«Перевёрнутый класс»: кто и зачем переворачивает традиционное обучение?
Многие поколения школьников обучались по одному и тому же принципу, усердно конспектируя теоретический материал на уроках и выполняя многочисленные практические упражнения дома. Однако современные технологии вносят коррективы в привычную организацию учебного процесса: появляются новые возможности и различные формы подачи информации. Именно благодаря повсеместной цифровизации стало возможным появление модели «перевёрнутого класса».
В чём отличие «перевёрнутого класса» от традиционного? Как меняются роли учители и учеников? В чём преимущества такого подхода, и есть ли у него недостатки? Все ответы — в нашем материале.
Содержание:
- Что такое «перевёрнутый класс»?
- Где применяется модель «перевёрнутый класс»?
- Преимущества и недостатки метода
- Как применять «перевёрнутую» модель на практике — советы учителям
Что такое «перевёрнутый класс»?
«Перевёрнутый класс» (англ. flipped classroom) — инновационная концепция обучения, которая сочетает в себе аудиторные занятия с учителем и онлайн-обучение. Однако от других моделей смешанного обучения «перевёрнутый класс» отличается тем, что знакомство с новым материалом происходит дома, а на занятиях основное время посвящено практическим заданиям и обсуждению сложных аспектов темы.
Остановимся подробнее на истории создания метода и его ключевых характеристиках.
Кто изобрёл «перевёрнутый класс»?
Идея «перевернуть» учебный процесс впервые появилась около пятнадцати лет назад у американских учителей химии Джонатана Бергмана и Аарона Сэмса. Вначале они просто хотели помочь усвоить новый материал тем ученикам, которые пропускали занятия. Бергман и Сэмс записывали аудиолекции, дополняли их презентациями в PowerPoint, и получившиеся видео выкладывали в интернет. Однако они заметили, что и многие другие учащиеся просматривают лекции, чтобы освежить в памяти информацию или разобраться в трудных моментах. Методика стала применяться на постоянной основе, а затем и другие учителя начали перенимать опыт Сэмса и Бергмана.
Примерно в то же время Салман Хан, финансовый аналитик из США, начал записывать видеоуроки по математике и выкладывать их на YouTube. Так как ролики Хана набирали огромное количество просмотров, он решил полностью посвятить себя педагогической деятельности и основал Академию Хана — некоммерческую организацию, которая ставит целью сделать образование бесплатным и доступным из любого уголка планеты.
Для чего нужно «перевёрнутое обучение»?
Благодаря инициативам Сэмса, Бергмана и Хана «перевёрнутое обучение» получило широкое распространение не только в школах, но и в вузах. Множество школьных учителей и университетских преподавателей во всём мире оценили возможность освободить академические часы для практикумов, особенно когда на изучение сложных тем отводится совсем немного времени.
Существует несколько причин, по которым педагоги обращаются к «перевёрнутой» модели обучения:
- Необходимость персонализации обучения. Все учащиеся усваивают материал в разном темпе, и во время лекции учитель не всегда имеет возможность подробно объяснять все нюансы темы отстающим ученикам. Во время домашнего изучения каждый может просматривать презентацию в своём темпе, перечитывать наиболее сложные абзацы текста, ставить видео на повтор или, наоборот, пропускать те фрагменты, которые уже знакомы.
- Дефицит учебного времени для освоения программ. Учителя вынуждены тратить большую часть занятия на объяснение темы, а на отработку нового материала остаются считанные минуты. Ученики же лишены возможности обратиться к преподавателю за разъяснениями, поэтому полученные знания усваиваются лишь частично и остаётся большое количество «пробелов».
- Отсутствие заинтересованности у учащихся. Многим школьникам и студентам колледжей и вузов сложно на протяжении всего занятия удерживать внимание на предмете лекции: если не сменить вид деятельности, большинство учеников «отключатся» уже через 10–15 минут. Мотивация к учёбе и концентрация внимания становятся выше, если учащийся может принимать в процессе активное участие, а не монотонно конспектировать монолог учителя.
- Отработка пропущенных занятий — дополнительная работа для учителя и не самое приятное занятие для учеников. «Перевёрнутое обучение» решает эту проблему, ведь у учителя всегда есть готовый материал для каждого, кто пропустил новую тему.
Ключевые принципы организации «перевёрнутого класса»
На данный момент существует множество сценариев организации работы в «перевёрнутом классе», ведь универсальная модель, придуманная Бергманом и Сэмсом, подходит не всем и должна быть адаптирована под возраст и способности учеников, а также под специфику предмета. Мы перечислим наиболее распространённые виды модели:
- Стандартный «перевёрнутый класс»: в качестве домашнего задания ученики просматривают видео, слушают подкасты учителя или читают параграфы учебника; во время урока учитель отвечает на вопросы учеников по новой теме, проверяет, насколько они поняли материал, а также проводит опыты и даёт практические упражнения.
- Продвинутый «перевёрнутый класс»: учащиеся сами находят в интернете материал по новой теме, делятся им друг с другом и готовят выступление на уроке, которое затем обсуждают в группах.
- Дискуссионно-ориентированный класс: после самостоятельного изучения материала ученики обсуждают его в классе и занимаются совместной проектной деятельностью. Такой формат подходит для гуманитарных дисциплин.
- Демонстрационно-ориентированный класс: учитель записывает на видео демонстрацию научного опыта или эксперимента, а ученики изучают запись и повторяют опыт самостоятельно — например, на уроках химии, биологии или физики.
- Комбинированный «перевёрнутый класс»: изучение темы начинается не с теории, а с практики. В небольших группах (вне урока) ученики ищут способы решить задачу или пример, затем в классе обсуждают свои идеи с учителем, а после этого дома изучают презентацию по данной теме.
- Виртуальный класс: такая форма обучения стала возможна благодаря онлайн-системам управления обучением, или LMS (Learning Management System). Формат виртуального «перевёрнутого» класса подходит для дистанционного образования, полностью исключая очные встречи с учителем: не только презентация, но и обсуждение материала, а также практика и контрольные выполняются удалённо и отправляются учителю на проверку.
Независимо от типа «перевёрнутого класса», от традиционного сценария обучения его отличают следующие особенности:
- Активная роль учащихся в образовательном процессе. Они не просто получают готовую информацию, а развивают у себя умение учиться самостоятельно.
- Учитель выполняет роль наставника и помощника, охотно отвечая на все возникающие вопросы.
- Любая презентация создаётся таким образом, чтобы её можно было пересмотреть, перечитать или прослушать столько раз, сколько необходимо для закрепления знаний; то есть это не онлайн-урок в режиме реального времени, а именно запись с неограниченным доступом. Ещё одно правило — видео, аудио и тексты для изучения не должны быть слишком объёмными.
- Основной вид классной работы — групповая. Благодаря этому увеличивается время индивидуальной работы учителя с каждым учеником, ведь ему не нужно на протяжении всего урока стоять у доски и объяснять новый материал.
- Для закрепления изученного материала и контроля успеваемости учитель проводит тесты, проверочные работы и иногда даёт практические задания на дом (после изучения теории дома и обсуждения темы в классе).
Актуальность применения «перевёрнутой» модели обучения
Ежегодно всё больше учителей внедряют в свою работу метод «перевёрнутого класса». Почему же смешанное обучение так стремительно набирает обороты?
Во-первых, даже ярым противникам прогресса приходится шагать в ногу со временем: информационные технологии применяются повсеместно; в школах ведутся электронные журналы, в интернете проводятся олимпиады и публикуются результаты экзаменов. Отрицать удобство современных технологий становится сложнее.
Во-вторых, появилось огромное количество качественных электронных образовательных ресурсов: вовсе не обязательно записывать собственные подкасты и водкасты (видеолекции), можно найти готовые материалы и просто дать ссылки на них ученикам.
Кроме того, целью системы образования больше не является простая передача знаний от учителей к ученикам: современная школа должна научить ребёнка учиться, то есть получать знания и опыт самостоятельно. Естественно, традиционные сценарии обучения для этой цели не столь эффективны.
И, наконец, учителя нередко обращаются к «перевёрнутому» обучению из-за нехватки учебных часов для глубокого изучения материала. Например, обновлённые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают сокращение аудиторной нагрузки в 5–9 классах — и при этом учителям необходимо качественно подготовить школьников к экзаменам.
Где применяется модель «перевёрнутый класс»?
Несмотря на то, что впервые метод «перевёрнутого класса» был применён в американских школах, за последние пятнадцать лет он обрёл популярность во всём мире и успешно применяется не только в общеобразовательных, но и в высших учебных заведениях. Например, в американских вузах метод активно используют в обучении физике и другим точным наукам, а также информационным технологиям, бухгалтерскому учёту и другим дисциплинам.
Некоторые зарубежные учебные заведения полностью перешли на «перевёрнутое» обучение. Американская школа Клинтондейла стала первым «перевёрнутым» учебным заведением — и вскоре её ученики значительно повысили свою успеваемость.
Потенциал «перевёрнутого» обучения в вузах стал предметом исследований многих педагогов и учёных; некоторые университеты также применяют эту инновационную модель образования на всех факультетах: например, турецкий университет MEF, открывшийся в Стамбуле в 2014 году.
В России преподаватели также охотно применяют модель «перевёрнутого класса», несмотря на определённые трудности — недоверие администрации учебных заведений, сложности в подготовке материала и недостаточное техническое оснащение рабочих мест.
Некоторые школы применяют «перевёрнутую» модель уже несколько лет и увеличивают число классов, в которых она используется на постоянной основе: например, московская гимназия №1576, где концепция применяется в пятых, шестых классах и на некоторых учебных дисциплинах в старших классах. Отмечается, что у учеников благодаря такому подходу повысилась мотивация к учёбе и успеваемость.
Среди российских вузов растёт количество тех учебных заведений, которые также отмечают положительные результаты внедрения метода. Например, в Нижегородском государственном педагогическом университете по методу «перевёрнутого класса» в рамках эксперимента занимались пять учебных групп, и во всех студенты получали больше удовольствия от учебного процесса, чем при традиционном формате занятий.
Преимущества и недостатки метода
Благодаря достаточно продолжительному опыту применения метода и большому количеству исследований его эффективности, можно выделить основные плюсы и минусы обучения в «перевёрнутом классе».
Самый главный показатель успешности внедрения модели — это, конечно, влияние на академическую успеваемость. Но тут всё не так однозначно. Некоторые масштабные исследования не слишком вдохновляют: успеваемость учащихся, как и их увлечённость образовательным процессом, при «перевёрнутом» обучении лишь незначительно выше, чем при традиционном. Однако другие исследовательские работы демонстрируют более впечатляющие цифры и доказывают, что «перевёрнутое» обучение действительно мотивирует школьников и студентов лучше учиться.
Из неоспоримых преимуществ «перевёрнутого» обучения можно выделить следующие:
- индивидуальный подход и постоянная обратная связь от учителя — в классе и онлайн;
- все ученики могут работать в своём темпе, в том числе и на уроках: учитель группирует их так, чтобы ребята с одинаковыми способностями работали вместе;
- учащиеся развивают коммуникативные способности, работая над совместными проектами;
- большое количество практики позволяет разобраться со всеми тонкостями даже самой сложной темы;
- ученики больше доверяют учителю, ведь он не просто вещает со своего поста у доски, а активно общается с каждым учеником и охотно отвечает на вопросы;
- ученики не просто изучают теорию, но и получают больше практического опыта применения новых знаний, а также учатся находить информацию и получать знания самостоятельно;
- пропустив занятие, каждый ученик может легко наверстать пропущенный материал;
- родители могут помочь ребёнку разобраться со сложной темой, просмотрев презентацию вместе с ним.
Почему же при таком внушительном списке преимуществ «перевёрнутая» модель обучения не всегда одинаково эффективна? Есть определённые сложности в применении методики, которые могут повлиять на это:
- многое зависит от личности педагога: важно не просто подготовить презентацию, но сделать её интересной, информативной и понятной. Это требует больших трудозатрат и творческого подхода;
- педагог Марина Курвитс утверждает, что иногда ученики, привыкшие к пассивному восприятию информации, относятся к своей новой роли «прагматично и формально», то есть выполняют лишь те задания, за которые предполагается выставление оценки;
- и учителям, и учащимся необходимо «прокачать» свои компьютерные навыки для подготовки к урокам, записи видео и обмена сообщениями и учебными материалами;
- при внедрении модели «перевёрнутого класса» ученики больше времени проводят за компьютером. Это может существенно увеличить нагрузку на органы зрения у тех ребят, которые и так не расстаются с гаджетами.
Как применять «перевёрнутую» модель на практике — советы учителям
Метод «перевёрнутого класса» действительно может решить некоторые проблемы системы образования, с которыми сталкиваются российские педагоги. Но как внедрить его в текущих условиях? Мы собрали самые полезные советы экспертов, которые помогут «перевернуть» ваш класс:
- Переход от традиционного формата к «перевёрнутому» следует совершать постепенно, предварительно объяснив суть происходящего и цель внедрения метода и ученикам, и родителям.
- Чтобы добиться положительных результатов, необходимо применять подход системно и на протяжении длительного времени.
- На начальном этапе применения методики выбирайте для самостоятельного изучения самые интересные темы и записывайте увлекательные презентации — эта хитрость поможет пробудить в учениках интерес и мотивацию выполнять домашнее задание.
- Записывайте короткие и максимально доступные лекции, чтобы ваше объяснение темы было понятно каждому учащемуся.
- К каждой презентации необходимо составлять небольшие задания для самопроверки.
- Убедитесь, что у каждого ученика есть техническая возможность посмотреть презентацию и в случае необходимости связаться с вами для консультации.
- Используйте полезные онлайн-сервисы для учителей: Quizizz, LearningApps, iSpring Suite, «Интернет-урок» и другие. Огромное количество ценных ресурсов для учителей, а также советы по организации «перевёрнутого класса» можно найти на сайте Марины Курвитс.
- Изучите опыт коллег, практикующих модель «перевёрнутого класса».
Каким бы противоречивым ни был опыт применения метода «перевёрнутого класса», эта инновационная модель отвечает всем требованиям, предъявляемым современному образованию: она полностью соответствует ФГОС, обеспечивает индивидуальный подход, помогает формировать практические навыки и учит получать знания самостоятельно. А значит, устранение трудностей её внедрения в российских школах и вузах — вопрос времени.
Источник фото обложки: Ground Picture/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик