Развитие и уход за ребёнком в 10 месяцев
Родители повзрослевшего 10-месячного малыша искренне радуются достижениям крохи, и расстраиваются, если, по их мнению, его развитие запаздывает. Чтобы не делать поспешных выводов, важно чётко знать, как проходит развитие ребёнка в 10 месяцев по общепринятым педиатрами нормам. Эта информация поможет понять, когда действительно стоит бить тревогу, и что можно сделать, чтобы помочь малышу добиться больших успехов в познании окружающего мира.
Содержание:
- Физическое развитие ребёнка
- Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев?
- Как понять, что ребёнок отстаёт в развитии и когда стоит бить тревогу?
- Как способствовать развитию малыша: советы родителям
Физическое развитие ребёнка
У каждого малыша – свой темпа развития и взросления, однако в среднем за десятый месяц жизни кроха набирает 450-500 грамм веса и становится выше на 1-1,5 см. Окружности головы и грудной клетки становятся больше на 0,5 см.
Таблица: Показатели нормы веса и роста ребёнка в 10 месяцев
Показатель | Мальчики в 10 месяцев | Девочки в 10 месяцев | Усредненное значение для 10 месяцев |
Вес, кг | 8,2-10,2 | 7,5-9,6 | 8,5-9,2 |
Рост, см | 71-75,6 | 69-73,9 | 71,5-73,3 |
Окружность головы, см | 44,1-46,7 | 42,9-45,6 | 43,2-46,2 |
Физические способности
К концу 10 месяца жизни дети уверенно, без помощи взрослых садятся, могут подниматься, стоять и ходить, держась за опору (мебель, стены). В этом возрасте они легко переворачиваются со спины на живот, быстро ползают, слезают с кровати или дивана и могут добраться до интересующей их игрушки.
Десять месяцев – самое время, чтобы научить малыша ходить. Сначала родители придерживают его при ходьбе под мышками, затем, когда ножки окрепнут – берут за ручки.
Отличия мальчиков и девочек
Обычно к 10 месяцам разница в физических показателях немного стирается, зато различия в поведении девочек и мальчиков становятся заметны невооружённым глазом.
Девочки | Мальчики |
Любят копировать старших, более послушные. | Раньше начинают стремиться к самостоятельности, хотят делать всё сами. |
Больше привязаны к маме, любят внимание. | Предприимчивы, исследуют всё вокруг, несмотря на недовольство старших. |
Более усидчивы, могут много времени провести за монотонным занятием, листая книжки или разбирая пирамидку. | Часто не заканчивают игру из-за своей неусидчивости и нетерпеливости. |
К 10 месяцам девочки часто произносят свои первые слова. | Позже начинают говорить, зато любят залезать на стулья, открывать шкафы, доставать вещи с полок, тянуть все со стола. |
Что должен уметь делать ребёнок в 10 месяцев?
Наблюдается интересная динамика в интеллектуальном, психологическом и эмоциональном развитии, речи детей в 10 месяцев и их социальных навыках.
Что умеет десятимесячный ребёнок?
Главными «достижениями» 10-месячного карапуза можно считать то, что теперь он может сидеть без опоры, быстро ползать, стоять и не спеша ходить, придерживаясь за что-либо. В этом возрасте малыш также умеет:
- занимать себя без постороннего участия до 10-20 минут, играя или рассматривая книгу;
- самостоятельно пить из бутылочки или кружки-непроливайки;
- подниматься по нескольким ступеням, опираясь о руку мамы или папы;
- слезать с низкой кровати;
- ходить, если родитель поддерживает его за ручки;
- двумя руками поднимать игрушки, выбрасывать их из манежа или кроватки;
- играя с игрушками, выполнять простые действия – собирать и разбирать пирамидку, качать куклу, складывать башенку из кубиков;
- осваивает ложку и пытается есть с её помощью;
- перебирать пальчиками мелкие предметы, может сложить их в крупную ёмкость.
Двигательная активность, рефлексы, моторика
10-месячного исследователя сложно удержать на месте, кроха демонстрирует заметные достижения в психомоторном развитии:
- умело и быстро ползает на четвереньках;
- сам садится и сидит с прямой спиной;
- стоит на четвереньках, при этом может тянуться одной рукой вверх;
- стоит у опоры, для ходьбы использует приставной шаг;
- умеет открывать коробки, дверцы шкафов;
- толкает перед собой предметы;
- больше интересуется мелкими деталями, чем крупными, что хорошо сказывается на развитии мелкой моторики рук;
- берёт пальчиками и удерживает небольшие предметы, сможет переложить их из одной ёмкости в другую;
- имеет достаточно развитый щипковый захват большим и указательным пальчиками.
Если кроха занят какими-то мелкими деталями, с него нельзя спускать глаз: ребёнок может засунуть игрушку себе в нос или в рот, а что ещё опаснее – проглотить её.
Интеллектуальное/умственное развитие
10 месяцев – лучший возраст для осваивания крохой азов коммуникации. Он активно изучает язык жестов, показывает пальчиком или ручкой, куда хочет пойти. Многие детки уже умеют здороваться и прощаться, махая ручкой знакомым. Не получая желаемого, ребёнок расстраивается и начинает капризничать.
- Движения и мысли карапуза уже хорошо скоординированы.
- Ребёнок радуется при виде своих друзей, с которыми гуляет на улице или к которым приходит в гости.
- Знает и помнит несколько мультфильмов и песенок, среди которых уже появились любимые.
- Кроха знает, как его зовут, и откликается на свое имя.
- Понимает значения слов «нельзя», «можно», «иди на ручки», «на», «дай» и другие простые фразы, выполняет несложные просьбы.
- Имеет любимую игрушку, отказывается засыпать или гулять без неё.
- Если видит животных на улице, проявляет к ним интерес.
- Знает, для чего предназначены бытовые предметы. Например, на пульте он станет нажимать кнопки, телефон поднесёт к уху, а ложку сразу отправит в рот.
- Подражает мимике взрослых, их жестам.
- Узнает картинки и игрушки, правильно указывает, если взрослый просит что-то или кого-то показать (собачку, мишку).
Психологическая составляющая, эмоции и настроение
10-месячный малыш может полноценно участвовать в общении, он понимает фразы, которые регулярно слышит от взрослых. Реакции ребёнка в этом возрасте вполне эмоционально обоснованы:
- на прогулке малыш испытывает радость и положительные эмоции;
- нервничает или протестует при неприятных ему гигиенических процедурах (стрижка ногтей, чистка ушей);
- если у него что-то не получается, карапуз может злиться и капризничать;
- услышав громкий или неожиданный звук – пугается, может заплакать;
- развивается чувство юмора – если издать забавный звук или показать малышу смешные, необычные движения, он будет смеяться. И напротив, если он увидел, что какое-то его действие насмешило взрослых, он будет повторять его намеренно, чтобы всех развеселить.
Речь
Ребёнок в этом возрасте – активный подражатель не только поведению взрослых, но и словам, которые они произносят. Но для него пока доступны только сочетания звуков.
Обычно к году словарный запас ребёнка состоит из 3-5 слов. В 10 месяцев в его речи появляются слоги, в которых можно распознать некоторые слова и обращения: «дай», «па», «ма», «ба», «ам». А некоторые малыши в этом возрасте уже обрадовали своих родителей первыми «настоящими» словами – мама или папа. Кроха экспериментирует, соединяет разные слоги, иногда у него может получиться целая «фраза», правда, непонятная для окружающих.
Малыш активно прислушивается к речи окружающих, знает смысл многих слов, умеет соотносить их с конкретными предметами.
Зубы
Зачастую в возрасте 10 месяцев у ребёнка уже прорезались 4 парных зуба – по 2 вверху и внизу, которые помогают ему справляться с твёрдой пищей – фруктами, овощами, печеньем, детскими сухариками.
Игровые навыки
Когда малышу исполняется 10 месяцев, он не только активно играет в игрушки, но и с удовольствием их ломает! Родитель не должен упрекать маленького исследователя, ведь игра с разбиранием очередной машинки для него – один из самых эффективных способов познания окружающего мира.
Одними из любимых игр остаются «ладушки» и прятки. Помимо этого, ребёнок уже с интересом «подхватывает» предложенные ему сюжетные игры:
- баюкает куклу или мишку;
- кормит игрушку с ложечки, или поит из чашечки;
- что-нибудь «чинит» игрушечными или настоящими инструментами;
- катает машинку, может заполнять её кузов «грузом».
Важный момент: ребёнок не освоит эти умения сам – такие игры он может «сочинить» только после того, как подсмотрел как это делают родители.
Социальные навыки
Один из главных навыков, которые малыш приобретает в 10 месяцев – это определённая самостоятельность. Ребёнок уже не так сильно боится упустить маму из виду и остаться на несколько минут в одиночестве.
- Кроха более спокойный – этот фактор можно использовать, чтобы наладить отдельный сон, если до этого он привык спать рядом с мамой.
- 10-месячный малыш общителен, его можно познакомить со сверстниками: он с интересом будет за ними наблюдать, играть, попытается скопировать некоторые манеры.
- Ребёнок учится «здороваться», прощаться, делиться и говорить «спасибо» – всё это пока на доступном для него уровне.
- Малыш может указать на игрушку, которую он хотел бы взять на прогулку, или на панамку, которую хотел бы надеть – не отказывайте ему в праве самостоятельно принять решение.
- Дети активно копируют взрослых, повторяют их мимику и жесты.
Сон, правила питания и режим дня
Общая продолжительность сна 10-месячного младенца – 14-15 часов, из них примерно 10 часов приходится на ночной сон, а остальные 4-5 распределяются между двумя дневными снами.
У каждого малыша складывается свой биоритм: одни дети просыпаются в 6 утра и уходят на ночной сон в 8 часов вечера, другие встают около 9 часов утра, а засыпают после 22.00-23.00. В период бодрствования ребёнок играет с мамой, ползает, пытается вставать и ходить по комнате или манежу, гуляет на улице.
Врачи советуют гулять с малышом дважды в день при любой погоде, за исключением сильного дождя, ветра и мороза, проводя на улице летом до 6 часов в сутки.
Режим кормления остаётся 5-разовым, с промежутками между приёмами пищи 3-4 часа. Для примерного понимания того, как правильно строить режим 10-месячного крохи, ориентируйтесь на распорядок его обычного дня, который приводит в пример ВОЗ:
7:00 | Пробуждение.
І кормление: если малыш на грудном вскармливании – грудное молоко, если искусственник – молочная смесь. |
7:30 | Гигиенические процедуры, закаливание, бодрствование, игры. |
10:30 | ІІ кормление, включающее кашу с фруктовым пюре или соком, желток. |
11:30-13.30 | Прогулка, часть которой малыш будет спать. |
14:00 | ІІІ кормление: суп-пюре из овощей и мяса, хлеб, фруктовый сок. |
14:30 | Бодрствование с развивающими играми. |
16:00-18.00 | Прогулка на улице со вторым сном. |
18:30 | IV кормление, включающее творог, фруктовое пюре, печенье. |
19:00 | Бодрствование со спокойными играми. |
21:30 | Купание. |
22:00 | V кормление – грудное молоко или смесь. Подготовка к ночному сну и укладывание. |
22:30-7:00 | Груднички обычно требуют мамину грудь 4-5 раз за ночь, а малыши на искусственном вскармливании могут не просыпаться всю ночь для кормлений. |
⠀
Суточный объём питания (смесь или грудное молоко, каша, суп, пюре и так далее), рекомендованный союзом педиатров РФ, составляет 1000-1100 мл порциями по 200-220 мл. В это время активно происходит введение прикорма, поэтому помимо смеси ребёнок получает кашу, овощное или фруктовое пюре, супы, знакомится с сезонными фруктами и ягодами.
Рацион формируют в зависимости от вкусовых предпочтений малыша, возможных аллергических реакций и темпов набора веса. В этом возрасте должна меняться консистенция продуктов – от гомогенизированной к мелко- и крупноизмельчённой.
Особое внимание при выборе консистенции питания следует обратить на готовность зубов малыша. Если зубов ещё нет, не стоит торопиться с введением условно взрослых блюд (например, супов).
Уход за малышом в 10 месяцев
Комплекс гигиенических процедур, которые ежедневно проводят родители 10-месячного ребёнка, включает в себя:
- умывание;
- подмывание;
- вечернее купание;
- чистка зубов;
- расчёсывание.
Носик и ушки малыша очищают, когда возникает необходимость. В среднем раз в 1-1,5 недели ему нужно стричь ноготки. Закаливание с помощью солнечных и воздушных ванн – оздоровительная процедура, в которой нуждается любой 10-месячный кроха. Витамин Д, получаемый в большей части при прогулках на солнце, жизненно необходим в детском возрасте.
Читайте также Как повысить иммунитет дома: правила закаливания детей и подростков.
Мнение Евгения Комаровского
Что касается раннего высаживания детей на горшок, здесь мнения многих родителей и специалистов расходятся. Одни начинают приучать ребёнка к горшку, как только он научится сидеть. Другие, по совету доктора Комаровского, ждут достижения ребёнком 2-летнего возраста, чтобы приучение к горшку потребовало как можно меньше усилий и нервов: на эту тему можно посмотреть видео. Это вопрос индивидуальный – всё зависит о того, как реагирует сам ребёнок.
Комаровский не советует переживать, если малыш до сих пор не ползает: некоторые детки пропускают этот этап, сразу начиная ходить. При этом важно не торопить и не заставлять кроху – ему нужно освоить ходьбу самостоятельно.
Как понять, что ребёнок отстаёт в развитии и когда стоит бить тревогу?
Ребёнок может развиваться чуть быстрее или медленнее общепринятых стандартов, но важно вовремя определить наличие возможных отклонений. Так, забеспокоиться нужно, если малыш в 10 месяцев:
- не умеет сидеть без опоры;
- не издаёт никаких звуков;
- не может сконцентрировать внимание и проследить глазами за движением или предметом;
- не может повторить за взрослыми простых действий;
- не ползает и не пытается встать на ножки.
Как способствовать развитию малыша: советы родителям
Родители – главные помощники в развитии малыша. Вот, что можно сделать, чтобы поспособствовать ребёнку в освоении разных навыков по возрасту:
- чаще играть в пальчиковое рисование, уделять внимание таким играм как «Сорока-ворона», открывание коробок, бросание мяча, перебирание мелких предметов – всё это способствует развитию сенсорики;
- обеспечить малышу безопасное передвижение, чтобы он мог без опаски ползать и учиться ходить;
- каждый день гулять с ребёнком и делать ему массаж;
- дать возможность учиться самостоятельно принимать пищу – так малыш быстрее научиться управляться с ложкой и чашкой;
- если у малыша уже прорезались зубки, давать ему погрызть твёрдую пищу – морковку, печенье, сушёное яблочко;
- приучать кроху после игры собирать игрушки, превращая этот процесс в увлекательную игру;
- во время прогулки посещать детскую площадку, чтобы малыш, наблюдая за другими детьми, учился общению;
- можно предложить 10-месячному малышу фломастеры, карандаши или тесто для лепки, предварительно показав, как со всем этим работать;
- каждый день просматривать книжки с малышом, читать ему сказки и включать детские песенки – так быстрее у него будет развиваться речь;
- практиковать грудничковое плаванье с малышом, чтобы активнее развивать его двигательные навыки и укреплять иммунитет.
Зная, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, родители смогут вовремя отреагировать в случае, если что-то идеёт не так. Однако стоит помнить, что каждый малыш индивидуален, и вполне возможно, что некоторые из указанных норм он успешно наверстает к году. Выбирая правильные методики развития, нужно обязательно учитывать интересы своего сына или дочери.
Проверьте электронный ящик