Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Образование

Падежи в русском языке: как объяснить ребёнку различия и правила использования?

Важность изучения русского языка в школе сложно переоценить: полученные на уроках знания пригодятся каждому без исключения. А с недавних пор количество учебных часов по русскому языку в школах увеличили наряду с математикой и литературой.

Несмотря на усиление школьной программы, без помощи родителей многим ученикам по-прежнему не обойтись: уже в начальной школе у ребёнка могут возникнуть вопросы по таким непростым темам, как, например, падежи в русском языке. Мы подготовили самый полный путеводитель по системе падежей, вопросам и падежным окончаниям, чтобы помочь вашему школьнику во всём разобраться.

Содержание:

Падежная система русского языка

падежи и их вопросы

BalanceFormCreative/Shutterstock.com

Российские школьники изучают падежи имён существительных начиная с третьего класса; а в четвёртом классе ребята уже уверенно склоняют по падежам и другие части речи (местоимения, числительные, прилагательные и причастия).

Падеж — это грамматическая форма слова, которая демонстрирует связь между словами в словосочетании или предложении. Поэтому от того, насколько хорошо ребёнок усвоил эту тему, зависит его способность правильно строить предложения и не допускать орфографических ошибок в окончаниях слов, которые меняются при склонении по падежам.

В современном русском языке всего шесть падежей (а если вашему школьнику покажется, что шесть — это слишком много, можете его подбодрить: в древнерусском языке их было пятнадцать):

  • именительный;
  • родительный;
  • дательный;
  • винительный;
  • творительный;
  • предложный.

Именительный падеж называют прямым: это начальная форма слова, которая всегда используется без предлогов. Остальные падежи являются косвенными и могут использоваться как с предлогами, так и без них (за исключением предложного падежа, который без предлога не употребляется).

Как запомнить названия и последовательность падежей?

на какие вопросы отвечают падежи

fizkes/Shatterstock.com

У многих школьников сложности с падежами возникают уже на этапе запоминания названий. Кроме того, путаницы не избежать и с последовательностью падежей. Находчивые учителя придумывают разнообразные способы помочь ученикам: ассоциации, короткие стишки и, конечно же, акростихи.

Все взрослые наверняка помнят незабвенное «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» — тот самый акростих, благодаря которому мы запомнили порядок падежей в школе.

Акростих — это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки образуют слово или фразу. Здесь же начальные буквы каждого слова соответствуют первым буквам в названиях падежей русского языка.

Если вас смущает очевидная смысловая нестыковка этой считалочки, предложите ребёнку придумать своё собственное запоминающееся стихотворение или используйте одно из этих:

  • Имя Родители Дали бобру; не Винить, а Творить Предложили добро;
  • Имя Родители Дали: Винни Топтыжку Прозвали;
  • Извините, Родители, Дайте Ванюше Тортик Покушать;
  • Именительный, родительный,
    Дательный, винительный,
    Творительный, предложный —
    Запомнить их не сложно.
    Закадычных шесть друзей —
    Шесть чудесных падежей.

Как определить падеж?

падежи на какие вопросы отвечают

Billion Photos/Shutterstock.com

Запомнив названия и последовательность падежей, пора приступать к самому главному — учиться определять и различать падежи, подбирать правильные падежные окончания и, самое главное, излагать мысли при помощи связных предложений, ведь неверно подобранная форма слова может сильно исказить смысл всего высказывания.

Падежные вопросы

Определяют падеж существительного чаще всего по вопросу, заданному от глагола. Объясните ребёнку следующие правила:

  1. Запомнить, на какие вопросы отвечают падежи, помогут специальные вспомогательные слова — достаточно выучить по одному на каждый падеж.
  2. В связи с тем, что существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, падежных вопроса всегда два (например, для именительного падежа это «кто?» и «что?»).
  3. Всегда задавайте оба вопроса к каждому слову, чтобы не перепутать падежи с одинаковыми вопросами. Например, у родительного и винительного падежей совпадает один из вопросов — «кого?», поэтому точно определить падеж поможет только второй вопрос: у родительного падежа — «чего?», а у винительного — «что?».

Ниже мы приведём таблицу со вспомогательными словами и падежными вопросами — используйте её, чтобы помочь вашему школьнику научиться определять падежи.

Падеж Вспомогательное слово Вопросы Примеры
Именительный Есть Кто? Что? Подруга, подарок
Родительный Нет Кого? Чего? Подруги, подарка
Дательный Рад Кому? Чему? Подруге, подарку
Винительный Вижу Кого? Что? Подругу, подарок
Творительный Горжусь Кем? Чем? Подругой, подарком
Предложный Думаю О ком? О чём? О подруге, о подарке

Падежные окончания

падежи в русском языке на какие вопросы отвечают

Studio Romantic/Shutterstock.com

Склоняя по падежам слова, мы меняем лишь их окончания. То, как меняются окончания, зависит от части речи, склонения (если речь идёт о существительных), рода (у прилагательных) и числа (единственного или множественного).

Запомнив падежные окончания существительных и прилагательных, ваш ребёнок научится без труда определять падеж и не допускать орфографических ошибок при изменении падежных форм слова.

Для начала повторим типы склонения существительных:

  • первое склонение — это существительные мужского, женского и общего рода, имеющие окончания «-а/-я», а также существительные женского рода, оканчивающиеся на «-ия»: папа, книга, история, трудягаи многие другие;
  • второе склонение — существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода, оканчивающиеся на «-о/-е»: день_, герой_, счастье, окнои другие;
  • третье склонение — существительные женского рода с нулевым окончанием; их отличительный признак — мягкий знак в конце: сирень_, блажь_, дрожь_ и т.д.;
  • разносклоняемые существительные: к этой группе относятся все существительные среднего рода с окончанием «-мя» (племя, пламя и др.), а также существительные «путь» и «дитя»;
  • существительные, образованные путём перехода из другой части речи — прилагательного или причастия: вожатый, мороженое, рядовой и другие. Их следует склонять так же, как прилагательные с таким же окончанием;
  • неизменяемые существительные (такси, пальто, кино и другие) — их падеж определяется только при помощи падежного вопроса.

Итак, определив склонение существительного, можно вспомнить, какие окончания оно имеет в разных падежах, и наоборот: зная падеж, легко подобрать правильное окончание. Все падежные окончания существительных мы собрали в этой таблице:

Падеж 1-е склонение, ед.ч. 2-е склонение, ед.ч. 3-е склонение, ед.ч. Множественное число
Именительный -а/-я

(весна, семья)
нулевое; -о/-е

(лес, море)
нулевое

(топь, рожь)
-ы/-и/-а/-я

(тропы, леса, топи, звенья)
Родительный -ы/-и

(весны, семьи)
-а/-я

(леса, моря)


(топи, ржи)
нулевое; -ов/-ев/-ей/-ий

(троп, топей, лесов, деревьев, станций)
Дательный

(весне, семье)
-у/-ю

(лесу, морю)


(топи, ржи)
-ам/-ям

(домам, детям)
Винительный -у/-ю

(весну, семью)
нулевое; -о/-е/-а/-я

(лес, море)
нулевое

(топь, рожь)
нулевое; -ы/-и/-а/-я/-ей/-ов

(пап, звёзды, скамьи, дома, деревья, лошадей, мальчиков)
Творительный -ой/-ей

(весной, семьёй)
-ом/-ем

(лесом, морем)


(топью, рожью)
-ами/-ями

(цветами, перьями)
Предложный

(о весне, о семье)
-е/-и

(о лесе, о море)


(о топи, о ржи)
-ах/-ях

(о девочках, о морях)


Причастия, прилагательные и существительные, образованные путём перехода из этих частей речи, склоняются следующим образом:

Падеж Падежные вопросы Мужской род Женский род Средний род Множественное число
Именительный Какой?

Какая?

Какое?

Какие?
-ой/-ий/-ый

(дорогой, детский, милый)
-ая/-яя

(светлая, летняя)
-ое/-ее

(пушистое, синее)
-ые/-ие

(обиженные, древние)
Родительный Какого?

Какой?

Каких?
-ого/-его

(другого, летнего)
-ой/-ей

(доброй, лучшей)
-ого/-его

(сонного, морозного)
-ых/-их

(пасмурных, погожих)
Дательный Какому?

Какой?

Каким?
-ому/-ему

(доброму, весеннему)
-ой/-ей

(тёплой, искренней)
-ому/-ему

(яркому, летнему)
-ым/-им

(новым, детским)
Винительный Какого?

Какую?

Какое?

Каких?
-ой/-ий/-ый/-ого/-его

(дорогой, детский, милый, доброго, спящего)
-ую/-юю

(честную, зимнюю)
-ое/-ее/-ого/-его

(доброе, снежное, сонного, лишнего)
-ые/-ие/-ых/-их

(старые, ветхие, умных, спящих)
Творительный Каким?

Какой?

Какими?
-им/-ым

(летним, морозным)
-ой/-ей

(о прошлой, о древней)
-им/-ым

(осенним, вкусным)
-ыми/-ими

(добрыми, чуткими)
Предложный О каком?

О какой?

О каких?
-ом/-ем

(о прекрасном, о лучшем)
-ой/-ей -ом/-ем

(о тёмном, о лучшем)
-ых/-их

(об опасных, о зимних)

Отправляя ребёнка в школу, не забудьте установить на телефон приложение «Где мои дети». С точной геолокацией, функцией «Звук вокруг» и уведомлениями о перемещениях вы сможете оберегать школьника даже на расстоянии!

Особенности падежей русского языка

падежи и вопросы к ним

FamVeld/Shutterstock.com

Каждый падеж имеет свои функции и особенности использования. Познакомимся с каждым из них поближе.

Именительный падеж

Роль именительного падежа в падежной системе русского языка — особенная, и вот что обязательно нужно запомнить:

  1. Форма единственного числа слова в именительном падеже является его начальной формой.
  2. Только именительный падеж никогда не нуждается в использовании предлогов.
  3. Существительные в именительном падеже выполняют роль главного члена предложения — подлежащего или именной части сказуемого, а прилагательные — роль определения.

Пример: Наша (кто?) мама — (какая?) искусная (кто?) рукодельница.

Родительный падеж

  1. Родительный падеж является косвенным и обычно указывает на принадлежность.
  2. В предложении существительные в такой форме выступают в качестве несогласованного определения, дополнения или обстоятельства.
  3. Существительные в родительном падеже могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами «из», «из-за», «с», «без», «мимо», «возле», «около», «от», «до», «для» и другими.

Пример: Друг (кого?) Миши стоял возле (чего?) его дома.

Дательный падеж

  1. Существительные в дательном падеже часто обозначают направление или место действия, а также его адресата.
  2. В предложении существительные в дательном падеже могут быть дополнениями (подарить другу), несогласованными определениями (памятник Пушкину) и обстоятельствами (хожу по дому).
  3. Употребляются либо без предлогов, либо с предлогами «к», «по», «согласно», «вопреки», «благодаря» и некоторыми другими.

Пример: Ребята носились по (чему?) коридору вопреки (чему?) школьным правилам.

Винительный падеж

  1. Винительный падеж используется для указания объекта действия.
  2. Выполняет роль дополнения или обстоятельства в предложении.
  3. С существительными в винительном падеже могут употребляться предлоги «в», «спустя», «сквозь», «через», «за», «на», «под», «по», «включая» и «несмотря на».

Пример: Они купили (что?) этот дом несмотря на (что?) высокую стоимость.

Творительный падеж

  1. Указывает на орудие или субъект действия (чем или кем оно было совершено), а также на место действия и его причину.
  2. Существительные в творительном падеже сочетаются с предлогами «за», «перед», «между», «под», «над», «в связи с», «согласно с» и «вместе с».
  3. Выступают в роли второстепенных членов предложения.

Пример: Виляя (чем?) хвостом, пёс бодро трусил (за кем?) за хозяином.

Предложный падеж

  1. В отличие от других падежей, предложному всегда необходима помощь следующих предлогов: «о», «в», «на», «при» и «по».
  2. Предложный падеж используется для указания места и времени действия, а также предмета, объекта или человека, о котором идёт речь.

Пример: Они гуляли в (чём?) парке и делились друг с другом впечатлениями о (чём?) каникулах.

Как научить ребёнка различать падежи?

на какие вопросы отвечает падежи

Fabio Principe/Shutterstock.com

Некоторые из падежей имеют похожие вопросы или падежные окончания, поэтому школьники часто их путают. Обратите внимание вашего ребёнка на эти схожие падежи и объясните, чем они отличаются:

  • родительный и винительный: чаще всего путаница возникает, когда к одушевлённому существительному задан вопрос «кого?», характерный для этих двух падежей (например, «увидел мальчика» (В. п.) и «ранец мальчика» (Р. п.));
  • именительный и винительный: если необходимо определить падеж неодушевлённого существительного, а падежный вопрос звучит как «что?», бывает непросто увидеть разницу между именительным и винительным падежами: «захлопнулось окно» (И. п.) и «закрываю окно» (В. п.);
  • винительный и предложный: эти два падежа легко перепутать из-за одинаковых предлогов «в» и «на»: «книга лежала на столе» (П. п.) и «положил книгу на стол» (В. п.);
  • творительный и предложный: ошибки часто возникают в том случае, когда существительное отвечает на смысловой вопрос «где?», характерный для этих двух падежей: «девочка стояла на улице» (П. п.) и «девочка стояла под зонтом» (Т. п.).

Для правильного определения падежа существует простой алгоритм действий, который поможет даже в самых запутанных случаях:

  1. Определите, от какого слова в предложении необходимо задать вопрос к существительному.
  2. Задайте оба вопроса — и для одушевлённых, и для неодушевлённых существительных. Это поможет не спутать именительный падеж с винительным или же родительный с винительным.
  3. Подставьте к падежному вопросу вспомогательное слово.
  4. Если остались сомнения, задайте смысловой вопрос: например, к существительному в винительном падеже подходит вопрос «куда?», а к существительному в предложном падеже — «где?».
  5. Обратите внимание на предлог и окончание существительного. Если необходимо, замените форму слова на множественное число или другое похожее слово с тем же предлогом (если он есть):
    • по дороге — по дорогам: предлог «по» и окончание существительного 1 склонения «-е» характерны как для дательного, так и для предложного падежей, а вот окончание формы множественного числа «-ам» указывает на дательный падеж;
    • крыша шале — крыша (чего?) дома (Р. п.): замена слова поможет безошибочно определить падеж несклоняемых существительных, если ребёнок затрудняется задать к ним падежный вопрос.

Упражнения на закрепление материала

падежи вопросы

Sharomka/Shutterstock.com

Проверьте, насколько хорошо ваш ребёнок усвоил новый материал, выполнив вместе с ним эти несложные упражнения:

  1. Определите падеж прилагательного в следующих предложениях:
    Девочка в ситцевом платье машет мне рукой.
    Она нарисовала прекрасную картину.
    По синему небу летали чайки.
  2. Просклоняйте эти существительные:
    День
    Страница
    Мелочь
  3. Определите падеж и вставьте окончание существительного в предложениях:
    В корзинк_ у дедушк_ лежали румяные яблоки.
    Я вспомнил о мыш_, живущей в подпол_.
    На ветк_ рябин_ сидел снегирь и клевал ягод_.
  4. Подчеркните все существительные в родительном падеже в предложении:
    Мама Димы часто приносит с работы остатки еды и подкармливает всех кошек около дома: они бегут за ней от самой остановки автобуса. 
  5. Запишите словосочетания и определите падеж существительного:
    Рад (каникулы)
    Кушаю (вилка)
    Увидел (белка)
    Стакан (вода)
    Песня о (подвиг)

Ответы на задания

все падежи и их вопросы

F8 studio/Shutterstock.com

  1. Предложный; винительный; дательный.
  2. День, дня, дню, день, днём, дне;
    Страница, страницы, странице, страницу, страницей, странице;
    Мелочь, мелочи, мелочи, мелочь, мелочью, мелочи.
  3. Корзинке (П. п.), дедушки (Р. п.); мыши (П. п.), подполе (П. п.); ветке (П. п.) рябины (Р. п.), ягоды (В. п.).
  4. Димы, работы, еды, дома, остановки, автобуса.

Связная устная и грамотная письменная речь невозможны без знания падежной системы русского языка. Однако правильно определить падеж бывает непросто, а падежные окончания вызывают трудности не только у детей, но и у многих взрослых.

Помогите вашему ребёнку разобраться со всеми тонкостями склонения имён существительных и прилагательных и закрепите полученные знания при помощи наших упражнений!

Источник фото обложки: fizkes/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.3 / 5. Голосов: 26

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone