«Не хочу в школу!» Что делать родителям, когда ребёнок отказывается идти в школу?
Начинается новый учебный год, а значит фразу «Я не хочу в школу!» родители станут слышать всё чаще. Что в этот момент происходит с нашими детьми? Причин, почему ребёнок не хочет идти в школу, множество. Задача родителей — помочь ребёнку разобраться с трудностями и встроиться в учебный процесс, а для этого необходимо найти основную проблему, которая мешает ему получать удовольствие от школы.
Содержание:
- «Не хочу в школу!» — это нормально?
- Почему дети не хотят идти в школу?
- Что делать? Советы и рекомендации психолога
- Скоро в школу! Как подготовить ребёнка к началу новой четверти после каникул?
«Не хочу в школу!» — это нормально?
С нежеланием идти в школу рано или поздно сталкивается каждый ребёнок. И это нормально. Все люди переживают стресс, усталость, необходимость общаться с неприятными людьми. Однако то, что мы испытываем утром, когда выходим из дома, уже через час может измениться в позитивную сторону. Ведь наши негативные ожидания от дня не оправдались.
У детей то же самое. Страх перед контрольной может оказаться напрасным, а вчерашний хулиган станет неплохим собеседником — и поводов для грусти не остаётся, а школа снова кажется приятным местом. Но если каждое утро ребёнок говорит: «Не хочу!», а по вечерам от любого упоминания школы становится мрачнее тучи, стоит обратить на это пристальное внимание.
Почему дети не хотят идти в школу?
Чтобы узнать причину нежелания, необходимо поговорить с ребёнком. Для того чтобы ребёнок захотел вам открыться, заранее установите доверительные отношения. Он должен знать, что вы его не накажете и что не побежите тут же «рвать и метать» в школу, чем сделаете ситуацию хуже. Объясните ребёнку, что вы хотите ему помочь и без его согласия не предпримите никаких действий.
Итак, в ответ на вопрос «Что случилось» вы можете узнать, что:
У ребёнка плохие отношения с учителем
Конфликт ученика с учителем может быть как реальным, так и надуманным со стороны ребёнка. Слишком строгий или темпераментный учитель может вызывать у школьника чувство тревоги, ощущение, что его притесняют, хотя взрослый просто в экспрессивной форме высказывает своё мнение, и ни в коем случае не хочет обидеть ребёнка.
С другой стороны, у учителей действительно бывают любимчики и ученики, которые их раздражают. Для человека это нормально, но профессиональные учителя должны работать над собой и, ни смотря ни на какие свои эмоции, уважительно относиться к каждому ребёнку. Бывают случаи, когда дети сами создают конфликтные ситуации, устраивая травлю учителю.
В любом случае, прежде чем идти в школу, необходимо разобраться, в чём именно состоит конфликт и помочь ребёнку справиться с ним самостоятельно.
Подробнее о конфликтах учителей и детей, а также способах их решения и порядке действий для родителей мы разобрали в интервью с психологом портала «Где мои дети».
Что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу, потому что у него сложились напряжённые отношения с кем-то из учителей или сверстников? В первую очередь нужен искренний разговор.
Возможно, вы уже предпринимали попытки поговорить по душам, но ребёнок явно что-то от вас скрывает. В этом случае попробуйте разговор в другом тоне. Пусть это будет не допрос с пристрастием от строгой мамы, а по-настоящему доверительный тон.
Аккуратно разведывайте обстановку, проверяйте в общении свои версии происходящего. Задавайте вопросы, в которых озвучена та правда, которую ребёнок опасается вам доверить. Тем самым вы показываете, что готовы её услышать и воспринять.
Например:
— Слушай, а какая учительница у вас в школе по-настоящему неприятная? Что в школе тебе кажется несправедливым? Есть у тебя в классе ребята, которых «лучше бы ни было»?
Часто дети не рассказывают о таких вещах, потому что много раз их одёргивали в этом месте — «взрослых нужно уважать», «имей совесть», или «это ерунда». Но если в разговоре ребёнок понимает, что его чувства легальны, вы их понимаете и допускаете — он, скорее всего, расскажет вам всё как есть, и ему точно станет легче. Мама перестанет быть врагом из мира отстранённых взрослых, а станет союзником. Вместе вы точно сможете найти решение.
Наверняка у вас тоже есть опыт сосуществования с неприятными коллегами — расскажите ребёнку, как вы это пережили. Не стесняйтесь обратиться к классному руководителю или школьному психологу, если что-то вас всерьёз беспокоит.
Ребёнку сложно общаться с одноклассниками
Дети, в силу своей неопытности и слабо развитой эмпатии, бывают очень конфликтны, а иногда и жестоки. Если ребёнок просто не может найти себе друзей или стесняется своих одноклассников — эту проблему вы можете решить с ним сообща. Если же в школе развернулась травля против вашего ребёнка или кого-то из школьников, то без помощи учителей и администрации эту проблему не решить.
Читайте также интервью с психологом на тему как научить ребёнка дружить и вливаться в коллектив?
У ребёнка есть проблемы с каким-то предметом
Часто дети не хотят идти в школу в определённый день, например, во вторник (потому что в этот день в расписании стоит «тот самый» предмет), а накануне испытывают сильные негативные эмоции. Плохая успеваемость или конфликт с учителем могут сильно повлиять на успешность ребёнка, а это в свою очередь вызывает стресс и нежелание идти в школу.
Ребёнок устал, перегружен
Родители в своём желание дать детям всё самое-самое и побольше-побольше, часто перебарщивают с количеством кружков и секций. Если вы посчитали все школьные уроки, дополнительные занятия, время на домашние задания, а также время на сон и еду, и у вас осталось меньше 2-3 часов в сутки на детский отдых — пора провести ревизию «развивашек».
Пересмотрите график занятий, устройте выходной без домашних дел, а то и мини-каникулы.
Если к выходным добавить пятницу или понедельник, и вы, и ребёнок уже имеете шанс полноценно восстановиться. Можно сделать вылазку за город, съездить в гости, отправиться на картинг или творческий мастер-класс.
Чередуйте работу и отдых, наслаждайтесь выходными с семьёй. И учёба, и труд даются легче тем, кто умеет переключаться.
Ребёнку слишком сложно или слишком скучно учиться
Бывает, что дети попадают в слишком слабую для них школу или, напротив, слишком сильную. Тогда речь заходит о том, чтобы сменить программу обучения на более подходящую. Но помните, что некоторым детям лучше быть успешными в обычной школе, чем двоечниками в элитной. Ведь успеваемость сильно влияет на самооценку.
Ещё одна возможная причина — высокая чувствительность. Есть дети, которым трудно переносить шум, конфликты, жёсткую дисциплину и другие факторы, обычные для большой группы. Как правило, такие дети сильно отличаются от других, они задают не по возрасту глубокие философские вопросы. А ещё они остро реагируют на несправедливость и им трудно контролировать эмоции. Малейшая неприятность вызывает у них слёзы, смятение или даже истерику. Другие дети замечают эту особенность и могут за это дразнить. Да и учителя не проявляют особой заботы, а то и насмехаются.
Что делать? Изучите статьи и литературу по теме ВЧЛ. Обратите внимание на книгу Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребёнок». Постарайтесь организовать для ребёнка комфортную среду дома — неконфликтную и спокойную. Некоторые родители выбирают даже семейное обучение или частные школы с малочисленными классами.
В любом случае вам предстоит научить ребёнка владеть собой, принимать реальность такой, какая она есть. Но и заботиться о себе с учётом особенностей характера. Не переживайте, если ваш ребёнок высокочувствителен — его одарённость и доброта с избытком компенсируют сложные моменты.
Также можно заметить чисто возрастные проблемы:
- Не все первоклассники психологически готовы к школе. Они не поменяли свой ведущий тип деятельности с игровой на учебную. Поэтому им сложно сидеть за партой, даже если они уже отметили свой седьмой день рождения.
- Часто в начальной школе мальчики и девочки вынуждены переодеваться на физкультуру в одном кабинете в начальной школе, что вызывает неловкость у детей и нежелание в этот день приходить в школу.
- Пятиклашкам приходится привыкать к новой системе обучения, где много учителей и новых предметов — это может вызвать тревогу и стресс у некоторых ребят.
- Гормональные перестройки у девочек в 7-8 классе заставляют их чувствовать себя разбитыми, некрасивыми и неловкими, постоянно хотеть спать, в следствие чего у них просто нет сил ходить в школу и осваивать новые знания.
- Гормональные перестройки у мальчиков в 9-11 классе не дают им сосредоточиться на учёбе, провоцируют вспышки агрессии, резкий рост и понижение иммунитета. К сожалению, выпускные классы добавляют лишнего напряжения. Отсюда и нежелание выходить из дома на учёбу.
Иногда детям просто сложно после каникул вернуться в учебный режим с ранними подъёмами, домашними заданиями и строгими учителями.
Не переживайте за здоровье и безопасность своего ребёнка, когда он находится в школе или идёт один домой. Смотрите за его маршрутом по карте, слушайте, что происходит вокруг и не обижают ли его сверстники или учителя, а также дозванивайтесь, даже если ребёнок забыл выключить бесшумный режим на смартфоне с помощью приложения «Где мои дети».
Что делать? Советы и рекомендации психолога
После того, как вы выяснили причину нежелания идти в школу, нужно помочь ребёнку с ней справиться. Как? Расскажет детский психолог:
- Если у ребёнка есть определённые беспокойства или страхи по поводу школы, обсудите их. Помогите ему осознать, что многие дети испытывают подобные чувства и что с ними можно справиться. Если ребёнок не хочет разговаривать на эту тему, не настаивайте. Дайте ему время.
- Попробуйте создать позитивные ассоциации со школой. Расскажите ребёнку о том, какие интересные вещи он будет изучать и какие друзья его ждут. Подчеркните позитивные моменты учёбы.
- Постарайтесь сделать учёбу более интересной и увлекательной. Используйте внешние образовательные ресурсы, игры и эксперименты.
- Следите за режимом — регулярный распорядок дня поможет вашему ребёнку чувствовать себя более уверенно. Включите в него учебное время, время для отдыха и развлечений.
- Помогите ребёнку поддерживать связи с друзьями вне школы: приглашайте одноклассников в гости, поощряйте походы в кино, кафе, парки. Социальная поддержка может сделать процесс адаптации более лёгким.
- Поощряйте своего ребёнка за его успехи, какие бы они ни были. Это может быть небольшая награда или слова поддержки. Мотивация помогает детям чувствовать себя увереннее.
- Проводите время вместе, занимаясь учёбой. Это может быть чтение книг, решение задач или интересные образовательные игры. Ребёнок почувствует вашу поддержку и станет более заинтересованным в учёбе.
Не забывайте, что подход к каждому ребёнку должен быть индивидуальным. Ниже вы найдёте рекомендации психолога по возрастам.
Первоклассники
Как правило, дети в начальной школе получают удовольствие от новых знаний и с удовольствием ходят в школу.
Если же ребёнок предпочитает играть, не может усидеть за партой и просится обратно в садик, скорее всего, он ещё не готов к школе. Такого ребёнка лучше вернуть на год в детский сад и дать время на взросление. Вы потеряете всего год, но ребёнок сможет полноценно включиться в образовательный процесс и полюбить школу.
Если у ребёнка конфликт с учительницей и решить его не удаётся, поменяйте класс. Изменить характер учителя вам не под силу, а постоянные стрессы приведут к ухудшению успеваемости.
Начальная школа
Проблемы с успеваемостью, стеснительность, конфликты с одноклассниками… Что бы ни случилось с ребёнком, он ждёт от вас поддержки и помощи. Поэтому прислушивайтесь к его словам, помогайте советом, но старайтесь, чтобы успеха он достигал сам.
В 3-4 классе дети приближаются к подростковому возрасту и могут начать стесняться друг друга, когда они вынуждены переодеваться в одном кабинете. Чтобы избежать излишних неловкостей, поговорите с учителем, поищите возможность организовать переодевание, например, на разных переменах.
Пятиклашки
Переходный класс от младшей к средней школе очень непростой. Ребятам надо запомнить кабинеты, учителей, иногда новых одноклассников. Помощь родителей здесь как нельзя кстати.
Проведите ознакомительную экскурсию по школе, помогите разобраться, как устроена нумерация кабинетов, подскажите, где можно узнать имена учителей (например, на сайте школы). Некоторым ребятам сложно ориентироваться в расписании, что приводит к путанице и понижению их статуса в классе.
Помогите пятиклашке с вечера подготовиться к следующему дню — вспомнить, где кабинет, кто учитель, какие у него требования. Пройдёт несколько недель и ребёнок полностью адаптируется к новым условиям.
Девочки-подростки
Девочки вступают в пубертат намного раньше мальчиков — это происходит обычно в 7 классе. Они начинают стесняться, подолгу рассматривают себя в зеркале, выискивая недостатки, у них меняется фигура и черты лица, начинаются месячные…
Это непростой период для подрастающей девушки. Постоянно хочется спать, при этом может мучать бессонница, увеличивается аппетит. На этом фоне девочки начинают хотеть похудеть и могут сознательно начать отказываться от еды. Особенно часто это происходит, если у родителей нездоровое отношение с пищей и они либо сами худеют, либо намекают детям, что они «толстые» и «много едят». Прибавьте ко всему перегрузы по дополнительным занятиям, новые предметы в школе — о какой спокойной учёбе может идти речь?
Если вы видите, что ваша дочка устала и вымотана, дайте ей возможность отдохнуть. Проведите ревизию кружков — оставьте только то, что приносит удовольствие. Позволяйте спать столько, сколько нужно. Понизьте требования по успеваемости. Не критикуйте, не подумав трижды. Перестройка организма — это не шутки, она требует большого количества энергии.
Пройдёт год, и девочка восстановит свои силы и продолжит учиться и развиваться. Перерыв позволит ей избежать эмоционального выгорания.
Мальчики-подростки
Мальчики взрослеют чуть позже, примерно в 9 классе. К сожалению, приближающиеся экзамены не дают им спокойно пережить этот период. Им тоже очень хочется спать, ведь вечером сложно заснуть, а утром невозможно проснуться. Выбросы гормонов вызывают вспышки агрессии — юноши могут стать раздражительными и нервными. Бурный рост организма понижает иммунитет.
Главная помощь, которую могут оказать своим детям родители — это отнестись с пониманием к эмоциональным перепадам, снизить уровень возлагаемой на подростков ответственности. Если ребёнок регулярно появляется в школе и учиться на «3»-«4», это уже очень хороший результат.
Помните, оценки в школе — это лишь косвенный показатель успешности. При приёме на работу никого не интересуют пятёрки в аттестате. Поэтому в школу дети идут не за оценками, а за знаниями и социализацией. Чем спокойнее вы будете относиться к их тройкам и сильнее радоваться успехам, тем проще детям будет учиться!
Скоро в школу! Как подготовить ребёнка к началу новой четверти после каникул?
Если в обычной жизни у ребёнка нет особых проблем со школой, то подготовить его к школе не составит особого труда:
- Начинайте возвращать ребёнку школьный режим дня. Для этого постепенно смещайте время подъёма и время отбоя на подходящие. Согласитесь, крайне сложно встать в 7 утра и начать учиться, если целых три месяца до этого ты вставал в 12.
- Повторите программу прошлого года. Не надо превращать это в экзамен, но несколько вопросов по предметам даст возможность мозгу снова запустить необходимые процессы.
- Занимайтесь с детьми, выполняйте задания, читайте. Хотя бы 1 час в день. Посвятите его изучению интересных фактов или просмотру обучающих передач. Пусть это будет интересное времяпрепровождение, а не скучная обязаловка.
- Вспомните вместе с ребёнком весёлые истории из школьной жизни, вспомните друзей, которых он давно не видел и подумайте, как здорово будет встретиться вновь, какие впечатления о лете и каникулах можно будет рассказать, какие новые книги и фильмы обсудить.
- По возможности приобретите яркие и красивые рюкзак и канцтовары, которые понравятся вашему школьнику и станут его предметом гордости.
- Если есть возможность, проведите последний день лета вместе с ребёнком.
- Превратите День знаний в праздник, отметьте его вкусным тортом или походом в кино. Или побалуйте школьника небольшим подарком (лучшие идеи подарков мы собрали здесь). Так ребёнок будет каждый год ждать этого особого дня.
- Радуйтесь детским успехам в школе и поддерживайте их в случае неудачи.
Чтобы учёба в школе прошла для ребёнка легко и приятно, важно оказывать ему помощь и поддержку, отслеживать его настроение и самочувствие. Если вам кажется, что ваш ребёнок изменился, что у него есть трудности, что он устал или расстроен — не ругайте, а выслушайте. Не бойтесь задавать вопросы, а главное, постарайтесь спокойно принять ответы. Затем совместными усилиями разработайте тактику решения проблемы.
Часто детям достаточно просто вашего внимания и мудрого совета, хотя иногда требуется и серьёзное вмешательство. Помните, именно родители — главные союзники и наставники детей.
Проверьте электронный ящик