Откройте в себе сыщика: лучшие фильмы-детективы Агаты Кристи и не только
Что представляет собой классический английский детективный жанр и какое отношение имеют к нему детективы Агаты Кристи? Что бы такого посмотреть или лучше почитать, и когда уже выйдет долгожданная «Смерть на Ниле?».
Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале. А в качестве приятного бонуса — список лучших детективных фильмов (спойлер: не только по романам Агаты Кристи!)
Содержание:
- В чём «изюминка» классических английских детективов?
- ТОП фильмов-детективов по мотивам романов Агаты Кристи
- Детективные фильмы в стиле Агаты Кристи: лучшие рекомендации поклонникам английской писательницы
- Читать vs смотреть: что лучше — книги или фильмы?
В чём «изюминка» классических английских детективов?
Любой классический детектив, и английский не исключение, строится на трёх неизвестных: «Кто убил (или совершил иное преступление)»? «Как убил?» и главное — «Зачем?».
Как правило, в основе классического детектива находится замкнутый круг подозреваемых, за которыми сыщику не обязательно гоняться. Чтобы разгадать загадку, достаточно лишь рассмотреть картину преступления с некого иного угла.
«Отцом» детективного жанра принято считать американского писателя Эдгара Аллана По — автора рассказа 1841 года «Убийство на улице Морг». Главный персонаж первого литературного детектива — Огюст Дюпен, опираясь на свой ум и логику, расследует обстоятельства жестокого и загадочного убийства двух девушек в Париже. Дюпен продолжил своего рода трансформацию в Шерлоке Холмсе, в образах Мисс Марпл, Эркюля Пуаро, мистера Каффа и отца Брауна.
Что касается английских детективов, то литература этого направления получила широкое признание во второй половине 19 века после выхода романов Уилки Коллинза «Женщина в белом» и «Лунный камень».
В 1920-х годах британские писатели основали Детективный клуб. Вхожие в него авторы, в числе которых была и Агата Кристи, составили так называемые «Десять заповедей детективного романа». Среди прочих, там значились постулаты о том, что «детектив не должен быть преступником, он же не может ничего утаивать от читателя, дабы поддерживать дух честной игры». Правда, именно Агата Кристи и нарушила один из них в романе «Убийство Роджера Экройда», за что ей «досталось» от коллег. Меж тем в 1958 году «мама» знаменитого сыщика Эркюля Пуаро, очаровательной старушки-детектива Мисс Марпл и других менее популярных персонажей стала руководителем английского Детективного клуба.
За что мы любим Агату Кристи и какое влияние оказали её произведения?
Источник: im.kommersant.ru
Несмотря на то, что со дня рождения легендарной писательницы, которую по праву называют «королевой детектива», прошло более 130 лет, многочисленные произведения Агаты Кристи до сих пользуются популярностью среди почитателей детективного жанра. В чём же секрет? Попробуем разобраться.
Гениальные сюжеты
У большинства её романов действительно сложные сюжеты, которые интригуют на протяжении всего повествования. Автор поддерживает читательский интерес, добавляя в определённых местах неожиданные повороты, так что это держит в напряжении. В финале интригующий, сбивающий с толку читателя сюжет объясняется как простое преступление, сохраняя логику и удовлетворяя наше любопытство.
Разнообразие жанров
Хотя в центре сюжетов романов писательницы лежит загадка, то, как она каждый раз представляет её, всегда уникально! Некоторые из них основаны на классическом расследовании, другие содержат меньше расследований и больше ориентированы на триллер (есть и совсем жуткие истории), а какие-то из её творений граничат с любительскими приключениями.
Великие и очень симпатичные сыщики — Эркюль Пуаро и мисс Марпл
Это, несомненно, два самых популярных героя детективов Агаты Кристи. Интересно, что даже в некоторых менее известных её романах с участием детективов-любителей, таких как «Томми и Таппенс» или «Леди Эйлин», есть хорошо прописанные центральные персонажи, чей дух приключений и любопытства заставляет читателя переживать за них (попробуйте почитать «Почему они не спросили Эванс?»).
Подход к расследованию
В то время как большинство детективов, чтобы найти убийцу, сосредотачиваются на так называемых вещдоках, Кристи использует другой подход. Например, Пуаро узнаёт убийцу, общаясь с подозреваемыми. Детектив верит, что даже самый умный преступник в ходе беседы допустит ошибку. Практически безупречное сочетание психологии, интуиции, игры слов и логики позволяют вычислить неочевидного для нас злодея.
Часто расследование моделируется по принципу эффекта Расёмона (когда одно и то же происшествие описывается по-разному несколькими людьми). Как, например, в одном из её классических произведений «Пять поросят».
Сочетание подозреваемых
В детективах Кристи всегда есть 7–8 подозреваемых, чьё прошлое или его детали либо объясняются заранее, либо раскрываются по ходу расследования. Взаимодействие между ними кажется вполне возможным, а подготовка к трагедии изысканна. Кристи также вносит определённые повороты, раскрывая некоторых персонажей своих историй как потенциальных подозреваемых, у каждого из которых есть веские мотивы для совершения преступления. В результате перед вами список людей, у которых была причина для убийства, но вы просто не знаете, кто это сделал. Интересно, не так ли?
Отвлекающий манёвр
Кристи умеет сбивать с толку читателей и скрывать личность убийцы, снимая с него наши подозрения. Для этого она использует самые разные методы: письма, запутанные подсказки, невероятные сценарии… В результате концовка становится абсолютным шоком.
Честная игра с читателем
Ещё одно из качеств, за которое мы любим загадки писательницы. Убийца — это всегда человек, которого представили ранее. Подсказки, необходимые для его вычисления, уже были нам даны до финального раскрытия. Но увы! Мы не можем сопоставить их вместе.
Справедливости ради, надо сказать, что «королева детектива» играла честно далеко не во всех своих книгах (но точно в большинстве из них). По сути, каждая её загадка — это вызов читателю.
Логические выводы
Существует определённый порядок и метод, с помощью которого сыщик объясняет, как он вычислил виновника преступления. Он идёт шаг за шагом, начиная с первой полученной подсказки, соединяет улики, отметает подозреваемых, в конце концов, сосредотачиваясь на убийце, что очень похоже на решение математической задачи. Это делает чтение, да и просмотр экранизаций, крайне интересным. Пара примеров: финал «Убийств по алфавиту» и «Убийство Роджера Акройда».
Сама же Агата Кристи отличалась от других авторов своего жанра необыкновенной работоспособностью и усердием, благодаря чему были опубликованы свыше 60 детективных романов, а под вымышленным именем Мэри Уэстмакотт — 6 психологических. Также у Кристи вышло 19 сборников рассказов и 16 театральных пьес. Её творенья изданы тиражом свыше 4 миллиардов экземпляров и переведены более чем на 100 языков мира.
ТОП фильмов-детективов по мотивам романов Агаты Кристи
Агата Кристи обладала способностью создавать вечных и ярких персонажей. Речь, прежде всего, об Эркюле Пуаро и мисс Марпл. Каждый из них был сыгран десятками актёров на протяжении нескольких поколений, и каждый привносил в роль что-то новое. Разумеется, кинематографистов вдохновляли не только эти литературные герои.
Если вы ищете лучшие фильмы и сериалы Агаты Кристи, не ищите дальше! Мы собрали самые популярные и высокооценённые адаптации по версии популярного российского онлайн-киносервиса и предоставили небольшой путеводитель по каждому из них.
10 лучших экранизаций
Свидетель обвинения (1957)
Кадр из фильма «Свидетель обвинения», реж. Б. Уайлдер
Одна из редких экранизаций, которая пришлась по душе самой писательнице, имеющей довольно критичный настрой к экспериментам режиссёров над своими творениями.
Адвокат сэр Уилфрид Робартс, которому доктор запретил вести уголовные дела из-за состояния здоровья, вопреки всему встаёт на защиту Леонарда Воула. Мужчину подозревают в убийстве состоятельной пожилой дамы. Вскоре на горизонте правозащитника появляется жена подсудимого, которой впоследствии и самой не помешают услуги опытного адвоката.
Работа Билли Уайлдера, чьими руками срежиссирована картина, порадовала не только Агату Кристи, но и миллионы людей во всём мире, и продолжает это делать по сей день.
Длительность: 116 мин.
Оценка КиноПоиска: 8,2
Ограничение: 12+
Десять негритят (1987)
Кадр из фильма «Десять негритят», реж. С. Говорухин
В знаменитой и любимой многими советской экранизации одноимённого романа Кристи блестяще раскрывается «смертельная» считалка про тех самых «негритят».
Действие двухсерийного фильма Станислава Говорухина происходит в роскошном замке на уединённом острове, куда героев пригласил некто «Неизвестный». Из-за непогоды они не могут вернуться на берег и остаются в доме, где постепенно каждый внезапно умирает, согласно предписанному в считалке сценарию. В качестве своеобразного «персонажа» выступает шахматная доска с фигурками негритят, которых после очередного убийства становится всё меньше и меньше.
Стоит отметить, что роман, на котором основан этот фильм, был продан тиражом более 100 миллионов экземпляров и является одной из самых продаваемых книг во всём мире.
Длительность: 130 мин.
Оценка КиноПоиска: 8,1
Ограничение: 12+
Мисс Марпл: Карман, полный ржи (1985)
Кадр из фильма «Мисс Марпл: Карман, полный ржи», реж. Г. Слэйтер
Фильм Гая Слэйтера — ещё один детектив, загадочные убийства в котором происходят по тексту детской считалки. Распутать происходящее под силу очаровательной и смекалистой старушке мисс Марпл, которая получает письмо от служанки Глэдис.
Девушка сообщает о скончавшемся хозяине — бизнесмене Рексе Фортесью и его молодой супруге Адель и просит о помощи.
Прибывшая в их дом пожилая леди обнаруживает Глэдис мёртвой. Мисс Марпл берётся за дело…
Длительность: 103 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,9
Ограничение: 12+
Убийство в «Восточном экспрессе» (1974)
Кадр из фильма «Убийство в «Восточном экспрессе», реж. С. Люмет
Успешный для своего времени фильм Сидни Люмета и по сей день обожаем во всём мире. Режиссёр не прогадал ни с воплощением задуманного по сюжету действа, ни с блестящим актёрским составом, в который вошли ярчайшие звёзды того времени: Альберт Финни, Лорен Бэколл, Ингрид Бергман, Шон Коннери и другие.
Знаменитый детектив Эркюль Пуаро направляется из Стамбула в Великобританию на «Восточном экспрессе». Там к нему обращается американец Рэтчетт с предложением стать его телохранителем, поскольку находится в опасности. Пуаро не соглашается, а утром подозрительного господина находят бездыханным в своём купе. Сыщику предстоит провести расследование, чтобы найти убийцу.
Длительность: 128 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,7
Ограничение: 12+
«Смерть на Ниле» (1978)
Кадр из фильма «Смерть на Ниле», реж. Дж. Гиллермина
Фильм британского режиссёра Джона Гиллермина хоть и не был настолько кассовым в сравнении с «Восточным экспрессом», но также получил успех и признание во всём мире. В нём загадочный сюжет идеально сочетается с настоящим Нилом, прекрасными актёрами в великолепных костюмах, что заслуженно отмечено «Оскаром» и потрясающей музыкой Нино Рота.
Пуаро, которого здесь играет Питер Устинов, путешествует по Нилу на пароходе «Карнак», где происходит убийство недавно вышедшей замуж Линнет. Девушка была миллионершей и имела немало врагов. Сыщику ничего не остаётся, как вместо планируемого отдыха заняться расследованием преступления, за которым происходят ещё несколько.
Длительность: 140 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,6
Ограничение: 12+
Зло под солнцем (1981)
Кадр из фильма «Зло под солнцем», реж. Г. Хамильтон
Создатель этой достаточно вольной экранизации Гай Хамильтон вновь пригласил на роль Пуаро Питера Устинова. Его персонажу поручено провести расследование по делу о подмене драгоценного бриллианта. В процессе работы он оказывается в частном отеле, расположенном на небольшом солнечном острове. Находящемуся среди богатеев детективу предстоит не только найти мошенников, подменивших драгоценность, но и расследовать убийство дамы, которую мог отправить на тот свет любой из постояльцев гостиницы.
Те, кто смотрел только фильм, остались в восторге, а вот читавшие роман зрители отмечают значительное преимущество книжкой версии этого произведения.
Длительность: 117 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,5
Ограничение: 0+
В 16:50 из Паддингтона (1961)
Кадр из фильма «В 16:50 из Паддингтона», реж. Д. Поллок
Киностудия Metro-Goldwyn-Mayer выпустила четыре фильма о мисс Марпл, которую играет Маргарет Резерфорд, и это — первый из них. Комедийный детектив, снятый Джорджем Поллоком по книге Агаты Кристи, также имеет свои отличия от первоисточника. К этой киноадаптации своего произведения автор имела личную неприязнь, а вот критики приняли её весьма положительно.
Мисс Марпл, путешествуя на поезде, невольно становится очевидцем убийства девушки из состава, проезжающего мимо. Она сообщает полицейским об увиденном, но те, не найдя труп, отказываются верить женщине. Тогда старушка-сыщик начинает своё расследование…
Длительность: 83 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,3
Ограничение: 12+
«Тайна чёрных дроздов» (1983)
Кадр из фильма «Тайна чёрных дроздов», реж. В. Дербенёв
В советском детективном фильме режиссёр Владимир Дербенёв обратился к уже упомянутому выше роману Кристи «Карман, полный ржи».
Автор картины перенёс действие в современность, заменил имя убитого миллионера и не стал подбрасывать в его карман ржаные зёрна, что не делает эту экранную версию хуже других.
Персонажи гармонично вписались в происходящее действие, а среди актёров, играющих их, такие выдающиеся звёзды, как Любовь Полищук, Елена Санаева, Владимир Зельдин, Светлана Немоляева и другие.
Длительность: 97 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,2
Ограничение: 0+
После похорон (1963)
Кадр из фильма «После похорон», реж. Д. Поллок
Второй, и наиболее удачный фильм из серии картин Metro-Goldwyn-Mayer, посвящённых неустанной мисс Марпл.
Главная героиня расследует внезапную смерть старого богатея — мистера Эндерби. Он умер от сердечного приступа, но был буквально до смерти напуган кошкой. Детектив убеждена, что его гибель кем-то спланирована. Не в силах убедить в этом инспектора Крэддока, она решает провести расследование.
Мисс Марпл предполагает, что один из четырёх наследников Эндерби виновен в его убийстве, и её теория, кажется, подтверждается, когда двое из них оказываются убитыми. Старушка придумывает хитроумную уловку, чтобы убийца вышел на свет.
Длительность: 78 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,2
Ограничение: 12+
Самое жуткое убийство (1964)
Кадр из фильма «Самое жуткое убийство», реж. Д. Поллок
Предпоследний из четырёх фильмов о Мисс Марпл с Маргарет Резерфорд, известный также под «гамлетовским» названием — «Самое грязное убийство». Слоган картины «В свете софитов готовятся новые злодеяния!» говорит сам за себя.
Во время суда над главным подозреваемым в убийстве миссис МакГинти мисс Марпл — единственная из членов присяжной комиссии кто считает, что обвиняемый невиновен. Судья назначает ещё одно разбирательство, и пожилая дама-детектив приглашает своего друга Джима Стрингера пойти в дом жертвы. Узнав, что покойная была актрисой, Мисс Марпл присоединяется к театральной труппе, предлагая поработать бесплатно. Разумеется, всё это, чтобы провести расследование и найти настоящего убийцу.
Вскоре происходит ещё одно убийство, и детектив-инспектор Крэддок настойчиво просит бесстрашную коллегу-любителя отказаться от расследования, считая, что жизнь мисс Марпл под угрозой. В чём он, кстати, не ошибается…
Длительность: 87 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,1
Ограничение: 12+
Экранизации, которые аудитория не оценила
Кадр из фильма «Большое алиби», реж. П. Боницер
Естественно, далеко не все многочисленные экранизации произведений Агаты Кристи получились удачными. Трудно сказать, каких из них больше — хороших или откровенно слабых, — но, например, пользователи «Кинопоиска» не особенно жалуют следующие:
- Невинная ложь (1995)
- Горе невинным (1984)
- Десять негритят (1989)
- Десять негритят (1974)
- Большое алиби (2008)
Рейтинг перечисленных картин на онлайн-сервисе оценивается от 5,4 до 5,9 баллов из 10 возможных.
7 лучших сериалов
Говоря об экранизациях произведений английской писательницы, нельзя не отметить и выдающиеся многосерийные фильмы.
В наш список вошли следующие наиболее рейтинговые сериалы:
Пуаро (1989–2013)
Кадр из сериала «Пуаро», реж. Э. Беннет
Один из самых популярных и выдающихся сериалов, основанный на детективных романах и рассказах Агаты Кристи. Назван в честь знаменитого сыщика — Эркюля Пуаро, в оригинале называется Agatha Christie’s Poirot. Главного персонажа играет знаменитый британский актёр Дэвид Суше. Готовясь к роли, он прочитал все книги и рассказы, посмотрел ранние экранизации, в которых появлялся Пуаро.
Бывший бельгийский полицейский, обосновавшийся в Лондоне после войны, приобрёл репутацию непогрешимого частного детектива. В каждом эпизоде Пуаро раскрывает тайну преступления, чаще — убийства. Его клиенты — люди далеко не бедные и не простые. Нередко он работает со своим верным приятелем — капитаном Гастингсом, иногда к ним присоединяется «дружелюбный соперник» из Скотленд-Ярда — старший инспектор Джепп. В некоторых историях появляется секретарь Пуаро — мисс Лемон, а вместо Гастингса — писательница детективов Ариадна Оливер.
Изначально планировалось снять 10 сезонов, но зрители так полюбили сериал, что потребовали продолжения. Таким образом, он был продлён до 13 сезонов. В 1989 проект выиграл 4 награды премии BAFTA.
Если вы ещё не видели эту жемчужину кинематографа, не пропустите!
Длительность: 70 эпизодов (50 – 102 мин)
Оценка КиноПоиска: 8,2
Ограничение: 12+
Мисс Марпл (1984–1992)
Кадр из сериала «Мисс Марпл», реж. С. Наризанно
Британский детективный сериал, основанный на 12 романах Кристи о расследованиях мисс Марпл. Здесь её играет Джоан Хиксон, которую и сама автор видела в качестве своего знаменитого персонажа.
В центре внимания — пожилая дева, живущая в деревушке Сент-Мэри-Мид. Обладая острым умом и богатым опытом, она участвует в раскрытии таинственных убийств, происходящих как в её округе, так и в других.
Сериал транслировался на BBC на протяжении восьми лет. Изначально канал получил права на создание двух экранизаций. Они были настолько удачными, что внук писательницы, будучи распорядителем её имущества, дал «зелёный свет» на телеадаптацию остальных произведений своей бабушки о мисс Марпл.
Поклонницей сериала была и королева Елизавета Ⅱ, которая вручила Джоан Хиксон орден Британской империи за прекрасное воплощение главной героини детектива.
Длительность: 12 эпизодов, 120 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,8
Ограничение: 12+
Мисс Марпл Агаты Кристи (2004–2013)
Кадр из сериала «Мисс Марпл Агаты Кристи», реж. Ч. Палмер
Двадцать три эпизода этого сериала адаптированы из тех же, двенадцати романов «королевы детективов» с участием мисс Марпл. Также в его основу легли два рассказа об этой героине и девять произведений, в которых она вообще не фигурирует.
Главную героиню играли две актрисы: до третьей серии — Джеральдин МакЮэн, а с четвёртой — Джулия Маккензи.
И хотя проект британского телеканала ITV в отличие от предыдущего не был столь популярен, поклонников у него немало.
Длительность: 23 серии (88 – 94 мин)
Оценка КиноПоиска: 7,5
Ограничение: 12+
И никого не стало (2015)
Кадр из фильма «И никого не стало», реж. К. Вивейрос
Перед нами вновь знакомый по «Десяти негритятам» сюжет, поэтому не будем останавливаться на его описании, а вот несколько любопытных деталей хотелось бы отметить.
Во-первых, из-за того, что со временем слово «негр» стало оскорбительным, зарубежные издатели стали выпускать книгу под названием «И никого не стало», а вместо шахматных фигурок негритят появились индейцы.
Во-вторых, в отличие от советской экранизации, в британском мини-сериале значительно больше моментов, раскрывающих детали, о которых в работе Говорухина только упоминается. Например, объясняется, почему «голос из грамофона» знаком одной из приглашённых.
Режиссёр Крэйг Вивейрос приложил усилия, чтобы каждый кадр создавал загадочную обстановку, достаточно оторванную от реальности. Получилось интригующе!
Длительность: 3 серии, всего 180 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,4
Ограничение: 18+
Загадочные убийства по Агата Кристи (2009)
Кадр из сериала «Загадочные убийства по Агата Кристи», реж. Э. Ворет
Состоящий из трёх сезонов французский телепроект представляет собой свежую и стильную интерпретацию классических детективных историй английской писательницы. В нём много юмора, а сюжеты и герои перенесены во Францию.
В первом сезоне появляются ключевые персонажи из предыдущего сериала этого списка. Они раскрывают криминальные дела, происходящие в 30-х годах.
Второй сезон выводит на первый план других героев. Компания из комиссара, журналистки и секретарши занимаются запутанными преступлениями в период 50–60-х.
События заключительного сезона разворачиваются в 1970-е, а их расследованием вновь занимаются две женщины и один мужчина, правда, делают это уже другие действующие лица.
Длительность: 44 серии по 90 минут
Оценка КиноПоиска: 7,3
Ограничение: 18+
Испытание невиновностью (2018)
Кадр из сериала «Испытание невиновностью», реж. С. Голдбахен
Режиссёр Сандра Голдбахен создала увлекательный мини-сериал по одноимённому произведению «королевы детективов».
Действие сюжета закручивается в 1954 году. Состоятельная дама, Рэйчел Аргайл, убита на Рождество в своём родовом поместье. Подозрение падает на её приёмного сына Джека, и его арестовывают. Парень вину не признаёт, но ему не верят.
Старые раны снова открываются для членов семьи Аргайлов после того, как они узнают, что Джек, возможно, не убивал миссис Рэйчел и что настоящим убийцей может быть один из них.
Вас ждёт тайна с неожиданными до самого конца поворотами, поддерживаемая прекрасными актёрами: Морвен Кристи, Кристианом Куком, Биллом Найи и другими.
Длительность: 3 серии, 60 минут
Оценка КиноПоиска: 7,2
Ограничение: 16+
Неудача Пуаро (2002)
Кадр из сериала «Неудача Пуаро», реж. С. Урсуляка
Сериал российского сценариста и режиссёра Сергея Урсуляка пришёлся по душе многим любителям детективов. И не удивительно, ведь он снят по одному из ярчайших произведений Кристи — роману 1926 года «Убийство Роджера Экройда».
Владелец особняка, господин Экройд, убит в своём кабинете. Взявшиеся вести расследование доктор Джеймс Шеппард и детектив Эркюль Пуаро подозревают всех: от родственников до прислуги и гостей. Несмотря на алиби, каждый что-то утаивает. Вот только истинный преступник оказывается значительно хитрее остальных, что и огорчает великого сыщика.
Сергей Маковецкий, Константин Райкин, Ольга Барнет, Наталья Вдовина и другие актёры превосходно дополняют загадочную атмосферу картины.
Длительность: 5 серии, всего 260 минут
Оценка КиноПоиска: 7,2
Ограничение: 16+
Как видите, на протяжении многих лет предпринято немало усилий, чтобы воплотить работы Кристи в жизнь. Некоторые из них оказались более успешными, чем другие. Это касается как старых экранизаций, так и новых. Успех той или иной зависит от ряда факторов. Чаще это совокупность хорошо адаптированного сценария, способностей режиссёра и его команды, включая актёров. Особое значение имеют и цели, ради которых создаётся проект. Реже на успех картины влияют бюджет, время и место съёмок.
«Олдовые» экранизации, как правило, более аутентичные и атмосферные, без каких-либо дополнительных эффектов держат в напряжении весь фильм. Новые — «наряднее» и, возможно, ближе нам, ведь многие актёры — наши современники, которых мы знаем по другим фильмам.
«Смерть на Ниле» — самая ожидаемая премьера года, которая постоянно переносится
Кадр из фильма «Смерть на Ниле», реж. К. Брана
Предстоящая работа Кеннета Браны является сиквелом его же «Убийства в “Восточном экспрессе”» 2017 года. Фильм по одноимённому роману одного из величайших авторов детективного жанра — Агаты Кристи, повествует о бельгийском сыщике Эркюле Пуаро, которо уже традиционно, играет сам режиссёр в компании таких звёзд, как: Галь Гадот, Арми Хаммер, Али Фазал, Летишиа Райт, Том Бейтман, Аннетт Бенинг, Дон Френч, Эмма Маки, Роуз Лесли и других. Новая лента отнюдь не единственная киноадаптация произведения писательницы: первая вышла в 1978 году, а в 2004 была представлена в одном из эпизодов девятого сезона сериала «Пуаро Агаты Кристи».
После раскрытия убийства в «Восточном экспрессе» знаменитый сыщик отправился в путешествие по Нилу на роскошном круизном лайнере и невольно попал в эпицентр событий, которые начались с загадочного убийства молодой миллионерши, недавно вышедшей замуж. Вместо отдыха детектива ждёт усердная работа, ведь всем зрителям будет интересно узнать причину произошедшего и имя виновного, а может, и виновных…
Съёмки начались ещё в «допандемийное время» — с сентября 2019. Работа велась в Египте и на одной из английских киностудий до декабря того же года. Изначально предполагалось, что детективную историю представят зрителям 8 декабря, но из-за пандемии премьеру отложили на октябрь, а затем перенесли на конец 2020. В марте прошлого года стала известно о новой дате выхода долгожданной премьеры — 11 февраля 2022. Российский зритель увидит «Смерть на Ниле» на день раньше.
Детективные фильмы в стиле Агаты Кристи: лучшие рекомендации поклонникам английской писательницы
Если вы уже пересмотрели все фильмы из нашего списка, то следующая подборка специально для вас!
Дьяволицы (1954)
Кадр из фильма «Дьяволицы», реж. А-Ж. Клузо
Мишель Деласаль руководит школой-интернатом, которая принадлежит его супруге Кристине. Он жесток с учениками, его не особо беспокоит не блещущая здоровьем жена, более того, он насмехается над ней и крутит шашни с работающей в этой же школе Николь. Впрочем, и с этой дамой он не особенно обходителен.
Обиженная на любовника, она решает, что пора бы с этим покончить и предлагает жене Мишеля, с которой их объединяет ненависть к мужчине, избавиться от него. Не сразу поддержав эту идею, Кристина соглашается, а дальше начинается самое интересное…
Фильму француза Анри-Жоржа Клузо позавидовал сам Хичкок и снял своё грандиозное «Головокружение».
Длительность: 114 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,8
Ограничение: 16+
Невидимый гость (2016)
Кадр из фильма «Невидимый гость», реж. О. Паоло
Адриан Дориа — успешный бизнесмен, он проходит обвиняемым по делу об убийстве своей девушки. Находясь под домашним арестом и надеясь избежать настоящего, он обращается за помощью к опытному юристу Вирджинии Гудман, для которой предстоящее дело последнее в её карьере, и она рассчитывает на успех. На разработку стратегии защиты у молодого человека только три часа…
За просмотром работы талантливого испанского автора Ориола Паоло вы забудете о времени, полностью погрузившись в сюжет не совсем типичного детективного, но о-о-очень захватывающего фильма.
Длительность: 106 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,8
Ограничение: 16+
Скорей бы воскресенье (1983)
Кадр из фильма «Скорей бы воскресенье», реж. Ф. Трюффо
Фильм Франсуа Трюффо, где главные роли играют звёзды французского кино «новой волны» — Фанни Ардан и Жан Луи Трентиньян, последняя работа талантливого режиссёра. Лента, как знак уважения к творчеству великого Хичкока, снята по роману Чарльза Уильямса «Длинная субботняя ночь».
Как и принято по законам детективного жанра, происходит убийство: сначала мужчины, а чуть позже и женщины. Подозрение падает на того, кто в итоге оказывается невиновен. Следствием занимается героиня Фанни Ардан — Барбара, причём делает это совершенно потрясающе!
Длительность: 110 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,3
Ограничение: 16+
Призрак (2010)
Кадр из фильма «Призрак», реж. Р. Полански
В своём фильме Роман Полански показывает, с чем столкнётся непримечательный писатель из Лондона по прозвищу Призрак, взявшийся завершить мемуары бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга.
Экс-чиновник живёт в роскоши на острове вблизи Новой Англии с женой и секретаршей. Мужчина, занимавший этот пост до него, утонул. По мере того как Призрак погружается в работу, наблюдая за обитателями дома Лэнга и происходящим вокруг него политическими разборками, главный герой понимает, что в его руках не просто мемуары…
Некоторые любители детективов считают этот фильм «одним из самых совершенных» в нынешнем столетии.
Длительность: 128 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,2
Ограничение: 16+
Последний круиз на яхте «Шейла» (1973)
Кадр из фильма «Последний круиз на яхте «Шейла», реж. Г. Росс
Поссорившись с мужем на светском приёме, Шейла сбегает с мероприятия и погибает под колёсами авто, водитель которого, разумеется, скрылся. Спустя год её муж — голливудский продюсер Клинтон — приглашает группу из шести человек, присутствовавших на злосчастном банкете, в круиз на своей яхте.
Он убеждает гостей принять участие в игре, в которой каждый получает карточку с секретом. Задача игроков — разгадывать «тайны» одну за другой с помощью подсказок. Внимательный зритель сможет присоединиться к действующим персонажам.
Американская детективная лента Герберта Гроса стала лауреатом премии Эдгара Аллана По за лучший фильм и придётся по вкусу всем поклонникам жанра.
Длительность: 120 мин.
Оценка КиноПоиска: 6,9
Ограничение: 16+
Убийцы в спальных вагонах (1965)
Кадр из фильма «Убийцы в спальных вагонах», реж. К. Гаврас
Режиссёрская работа Коста Гавраса по одноимённому произведению французского писателя Себастьяна Жапризо отмечена наградой Национального совета кинокритиков США в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и была номинирована на премию Эдгара По.
Завязка сюжета происходит в поезде, направляющимся из Марселя в Париж, в спальном вагоне которого едут шесть человек. По прибытии на одной из полок находят мёртвую женщину. Взявшаяся за дело полиция разыскивает остальных пятерых пассажиров, подозревая, что один из них убийца. Вот только и тех, на кого пало подозрение следствия, убивают одного за другим. Последние двое должны сами раскрыть дело, прежде чем станут следующими жертвами.
Длительность: 95 мин.
Оценка КиноПоиска: 6,9
Ограничение: 16+
Игра навылет (1972)
Кадр из фильма «Игра навылет», реж. Д. Манкевич
В английской версии называется Sleuth, что дословно переводится как «сыщик». Один из самых популярных фильмов 70-х. История, по сути, представляет собой пьесу для двух человек, снятую на плёнку Джозефом Манкевичем.
Известный писатель приглашает молодого любовника своей жены встретиться с ним, устраивая битву умов с потенциально смертельным исходом.
Действие, в котором важным аспектом является диалог, происходит в особняке аристократичного автора детективов, оно способно запутать даже самых смекалистых зрителей. Неспроста «Сыщик» получил четыре номинации на «Оскар», две из которых достались Лоуренсу Оливье и Майклу Кейну за лучшую мужскую роль.
Длительность: 138 мин.
Оценка КиноПоиска: 7,9
Ограничение: 12+
В случае убийства набирайте «М» (1954)
Кадр из фильма «В случае убийства набирайте «М», реж. А. Хичкок
Раз уж в этом списке упоминается имя известного мастера кино Альфреда Хичкока, нельзя обойти вниманием одну из множества его выдающихся картин, действие которой происходит в одной комнате.
Бывший профессиональный теннисист Тони Вендис, пытается организовать убийство своей богатой жены Марго, узнав о её романе с американским писателем Марком Холлидеем. Для реализации этой затеи он решает пригласить своего знакомого по колледжу, который — на руку Тони, — имел в прошлом проблемы с законом.
Он шантажирует предполагаемого убийцу, чтобы тот задушил Марго. Вот только все планы мужа рушатся, когда она успешно защищается от нападающего на неё душителя и в итоге убивает его. Вернувшийся домой Тони обнаруживает вместо тела своей супруги труп мужчины. Теперь ему нужен новый план…
Главные роли исполняют обладатели «Оскар» Рэй Милланд и Грейс Келли, получившая за работу в этой картине премии BAFTA и Национального совета кинокритиков США.
Длительность: 105 мин.
Оценка КиноПоиска: 8,1
Ограничение: 12+
Читать vs смотреть: что лучше — книги или фильмы?
Чтобы ответить на этот, вероятно, очевидный для многих вопрос — несколько фактов о пользе того и другого.
Преимущества книг:
- При чтении книг происходит мозговая стимуляция: читатель узнаёт новые слова, увеличивая, таким образом, словарный запас и обогащая речь.
- Чтение благотворно влияет на память. Это прекрасное средство для профилактики болезни Альцгеймера. Специалисты отмечают, что 15 прочитанных за день страниц книги снижают риск возникновения данной патологии.
- Чтение — это антидепрессант! Оно позволяет уменьшить стресс и уровень тревоги. Читая, у нас расслабляются мышцы, мы отвлекаемся от насущных проблем и переносимся в новый, воображаемый мир. Шесть минут чтения могут снизить уровень стресса на 68%.
- Чтение хорошей книги развивает воображение и креативность, что положительно влияет на творческие способности и проявление смекалки в жизни.
- И, конечно, чтение книг перед сном — один из прекраснейших способов улучшения гигиены сна.
Преимущества фильмов:
- Фильмы представляют собой обработанную версию книги. Тем не менее они позволяют детально рассмотреть историю. К тому же, стимулируют зрительно-пространственную область мозга.
- Нередко мы испытываем тревогу из-за недостатка времени для чтения или заканчиваем читать книгу значительно позже планируемого срока. У фильмов время фиксированное, да и посмотреть кино значительно быстрее, чем прочесть книгу.
- Просмотр фильмов способствует развитию эстетического вкуса и повышению общей культуры человека.
Важно, что и книги, и фильмы позволяют снять стресс, получить новые знания, обогатить словарный запас. И, что немаловажно, невольно учат нас подмечать психологические особенности героев, помогая, таким образом, лучше разбираться в людях и выстраивать с ними коммуникацию.
И хотя ничто не сравнится с книгой, по произведениям Кристи снято немало замечательных и интересных фильмов, достойных нашего внимания. Поделитесь в комментариях, какие фильмы из этого списка нравятся лично вам!
Проверьте электронный ящик