Дети и книги: что делать (и чего делать нельзя), чтобы ребёнок полюбил читать?
Многие родители обеспокоены тем, что современным детям гораздо интереснее проводить время с гаджетами, чем гулять, заниматься спортом или, например, читать. С чтением дела зачастую обстоят хуже всего: в школе задают читать внушительные тома литературной классики, а ребёнка невозможно уговорить открыть книгу.
Нужно ли вообще ребёнку читать, и можно ли привить любовь к этому занятию? Как заставить ребёнка читать, если он не хочет? Мы собрали самые действенные советы, изучили опыт родителей, успешно справившихся с этой проблемой, и узнали мнение психолога о том, как не наломать дров и не отбить у ребёнка желание читать раз и навсегда.
Содержание:
- Почему детям полезно читать?
- Нужно ли приучать ребёнка к чтению?
- Чтение с первых дней жизни
- Как привить ребёнку любовь к книгам: практические советы
- Подкуп, манипуляции и другие ошибки родителей
- Что делать, если ребёнок совсем не хочет читать?
Почему детям полезно читать?
Чтение — это не только наиприятнейшее, но и невероятно полезное увлечение не только для детей, но и для взрослых. Начнём с того, что, взяв в руки книгу, мы вынуждены отложить в сторону смартфон — а значит, меньше времени будет потрачено на соцсети и мессенджеры. Но есть и множество других веских причин предложить ребёнку книгу вместо гаджетов:
- В процессе чтения у ребёнка развиваются внимание, память и воображение. Он не просто пытается запомнить сюжет литературного произведения, но и представляет себе, как выглядят персонажи и место развития событий.
- Сопереживая героям книг, дети развивают в себе способность к эмпатии, доброту и чувство справедливости.
- Регулярное чтение способствует расширению словарного запаса и кругозора.
- Развивается аналитическое и логическое мышление, ведь ребёнок анализирует поступки героев и учится видеть причинно-следственные связи в развитии сюжета.
- Чтение помогает детям научиться перерабатывать большие объёмы информации и справляться с негативными последствиями клипового мышления, которому подвержены многие современные школьники (как, впрочем, и большинство взрослых).
- Чтение, особенно перед сном, помогает расслабиться и избавиться от стресса и тревожности. Исследования также показывают, что хорошие книги помогают бороться с признаками депрессии, что особенно актуально для подросткового возраста.
- Чтение помогает детям научиться перерабатывать большие объёмы информации и справляться с негативными последствиями клипового мышления, которому подвержены многие современные школьники (как, впрочем, и большинство взрослых).
Современный мир приучает людей к клиповому мышлению, это значит, что информация воспринимается фрагментарно, не подвергается анализу и снижает способность концентрировать внимание на сложных задачах. В результате мы получаем детей, которые по много часов делают домашние задания, потому что всё время отвлекаются. Критическое мышление не развивается, поскольку для его формирования нужна база знаний, на которую можно опереться.
⠀
Чтение формирует в человеке не просто навыки воображения и концентрации, но и умение видеть несколько уровней смыслов текста. Ведь помимо переданных фактов, можно считать мотивации героев, эмоциональное отношение автора и т.п. Но для того чтобы ребёнок научился читать и видеть смыслы, на первых этапах необходимо обсуждать прочитанное. Именно родители, а потом и учителя, учат видеть смысл в прочитанном, а не просто слова.
Когда и сколько дети должны читать?
Не стоит рассчитывать на то, что, едва научившись читать, ваш ребёнок начнёт увлечённо поглощать книгу за книгой. Начните с двух-трёх минут чтения вслух и помните, что главное — удовольствие от процесса.
Маленький ребёнок может устать, прочитав всего несколько предложений. Искать в Интернете возрастные нормы тоже не стоит: первоклассникам обычно рекомендуют читать 10–20 минут в день, но здесь следует опираться на желание и возможности ребёнка, а не на цифры. Считается, что гораздо важнее — регулярность; но и здесь не стоит настаивать: если школьник устал, лучше дать ему отдохнуть или вместе отправиться на прогулку.
И всё же существуют некоторые правила самостоятельного чтения, и ими не следует пренебрегать:
- Учащимся начальной школы не рекомендуется читать дольше одного часа в день.
- Для чтения необходимо выбирать хорошо освещённое и тихое место.
- Начинающим читателям не стоит браться за книгу поздно вечером или сразу после школы — уставшему ребёнку сложнее сосредоточиться.
Нужно ли приучать ребёнка к чтению?
Безусловно, любовь к чтению может развиться у ребёнка естественным образом вопреки всему — бесконечным мультфильмам по телевизору, просмотру YouTube, компьютерным играм и даже полному отсутствию книг в доме. Но в огромном потоке информации, окружающем современных детей практически с рождения, это менее вероятно, чем тридцать-сорок лет назад, когда люди выбирали себе развлечения из того, что было.
Ещё один фактор, который может напрочь отбить у ребёнка желание читать — школьные списки обязательной литературы. От детей требуют много и вдумчиво читать, при этом многие произведения из школьной программы оказываются детям не по плечу — ни их объём, ни содержание.
Список из нескольких десятков программных произведений пугает и вызывает протест; а тот факт, что многие произведения из этих списков подобраны без учёта возрастных особенностей читателей, практически не оставляет школьнику шансов в будущем осознанно и добровольно вернуться к литературной классике. И познакомиться с действительно увлекательными детскими книгами у ребят практически нет возможности, ведь выбора особо нет: либо читаешь то, что задали, либо получаешь «двойку».
Учитывая всё вышесказанное, родителям стоит помочь ребёнку сформировать привычку читать — чем раньше, тем лучше, пока школьная «обязаловка» не лишила его возможности выбирать ту литературу, которая ему действительно интересна.
Детский психолог Валентина Паевская считает, что, читая только сложные программные произведения, школьники утрачивают интерес к самому процессу; а значит, необходимо разделять чтение того, что задали в школе, и того, что действительно нравится.
Всё, что появляется под грифом «обязательно» становится обузой для ребёнка. К тому же не все дети могут читать длинные тексты в силу своего физиологического развития (мозг не готов быстро обрабатывать поток информации, необходимой для понимания текста). Но школьная программа требует знакомства с рядом литературных произведений.
⠀
Чтобы ребёнок «не умер от скуки» и выполнил задание, рекомендую устраивать «вечера чтения»: 1-2 раза в неделю по 1,5 часа или каждый день по 20-30 минут. Суть заключается в том, что все члены семьи присутствуют при чтении вслух необходимого произведения. Читает и ребёнок, и родители. После чего происходит обсуждение прочитанного, иначе половина текста пролетит мимо ушей ребёнка! Ну и конечно, родители должны активно поддерживать желание читать книги не по программе.
Чтение с первых дней жизни
Чтение ребёнку вслух помогает укрепить эмоциональную связь с ним, расслабляет и даже помогает уснуть. Поэтому детские психологи уверены: читать детям можно и нужно с первого дня жизни. При этом выбор книги — за мамой, ведь малышу пока важны только звук маминого голоса, интонации и близость с ней.
В первый год жизни голос мамы — это самое приятное, что может слышать ребёнок. Главное, при чтении обращайтесь именно к нему — дети тонко чувствуют, на кого направлена мамина речь.
Для многих молодых родителей такая практика становится настоящим спасением. Известно, что для гармоничного речевого, эмоционального и сенсорного развития ребёнка важно много и часто разговаривать с ним; но найти темы для бесконечных разговоров с грудничком непросто, а чтение ему вслух решает эту проблему и доставляет удовольствие всем участникам процесса.
После трёх-четырёх месяцев можно предлагать малышу книги с крупными реалистичными картинками — так, пока вы читаете, он будет тренировать зрение. Книжки могут быть тканевыми, картонными или с тактильными вставками, но все они способствуют развитию мелкой моторики ребёнка и надолго привлекают его внимание. Познакомившись с такими безопасными книжками и привыкнув к ним, подросший малыш, скорее всего, довольно быстро научится бережно обращаться с книгами и аккуратно перелистывать страницы.
Ближе к году у детей начинает формироваться словарный запас — в этом возрасте особым успехом будут пользоваться короткие стишки и незамысловатые рассказы, которые можно прочитать за несколько минут, пока малыш способен удерживать внимание на сюжете.
Интерактивные книги с окошками, наклейками и подвижными элементами станут вашими помощниками в формировании у ребёнка читательского интереса: в раннем возрасте детям интереснее играть с книгой, чем просто слушать текст и разглядывать картинки.
По мере взросления малыша эти игровые элементы отойдут на второй план, и гораздо важнее будет выбирать тематику литературных произведений в соответствии с интересами маленького читателя.
Чтобы чтение принесло пользу для развития мозга и ребёнок научился понимать текст, необходимо задавать ему вопросы: сначала задавать и отвечать самостоятельно, потом ждать на вопрос ответ от ребёнка «да/нет», после — задавать открытые вопросы (по мере формирования речи). Таким образом родители воспитывают умение анализировать и концентрироваться на тексте.Важно понимать, что для формирования навыка самостоятельного чтения недостаточно просто пройти азбуку. К сожалению, не все дети могут читать быстро без потери смыслов (в силу развития мозга). Если говорить о качестве, то легче всего чтение даётся праворуким девочкам, затем идут праворукие мальчики и леворукие девочки, больше всего проблем испытывают леворукие мальчики.
Стоит учитывать личностные особенности ребёнка прежде чем требовать от него любви к чтению. Если ребёнок тратит колоссальные усилия на прочтение каждого слова, то любовь к книгам придёт не скоро.
Как привить ребёнку любовь к книгам: практические советы
Даже если вы не читали новорождённому сказки Пушкина, не стоит переживать, что момент упущен: помогите ребёнку открыть для себя удивительный мир книг здесь и сейчас. В этом помогут наши советы:
- Позвольте ребёнку самому выбирать книги. Сходите в книжный магазин и купите ту книгу, которая понравится ребёнку — и постарайтесь скрыть разочарование, если это будет какой-нибудь комикс, а не любимое произведение вашего детства. Второй вариант — записать ребёнка в детскую библиотеку. Монтессори-педагог и многодетная мама Наталия Гончарова сделала еженедельный семейный поход в библиотеку традицией, которая поддерживает у детей интерес к чтению.
⠀Дети дошкольного и младшего школьного возраста редко ходят в книжный магазин без взрослых, поэтому вы можете просто подвести ребёнка к тем полкам, где находится литература по возрасту. Если же так получилось, что ребёнок взял неподходящую книгу, откройте её прямо в магазине и попробуйте прочитать первую страницу. Вероятнее всего, интерес к книге быстро «сойдёт на нет».
⠀
Подростки же в принципе не особо ориентируются на мнение родителей, поэтому не стоит ждать от них послушания в выборе литературы. Поощряйте стремление к чтению — если вы сомневаетесь в качестве выбранной литературы, обсудите после прочтения саму книгу: что понравилось или не понравилось, что подросток узнал и насколько это было полезно. - Окружите ребёнка книгами. Организуйте дома небольшой уголок с книжной полкой и местом для чтения, где будут храниться только детские книги и где можно уединиться и спокойно почитать в тишине. «Случайно» оставляйте книги на видных местах. Обменивайтесь книгами с друзьями, дарите книги на праздники, посещайте книжные выставки и презентации — если книги всегда будут на виду, у ребёнка естественным образом возникнет желание заглянуть в них.
- Читайте сами. Шамиль Ахмадуллин, автор множества методик эффективного обучения детей, настаивает на том, что только личный пример родителей может пробудить в ребёнке интерес к книгам.
- Обсуждайте прочитанное. Это не значит, что нужно требовать подробный пересказ прочитанных глав: лучше спросите, какие чувства вызвали у ребёнка события книги, почему персонажи попали в ту или иную ситуацию, а также попробуйте предугадать, как дальше будет развиваться сюжет.
- Совмещайте чтение с игрой. Используйте виммельбухи — книги со множеством картинок и почти или совсем без текста — для игр на внимание или счёт. Придумайте и запишите свою историю про одного или нескольких персонажей виммельбуха или создайте комикс по мотивам любой другой книги. Мама пятерых детей и филолог Евдокия Варакина также предлагает играть с детьми в сюжетные игры и организовывать квесты по мотивам прочитанных книг.
- Выделите время на чтение. Если у вашего ребёнка всё свободное время расписано по часам, не ждите, что он возьмётся за книгу. Чтобы ребёнок захотел почитать, ему должно быть немного скучно. Далеко не каждый школьник откажется от похода в кино или видеоигр в пользу книги. Значит, в его расписании должно быть время, когда он находится дома, но при этом не занят уроками, не играет и не смотрит телевизор. Если эта задача вам не по силам, попробуйте выделить на чтение полчаса перед сном — главное, чтобы ребёнок не был переутомлён.
- Читайте ребёнку вслух, даже если он умеет делать это сам. Мама троих детей Юлия Рих считает, что чтение вслух сближает и сплачивает семью больше, чем любое другое совместное занятие. Читайте с выражением, меняйте тональность и громкость голоса, чтобы картинки из книги буквально оживали в воображении ребёнка.
- Обращайте внимание на оформление книги. Выбирая литературу для самостоятельного чтения младшеклассника, отдайте предпочтение экземплярам с крупным шрифтом. Иллюстрации тоже важны, причём не только для самых маленьких читателей, но и для ребят постарше. Знакомство с книгой начинается именно с обложки и иллюстраций, а откровенно плохие рисунки могут заставить вернуть на полку магазина или библиотеки даже самую чудесную книгу.
Книжные подборки по разным жанрам и возрастам.
Подкуп, манипуляции и другие ошибки родителей
Заставить ребёнка полюбить книги не получится, как и заставить его полюбить манную кашу, классическую музыку или, например, бальные танцы. Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, а не сформировать неприязнь на долгие годы, избегайте этих ошибок:
- принуждение: угрозы наказания и психологическое давление, возможно, помогут осилить школьный список литературы на лето, но не помогут ребёнку захотеть взять книгу в руки просто так;
- наказание чтением: вряд ли ребёнок когда-нибудь сможет полюбить то, что его заставляют делать в качестве наказания;
- подкуп: вероятно, за новую игрушку или дополнительное экранное время юный читатель гораздо охотнее согласится прочитать даже скучную книгу, заданную в школе. Но внешняя мотивация работает ровно столько, сколько вы готовы «платить» за чтение;
Не стоит говорить ребёнку, что чтение будет вознаграждено удовольствием от книги, потому что не факт, что удовольствие будет получено, особенно на этапе медленного чтения. Однако похвала от родителей на первом этапе — это достаточно сильный механизм подкрепления для ребёнка. В качестве вознаграждения можно рассмотреть покупку новой книги или посещение библиотеки.
- неправильные аргументы: фразы вроде «Это надо для школы!» или «Не будешь читать — не сдашь экзамен!» могут не сработать, когда вы предложите ребёнку новую книгу. А вот если рассказать ему, что именно эту книгу вы в детстве читали с фонариком под одеялом вопреки запрету родителей, это сразу вызовет интерес;
- постоянные исправления: когда ребёнок читает вслух, не нужно поправлять его каждый раз, когда он допускает ошибку. Исправлять стоит лишь те слова, которые он не понимает;
- сравнение с другими детьми: чтение — это не соревнование; лучше отмечать успехи ребёнка, чем сравнивать с кем-то, кто прочёл больше книг за лето.
Что делать, если ребёнок совсем не хочет читать?
Бывает, что ребёнок отказывается читать, несмотря на все ваши усилия и наличие обширной домашней библиотеки. Попробуйте заинтересовать его, используя эти методы:
- Подбирайте литературу по возрасту и «по запросу». Это особенно важно для подростков, которым взросление зачастую даётся очень нелегко. Подходящая книга поможет отвлечься, ответить на множество вопросов и принять себя и свои чувства.
⠀
Подростки ищут себя, свой стиль, свои предпочтения в литературе. Поэтому предлагайте всё — фантастику, научную литературу, классическую, психологическую, мотивационную. Не имеет значения, что это будет (за исключением запрещённой в РФ литературы) —- важно, чтобы подросток захотел взять книгу в руки, чтобы узнать что-то новое и приятно провести время. - Воспользуйтесь методом Кассиля. Возьмите книгу с захватывающим сюжетом, предложите почитать ребёнку вслух и, дойдя до самого интересного места, отложите книгу в сторону. Скорее всего, любопытство возьмёт верх, и ребёнок захочет самостоятельно дочитать книгу до конца.
- Пишите ребёнку письма от тайного друга. Этот способ был придуман детским психологом Искрой Даунис и отлично работает с читателями помладше. Суть метода заключается в том, что ребёнок однажды находит в своей комнате короткое послание от какого-либо литературного персонажа. С каждым днём записки становятся всё длиннее, рассказы всё более захватывающими, а затем в очередном письме можно ненавязчиво предложить ребёнку прочитать обо всех приключениях героя в книге.
- Сформируйте для ребёнка читающее окружение. Скорее всего, он не читает в том числе по той причине, что его сверстники предпочитают другое времяпрепровождение. В Интернете можно найти множество книжных клубов для детей и подростков, которые помогут не только полюбить чтение, но и найти новых друзей.
Как правило, те родители, которые стремятся увлечь своих детей чтением, и сами редко надолго расстаются с книгой. В таком случае им, вероятно, не составит труда привить ребёнку любовь к этому полезному и увлекательному занятию с раннего возраста. Если же собственного примера недостаточно, наши рекомендации помогут в приучении к чтению — важно лишь проявить терпение и не перегибать палку!
Источник фото обложки: Stock-Photo/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик