Мой ребёнок — манипулятор? Разбираемся с детскими уловками
«Ребёнок манипулирует взрослыми! Что делать?» — наболевший вопрос современных родителей. Так или иначе, с проблемами детских манипуляций сталкиваются практически все — как родители, практикующие демократический стиль, так и семьи со строгим воспитанием.
Как понять, что ваш ребёнок — манипулятор, как вернуть родительский авторитет, каких ошибок стоит избегать и как себя вести, если стали замечать, что часто идёте на уговоры ребёнка, а иногда и вовсе не понимаете, кто из вас кого воспитывает? Все эти вопросы мы обсудим сегодня.
Содержание:
- Что такое манипуляция?
- Детские манипуляции
- Как распознать манипуляцию?
- Ребёнок манипулирует взрослыми: что делать?
- Ошибки родителей: чего делать категорически не стоит
Что такое манипуляция?
Для начала давайте разберёмся в терминологии.
Манипуляция в психологии — это тип социального воздействия, заключающийся в определённой деятельности, направленной на одного человека или группу людей, с целью изменить их восприятие и /или поведение, используя обман и давление.
Вариантов манипулятивного поведения огромное множество. Мы же сегодня будем говорить об особой разновидности манипуляций — той, которой пользуются наши дети.
Детские манипуляции
С какого возраста начинаются?
Когда речь заходит о детских манипуляциях и способах реагирования на них, то довольно часто возникает спор о том, может ли ребёнок манипулировать, и если да, то с какого возраста.
Дошкольники
По мнению известного российского психолога и педагога Л. В. Петрановской, манипуляция — это сложный вид деятельности. И чтобы эту самую деятельность осуществить, нужна довольно высокая степень зрелости тех участков мозга, которые отвечают за данную операцию. Поэтому об осознанной манипуляции до 6–7, а иногда и 9 лет говорить не приходится.
Ребёнок должен суметь увидеть ситуацию со стороны того человека, которым собирается манипулировать, просчитать свои действия для достижения результата и всё сделать так, чтобы этого не заметили. Немного сложновато для трёх- или четырёхлетки, не находите?
Страсти вокруг детских манипуляций несколько накручены. Происходит подмена понятий, и манипуляцией стремятся называть всё, в том числе и простые запросы ребёнка на удовлетворение своих потребностей.
Разберём конкретный пример: если ребёнок увидел в магазине машинку и стал плакать, это не манипуляция. Просто он очень захотел эту машинку. Если он кричит и пытается её заполучить — это опять же не манипуляция, а «всего лишь» конфликт с внешним миром.
Несмотря на то, что дошкольный возраст довольно просто связать с манипуляциями, ведь в малышах мы видим огромное количество признаков такого поведения, этого делать не стоит.
Школьники
В школьном возрасте ребёнок, в силу тех или иных обстоятельств, может обрести признаки манипулятивного поведения. Он готов делать попытки использования манипуляций, если не видит другого выхода при достижении каких-либо целей. И если эти первые попытки оказываются «рабочими», ничего не мешает использовать их впредь.
Подростки
В отдельную категорию стоит отнести детей-манипуляторов подросткового возраста. Этот возраст достаточно сложный сам по себе как для самого ребёнка, так и для его родителей. Если же сюда подключаются манипуляции, то разобраться с ними без помощи психологов бывает непросто.
Если манипуляции младших школьников в основном обращены к родителям и их довольно просто считать, то с подростками это выглядит иначе. Они вполне уверенно играют на чувствах: беспокойства, тревоги и вины.
Подростки очень восприимчивы и умеют на высоком уровне отслеживать взаимодействия с окружающем миром. Они вполне способны осознавать причины, побуждающие их использовать приёмы манипуляций. Чаще всего, осознанно или бессознательно, причиной манипуляций в переходном возрасте является попытка обратить на себя внимание и получить порцию любви.
От того, сможет ли родитель увидеть тайный посыл подростка, выслушать его и попытаться договориться, зависит дальнейшая манипулятивная стратегия вашего ребёнка.
Когда дети учатся манипулировать и кто их этому обучает?
С самого рождения ребёнок попадает в неизведанный мир и начинает получать информацию. Самые главные информаторы для ребёнка — родители. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя — на все эти вопросы отвечают мама и папа.
Всему, что ребёнок умеет, он обязан нам, родителям.
К сожалению, учим мы детей не только хорошему и полезному, но и плохому и вредному. Манипуляциям в том числе.
Если сегодня родители ребёнка наказали, а завтра этот же поступок проигнорировали; если добились своего криками и устрашениями; если не могут взять на себя ответственность и вообще ведут себя как маленькие — всё это даёт плодотворную почву для рождения маленького манипулятора. Только в манипулятивном поведении ребёнка нет ни счастья, ни спокойствия.
Зачем дети используют манипуляцию?
Часто использование манипуляции ребёнком — это всего лишь способ наладить взаимоотношения с родителями. Иногда и сами родители видят в покупке многочисленного количества игрушек, дорогих вещей и удовлетворения всех запросов ребёнка стратегию построения доверительных отношений. Совершая при этом большую ошибку.
Ребёнок любого возраста ждёт от своих мамы и папы внимания, любви и поддержки. И использует для этого все возможные приёмы, лишь бы его заметили и отвлеклись от каждодневных задач, при решении которых ребёнок выступает только фоном, а не главным объектом.
Но так как в большинстве подобных случаев ребёнка не научили выражать свои мысли и чувства вербально, словами, то в ход идут манипуляции. И как только дитя понимает: «Ого, да это работает!», то внедряет этот метод в каждый прожитый день.
Прежде чем приступить к решению вопросов, связанных с детской манипуляцией, следует понять причины такого поведения.
Причины и предпосылки манипулятивного поведения ребёнка
- Отсутствие должного внимания. Это самая очевидная причина. В семье нет единства, нет общения, общих дел и общих тем для разговоров. Не принято говорить о своих чувствах и мыслях, о своих желаниях и потребностях.
- Подражание родителям и другим значимым взрослым. Вполне естественно, что дети перенимают модели поведения взрослых и умело ими пользуются. Часто мама в обмен на уборку в комнате, вымытую посуду или хорошее поведение предлагает покупку какой-то вещи или даже просто шоколадки. А иногда и во взаимоотношениях супругов можно увидеть такой формат отношений. Ребёнок отлично считывает этот ход и начинает использовать метод в своих целях.
- Поддержка со стороны союзников. Если маленькому манипулятору оказывается поддержка со стороны бабушек и дедушек, то это плодотворная почва для того, чтобы он превратился в настоящего провокатора. В подобных случаях дети активно и профессионально играют чувствами старшего поколения семьи и тем самым провоцируют ситуации, где бабушки приходят на помощь и обвиняют родителей в чрезмерно строгом, по их мнению, поведению по отношению к любимому внуку или внучке.
- Отточенный шаблон. Часто манипуляторы вырастают в семьях, где используют, казалось бы, безобидные просьбы, такие как: «скушай ложечку за маму» и т. д. Этим взрослые формируют определённую модель поведения, в основе которой лежит достижение цели через определённый фактор, без которого ребёнок не станет выполнять какие-либо действия. Шаблон оттачивается и становится нормой в пределах семьи. И ребёнок со временем тоже станет его использовать.
- Защита. Когда со стороны родителей слишком высокие требования и нереально завышенные ожидания к ребёнку, то маленький манипулятор начинает искать варианты снизить свой страх по отношению к различным ситуациям, где может испытать неуспех, и в бой идут манипуляции, связанные с физическим состоянием: симптоматика различных недугов.
Поддержите здоровые взаимоотношения с вашим ребёнком и обеспечьте его безопасность с помощью приложения «Где мои дети». Будьте уверены, что с ним всё в порядке, где бы он ни находился!
Почему нужно препятствовать детским манипуляциям?
Если вы увидели в арсенале ребёнка манипуляторные действия, не пускайте всё на самотёк, понаблюдайте. Зачастую манипуляция — это крик о помощи.
Столкнувшись с маленьким манипулятором, родители удивляются, откуда взялась эта «напасть», даже не подозревая, что чаще всего они сами провоцируют такое поведение.
Ребёнок, который умело умеет жонглировать разными видами манипуляций, редко бывает счастливым. Ему приходится пробовать разные виды и способы манипуляций, изобретать какие-то ходы, лишь бы на него обратили внимание, услышали о его желаниях и интересах. Но, получив желаемое обманным путём, он не испытывает удовлетворения, так как понимает, что это было создано искусственно, что это, к большому сожалению, иллюзия.
Именно это главная причина, почему, столкнувшись с манипуляцией, исходящей от ребёнка, не стоит закрывать на неё глаза. Сам он не сможет разобраться — ему нужна помощь, ваша помощь.
Если ситуация заходит слишком далеко — родители обратили внимание на этот «крик» поздно, не смогли вовремя включиться и попытаться изменить ситуацию, — то ребёнок-манипулятор вырастает во взрослого, который с трудом понимает, что такое личные границы другого человека. Он их не видит, не чувствует. Это влечёт за собой множественные проблемы; одна из них — невозможность строить здоровые отношения с окружающими. Часто манипуляторы превращаются в тех самых абьюзеров.
Как распознать манипуляцию?
В жизни можно встретить манипуляторов где угодно: в семье, среди друзей, на работе, в магазине или даже на улице. Они нам льстят, используют наши слабости, играют с чувством вины и могут шантажировать. И нам, конечно, важно понимать: манипулирует человек или нет?
Прежде всего стоит запомнить: если человек пытается вызвать у вас вину, страх или чувство сильного смущения (стыда), то это явный манипулятор. Как только нас «подловили» на одном из этих чувств, мы легко проваливается в жертву и нами легче всего управлять.
- «Как ты мог так поступить, ведь я так рассчитывал на тебя!»
- «Если ты разорвёшь наши отношения, я умру!»
- «Ты совсем меня не любишь!»
… это примеры фраз, которыми пользуется манипулятор.
Отследить манипулятивное поведение ребёнка можно по чувствам и эмоциям, которые вы испытываете, а именно:
- чувство жалости;
- чувство вины,
- чувство злости, которое переходит в бессилие.
А ещё вы можете поймать себя на мысли, что ребёнок — это центр Вселенной.
В манипулятивных целях дети используют истерики, торговлю, вранье, «сталкивание лбами» других членов семьи, демонстративные отказы на просьбы взрослых и манипуляции, связанные с плохим самочувствием.
Чем раньше вы сможете распознать манипуляцию, тем выше шанс не попасть в сети манипулятора.
Самое главное во всех подобных ситуациях — осознание. Остановиться и попытаться услышать себя: по своей ли воле я так поступаю или это результат давления из вне.
Ребёнок манипулирует взрослыми: что делать?
Если вы столкнулись с манипуляцией со стороны ребёнка, не стоит сломя голову бросаться в решение проблемы. Действуйте постепенно, соблюдая баланс и стараясь не усугубить и так довольно сложную ситуацию.
Просто разговаривать
Обсуждайте с ребёнком различные жизненные ситуации из разряда «плохо-хорошо», делитесь своими взглядами и учитесь выслушивать позицию малыша.
Пусть это будет происходит тогда, когда вы оба находитесь в хорошем расположении духа и готовы услышать друг друга.
Поддерживать доверительные отношения
Если есть понимание, что отношения с ребёнком утратили былое доверие, приложите силы для его восстановления и поддерживайте открытость в дальнейшем. Говорите о том, что вы его любите, показывайте любовь тактильно.
Читайте также Все секреты доверительных отношений с ребёнком.
Чётко говорить «нет»
Учитесь говорить важное слово «нет». У вас должна быть чёткая позиция, и ребёнок должен понимать, когда что-то определённое можно делать, что находится под строгим запретом и в каких ситуациях действия лучше обсуждать с родителями. Будьте терпеливы и устойчивы, показывайте, что ваша позиция неизменна в данном конкретном вопросе.
Установить границы и право на свободу
Предлагая ребёнку простые и чёткие границы, не забывайте о предоставлении свободы в рамках этих же границ: не стоит запрещать всё подряд.
Ответственность за установление этих границ полностью лежит на родителях. Используя фразы: «опасно», «стоп», «не трогай» или «да, конечно, можно», «пожалуйста, пользуйся» и т. д., мы и формируем границы дозволенного.
К примеру:
- «Опасно перебегать дорогу в неположенном месте!»
- «Стоп! Такие слова мы не используем в наших разговорах»
- «Конечно, ты можешь поиграть во дворе»
- «Да, ты можешь пригласить соседского мальчика в гости»
Но когда у самих родителей путаница в сфере границ, соответственно, с этим будут проблемы и у детей.
Уважать мнение ребёнка
Уважайте мнение ребёнка, демонстрируйте это, но в то же время объясняйте, что финальное решение остаётся за вами.
Не бояться показать свою «неидеальность»
Старайтесь быть открытыми и честными и соблюдайте правила, которые установили. Но если случилось, что вы ошиблись, — не маскируйте свой промах, честно признайтесь в ошибке.
«Не покупать» идеального ребёнка
Не поощряйте хорошее поведение мороженым или другими покупками и подарками, не выстраивайте эту связь. Ребёнок легко это считает и будет притворяться, вести себя «паинькой» только ради собственной выгоды.
Не проваливаться в негативные чувства
Старайтесь не проваливаться в чувство вины. Даже если вы будете эмоционально сдержаны и проявите строгость, это совсем не означает, что вы ужасный родитель. Наоборот. Стойко выстояв и выдержав все эмоциональные всплески ребёнка на ваш отказ, вы ему помогаете.
Ребёнок выстроит в своей голове границы дозволенного и поймёт, что манипуляция на любви и жалости вдруг стала неэффективной и в дальнейшем перестанет ей пользоваться.
Ошибки родителей: чего делать категорически не стоит
Включать режим «игнорирования»
Это очень серьёзная ошибка родителей. Ребёнок расценит такой поступок, как равнодушие к себе. В итоге, помимо манипуляций, мы получим целый «букет» новых проблем: детскую обиду, замкнутость, озлобленность и самое страшное — депрессию, которая будет продиктована уверенностью ребёнка: «Я — пустое место!»
Сравнивать
Не стоит ждать от ребёнка адекватного поведения, если вы постоянно сравниваете его с другими детьми, особенно, выставляя его в негативном свете. Это может послужить толчком к использованию манипуляции как средства защиты и поиска любви к себе.
Проявлять агрессию
Стыд, злость, раздражение и масса других негативных эмоций разом накрывает родителей, когда случается та или иная ситуация, связанная с манипулированием ребёнка. Деструктивные эмоции со стороны взрослого как горючая жидкость разжигает конфликт и непонимание сильнее.
Менять подходы в воспитании
Иногда запрет со стороны мамы = разрешение со стороны папы. Если в семье разные взгляды на границы дозволенного, это отличная лазейка для манипуляций ребёнка.
Не соблюдать требования
Сегодня ребёнку можно, а завтра это же нельзя. Если нет чёткой системы дозволенного, это ведёт к возможному появлению манипуляций.
Родителям важно помнить, что главный посыл любой манипуляции — это привлечение вашего внимания.
Если вдруг вы стали замечать, что ребёнок обманывает, старается надавить на ваши слабости и использует для этого разного рода манипуляции, подумайте, достаточно ли времени вы проводите вместе, разговариваете ли вы, «видите» ли ребёнка в каждом прожитом дне?
Возможно, настало то самое время, когда нужно изменить ситуацию и постараться дарить больше любви, ласки и внимания своему маленькому или повзрослевшему ребёнку!
Источник фото обложки: Ann Kosolapova/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик