Шесть уровней привязанности. Что необходимо знать родителям о развитии ребёнка
Каждый родитель задумывается о том, как дать своему ребёнку самое лучшее. Современный мир предоставляет нам огромное количество методик воспитания, мобильных приложений, занятий в детских группах раннего развития — это всё важные моменты в жизни ребёнка, но они не выполнят задачу развития в полной мере, если не будет создано самое главное условие — привязанность ребёнка к родителям.
Содержание:
- Привязанность — это базовая потребность
- Теория привязанности
- Шесть уровней привязанности
- Первый год жизни: привязанность через ощущения
- Второй год жизни: привязанность через похожесть
- Третий год жизни: привязанность через принадлежность
- Четвёртый год жизни: привязанность через значимость
- Пятый год жизни: привязанность через любовь
- Шестой год жизни: привязанность через потребность быть познанным
- Ответственность за формирование привязанности — на родительских плечах
Привязанность — это базовая потребность
Человек является социальным существом, выживание которого зависит от взаимодействия с другими людьми. Исторически люди всегда жили в группах. Наши дети рождаются неприспособленными к самостоятельности, и в первые годы жизни они могут выжить только при условии заботы взрослых. Эта особенность формирует самые глубинные инстинкты человека — потребность в близости и контакте, которая в психологии называется привязанностью.
Привязанность считается инстинктом, то есть базовой бессознательной потребностью. Это не сознательный выбор, а естественный импульс: быть «под надёжным крылом» своего старшего близкого человека — родителя или заботящегося взрослого.
В конце прошлого века английский врач психолог Джон Боулби сделал фундаментальное открытие, которые повлияло на психологию и подходы к детскому развитию. Он занимался исследованием проблем ранней смертности в детских домах малютки. Дети в них получали необходимый уход, но почему-то болели и погибали чаще, чем дети, которые находились в более материально неблагоприятных условиях, но со своими семьями.
Боулби выяснил, что самым важным условием для выживания являются не чистота и своевременное питание, а близкий человеческий контакт, которого дети в приюте были лишены: их не брали на руки, не выражали чувства радости ими. Потрясённый своим открытием, Джон Боулби пришёл домой и рассказал об этом своей жене: «Дорогая, я сделал очень важное открытие, я хочу назвать это “эффектом Боулби”». На что жена ответила ему: «Не будь таким высокомерным, это же называется любовь».
Для выживания важнее всего человеческий контакт.
Быть любимым — вот базовая и самая важная потребность каждого человека. Не просто получать питание и кров, а также чувствовать к себе внимание в виде прикосновений и эмоций.
Теория привязанности
В качестве термина психологии слово «любовь» не являлось подходящим, поэтому данный феномен был назван «привязанность». Теория привязанности получила своё активное развитие в последние годы и на текущий момент является одним из ведущих современных направлений в детской психологии. Было получено множество доказательств, что стремление к привязанности — базовый инстинкт выживания.
Необходимость быть рядом со своими близкими, ощущать надёжную непрерывную связь — вот как можно назвать это простыми словами. И если близкий человек не даёт ребёнку такую возможность, то его мозг запускает стрессовую реакцию, которая замедляет развитие.
Понаблюдайте за маленьким ребёнком, который весело играет на руках мамы и с любопытством познаёт окружающий мир. Но стоит маме оставить его одного, интерес ребёнка сменяют тревога и плач, его организм начнёт испытывать стресс, что несовместимо с игрой и развитием. Природа устроена так, что на первом месте стоит задача выживания, а затем развития.
Мозг ребёнка не может развиваться, если он находится в стрессе.
Именно поэтому родителям важно понимать, что для развития своего ребёнка необходимо создать комфортные условия, в которых он чувствует себя в безопасности. И главным фактором этого является надёжная привязанность.
Шесть уровней привязанности
Чтобы увидеть, как работает привязанность, не нужно читать умные книги по психологии или посещать тренинги для родителей. Достаточно просто посмотреть на своего ребёнка. Вспомните, как маленькие дети кричат в одиночестве и пугаются, когда мама покидает комнату, но быстро успокаиваются на её руках.
Многие из нас знают, что на первом году жизни ребёнка необходимо дать ему максимальный телесный контакт, тем самым заложив основу безопасности. На языке привязанности это называется первым уровнем — привязанность через ощущения. Но далеко не все осведомлены, что на этом жизненно важная потребность ребёнка не заканчивается, и на самом деле существует целых 6 уровней привязанности, которые формируются по мере роста ребёнка. Их можно сравнить с корнями, которые прорастают всё глубже и глубже в сознании ребёнка и являются его опорой в жизни. Чем глубже и ветвистее эти корни, тем устойчивее и развитее будет сам ребёнок. Так же, как и здоровье дерева зависит от прочности его корней.
Первый год жизни: привязанность через ощущения
На первом году жизни ребёнок формирует привязанность через ощущения. Чем чаще вы берёте ребёнка на руки, сохраняете с ним телесный контакт и, главное, утешаете его на руках, когда ему плохо, тем теснее формируется его привязанность к вам. Вы могли наблюдать, как младенцы легко идут на руки ко всем, но если вы попробуете взять незнакомого восьмимесячного ребёнка, то он напугается, закричит и будет искать свою маму. Так инстинкт привязанности в первые месяцы жизни формирует связь именно с теми взрослыми, которыми входят в круг родных. Мир начинает делится на «своих» и «чужих» — это заложено самой природой в целях выживания.
Второй год жизни: привязанность через похожесть
На втором году жизни ребёнок активно растёт, начинает ходить и осваивать возможности своего тела. В этот период формируется второй уровень привязанности через похожесть. Вспомните, как маленькие дети любят всё повторять за своими родителями. Когда я готовила еду, мой годовалый сынок сразу стремился схватить нож, чтобы тоже нарезать овощи, как это делаю я. Понимая важность этого этапа развития, я попросила мужа затупить ножик и всегда давала его сыну, чтобы он помогал мне по кухне. Это, конечно, сложно назвать помощью, так как после этого мне добавлялось работы по уборке, но ценность близости с моим сыном и то самое жизненно важное развитие, которое он получал во время этого занятия, перевешивало все мои неудобства.
Я никогда не отказывала ребёнку в подражании за мной и его родными, если только это не представляло опасность.
Мытьё посуды, макияж как у мамы, штаны как у папы — всё это и есть формирование привязанности. Эти простые вещи семейной жизни не должны замещаться развивающими игрушками, посещением занятий раннего развития или гаджетами, так как именно эти моменты настоящей близости составляют основу развития ребёнка.
Третий год жизни: привязанность через принадлежность
На третьем году жизни у ребёнка формируется эго, чувствование себя отдельным человеком. Знаменитый кризис трёх лет «не хочу», «не буду» также связан с потребностью обладать своим и не допускать на это посягательств от чужих. В это время формируется третий, более глубокий «корешок» привязанности на основе принадлежности.
Наблюдали ли вы такую ситуацию: вы гуляете со своими маленьким ребёнком и встречаете подругу с таким же малышом, которого так и хочется потискать на руках, и если это удается и вы обнимаете другого малыша, то ваш ребёнок тревожится, бежит к вам с криками «это моя мама»? Вот он — инстинкт привязанности в новой форме: быть своим для родных. «Ты моя мама?» — спрашивал меня ребёнок. «Да, я твоя мама, а ты мой сыночек и всегда будешь моим» — правильный ответ, который важно озвучивать ребёнку.
Эти три уровня привязанности, как правило, формируются достаточно естественно в благоприятной среде для ребёнка. И не стоит умалять их значения.
Чем больше вы будете давать физического контакта, позволять ребёнку быть похожим на вас, учиться жизни через вас, а также напоминать о том, что он ваш самый любимый родной человек, тем глубже и здоровее будут корни привязанности, на которых развивается ребёнок.
Оставшимся трём уровням обычно уделяется меньше внимания. Очень зря, ведь они являются не менее значимыми и представляют собой более глубокие корни, которые питают развитие ребёнка.
Четвёртый год жизни: привязанность через значимость
На четвёртом году жизни развивается привязанность через значимость. У ребёнка формируется потребность быть рядом со своими взрослыми и при этом быть дорогим и близким для них. Это должно ощущаться ребёнком как само собой разумеющееся.
Задача родителя не просто любить своего ребёнка, но и помогать ему чувствовать себя любимым.
При формировании этого уровня привязанности можно заметить, как ребёнок начинает задавать вопросы: «Мама, ты меня любишь?», а также демонстрирует поведение, которое вызывает умиление и похвалу — становится очень милым, ласковым, заботится о родителях, старается помогать. Все рисунки, пусть даже простые каракули, и кривые фигурки из пластилина, которые ребёнок вам продемонстрирует, нужно сохранить, с гордостью поставить на видное место, проговаривая: «Мне это нравится, ты молодец».
В ребёнке начинают формироваться уверенность в себе и чувство собственной ценности. Этот период либо способствует становлению здоровой личности либо, наоборот, сформирует чувство собственной неполноценности, от которого впоследствии страдает так много взрослых людей в наше время.
Если родитель отвергает проявления ребёнком определённых эмоций, например, когда малыш гневается или заявляет о своих потребностях, для психики ребёнка это опасно на уровне выживания (я напомню, что привязанность и стремление быть близким к взрослому — это вопрос выживания, который важнее, чем развитие и личное счастье).
И тогда под влиянием привязанности ребёнок может начать скрывать и подавлять свои потребности и чувства, чтобы сохранить близость с родителем. Для родителя это зачастую становится важной работой над собой: научиться принимать и сохранять близость с ребёнком во всех его проявлениях. Здесь может встать вопрос дисциплины: «Как же тогда научить ребёнка вести себя хорошо?» Это, пожалуй, тема отдельной статьи, а здесь я лишь скажу, что важно провести для себя разницу между непринятием поведения и непринятием своего ребёнка. И уметь эту разницу в перву, очередь донести до него.
Пятый год жизни: привязанность через любовь
На пятом году жизни возникает самый тёплый и желанный для родителя корешок привязанности, который называется привязанность через любовь. Именно сейчас ребёнок готов проявлять свои чувства. Если трёхлетний малыш говорит «Мама, я тебя люблю» скорее из импульса повторения, то к пяти годам при правильном развитии это будет уже осознанное чувство. Дети начинают признаваться в любви своим родителям, рисовать сердечки, выражать свои ощущения. Это время, когда важно напитаться и насладиться такими проявлениями всей семьёй.
Шестой год жизни: привязанность через потребность быть познанным
На шестом году жизни формируется самый глубокий, заключительный корешок в фундаменте и опоры жизни ребёнка — привязанность через потребность быть познанным. Ребёнок начинает чувствовать, что секреты и тайны отделяют его от близких людей. Ему становится важным поделиться своим сокровенным. И здесь мудрость родителя заключается в понимании ценности этой искренности.
Очень важно не отторгать ребёнка, даже если он делится с вами постыдными вещами, не ругать, а с радостью принимать этот подарок хрупкого доверия, который так важен для глубокой привязанности ребёнка. Выслушать, поддержать и найти совместное решение — вот что необходимо делать в этих ситуациях.
Будьте внимательны и чутки к ранимым, ещё маленьким сердцам своих детей, которые они готовы распахнуть навстречу вам, будучи движимыми самой главной потребностью в их жизни — привязанностью.
Таким образом завершается формирование привязанности, которое при гармоничном естественном развитии происходит в первые 6 лет жизни ребёнка.
Важно отметить, что предыдущие уровни привязанности не исчезают как потребность, а дополняются следующими. Телесный контакт, чувство похожести, принадлежности — всё это остаётся важным, в то время как к ним добавляются последующие уровни.
Для многих детей формирование привязанности может занять больше времени. И не стоит воспринимать это как завершённый процесс, будто корни выросли раз и навсегда. Корни нуждаются в уходе и питании всю жизнь, их важно поливать и укреплять всё время, пока у вас есть связь со своим ребёнком.
Ответственность за формирование привязанности — на родительских плечах
Хоть стремление к привязанности является инстинктом, и ребёнок движим им, привязанность может не сформироваться, если для неё не созданы условия. Ответственность за формирование этих условий лежит на родительских плечах. Корни привязанности хотят прорасти, но если родители не создадут для них почву, они засохнут и не превратятся в надёжную опору и фундамент развития ребёнка.
Если привязанность не была сформирована должным образом, то это принесёт ряд неприятных последствий как для личности ребёнка, так и для возможности родителя оказывать влияние на него.
К этим неприятным последствиям можно отнести:
- склонность к тревоге;
- зависимое поведение;
- неуверенность в себе;
- проблемы с агрессией и эмоциями.
Отсутствие надёжной привязанности также ограничивает роль родителя в воспитании своего ребёнка, уменьшает способность влиять на него и подрывает авторитет.
Задача родителя — щедро пригласить ребёнка в привязанность к себе. Это значит:
- ласкать, обнимать и держать на ручку;
- позволять повторять за собой;
- привлекать к совместной деятельности;
- постоянно напоминать о том, что ребёнок близок, дорог и очень ценен для вас;
- принимать ребёнка во всех его проявлениях;
- использовать правильные дисциплинарные методы;
- любить и принимать его любовь;
- создавать доверительные отношения, в которых ребёнок может поделиться самым сокровенным и уязвимым и чувствовать себя при этом понятым.
Путь привязанности — это трогательная дорога к сердцу ребёнка, по которой родителю важно провести ребёнка за руку, из раза в раз создавая безопасные и близкие отношения.
Чувствовать любовь к своему ребёнку и создать в нём ощущение, что он любимым — это разные вещи. Каждому родителю важно найти свой уникальный подход к внутреннему миру ребёнка и убедиться, что в нём формируется надёжная привязанность.
Когда сформирован фундамент жизненно важной опоры ребёнка в виде привязанности, тогда можно задуматься о тех развивающих методиках, которые не будут препятствовать вашей близости с детьми. Идея отдать маленького ребёнка в центр раннего развития с мыслью, что ему это будет полезнее, чем время, проведённое с близкими членами семьи, возможно, после прочтения этой статьи уже воспринимается сомнительно.
Родителям важно правильно расставить приоритеты: сначала близость с родными (формирование привязанности), и только потом развитие при помощи других средств.
Наши действия являются следствием того, что мы видим и решаем для себя. Если главным решением становится формирование привязанности ребёнка как опоры в его жизни, то развитие будет происходить самым наилучшим и естественным образом; как красивое плодоносное дерево будет расти благодаря питанию здоровых корней!
Источник фото обложки: S.Borisov/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик