Почему ребёнку скучно в школе и что с этим делать?
Современному ребёнку часто становится скучно в школе. Он начинает маяться, крутиться на стуле, смотреть в окно, «залипать» в телефон, отвлекать одноклассников. В результате страдают все: учитель отвлекается на дисциплину и не успевает дать материал, ученики недополучают знания и вынуждены изучать всё самостоятельно. В итоге образуется провал в знаниях. Если такое происходит систематически, то к моменту проверки знаний дети получают свои закономерные двойки, проблемы с родителями, учителями и в конечном итоге проблемы с поступлением.
К сожалению, чаще всего скука на уроке это не вина ученика, это его беда. Давайте рассмотрим основные причины отсутствия интереса к урокам и подумаем, как мы можем помочь своим детям.
Содержание:
- Почему ребёнку скучно в школе и что с этим делать?
- Если дети скучают на уроке: советы для педагогов
- Как заинтересовать ребёнка учёбой?
Почему ребёнку скучно в школе и что с этим делать?
Разберём все возможные причины, которые ведут к тому, что ребёнок скучает на уроках в школе.
Отсутствие навыка учиться
Чтобы получать удовольствие от обучения, нужно иметь сформированные учебные навыки. Если ребёнок видит три абзаца текста и понимает, что это надо выучить, но не понимает как, ему становится страшно, и он отказывается от выполнения задания. Если он не умеет достаточно быстро читать, считать, писать, выделять главную мысль, формулировать её самостоятельно, ему крайне тяжело учиться. Ведь помимо освоения материала ему приходится тратить неимоверные усилия на элементарные действия.
Кроме того, ребёнок может быть неусидчивым и невнимательным. Поэтому прежде чем предъявлять претензии школьнику, посетите невролога — возможно, причина кроется в некорректной работе головного мозга.
Что делать?
Необходимо учить ребёнка вслушиваться в информацию, выделять главное с ранних лет. Для этого достаточно внимательно читать сказки и спрашивать ребёнка о ключевых моментах. Просить рассказать сказку своими словами.
Затем, ближе к школе, важно подготовить руку к письму. К сожалению, современные программы начальной школы дают очень мало времени на отработку навыков письма и чтения, поэтому задача родителей — отследить и помочь ребёнку научиться писать и читать легко. В этом могут помочь прописи и детская художественная литература.
Если скука возникла в старших классах, проверьте, как легко даётся чтение и письмо вашему ребёнку — возможно, это его тормозит на уроках. Про пробелы в знаниях мы поговорим чуть дальше.
Нехватка знаний по предмету
Очень распространённая проблема — огромные пробелы в знаниях. Ребёнок болел или был в конфликте с учителем, где-то что-то пропустил и теперь просто не понимает, что происходит на уроке, откуда взялись эти непонятные «иксы», что такое «климат» или почему история сложилась таким образом, а не иначе.
Что делать?
Восстанавливать упущенное. Например, в математике очень частой проблемой является устный счёт. Если ребёнок тратит 2 минуты, чтобы вспомнить таблицу сложения или умножения, то он не сможет адекватно осилить более сложные темы, — ему просто не хватит времени.
Необходимо понять, в какой момент были упущены знания и догнать класс. В этом могут помочь: репетитор, учитель (если ребёнок замотивирован, педагог пойдёт ему навстречу) и даже родитель, если найдёт время и желание вникать в школьную программу вместе с ребёнком.
Разочарование в учёбе (ребёнок не видит своих успехов)
Ощущение себя неуспешным, избегание неудачи — это явные признаки низкой самооценки. Ребёнок просто не верит, что у него может хоть что-то получиться. Поэтому он отворачивается к окну и теряется в своих мыслях.
Что делать?
Здесь требуется включённая работа педагогов и родителей. Необходимо определить, в какой области ребёнок испытывает наибольшую тревогу.
Например, ребёнок не может выучить английский язык. Задача родителей и педагогов на время коррекции выключить любую критику в адрес ребёнка (он сам с этим отлично справляется), затем помочь школьнику разбить одну большую задачу (например, пересказать текст) на маленькие задачки, с которыми он может справиться: «Прочитай первый абзац. — Молодец, ты справился! — Теперь расскажи по-русски, что ты узнал? — Отлично! — Попробуй сказать то же самое английскими словами. — Какие слова ты не знаешь? Давай найдём их в словаре… — У тебя получилось!»
Так, постепенно, с помощью поддержки и похвалы мы формируем у ребёнка опыт успешного преодоления трудностей. Это длительная работа, требующая терпения от родителей и педагога, но результат того стоит!
Читайте также: Как повысить самооценку ребёнку? Признаки низкой самооценки.
Привычка получать легкодоступную информацию и развлечения
Современные дети очень рано получают доступ к технологиям. Замученные родители вручают детям гаджеты, чтобы получить хотя бы пять минут тишины. Постепенно практика входит в привычку, и родителям и детям это становится удобным. Быстрые картинки, лёгкие победы — всё это приятно для детского мозга. А вот сидеть и думать, искать мотивацию внутри себя — это сложно и малоинтересно, особенно когда рядом есть игрушка, которая всё время дарит тебе бонусы и какие-то штуки за три нажатия кнопки.
Что делать?
В идеале оттягивать момент, когда ребёнок познакомиться с гаджетами. Но сегодня это почти нереально. Однако культуру использования техники родители вполне могут привить ребёнку в любом возрасте.
Ограничьте время, проводимое в гаджете, с помощью сервиса Kids360. Установите расписание использования игр и приложений — например, только после учёбы и не дольше, чем за час до сна.
⠀
А лучше выберите для школы устройство с ограниченными функциями — GPS-часы Pingo. На уроке телефон ребёнку не нужен, а с помощью часов и приложения «Где мои дети» вы сможете оставаться со школьником на связи.
Играйте с детьми в настольные игры — игры с живыми людьми в реальности требуют большего сосредоточения, умения принимать поражение и корректно радоваться победам.
Устраивайте семейный детокс от гаджетов. Часто родителям кажется, что скучающего ребёнка надо срочно развлечь, увлечь, занять. Не надо. Скука заставляет нас шевелиться, искать занятие, подходить к своей жизни творчески. Если скука затянулась, предложите интересное занятие, но не связанное с гаджетами.
Посещайте научные выставки и шоу — это поможет развить интерес к наукам и изучению мира в его многообразии.
Психологический дискомфорт
Иногда мы путаем скуку с дискомфортом. Если ребёнок тратит энергию на поддержание своего психологического состояния в норме, он не может спокойно учиться. Как правило, здесь речь идёт о травле со стороны учеников и/или учителя.
Что делать?
Поговорите с ребёнком и узнайте, что происходит. Обратите внимание на другие сигналы: нежелание идти в школу, испорченные вещи, оскорбительные сообщения в соцсетях в адрес вашего ребёнка. Это повод обратиться к учителю или школьной администрации за помощью.
Если совместная работа по устранению буллинга не приведёт к успеху, стоит задуматься о смене школы. Но прежде чем идти в новое образовательное учреждение, лучше обратиться к психологу, чтобы убрать негативный эффект от буллинга и не создать аналогичную ситуацию в новой школе.
Если ваш ребёнок столкнулся с буллингом, обязательно прочитайте этот материал. И установите приложение «Где мои дети», чтобы точно знать, что происходит, пока вас нет рядом.
Скучная или неподходящая для ребёнка подача информации
Современная школа испытывает мощный дефицит кадров. Всё больше активных, классных, молодых учителей покидают школы. Пожилые учителя тоже не вечны… В школах остаётся всё меньше хороших педагогов.
От непомерной нагрузки даже самый жизнерадостный и харизматичный учитель может перегореть. К сожалению, порой администрация вынуждена брать хоть кого-то на ставку учителя и удерживать всех, кто готов остаться. В педвузы стоят очереди из студентов, но в школы они практически не приходят. Поэтому качество преподавания сильно хромает. И детям бывает действительно неинтересно слушать, как учитель преподает тот или иной предмет.
Что делать?
Если такой «скучный» предмет только один — не беда, ищите педагога на стороне. Это могут быть ролики в интернете, репетитор, знакомые энтузиасты, готовые рассказать вашему ребёнку про этот предмет вкусно и сочно.
Если же весь педсостав оставляет желать лучшего, ищите новую школу. Бывает и так, что сам темп и форма подачи информации ребёнку не подходят. Тогда есть возможность перейти на другой формат обучения — дистанционное или семейное.
Негативное отношение к школе, отсутствие мотивации
Бывает так, что ребёнок ненавидит школу саму по себе. Иногда это связано с тем, что у него нет в классе друзей или он не чувствует себя успешным. Но случается, что это никак не связано с самим ребёнком. Часто родители громко говорят, как отвратительно в школе, что учителя «такие себе», сами они школу терпеть не могли, и вообще это «каторга». Иногда этого мнения придерживаются близкие друзья ребёнка: «Школа — отстой!» Конечно, ребёнок не захочет сидеть за партой и внимательно слушать учителя, ведь это «зашквар».
Что делать?
Избегать дома обсуждения школы в негативном ключе. Вспомните, что хорошего было в вашем опыте. Старайтесь найти позитив. Поговорите с ребёнком с помощью открытых вопросов на тему — зачем нужна школа, что она даёт?
Не надо спорить с ребёнком и выступать оппозицией — через принятие его точки зрения ищем позитивный выход из ситуации. Если негативное мнение к школе идёт от круга общения ребёнка, так же с помощью вопросов подводим ребёнка к мысли, что не друзья определяют, что ему нужно и интересно, а что нет, а только он сам.
Читайте также: «Не хочу в школу!» Что делать родителям, когда ребёнок отказывается идти в школу?
Если дети скучают на уроке: советы для педагогов
Современные методички пестрят всевозможными советами, как разнообразить уроки, сделать яркие обучающие пособия и привлечь внимание учеников. Советы, безусловно, полезные, но не стоит забывать, что самое важное — это личность учителя. Если учитель вдохновлён своим предметом и процессом обучения, если он не боится пошутить, поддержать ребёнка, проявить и жёсткость, и мягкость — его будут слушать.
Если скучает весь класс, то тут вопрос к методике преподавания. Возможно, нужно продумать и выстроить урок таким образом, чтобы заинтересовать ребят. Но если скучают один-два ученика, то надо искать причину в этих детях и помогать им точечно, привлекая родителей и школьного психолога.
Несколько практических советов для педагогов:
- Разнообразие методов обучения позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка. Экспериментируйте с интерактивными занятиями, групповыми проектами и творческими заданиями.
- Добавьте элементы игры в учебный процесс. Это могут быть образовательные игры, викторины или соревнования, которые сделают уроки увлекательные.
- Связывайте учёбу с реальными жизненными ситуациями. Практические задания помогут детям увидеть реальную пользу получаемых знаний.
- Привлекайте современные технологии для создания интерактивных презентаций, видеоматериалов и визуализации учебного материала.
- Дайте детям возможность проявить своё творчество. Организуйте творческие проекты и мероприятия, стимулирующие фантазию.
Как заинтересовать ребёнка учёбой?
Мотивация бывает внутренняя и внешняя, позитивная и негативная. Самый плохой вариант — это внешняя негативная мотивация по типу «не будешь учиться — накажу!». Она учит ребёнка обманывать, избегать и выкручиваться. Внутренняя негативная также приводит скорее к попытке избежать неудачи, чтобы не чувствовать себя плохим. Поэтому при формировании интереса к учёбе лучше ориентироваться на позитивную внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация для родителей самая простая. Пример: «закончишь четверть без троек — получишь велосипед!». Она работает достаточно эффективно, но в ней таится опасность. Ставки должны всё время повышаться. Это, как правило, заканчивается скандалом: «Ты требуешь слишком много!» — «А вы же обещали!»
Внутренняя позитивная мотивация хороша тем, что ребёнок сам хочет учиться. Чтобы сформировать такую мотивацию, нужно приложить усилия. Но и действие у неё самое эффективное и безопасное:
- Создайте рабочую атмосферу. Учиться должно быть физически комфортно (ребёнок сытый, отдохнувший, у него есть удобное оборудованное место).
- Используйте конструктивную критику и правильную похвалу. Мы сравниваем ребёнка с ним самим более раннего возраста, подчёркивая, чего он добился. Чаще хвалим его за конкретные достижения, а не в целом личность. Спрашиваем про его ощущения во время процесса и результата: «Наверное, сложно было решить эту задачу, как ты себя чувствовал? А что почувствовал, когда получилось решить?»
- Поддерживайте увлечения ребёнка. Иногда кажется, что ребёнок увлекается чем-то незначительным, странным. Например, мальчик просится на бисероплетение, а девочка хочет посещать кружок оригами. В жизни вероятнее всего это не пригодится, но опыт созидания, преодоления трудностей, навыки обучения помогут в обучении «серьёзным предметам». Поэтому, что бы ни выбрал ребёнок, поддержите его стремление к развитию.
- Будьте позитивным примером. Покажите ребёнку, что учёба — это классно! Учитесь сами, развивайтесь. Познакомьте детей с увлечёнными людьми, покажите сверстников, которые изучают разные науки (проще всего найти кружок по интересам). Поверьте, если «залипать» в гаджетах в семье не принято, то ребёнок скорее присоединится к вам, а не к телевизору.
Чтобы понять, почему вашему ребёнку скучно в школе, нужно сесть и поговорить с ним. Без наездов и обвинений, без указаний «тебе должно нравиться». Мотивация — это внутреннее ощущение: оно либо есть, либо его нет. Только поняв причину отсутствия интереса, вы сможете совместно с ребёнком разработать стратегию улучшения ситуации в школе!
Источник фото обложки: AlisherIrismetov/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик