Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Советы родителям

7 популярных инновационных методик раннего развития детей

Раннее развитие детей всегда вызывает много споров. Даже в среде психологов и педагогов. Одни считают, что чем раньше ребёнок начнёт обучаться различным навыкам, тем проще ему будет в дальнейшей жизни. Другие ратуют за продление детства без лишней информации.

Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с 7 самыми популярными инновационными методиками раннего развития и составить своё мнение об их полезности для ребёнка.

Содержание:

Что такое раннее развитие детей?

методики раннего развития

ESB Basic/Shutterstock.com

Раннее развитие детей подразумевает интенсивное обучение ребёнка в период с рождения до 3 лет.

Почему так важен именно этот период? До 3 лет у детей идёт интенсивное развитие мозга и нервной системы, закладываются основы основ.

Что можно развивать у малыша:

  • сенсорную сферу: органы зрения, слуха, тактильное восприятие;
  • моторную сферу: крупную и мелкую моторику;
  • эмоциональную сферу: умение проявлять свои эмоции и чувства и распознавать их у других людей;
  • интеллектуальную сферу: значение слов и понятий, навыки чтения и счёта.

Что даёт раннее развитие:

  1. Новые знания пробуждают у малыша любознательность: он стремится больше узнать об интересном предмете, задаёт вопросы.
  2. Раскрывается потенциал ребёнка, становятся видны его сильные и слабые стороны.
  3. Успехи в обучении повышают самооценку малыша, мотивируют его к дальнейшим действиям.
  4. Раннее развитие способствует формированию эмоциональной стабильности, учит детей понимать и выражать свои чувства.

Prostock-studio/Shutterstock.com

Некоторые недостатки:

  1. Интенсивные программы раннего обучения могут создавать излишнее давление, что негативно сказывается на психическом здоровье.
  2. Слишком структурированные программы могут ограничивать время, которое ребёнок мог бы провести в свободной игре, что также важно для развития.
  3. Недостаточный отдых и переутомление могут оказать негативное воздействие на физическое и эмоциональное состояние ребёнка.

Родители играют ключевую роль в процессе раннего развития, предоставляя подходящие игры, книги и стимулирующую обстановку. Это создаёт основу для будущего обучения и успешной социализации ребёнка.

3 составляющих успешного раннего развития ребёнка:

  1. Специально созданная развивающая среда (пособия, игрушки, дидактические игры, спортивные снаряды и т. д.)
  2. Совместная деятельность ребёнка со взрослым.
  3. Занятия в форме игры, а не урока.

Успешное раннее развитие требует баланса. Это вложение в будущее ребёнка, но важно помнить об уникальности каждого ребёнка и предоставлять им пространство для свободного творчества и самовыражения.

7 методик раннего развития детей

Рассмотрим семь эффективных методик, которые помогают раскрыть потенциал вашего малыша, поддерживая его физическое, эмоциональное и когнитивное развитие.

Методика Монтессори

LightField Studios/Shutterstock.com

Метод обучения и развития детей по Монтессори является одним из самых популярных в России и в мире. Его создатель — итальянский врач и педагог Мария Монтессори. Девиз методики: «Помоги мне сделать это самому».

Суть обучения по системе Монтессори заключается в создании специальной среды, насыщенной разнообразными предметами и материалами для развития ребёнка. Всё это должно быть в свободном доступе — ребёнок сам выбирает, чем ему играть. Взрослый только помогает ему и направляет его действия.

Подробнее узнать о системе Монтессори можно здесь.

С какого возраста подойдёт методика: с рождения.

Плюсы:

  • формирование навыков самостоятельности и самодисциплины;
  • возможность развиваться в своём темпе;
  • развитие внимательности и наблюдательности;
  • развитие мелкой моторики рук.

Минусы:

  • высокая цена пособий и обучения;
  • не развиваются творческие способности и эмоциональная сфера;
  • мало внимания уделяется физическому развитию;
  • не развиваются навыки общения детей друг с другом.

Отзывы родителей: 

Елена, дочка Маша:

«Про методику Марии Монтессори я узнала, когда была беременна Машей. Она мне очень понравилась. Познакомившись с её правилами, я поняла, что вполне могу их применить с Машей. Например, я научила дочь мыть посуду, когда ей было всего полтора года. Также мы делаем вместе с ней много самодельных игрушек и играем потом в них. А ещё дочка просто обожает стирать свои вещи».

Методика Гленна Домана

Источник: max.kg

Её создатель — американский врач-физиотерапевт Гленн Доман. Он разработал специальную систему интеллектуального и физического развития детей.

Доман создал карточки для занятий, на которых изображены фрукты, овощи, цвета, животные и другие категории. Взрослый должен быстро показать ребёнку карточку с предметом, назвать его, а затем переходить к следующей.

Согласно методике Домана, по карточкам нужно заниматься 3-4 раза в день, а также постоянно повторять изученный материал. Сам автор считал, что такое обучение стимулирует у ребёнка различные отделы головного мозга, и за счёт этого развитие малыша происходит в ускоренном темпе.

Физическое развитие по методике Домана включается в себя специальные упражнения. Для самых маленьких это может быть гимнастика или ползание в специальном желобе, который получил название трек Домана. Для более старших ребят Доман советует ходьбу по бревну, бег и занятия на турниках.

С какого возраста подойдёт методика: с рождения.

Плюсы:

  • простота системы обучения;
  • карточки можно изготовить самостоятельно;
  • развивается зрительная память и концентрация внимания.

Минусы:

  • не развиваются творческие способности ребёнка;
  • требуется постоянный контроль взрослого;
  • у детей часто пропадает интерес к карточкам;
  • большой поток информации перегружает нервную систему ребёнка.

Отзывы родителей:

Марина, сын Илья:

«Мы занимались с Ильёй по методике Глена Домана с 9 месяцев. Я старалась, конечно, делать так, как написано в методичке, но часто приходилось подстраиваться под ребёнка и его способности. Илюше в 3 года очень нравилось собирать слова из букв, а в 4 года он уже уверенно читал. Математикой заинтересовался только к 5 годам».

Вальдорфская педагогика

Fh Photo/Shutterstock.com

«Отцом» вальдорфской педагогики по праву считается Рудольф Штайнер. Он открыл первый детский сад для работников табачной фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда произошло и название системы), где применил специальную технологию для обучения детей. В основе вальдорфской педагогики лежит философское течение — антропософия.

В вальдорфских школах и детских садах действует принцип «неопережения» — дети учатся в комфортной обстановке в индивидуальном темпе. Ребёнок может в любой момент отказаться от предложенного ему задания.

Подробнее узнать о вальдорфской педагогике вы можете здесь.

С какого возраста подойдёт методика: с 3 лет.

Плюсы:

  • ребёнок не испытывает стресса при обучении, не боится ошибиться;
  • дети сдают экзамены так же, как и в государственных школах;
  • развивается творческий потенциал ребёнка.

Минусы:

  • высокая стоимость обучения;
  • обучение чтению и письму начинается поздно;
  • методика не подходит детям с математическим складом ума.

Есть ещё одна особенность современных вальдорфских школ, которую можно отнести как к плюсам, так и к минусам, — это запрет на использование детьми гаджетов.

Отзывы родителей:

Мама Виктория, дочь Кира:

«Дочь обучается в вальдорфской школе в Подмосковье. Школа уютная, много детских работ на стенах. Обязательно участие родителей в жизни школы — мы постоянно что-то шьём, рисуем, лепим, проводим праздничные мероприятия с детьми. К ребятам в школе относятся с уважением. Учат их не бояться выразить своё мнение, проявить инициативу».

Методика семьи Никитиных

Мастер-класс «Игровая технология “Кубики Б. П. Никитина”»

Источник: abakus-center.ru

Родители семерых детей, педагоги Борис и Лена Никитины, разработали собственную систему раннего развития детей. Согласно ей, ребёнок должен развиваться как интеллектуально, так и физически. Всё это можно легко сделать в домашних условиях. Достаточно создать ребёнку среду, насыщенную всевозможными головоломками, спортивными снарядами и тренажёрами.

Ребёнок по системе Никитиных должен играть в игры, подходящие для более старшего возраста. В этом случае его развитие даст мощный скачок вперёд.

В жизнь ребёнка должны быть активно вовлечены и родители. Прогулки, совместные игры и занятия — всё это необходимая часть процесса воспитания по Никитиным. Старшие дети должны заботиться о младших, а также выполнять посильную работу по дому.

С какого возраста подойдёт методика: с рождения.

Плюсы:

  • сочетание умственного развития с физическим;
  • родители проводят большое количество времени с детьми;
  • особое внимание уделяется здоровью детей.

Минусы:

  • не развивается речь и творческое мышление;
  • методы закаливания подходят не всем детям;
  • отсутствует индивидуальный подход к ребёнку.

Отзывы родителей:

Алёна, сын Матвей:

«Стали заниматься по головоломкам Никитиных, когда Матвею было 2 года. Со временем сыну стало это неинтересно, он не понимал, как нужно складывать кубики по схемам. Около года игры просто пролежали на полке. Сейчас Матвей снова стал интересоваться ими, складывает узоры, просит меня помочь ему, если что-то не получается. Хочу ещё приобрести парочку таких игр, будем осваивать».

Методика Масару Ибуки

Японский предприниматель Масару Ибука тоже внёс свой вклад в создание методик раннего развития и придумал свою систему обучения малышей. Согласно ей, обучать ребёнка каким-либо знаниям и навыкам надо в первые годы жизни, когда его мозг как губка впитывает в себя любую информацию. Малыш легко может обучиться как родной речи, так и иностранному языку.

Свои мысли Ибука отразил в книге «После трёх уже поздно», которая разошлась огромным тиражом по всему миру.

Подробнее узнать о методике Масару Ибука вы можете здесь.

С какого возраста подойдёт методика: с рождения.

Плюсы:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • развитие навыков самообслуживания и самостоятельности.

Минусы:

  • отсутствие пособий по методике, по которым можно было бы обучать ребёнка;
  • методика рассчитана на японских детей, чьё воспитание сильно отличается от нашего.

Методика Сесиль Лупан

Subbotina Anna/Shutterstock.com

Сесиль Лупан, актриса и мама двоих дочерей, заинтересовалась ранним развитием после того, как побывала на семинаре Гленна Домана. Она создала собственную методику, согласно которой весь процесс обучения ребёнка должен проходить в форме игры, а лучшие учителя для малыша — это сами родители.

Главные идеи методики Лупан:

  1. Ребёнок должен быть окружен любовью.
  2. Обучение должно приносить радость и взрослым, и детям.
  3. Родителям необходимо наблюдать за ребёнком, прислушиваться к его желаниям.

Если вы заинтересовались методикой Сесиль Лупан, рекомендуем познакомиться с её книгой «Поверь в своё дитя» о всестороннем развитии ребёнка с первых дней его жизни.

С какого возраста подойдёт методика: с рождения.

Плюсы:

  • уделено много внимания эмоциональному контакту ребёнка и родителей;
  • методика не требует денежных затрат.

Минусы:

  • система раннего развития разработана мамой, а не психологом или педагогом;
  • отсутствие пособий для обучения, только рекомендации.

Отзывы родителей:

Анна, сын Саша:

«Я прочитала книгу Сесиль Лупан “Поверь в своё дитя”, когда Саше исполнился годик. Она мне очень понравилась, и я решила воспитывать сына так, как пишет автор. Но со временем я стала больше присматриваться к Саше, много пробовала с ним различных “фишек”, смотрела, что идёт, а что нет. И поняла, что мой ребёнок развивается в своём темпе, и я не хочу его подгонять. Хотя методы Лупан мне до сих пор очень симпатичны и интересны».

Методика Николая Зайцева

Источник: deti-ddd.ru

Об этой методике наверняка многие родители уже слышали. Петербургский педагог Николай Зайцев разработал собственную систему обучения маленьких детей чтению и счёту. Он предложил обучать детей не по буквам, а по так называемым складам — сочетанию гласного и согласного или согласного с твёрдым или мягким знаком.

Склады Зайцев разместил на гранях специальных кубиков разного размера и цвета.

Сначала дети просто играют с кубиками, потом вместе со взрослым пропевают склады, а затем постепенно учатся составлять из них первые слова.

Также Зайцев разработал кубики для изучения английского языка и собственную систему обучения счёту — с закрашиванием квадратов на стене.

С какого возраста подойдёт методика: с 2 лет.

Плюсы:

  • занятия проводятся в игровой форме;
  • дети быстро обучаются чтению и счёту;
  • развивается зрительная память.

Минусы:

  • методика отличается от традиционных способов обучения чтению и счёту — у ребёнка могут возникнуть трудности в детском саду и школе;
  • в системе нет чёткой последовательности;
  • нет развития мелкой моторики рук.

Отзывы родителей:

Людмила, дочь Вера:

«Моя дочка шустрая, непоседливая, да ещё вдобавок и холерик по темпераменту. Поэтому кубики Зайцева отказались для неё не очень интересными. Ей было веселее их подкидывать в воздух, чем пытаться прочесть, что там написано. Вот у подруги сыну гораздо интереснее было с ними заниматься. Они и поиграют, и склады пропоют, но он совсем другой по характеру: спокойный, медлительный, не такой, как Вера».

Другие методики раннего развития: краткий обзор

инновационные методики раннего развития

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

Мы рассказали о наиболее известных методиках раннего развития детей, теперь предлагаем вам познакомиться с теми методиками, которые не так популярны среди педагогов и родителей, но не менее интересны. Возможно, что-то привлечёт ваше внимание и вы захотите узнать подробнее:

  1. Система Макаренко — основана на трудовом воспитании, коллективизме и дисциплине.
  2. «Школа семи гномов» — программа всестороннего обучения ребёнка от рождения до школы с красочными пособиями.
  3. Развивающие игры Воскобовича — система раннего развития детей, основанная на логических играх для малышей и ребят постарше.
  4. Методика Чаплыгина — схожа с кубиками Зайцева. На гранях кубиков написаны буквы и наиболее употребительные слоги: ма, па, ба и т. д.
  5. «Музыка с мамой» Железновых — развивающие музыкальные занятия, на которых ребёнок с мамой проговаривают потешки, поют детские песенки и всё это сопровождают движениями.
  6. Методика Марии Гмошинской «Художники в памперсах» — занятия рисованием малыша вместе с мамой.
  7. Методика физиологов Китаева и Трунова — динамическая гимнастика для малышей до года.
  8. Методика Тюленева, получившая название МИРР — метод интеллектуального развития ребёнка. Она предполагает, что младенцев легко можно обучить чтению, счету, рисованию и даже нотной грамоте. Для этого лишь нужно заниматься с ним с первых дней жизни.

Предпочитаемые методики могут различаться, а вот потребность обезопасить своего ребёнка у всех родителей едина. Воспользуйтесь приложением «Где мои дети», чтобы быть рядом с ребёнком даже на расстоянии. В этом вам помогут функции GPS-трекинга, «Звук вокруг» и уведомления о перемещениях ребёнка.

Как выбрать методику, подходящую именно вашему ребёнку?

Antonio Guillem/Shutterstock.com

Мы рассмотрели с вами лишь часть методик раннего развития детей. Время не стоит на месте, а значит, каждый год к существующим методикам добавляются всё новые и новые.

Как же выбрать ту, которая подойдёт именно вашему ребёнку? Вот несколько советов:

  1. Ознакомьтесь со всеми методиками развития и выберите ту, которая вам наиболее понятна и близка.
  2. Подумайте, будете ли вы следовать методике полностью или возьмёте лишь часть упражнений из неё.
  3. Обратите внимание на реакцию ребёнка, когда вы ему предлагаете то или иное занятие.
  4. Не отрывайте ребёнка от интересной ему деятельности, даже если вам кажется, что она не соответствует методике.
  5. Старайтесь развивать все стороны личности ребёнка, уделяя внимание как физическому развитию, так и интеллектуальному.
  6. Не перегружайте ребёнка заданиями, внимательно отслеживайте признаки утомления у малыша и вовремя прекращайте занятия.

Часто задаваемые вопросы

Oksana Kuzmina/Shutterstock.com

Полезно ли раннее развитие детям?

Как мы уже говорили, споры вокруг раннего развития детей не утихают до сих пор.

Интересно мнение по этому поводу Аси Штейн, педагога, автора статей по раннему развитию, а также мамы троих детей: «Многие родители, боясь упустить “тот самый момент”, вводят в жизнь ещё только появившегося на свет ребёнка всевозможные карточки, кубики, таблицы. Что можно посоветовать таким беспокойным мамам и папам? Совсем не развивать ребёнка нельзя. Но если маме не хочется, она тяготится этим, или у неё просто не хватает времени, то вполне можно обойтись и без этих методик. То, что должно быть у ребёнка, — это игра: с машинками, куклами, кубиками, конструкторами, посудкой. И ещё то место, где ему никто не будет мешать играть и контролировать, что же он с этими кубиками и паровозиками там делает».

Ребёнок в 2-3 года находится на пике своей любознательности. Он часами может переливать воду из стакана в тазик и обратно, смотреть, как сыпется песок или крупа. Он готов одолеть любые препятствия, только чтобы добраться до желаемого предмета. Поэтому взрослый ни в коем случае не должен его ограничивать какими-либо рамками, условностями или желанием сделать из него гения или вундеркинда.

Подведём итог: раннее развитие полезно для малышей только при правильном подходе родителей. Необходимо быть чутким и внимательным к своему ребёнку, замечать даже небольшие его достижения и радоваться вместе с ним.

Как работают школы раннего развития?

Krakenimages.com/Shutterstock.com

Если у вас не хватает времени или сил (а может, и того, и другого) на занятия с ребёнком, всегда есть возможность отдать его в школу или центр раннего развития.

Как правило, такие школы работают по разным методикам и программам. Они оснащены всем необходимым оборудованием для занятий. Например, кубиками Зайцева или рамками Монтессори. В некоторых может быть даже спортивный зал или бассейн.

В школах раннего развития сформированы несколько групп в зависимости от возраста детей:

  • от 0 до 6 месяцев;
  • с 6 до 12 месяцев;
  • с 1 года до 1,5 лет;
  • с 1,5 года до 2 лет;
  • с 2 до 3 лет.

Занятия могут быть:

  • индивидуальные (педагог работает вместе с одним ребёнком);
  • групповые (педагог работает с 2-3 детьми);
  • «мама+малыш»;
  • групповые с родителями.

Школы или центры лучше посещать в первую половину дня, когда малыш полон энергии, выспался и хорошо покушал.

Кто такой педагог раннего развития?

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

В центрах раннего развития, а также в младших группах дошкольных образовательных учреждений с маленькими детьми работают специальные педагоги.

Давайте познакомимся с их работой.

Итак, педагог по раннему развитию:

  • знает особенности каждого ребёнка, умеет войти с ним в контакт и научить чему-то новому;
  • проводит занятия с малышами по одной или нескольким программам раннего развития;
  • использует оборудование и пособия, необходимые для занятий; следит, чтобы ребёнок не поранился, не упал во время игры;
  • обучает ребят навыками гигиены и самообслуживания;
  • отслеживает динамику развития каждого ребёнка, сообщает об успехах и достижениях малышей их родителям;
  • знает большое количество детских потешек, сказок и песенок.

Но каким бы замечательным ни был педагог раннего развития, он не сможет заменить ребёнку его родителей. Поэтому очень важно, чтобы малыши помимо занятий в центре получали любовь, внимание и заботу от своих мам и пап.

Мы рассказали вам о наиболее популярных методиках раннего развития детей. Какую из них выбрать — решать только вам. Пробуйте разные варианты, совмещайте методики, делайте то, что нравится вашему малышу, и тогда точно не ошибётесь!

Успешного вам развития!

Источник фото обложки: PhotoJuli86/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.3 / 5. Голосов: 6

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone