Зимние опыты для детей: знакомимся со свойствами снега и льда
Зима — это не только долго, но ещё и очень интересно! Можно вместе с ребёнком проводить опыты со снегом и эксперименты со льдом, в простой форме знакомясь с физикой и химией.
Предложите своим детям провести опыты со снегом и льдом из нашей подборки — и вместе удивляйтесь, восхищайтесь и узнавайте новое! Некоторые предложенные опыты можно сделать, даже если этой зимой в вашем городе снега нет.
Содержание:
- Простые эксперименты со снегом на прогулке для дошкольников и школьников
- Творческие и познавательные опыты со льдом и снегом
- Самые эффектные и необычные опыты
Простые эксперименты со снегом на прогулке для дошкольников и школьников
Покажите ребёнку основные свойства снега и льда, просто отправившись на привычную прогулку.
Опыт со снежинками. Какие они на самом деле?
Источник: academy-of-curiosity.ru
Для дошкольников и младших школьников.
Суть опыта: показать ребёнку, какими бывают снежинки. Сравнить формы и размеры, убедиться, что каждая снежинка уникальна.
Проводим опыт:
- Выберите для прогулки подходящий день: с небольшим снегопадом и не слишком морозный.
- Возьмите с собой нужные для эксперимента материалы: лупу, кусок тёмной ткани или бумаги, телефон (понадобится, чтобы сделать фотографии).
- Предложите детям игру: пусть они поймают на ткань или бумагу как можно больше снежинок.
- Рассмотрите снежинки через лупу — в ходе эксперимента дети увидят, что невозможно найти две абсолютно одинаковые снежинки.
- Сфотографируйте снежинки, чтобы дома рассмотреть их ещё лучше.
В завершение опыта расскажите детям о том, что неповторимость снежинок доказал американский ученый Кеннет Либбрехт. Он собрал самую большую в мире коллекцию снежинок, при этом среди них не нашлось двух одинаковых. Ещё Либбрехт доказал, что у большинства снежинок шесть углов, реже — три, также встречаются снежинки и с двенадцатью углами. А вот снежинок с четырьмя, пятью и восьмью углами не бывает, и вы сможете убедиться в этом сами, рассмотрев получившиеся фотографии.
Что под снегом? Узнаем, что покажет термометр под снежным покровом
Источник: newsib.net
Для дошкольников и младших школьников.
Суть опыта: на практике доказать ребёнку, что зимняя температура воздуха на улице и температура под снегом могут существенно отличаться. Этот простой эксперимент объяснит ребёнку, почему некоторые растения под снегом не замерзают.
Проводим опыт:
- Возьмите на прогулку термометр и длинную плотную нитку.
- Посмотрите вместе с ребёнком, какую температуру воздуха показывает термометр.
- Поместите термометр неглубоко в снег, убедитесь, что на поверхности снега такая же температура, как на улице.
- Теперь найдите большой сугроб, желательно высотой около 30 сантиметров, привяжите к термометру нитку и опустите его в сугроб так глубоко, как получится.
- Через полчаса достаньте термометр из сугроба и посмотрите температуру — она будет значительно выше, чем на улице.
- Расскажите ребёнку, от каких условий зависит такая разница в температуре на поверхности и в глубине снежного покрова: снег — лучший в мире теплоизолирующий материал, словно запечатывающий тепло внутри себя и не выпускающий его наружу.
Ледяные пузыри. Надуваем сказочно красивые мыльные пузыри
Источник: doseng.org
Для любого возраста.
Суть опыта: увидеть, как замерзают мыльные пузыри на морозе. Объяснить ребёнку, что так происходит благодаря тому, что в пузырях содержится вода.
Проводим опыт:
- Чтобы эксперимент получился, выберите морозный день, когда температура на улице опустится до -10 °C или ниже.
- На прогулке предложите ребёнку надуть мыльные пузыри.
- Обратите внимание ребёнка, что мелкие кристаллики появляются на поверхности пузыря сразу же, а полностью пузырь замерзает только через несколько секунд.
- Если ребёнок старше семи лет, можно объяснить ему, что появление узоров на пузыре называется процессом кристаллизации, если малышу меньше семи лет, достаточно рассказать, что в пузырях есть вода, а вода всегда замерзает на холоде.
Творческие и познавательные опыты со льдом и снегом
Цель этих опытов — показать ребёнку свойства снега и льда, подключив детское воображение и превратив деятельность по исследованию снега и льда в творческий процесс.
Экспериментировать можно в домашних условиях или провести опыты на занятиях в детском саду и школе.
Куда исчезает снег? На простом примере разбираемся, что такое плотность вещества
Источник: thepresentation.ru
Для дошкольников.
Суть эксперимента: показать детям, как изменяется объём снега в разных состояниях.
Проводим опыт:
- Наполните банку снегом.
- Если есть возможность, для большей наглядности взвесьте набранный снег.
- Закройте банку крышкой и дайте снегу согреться при комнатной температуре.
- Когда снег растает, покажите ребёнку, что воды в банке совсем немного (если взвесить воду, окажется, что её вес примерно в пять раз меньше веса снега до таяния).
После проведения опыта можно простыми словами поговорить с ребёнком о плотности вещества. Между снежинками, из которых состоит снег, находится много воздуха, поэтому плотность снега низкая: снег лёгкий и теряет много веса, если его растопить.
Опыты со снегом хороши своей наглядностью. Конкретно этот опыт покажет, что вода, оставшаяся после таяния снега, — грязная, а значит, есть снег и лизать сосульки не нужно.
Как помочь снегу таять быстрее? Изучаем свойства снега
Источник: academy-of-curiosity.ru
Для дошкольников и младших школьников.
Суть опыта: посмотреть, как плотность снега влияет на скорость таяния.
Проводим опыт:
- Попросите ребёнка положить в одну ёмкость снег, предварительно сформировав из него плотный комок.
- В другую ёмкость положите примерно такое же количество снега «как есть», не придавая ему никакой формы.
- Понаблюдайте вместе с ребёнком, в какой из ёмкостей таяние начнется быстрее.
- Поговорите о том, почему скатанный в комок снег тает медленнее: ребёнок сделал снег плотнее, воздуха в нём стало меньше, поэтому тепло в снежок проникает медленно.
Лёд без примесей. Узнаем, почему лёд всегда пресный
Для дошкольников и младших школьников.
Суть эксперимента: опытным путём убедиться, что лёд не меняет вкус под воздействием других веществ.
Проводим опыт:
- В одну ёмкость с водой добавьте сахар, в другую — соль.
- Заморозьте воду в морозилке.
- Спросите детей, какими теперь будут ледяные кубики на вкус — скорее всего, дети предположат, что лёд станет сладким и солёным.
- Предложите детям оценить вкус кубиков.
- Объясните, что кубики остались пресными, потому что лёд отталкивает любые посторонние примеси — по этой причине лёд в Северном Ледовитом океане всегда остаётся пресным, хотя и окружен солёной водой.
Цветной снег. Раскрашиваем снег красками
Источник: babyblog.ru
Для старших дошкольников и школьников.
Суть опыта: узнать, можно ли раскрасить снег.
Проводим опыт:
- Подготовьте снег и краски для работы.
- Предложите ребёнку раскрасить снег сначала в один, а потом в несколько цветов.
- Дайте объяснение опыту: если ребёнок маленький, скажите, что из-за рыхлости снег легко впитывает краску, школьнику расскажите о том, что температура краски выше температуры снега, поэтому краска легко впитывается в снег.
Делаем лёд сами. Наблюдаем, как обычная чашка превращается в ледяную
Для старших дошкольников и школьников.
Суть эксперимента: узнать, как взаимодействуют лёд и соль при комнатной температуре.
Проводим опыт:
- На поверхность (можно использовать разделочную доску, например) налейте немного воды.
- В чашку положите лёд (можно использовать лёд, замороженный в морозилке) или снег, добавьте соль.
- Оставьте на пять минут, через это время под чашкой образуется ледяная корочка, а оторвать чашку от поверхности не получится.
Видеоинструкция:
Расскажите ребёнку, что смесь соли и льда (или снега) охлаждает сама себя. Именно поэтому лёд в чашке, хоть он и начинает таять под воздействием тепла, всё равно стремится сохранить холод.
Снег обычный и солёный. Изучаем скорость таяния
Для школьников.
Суть эксперимента: увидеть, как влияет добавление соли на таяние снега.
Проводим опыт:
- Приготовьте необходимые материалы: две одинаковые чашки (или другие ёмкости), снег с улицы или из морозильной камеры, соль, две маленькие бутылочки, воду.
- В одну чашку добавьте снег, в другую — снег с солью.
- Бутылочки с водой опустите в чашки, через 30 минут оцените результат.
- Вода в бутылочке, опущенной в снег с солью превратится в лёд: это доказывает, что снег со льдом — холодная смесь, которая охлаждает сама себя.
Видеоинструкция:
Собираем увлекательные идеи досуга для вашего ребёнка и присылаем раз в месяц прямо на почту! Подписывайтесь на нашу рассылку и всегда знайте, чем занять ребёнка.
Самые эффектные и необычные опыты
Эти опыты со льдом и снегом настолько увлекательны, что дети запомнят их надолго.
Волшебная сосулька. Делаем необычную цветную сосульку своими руками
Источник: 38шалунов.рф
Для детей любого возраста, дошкольникам и младшим школьникам понадобится помощь родителей.
Суть опыта: увидеть, как появляются сосульки и как вода меняет своё состояние.
Инструкция:
- Опыт нужно проводить на улице при достаточно низкой температуре, не выше -5 °C.
- Возьмите пластиковую бутылку, отрежьте у неё горлышко, проделайте одно или несколько отверстий на дне.
- Через каждое отверстие проденьте плотную нить, смоченную водой — вода нужна для того, чтобы процесс замерзания начался быстрее.
- Возьмите на улицу подготовленную бутылку и другие нужные материалы: ёмкость с прохладной водой, несколько пластиковых контейнеров, наполненных водой с добавлением красителей.
- На улице закрепите бутылку с нитками повыше, но так, чтобы можно было подливать в бутылку воду: например, на дереве, лестнице.
- Контейнеры с водой поставьте на землю, под бутылками, поместите в контейнеры концы ниток из бутылки.
- В бутылку с нитками налейте прохладную воду и добавьте краситель — вода обязательно должна быть не тёплой, чтобы лёд не растаял (можно взять шприц, чтобы наливать воду понемногу).
- Наблюдайте, как на нитях формируются цветные сосульки, периодически подливая воду и добавляя красители разных цветов.
Пингвины и снег. Узнаем, почему пингвины отлично себя чувствуют в любые холода
Для дошкольников и младших школьников.
Суть опыта: показать детям, почему пингвины и другие животные, живущие в Арктике и Антарктике (белые медведи, моржи), не замерзают даже в самые сильные морозы.
Проводим опыт:
- Попросите ребёнка вырезать пингвинов из картона (можно использовать шаблон ниже) и с двух сторон раскрасить готовые фигурки восковыми мелками.
Источник: klubmama.ru
- Наберите снег на улице или используйте снег из морозильной камеры, положите картонных пингвинчиков в снег.
- Подождите, пока снег начнет таять и попросите ребёнка проверить, не намокли ли фигурки пингвинов.
- Когда ребёнок убедится, что фигурки остались сухими, расскажите, что у настоящих пингвинов возле хвоста находятся железы, вырабатывающие масло, которым пингвины смазывают себя, поэтому они не мёрзнут и не мокнут (в нашем опыте функцию масла выполняют восковые мелки).
Раскрашиваем ледяной стакан. Изучаем свойства льда
Источник: detkipodelki.ru
Для дошкольников и младших школьников.
Суть эксперимента: увидеть, как взаимодействуют лёд, соль и краски.
Проводим опыт:
- Заранее заморозьте воду в пластиковом стаканчике.
- Посыпьте стаканчик солью и предложите ребёнку попробовать раскрасить ледяной стакан.
- Объясните ребёнку, что краска образовала на стакане красивые разводы благодаря соли: соль вступила в реакцию со льдом, под воздействием тепла лёд начал таять и появились трещинки, а эти трещинки заполнила краска.
Цветной вулкан. Делаем необычный снежный вулкан на улице или дома
Для школьников.
Суть опыта: понаблюдать за взаимодействием разных веществ.
Проводим опыт:
- В бутылку налейте воду, краситель и жидкое мыло, встряхните смесь.
- Из снега сформируйте вулкан.
- В «кратер» вулкана добавьте соду, лимонную кислоту и смесь из бутылки — получится цветной извергающийся вулкан.
Видеоинструкция:
Шипящий снеговик из искусственного снега. Учимся делать снег сами
Для школьников.
Суть опыта: помочь ребёнку поэкспериментировать с несколькими разными веществами, понаблюдать за их взаимодействием.
Проводим опыт:
- Смешайте соду, крахмал, жидкое мыло и воду — получится сухой искусственный снег.
- В отдельной ёмкости смешайте воду и лимонную кислоту.
- Из сухого снега сформируйте снеговика.
- Используя пипетку, капните несколько капель смеси из воды и лимонной кислоты на снеговика и оставшийся снег — они начнут шипеть и пениться.
Видеоинструкция:
Проводите с детьми самые интересные эксперименты со снегом и льдом, пока зима не закончилась. Благодаря совместным опытам ваш ребёнок больше узнает об окружающем мире и, возможно, заинтересуется физикой и химией!
Источник фото обложки: Malenkka/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик