Игра «Красный дельфин»: новая угроза по старой схеме, о которой стоит знать родителям
Родительство — самая сложная из существующих работ, либо неоплачиваемая вовсе, либо вознаграждаемая весьма скромно. Современный мир требует от родителей не просто накормить, одеть, обуть, отправить в школу. Он требует постоянно быть на страже интересов и безопасности своих детей. А эту безопасность постоянно подтачивают. На этот раз опасность исходит от «Красного Дельфина» — игра здесь превращается в смерть.
Содержание:
- С чего пошла тема про «Красного дельфина»?
- Как закон защищает детей от суицидальных игр и групп?
- «Красный дельфин» наследует у «Синего кита»
- В помощь родителям: как противодействовать?
С чего пошла тема про «Красного дельфина»?
Произошедший в Челябинске инцидент всколыхнул всю страну. По большей части волну по поводу этой атаки подняли телеграм-каналы, решившие по-лёгкому привлечь себе аудиторию и оперировавшие где-то непроверенными, а где-то просто придуманными данными.
По мнению авторов этих телеграм-каналов, здесь работала целая секта red dolphin, которая посредством анонимных кураторов вовлекала несовершеннолетних в многоуровневую игру-квест. Задания в ней имеют уровни сложности — от мелкого хулиганства типа разрисовывания зданий краской до убийства с последующим самоубийством.
На самом деле ситуация в челябинской коррекционной школе была совершенно иная. Складывалась она из врачебной ошибки психиатров, которые выпустили нападающего не долечив, недостаточной вовлечённостью администрации школы и ограниченности бюджета, выделенного на охрану учебного заведения.
Печальный итог — семиклассник с топором спокойно походил по школе: четверо раненых, в том числе учитель. И лишь по счастливому стечению обстоятельств и благодаря героизму педагога обошлось без смертей.
Следствие неоднократно проверяло информацию с пресловутым «Красным дельфином», но ничего не нашло. Хотя, учитывая резонанс, копали довольно тщательно. Но, копнув хоть и не там, зато глубоко, следователи обнаружили интересное явление. По сути, сейчас мы наблюдаем реинкарнацию печально известного «Синего кита», но уже с более активным участием Telegram.
Что за «Красный дельфин»?
Источник иллюстрации: politanalitika.ru
Интересующийся тематикой может найти достаточно информации и по «Красному дельфину», и по «Синему киту» — секрета это не представляет. Схема у них абсолютно одинаковая.
Существует вирусная группа, куда можно вступить фактически в один клик. Так ты получаешь начальный уровень посвящения, и тебе даётся какое-то неопасное задание. К примеру, расписать графити общественное учреждение. Ты это делаешь, проводишь фото- и видеофиксацию, и тебе предоставляется расширенный доступ и более сложное задание.
Куратор услужливо предоставляет нужный контент:
- книжки религиозно-философского содержания;
- экстремистскую литературу;
- практические материалы (как работать ножом, как можно переделать спортивное снаряжение в боевое, как самостоятельно изготовить взрывное устройство).
И, конечно же, куратор активно общается со своим новым подопечным, превращаясь в его «лучшего друга», который, в отличие от всех окружающих, до которых ребёнок достучаться не может, всё понимает и принимает его таким, какой он есть.
После этого происходит инициация. То есть «посвящение на крови». К примеру, избить пьяного бомжа или зарезать котёнка. Всё это, напоминаем, тщательно фиксируется для последующего шантажа со стороны куратора.
И вот молодой человек ощущает один из самых страшных наркотиков, которые существуют, — власть сильного над слабым.
Как закон защищает детей от суицидальных игр и групп?
На самом деле они реагируют, просто мы этого не видим. Дело в том, что законодательство, существующее на сегодняшний день, действует весьма несовершенно.
Роскомнадзор исправно отчитался, что с момента, когда закрылся «Синий кит», был ограничен доступ к 168 тысячам интернет-страниц, расположенных на различных платформах. При развитии современных интернет-технологий — это капля в море. После блокировки бота с игрой создать нового — зеркального типа — вопрос нескольких часов.
Дело «Синего кита» также породило так называемые «законы о группах смерти». А именно — статьи 110.1 и 110.2 УК РФ, которые наказывают за склонение к суициду либо содействие в его осуществлении.
Почему эти меры не работают?
Во-первых, сложно доказать вину. Во-вторых, меры ответственности за преступления довольно незначительны, учитывая сам характер этих преступлений.
Наиболее известный случай, когда по этим статьям проходил суд, — это 2019 год. Тогда «куратор» из Курганской области, который склонял к суициду несовершеннолетних девочек, получил 2,5 года. Условно! Ясно, что такими символическими мерами будущих «гуру молодёжи», желающих полностью располагать ими, явно не запугать и не остановить.
К тому же действует правило постфактума — вся шумиха началась после происшествия со школьником, то есть нападения в челябинской школе, а не до него. Хотя и правоохранители, и психологи, и педагоги предупреждали, что вспышка насилия в школах неизбежна. Но пока из-за кулис не выбежал мальчик с молотком, о принятых мерах ничего не известно.
«Красный дельфин» наследует у «Синего кита»
В чём же привлекательность подобных игр для подростков и почему правоохранители не могут с ними справиться?
Начать стоит с того, что участие в этих играх абсолютно добровольное. То есть злобные маньяки-кураторы не рыщут по интернет-пространству, улавливая в свои сети невинные души. Подростки сами ищут подобные группы и, конечно, по своему запросу их находят. Другой вопрос — почему они ищут эти группы? Ответ здесь неоднозначный.
Наиболее сильный фактор в данном случае — это любопытство. У подростков фактически ещё не до конца сформирован страх смерти. Зато велика любовь к различного рода играм. А все «киты» и «дельфины» строятся именно по принципу многоуровневого квеста — от меньшего к большему. Никто не говорит сразу, что тут придётся нападать и умирать!
На какой-то период времени это может стать «прикольным занятием» для ребёнка. Дети в силу структуры своего мышления не понимают, что интернет помнит всё, и все их шаги тщательным образом фиксируются. И в момент, когда всё резко становится не прикольно, выйти не получается. У куратора такой обширный набор компромата, что можно заводить сразу несколько уголовных дел:
- хулиганство;
- вандализм;
- жестокое обращение с животными;
- воровство и так далее.
К сожалению, в законодательстве нет возможности оступившимся детям покаяться и полностью уйти от наказания в этом случае. Наказание неизбежно. Поэтому и продолжают «играть».
Второй мотиватор — ощущение избранности. Подростковый период с точки зрения психологии наиболее сложен. Идёт гормональная перестройка. Индивид уже во многих вопросах не ребёнок. Спрашивают с него как со взрослого. А он далеко не всегда к этому готов.
Постоянно растущие нагрузки в школе, многочисленные секции, вечно занятые на работе родители, которые обеспечивают ребёнку ту самую хорошую школу и секции. Добавьте к этому последнюю каплю, решающий компонент, к примеру травлю со стороны сверстников или неразделённую любовь, и вы получаете готовую бомбу.
На этом этапе происходит переломный момент для человека: он может признать, что он несовершенен и ему предстоит долго и упорно работать над собой с неявными результатами, ЛИБО ощутить, что мир плох, потому что люди вокруг плохие, всё устроено несправедливо, «они тебя не понимают, а ты на самом деле достоин любви и намного лучше окружающих».
И тут появляется тот, кто предлагает тебе оказаться в числе избранных, возвыситься над «стадом», стать повелителем судьбы. Согласитесь, гораздо более интересная задача, нежели учить домашку по физике или же мыть посуду.
Один из элементов привлекательности таких групп — таинственность, знаковость. Эти группы «не для таких, как все». Вербовка происходит по принципу неокульта или секты — создание общности, близости и понимания одиноких подростков. Затем депривация сна или еды, или и то, и другое, изучение соответствующих материалов, задания по нарастающей. Они помогают сформировать иллюзорно важные ценности для сектантского коллектива — у подростков ещё нет чётких жизненных ориентиров и ценности этой жизни, им можно навязать ложные идеи.
Фактически любая агрессивная идеология или религиозная секта (от нацизма до сатанизма) строится на ощущении избранности, инаковости. И деструктивные группы типа «Красный дельфин» не стали исключением. Они просто взяли старые наработки, которые известны уже более ста лет.
В помощь родителям: как противодействовать?
Для начала необходимо понять одну очень простую и очень болезненную вещь. У родителей здесь помощников нет. Если они хотят сохранить своих детей живыми и здоровыми, придётся работать самим.
Правоохранительная система заточена на то, чтобы больно бить по рукам, карать тех, кто уже провинился, после знаковых случаев. В частности после челябинского инцидента:
- пошёл под суд замдиректора по воспитательной работе;
- рассматривается вопрос заведения уголовного дела по статье «халатность» против директора;
- следствие заявило о намеренности привлечь к ответственности руководство ЧОПа, осуществляющего охрану школы.
Очевидно, что ни парню с молотками и ножом, ни его жертвам-одноклассникам эти действия никак не помогут.
Безусловно, грамотную квалифицированную помощь могут оказать психологи. Но есть одно «но» — специалисты не ходят по улицам в поисках нуждающихся в помощи подростков. Для того чтобы они смогли оказать квалифицированную медицинскую помощь (а это именно медицинская помощь), к ним нужно обратиться. Несовершеннолетние сделать это не могут. За них это должны сделать родители.
Признаки, что ребёнок вступил на путь «игры»
Звоночков тут довольно много. Конечно, каждый случай индивидуален, ниже — основные признаки.
1. Замкнутость, погруженность в Сеть
Если подросток пытается спорить с родителями, говорит что-то типа «дайте денег на кино и не лезьте в мою жизнь», всё нормально. Если же он просто отказывается идти на контакт, значит, то внимание, которое он искал, он уже благополучно нашёл в другом месте.
2. Минимальный уровень агрессии, в том числе в быту
Дети, которых готовят к подобным «игрищам», как правило, не проявляют агрессии — не орут, дверями не хлопают, права не качают, в плохие компании не попадают. А потом все удивляются: «Он был такой хороший, тихий мальчик, никто и подумать не мог!». Меж тем, полное отсутствие деструктивных эмоций для человека любого возраста — ненормальное явление.
3. Появление или исчезновение крупных сумм денег
Если у ребёнка внезапно появляются наличные, но их источник неизвестен, либо же из семьи начинают пропадать суммы, отложенные на чёрный день, это явный признак что что-то не так.
Любая деятельность на свете оставляет финансовый след, поэтому большое количество налички — всегда тревожный сигнал. Значит, по каким-то причинам ребёнок не хочет пользоваться легальными переводами. Порох, колюще-режущее оружие, спортивные и травматические пистолеты можно найти в любом крупном городе, имея на руках наличку.
4. Специфические интересы и знания
Вряд ли ребёнок в свои 14 лет решил стать экспертом по минно-саперному делу просто так. Или прячет под кроватью биту, потому что втайне увлекается бейсболом. Как ни крути, для того чтобы убивать голыми руками, нужно обладать знаниями и тренироваться много лет. Одноразовые убийцы из числа «дельфинов» такой подготовки не стоят. Поэтому нужны спецсредства и умения ими пользоваться — то, что легко освоить.
Ещё несколько косвенных, но тревожных признаков:
- Изменение режима сна. Подростки часто сидят в интернете допоздна, но если ребёнок начал регулярно не спать ночами — это тревожный сигнал. Особенно если гаджет в руках до раннего утра.
- Интерес к анонимности в Сети. Когда подросток вдруг увлекается созданием анонимных аккаунтов, защищённых чатов или меняет никнеймы на сомнительные, стоит задуматься. Опасные игры часто требуют скрытности, а анонимность — ключ к этим «квестам».
- Потеря интереса к учёбе и увлечениям. Если подросток резко теряет интерес к прежним хобби, перестаёт посещать секции, а его успеваемость начинает падать — это один из самых тревожных признаков. Вместо прежних увлечений он уходит в виртуальные миры, часто с деструктивным подтекстом.
Указывать конкретные метки/образы/признаки опасных сообществ не имеет особого смысла, так как подобные проекты всегда дублируются. К примеру, у «Кита» был, собственно, кит. У «Красного дельфина» был мультяшный персонаж Hello Kitty с автоматом. Заучивать их смысла нет, так как у вновь появившихся организаций и значок будет другой. И предугадать, кто это будет — кот Матроскин с мачете или кенгуру, — не представляется возможным. Лучше обращать внимание на поведение ребёнка и поддерживать с ним доверительные отношения.
Что же остаётся родителям?
Диалог. Пока он возможен (хотя бы на повышенных тонах), ещё не всё потеряно. Можно довести ребёнка до грамотного специалиста.
Огромным подспорьем здесь может стать фигура наставника, значимого взрослого, не являющегося родителем. Такой фигурой может, например, стать:
- авторитетный тренер в спортивной секции;
- хороший, увлечённый своим предметом педагог в школе;
- старший брат/сестра, дядя или дедушка.
Также ноша, которую с родителей никто не снимет, — это контроль. Они должны своевременно выявить проблему. До того как ребёнок замкнулся в себе, озлобился и начал искать выход своей злобе, то есть вступил на ту дорожку, которая и приведёт его в объятия очередного «цветного млекопитающего».
Контроль позволяет осуществлять приложение Kids360. Это хороший инструмент, который позволяет вести плотный контроль без нервирующей подростка гиперопеки. Kids360 — своеобразный компромисс, гармония между контролем и заботой.
Вот как ключевые функции Kids360 могут помочь:
- Контроль времени использования устройства — помогает родителям устанавливать лимиты на использование гаджетов, предотвращая чрезмерное пребывание ребёнка в интернете, где он может столкнуться с опасными группами и играми.
- Блокировка приложений и сайтов — ограничивает доступ к сомнительным играм и сайтам и помогает защитить ребёнка от вредного контента.
- Геолокация — функция отслеживания местоположения позволяет родителям всегда знать, где находится ребёнок. Это важно, особенно если возникает подозрение, что подросток может находиться в опасной ситуации.
- Мониторинг активности — показывает, какие приложения использует ребёнок и сколько времени он проводит в них.
- Задания и головоломки — приложение предлагает более 4000 головоломок и заданий, которые развивают как умственные, так и физические навыки. Они переключат внимание ребёнка с вредных игр на полезные и развивающие активности, мотивируя его к саморазвитию и стимулируя интерес к обучению.
Главный плюс, который выгодно отличает Kids360 от множества других, — альтернатива. То есть мы не просто говорим ребёнку «нельзя, мы будем контролировать твою жизнь и запрещать делать то, что нам не нравится», мы предлагаем другие возможности.
По сути, те же самые игры, квесты, головоломки, развивающие материалы с последовательным прохождением — то, что может вызвать у подростка интерес. Никогда не стоит забывать, что одним из основных мотивирующих факторов для человека остаётся самая простая, пропахшая пылью скука. Детям скучно, и если их не занять, они займут себя сами.
Источник фото обложки: KaterinaR/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик