Как выбрать хорошего репетитора для ребёнка?
В последнее время тема репетиторства возникает у родителей всё чаще. Одни недовольны качеством школьного образования, другие переживают за успеваемость своего ребёнка, а третьи заранее задумываются о будущем обучении в колледжах или вузах. Особенно актуален этот вопрос во втором учебном полугодии, когда начинается подготовка к экзаменам, годовым контрольным работам и выпускным тестам.
Так как понять, нужен ли репетитор именно вашему ребёнку? И как выбрать хорошего педагога среди всего многообразия профессионалов? Сегодня мы задали этот вопрос практикующим специалистам, которые не первый год работают с детьми и точно знают, как превратить дополнительные занятия в ценный источник знаний. Наши эксперты:
- Алевтина Попова — эксперт по преподаванию английского языка, в том числе с полным погружением в языковую среду. Стаж — 22 года.
- Светлана Минина — преподаватель, репетитор и руководитель многопрофильной онлайн-школы.
- Полина Путякова — подростковый тьютор, консультант по образованию и профессиональному выбору.
Как правильно выбирать репетитора?
— На что обращать внимание при выборе репетитора? Какие профессиональные критерии важны?
Алевтина Попова,
преподаватель английского языка, репетитор:
— Первое, что нужно понять родителю, это какой именно помощи он ожидает от специалиста: выполнение домашних заданий с ребёнком или реального знания предмета.
В пером случае, как правило, улучшается только оценка. Однако если вы действительно хотите получить крепкие знания по тому или иному предмету, а также рассчитываете на хороший результат на экзамене, то заниматься придётся по программе, которую предложит выбранный вами педагог.
Важно, чтобы после проведения тестирования и вам, как родителю, и самому ребёнку было понятно, каковы реальные знания, и что вам предлагают делать, чтобы их улучшить.
Многие предпочитают репетитора с большим опытом, и с подозрением относятся к недавним выпускникам. Личного из моего опыта найма преподавателей скажу, что возраст значения не имеет. Важно умеет ли человек объяснять предмет. Поэтому прямо при первой встрече попросите его что-то объяснить ребёнку, и если вам обоим всё понятно, можете смело соглашаться на сотрудничество.
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
На мой взгляд, необходимо выбирать специалиста, с которым ребёнку будет комфортно общаться, который сможет объяснить материал доступным языком так, чтобы ребёнок понял, и которому ребёнок будет доверять. Если ребёнок будет заниматься, потому что «мама так сказала», то к результату можно идти очень долго,
Для преподавателя английского языка, например, must have хорошее знание языка. Чем лучше человек владеет иностранным, тем легче ему будет создать языковую среду. Подтверждением уровня может выступать международный сертификат или мнение авторитетного для вас человека. Для тех, кто будет заниматься с начинающими, достаточно уровня В2.
— Где и как можно найти хорошего репетитора?
— Проверенный способ – сарафанное радио. Ещё один важный момент – не всем нужен именно репетитор. Занятия в паре или малой группе, как правило, в разы дешевле, а эффект будет не хуже, если учитель – профессионал. Дети – социальные существа, поэтому зачастую работа один-на-один с наставником без сверстников доставляет меньше удовольствия, потому что нет равных собеседников, соперников, соратников, а, например, иностранный язык можно освоить ТОЛЬКО в коммуникации.
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Успех занятий зависит не только от репетитора, но и от ребёнка и родителя. Потому что репетитор даёт знания, помогает разобраться в теме, а ребёнку нужно активно заниматься, задавать вопросы, если что-то непонятно, выполнять домашние задания. Родителям же нужно контролировать процесс, не бояться задавать вопросы репетитору и вместе со своим ребёнком идти к намеченной цели,
— Как понять, нужен ли ребёнку репетитор по тому или иному предмету? Как «уговорить» ребёнка, если он не хочет дополнительно заниматься?
— Ориентироваться только на школьную оценку не стоит. Иногда приходят ученики старших классов с пятёркой, которые не могут двух слов связать, а бывает и наоборот: школьный учитель понятия не имеет насколько хорош ребёнок, потому что у них не сложились отношения, и у ученика просто нет шанса проявить себя. Как быть? Получите стороннее мнение: большинство языковых школ протестируют вас бесплатно.
Если ребёнку учитель не нравится, и вы понимаете, что это не каприз, а на самом деле присутствует чувство страха, беспомощности, стагнации – прекратите мучить ребёнка, даже если вам этого учителя рекомендовали.
Здесь действует незыблемое правило: научить нельзя, научиться можно. Учиться хочется у человека, который вам приятен, создает уважительную дружественную атмосферу. Но естественно без панибратства с учеником.
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Иногда родители начинают искать репетитора для своего чада из-за нескольких четвёрок вместо пятёрок, при этом не разобравшись в причине. А причины бывают разные – ребёнок мог элементарно не выспаться и из-за этого быть рассеянным на уроке, даже плохое настроение может вызвать у ребёнка такую реакцию. Поэтому в данном случае, конечно, репетитор не нужен.
Но если ребёнок не понял какую-то тему и побоялся или постеснялся задать своему учителю вопросы, а на эту тему «наслоились» следующие, то ребёнок в таком случае перестаёт совсем понимать, как и что решать или выполнять задания. И проблема не в том, что ребёнок вдруг «скатился» – он просто не понимает. И в этой ситуации грамотный репетитор обязательно найдёт причину и устранит её,
— Нужен ли репетитор при подготовке ребёнка в школу?
— Из собственного опыта родителя (а также будучи руководителем школы, которая готовит первоклассников), могу сказать, что занятия для дошкольников желательны, но однозначно не в формате один-на-один.
Необходимые навыки – это, как принято считать, не чтение, письмо, счёт, а более лёгкая адаптация к новым условиям в школе. Поэтому упор делается на развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости и других умений. Это всё можно прекрасно развивать в группе.
Читайте также материалы для дошкольников и будущих первоклассников: Как поступить в школу: полный гид для родителей первоклассника и Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению.
— Плюсы и минусы репетиторства
— Главным минусом репетитора является затруднённый контроль результатов усвоенных знаний. Можно годами платить за выполнение репетитором домашних заданий за вашего ребёнка, а потом обнаружить в 11 классе, что шансов на хорошую оценку на экзамене нет. Поэтому необходим регулярный сторонний контроль. Желательно, чтобы ваш репетитор не возражал против вашего участия в экзаменах, а наоборот, помогал развивать навыки для их успешной сдачи.
К плюсам можно отнести возможность получить индивидуальную работу для особенных детей, детей с проблемами социализации. Удобно, если человек приходит к вам домой, но это же и минус, поскольку в таких условиях сложно создать полноценный рабочий настрой.
— Есть ли какие-нибудь нюансы при репетиторстве иностранных языков, в частности – английского?
— Про иностранные языки важно понимать следующее: это не просто школьный предмет – это life skill, которой позволит вашему ребёнку в дальнейшем выбрать любую серу деятельности и делать в ней карьеру без ограничений. Мозг ребёнка до 10 лет ещё содержит специальные нейроны, которые позволяют ему освоить любой иностранный язык, как родной. В дальнейшем это сделать сложнее, поскольку за ненадобностью эти нейроны отмирают.
Поэтому именно на раннем этапе важно следить, чтобы ребёнок прогрессировал, а не просто демонстрировал «два притопа, три прихлопа».
Когда репетитор не поможет? Боремся с проблемами мотивации в учёбе
Полина Путякова,
тьютор, консультант по образованию и профессиональному выбору:
Когда у школьника ухудшаются оценки, родители в первую очередь ищут прорехи в процессе обучения: учитель плохо рассказывает, дисциплина на уроках хромает, сын или дочь не прикладывают достаточных усилий и плохо делают домашнее задание – тому подобные варианты. А затем разговаривают с учителями, делают внушения детям и, конечно, ищут репетиторов.
А между тем ничуть не реже проблемой становится не обучение само по себе, а недостаточная мотивация к учёбе. В этом случае репетиторы, как и все другие способы сделать учёбу более эффективной, не только не решат проблему, а усугубят её.
В такой ситуации пытаться улучшить оценки – то же самое что бороться с симптомами, а не лечить болезнь. Родители рискуют потратить время и деньги, так и не получив нужного результата, даже если репетитор будет самым лучшим.
Особенно часто желание учиться «проседает» в подростковом возрасте. Это закономерно, и в целом свидетельствует о том, что развитие личности подростка идёт своим чередом. У тинейджеров происходит смена ведущих мотивов образовательной деятельности: слова взрослых о том, что хорошие оценки – это важно, больше не убеждают, и каждый подросток начинает искать свою внутреннюю мотивацию к учёбе, какую-то причину учиться, которая была бы значима лично для него. Это нормальный этап взросления, но нередко на этом этапе тинейджерам нужна доброжелательная поддержка.
Начиная с 8 класса, самым действенным способом работы с мотивацией является выбор профессии. Если определена будущая специальность, вуз и профильные ЕГЭ, цель обретает конкретику и становится понятно, что и зачем нужно учить. Например, если выбрана языковая специальность, изучение английского становится приоритетным, и в случае проблем репетитор будет очень полезен. Сравним с другим вариантом, когда такой выбор специальности ещё не сделан, а дома и в школе ребёнок слышит абстрактные фразы о том, что языки нужно учить «на всякий случай», потому что в современном мире без них никуда. Вдохновят ли его эти слова также сильно, как конкретная и понятная цель? Очевидно, что нет.
Если потребуется помощь специалиста, то с проблемами мотивации эффективно работают тьюторы. Тьютор разберётся, в какой момент и после каких событий желание учиться заметно снизилось, даст рекомендации по тому, как вернуть интерес к учёбе и поможет подростку сформировать ту самую внутреннюю мотивацию к образованию, которая ещё не раз пригодится ему в жизни.
Ещё больше полезных материалов о детском образовании:
- Ребёнок не хочет учиться и делать уроки: что делать родителям?
- О школьных нагрузках: как не допустить переутомления у ребёнка?
- Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?
Проверьте электронный ящик