Звуки музыки или как выбрать музыкальную школу для ребёнка
Перед началом каждого учебного года или четверти родителям школьников представляется возможность составить график посещения кружков и секций. Задача непростая, ведь успеть всё просто невозможно. Однако ситуация накаляется, когда любознательный и активный ребёнок вдруг заявляет, что хочет заниматься вокалом или играть на гитаре.
Стоит ли сразу записывать юное дарование в музыкальную школу или лучше повременить с этим и нанять репетитора? Какое направление обучения выбрать? Сколько стоят занятия? Попытаемся разобраться в нашей статье.
Содержание:
- Всё, что следует знать о музыкальных учебных заведениях
- В каком возрасте отдавать ребёнка в музыкальную школу?
- Отдавать ребёнка в музыкальную школу или нет: за и против
- Как выбрать музыкальную школу и направление?
- Порядок поступления в музыкальную школу
- К чему готовиться начинающим музыкантам и их родителям
Всё, что следует знать о музыкальных учебных заведениях
1. Сколько лет ребёнок будет учиться?
Продолжительность обучения в детской музыкальной школе зависит от возраста ребёнка на момент поступления и выбранной программы. Сроки обучения составляют от четырёх до девяти лет.
Например, на отделение духовых инструментов берут ребят с девяти лет, ведь для освоения саксофона или флейты требуется развитая грудная клетка. А учиться играть на фортепиано или скрипке можно уже в 6-7 лет. Дети, начавшие занятия в школе раньше, будут посещать её следующие восемь лет, а те, кто поступил в девять лет и позднее, закончат курс обучения через пять лет.
Кроме того, срок обучения зависит от программы. С 2012 года все дополнительные общеобразовательные программы делятся на предпрофессиональные и общеразвивающие (Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), и распределение детей по этим группам осуществляется по итогам прослушивания и индивидуального отбора. Предпрофессиональная подготовка обычно длится пять или восемь лет (в зависимости от возраста поступающего), а во многих школах предусмотрен ещё один дополнительный год для подготовки к поступлению в музыкальный колледж или училище.
Дети, не прошедшие отбор на предпрофессиональную программу, могут претендовать на места в классе общеразвивающей направленности: они будут изучать те же дисциплины, но в меньшем объёме, и получат свидетельство об окончании школы уже через 4-5 лет.
Во многих музыкальных школах на платной основе открыт набор на программы продолжительностью один, два или три учебных года (без выдачи свидетельства), а также подготовительные курсы для дошколят, где занятия проводятся в игровой форме и помогают подготовить малышей к индивидуальному отбору в первый класс.
2. Какие направления подготовки существуют в музыкальных школах?
Направления обучения в разных музыкальных школах могут незначительно отличаться.
Программы предпрофессиональной подготовки чаще всего бывают следующие:
- «Фортепиано».
- «Струнные инструменты» (скрипка, альт, виолончель и арфа).
- «Духовые и ударные инструменты» (кларнет, флейта, труба, саксофон, тромбон, валторна, туба и ударные).
- «Народные инструменты» (гитара, баян, аккордеон).
- «Музыкальный фольклор».
- «Хоровое пение».
Каждый учащийся выбирает один музыкальный инструмент, в некоторых случаях — два.
Программы общеразвивающей направленности в некоторых школах такие же, как и программы предпрофессиональной подготовки. Кроме того, многие школы предлагают учащимся пройти обучение по специальностям, как «Сольное пение», «Академический вокал» или «Эстрадное пение».
3. Как часто проходят занятия и как долго длятся?
Количество и продолжительность занятий в музыкальной школе определяются учебным планом, который можно найти на сайте каждой школы. Руководство музыкального учебного заведения стремится дать ученикам всестороннее образование, научить их не только играть на инструменте и петь, но и помочь освоить не менее важные теоретические дисциплины — сольфеджио (музыкальная грамота и пение по нотам, — прим.) и музыкальную литературу. Обязательным предметом является и совместное музицирование — в хоре, оркестре или ансамбле. Поэтому будущим музыкантам и их родителям придется настроиться на серьёзную работу.
Занятия в музыкальной школе проходят по будням с восьми утра до восьми вечера (у старших классов иногда до девяти), но расписание составляется таким образом, чтобы ребёнок не пропускал уроки в общеобразовательной школе. Педагоги всегда идут навстречу своим подопечным и стараются совместить индивидуальные занятия с групповыми.
Продолжительность индивидуальных занятий по специальности (игре на музыкальном инструменте или вокалу) составляет один академический час, а групповые занятия длятся 1-2 часа.
В начальных классах еженедельная нагрузка составляет 5-6 часов: это два занятия по специальности и по одному уроку сольфеджио, музыкальной литературы, хорового пения и оркестра. В некоторых школах есть дополнительный урок по выбору: освоение второго музыкального инструмента, композиция, ритмика, импровизация или слушание музыки. В старших классах еженедельная занятость увеличивается и составляет уже 8-9 часов.
Чтобы «потянуть» такую нагрузку без ущерба для обычной школы, ученикам в начале обучения приходится посещать музыкальные занятия 2-3 раза в неделю, а в старших классах ещё чаще. Кроме того, все педагоги единогласно рекомендуют музицировать дома по два часа ежедневно.
К счастью для юных музыкантов, в муниципальных детских музыкальных школах есть каникулы: они совпадают со школьными по датам и продолжительности.
4. Сколько стоит обучение в музыкальной школе?
В большинстве муниципальных ДМШ есть бюджетное (бесплатное) и самоокупаемое (платное) отделения. Однако в некоторых школах платное отделение отсутствует.
Бесплатных мест, как правило, немного: например, Екатеринбургская детская музыкальная школа №10 в этом учебном году бесплатно обучает 16 человек по программам предпрофессиональной подготовки и всего восемь ребят по общеразвивающим программам, зато платных мест значительно больше — 92.
Стоимость обучения на платном отделении зависит от направления подготовки, целей обучения и учебной нагрузки, которую учащиеся определяют самостоятельно. В отличие от бюджетного отделения, теоретические и групповые занятия здесь вовсе не обязательны, если ребёнок не ставит себе цели стать профессиональным исполнителем.
Индивидуальные занятия по специализации стоят от 400–500 рублей, а полная стоимость обучения в месяц начинается от 3000 рублей. Например, в Чеховской детской школе искусств месяц практических занятий (по 45 минут в неделю) с преподавателем высшей категории обойдётся в 3135 рублей, а в Детской музыкальной школе №1 города Новосибирска индивидуальное обучение по программе «Основы вокального исполнительства» стоит 3936 рублей в месяц.
Немаловажную роль играет и местонахождение учебного заведения: в Москве и Санкт-Петербурге плата за обучение, как правило, выше, чем в регионах. Полный курс обучения по программе предпрофессиональной подготовки в ДМШ имени Людвига ван Бетховена в Москве стоит 10000-11200 рублей в месяц; в музыкальной школе имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге та же программа обходится каждому учащемуся платного отделения в 11050–12400 рублей ежемесячно.
Перед тем как отправить ребёнка покорять приёмную комиссию, не мешает ознакомиться со стоимостью музыкальных инструментов, которые в любом случае придется приобрести (или взять в аренду, если школа предоставляет такую услугу).
Цены на акустические гитары начинаются от 3000–4000 рублей, скрипку и электрогитару можно купить за 6000–7000 рублей, а вот новое пианино найти дешевле 200 000 рублей вряд ли получится, поэтому некоторые ищут старые инструменты на сайтах частных объявлений: многие хозяева отдают их практически даром за ненадобностью.
Аренда музыкальных инструментов в школе не ударит по карману: в зависимости от стоимости инструмента ежемесячная плата за пользование составит 300–600 рублей.
В каком возрасте отдавать ребёнка в музыкальную школу?
На программы предпрофессиональной и общеразвивающей подготовки можно поступить не ранее 6,5 лет, на отделение духовых инструментов — с девяти лет. Подготовительные группы принимают малышей от 3-4 лет на игровые музыкальные и развивающие занятия. Но как понять, что ребёнок готов осознанно и ответственно подойти к обучению и не захочет всё бросить через пару месяцев?
При выборе оптимального времени для начала музыкальных занятий не стоит ориентироваться на формальные цифры и сроки: важнее всего психологическая готовность ребёнка.
Если малыш в четыре года с удовольствием танцует, поёт и даже подыгрывает себе на игрушечных музыкальных инструментах — это повод записать его в музыкальный кружок при ДМШ на подготовительное платное отделение, где занятия будут проходить 1-2 раза в неделю по 40–45 минут. Это совершенно не обязывает родителей затем отдавать малыша на восьмилетнюю программу и растить из него ещё одного Шостаковича или Рахманинова, зато способствует развитию музыкального слуха и вкуса, чувства ритма и уверенности в себе.
Если ребёнку уже исполнилось семь лет, но он ещё не способен продолжительное время удерживать внимание, часто отвлекается, балуется во время выполнения школьного домашнего задания — стоит повременить с началом серьёзных занятий в музыкальной школе. В этом возрасте первоклассники только обучаются дисциплине и прилежанию, адаптируются к новым реалиям. Поэтому искусственно создавать для ребёнка ещё более стрессовую обстановку не нужно. Возможно, достаточно будет 1-2 занятий музыкой с репетитором или в музыкальном кружке — это поможет понять, есть ли у него интерес к музыке и природные данные. Не бойтесь опоздать с поступлением в «музыкалку»: до девяти лет детей принимают на любое отделение, на некоторые — до двенадцати.
Читайте также Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению?
Нужно ли заставлять ребёнка, если он не хочет?
Что же делать, если ребёнок одарён от природы, у него прекрасный голос и музыкальный слух, но он категорически против занятий музыкой? Следует ли настаивать и заставлять его? Скорее всего, это не сработает: из чувства протеста он всё равно бросит музыку — не сейчас, так через пару лет.
По мнению экспертов, в течение всего периода обучения дети раз пять пытаются бросить занятия музыкой. Поэтому начинать с принуждения — плохая идея. Лучше подождите: в возрасте 6-7 лет дети не всегда знают, чего хотят, поэтому их настрой может поменяться ещё не раз.
Посещайте концерты классической музыки, выступления музыкантов-виртуозов, слушайте музыку дома — проявляйте искренний интерес, и тогда ребёнок, скорее всего, тоже приобщится к вашему увлечению и захочет научиться играть на музыкальном инструменте.
Отдавать ребёнка в музыкальную школу или нет: за и против
Некоторые родители не хотят отдавать своих детей в ДМШ и приводят разные аргументы:
- Слишком большая нагрузка помешает основным занятиям в общеобразовательной школе.
- Высокая плата за обучение и стоимость инструмента не вписываются в семейный бюджет.
- Никто в семье не имеет музыкального образования, поэтому помогать ребёнку заниматься дома некому.
- Отдать ребёнка в музыкальную школу — значит лишить его детства.
Все эти мнения не лишены смысла. Преподаватель ростовской музыкальной школы по классу «Фортепиано» Татьяна Скоробогатова признаётся, что, получив наконец диплом, некоторые профессиональные пианисты мечтали «кинуть его с размахом в бабушкино немецкое пианино».
Однако педагоги и сторонники музыкального образования приводят в качестве аргументов пользу, которую оно приносит подрастающему поколению:
- Занятия музыкой развивают память, слух и внимание.
- Юные музыканты более дисциплинированы и трудолюбивы, чем их сверстники.
- Регулярные выступления на отчётных концертах помогают побороть страх перед публикой и скованность.
- Музыканты более открыты, эмоциональны и коммуникабельны.
- Музыка помогает развивать математические способности и легче осваивать иностранные языки. Об этом пишет Д. К. Кирнарская, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.
Как бы то ни было, решение о поступлении в музыкальную школу необходимо принимать совместно с ребёнком, заранее обсудив с ним все возможные трудности.
Как выбрать музыкальную школу и направление?
При выборе музыкальной школы стоит учесть несколько факторов:
- В первую очередь обратите внимание на ближайшую школу: помните, что посещать её ребёнку придётся не один год и ездить через весь город несколько раз в неделю будет утомительно.
- Ознакомьтесь со стоимостью платных образовательных услуг в нескольких школах и остановитесь на оптимальном варианте, который не ударит по карману.
- Почитайте информацию о школе, учителях и отзывы учеников. Престиж школы не так важен, как преподаватели, особенно педагог по специальности.
- Посетите школу и по возможности познакомьтесь с преподавателями. Выясните, можно ли сменить направление и педагога, если что-то пойдёт не так.
- Узнайте, когда в школе проходят отчётные концерты: блестящее выступление учеников расскажет о преподавателях больше, чем директор учебного заведения.
Итак, выбор сделан, осталось определиться с направлением обучения. Возможно, сделать это с первой попытки не удастся, поэтому:
- Посетите несколько открытых уроков по разным направлениям.
- Выбирайте подготовительные занятия и кружки, в которых дети играют на разных инструментах.
- Если ребёнок не посещает подготовительные занятия, стоит начать с нескольких пробных уроков с репетитором.
- Если после зачисления в ДМШ ребёнок поймёт, что выбрал неподходящее направление, не настаивайте на продолжении занятий и поговорите с директором о переводе на другую специальность.
Не переживайте за своего ребёнка, отправляя его на занятия, в кружки или гулять. Скачивайте приложение «Где мои дети», чтобы всегда знать, где находится ваш ребёнок, что происходит вокруг него и когда он вышел/пришёл в музыкальную школу!
Порядок поступления в музыкальную школу
Вся необходимая информация для поступающих, как правило, размещается на сайте выбранной школы. Обычно порядок поступления следующий:
- Подача заявлений (лично или через сайт «Госуслуги», если школа есть в списке доступных к записи кружков) начинается заранее, в апреле–мае. Некоторые школы ведут предварительную запись по телефону, а заявление предоставляется на прослушивании.
- Прослушивания проходят в июне (информацию о датах конкурсного отбора публикуют на сайте школы в разделе «Для поступающих»). Готовиться к прослушиванию не нужно: ребёнка, скорее всего, попросят спеть любимую песню, хлопками повторить за педагогом ритмический рисунок и голосом повторить сыгранную мелодию. Результаты отбора также публикуются на сайте школы.
- Вместе с заявлением или после успешно пройденного прослушивания родители предоставляют в школу небольшой пакет документов: справка от педиатра, копия свидетельства о рождении ребёнка, 1-2 фотографии и копия паспорта одного из родителей. В редких случаях родителей могут попросить предоставить номер СНИЛС поступающего и свидетельство о регистрации по месту жительства.
К чему готовиться начинающим музыкантам и их родителям?
Самое важное, что необходимо обсудить с ребёнком ещё до вступительных испытаний — его готовность к большим нагрузкам в школе и регулярным упражнениям дома. Здесь очень важна внутренняя мотивация: ему следует очень хорошо понимать, для чего всё это нужно.
Возможно, очень скоро появится желание бросить занятия: у ребёнка, у родителей и у соседей, которые станут невольными слушателями любительских концертов юного исполнителя. Но надо понимать: сократить нагрузку не получится, ведь каждый предмет помимо специальности прививает важные навыки и умения.
Самое сложное — это сольфеджио
Большинству учащихся ДМШ сложнее всего даётся сольфеджио, и они упрашивают родителей отменить хотя бы этот урок. Однако все предметы в музыкальной школе обязательны к посещению, в противном случае, сдать выпускной экзамен и получить свидетельство об окончании школы не получится.
К тому же преподаватели утверждают, что сольфеджио развивает музыкальный слух и помогает понять, как устроена музыка. Без этого учащийся не сможет подбирать мелодии на слух, сочинять музыку и даже читать ноты.
Выступления на отчётных концертах
Ещё одно испытание, к которому ребёнка стоит подготовить заранее, — обязательные отчётные концерты. Для стеснительных детей побороть страх перед публичными выступлениями будет непросто, поэтому чаще собирайте родственников и друзей на домашние концерты и безоговорочно поддерживайте вашего маленького музыканта во всём.
Теперь, взвесив все «за» и «против», родителям предстоит принять обдуманное и осознанное решение: пойдут ли занятия в музыкальной школе на пользу ребёнку, или это стремление воспитать музыкального гения продиктовано их личными амбициями?
Помните, что это решение необходимо принимать вместе с ребёнком, ведь от его желания и готовности зависит, станет ли музыка важной частью жизни или нет.
Проверьте электронный ящик