Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Интервью с психологом

Особенности младших школьников: о чём стоит знать каждому родителю?

Младший школьный возраст — это особый период, во время которого ребёнок претерпевает значительные изменения: начиная физиологией и заканчивая психическими процессами. Немаловажной особенностью как для ребёнка, так и для всей семьи становится новый этап — школьная жизнь.

Давайте попробуем разобраться, как проявляются особенности развития младших школьников, к чему они ведут и как действовать нам, взрослым, для того чтобы помочь, а не усложнять жизнь в данный возрастной период.

Содержание:

Младший школьный возраст — что это значит в психологии?

развития младшего школьника

Daniel Jedzura/Shutterstock.com

«Вершина детства» — так именуют в психологии младший школьный возраст, начало которого приходится на 6-7 лет, а завершение — на 10-11.

Мы всё ещё видим, что ребёнок смотрит на взрослых снизу вверх, сохраняя свою наивность, легкомыслие и другие детские качества. Но это уже не тот малыш, который был недавно. Он приобретает новый статус школьника, новую ведущую деятельность. Социальные границы расширяются.

Изменения происходят не только во внешности, они затрагивают мышление, интересы и образ жизни в целом. Этот период насыщен умственными и физическими нагрузками, возрастным кризисом и новым взглядом ребёнка на других и себя самого.

Обо всём этом по порядку.

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста

В этом возрасте продолжается рост ребёнка: претерпевают изменения рост, масса, а также пропорции тела. Кроме того, совершенствуется работа нервной системы и головного мозга.

Скелет и мышечный аппарат

младшие школьники

FamVeld/Shutterstock.com

Происходит интенсивное развитие и окостенение позвоночника, конечностей, тазовых костей и т. д. Если в этот возрастной период на ребёнка возлагаются чрезмерные нагрузки (длительная и утомительная физическая работа, долгое статичное положение тела при выполнении каких-либо заданий, неправильное положение тела за партой), то это может привести к серьёзным патологиям. Искривление позвоночника, проблемы с грудной клеткой — распространённые проблемы, с которыми сталкиваются врачи при осмотрах младших школьников.

В этом возрасте дети чрезвычайно гибки за счёт отличной растяжимости мышечного аппарата. А вот мышечный корсет ещё недостаточно прочный. В том числе из-за этого организму младшего школьника очень сложно поддерживать и сохранять нормальное расположение костей. Это может привести к плоскостопию, развитию ассиметричностей конечностей или самого тела.

Начинающему школьнику приходится не только сидеть за партой в школе, а потом за письменным столом дома, но и ежедневно носить тяжёлый портфель. По этой причине особого внимания от родителей требует осанка ребёнка и её правильное формирование.

Происходит быстрый рост двигательного аппарата, мускулатуры и мышечной силы. В связи с этим мы наблюдаем высокий уровень подвижности младших школьников. «Вечные моторчики» в малый промежуток времени могут побегать, попрыгать, проползти, залезть куда угодно и слезть обратно — и всё это с невероятной скоростью.

Есть ещё одна особенность данного возраста: скорость роста тела отстаёт от скорости роста конечностей, а масса не успевает за скоростью длины тела. Поэтому родители младших школьников могут наблюдать некие диспропорции, что может приводить к неуклюжести. Это нормально в данный возрастной период, но не следует забывать о профилактических осмотрах у докторов — ортопедов и хирургов.

Читайте больше в статье Развитие ребёнка по возрасту: главные показатели роста и веса в таблицах.

Головной мозг и нервная система

активность младших школьников

fizkes/Shutterstock.com

Физиологи утверждают, что к семи годам становится достаточно зрелой кора головного мозга. Но наиболее важные отделы головного мозга ещё находятся в развитии. К примеру, лобные отделы заканчивают формирование не ранее 12 лет. Это означает, что ребёнок только начинает учиться рассуждать, решать поставленные задачи, что-то планировать, регулировать и контролировать своё поведение.

Нервная система неустойчива: нервное возбуждение и торможение пока не могут достигнуть состояния баланса.

Для детей младшего школьного возраста характерны: быстрая утомляемость, невозможность лёгкого переключения с одной деятельности на другую; они не могут долго выполнять монотонную работу, часто отвлекаются, торопятся и бывают неаккуратными и т. д.

Психология младшего школьника

деятельность младших школьников

Photographee.eu/Shutterstock.com

Младший школьный возраст — не просто сложный период для ребёнка, он во многом определяющий. В это время происходит множество изменений, которые влияют на развитие ребёнка и формирование его как личности:

  • важный возрастной кризис;
  • новая ведущая деятельность;
  • общение выходит на новый уровень;
  • мыслительные процессы приводят к логическим умозаключениям;
  • формируются причинно-следственные связи и внутренний план действий;
  • складываются основные черты характера.

Ребёнок учится рефлексировать: оценивать себя исходя из тех норм и правил, которые его окружают.

Основные виды деятельности в этом возрасте

социальное развитие младших школьников

MORTAZZA/Shutterstock.com

Учебная деятельность

У детей младшего школьного возраста основной деятельностью становится учебная. Она приобретает статус ведущей. Это происходит ровно тогда, когда ребёнок обретает внутреннюю «позицию школьника». Это понятие включает в себя две потребности, которые у ребёнка будут сформированы в этот возрастной период:

  • потребность в познании (стремлении к новым знаниям);
  • новый уровень потребности общения со взрослыми.

Учебная деятельность будет развиваться всю школьную жизнь, но в самые первые годы закладывается её основа. Она не только становится ведущей, но и оказывает влияние на другие виды: игровую, трудовую деятельности и общение.

Игровая деятельность

Игра занимает второе место после учёбы, но её значение всё ещё неоспоримо. В этот возрастной период акцент смещается с процесса на результат. Ребёнку становится важным выигрывать.

Важно, чтобы младший школьник имел доступ к различным развивающим играм и находил время для этих занятий.

Общение

чтение младшего школьника

Hryshchyshen Serhii/Shutterstock.com

Общение способствует обмену информацией и оказывает значительное влияние на развитие коммуникативной структуры интеллекта. Благодаря общению, ребёнок учится лучше понимать других людей, оценивать.

  1. Общение младшего школьника со взрослыми

В этот возрастной период особое значение для развития ребёнка имеет общение со взрослыми. Особенно важны отношения с родителями. Но наравне с родителем авторитет приобретает и учитель.

Иногда от младших школьников можно услышать фразу: «А вот Мария Алексеевна сказала…» Слова учителя невероятно важны для ребёнка — они не подвергаются критике, оценке и почти всегда определяющие. В том числе от его мнения, в совокупности с отметками, зависит самооценка ребёнка.

В глазах ребёнка ролевая позиция учителя включает в себя много составляющих: это человек, который регулирует жизнь в коллективе, который точно знает что хорошо, а что — плохо, что можно, а что — нельзя; это сама школа в одном лице, с её нормами и правилами; это человек, которого велели слушаться самые близкие люди — родители.

Только в четвёртом классе запустится процесс перехода значимости общения от родителя и учителя к ровеснику.

  1. Общение со сверстниками

Внутри детского коллектива начинают устанавливаться новые для ребёнка связи, формируются отношения детей к друг другу. Дружба младших школьников чаще всего продиктована одинаковыми жизненными обстоятельствами и интересами. К примеру, дети примерно одного возраста, живущие по соседству, вместе гуляют и дружат, или ребята вместе посещают футбольную секцию или художественную школу, что служит основой их приятельских и дружеских отношений.

Кроме того, дружба базируется на оценке детьми друг друга. К примеру, в классе дети выстраивают отношения через ведущую деятельность — учебную. Они видят в другом то, что им самим нравится — хорошо читает, рисует или быстро бегает — выделяют для себя этого человека и стремятся к общению с ним. И также избегают общения с детьми, которые, по их мнению, делают что-то не так: разговаривают на уроке, кричат на перемене или, наоборот, не бегают на перемене и сидят тихонько.

Характер дружбы впоследствии изменится.

Трудовая деятельность

Является относительно новой для младшего школьника.

Дети этого возраста с большим воодушевлением включаются в работу любого характера, связанную с трудовой деятельностью. Но их желание не всегда равно их возможностям. По этой причине мы видим, как быстро младшие школьники охладевают к какому-то занятию и с каким воодушевлением уже готовы приступить к следующему занятию. Труд младшего школьника должен быть разнообразным и обязательно интересным.

Благодаря трудовой деятельности развивается самостоятельность, и ребёнок учится решать различные креативные задачи. Кроме того, происходит формирование различных навыков, которые успешно развиваются.

Тип мышления младших школьников

обучение младших школьников

Veja/Shutterstock.com

К 6-7 годам завершается процесс перехода от наглядно-образного мышления к интенсивно развивающемуся словесно-логическому. Наглядность и образы продолжают иметь большое значение, но постепенно уступают место логике.

Словесно-логическое мышление — это тип мышления, при котором человек может выразить в образе известное ему понятие. Например, невозможно представить какое-то чувство, как конкретный объект — почувствовать его запах или вкус, — но мы всё равно понимаем, что это.

Обучение в школе способствует тому, что именно словесно-логическое мышление получает преимущество в развитии. Первые пару лет детям предлагают работу с наглядностью, но уже в последующие годы на занятиях её становится всё меньше и меньше.

В период младшего школьного возраста ребёнок начинает верно рассуждать с логической точки зрения, но пока с упором на наглядность. Примерно с 8 лет он уже способен к доказательству и соотнесению различных точек зрения.

По мере того как ребёнок станет овладевать учебной деятельностью, запустится процесс формирования научных понятий. Но для того чтобы их усвоить, дети данной возрастной категории должны иметь развитые житейские понятия.

Житейские понятия формируются у ребёнка через личный опыт, взаимодействие со взрослыми. Они носят зачастую неточную формулировку, ограниченную малым количеством информации.

Система научных понятий ребёнка позволяет нам говорить о том, что в период младшего школьного возраста развивается и теоретическое мышление. По другому его ещё называют понятийным. Теоретическое мышление основывается на наших догадках, умозаключениях.

В младшем школьном возрасте мышление становится доминирующим среди всех психических функций. И непосредственно от его развития зависит развитие других функций: восприятия, памяти, внимания.

Восприятие

ребенок младший школьник

Studio Romantic/Shutterstock.com

Восприятие у детей младшего школьного возраста недостаточно дифференцировано. Это означает, что ребёнку сложно различать буквы и цифры, которые пишутся похоже.

При рассмотрении предметов ребёнок, как и в дошкольном детстве, продолжает называть самые яркие свойства. Но постепенно восприятие трансформируется и переходит на новый уровень: к концу младшего школьного возраста ребёнок в состоянии устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Он не просто перечисляет и описывает увиденное, а уже и логически объясняет.

Память

У младшего школьника память развивается в нескольких направлениях.

Дети в этом возрасте непроизвольно запоминают тот материал, который получил у них наибольший эмоциональный отклик. Но в то же время они могут запоминать и материал, который им неинтересен.

Кроме того, у младших школьников хорошая механическая память. Они могут легко дословно воспроизвести текст. В дальнейшем это приводит к немалым трудностям, так как тексты становятся гораздо больше и сложнее по смыслу, и этот принцип перестаёт работать.

Внимание

Произвольное внимание у детей данной возрастной категории довольно слабое. Если работа неинтересна, монотонна или длительна, то они быстро устают и начинают отвлекаться.

А вот непроизвольное внимание развито гораздо лучше. Младшеклассники с лёгкостью запоминают то, что имело для них эмоциональный окрас, было интересным, ярким и неожиданным. Такую информацию они запоминают легко и непринужденно.

Навыки младшего школьника

игры для младших школьников

Maria Sbytova/Shutterstock.com

В этом возрасте дети активно осваивают знания, умения и социальные навыки:

  1. Коммуникация и речь. важное звено в развитии младших школьников — это умение ясно и чётко выражать свои мысли. В школе дети учатся не только читать и писать, но и активно общаться друг с другом и взрослыми.
  2. Чтение. От него будут зависеть успехи во всех остальных дисциплинах. Если ребёнок умеет быстро читать и легко овладевать прочитанной информацией, он сможет быстрее, а главное, качественнее выполнить любые предложенные ему задания. Здесь задача родителей — постараться привлечь ребёнка к книге: читайте сами, и пусть ребёнок это видит; читайте ребёнку на ночь; покупайте интересные книги для ребёнка, поощряйте любое чтение (комиксы, журналы).
  3. Социальные навыки. Дети начинают осознавать свою роль в коллективе. Они учатся сотрудничать, делиться, помогать одноклассникам. Это важный этап формирования их социальной компетентности.
  4. Самостоятельность. Младшие школьники начинают более самостоятельно справляться с повседневными задачами, такими как личная гигиена, подготовка учебных материалов и др.
  5. Учебные навыки. В этом возрасте ребёнок осваивает основы учебной деятельности: умение слушать, концентрироваться, запоминать информацию, решать элементарные задачи.
  6. Творческие способности. Важно развивать творческое мышление ребёнка. Он учится рисовать, конструировать, находить нестандартные решения задач.
  7. Физическая активность. Спорт и физическая активность важны для развития координации, силы и выносливости.
  8. Эмоциональное развитие. Ребёнок учится управлять своими эмоциями, понимать и выражать свои чувства, а также уважительно относиться к эмоциям других.

Проблемы младших школьников

проблемы младшие школьники

stockfour/Shutterstock.com

Современные родители младших школьников могут столкнуться с рядом трудностей. Попробуем назвать основные из них.

Неготовность к школе

Эта проблема касается первоклассников. Родители, которые не учли психологические или физиологические возможности ребёнка, могут столкнуться с тем, что буквально через пару месяцев их школьник станет отказываться ходить в школу, у него пропадёт интерес, испортится поведение и т. д.

Если вы столкнулись с такой проблемой, рекомендуем почитать:

  1. Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
  2. Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению?

«Переготовность» к школе

Обратная сторона — ребёнка «передержали» дома или в саду и ему скучно и неинтересно на уроках. В этом случае поможет индивидуальный подход учителя, например, более сложные задания, занятия в секциях и обучение с родителями дома.

Специфическое потребление информации

речь младших школьников

Gorodenkoff/Shutterstock.com

Это относительно новая проблема, с которой всё чаще сталкиваются педагоги. Такие дети привыкли получать информацию через экран ноутбука или планшета: быстро, ярко, интересно, с частой сменой картинок. Слушать учителя для них часто невыполнимая задача. Эту проблему можно решить, но это будет непростой путь ограничения экранного времени.

Отсутствие самостоятельности в обучении

Часто школьные программы строятся таким образом, что неотвратимо затягивают в учебный процесс родителей. И противится этому бывает достаточно сложно. Как итог — ребёнок не способен к самостоятельному выполнению домашних заданий, он не понимает, что это возможно.

Иногда это случается даже у выпускников начальной школы. Задача родителей — не учиться за ребёнка, а помогать ему организовать процесс выполнения домашних заданий.

Чрезмерная нагрузка

развитие речи младших школьников

fizkes/Shutterstock.com

Часто родителям очень важно помимо школы записать ребёнка на ряд кружков и секций. Ни к чему хорошему, как правило, это не приводит. Переутомляемость, раздражительность и плохие отметки — таков итог сильной загруженности младшего школьника.

Важно не перегружать ребёнка и иметь запас времени не только для прогулок, но и для того, чтобы ребёнок мог заниматься «дуракавалянием» и не делать ничего.

Читайте также Сколько кружков нужно ребёнку? Рассчитываем нагрузку и подбираем секцию.

Тревожность

Большие перемены в жизни ребёнка дошкольного возраста — новый статус школьника, адаптация к школьной жизни, нагрузка учебной и внеучебной деятельности — способствуют развитию тревожности. Важно, чтобы в этот период в семье царила атмосфера покоя и доверия, родители должны быть рядом, помогать и поддерживать.

Тревожность развивается и у родителей, когда ребёнок начинает ходить в школу — ведь теперь малыш будет больше времени проводить без их присмотра. Чтобы снизить тревожность за его безопасность и здоровье, и не превратиться в гиперопекающего родителя, купите ребёнку GPS-часы или установите приложение детской безопасности «Где мои дети»!

Кризис семи лет

fizkes/Shutterstock.com

Из самого названия кризиса несложно догадаться, что появляется он в жизни семилетнего ребёнка. Но границы кризиса могут быть сдвинуты как в одну сторону — к шести, а иногда даже пяти годам, так и в другую — к восьми годам.

По мнению известного отечественного психолога Божович Л. И., в период данного кризиса происходит рождение социального «Я» ребёнка. Именно в этот момент он осознаёт своё место в этом огромном мире различных общественных отношений.

Одним из ярких признаков данного кризиса является непреодолимое желание ребёнка подражать взрослому. Мы видим кривляние, ребёнок начинает манерничать. Он страстно хочет внимания, при этом пытается регулировать своё поведение, но у него не всегда это получается.

Кроме того, уходит непосредственность: ребёнок становится не таким «понятным» для окружающих. Между желанием и самим действием появляется переживание — что ждёт его после этого действия?!

В момент кризиса у младшего школьника происходит переоценка ценностей. То, что раньше было значимо, потеряло свою актуальность. На смену старым ценностям приходят новые. Игра ушла на второй план, а учебная деятельность заняла лидирующие позиции.

Подробнее про кризис читайте в статье «Мама, я уже взрослый»: как у детей проявляется кризис 7 лет?

Особенности обучения младшеклассников

Smile19/Shutterstock.com

Современная начальная школа старается удовлетворить потребности ребёнка в знаниях. Для этого она использует различные формы и методы, которые несут не только познавательную функцию, но и просто интересны для детей данного возраста.

Постепенно вводятся домашние задания. Помимо закрепления знаний, которые даются на уроке, на них возложена функция по развитию ответственности ребёнка и самоконтроля.

Как мы уже говорили, ведущая деятельность переходит с игровой на учебную. И важно в этот период поддержать ребёнка, а не указывать на его недочёты и ошибки. В связи с этим школа в первый год обучения чаще всего отказывается от отметок. Это сделано для того, чтобы не сформировать у младшего школьника негативной установки к учебной деятельности.

О результатах учебной деятельности в некоторых школах учителя сообщают в устной форме, другие — используют смайлики или наклейки.

Педагогом проводится диагностика знаний обучающихся, целью которой является выстраивание дальнейшего пути обучения. Благодаря ей он понимает, эффективны ли те методы и средства обучения, которые он использует, и в каком направлении ему двигаться в дальнейшем.

Режим дня младшего школьника

родители младших школьников

Just dance/Shutterstock.com

Для младшего школьника чрезвычайно важную роль играет режим. Он помогает справиться с нагрузкой — как физической, так и эмоциональной. Благодаря чёткому чередованию дел ребёнок будет меньше уставать, дольше оставаться бодрым и в хорошем расположении духа.

Сон

Между качеством и количеством сна и работоспособностью младшего школьника есть прямая зависимость. Если ребёнок не высыпается, то у него ухудшается память, он не способен сконцентрироваться, становится чрезмерно эмоциональным.

Для данного возраста Роспотребнадзор рекомендует отводить на сон от 10 до 10,5 часов.

Ложиться необходимо в одно и то же время: лучше всего в 21–22 часа. Не стоит пренебрегать режимом и в выходные дни. А вот утром выходного дня поспать можно чуть подольше.

Высыпается ли ваш ребёнок? Нормы сна и бодрствования для детей всех возрастов.

Отлично работают ритуалы, настраивающие на отдых: неторопливая прогулка, расслабляющая ванна, чай на травах, чтение сказки.

Не менее чем за два часа до сна, следует отказаться от видов деятельности, несущих чрезмерный эмоциональный отклик: просмотр видеороликов, переписка в мессенджерах, шумные и подвижные игры.

Используйте приложение Kids360 для контроля за использованием гаджетов. Установите лимиты и ограничение и составьте расписание, которое пойдёт на пользу вашему ребёнку (например, что играть в телефон нельзя за час до сна).

Питание

Привычки правильного питания закладываются с детства — от того, как питается ваш ребёнок, зависит не только его здоровье в будущем. Помните, что, как и с поведением, и другими привычками, ребёнок считывает информацию с родителей — его сложно будет убедить съесть суп вместо чипсов, если родители сами не прочь побаловаться снеками.

Питаться младшему школьнику желательно в одно и то же время. Причём это должно происходить не на бегу, а в спокойной обстановке. Идеальный вариант — это 4 или 5 приёмов пищи с примерно четырёхчасовыми перерывами.

Конечно, в рационе ребёнка стоит избегать фастфуда, газировки, жареных, копченых и острых блюд.

Учёба и отдых

ценности младшего школьника

Pressmaster/Shutterstock.com

Современные родители стремятся составить для ребёнка плотный график: музыка, танцы, спорт, рисование, робототехника и языки. Хочется «объять необъятное», ведь в каждом направлении свои плюсы и перспективы. Но нагружая ребёнка так сильно, родители не понимают, что в конечном итоге он просто не захочет посещать любые занятия.

В этом возрасте очень важно правильно чередовать учёбу и отдых, не забывая о времени двигательной активности.

Ранее упомянутый Роспотребнадзор рекомендует не более 1,5 часов отводить на домашние задания во втором-третьем классе и не более 2 — в четвертом. А для подвижных игр и прогулок желательно запланировать не менее 3–3,5 часов.

Ранее от разных специалистов мы слышали пожелания о введении ограничения времени на компьютеры, планшеты и другие гаджеты. Но в настоящее время, когда используется дистанционное обучение, электронные дневники и прочие технические новаторства в обучении для родителей это стало сложной задачей. Остаётся лишь ввести лимит времени на онлайн-игры, мессенджеры и другие ресурсы, которые не только отвлекают ребёнка от учёбы, но и несут угрозу его здоровью.

Зависим ли ваш ребёнок от гаджетов? Пройдите тест от психолога и узнайте!

Организовывая режим учёбы и отдыха, родителям необходимо учитывать внешкольные занятия, физиологические особенности и интересы ребёнка. Но есть общие рекомендации, от которых стоит отталкиваться.

  1. После того как ребёнок пришёл из школы и пообедал, ему нужно время на отдых. Идеально, если это время будет занимать дневной сон (1–1,5).
  2. На выполнение домашнего задания лучше отвести время с 15 до 17 часов. Период считается благоприятным для усвоения новых знаний и создания новых нейронных связей.
  3. Начинать лучше с письменных заданий, но желательно потом их чередовать с устными.

При любой плотности графика младшему школьнику необходимо около 2 часов для свободного времяпрепровождения, когда он сам выбирает для себя занятия или для «ничегонеделанья».

Домашние задания — раздражитель для родителей

Многие родители подразумевают под фразой «сделать уроки с ребёнком» следующие действия: сесть рядом, комментировать каждое действие, держать под контролем процесс. Нередко к этому присоединяется повышенный тон, крики, обвинения, критика. К сожалению, к помощи ребёнку это не имеет никакого отношения.

Главная помощь для младшего школьника — это помощь в самоорганизации. Помогите ему подготовить рабочий стол, обсудить время, отведённое на выполнение домашних заданий, расставить приоритеты.

На первых порах родителям также стоит проверять домашние задания. Длиться это будет до тех пор, пока мама не поймёт, что уже готова переложить ответственность за выполнение заданий на ребёнка. Но не стоит с этим сильно затягивать. И конечно, если ребёнок сам попросил о помощи, однозначно стоит помочь.

Отношения младших школьников с родителями

воспитание младше школьников

fizkes/Shutterstock.com

Воспитание младших школьников

Самым важным местом, где происходит воспитание и развитие ребёнка, конечно же, является семья. В семье происходит закладка фундамента личности, которая к школьному возрасту сформирована практически наполовину.

Главная задача родителей при воспитании ребёнка — это создание атмосферы любви, поддержки, принятия, нежности, заботы. Если ребёнок растёт в семье, где нет особых поводов тревоги, завышенных требований, исключено физическое или эмоциональное насилие, то он и развивается гармонично.

Не стоит пускать процесс воспитания на самотёк, но и ставить во главу угла только воспитание ребёнка не надо. Оба пути приведут только к негативным последствиям. Родитель может развиваться в профессиональном плане, иметь хобби, встречаться с друзьями, но параллельно быть отличным мамой или папой. Самое сложное в воспитании — это найти устойчивый баланс и не бросаться в крайности.

И самое важное — помнить, что ребёнок будет очень похож на вас, поэтому если у вас есть желание воспитать те или иные качества, начинайте с себя. Чаще всего от родителей ребёнок перенимает как доброжелательность, уважение, заботу, так и агрессию, грубость или злость.

Рекомендации для родителей

развитие младших школьников упражнения

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

  1. Постарайтесь, чтобы утро было спокойным для ребёнка. Пусть первым, что он увидит, открыв глаза, будет ваша улыбка. Пусть пробуждение будет «не срочным», а максимально мягким.
  2. Спланируйте утро так, чтобы вам не приходилось подгонять школьника. Постарайтесь его не дёргать, не припоминайте ваши предупреждения, уберите из общения фразы «А я ведь тебе говорила!».
  3. «Веди себя прилично!», «Помни, я запрещаю баловаться!», «Надеюсь, сегодня учитель не сообщит мне, что ты опять себя плохо вёл» — подобные наставления перед учебным днём не лучшая идея. У ребёнка впереди сложный день и ему нужна ваша поддержка. Скажите пару ласковых слов, пожелайте удачи, подбодрите — это лучшее, что вы можете сделать при расставании.
  4. При встрече после учёбы тоже будьте спокойны: не давите разными вопросами, а дайте время для того, чтобы прийти в себя. Вспомните своё самочувствие после трудного дня и общения с большим количеством людей.
  5. Если же видите, что ребёнка «распирает» от эмоций, позвольте ему выговориться. «Как только приготовлю ужин, поговорим!» — неверная позиция. Выслушайте ребёнка здесь и сейчас. Иначе в следующий раз он, возможно, к вам уже не подойдёт и не станет делиться важными для него эмоциями.
  6. Старайтесь ежедневно разговаривать с ребёнком на тему школы. Но это не должны быть дежурные вопросы из ряда «Ну как у тебя дела?», «Какие оценки?» и т. д. Спрашивайте о том, как он себя сегодня чувствовал, какое было настроение, что понравилось и т. д. Таким образом вы будете транслировать эмоциональную поддержку.
  7. Если понимаете, что ребёнок расстроен, выдержите паузу. Дайте возможность ему самому собраться и поделиться своими мыслями и чувствами.
  8. Старайтесь соблюдать режим.
  9. Не учите уроки вместо ребёнка. Помните, что вы уже закончили школу и теперь пришло его время учиться.
  10. Замечайте любые, даже маленькие на первый взгляд успехи. Подбадривайте, хвалите, если видите даже минимальный прогресс.
  11. Если школьник столкнулся с неудачей в учебном процессе, не стоит паниковать. Покажите, что ничего страшного не произошло, что всё решаемо, если приложить усилия. Попробуйте разобраться вместе.

    Fizkes/Shutterstock.com

  12. Ни в коем случае не используйте запугивание! Это путь в никуда. Когда взрослый человек испытывает страх, он не способен обучаться. Что уж говорить о ребёнке.
  13. Поддерживайте любопытство. Старайтесь отвечать на вопросы любого характера честно, учитывая возраст.
  14. Читайте вслух. Обсуждайте то, что прочитали или увидели. Рассказывайте сами и давайте возможность высказаться ребёнку.
  15. Не говорите плохо о школе или учителях в присутствии ребёнка, ведь таким образом вы формируете негативную установку к школьному обучению.
  16. Не отмахиваясь от жалоб ребёнка на усталость, неважное самочувствие, головную боль. Это звоночки, которые не стоит пропускать. Возможно, ребёнок переутомился или у него наметились какие-то проблемы.
  17. Не лишайте младшего школьника чтения на ночь или вечерних «обнимашек». Даже если кажется, что ребёнок уже взрослый и вы переросли этот этап, не стоит им пренебрегать. Этот способ снимает напряжение и помогает ребёнку спокойно уснуть.
  18. Гуляйте при любой возможности, вместе совершайте открытия. Не скупитесь на положительные эмоции, будьте «живыми» родителями.
  19. Если вы плохо себя чувствуете, расстроены, рассержены или злитесь — честно говорите об этом. Не делайте каменное лицо, отмахиваясь фразой: «Да всё нормально!». Скажите, что вам грустно из-за того, что неприятности на работе, или о том, что устали, или злитесь.
  20. Не сравнивайте ребёнка с другими ни в чём! Это относится к учебному процессу в особенности.
  21. Принимайте ребёнка любым! Принимайте ребёнка таким, какой он есть!
  22. Постарайтесь не просто слушать, но и попробуйте слышать.
  23. Обнимайте как можно чаще, говорите слова любви, наслаждайтесь вашим общением. И помните, что совсем скоро будущий подросток, возможно, будет не так тактильно настроен, как младший школьник.

Младший школьный возраст — это база для дальнейшего развития ребёнка. Главная задача родителей в этот период состоит в создании комфортной и спокойной обстановки дома, где ребёнок может расслабиться после учебного дня. Будьте рядом, поддерживайте, любите и уважайте своего ребёнка!

Источник фото обложки: FamVeld/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 30

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone