Глубже, чем зомби-апокалипсис: разбор нового хит-сериала «Мы все мертвы»
Не успели родители всего мира выдохнуть после «Игры в кальмара», как на стриминговых платформах вышла новая корейская дорама «Мы все мертвы». На этот раз действие происходит во время зомби-апокалипсиса, а в центре событий подростки. Дети всего мира прильнули к экранам, чтобы ознакомиться с новинкой. Что же делать взрослым? Ведь тема зомби это всегда про жестокость, а в исполнении корейцев всё это ещё и невероятно реалистично.
Автор разбора, эксперт в детской психологии, детский и семейный психолог, педагог
Содержание:
- О чём сериал?
- В чём причина успеха «Мы все мертвы»?
- Чем сериал привлекает подростков? (Внимание, спойлеры!)
- Мораль тоже есть: остросоциальные темы в сериале
- Почему людям нравятся фильмы, сериалы и игры про зомби?
- Так стоит ли разрешать детям смотреть «Мы все мертвы»?
О чём сериал?
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
«Мы все мертвы» — это корейская дорама, которая вышла в конце января 2022 года на Netflix и практически сразу начала бить рекорды просмотров. Сам сериал состоит из 12 часовых серий. Сюжет довольно простой и понятный: школьный учитель биологии создаёт опасный вирус, который попадает в кровь мыши. Однажды задержавшуюся в кабинете ученицу привлекают звуки из подсобного помещения, где она и обнаруживает заражённую мышь. Дальше укус, заражение и зомби апокалипсис. Группа школьников оказывается запертой в школе в окружении ходячих мертвецов, которые жаждут плоти. Детям предстоит сплотиться ради выживания.
Данный сюжет мало чем отличается от остальных представителей этого жанра, кроме того, что в центре внимания — подростки. Тем не менее за первые три дня сериал достиг отметки 125 млн часов просмотра, в отличие от нашумевшего осенью сериала «Игра в кальмара», который также активно обсуждался, но набрал всего лишь 62,3 млн часов просмотров за неделю.
Разбор сериала «Игра в кальмара» читайте в материале Что дети нашли в «Игре в кальмара»? Разбираем хит-сериал с психоаналитиком.
А что такое дорама?
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Понятие «дорама» пришло в Россию из японского языка. Дословно «тэрэби дорама» переводится как «телевизионная драма». Но в нашей стране дорамой называют практически всё кино, производящееся в Восточной Азии, где снимаются корейцы, китайцы, японцы, тайванцы и другие представители азиатских стран.
Наиболее популярны корейские дорамы. Дело в том, что эти фильмы максимально концентрируются на человеческих чувствах и переживаниях. Главная задача режиссёра и актёров — передать эмоции персонажей, поэтому каждый зритель легко присоединяется к героям дорамы. Помимо сюжета, музыкальное сопровождение и цветокоррекция изображения погружают зрителя ещё глубже в происходящее на экране.
Героями дорам чаще всего становятся простые люди в повседневной жизни. Они попадают в интересные ситуации и реагируют как обычные люди, что подкупает зрителей. В этом жанре каждый может найти сериал по вкусу — и дети, и взрослые. Конечно, дорамы бывают и исторические, и с налётом хоррора, как в ситуации с сериалом «Мы все мертвы».
В чём причина успеха «Мы все мертвы»?
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Сложно однозначно сказать, почему «Мы все мертвы» стал хитом. На мой взгляд, здесь можно выделить несколько факторов:
- Невероятный успех других корейских фильмов в последнее время. «Игра в кальмара», «Зов ада» привлекли внимание к другим корейским проектам.
- Тема зомби привлекает многих любителей жанра.
- В центре внимания — подростки. Если учесть, что чувства, диалоги и отношения — важнейшая составляющая дорам, то подростки увидели в сериале себя, свои проблемы.
Эти три составляющие подарили довольно заурядному сериалу симпатию зрителей. Однако стоит отметить, что российские критики на КиноПоиске не стали давать высоких оценок сериалу. Он не набрал даже 7 баллов.
Чем сериал привлекает подростков? (Внимание, спойлеры!)
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Поскольку повествование полностью построено вокруг старшеклассников, то дети видят в этом сериале себя. Хулиганов и отличников, которые есть в каждом классе. Подростки видят дружбу и любовь, которая перестаёт быть тайной в критической ситуации.
Смотреть сериал действительно интересно. Зомби-апокалипсис выполняет задачу стихийного бедствия, которое угрожает жизни и заставляет героев быстро принимать решения, искать выходы в самые короткие сроки, что обостряет отношения внутри группы.
А теперь подробнее о том, какие темы, помимо банальной борьбы с зомби, поднимает дорама.
Любовь или дружба?
Авторы сериала показали нам настоящих людей. Здесь есть пара друзей — мальчик и девочка, которые дружат с садика. Они давно привыкли подкалывать и дразнить друг друга. Но что если это только защита, чтобы не показывать своих истинных тёплых чувств?
В фильме есть и другие пары, которые показывают разный уровень отношений. Например, двое изгоев, которых травят хулиганы. Молодой человек, пытаясь защитить подругу, идёт на любые уступки, но в конечном итоге оказывается просто трусом, не способным на настоящий решительный шаг.
«Любовный треугольник»
Довольно традиционная для школьных отношений драма. Он любит её, а она признаётся в симпатии к другому парню, который обращает внимание совершенно на другую девушку. Как разобраться в этом хитросплетении чувств, кому повезёт стать счастливым? А кто в конечном итоге станет героям дороже всех? На что каждый готов пойти, чтобы защитить близкого человека? И за кого в конце концов герои будут больше всего бояться в критический момент?
«Белая ворона» в классе
Нам показали девочку-отличницу, старосту класса, которую все считают высокомерной заучкой и избегают общения с ней. Но кто она на самом деле? Может, просто застенчивая и очень одинокая? С развитием сюжета мы узнаём, что у неё действительно есть волевой характер, который она раскрывает в ходе этих страшных событий.
От ненависти до симпатии
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Интересный персонаж — ученица выпускных классов: грубая, острая на язык, резкая девушка. Всю дорогу она хамит своему однокласснику — полному парню, с которым они оказались запертыми в туалете в начале эпидемии. Но раз за разом именно она старается его спасти, несмотря на то, что её сил физически не хватает на это. Она на ножах и с более младшими ребятами, но по итогу переживает за каждого из них и оказывается очень ранимой девушкой.
Эгоизм и нарциссизм
Конечно, нам показывают и слабохарактерных персонажей. Например, девочка из богатой семьи в розовой кофточке — ей повезло оказаться среди выживших, но вместо того, чтобы помогать и думать над спасением, она начинает выдвигать претензии к группе и в итоге становится причиной гибели нескольких её членов. Проведя пару дней в одиночестве, она всё-таки принимает решение прийти на помощь своим одноклассникам, но у неё не остаётся шанса это сделать.
Самоотверженность
Интересно наблюдать и за взрослыми, которые, безусловно, присутствуют в фильме. Например, учительница английского языка, которая с самого начала и до последнего вздоха пыталась помочь детям, настраивала их на командную работу и просила выжить. А также отец одной из учениц — корейский МЧСник, который вопреки всему рвался к школе, чтобы спасти свою дочь и тех, кто остался в живых.
Проблемы с поступлением
Несмотря на зомби-апокалипсис, выпускники школы продолжают беспокоиться о дальнейшем поступлении. Куда податься и какое будущее их ждёт, если оценки оставляют желать лучшего? А что делать, если ты всю жизнь положил на спортивную карьеру в надежде получить бонусы при поступлении, но не стал лучшим?
Мораль тоже есть: остросоциальные темы в сериале
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
На фоне кажущегося банальным сюжета, где тысяча «зомбаков» бегают и поедают мозги людей, авторы раскрывают и остросоциальные проблемы, характерные не только для корейского общества.
Буллинг — это катастрофа
Отдельная линия сериала посвящена школьному буллингу. С самого начала мы видим, как группа подростков избивает своего одноклассника ради забавы. Затем в ходе сериала нам неоднократно покажут сцены издевательств этих ребят над жертвами. Некоторые ученики после устроенной травли даже предпринимают попытки покончить с собой. Также очень чётко показана реакция детей и взрослых на данную ситуацию — обвинение жертвы буллинга, замалчивание. Да и жертвы не готовы рассказывать о своей трагедии, так как «завтра будет ещё хуже».
Нам ярко демонстрируют безвыходность детей в ситуации травли при общем равнодушии родителей и администрации школы. Как позже окажется, именно буллинг в школе заставил учёного заняться разработкой вируса. Проще говоря, буллинг стал причиной зомби-апокалипсиса.
Буллинг влияет на всех участников травли. Каждый раз, когда жертвы могли кого-то спасти во время нашествия зомби, они бездействовали, потому что не хотели помогать тем, кто молча смотрел на их унижения. Глаз за глаз, так сказать.
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Меняются и агрессоры. Кто-то трусливо прячется под машину и боится оттуда вылезти. Потеряв подчинённых жертв и статус «крутого пацана», булли оказался никому не нужным, забытым, просто испуганным мальчиком. Другой хулиган стал настоящим психопатом, который готов убивать кого угодно ради забавы, выживания и достижения своих извращенных целей. Он наконец-то получил возможность раскрыть свой садистский талант в полной мере, вероятнее всего, однажды и без зомби-вируса его психопатология вырвалась бы наружу. Так мы видим, к чему приводит позиция агрессора в ситуации травли.
Если бы на ситуацию с травлей обратили внимание своевременно, то можно было бы избежать многих жертв. Изгои не стали бы равнодушными и бесчеловечными в своей жажде мести, а юного психопата выявили бы на ранней стадии и смогли бы провести соответствующую психокоррекционную работу, которая позволила бы адаптировать его к обществу.
Есть в сериале и персонаж, который показан нам как положительный герой, — спортсмен, красавец, смелый и добрый парень. Походу сюжета из диалогов становится ясно, что он тоже был в «банде», но в какой-то момент решил остановиться. Именно он старается защитить жертв травли ещё до начала апокалипсиса. К сожалению, страх перед будущим и шантаж не даёт изгоям воспользоваться шансом на спасение.
Все эти сюжеты заставляют задуматься и взрослых, и подростков о травле, её проявлениях и, самое главное, — последствиях.
Политика или мораль?
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Конечно, не обходится и без политических тем в фильме. В условиях эпидемии необходимо действовать решительно и быстро, чтобы не дать погибнуть всему миру. А что если будут выявлены бессимптомные заболевшие? Можно ли (а главное, нужно ли) спасать детей, которые остались в зоне заражения и гипотетически могут представлять опасность? Допустимо ли уничтожить целый город, если в нём остались выжившие? Эти моральные выборы встают перед военными, отвечающими за безопасность страны.
И эти же моральные выборы заставляют задуматься зрителей, как они поступят в такой ситуации. Подобные вопросы и размышления помогают нам ближе познакомиться с собой и лучше понимать других.
Почему людям нравятся фильмы, сериалы и игры про зомби?
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Зомби — интересные монстры, которые появились в поп-культуре в начале прошлого века после выхода фильмов «Ночь живых мертвецов» и «Я — легенда». И с каждым годом тема становится только популярнее.
Но на самом деле идея не такая уж и новая. Антропологи часто находят останки людей, обездвиженных посмертно в качестве ритуала погребения. Это может свидетельствовать о том, что древние люди тоже боялись умерших: человек, который раньше двигался и разговаривал внезапно становится просто пустым сосудом — кто знает, что может туда вселиться?
В более поздней культуре ритуалы видоизменились, появились отпевания, кремация и т. п. В средневековой Германии, охваченной чумой, людей начали хоронить лицом вниз. Рост таких погребений совпадает с развитием мифов о нахцерере — существе, которое поедало свою собственную мертвую плоть и заражало окружающих смертельными болезнями. Возможно, наши первобытные страхи всё ещё с нами, поэтому фильмы и игры про зомби так будоражат воображение.
Также можно отметить и ряд психологических аспектов, которые прослеживаются в зомби-тематике. Как правило авторы сюжетов параллельно с выживанием рассказывают нам о следующих человеческих страхах:
- Мы теряем индивидуальность в ходе глобализации и развития общества потребления. Становимся серой бесформенной массой («Добро пожаловать в Zомбилэнд»).
- Мы выполняем бесконечную монотонную работу, из-за чего в массе тупеем и лишаемся человечности («Зомби по имени Шон»).
- Мы потребляем и потребляем земные ресурсы, уничтожая свой собственный мир («Мертвые не умирают»).
- Мы исчезнем, если появится вирус, который не сможем остановить («Ходячие мертвецы»).
При просмотре фильмов зритель проживает эти страхи, продумывает свои способы выживания и снимает напряжение, чувствует себя в безопасности.
Более того, фильмы и игры про зомби позволяют проработать и ряд других тем.
Легализация агрессии
Людей убивать нельзя, но зомби больше не люди, а следовательно, это не жестокость, а способ выживания, а иногда и проявление милосердия по отношению к близким людям.
Эмоциональный всплеск
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Человечество больше не на грани выживания, нам не надо бегать от тигров или защищаться от ночного нападения соседнего племени. Большинство из нас живёт спокойной размеренной жизнью без потрясений. Часто людям становится просто скучно. Им на помощь приходят фильмы-пугалки, например, про зомби.
И вот мы, сидя на диване, можем «убегать от монстров» и «колотить их дубинкой», искренне сопереживаем героям фильма или игры, но в любой момент можем нажать на кнопку и погрузиться в свой безопасный мир. Согласитесь, это удобно. А совместный просмотр фильмов с напряжённым и пугающим сюжетом может сблизить людей практически так же, как если бы они вместе побывали в эпицентре событий.
Ценность личности
Сейчас на Земле 7 миллиардов людей, и большинство из нас не заметны и не важны для этого мира. Но что если останется только 1% выживших, которые будут разбросаны по всему миру маленькими группками? Важность каждого человека вырастет в разы!
Крах системы
Каждый из нас подчиняется законам и правилам, которые прописаны обществом. И вот в один момент правил больше нет. Никто не заставит вас идти на работу или готовить обед. Весь груз ежедневных обязанностей исчез, никто не запретит вам взять шоколадку из магазина или красивое платье с витрины (если успеете убежать, конечно). И понимание этой свободы также снимает напряжение зрителя.
Да, фильмы про зомби как правило содержат много сцен насилия, но они не воспринимаются нами как жестокие. Мы боимся лишиться живых персонажей и болеем за них. Наблюдая за героями, зрители в первую очередь обращают внимание на их взаимоотношения, установление взаимопонимания, разрешение конфликтов, развитие личности каждого.
Если на экране происходит бесконечная бойня с монстрами, зритель быстро теряет интерес. Так что насилие — не самое главное в фильмах данного жанра. К слову, в сериале «Мы все мертвы» не так много сцен с «расчлененкой», в основном мы слышим звуки и видим тени происходящего.
Так стоит ли разрешать детям смотреть «Мы все мертвы»?
Кадр из сериала «Мы все мертвы», реж. Ли Джэ-гю, Ким Нам-су
Можно ли смотреть сериал «Мы все мертвы»? Да. Стоит ли его обсудить с подростком? Обязательно!
Узнайте, кто из героев оказался ему ближе, что общего он с ним нашёл. Возможно, завтра он придёт в класс и поведёт себя по-другому (например, выйдет из роли закрытого и застенчивого «заучки» и станет настоящим лидером или даст отпор хулигану). Поинтересуйтесь, с чем ваш ребёнок или подросток согласен и не согласен в фильме, как бы он поступил в той или иной сложной ситуации. Расскажите о своих чувствах и мыслях.
Не акцентируйте внимание на зомби — они по большей части лишь стихийное бедствие (хоть в сериале и есть несколько сцен, когда детям приходится принять факт того, что их близкие больше не люди). Поверьте, совместный просмотр и обсуждение будут для вашего подростка более полезными, чем запреты и нравоучения в стиле «это какой-то кошмар, посмотри лучше “Буратино”». Помните, что любое произведение искусства может стать основой для увлекательной беседы за чашкой чая. А это уже немало!
Проверьте электронный ящик