«Не понимаю цифры!» Что делать, если у ребёнка проблемы с математикой?
«Мой ребёнок не понимает математику! Учительница сказала, это или дискалькулия, или математическая тревожность. Что это вообще такое? И что нам теперь делать?»
Отвечаем на частые вопросы родителей, чьим детям сложно даётся математическая наука.
Содержание:
- Проблемы с математикой — не редкость
- Что такое математическая тревожность?
- Что такое дискалькулия?
- Чего нельзя делать НИ-КО-ГДА!
Проблемы с математикой — не редкость
Более 30% школьников испытывают трудности в обучении точным наукам. Выглядит это обычно так:
Дочь-первоклассница проходит в школе задачи на больше/меньше. Бьёмся третий день… Что с ней делать? Уже нет никаких сил! Сегодня снова, наверное, просидим до 2-х ночи. Она уже в голос ревёт: «Не хочу учиться!» Может, с ней что-то не так?
Обеспокоенная мама звонит учительнице, а та либо предложит больше заниматься дома, либо вполне может ответить резко:
— Я всех учу одинаково. Другие же дети понимают. Так что разбирайтесь сами или нанимайте репетитора!
Можно сразу переложить проблему на плечи специалиста, но помогает это отнюдь не всегда. Потому что вы не знаете, в чём проблема.
Давайте чуть отступим от математики.
Предположим, ваш ребёнок не умеет плавать. А вы хотите, чтобы в любом водоёме он был в безопасности, и поэтому ведёте его в бассейн. Он делает первый шаг в воду и начинает по-настоящему задыхаться…
У вас два выхода:
- Бросить эту затею, и пусть идёт как идёт. Надо будет — сам научится.
- Разобраться, что не так и как ему помочь.
Если вы из тех, кто не сдаётся, то обязательно пойдёте к специалисту. Он вам скажет:
Вариант 1. У вашего ребёнка фобия. У него в воде началась паника, поэтому он задыхался. Ему нужно помочь справиться со своим страхом. Вы можете почитать литературу и заняться этим самостоятельно или отвести его к опытному тренеру.
Вариант 2. У вашего ребёнка аллергия на хлорку. И даже лучший тренер в мире ему не поможет. Единственный вариант — найти бассейн с другим способом очистки воды.
Вывод: от причины зависит ваша стратегия как родителя. Выберете правильную стратегию и сможете действительно помочь ребёнку. Именно поэтому вам важно понять, как выглядит математическая тревожность, что такое дискалькулия и как со всем этим справиться.
Что такое математическая тревожность?
Специалисты определяют математическую тревожность как склонность человека переживать сильную тревогу в ситуациях, где необходимо применить математику.
При решении каких-либо примеров, ожидании урока или контрольной ребёнок может испытывать сильнейшее беспокойство, ощущать угрозу, приступы паники, учащённое сердцебиение, холодный пот и зуд на коже. Иногда у детей поднимается температура, начинается расстройство желудка и другие вполне реальные симптомы болезни.
Приступ тревожности также могут вызвать любые манипуляции с числами: не только сложная задача в домашнем задании или контрольная по алгебре, но и, например, игра в монополию, где нужно подсчитать, сколько ты заработал.
Математическая тревожность нарастает постепенно. Обычно в первом классе все дети худо-бедно справляются со счётом. По мере усложнения школьной программы растёт и страх.
К таким выводам пришёл Рэй Хембри. В своей работе «Сущность, результаты и пути преодоления математической тревожности», опубликованной в 1990 году, он утверждает, что математическая тревожность достигает пика к 14-15 годам, а затем идёт на спад.
Причём появление симптомов никак не связано с интеллектом ребёнка и его способностью к обучению. По другим предметам он может учиться на отлично и не испытывать никаких сложностей.
Откуда берётся математическая тревожность?
Согласно исследованиям 1984 года Сьюзан Шодаль и Клион Дайерс из общественного колледжа в Сан-Бернардино, Калифорния, причины могут быть связаны с системой преподавания математики в целом. Страх вызывают:
Математические понятия
В школьном учебнике они описываются таким сложным и абстрактным языком, что восьмилетний ребёнок не в состоянии уловить суть. Он пытается заучить материал, не понимая смысла и не вдумываясь в понятия. Конечно, удержать эти понятия в голове надолго он не сможет. Забывает, нервничает, что забыл, боится, что его сейчас спросят, а он запутается и т. д.
Методика преподавания
Часто дети хорошо справляются с математикой в начальных классах, а когда переходят в 5-6 класс — сползают на тройки.
Всё потому, что ребёнок не понял, как действия с предметами, натуральные числа и простые дроби (то, что можно пощупать или посчитать на пальцах) связаны с отрицательными, иррациональными числами, формулами, теоремами, доказательствами, формальной и математической логикой.
Детский ум судорожно ищет ответ на простой вопрос: «Зачем всё это?». Не находит ответа и отказывается усваивать новую «бесполезную и бессмысленную» информацию.
Но учителя на уроках продолжают спрашивать ребёнка, ему нужно писать контрольные, в четверти светят плохие оценки, и школьник находит единственный простой и доступный выход — списывать. При этом он постоянно боится, что его поймают, что спросит учитель, что он опозорится у доски или на экзамене.
«Левополушарный» подход к обучению
Учителя математики, как правило, использует сухие и строгие формулировки, не привязываясь к чувственному опыту, не вовлекая в процесс другие органы чувств, кроме глаз и ушей, не приводя примеров, где и как эти знания были применены.
Все эти ошибки преподавания и системные методические просчёты устраняются только с помощью другой методики подачи материала.
Как помочь ребёнку справиться с математической тревожностью?
Представьте, что стоите на краю обрыва. Вам дико страшно, но прыгать в море всё равно придётся.
И вдруг ваши друзья и близкие начинают кричать:
— Да прыгай уже, не трусь! Что ты стоишь как бревно!
— Мы устали тебя ждать! Сколько можно стоять и смотреть на этот обрыв. Сделай уже что-нибудь!
А кто-то от доброты душевной ещё и подпихивать начнёт.
Представили?
Ваш ребёнок каждый день встречается со своим самым большим страхом. Покрывается холодным потом, теряет способность здраво рассуждать и от волнения забывает всё, что знал.
Ваши окрики и давление сделают только хуже. Хотите помочь? Выясните, в чём главная причина его страхов и устраните её.
Невнимательность, рассеянность, неумение фокусироваться на одном задании
Вы замечали, что ребёнок забывает то, что ему сказали минуту назад? Не может до конца выполнить поручение, потому что забыл, о чём его просили?
Сейчас развивать когнитивные функции довольно просто — есть специальные книги, обучающие порталы с детскими играми и даже приложения в телефоне. Просто делайте это с ребёнком каждый день. Желательно в форме игры или соревнования с другими детьми.
Пробелы в знаниях
Математика в отличие от других предметов — наука цельная и последовательная. Это значит, что если ученик пропустил одну тему, он не сможет полностью разобраться в следующей. А дальше непонимание будет расти как снежный ком.
Чтобы понять, где пробелы, нужно задавать вопросы и внимательно слушать. Например, во время решения простой задачи школьник даёт неверный ответ. Попробуйте выяснить, почему он так думает. Не осуждайте, не критикуйте — слушайте. Вы сами поймёте, какие понятия он не усвоил. Вернитесь к этой «системной ошибке» и попробуйте её исправить, восполнить именно этот пробел в знаниях.
Слишком строгий или чересчур любимый учитель
Со строгими всё понятно: если учитель кричит, обижает, унижает или публично критикует — проще его сменить, чем воспитывать.
А вот с хорошими учителями всё сложней. Для детей в начальной школе страх разочаровать того, кто им нравится, очень силен. Настолько, что школьник предпочтёт вообще молчать, лишь бы не ошибиться. Ведь тогда любимая учительница решит, что он бездарь и не будет его любить.
Поговорите с преподавателем, объясните ситуацию. Как правило, этого достаточно. Хороший педагог сумеет с этим справиться.
Недостаток уверенности в себе
Понаблюдайте, как ребёнок решает задачи. Если видите, что он:
- колеблется, прежде чем написать ответ;
- пишет правильно, затем зачеркивает и исправляет на ошибочный;
- знает ответ, но пытается его проверить у вас, у другого ребёнка или в конце учебника.
Это признаки неуверенности в себе. Если есть дедлайн и время ограничено, его нервозность возрастает. Позже к этой проблеме добавится страх публичных выступлений, и выходы к доске станут для ученика подъёмом на эшафот.
Прямо сейчас измените своё отношение к ситуации!
Ваш ребёнок принёс двойку? И ладно. Он от этого не стал ниже ростом и не заболел. Ведь так? Вот и перестаньте обращать внимание на оценки, сосредоточьтесь на сути — на самой математике.
Если не уверены, что у вас хватит терпения и желания помочь — отведите ребёнка к специалисту. Это не обязательно должен быть психолог. Хороший терпеливый репетитор справится ничуть ни хуже, просто заранее объясните ему обстоятельства.
Что такое дискалькулия?
Давайте сразу проведём черту. Ребёнку может быть сложно решать задачи на больше/меньше, он может часто ошибаться при вычитании или забывать цифры, когда перенервничает. Это не диагноз dyscalculia, это психология, в частности — математическая тревожность, о которой мы писали ранее.
У детей же с дискалькулией ситуация в корне иная. Их мозг не понимает смысла чисел. Они физически не могут глядя на цифру 2 соотнести её с количеством предметов. Для них цифры — просто бессмысленные каракули.
По разным исследованиям, дискалькулией страдают от 3 до 7% процентов людей.
Изучение умственного развития детей показывает, что для запоминания и узнавания цифр нужна способность оценивать количество предметов на глаз. Например, новорожденный может узнавать группы из двух или трёх предметов, а взрослый — оценит на глаз до пяти. Так же легко мы определим, где больше, а где — меньше.
Ребёнку с дискалькулией это недоступно. Он никакое количество не может оценить на глаз. Ему, чтобы понять, где больше, придётся старательно пересчитывать предметы, загибая пальцы.
Почему они «такие»?
Откровенно говоря, однозначного ответа пока нет. Существует несколько теорий, основанных на исследованиях мозговой активности.
Синдромом Герштмана
Его ещё называют пальцевой агнозией. Грубо говоря, дети, страдающие дискалькулией, путаются в собственных пальцах. И связано это с дефектами теменной доли.
В этом участке мозга есть внутритеменная борозда. У обычных людей при мыслительных операциях, связанных с числами и подсчётами, этот участок активизируется. У детей с дискалькулией он менее активен и серого вещества там меньше.
Генетика
Так называемый близнецовый анализ показал, что арифметические способности на 30% обусловлены генами.
Изучение проблемы всё ещё ведётся. Но для нас не так важна причина дисфункции, гораздо важнее понять, что делать дальше.
Как определить дискалькулию?
Вообще, провести диагностику дискалькулии должен узкий специалист, лучше всего невролог. Но у этого дефекта есть характерные признаки:
- Дискалькулия проявляется с детства. Она, в отличие от тревожности, не возникает на пустом месте. Не бывает так, чтобы ребёнок у вас доучился до 3-го класса нормально, а потом вдруг у него дискалькулия.
- Затронуто зрительное восприятие множества предметов. Вы спрашиваете восьмилетнего ребёнка:
— Маша, вот у тебя одно яблоко, а я положу ещё одно. Сколько их теперь?
Ребёнок с дискалькулией не способен глазами посчитать количество предметов. Поэтому в лучшем случае он ответит: «Одно… и ещё одно». Число 2 вам придётся заучивать как стихотворение и каждый раз загибать пальцы.
- Не запоминает и не узнаёт цифры. Если пробует их писать, то зеркально переворачивает и не может вспомнить, как они называются. Не может понять и запомнить таблицу умножения и выполнять расчёты в уме.
- Циферблат часов и понятие времени не укладывается в его голове. Традиционные упражнения из учебников, сотни повторений и объяснений не работают — он просто не понимает.
- Испытывает сложности с любым алгоритмом действий или последовательностью. Это может касаться дней недели, месяцев в году или пошаговой инструкции, как включить микроволновку. Также ребёнку трудно планировать дела наперёд.
Бороться или отступить?
В привычном смысле с дискалькулией нельзя бороться и профилактики для неё не существует. Мы имеем дело с нарушением восприятия. Это не страхи и не пробелы в образовании, которые можно исправить усидчивостью или уверенностью в себе. Если вашему ребёнку поставили такой диагноз, лучшее, что можно сделать:
- Принять тот факт, что у вас и вашего ребёнка есть эта проблема.
- Заниматься с ним и тренировать нужные участки мозга.
- Формировать важные для полноценной жизни навыки.
Есть такое расстройство восприятия, как дальтонизм: когда человек не различает некоторые цвета. Люди привыкают с этим жить и даже машину водят. Понимают, что верхний кружок в светофоре — красный, а нижний — зелёный. Вашему ребёнку точно так же предстоит найти свои способы решения.
Как помочь ребёнку справиться?
Успокоить
Можно объяснить примерно так: «Ты знаешь, у каждого человека есть своя беда. Бывает и хуже, бывают, например, люди без совести или без жалости. И это нельзя исправить. Мы с тобой всё-таки хорошие люди. А цифры — это ерунда, разберёмся».
Разделить эту ношу на двоих
Когда обсуждаете то, что не получается, говорите «мы». Например: «Нам с тобой надо научиться считать в магазине сдачу, чтобы люди не подумали нас обманывать». Или: «Нам нужно придумать, как узнавать сколько времени, чтобы не опаздывать в школу».
Задействовать все органы чувств и приправить фантазией
Например, запоминайте цифры при помощи сказок. И для каждой придумайте образное описание: «Единица — был стройный и смелый. Он всегда шёл первым, и другие цифры считали его героем. Головастая Двойка очень хотела выйти за него замуж. Но Единица женился на Тройке, потому что она была покладистая и без острых углов».
Использовать сильные стороны
Если ребёнок хорошо читает — в играх дублируйте буквами название цифр. Подпишите буквами циферблат часов. Сделайте карточки с продуктами, которые вы обычно берёте в магазине. Цену на них тоже пишите цифрами и буквами.
В общем, используйте воображение и не сдавайтесь!
Чего нельзя делать НИ-КО-ГДА!
Ваш ребёнок не знает, как понять математику, а вы не знаете, как ему объяснить. Вы в равном положении и не забывайте об этом. Поэтому, когда садитесь за уроки, возьмите за правило:
- Не кричать. Ребёнок и так в панике, его бросает в холодный пот, от страха кружится голова и путаются мысли. Говорите всегда тихо и очень спокойно.
- Не осуждать, даже если вам кажется, что он ленится, не хочет думать и напрягаться.
- Не обзывать даже в шутку и не подтрунивать над его интеллектом.
- Не высмеивать ошибки. Этот удар по самолюбию он не забудет никогда.
- Не раздражаться и не торопить. Если вы садитесь за уроки в раздражении, ребёнок это почувствует. Он не услышит ваши отговорки: «Я устала, не успела ещё поужинать» и прочее. Он услышит другое: «Мама на меня сердится, потому что я тупой».
- Не сравнивать с другими. Он ведь у вас один такой особенный. Разве можно его сравнивать?
- Не наказывать учебой. Фразы типа: «Иди и сиди над задачей, пока не разберёшься» — под запретом.
Итак, вы знаете, что такое математическая тревожность и как выглядит дискалькулия. Вы примерно понимаете, как с этим работать.
Очень многое сейчас зависит от вашего отношения. Вы можете решить, что дискалькулия — это ваш личный крест и будете нести его тягостно и понуро. А можете превратить занятия математикой в совместное хобби.
В любом случае помните: вы и ваш ребёнок — хорошие, добрые люди. Вы любите и поддерживаете друг друга. А с остальным вы справитесь!
Проверьте электронный ящик