Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Книжная полка

После трёх уже поздно? Вся правда о раннем развитии детей

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок добился в жизни наивысших результатов, стал успешным и счастливым человеком. В поисках рецепта счастья мамы и папы прочитывают десятки книг, посвящённых детскому развитию и воспитанию. Среди них ярко выделяется книга японского автора Масару Ибуки с категоричным названием «После трёх уже поздно». В ней поднимается тема раннего развития детей. Тема, которая делит родителей на два противоположных лагеря и вызывает много жарких споров.

Сегодня вместе с психологом портала «Где мои дети» Галиной Прутковской мы разберём подход, описанный автором, выделим главные идеи книги и обсудим с точки зрения психологии, насколько эта методика актуальна на сегодняшний день.

Содержание:

Главные идеи книги «После трёх уже поздно»

Книга Масару Ибуки на момент написания (в 1971 году) стала настоящим новаторством в педагогике. «После трёх уже поздно» рассказывает о том, что большинство навыков и умений закладывается в ребёнке в первые годы жизни, а мозг ребёнка намного легче запоминает и усваивает информацию в возрасте до трёх лет.

Автор книги иллюстрирует свои убеждения частными историями, практикой некоторых специалистов и исследованиями учёных. Но, к сожалению, не говорит о долгосрочных наблюдениях за детьми, которые прошли через «раннее развитие».

Основные идеи книги:

  1. Всё самое важное — физические и умственные навыки, умение взаимодействовать с миром и т. д. — закладывается в первые три года жизни. В садике уже поздно что-то менять.
  2. Ребёнок легко усваивает то, что ему интересно. Задача родителей дать ему максимальное количество знаний, вне зависимости от того, сколько сил и энергии потратит ребёнок на усвоение понравившейся темы.
  3. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоить в младенчестве. Например, детей проще научить кататься на коньках или плавать до того, как они научатся ходить.
  4. На развитие ребёнка в большей степени влияет окружающая среда, а не генетика.
  5. Оставлять ребёнка на чужого человека — рискованное дело, ведь неизвестно, какое воздействие он может оказать и как это повлияет на дальнейшую жизнь ребёнка.
  6. Дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию родителей, поэтому важно сохранять комфортную атмосферу внутри семьи и решать все конфликты спокойно (желательно вообще до появления ребёнка).
  7. Ведущая роль в воспитании принадлежит матери, но роль отца не менее важна — он должен активно общаться и участвовать в жизни ребёнка, несмотря на усталость после долгого рабочего дня.

В книге ещё много как правильных, так и спорных утверждений, но давайте не будем забывать, что Масару Ибука — один из основателей компании Sony, инженер и предприниматель. У автора нет образования в сфере педагогики и/или психологии. Масару Ибука написал свою книгу, опираясь на личный опыт воспитания детей, в том числе ребенка с РАС (расстройства аутистического спектра). Справедливости ради нужно отметить, что Масару Ибука использовал данные учёных, актуальные на момент написания книги. Но за пятьдесят лет наука сильно шагнула вперёд и знания о детской психологии изменились и дополнились.

«После трёх уже поздно» — это попытка объяснить родителям, что доброе и вечное в своих детей можно «заложить» только посредством доверительного, полюбовного общения. Вместе с тем автор убеждает читателей, что необходимо как можно раньше внедрять в жизнь ребёнка различные развивающие занятия — обучение плаванию, музыке, иностранным языкам и т. д. — иначе потом будет поздно.

Что же такое раннее развитие?

Yarkovoy/Shutterstock.com

Современный мир насчитывает с десяток известных и ещё сотню малоизвестных концепций и методов раннего развития. В основном они сходятся в одном — необходимо передать как можно больше знаний, умений и навыков в раннем возрасте, пока мозг малыша достаточно пластичен и готов выстраивать множество новых нейронных связей.

Сторонники раннего развития уверены: нужно давать ребёнку много разнообразного стимульного материала (игрушки, разные тряпочки, камушки, пластилин и т. п. — всё то, что стимулирует развитие моторики и мышления), но не перебарщивать, чтобы не рассеять внимание. С увеличением темпа жизни детям нельзя отставать от прогресса — лучше начать учиться и развиваться как можно раньше, иначе потом будет поздно.

Очень часто раннее развитие подразумевает активное посещение ребёнком дополнительных кружков, секций, курсов, с целью развить необходимые для жизни знания и умения. Так, например, детей обучают математике, иностранным языкам, музыке, рисованию и прочим интеллектуальным видам деятельности.

Плюсы и минусы раннего развития

Lena Ogurtsova/Shutterstock.com

Безусловным плюсом является стремительное развитие различных навыков у ребёнка в раннем возрасте. Дети, чьё окружение активно взаимодействовало с ними, у которых были разнообразные игрушки и занятия, способны при равных условиях показывать лучшие результаты, чем дети, которые не посещают дополнительные занятия и чьи родители не могут насытить их среду развития достаточным количеством стимулов.

Однако вместе с тем существует множество исследований, показывающих, что раннее развитие не панацея для успешного обучения в дальнейшем. Более того, чрезмерное увлечение родителей сверхидеей «дать ребёнку самое лучшее» может приводить к резкому снижению мотивации в начальной школе.

Зачастую, когда речь идёт о раннем развитии, подразумевается приобретение бесконечного набора навыков, а не умения учиться. Но ребёнку необходимо постепенное освоение новых способов мышления. Безусловно, можно научить малыша быстро складывать пирамидку, ставить кубики друг на друга, произносить «Hello», но за этими действиями не будет стоять осознанности. И не факт, что, столкнувшись с аналогичной задачей, но с другими условиями, малыш справится или найдёт креативное решение. А именно это делает человека разумным.

Утверждение «после трёх уже поздно» абсолютно не соответствует действительности. Развитие ребёнка происходит поэтапно, и, несмотря на то, что первые три года жизни действительно сопровождаются бурным ростом нейронных связей, необходимо соблюдать последовательность в развитии и воспитании ребёнка.

Первые три года жизни ребёнка направлены на познание мира: он трогает вещи, пытается с ними взаимодействовать, узнаёт людей и учится сообщать о своих желаниях. Поверьте, маленькому ребёнку есть чем заняться, помимо конькобежного спорта и скорочтения.

Так, исследования ученых показывают, что дети, которые научились читать слишком рано, делают это менее эффективно, чем дети, которые освоили навык в 6–7 лет. Дело в том, что детский взгляд «скачет» по строчкам, вместо того чтобы плавно скользить слева направо, в результате чего ребёнок тратит много сил на прочтение, а на осознание смысла энергии уже не остается.

То же самое с математическими действиями. Можно научить ребёнка считать быстро — «ментальная арифметика» яркий тому пример, — чтобы потом продемонстрировать родственникам за праздничным столом, как ваш детсадовец ловко складывает и вычитает. Но в математике главное — умение анализировать, выстраивать логические цепочки и делать выводы. А эта способность формируется позже.

Почему не стоит во всём полагаться на эту книгу: ответ психолога

Irina Wilhauk/Shutterstock.com

Очень сложно говорить о книге «После трёх уже поздно», поскольку она не содержит никаких конкретных рекомендаций. Сложно соглашаться или критиковать автора за его позицию. В тексте много правильных мыслей, вместе с тем часто встречается категоричность высказываний. Но хуже всего, как мне кажется, что книга создаёт ощущение, что ты «недостаточно хороший родитель», если не бросился обучать ребёнка всему и сразу.

Поскольку автор постоянно ссылается на различные исследования, кажется, что его подход оправдан научно. Однако это не совсем так. Например, в книге приведён эксперимент с обезьянками:

Нескольких маленьких обезьянок держали в одиночестве. Первую вернули в группу через месяц, и она с трудом смогла влиться в коллектив; другую через три месяца, она сидела в углу и не знала, что делать. Последняя провела в одиночестве полгода и, конечно, у неё случился нервный срыв в группе. 

Данное исследование показывает, как важно для людей быть в социуме. Но такое сравнение с человеческими детьми некорректно. Трудно представить себе адекватную маму, которая закроет ребёнка в четырёх стенах и не будет с ним взаимодействовать.

Что касается раннего развития, моё мнение однозначно — развитие должно быть по возрасту. Поощряйте интерес ребёнка к окружающему миру, разговаривайте с ним, давайте возможность быть среди разных людей, чувствовать себя нужным и важным.

Семь составляющих настоящего раннего развития

jsouthby/Shutterstock.com

Условно можно выделить следующие направления для детского развития.

1. Базовые потребности

Очень важно, чтобы ребёнок был сыт, согрет и чувствовал себя нужным. Обычно о том, что ребёнка нужно кормить и одевать, помнят все, но многие забывают о важности человеческого тепла — контакта с мамой и папой. Поэтому не бойтесь брать ребёнка на руки, обнимать и целовать его — тем самым вы развиваете в нём умение быть близким с другим человеком.

2. Обогащённая среда

Необходимо обеспечить ребёнку разнообразие игрушек и занятий. Но поскольку у малышей преобладает непроизвольное внимание, то лучше давать игры понемногу или по очереди, чтобы ребёнок мог сконцентрироваться на чём-то одном и подробно изучить каждый предмет.

Совсем не обязательно тратить средства на покупку множества дорогих «развивашек» — детям намного интереснее «мир взрослых»: помочь маме с посудой (например, помыть ложки в тазике), поиграть с фасолью, потрогать мамину шубу и т. д. Обращайте внимание ребёнка на необычные текстуры, цвета, формы, привлекайте к своим повседневным делам — это позволит вам заниматься развитием ребёнка и при этом хлопотать по хозяйству.

3. Свобода и самостоятельность

Поощряйте свободу ребёнка и стремление сделать что-то самому, как бы вам ни было страшно. Чем раньше вы научитесь отпускать ситуацию и выступать в роли подстраховщика, а не руководителя, тем больше шансов у ребёнка стать успешным человеком в будущем.

Доверяйте ребёнку, но будьте рядом, чтобы помочь. Что касается совсем малюток — организуйте безопасное пространство, в рамках которого ребёнок сможет проявлять свою познавательную активность (тащить всё в рот, пытаться куда-то залезть и т. д.).

Не переживайте за своего ребёнка, когда отправляете его играть без вашего присмотра! Всегда знайте, где он находится и что происходит вокруг него в садике, школе или детской площадке с помощью приложения «Где мои дети». А для самых маленьких — дошкольников и младших школьников — можно приобрести GPS-часы, чтобы обеспечивать детям полную безопасность.

4. Общение

Очень важная часть развития ребёнка. Именно через общение мы развиваем эмоциональную сферу, улучшаем речь и социализируем ребёнка.

Разговаривайте с малышом как можно больше, при этом следите, чтобы это был не просто ваш монолог, а диалог с ребёнком: задавайте вопросы, выслушивайте ответы (даже если это невнятное мычание), помогайте подобрать слова. Очень важно, чтобы ребёнок знал, что его выслушают.

Natalya.Udalova/Shutterstock.com

5. Разнообразие впечатлений

Впечатления можно получать не только на экскурсиях, в театрах и музеях. Даже поездка в лес или прогулка по осеннему парку принесёт море радостей и новых открытий в мир маленького человека. Главное, чтобы родители были включены в процесс и поддерживали интерес малыша.

6. Совместная деятельность

Маленькие дети всегда хотят помочь родителям — замесить тесто с мамой, забить гвоздь с папой, запустить стиральную машинку и т. д. Хорошо, если родители позволяют малышам принимать посильное участие в повседневной жизни. Это не только развивает мелкую и крупную моторику, но и приучает быть частью семьи, а значит, постепенно у вас появится настоящий помощник в доме.

7. Игра

Игра — это ведущий вид деятельности в младенческом и дошкольном возрасте. Учёба сменит игру в семь лет — вы сами увидите, как ребёнок станет более усидчивым, захочет послушать или порисовать, научится читать и писать. Но чтобы это произошло, первые 6-7 лет жизни нужно посвятить игре.

Через игру дети могут освоить практически всё! Сперва они просто взаимодействуют с игрушками — пробуют их на вкус (губы и язык наиболее чувствительны у малышей, именно поэтому они всё тянут в рот), бьют об пол, стараются сломать или заглянуть внутрь. Затем они начинают объединять предметы, чтобы получить что-то новое. Так они постепенно переходят от одной игры к другой и возникает сюжетно-ролевая игра («магазин», «дочки-матери», «полиция и бандиты» и т. п.), через которые дети примеряют разные роли и модели поведения.

Кроме того, очень важны игры с правилами (такие как «догонялки», «прятки», «ходилки с кубиками» и т. п.), ведь умение придерживаться договорённостей, принимать победы и поражения — важные навыки для будущего взрослого.

Будьте готовы к потерям!

Natalya.Udalova/Shutterstock.com

Детские игры непредсказуемы, а свободное познание мира может унести фантазию ребёнка куда угодно. Поэтому постарайтесь спокойно отнестись к разрисованным обоям и сломанным машинкам.

Напоминайте детям о ценности вещей, недопустимости игр с едой и прочем бережном отношении к окружающему миру, но постарайтесь делать это без криков и нотаций.

Помните, ребёнок только пришёл в этот мир и ещё не выучил все правила взрослых, при этом мозг его требует постоянных экспериментов. Ваша чрезмерная реакция на испорченные вещи вызовет у ребёнка ответ, что «познавать что-то новое — это плохо. Лучше ничего не делать».

Кому нужны кружки раннего развития от 1,5 до 3 лет?

Krakenimages.com/Shutterstock.com

Скамейка у детской песочницы — это настоящее испытание для многих мамочек. Очень страшно признаться, что «ребёнок никуда не ходит», особенно если рядом сидят родительницы, чьи дети «уже освоили горшок и знают десять слов по-английски».

Моё мнение здесь однозначно — кружки раннего развития нужны в первую очередь мамам.

Во-первых, там можно пообщаться с такими же мамочками и немного выйти из состояния «день сурка». Во-вторых, подсмотреть приёмы и игры, чтобы потом повторить их дома (не все мамы затейницы и могут придумать увлекательное полезное развлечение на ходу). В-третьих, снять чувство тревоги «недостаточно хорошей мамы», ведь так хочется быть лучшей мамой на свете. Ну а для детишек — это отличное место, где они могут закрыть потребность в общении, получить впечатления или просто потрогать «вон ту странную штуку».

Поэтому не стоит себя винить, что вы никуда не ходите. Если ваша жизнь с ребёнком наполнена эмоциями, событиями, впечатлениями, то вы уже даёте отличный старт для развития гармоничной личности.

Лет с трёх-четырёх можно начинать предлагать ребёнку разные кружки по интересам. Но будьте готовы, что ребёнок не захочет идти туда, куда захочет мама. К сожалению, не всегда наше представление о талантах наших детей совпадает с их желаниями. Так что если вы хотели растить фигуриста, а ребёнок предпочел кружок рисования, — поддержите его. Лучше вырастить яркого художника, чем посредственного фигуриста.

Поддерживайте естественный интерес к познанию вашего ребёнка, тогда мотивировать его в школьном возрасте не понадобится!

Личный опыт психолога

Fh Photo/Shutterstock.com

Своих детей я водила на занятия для детей от 1,5 до 3 лет в соседний дом культуры. Это не была какая-то специальная методика наподобие Монтессори — просто занятия с элементами музыкального, физического и интеллектуального развития. Мы изучали домашних и диких животных, овощи, фрукты, времена года… Всё то же самое, что изо дня в день я делала с детьми дома, перелистывая книжки с картинками. Но для меня в условиях северного климата и постоянно плохой погоды кружок стал спасением, ведь можно было не мёрзнуть на детской площадке, а весело провести время.

Я не могу сказать, что походы на занятия по раннему развитию сделали моих детей смышленее или счастливее.

Старший сын как не говорил в начале учебного года, так и не заговорил к концу, в итоге всё равно потребовался логопед, который запустил речь в три года. А дочка как танцевала под музыку дома, так и продолжила танцевать в ДК, а теперь танцует в садике.

Поскольку я сама не очень люблю и умею играть в детские игры — кубики, пирамидки, чаепития и прочее, — я удовлетворила свою потребность быть хорошей и «вложилась» в развитие детей таким образом. Дома мы много читаем детские книжки, рассматриваем картинки, обсуждаем всё подряд. Как-то случайно сын у бабушки увидел шахматы и теперь его за уши не оттащить. С каждым днём он всё лучше и лучше играет, скоро поставит мне безоговорочный мат без каких-либо «поддавков». Но всё это случилось с ним в четыре с половиной года, а значит, после трёх — самое время пробовать и осваивать что-то новое.

По большому счёту нет большой разницы, ходите ли вы в кружок или занимаетесь развитием ребёнка дома. Главное, чтобы общение с малышом приносило вам радость, а не превращалось в гонку за результатами. Помните, что и Монтессори, и Масару Ибуки написали свои труды после того, как столкнулись с проблемой реабилитации деток с особенностями развития. Да, им требуется в разы больше усилий и специальные методы обучения. Детям, которых в психологии и педагогике принято называть «нормотипичными», нет особой надобности в специальных ухищрениях. Просто будьте рядом, будьте любящими родителями и вы сможете вырастить гармоничную личность!

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.4 / 5. Голосов: 14

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone