Ребёнку 3 года: возраст «почемучки» и первый кризис развития
Когда ребёнку исполняется 3 года — и родителей, и самого малыша ждут грандиозные перемены. Это и знаменитый кризис трёх лет, и возможное знакомство с детским садом, и впервые по-настоящему осмысленное поведение.
Темпы развития детей индивидуальны. Некоторые трёхлетки уже бойко разговаривают, проявляют интерес к учёбе и стремятся к полной самостоятельности. Другие дети в этом же возрасте развиваются не так активно, но это вовсе не отклонение. Однако общие нормы того, что должен уметь ребёнок в 3 года — существуют. И если вы беспокоитесь, своевременно ли развивается ваш малыш — ориентируйтесь на эти нормы и, скорее всего, вы убедитесь, что с вашим ребёнком всё в порядке!
Содержание:
- Основные умения ребёнка в 3 года
- Физическое развитие: основные показатели
- Развитие мелкой моторики
- Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
- Нормы развития речи
- Навыки общения и эмоциональная сфера
- Умственное развитие
- Когнитивное развитие
- Самостоятельность, навыки самообслуживания
- Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
- Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
- Как помочь ребёнку развиваться правильно?
Основные умения ребёнка в 3 года
Что ребёнок должен уметь в трехлётнем возрасте — базовые нормы:
- понимать простые причинно-следственные связи, например «упал в лужу — испачкался»;
- начинать стремиться к самостоятельности: стараться одеваться самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
- активно пополнять словарный запас, использовать в речи сложные предложения, например: «Мы не пошли гулять, потому что на улице шёл дождь»;
- знать основные цвета и слова, которые эти цвета обозначают;
- распознавать препятствия на местности — например, ступеньки, бордюры — и преодолевать их;
- уметь проявлять эмоции и контролировать эмоции, проявлять эмпатию;
- понимать значение слов «моё» или «его/её»
- играть в ролевые игры — например, «учительница-ученик», «врач-пациент».
Физическое развитие: основные показатели
Физическое развитие ребёнка оценивают по трём основным критериям: росту и весу, физическим умениям, двигательным навыкам.
Рост и вес
Рост и вес двух детей в возрасте трёх лет может значительно отличаться — эти физические параметры зависят от наследственных факторов и, в меньшей степени, от пола ребёнка и его образа жизни. В педиатрии «золотой серединой» для веса трехлётки считается 15 килограммов, для роста — 95 сантиметров.
Если рост вашего малыша меньше эталонных 95 сантиметров на 10% — это не повод для беспокойства, а, вероятнее всего, личная особенность развития. Но если рост вашего сына или дочери в 3 года меньше 85 сантиметров, стоит задуматься об исключении негативных факторов: попробуйте наладить режим питания крохи и организовать для ребёнка разумные физические нагрузки, предварительно проконсультировавшись с врачом.
В параметрах веса для ребёнка трёх лет допускаются отклонения в 20% в обе стороны от 15 килограммов. Если вес малыша меньше 12 или больше 18 килограммов — возможно, понадобится пересмотреть режим питания с учётом рекомендаций детских врачей.
Физические умения
Основные физические навыки трёхлетки:
- достаточно хорошо ориентируется на местности, помнит знакомые маршруты;
- сам рисует и делает простые аппликации;
- умеет кататься на трёхколесном велосипеде:
- отлично хлопает в ладоши и топает ногами;
- с помощью родителей собирает достаточно сложные конструкторы, также с посторонней помощью складывает многосоставные пазлы.
Двигательные навыки
К трём годам двигательная активность ребёнка заметно развивается даже по сравнению с периодом в несколько предшествующих трёхлетию месяцев. Основные двигательные навыки малыша в три года:
- удерживает равновесие, стоя на одной ноге;
- без помощи поднимается и спускается по ступенькам;
- играет в разные игры с мячом;
- бегает, редко спотыкаясь и падая;
- повторяет простые танцевальные движения: подпрыгивает, поднимается на носочки.
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика трёхлетки становится всё более совершенной. У ребёнка развиваются прежние умения и появляются новые:
- с удовольствием повторяет упражнения из пальчиковой гимнастики;
- подкрепляет речь жестами, а если малыш эмоциональный — жесты могут быть очень активными;
- возводит из кубиков строения разных размеров и конфигураций;
- учится владеть ножницами, может вырезать из бумаги простые фигуры;
- умеет лепить из пластилина простые конструкции: жгутики, шарики;
- уверенно захватывает и удерживает предметы;
- открывает неплотно закрученные крышки на бутылках.
Развитие слуха, зрения, осязания, вкуса
Слух трёхлетних детей требует особенно внимательного отношения. В этом возрасте дети часто простужаются, что может привести к отиту и, как следствие, к нарушению слуха.
Чтобы не навредить слуху ребёнка — обязательно учите его дышать носом, а не ртом, вовремя лечите насморк и старайтесь избегать резких перепадов температуры.
Зрение у трехлётних детей ещё недостаточно острое по сравнению с ребятами старшего дошкольного возраста. Полностью зрение формируется только к 6-7 годам. Не стоит пытаться научить ребёнка читать как можно раньше — детское зрение готово к чтению только в возрасте пяти лет. Показывать трёхлетке книжки, конечно, можно, но в книгах обязательно должен использоваться крупный шрифт. Чтобы сохранить хрупкое детское зрение, сократите контакт ребёнка с телефоном, компьютером, телевизором.
В 3 года осязание у детей развито хорошо: они различают холодную и горячую воду, тёплый и холодный ветер, шершавую и гладкую поверхность. Вкусовые рецепторы у трёхлетнего ребёнка развиты так же, как у взрослого. Он различает сладкий, горький, кислый и солёный вкус, отдавая предпочтение сладкому.
Нормы развития речи
У трёхлетнего ребёнка уже довольно богатый словарный запас: не меньше 1000 слов. Чистота речи в этом возрасте ещё не безупречна: малыш может коверкать слова и затрудняться с правильным произнесением отдельных звуков. Трёхлетка уже способен в простой форме рассуждать об увиденном предмете или событии.
Ребёнок в 3 года не говорит или мало говорит: что делать?
Речевые навыки у малыша в три года достаточно развиты, чтобы уметь объясниться с другими людьми. В норме ребёнок к возрасту трёх лет владеет следующими речевыми навыками:
- понимает заданные вопросы и отвечает на них;
- хорошо знает свои имя и фамилию;
- речь становится связной, напоминая рассказ: одно предложение следует из другого;
- описывает увиденную картинку, обращая внимание на детали;
- пересказывает короткие сказки и истории.
Дети, которые почти или совсем не разговаривают в трёхлетнем возрасте встречаются довольно часто. Известный российский педиатр Евгений Комаровский советует родителям, чьи дети в 3 года ещё не говорят, обратить внимание на тип упорного молчания: молчит ли ребёнок оттого, что не понимает речь окружающих, или малыш всё понимает, но ничего не говорит?
Если ребёнок демонстрирует признаки понимания, не используя слова — возможно, молчаливость — его личная особенность. Трёхлетние молчуны, согласно статистике педиатров, чаще встречаются среди мальчиков — на одну не разговаривающую девочку приходится четыре таких мальчика. По данным той же статистики, не меньше 7% детей в возрасте трёх лет совсем не говорят.
В любом случае, если трёхлетний ребёнок совсем не говорит — необходимо посетить с ним педиатра. По результатам осмотра врач порекомендует способы решения проблемы или направит к профильным специалистам.
Навыки общения и эмоциональная сфера
Малыш в три года нуждается в общении со сверстниками больше, чем прежде. Ребёнок уже учится управлять эмоциями и пробует решать конфликты мирным путём. В то же время трёхлетка испытывает острую потребность проявлять своё «Я», что приводит к капризному поведению по отношению к родителям и другим близким людям. Ближе к четырём годам ребёнок начинает понимать чужие эмоции, учится владеть собой и чрезмерные капризы сходят на нет.
Эмоциональная сфера трёхлетних детей активно развивается: они начинают фантазировать. Ребята с самым богатым воображением даже удивляют окружающих историями собственного сочинения. В норме эмоционально развитый малыш в 3 года стремится повторять понравившиеся действия за другими людьми, умеет выражать симпатии и антипатии.
Умственное развитие
Вместе с кризисом трёх лет приходит и возраст «почемучки». Ребёнок расспрашивает взрослых обо всём на свете, сравнивает ответы, делает выводы.
Темпы умственного развития у разных детей могут отличаться в зависимости от личных способностей ребёнка и от вовлечённости взрослых в процесс развития. Интеллектуальное развитие в трёхлетнем возрасте считается нормальным, если малыш умеет:
- различать 4-8 цветов;
- рассматривать предмет не только целиком, но и замечать детали;
- не отвлекаться слишком часто, концентрироваться на одном занятии;
- строить несложные планы, например: «утром мы пойдём в садик, а вечером ты заберёшь меня домой»;
- считать до пяти;
- находить отгадки на детские загадки;
- оперировать понятиями «больше-меньше» и находить другие отличия между предметами;
- запоминать простые стихи и песни;
- отличать друг от друга базовые геометрические фигуры — круг, треугольник, прямоугольник, квадрат — и называть их.
Когнитивное развитие
В когнитивные навыки детей входит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления. На скорость когнитивного развития влияет исследование ребёнком окружающего мира: чем больше малыш взаимодействует с разными предметами и чем больше наблюдает разных явлений — тем лучше развиваются когнитивные способности.
Трёхлетним детям важно познавать мир на практике, поэтому так важно подкреплять личный опыт малыша объяснениями взрослого. Например, разъяснять разницу между противоположными понятиями («узкая тропинка-широкая дорога»), поощрять желание ребёнка анализировать ситуации и события, акцентировать внимание на конкретных деталях предметов.
В возрасте трёх лет ребёнок с помощью восприятия составляет представление о свойствах предметов. Он учится сравнивать размеры и формы предметов, знает назначение разных вещей и правильно их использует.
Внимание малыша становится устойчивым: он сосредотачивается на интересном занятии на 10-20 минут, не выпускает из поля зрения несколько предметов одновременно. Но и отвлекается трёхлетка всё ещё достаточно легко.
Память в три года непроизвольная: ребёнок запоминает интересную для него информацию, а выучить что-то специально малышу пока нелегко.
Хотя ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи — его мышление ещё ограничено настоящим временем. Трёхлетний малыш оценивает ситуацию «здесь и сейчас», но по мере познания мира способности ребёнка к анализу постепенно развиваются. В 3 года дети особенно ярко чувствуют радость первооткрывателя, и чем больше событий происходит вокруг юного исследователя — тем лучше развивается его мышление.
Самостоятельность, навыки самообслуживания
Маленьким детям ещё не под силу обслужить себя полностью, но к трём годам ребёнок уже должен владеть некоторыми навыками самообслуживания:
- раздеваться и одеваться с небольшой посторонней помощью;
- обуваться или хотя бы пробовать самостоятельно надевать обувь;
- умываться и чистить зубы;
- пользоваться столовыми приборами;
- выполнять простые бытовые просьбы: убрать игрушки, положить вещь на место, поставить чашку на стол.
Режим дня и уход за трёхлетним ребёнком
Малыш становится очень подвижным, и важно придерживаться режима дня, чтобы у ребёнка хватало сил. Конечно, режим ребёнка, который ходит в садик, будет отличаться от режима крохи, не посещающего дошкольное учреждение, но примерный распорядок дня для трёхлеток может быть таким:
07.00 | Подъём |
07.30 | Гигиенические процедуры, зарядка |
08.00 | Завтрак |
08.30 | Развивающие игры и занятия, помощь в быту |
10.00 | Прогулка |
12.00 | Обед |
12.30 | Дневной сон |
15.00 | Пробуждение |
15.30 | Полдник |
16.00 | Подвижные и развивающие игры |
18.00 | Прогулка |
19.00 | Ужин |
19.30 | Спокойные занятия |
20.30 | Гигиенические процедуры |
21.00 | Ночной сон |
⠀
Читайте также Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.
Уход за малышом в 3 года — проще ухода за младенцем, но пока ребёнку требуется ещё достаточно много помощи в самообслуживании.
Как организовать правильный уход за трёхлетними детьми:
- Следите за режимом сна малыша. Он должен спать 10-12 часов ночью и 2-3 часа днём, желательно в одно и то же время.
- Разнообразьте питание. Включайте в рацион 4-5 раз в неделю молоко, яйца, творог нежирные сорта мяса и рыбы. В ежедневном меню должны быть овощи, фрукты, хлеб и масло.
- Напоминайте крохе о необходимости вовремя умываться, мыть руки и чистить зубы.
- Помогайте ребёнку поддерживать порядок в его комнате, просите о посильной помощи в быту.
- Закаливайте сына или дочь с помощью обтирания, солнечных и воздушных ванн.
- Следите за тем, чтобы малыш достаточно двигался: играл в подвижные игры, делал зарядку.
Как определить задержку в развитии ребёнка в 3 года?
Признаки, которые могут указывать на проблемы с развитием малыша:
- он не заинтересован в общении — ни со взрослыми, ни с другими детьми;
- не играет с игрушками, не проявляет любопытства в отношении незнакомых предметов;
- не узнает даже хорошо знакомые предметы;
- не может даже минимально контролировать проявление эмоций;
- не понимает речь окружающих.
Если вы замечаете за своим ребёнком похожие признаки — обратитесь к педиатру.
Как помочь ребёнку развиваться правильно?
Помогать трёхлетке развиваться можно и нужно — несмотря на стремление к самостоятельности, дети в этом возрасте охотно принимают помощь от взрослых. Особенно, если эта помощь преподнесена в форме игры.
Как помочь трёхлетним детям развивать важные навыки и умения в соответствии с рекомендациями педагогов:
- Просите ребёнка подробно рассказать, как прошёл его день. Этот приём тренирует память лучше, чем специальные развивающие игры.
- Сдерживайтесь в предложении помощи. Чем меньше помощи со стороны — тем быстрее трёхлетка обучится самостоятельности.
- Используйте пальцы на руках, чтобы научиться считать в пределах пяти, а чуть позже — и до десяти.
- В игрушках отдавайте предпочтение пирамидкам, кубикам, пазлам — они отлично формируют навыки внимательности, усидчивости и пространственного мышления.
- Если нет противопоказаний по здоровью — приобщайте сына или дочь к спорту. Особенно хорошо подойдёт плавание — универсальный способ для поддержания здоровья, формирования красивой осанки, укрепления всех групп мышц.
Не беспокойтесь за развитие и безопасность ребёнка, особенно, когда он находится вдали от вас или дома. Три года и поход в детский сад — отличный повод купить малышу первые GPS-часы. С ними и приложением «Где мои дети», вы всегда будете знать, где находится ваш ребёнок и что происходит вокруг него.
Игры
Игра — самое важное занятие для трёхлетнего малыша. В этом возрасте ребёнок получает удовольствие исключительно от процесса, не ставя цели научиться новому. Зато родители могут предложить сыну или дочери те игры, которые помогут детскому развитию.
Примеры развивающих игр для трёх лет:
- Игры с водой. Малыши очень любят контактировать с водой — помогите крохе создать собственный водный мир. Можно включить в игру миски, стаканы, дуршлаг, пульверизатор и показать, как играть с водой с помощью этих предметов. Водные игры развивают воображение, координацию, мелкую моторику.
- Пальчиковые игры. Занятия с элементами пальчиковой гимнастики, как никакие другие, развивают мелкую моторику.
- Лепка из пластилина или солёного теста. Лепка помогает развивать творческие способности и мелкую моторику.
- Игры с кубиками разных форм и размеров. Во время строительства из кубиков развивается скорость реакции, малыш запоминает цвета и формы, учится сравнивать предметы и осваивает счёт.
- Пазлы и мозаики. Начиная с простых вариантов, переходите к более сложным с большим количеством деталей. Пазлы и мозаики формируют умение концентрироваться, развивают воображение и мелкую моторику.
Ещё одна особенность данного периода развития ребёнка — кризис трёх лет. Это непросто. Но его нужно пережить, проявляя терпение и помогая малышу развиваться. А когда трудности останутся позади — ребёнок станет отличным собеседником, партнером для игр и лучшим другом для своих родителей!
Проверьте электронный ящик