Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Советы родителям

«Помоги мне сделать это самому»: развитие ребёнка по системе Монтессори

Что нужно для того, чтобы вырастить самостоятельного, дисциплинированного и всесторонне развитого ребёнка? Этим вопросом задаются многие родители в поиске подходящих воспитательных методов; и поиски, как правило, приводят их к системе Монтессори.

Методика Монтессори, разработанная более ста лет назад, не утрачивает своей актуальности и очень востребована по сей день. В чём причина такой популярности? Кому подходит эта образовательная система, и есть ли у неё недостатки? Как применить её на практике? Всё, что нужно знать родителям о педагогике Монтессори, — в нашем материале.

Содержание

Кто такая Мария Монтессори и чем она знаменита?

монтессори дети

Источник: Nationaal Archief, wikipedia.org

Мария Монтессори была итальянским врачом и педагогом, которая в начале своей профессиональной деятельности работала с детьми с особенностями развития. Именно для них в 1897 году она начала разрабатывать свои образовательные методы, так как была глубоко убеждена, что таким детям была необходима не столько медицинская, сколько педагогическая помощь.

В скором времени дети с особенностями развития стали читать, писать и считать лучше, чем их здоровые сверстники. Поэтому система была адаптирована и для здоровых детей; а в 1907 году Монтессори возглавила детский сад «Дом ребёнка», где с малышами занимались по её методикам. Принципы обучения Марии Монтессори имели успех: «Дома ребёнка» открылись ещё в нескольких городах, а затем и другие детские сады стали работать по системе Монтессори.

В 1929 году Марией Монтессори и её сыном была учреждена Международная Ассоциация Монтессори, которая сегодня обучает монтессори-педагогов по всему миру и продолжает популяризировать идеи автора методики.

Педагогическая система Монтессори

Чтобы понять, в чём причины популярности детских садов и школ Монтессори во всём мире, и выяснить, подходит ли такая система обучения вашему ребёнку, стоит разобраться в основных принципах монтессори-педагогики.

В чём заключается суть методики?

монтессори кратко

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

По мнению Марии Монтессори, образовательный процесс должен заключаться не в простой передаче знаний ребёнку, а в стремлении раскрыть его потенциальные возможности. В системе Монтессори это достигается посредством предоставления ребёнку свободы и самостоятельности в выборе деятельности.

По сути, ребёнок развивается самостоятельно в тщательно продуманной образовательной среде, естественным образом получая необходимые практические навыки.

Какова роль педагога в этом процессе? В методике Монтессори он не мешает саморазвитию детей, а лишь помогает выявить интересы ребёнка в данный момент и предлагает ему подходящий вид деятельности. Ещё одна задача монтессори-педагога — создать наиболее благоприятные условия для ребёнка, соответствующие текущему сензитивному периоду его развития.

Понятие сензитивных периодов

башня монтессори

Lordn/Shutterstock.com

В основе метода Монтессори лежит теория о том, что в своём развитии ребёнок проходит определённые этапы, когда те или иные навыки усваиваются им эффективнее и наиболее естественным образом. Эти периоды основательница методики назвала сензитивными вслед за ботаником Хуго де Фризом, который использовал этот термин, описывая развитие различных организмов.

В возрасте до шести лет все дети проходят шесть основных сензитивных периодов развития, когда они дольше могут концентрироваться на определённом виде деятельности:

  1. От рождения до трёх лет — период восприятия порядка, когда ребёнок легко учится поддерживать порядок в своих вещах.
  2. От рождения до пяти с половиной лет — период сенсорного развития, в который важно трогать, пробовать, нюхать, слушать и смотреть.
  3. От рождения до шести лет — период развития речи, когда легче всего овладеть родным и иностранным языком, а с пяти до шести лет — письмом.
  4. От года до четырёх лет — период освоения действий и движений, когда важно научиться контролировать своё тело.
  5. От полутора до четырёх с половиной лет — период развития мелкой моторики.
  6. От двух с половиной до шести лет — период формирования социальных навыков.

Все эти временные рамки приблизительны: начало прохождения каждого периода и его продолжительность индивидуальны. Поэтому монтессори-педагогу важно точно определить сферу интересов ребёнка на определённом этапе его развития и подобрать максимально эффективную деятельность: если не сделать это вовремя, время может быть упущено и в дальнейшем на формирование навыка будет затрачено гораздо больше усилий.

Ключевые принципы методики

методика монтессори для детей

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

В работе с детьми по системе Монтессори важно руководствоваться её главным правилом: «Помоги мне сделать это самому». Из этого правила вытекают и основные принципы методики:

  1. Раннее развитие ребёнка: в стремлении стать независимым от взрослых даже новорождённый младенец готов непрерывно развиваться и осваивать новые навыки.
  2. Подготовленная среда: ребёнок — сам себе учитель, и у него должна быть возможность самостоятельно организовать свою деятельность. Для этого пространство в монтессори-классе поделено на несколько зон, в которых ребёнок легко получает доступ ко всем необходимым материалам.
  3. Свобода выбора: ребёнок сам решает, в какой зоне и как долго он хочет заниматься.
  4. Самостоятельность: дети не просто организуют свою деятельность, но и убирают за собой, и договариваются с другими детьми о том, в каком порядке они будут пользоваться материалами.
  5. Второстепенная роль учителя и воспитателя: педагог лишь помогает организовать учебный процесс, а затем наблюдает за ним со стороны.
  6. Соблюдение правил: чтобы работа в группе или классе была упорядоченной, обязательно нужно убирать за собой; не мешать другим заниматься; не шуметь и терпеливо ждать, когда освободятся интересующие ребёнка материалы.
  7. Отсутствие запретов, критики, поощрений и наказаний: внутренняя мотивация детей настолько сильна, что они сами стремятся исправлять ошибки. Похвалы и поощрения также излишни: они учат детей оценивать и сравнивать себя с другими.
  8. Разновозрастность: в группах Монтессори обучаются дети с разницей в возрасте до трёх лет. Так дети учатся взаимопомощи, терпению и ответственности.

Предоставьте своему ребёнку больше свободы и самостоятельности, продолжая при этом обеспечивать его безопасность. Смотрите, где он находится в течение дня и слушайте, что происходит вокруг с помощью приложения «Где мои дети».

Преимущества и недостатки методики

монтессори возраст

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

У методики Монтессори миллионы поклонников по всему миру, в том числе среди знаменитостей (стоит упомянуть хотя бы британских принцев Уильяма и Гарри). И вот в чём причины такой популярности:

  1. Дети, воспитанные по методике Монтессори, самостоятельны и самодостаточны: их не нужно развлекать или всё делать за них.
  2. Нет необходимости заставлять детей учиться, ведь им легко и интересно получать знания.
  3. Уровень знаний у учащихся монтессори-школ часто выше, чем у их сверстников из обычных школ.
  4. Отсутствие оценок и конкуренции с другими детьми даёт возможность сконцентрироваться на познавательной деятельности.
  5. Одно из важных качеств, которые развиваются у ребёнка, — ответственность. Он сам делает свой выбор и принимает его последствия, допускает ошибки и исправляет их.

Несмотря на столь значимые преимущества, сторонники традиционного подхода к образованию выделяют и серьёзные недостатки системы Монтессори:

  1. Основная цель монтессори-педагогики — развитие интеллекта ребёнка, а физическому развитию, творчеству и социализации уделяется гораздо меньше внимания.
  2. Ребёнку, попавшему в обычную школу после монтессори-класса, будет сложно адаптироваться к классно-урочной системе, домашним заданиям и оценкам.
  3. Стоимость обучения в детских садах и школах Монтессори достаточно высокая.

Чем отличаются дети, воспитанные по методике Монтессори, от своих сверстников?

развитие по монтессори

Halfpoint/Shutterstock.com

Несмотря на свободу выбора и отсутствие запретов в системе Монтессори, дети, которые получают образование по этой методике, дисциплинированны и отличаются от сверстников большей целеустремлённостью. Они дольше удерживают внимание на объекте изучения, ведь они выбрали его по своему собственному желанию, а не по принуждению. Кроме того, дети из монтессори-классов и групп относятся уважительно к другим: они не мешают, не перебивают и не отбирают друг у друга материалы.

Но есть и обратная сторона медали: дети, которые не привыкли к принуждению и подчинению авторитету педагога, при переходе в обычную школу могут бунтовать и отказываться выполнять требования учителя. Также им может быть сложно завести друзей: в монтессори-школе не учат вместе играть и дружить.

С какого возраста начинать обучение по методике, и кому она подходит?

суть монтессори

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

Монтессори-педагоги считают, что включаться в образовательный процесс лучше в раннем возрасте. После обычного детского сада или школы ребёнок может добиться меньших успехов и сложнее адаптироваться.

Во многих монтессори-садах есть группы для малышей от восьми месяцев до трёх лет, которые они посещают с мамами на неполный день. Самыми популярными являются группы для детей от трёх до шести лет.

Методика Монтессори подходит большинству детей, но далеко не всем родителям. Если вы ставите под сомнение эффективность метода, не одобряете отсутствие оценок и традиционной классно-урочной системы — вам, скорее всего, будет сложно доверить ребёнка системе Монтессори.

Что касается самих детей, монтессори-сады и школы подходят любознательным ребятам с развитыми коммуникативными навыками, которые не нуждаются в постоянном присутствии компаньона для игр.

Сложнее будет маленьким непоседам и стеснительным одиночкам, чьи проблемы с социализацией могут только усугубиться.

Дошкольное образование по методике Монтессори

раннее развитие монтессори

LightField Studios/Shutterstock.com

Детские монтессори-сады популярны в нашей стране: только в Москве 31 детский сад, который работает по этой системе. Ассоциация Монтессори-педагогов России советует родителям при выборе сада опираться на три важных фактора:

  • наличие у педагогов соответствующего образования;
  • продолжительность свободной работы детей (минимум 1–2 часа в день);
  • из каких зон состоит класс и какому возрасту соответствует.

На последний пункт стоит обратить особое внимание: планирование среды и наполненность классов очень важны. В группах до трёх лет должны быть зоны для развития речи, крупной и мелкой моторики, сенсорного развития, рисования, занятий с водой и понимания причинно-следственных связей. В группах для детей от трёх до шести лет организуются зоны космоса (естествознания), математики, сенсорики, языка и упражнений в практической жизни.

Существуют определённые стандарты, по которым работают монтессори-сады в нашей стране. Перечислим основные из них:

  1. В группах занимается по 15–25 детей разного возраста (0–3 года и 3–6 лет), с ними работают два педагога.
  2. Обычных игрушек в группе нет: вместо них множество материалов, одобренных Международной ассоциацией Монтессори. Занимаясь с дидактическими материалами, ребёнок учится, например, различать цвета, формы или размеры предметов.
  3. Поддержание порядка важно: дети всегда убирают за собой материалы. Все игровые наборы находятся в открытом доступе на уровне глаз ребёнка, давая ему свободу выбора.
  4. Предметы быта (миски, ложки, веники) используются не для ролевых игр, а для освоения бытовых навыков: уборки, приготовления пищи или ухода за растениями.
  5. Прогулки, сон и приёмы пищи проводятся по расписанию.
  6. «Круг» в монтессори-саду — форма коллективной деятельности и ежедневный ритуал. Во время работы в кругу дети общаются и делятся интересной информацией, а педагоги обсуждают правила или проводят презентации учебного материала. Круги нужны, чтобы компенсировать нехватку социализации.

Школы Монтессори

методики развития монтессори

LightField Studios/Shutterstock.com

В России существуют строгие требования к образовательным организациям, поэтому монтессори-школы в нашей стране — это немногочисленные частные или семейные школы, чаще всего обучающие детей до двенадцати лет. Школ полного цикла (от шести до восемнадцати лет) в России единицы.

Образовательная среда не сильно отличается от детского сада: здесь также присутствует разделение класса на зоны и свободная деятельность учеников. Однако появляются новые «уголки»: английского языка, геометрии, творчества, литературы, компьютера и музыки. Ученики занимаются не только по монтессори-материалам, но и по учебникам.

Качество образования в системе Монтессори должно соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), поэтому ученики пишут ежегодные ВПР (всероссийские проверочные работы) и сдают экзамены. Кроме того, есть и внутренняя отчётность: проекты, доклады и тесты.

Есть и другие особенности монтессори-школ, о которых стоит упомянуть:

  1. Вместо привычных классов — система ступеней для детей разного возраста: 6–9, 9–12, 12–15 и 15–18 лет.
  2. В начале дня каждый ученик планирует свою образовательную деятельность, в конце — обсуждает с учителем, что у него получилось, а над чем стоит поработать ещё.
  3. Презентация нового материала проходит не перед всем классом, а в маленьких группах.
  4. Профильных классов нет, но есть дополнительные курсы по разным дисциплинам.
  5. Основная учебная деятельность проходит периодами по три академических часа — такие периоды называются тактами или сессиями.

Не переживайте за своего ребёнка, когда он находится в школе или идёт домой после уроков. Смотрите его местоположение и маршрут, слушайте звук вокруг и дозванивайтесь даже до телефона в беззвучном режиме с помощью приложения «Где мои дети»!

Практическое применение метода Монтессори

мария монтессори дети

Lordn/Shutterstock.com

Невозможно до конца разобраться, в чём уникальность методики Монтессори и секрет её эффективности, обойдя вниманием уникальные дидактические материалы и упражнения, которые используются в детских садах и школах Монтессори. Приведём несколько примеров, которые подходят для домашнего применения.

Игрушки

Вместо привычных ярких пластмассовых машинок и шумных интерактивных игрушек методика Монтессори предлагает использовать предметы, развивающие моторику и сенсорику малышей:

Источник: montessori-piter.ru

  • рамки-вкладыши;монтессори книги

    Источник: montessorihome.ru

  • сортеры — от цветных бусин до геометрических фигур;монтессори материалы

    Источник: market.yandex.ru

  • музыкальные инструменты — колокольчики, трещотки, ксилофоны, кастаньеты и другие; детский сад монтессори

    Источник: umslon.ru

  • цилиндры Монтессори — четыре деревянных бруска с отверстиями разного диаметра и глубины, в которые нужно поместить деревянные бочонки соответствующих размеров; методика монтессори

    Источник: raketatoys.ru

  • розовая башня — набор из десяти кубиков разных размеров, из которых необходимо построить башню, выстроив кубики от большего к меньшему; монтессори сад

    Источник: ozone.ru

  • коричневая лестница — из набора деревянных брусков ребёнку предлагается построить лестницу, расположив их в порядке от большего к меньшему. школа монтессори

Источник: montessori-piter.ru

Развивающие игры

Игры Монтессори — это не всегда дорогостоящие наборы, которые целесообразно покупать для непродолжительного домашнего использования. Иногда всё необходимое есть под рукой:

  • сенсорный мешочек: сложите в тканевый мешочек несколько разных мелких предметов и попросите ребёнка описать каждый по очереди и угадать его название, запустив руку в мешочек, но не доставая предмет;
  • «Золушка»: на середину подноса насыпьте три вида круп или бобовых, перемешайте и попросите ребёнка аккуратно разложить их по разным мискам при помощи ложки или пинцета;
  • «Что шуршит?»: возьмите несколько образцов разных шуршащих материалов (фольга, бумага, полиэтилен и т.д.) и предложите ребёнку с завязанными глазами угадывать название каждого материала по звуку;
  • «Угадай, что ты съел!»: дети с завязанными глазами пробуют разные фрукты и овощи и угадывают их название.

Есть и множество готовых игровых наборов:

  • балансиры: необходимо сложить все детали одну за другой на неустойчивое основание, чтобы конструкция не развалилась;
  • лото, в том числе тактильное;
  • пальчиковый театр — развивает не только фантазию и речь, но и мелкую моторику;
  • рыбалка и многие другие.

Тренажёры Монтессори

Для детей разного возраста в системе Монтессори разработаны различные тренажёры: на развитие моторики, зрения, дыхания и письма. Разберём самые популярные из них:

  • балансир — платформа на круглом основании, на которой нужно удерживать равновесие (для развития координации);монтессори обучение

    Источник: alicdn.com

  • «ленивая восьмёрка» — ребёнок взглядом следит за шариком, который катается по жёлобу на деревянной дощечке в виде знака бесконечности (для расширения поля зрения и улучшения восприятия);монтессори педагогика

    Источник: ukotik.ru

  • аэробол — для развития речевого дыхания и улучшения дикции;монтессори кратко

    Источник: umslon.ru

  • бум— модульная конструкция, похожая на скамейку. Можно менять угол наклона и поворачивать секции;монтессори для малышей

    Источник: montessori-piter.ru

  • кольцеброс — для ловкости и меткости.развивающие монтессори

    Источник: montessorihome.ru

Занятия и упражнения для детей по методике Монтессори

Для развития детей важно не только регулярно заниматься с дидактическими материалами, но и выполнять различные упражнения Монтессори:

  • завязывание и развязывание бантиков, шнурков;
  • застёгивание и расстёгивание пуговиц, застёжек и пряжек;
  • пересыпание круп и переливание воды ложкой из одной ёмкости в другую;
  • лепка из пластилина или солёного теста;
  • мытьё посуды, вытирание пыли, подметание пола;
  • складывание постиранной одежды;
  • сортировка носочков по парам;
  • опрыскивание и полив комнатных растений;
  • участие в приготовлении пищи: смешивание ингредиентов для салата, вымешивание теста, раскладывание еды по тарелкам, нарезка фруктов и овощей (уже с полутора лет можно пользоваться безопасным ножом для нарезки мягких фруктов);
  • рисование на песке (в домашних условиях можно использовать манную крупу);
  • упражнения с прищепками (можно цеплять их на круг, вырезанный из жёлтого картона — получится солнце);
  • аппликации из природных материалов.

Воспитание детей по Монтессори: как применять методику в домашних условиях?

развивающие монтессори

Studio Romantic/Shutterstock.com

Примеры упражнений, приведённые нами, подтверждают, что «монтессорить» можно не только в специализированном саду, но и дома. Главные принципы при этом следующие:

  1. Не вмешивайтесь: позвольте ребёнку делать самому то, что безопасно для него (речь не идёт о манипуляциях с чайником, полным кипятка!).
  2. Установите правила и всегда их придерживайтесь: убирать за собой игрушки, мыть руки перед едой, складывать одежду после прогулки. Правил не должно быть слишком много, иначе малыш в них запутается.
  3. Создайте развивающую среду: если есть возможность зонировать пространство — отлично; но и в небольшой комнате можно разложить игрушки и книги так, чтобы они были в свободном доступе.
  4. Не запрещайте без необходимости. Помните, что маленький ребёнок познаёт мир через практический опыт: ему необходимо всё трогать и пробовать.
монтессори биография

Natalia Lebedinskaia/Shutterstock.com

Воспользуйтесь нашими практическими советами по организации пространства и воспитанию ребёнка по системе Монтессори:

  1. Воспринимайте ребёнка как личность с самого раннего возраста: разговаривайте о самых разных вещах, не упрощайте речь, не забывайте говорить «спасибо» и «пожалуйста», интересуйтесь его мнением.
  2. Избегайте оценочности и сравнений: даже привычное «Какой молодец!» лучше заменить на «Как аккуратно ты сложил игрушки!».
  3. Покажите ребёнку, что вы ему доверяете: просите помощи в домашних делах и не нервничайте (или хотя бы не демонстрируйте это), если он что-то разлил или уронил. Полезным приобретением станет башня помощника, благодаря которой вам не придётся переживать за безопасность ребёнка.
  4. Монтессори-педагоги советуют сразу приучать кроху к фарфоровым и керамическим кружкам и тарелкам. Считается, что чем красивее посуда, тем бережнее малыш к ней относится.
  5. Разместите все игрушки в открытом стеллаже, а книги — на открытых полках на уровне глаз ребёнка. Для мелких предметов используйте подносы и открытые коробочки.
  6. Меняйте книги и игрушки время от времени. Это не значит, что нужно всё время покупать новые материалы: убирайте часть игрушек из поля зрения ребёнка на неделю-другую, а затем ставьте на место.
  7. Избыточное количество игрушек — не очень хорошо для малыша: он будет переключать внимание с одного занятия на другое и не доведёт ни одно из них до конца. Оставьте на полках не более пяти игр и материалов из каждой категории: книги, машинки, творчество и т.д.
  8. Регулярно обновляйте учебные материалы: они должны соответствовать возрасту. Продавайте свои монтессори-материалы и покупайте другие с рук, чтобы минимизировать расходы.
  9. Постарайтесь организовать удобные уголки для разных видов деятельности: постелите коврик у стеллажа с игрушками, чтобы малыш мог заниматься на нём; создайте небольшой спортивный уголок (если не со шведской стенкой, то с балансиром, обручем и скакалкой) и мягкий уютный уголок для отдыха и чтения.
  10. Если площадь детской позволяет, можно добавить и другие зоны (отдельные полки, столики или стеллажи): зона сенсорного развития (игры на определение цвета, звука, запаха, вкуса, разных текстур, размеров, формы и веса); зона космоса (фигурки животных, камни, сухие листочки, шишки); зона математики (монеты, счётные палочки, шершавые объёмные цифры); зона русского языка (шершавые буквы, тренажёры для письма, карточки со словами и картинками).

Как узнать о методике больше?

Если вы хотите воспитывать ребёнка в духе Монтессори или рассматриваете возможность отдать его в монтессори-сад или школу, эти книги помогут найти интересующую вас информацию:

  1. «Метод Монтессори», М. Монтессори.
  2. «Дети — другие», М. Монтессори.
  3. «Домашняя школа Монтессори», К. Е. Сумнительный.
  4. «Детский сад Монтессори», Ю. И. Фаусек.
  5. «Монтессори для малышей», С. Дэвис.

Множество полезных видеороликов о методике и воспитании опубликовано на Youtube-канале «Монтессори-дети», а также на канале Международного института Монтессори-педагогики.

Не стоит думать, что воспитание ребёнка по Монтессори потребует от вас огромных финансовых и эмоциональных затрат. В нашем материале мы постарались продемонстрировать, как можно внедрить некоторые принципы методики в ваше повседневное общение с малышом. И ничего страшного не случится, если вы неверно зонируете пространство или купите не тот набор карточек для обучения чтению. Ведь всё-таки ваша главная задача — вырастить любознательного, самостоятельного и уверенного в себе ребёнка; и Мария Монтессори точно знала, как это сделать.

Источник фото обложки: PhotoJuli86/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.4 / 5. Голосов: 20

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone