Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Образование

Семьеведение в школах: чему будут учить российских школьников в новом учебном году

2024 год объявлен в России Годом семьи; в связи с этим правительством был разработан план мероприятий по сохранению традиционных семейных ценностей, включающий в себя множество событий, проектов и мер по поддержке семей. Одним из пунктов Федерального плана является внедрение предмета «Семьеведение» в российских школах, причём это должно произойти уже в новом учебном году.

Чему будут учить детей на семьеведении в школе, для какого возраста разработан этот курс и будет ли он обязательным для всех учащихся — собрали всю актуальную информацию в нашем новом материале.

Содержание:

Семьеведение — новый предмет в российских школах

предмет семьеведение

hramovnick/Shutterstock.com

Укрепление семейных ценностей — главная задача, поставленная на Год семьи. При этом, по мнению заместителя Председателя Правительства России Татьяны Голиковой, начинать формировать эти ценности нужно «уже со школьной скамьи». Семьеведение, которое на данный момент преподаётся в рамках курса обществознания, будет выделено в отдельный курс, рассчитанный в первую очередь на подростков — учащихся 10–11 классов школ и студентов организаций среднего профессионального образования.

Суть, цели и задачи курса

Семьеведение — дисциплина, которая должна познакомить подростков с социальным институтом семьи, основами функционирования семьи, видами браков и типами семей. За период изучения курса ребята получат базовые знания по психологии и педагогике, научатся лучше понимать и принимать себя, а также выстраивать здоровые отношения с противоположным полом. Всё это должно сформировать у подрастающего поколения положительное отношение к созданию семьи.

Целью внедрения курса в школьную программу является подготовка подростков к будущей семейной жизни и рождению детей. При этом семьеведение призвано решить несколько важных задач:

  • приобретение важных знаний и умений для создания и сохранения крепкой семьи;
  • снижение количества разводов среди молодых семей;
  • улучшение психоэмоционального состояния подростков и понимание особенностей этого возрастного периода;
  • налаживание отношений между подростками и их родителями;
  • изучение моральных и правовых аспектов семьи;
  • изучений основ психологии и педагогики.

Когда предмет появится в школах и для каких классов?

урок семьеведение

Proshkin Aleksandr/Shutterstock.com

Уже с 1 сентября 2024 года курс по семьеведению появится в расписании старшеклассников по всей стране. Предмет будет безоценочным, а занятия будут проводиться раз в неделю в рамках «Разговоров о важном» или в формате внеклассной работы.

Программа курса рассчитана на один учебный год и по усмотрению администрации учебного заведения может быть реализована как в 10, так и в 11 классе.

Вести дисциплину доверят педагогам-психологам и, возможно, учителям истории. При этом Татьяна Голикова отметила, что занятия по семьеведению не будут похожи на уроки в привычном понимании: это будут доверительные беседы с учителями, в ходе которых учащиеся смогут задавать вопросы, высказывать своё мнение и получить разъяснения по интересующим темам. Так как семьеведение относится к внеурочной деятельности, эти беседы не будут обязательными к посещению, если старшеклассники выберут другие кружки или занятия из того, что предлагает школа.

Будет ли программа в младших классах и детских садах?

семьеведение

Sergey Novikov/Shutterstock.com

Несмотря на то, что на данный момент идёт речь о преподавании семьеведения только старшеклассникам и студентам колледжей и техникумов, депутаты Госдумы не исключают возможности введения курса в учебные планы с 1 по 11 классы.

Более того, в некоторых регионах страны программа курса уже сейчас успешно реализуется даже в детских садах. Малышей знакомят с понятием семьи, функциями мужчины и женщины, состоящих в браке, а также формируют у дошколят представление о семейных ценностях и учат с почтением относиться к бабушкам и дедушкам.

Позаботьтесь о безопасности вашего ребёнка с помощью приложения «Где мои дети»: всегда знайте, где он находится и каким маршрутом следует, слушайте, что происходит вокруг и получайте уведомления вовремя, чтобы ничего не пропустить!

Чему будут учить старшеклассников на семьеведении? Темы, планы и примерная программа

семьеведение в школе

Malykalexa/Shutterstock.com

Программа курса семьеведения, который стартует в российских школах уже через несколько месяцев, сейчас находится в разработке. Институт изучения детства, семьи и воспитания совместно с автономной некоммерческой организацией «Азбука семьи» занимается созданием книги-тренажёра и серии видеоуроков, которые будут использоваться на занятиях.

О тематическом наполнении курса стоит поговорить подробнее, ведь многих родителей волнует, чему будут учить их детей на уроках семьеведения.

При составлении программы курса её авторы опирались на результаты опросов, которые проводились среди подростков, а также учитывали мнение учителей, ведь мало кто знает о потребностях и проблемах детей больше. Кроме того, разработчики обращались к учебной программе «Этика и психология семейной жизни», разработанной в 1982 году, и другим советским пособиям и методическим рекомендациям. В итоге получилось практическое пособие, содержащее ответы на те деликатные вопросы, которые подростки не всегда могут задать родителям. По крайней мере, именно так описывают эту книгу-тренажёр её авторы.

семьеведение с какого класса

VH-studio/Shutterstock.com

Новый курс семьеведения рассчитан на 34 занятия и включает в себя следующие тематические блоки:

  • ценности и традиции семьи: семья в жизни человека и общества; духовно-нравственные основы семьи; семейные традиции и уклад семьи;
  • отношения в семье: основы семейных отношений и культура общения в семье; отношения до вступления в брак; начало совместной жизни молодой семьи; отношения между родителями и детьми; преодоление кризисов и семейных конфликтов;
  • здоровье и благополучие семьи: здоровый образ жизни семьи; психологическое здоровье современной семьи; цифровая гигиена и безопасность;
  • сопровождение и поддержка семьи: семейная политика РФ и меры государственной поддержки семьи; права и обязанности супругов; внешние и внутренние ресурсы семьи; быт и досуг современной семьи.

После каждого модуля ученики будут принимать участие в подготовке итогового проекта по пройденным темам, а сами уроки планируется проводить в формате дискуссий и практикумов. Вот примерный план занятия по семьеведению, представленный в методических рекомендациях:

  1. Мотивационно-целевой этап. В начале каждого урока ребята разбирают какой-либо кейс по теме занятия, смотрят видеоролик и обсуждают проблему. На этом этапе ставятся ключевые вопросы, на которые будет необходимо ответить в ходе урока.
  2. Основной этап. Ученики изучают статистические данные, нормативно-правовые акты, обсуждают полученную информацию и дают ответы на поставленные в начале урока вопросы. На этом этапе также предусмотрены практические упражнения по теме занятия.
  3. Подведение итогов. На заключительном этапе старшеклассники проходят анкетирование или блиц-опрос и выбирают тему и содержание итогового проекта.

Такие занятия-практикумы помогут школьникам сформировать позитивное и ответственное отношение к семье, семейным ценностям и семейному воспитанию. Это в первую очередь необходимо тем подросткам, которые воспитываются в неполных семьях, и тем, у кого перед глазами нет примера здоровых гармоничных отношений между родителями.

Семьеведение в школе: все за и против

семьеведение в школе 2024

LightField Studios/Shutterstock.com

Несмотря на то, что практика внедрения схожих курсов в учебную программу существует в нашей стране достаточно давно, а сама идея формирования у подрастающего поколения семейных ценностей является благородной и достойной всяческих похвал, предстоящее введение семьеведения в план внеурочной деятельности во всех школах, колледжах и техникумах России вызывает много сомнений и споров.

Речь идёт не только о структуре и содержании курса, но и о том, кто будет его вести. Школьные психологи, несомненно, наиболее компетентны в таких тонких вопросах, как самоопределение, психологические травмы, отношения детей и родителей и многих других. Но всё же неясно, что важнее — психологическое или педагогическое образование или же личный опыт.

Так, председатель Общественной палаты Ингушетии Ляйла Амерханова уверена, что преподаватель семьеведения должен быть «эталоном и образцом»; а уполномоченный по правам ребёнка в Москве Ольга Ярославская предлагает привлечь к ведению курса многодетных родителей. По мнению депутата Госдумы Нины Останиной, заинтересовать старшеклассников темами семьи и семейных ценностей смогут лишь молодые специалисты, а помогут им в этом приглашённые спикеры — юристы, психологи и другие.

Сама идея проведения в школах занятий по семьеведению в целом получила положительный отклик общественности: большинство опрошенных уверены, что современных подростков необходимо готовить к созданию крепкой семьи. Представитель Всемирного конгресса семей в России и СНГ Алексей Комов также поддерживает идею введения школьного курса семьеведения, однако он отмечает, важность соблюдения баланса теории и практики и использования конкретных примеров для объяснения сложного материала.

Критика семьеведения

предмет семьеведение в школе

UfaBizPhoto/Shutterstock.com

Хотя идея ввести (точнее, вернуть) семьеведение в образовательный процесс многим пришлась по душе, негативных оценок также хватает; причём свои сомнения по поводу нового курса высказывают не только общественники, но и сами учителя.

Так, учитель истории и обществознания Георгий Захарчик уверен, что популяризация семейных ценностей крайне важна; но ещё один дополнительный урок, на котором уставшие учителя будут внушать эти самые ценности не менее уставшим от подготовки к ЕГЭ старшеклассникам, проблему не решает. По мнению учителя, рассказывать детям о важности семьи должен подготовленный человек, причём делать это нужно вне школы, чтобы подростки не воспринимали такие занятия как формальность и «ярмо на шею».

Немало опасений связано и с тем, что на уроках семьеведения подростков могут подталкивать к созданию семьи и рождению детей путём навязывания и манипуляций, что совершенно недопустимо. При этом большинство респондентов уверены, что заключение брака должно быть осознанным решением двух людей, а рождение детей напрямую зависит от материального положения молодых супругов. Большинство молодых людей не готовы создавать семью не из-за отсутствия желания, а в первую очередь в связи с низким доходом и отсутствием собственной жилплощади.

Хотите быть в курсе последних тенденций в родительстве и образовании? Подпишитесь на нашу рассылку и получайте ежемесячные обновления с лучшими материалами и советами!

По результатам опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения в январе 2024 года, семья была и остаётся самой главной ценностью для подавляющего большинства россиян, в том числе молодёжи. При этом около половины граждан, принявших участие в опросе, мечтают о многодетной семье.

Из этого можно сделать вывод, что демографический кризис в нашей стране связан вовсе не с отсутствием семейных ценностей и нежеланием рожать детей. Поэтому один только курс «Семьеведение», как бы тщательно он ни был проработан, ситуацию исправить не способен. При этом некоторые модули курса могут быть действительно полезны для подростков, переживающих непростой период взросления и становления личности.

Источник фото обложки: Olga_Kuzmina/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 3.3 / 5. Голосов: 76

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone