Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Интервью с психологом

Ребёнок замкнулся в себе. Как помочь ему раскрыться?

Замкнутость ребёнка — явление, которое сначала кажется безобидным, а потом пугает. Почему так происходит? Надо ли помогать детям с ней справиться? И что нужно делать?

Из нашей статьи вы узнаете о причинах и признаках детской необщительности, о том, к чему это может привести во взрослом возрасте. Мы расскажем о том, как можно помочь замкнутому ребёнку, а также о подростковой «закрытости» и о её особенностях.

Содержание:

Что такое замкнутость?

ребенок стал замкнутым

Prostock-studio/Shutterstock.com

Необщительность, «закрытость» детей — обычно не болезнь, а характеристика, личностная особенность. Проявляется она в нежелании или недостаточном стремлении к контактам с окружающими — как сверстниками, так и взрослыми.

Замкнутость — это своего рода защита, способ оградить себя от внешнего мира, который кажется неуютным или опасным. Чаще всего эта черта не унаследованная, а приобретённая.

Важно отличать замкнутых детей от застенчивых. Застенчивый малыш хочет общаться со сверстниками, но не знает как или не умеет, или боится подойти, заговорить, стесняется проявить себя. Замкнутые дети к контактам, особенно в большом количестве, не стремятся. Если застенчивого ребёнка нужно просто научить общаться и преодолевать его робость, то замкнутому важно показать ценность человеческих отношений, сформировать мотивацию к общению.

Признаки детской замкнутости

замкнутый ребенок в школе

Prostock-studio/Shutterstock.com

Застенчивые и замкнутые дети имеют много общего: нервно реагируют на большое число контактов; часто бывают раздражительными и плаксивыми; они легко возбуждаются к вечеру и с трудом успокаиваются; в течение дня настроение может неоднократно меняться.

Но у «закрытых» детей есть свои особенности, на которые важно обратить внимание как можно раньше, чтобы легче справиться с проблемой:

Имеют проблемы с адаптацией

Замкнутые малыши обычно опасаются людей малознакомых или чужих, поэтому с трудом адаптируются в новых коллективах: детском саду, секции или даже на детской площадке возле дома, если там часто появляются незнакомцы. Обычно такие ребята стараются держаться в стороне, в играх предпочитают наблюдать, а не участвовать.

У них мало друзей

Такие дети равнодушны к контактам с другими детьми, предпочитают держаться рядом с папой или мамой. Даже короткое расставание с родителями они переносят тяжело, с трудом отпускают их от себя, плачут, боясь оказаться брошенными или отвергнутыми.

Любят свой личный уголок

Замкнутым детям нужна привычная среда обитания, место, где они могут побыть наедине с собой. Поэтому в семье желательно выстроить для ребёнка чёткий, предсказуемый режим и график — особенно это касается времени сна, еды и прогулок.

Часто обижаются и плачут

Prostock-studio/Shutterstock.com

Необщительные дети излишне чувствительны, сентиментальны. Малейшая неприятность или неудача, на которую другой человек может и не обратить внимания, способна довести их до слёз, а то и истерики.

Ничего не рассказывают

Обычно замкнутые малыши не делятся тем, что у них на душе. Часто даже родители могут не догадываться об их планах, неприятностях или удачах. Они всё носят в себе.

Выделяются внешне

«Закрытый» ребёнок часто сутулится, прячет руки в карманы, голову — в плечи, избегает прямого взгляда, на вопросы отвечает односложно и с неохотой, большую часть времени молчит. Сам в разговоре инициативы не проявляет, с другими детьми играет редко и неохотно, способен проводить много времени один. Шумных игр он избегает, к учёбе равнодушен, часто ведёт себя так, словно ждёт от мира неприятностей.

Болеют без причины

У замкнутых детей нередко страдает здоровье: болят голова или живот, они часто простужаются, однако врачи не находят серьёзных отклонений.

Почему ребёнок замкнутый?

замкнутый ребенок что делать

Prostock-studio/Shutterstock.com

Вопреки распространённому мнению, стеснительный ребёнок не всегда интроверт по натуре. Даже если закрытость рано стала его устойчивой чертой, истоки зачастую лежат в семье.

Случается и по-другому: ребёнок, прежде общительный и социально активный, вдруг уходит в себя и сторонится сверстников. В этих случаях важно как можно быстрее разобраться в ситуации и принять меры: так больше шансов решить проблему.

Причины постоянной замкнутости

Особенности личности, характера, темперамента

Дети-интроверты не нуждаются в общении в такой мере, как экстраверты. Эти творческие натуры с богатым внутренним миром, с чувствительной нервной системой неизбежно станут черпать больше впечатлений изнутри, чем извне.

Недостаток внимания, холодность и отчуждённость родителей

В таких случаях дети, привыкшие со своими проблемами справляться самостоятельно, боятся идти навстречу, раскрываться и доверять, потому что не знают, получат в ответ признание и доверчивость или насмешку и равнодушие. Родители заботятся только о бытовых, физических, материальных потребностях ребёнка, забывая, что душевное тепло ему нужно не меньше.

Разлука с матерью сразу после рождения или в раннем возрасте

Например, мать и ребёнок находились в разных больницах; мать присутствовала физически, но страдала депрессией или по каким-то другим причинам не могла быть рядом и откликаться на потребности чада.

Привычка сдерживать эмоции

Она тоже идёт из семьи: взрослые на стремление ребёнка поделиться радостью или печалью реагируют равнодушно или негативно. Гнев же вообще относится к числу запрещённых чувств.

Излишняя требовательность родителей

Ребёнок старается угодить, но, зная, что всё равно не может, постепенно перестаёт стараться… либо становится перфекционистом и получает множество проблем уже во взрослой жизни.

Причины ситуативной замкнутости

общение с замкнутым ребенком

Prostock-studio/Shutterstock.com

Переутомление, начинающаяся болезнь

Как правило, родители это легко замечают и понимают: замкнулся — значит, недомогает.

Длительная болезнь, особенно тяжело протекающая

Дети, подолгу лежащие в больницах (особенно изолированных боксах), лишённые полноценного общения, постепенно привыкают искать радости во внутреннем мире и после выздоровления хуже сходятся со сверстниками.

Ссоры с близким другом, конфликты в детском коллективе, буллинг

Взаимоотношения с другими ребятами — важная составляющая жизни ребёнка.

Последствия детской замкнутости

замкнутое поведение ребенка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Нужно ли что-то делать с этим явлением? Или оставить в надежде, что не все так страшно или «само пройдет»?

Ответ психологов — нужно. Даже если родителям кажется, что замкнутость выражена несильно и «ничего страшного», в подростковом возрасте и во взрослой жизни ребёнок может получить много отсроченных проблем.

Среди них:

Сложности в отношениях со сверстниками в школе, вузе или колледже

Необщительных, сторонящихся контактов детей не везде принимают такими, какие они есть, чаще сторонятся — вплоть до конфликтов или травли; не берут в игру; не делятся домашними заданиями или важной информацией. Таким образом страдает успеваемость, а затем пропадает мотивация к учёбе.

Проблемы с физическим и психическим здоровьем

Психологическое ощущение «изгоя» может привести к проблемам со здоровьем: например, в случае травли в коллективе или снижения самооценки.

Сложности в выстраивании отношений во взрослом возрасте

Также частое последствие детской замкнутости. Сниженная или неразвитая эмпатия, неумение чувствовать состояние другого, взаимодействовать с людьми, чему учатся в детстве и подростничестве, во взрослой жизни приводят к проблемам в рабочем коллективе и семейных отношениях.

Перфекционизм

Как следствие привычка всё делать как можно лучше, чтобы заслужить внимание и любовь родителей.

Что делать родителям: как помочь ребёнку справиться с закрытостью и замкнутостью?

замкнутый ребенок

Prostock-studio/Shutterstock.com

Разумеется, каждый конкретный случай и каждый ребёнок уникальны. Однако есть общие несложные способы.

Рекомендации родителям

  1. Создайте спокойную атмосферу в семье. Замкнутым детям очень нужны любовь и поддержка: только чувствуя себя в безопасности, ребёнок развивается и растёт.
  2. Чаще хвалите ребёнка, но за реальные достижения. Чем больше положительного подкрепления будет получать он от родителей, тем лучше. Внутреннее ощущение «я хороший» важно не меньше умения говорить и держаться в компании.
  3. Рассказывайте о собственном детском опыте: о проблемах в отношениях, о том, что помогало справляться, таким образом ненавязчиво показывая, как стоило или не стоило поступать.
  4. Показывайте пример. Дети копируют взрослых. Ребёнку нужен образец, на который он может равняться, а лучший пример — родители. Показывайте детям пример неконфликтного, уверенного в себе общения.
  5. Учите ребёнка понимать свои эмоции и проявлять их безопасным образом. Чем лучше человек осознает, что с ним происходит, тем гибче его поведение в различных ситуациях.
  6. Обратитесь к психологу. Предпочтительнее не эпизодические встречи, а постоянная работа. На индивидуальных консультациях ребёнок обсудит и проработает личностные проблемы, освоит новые способы взаимодействия с людьми, а применить психологические знания сможет на групповых занятиях.
  7. Понемногу, в зависимости от состояния ребёнка, расширяйте круг общения — приглашайте к себе друзей с детьми, проводите время в людных местах. Маленькому человеку нужно учиться выходить в мир и взаимодействовать с окружающими. Однако, если видите, что малыш устал, возвращайтесь домой.

Игры и упражнения

почему ребенок замкнутый

Prostock-studio/Shutterstock.com

  1. Читайте вместе. Обсуждайте поведение героев, их отношения, додумывайте вместе с ребенком: «А что было бы, если бы…» или «Как ты думаешь, что мог сделать Иван-царевич?»
  2. Предложите малышу представить себя на месте сказочных персонажей. Обсудите, как бы он повёл себя и почему. Расскажите, как лучше поступить в том или ином случае.
  3. Сочиняйте истории. Сначала со сказочными героями, затем с соседями, одноклассниками, знакомыми. Участником рассказов обязательно должен быть и ребёнок. Например: «Что можно ответить в магазине, если продавец спросит тебя о…?» Моделирование ситуаций облегчит взаимодействие в реальной жизни.
  4. «Покажи животное». Предложите ребёнку пантомимой показать животное или птицу. Обсудите, какой у него характер, отличительные черты. Пластика, движения, актёрская игра помогут малышу раскрыться.
  5. «Угадайка». Взрослый показывает какую-либо эмоцию, задача ребёнка — угадать её. Затем можно меняться ролями. Со временем малыш будет лучше понимать свои чувства и состояние окружающих.

Подростковая замкнутость

Даже самый дружелюбный ребёнок в подростковом возрасте может замыкаться в себе.

Причины разнообразны:

  • недовольство своим меняющимся телом;
  • непонимание одноклассников;
  • неумение справляться со своими эмоциями;
  • безответная первая любовь или неразделённые увлечения;
  • сложности в учёбе;
  • ссоры с родителями;
  • иногда ребёнок подсознательно не хочет становиться взрослым и оттого уходит в себя;
  • тяжёлые события в жизни; как следствие — психологическая травма.

Закрытость не возникает в одночасье. Внимательный родитель может отследить, как подросток всё реже приходит поговорить, теряет интерес к делам семьи, сокращает общение со сверстниками. Важно не ждать, что это «само пройдёт», а начать действовать.

Первое, что стоит сделать — тактично, мягко поговорить с ребёнком, стараясь донести, что он дорог вам и вы всегда ему поможете. Участие и спокойный дружеский совет — порой одного этого хватает.

Полезно вовлекать подростков в интересные занятия: спорт, походы в кино, поездки на природу. Если у ребёнка есть увлечения, мечты, помогите в их реализации, а главное — в обретении уверенности в себе. Может быть, найти контакт вам помогут брат или сестра подростка.

Конечно, не лишним будет обратиться к психологу. Как и в случае с малышами, полезными окажутся и групповая работа, и индивидуальные консультации.

Замкнутость ребёнка — это черта, которая может оказать негативное влияние на всю его последующую жизнь, помешать реализовать себя в профессии, семейной и общественной жизни, поэтому не стоит отмахиваться от неё, считать, что такова его особенность. Главное — не пускать на самотёк и начинать решать проблему как можно раньше.

— Алина Чинючина,
психолог.

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.7 / 5. Голосов: 9

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone