседями. Но один из эльфов влюбляется в человека.
Что мы ещё увидим в сериале, помимо сюжета? О трендах и современной повестке
Как любое сложное, многогранное произведение, «Властелин колец: Кольца власти» включает в себя целый ряд современных трендов, которые мы попробуем проанализировать с психологической точки зрения.
Большое количество героев и сюжетных линий
С первых серий создатели сериала показали зрителям около десяти основных персонажей, а по прогнозам всего будет 22 основных героя. И хотя запомнить множество непривычных имён и уследить за их жизнью сложновато, с другой стороны, можно быстро узнать обо всех народах и основных событиях.
Подобные произведения искусства призваны отражать современность, а не менять или учить подрастающие поколение.
Для зрителя-подростка необходимость постоянно переключать внимание не представляет собой проблемы: это вполне соответствует формату современных музыкальных клипов, соцсетей, в том числе ТикТока, и онлайн игр.
Психолог Анна Журба считает, что в данном вопросе создатели фильма пошли на поводу у подвижной психики зрителя: «Многие мои пациенты считают, что фильмы и книги должны воспитывать и менять подрастающее поколение. Не уверена, что это хорошая идея. Чаще произведения искусства и культуры просто отражают существующее положение вещей. С этим сериалом произошло именно так — зритель больше не хочет держать в центре внимания одного или нескольких героев, теряя к ним интерес, ему интересно лоскутное одеяло из лиц, имён, картинок, сюжетов».
Линейность образов главных героев
Ещё одной особенностью, на которую обратили внимание зрители и критики, стала относительная плоскость и двухмерность образов героев. Их позиции и мотивы довольно просто понять и несложно предсказать. В совокупности с большим количеством героев как таковых и сюжетных линий с ними это выглядит довольно логично.
«Властелин колец» — это сказка, поэтому ждать от сериала глубоких и многогранных персонажей не стоит. Не тот жанр.
«Критики сериала упрекают его создателей в примитивизации канонической версии. Рискну с ними не согласиться. Киноверсия любой книги всегда будет отличаться в пользу формы перед содержанием, ведь кино — это прежде всего визуальный ряд. Кроме того, “Властелин колец” — это всё-таки сказка, от которой мы ждём обобщения и лёгкой гиперболизации. Добро побеждает, красавица спасается от чудовища, герой всегда красив и смел. Многогранность и неоднозначность героев — это из другого жанра. Не стоит путать фэнтези с его законами и например шекспировские трагедии или романы Дюма», — утверждает психолог.
Мультикультурный актёрский состав
Задолго до начала съемок создатели сериала заявили о том, что актёрский состав будет максимально расово диверсифицирован: в него включены артисты иранского, карибского и латиноамериканского происхождений.
В сериале будут первые в истории толкиеновских экранизаций темнокожая женщина-гном и «не белый» эльф. Всего в касте шестнадцать ключевых ролей, шесть из них исполняют актёры, которые имеют смешанное или несевероамериканское/неевропейское происхождение.
Главным защитником мультикультурного подхода стала исполнительный директор сериала Линдси Вебер, которая заявила, что одним из ключевых посылов произведений Толкина было именно объединение. Для современных детей и подростков, свободно выстраивающих коммуникации со сверстниками разных народов и разных рас, такой подход не станет удивительным: как показывают наблюдения психологов, расистские настроения в возрасте до 14-15 лет слабо выражены либо являются следствием давления группы (компании).
Для современных детей мультикультурность — продолжение реальности, а не причудливый вымысел.
По словам психолога Анны Журбы, «в отличие от нас, видевших в детстве негров или китайцев только по телевизору, те, кому сейчас от 9 до 16 лет, сталкиваются с иностранцами, не всегда похожими на нас постоянно – на улицах, в классе, в соцсетях, в путешествиях и на отдыхе. Поэтому каст сериала станет для этих юных зрителей скорее логичным продолжением реальности, чем причудливым вымыслом».
Плохо прописанные диалоги
Пожалуй, один из ключевых недостатков сериала, хотя и есть вероятность, что с выходом новых серий это ощущение изменится.
Торжественный и возвышенный стиль книг Толкина так и не удалось гармонично наложить на диалоги и монологи в сериале, хотя, к примеру, у Питера Джексона (режиссёра оригинальной кинотрилогии «Властелин колец», — прим.) это получилось.
Разговорный стиль героев слишком отличается от современного — в диалогах нет ни запоминающихся цитат, ни юмора, ни трагизма. К примеру, с трудом можно уловить смысл сказанного эльфами: они постоянно используют афоризмы и «сорят» бессмысленными фразами. Кроме того, зрители уже пожаловались на затянутость диалогов, которые занимают слишком много времени в хронометраже серий.
Диалоги, которые одинаково понравятся и взрослым, и детям, прописать невозможно. Это как пытаться усидеть на двух стульях.
«Искусство диалогов для фильмов и сериалов — отдельное чудо, которое удаётся только некоторым режиссёрам. При этом практически невозможно написать диалоги, которые будут одинаково нравиться разным аудиториям — взрослым и детям, любителям лёгких и серьёзных фильмов. Создатели сериала решили не замахиваться на тех, кто предпочитает многозначительные фразы и цитаты, но в то же время не сумели попасть и в молодёжную аудиторию, не сумели пересказать каноническую версию сюжета понятным и ярким современным языком», — комментирует психолог.
Промахи в графике
Казалось бы, при таком масштабе финансирования сериал должен был получиться идеальным с точки зрения размаха спецэффектов и красоты натурных съёмок. Отчасти так и получилось: во многих сценах декорации поражают. Зрители говорят, что общие планы города эльфов или подземелья гномов завораживают, особенно если смотреть на большом экране и в хорошем качестве — можно бесконечно рассматривать оформление домов, различные растения, рисунки и множество других мелочей.
Но с другой стороны, в ряде сцен при внимательном рассмотрение компьютерная графика просто бросается в глаза. Как, например, во время морского путешествия Галадриэль. Персонажи явно отделены от остальной части кадра — спасают лишь невероятно красивые подводные планы. Такое же ощущение возникает во время ряда разговорных сцен: кажется, что герои стоят на фоне декораций.
Молодой зритель привык к искусственно созданному визуальному контенту.
«Не думаю, что дело в ошибках или промахах технической команды, скорее, тут опять же складывается ощущение, что создатели работали с ориентиром на современного и очень молодого зрителя. Они смотрят такое количество визуального контента, созданного искусственно, что давно уже привыкли домысливать картинку. В далеком 1997 году Сергей Лукьяненко написал свой знаменитый “Лабиринт отражений”, в котором впервые описал эффект виртуальной реальности без шлема и наушников — когда человеческое подсознание дорисовывает картинку, которую только набросал компьютер: кирпичные стены, кору деревьев, оттенки волос или блеск глаз. Целевой зритель франшизы видит картинку в целом, для него спецэффекты давно не чудо», — комментирует эксперт.
«Меня часто спрашивают, как психолога, стоит ли смотреть детям подобные сериалы?»
Однозначно, да. Он адаптирован под особенности восприятия именно современных детей и подростков, умело удерживает их внимание. При этом в нём нет чрезмерной жестокости и агрессии, излишнего натурализма, но одновременно с этим в достаточной мере представлены любовь, дружба, борьба добра со злом.
Подобные сериалы могут помочь пробудить в вашем ребёнке желание познакомиться с сюжетом и историей поближе. А значит, взять в руки книгу.
Сериал задаёт правильные вопросы и помогает искать на них ответы. Кроме того, для тех родителей, кто беспокоится о нежелании читать: «после таких сериалов заинтересовать ребёнка книгами на эту же тему значительно проще», — подводит итог психолог Анна Журба.
Делая предварительный вывод на основе вышедших серий, можно сказать, что эксперимент в целом удался: авторы сериала не потерялись на фоне канонических книг и фильмов и справились со шквалом критики. Станет ли «Властелин колец: Кольца власти» такой же точкой притяжения фанатов и формирования собственной субкультуры, как его предшественники? Сложно сказать. Скорее, несмотря на вложенные средства, для большинства зрителей это будет сериал на один-два просмотра, не более того.
Фото с обложки: кадр из сериала «Властелин колец: Кольца власти», 2022. Режиссёры: Хуан Антонио Байона, Шарлотта Брандстром, Уэйн Йип.
Проверьте электронный ящик