Ребёнок закатывает истерики: что делать родителям?
В жизни каждого родителя рано или поздно наступает такой период, когда он сталкивается с истерикой у ребёнка. Для некоторых из родителей это становится настоящей проблемой: они не понимают, что является первопричиной такого поведения ребёнка и как с этим бороться.
В этой статье мы попытаемся разобраться в возможных причинах детских истерик, их симптомах, а также рассмотрим варианты родительского поведения, при которых можно снизить или даже исключить риск возникновения детской истерики.
Содержание:
- Что такое истерика
- Причины детских истерик
- Симптомы
- Истерика детей в разные возрастные периоды
- Частые истерики у ребёнка
- Ребёнок закатывает истерики ночью и перед сном — почему и что делать?
- Когда истерики — это хорошо?
- Что делать родителям?
Что такое истерика
Истерика — это очень яркая эмоциональная реакция, которая сопровождается громким криком, слезами, демонстративным поведением; состоянием, при котором ребёнку сложно успокоиться.
Причины такого поведения могут быть различными. Они зависят от возраста ребёнка, особенностей нервной системы, типа воспитания в семье и др.
Истерика у ребёнка может возникать в ответ на обиду, требование родителей, выполнять которое у ребёнка нет желания, или в ситуациях неприятного известия. Истерика также может запуститься в момент сильной усталости, голода, плохого самочувствия, перевозбуждения.
Очень важно, чтобы родители могли отличить истерику от другого состояния ребёнка, очень похожего на истерику, — каприза.
Каприз — это стремление маленьких детей (в основном это дошкольники) добиваться чего-то запретного, но очень желаемого именно в этот момент времени.
Капризы встречаются практически у всех подрастающих малышей и не являются поводом для опасений. Они безопасны для психики ребёнка. В случае правильного поведения родителя они помогают ребёнку понять и принять границы допустимого.
Каприз может перерасти в манипулятивную истерику — когда ребёнок заходится слезами, агрессивно реагирует и требует нарушить родительский запрет. В этот момент он отслеживает реакцию взрослых и активно давит на больные точки. Если родители «сдаются» и ребёнок получает желаемое, в следующий раз истерика повторится и будет длиться ещё дольше. Каждый раз поддаваясь, родители закрепляют такое поведение ребёнка.
Мнение доктора Комаровского
Известный доктор считает, что ребёнку в процессе истерики важен «зритель». Это обязательное условие. Нет зрителя, нет и истерики. На роль зрителя обязательно будет выбран тот человек, который больше других чувствителен к поведению ребёнка.
Мнение Комаровского несколько противоречит общепринятому мнению о том, что, находясь в состоянии истерики, ребёнок не может себя контролировать. Евгений Олегович утверждает, что ребёнок очень хорошо оценивает обстановку и всё, что он делает во время истерики, вполне осознанно.
Доктор советует выбрать единую стратегию поведения всей семье: «не обращать внимания и не поддаваться манипуляциям», тогда ребёнок поймёт, что истерика — это не выход и перестанет её использовать в своём поведении.
О том, как отучить ребёнка от истерик, Комаровский Е. О. рассказывает в этом видео:
В данном случае Комаровский говорит о манипулятивной истерике, т. е. истерике, которой ребёнок добивается своего через плач и крик. Да, такая истерика нацелена на зрителя и прекращается как только ребёнок понимает, что данный способ не работает.
⠀
Истинная истерика связана с дискомфортом, который испытывает ребёнок: он голоден, устал, перевозбудился. В таком состоянии человеку сложно успокоиться самостоятельно — ему нужен близкий, способный проанализировать ситуацию, отзеркалить чувства и стабилизировать эмоциональное состояние малыша. Не надо ругать или игнорировать ребёнка, наоборот, будьте рядом.
⠀
К слову, затянувшаяся манипулятивная истерика может превратиться в истинную. Отличить их очень легко: если ребёнок реагирует на ваши слова и действия, замолкает и наблюдает за вами, после чего продолжает кричать — перед нами манипуляция. Если никакие ваши «заманчивые предложения» не останавливают плач, ребёнок нуждается в вашей поддержке.
Причины детских истерик
Исследуя причины детских истерик, большинство психологов сходятся во мнении, что наиболее частыми можно назвать следующие.
«Обрати на меня внимание!»
В современном мире мамы предъявляют себе завышенные требования и возлагают на самих себя слишком большую ответственность: ежедневно нужно выполнить ряд домашних дел, успеть поработать фрилансером, уделить внимание мужу, выделить время на себя… В такой череде событий мамы довольно часто пытаются найти самостоятельное занятие для ребёнка.
Рано или поздно ребёнок понимает, что он «стоит в очереди» за маминым вниманием. Конечно, такое положение дел его не устраивает, и тогда он обрушивает череду необоснованных, с точки зрения мамы, истерик. В проявлении подобных истерик можно прочесть его слова: «Вспомни обо мне! Я здесь! Я хочу твоей любви, заботы и внимания!».
«А что, если…»
Часто своими истериками ребёнок проверяет границы дозволенного. Путём проб и ошибок он понимает что можно, а что нельзя, где добро, а где зло. Через прощупывание границ происходит познание мира. Это нормально. Данный процесс — естественная составляющая оформления взаимодействия родителя и ребёнка.
«Не могу, никак!»
Неумение сдерживать негативные эмоции и самостоятельно с ними справляться в процессе получения новых навыков — одна из главных причин детских истерик. Ребёнок хочет как можно быстрее получить конечный результат своих действий какого-либо характера (лепка определённой фигуры, вырезание круга, рисование дерева), и если такового результата нет — истерике быть! Надо понимать, что в такие моменты он действительно очень расстроен и эта проблема перекрывает все мысли и чувства маленького человека.
«Сегодня можно, завтра — нет!»
В случаях, когда родительское поведение непоследовательно, когда отсутствует чёткая и понятная система ограничений, ребёнок находится в растерянности и не понимает, как себя вести. Он не может выбрать верный ориентир. В подобных ситуациях истерика становится союзником ребёнка и помогает ему.
«Я устал»
Если планируется сложный и насыщенный день у ребёнка (много подвижных игр, праздники и дни рождения, дальние поездки), риск появления истерики в конце такого дня очень высок.
«Мне больно! И дай попить!»
Любой физический дискомфорт, такой как голод, жажда, боль, могут стать причинами истерики ребёнка.
«Когда любви слишком много!»
Когда родители в своей заботе о ребёнке не видят границ и душат ребёнка своей любовью и опекой, дети начинают противостоять этому. И главным орудием в этой битве для ребёнка становится истерика. Особенно ярко это проявляется в кризисные возрастные периоды.
Уважайте персональные границы своего ребёнка! С приложением «Где мои дети» вы всегда будете знать, где ваш ребёнок и что происходит с ним, без лишних звонков и СМС.
Симптомы
Наиболее частыми симптомами истерики у детей являются громкий плач и крик, которые сопровождаются напряжением мышечного тонуса всего тела.
Затем на смену приходят импульсивные и хаотичные движения, ладони крепко сжаты в кулаки (стучит по стенам, столу, полу).
Если взрослый пытается физически воздействовать в этот момент на ребёнка, то в ответ получает удары, укусы, царапанье.
После этого резкие движения затихают. Ребёнок плачет. Слёз много. Мышцы расслабляются. Появляются признаки усталости.
К проявлениям истерики также относят: укусы зубами (к примеру, обивки мебели), удары головой о стену и пол, падения и «топотанье» ногами. Сильные приступы истерик могут приводить к судорогам и остановке дыхания.
После этого дети часто жалуется на головную боль, боль от ушибов, тошноту.
Как отличить истинную истерику от каприза
- Истерика начинается, когда ребёнок устал, голоден, испытывает сильный стресс.
- За криком не стоит конкретная цель или желание, ребёнок не может сформулировать свои требования.
- Ребёнок не слышит обращения родителя и не реагирует на предложения.
- Ребёнок не контролирует свои действия.
- Наблюдается нарушение дыхание, сложность произнесения слов.
Каприз или манипулятивная истерика выглядят по-другому:
- Ребёнок ищет «зрителя» в лице самого чувствительного взрослого, приоткрывает глаза, чтобы оценить обстановку.
- У ребёнка есть цель достичь желаемого — получить игрушку, сделать что-то запрещённое, привлечь внимание родителей и т. п.
- Ребёнок реагирует на своё имя и выслушивает предложение взрослого в ожидании его положительного решения.
- Получив желаемое или «достойную альтернативу», ребёнок моментально успокаивается.
Предвестники истерики
Перед тем как начать громко кричать и плакать, ребёнок подаёт более тихие сигналы:
- Подхныкивает, голос становится более капризным.
- Ребёнок говорит о своих потребностях: «Я есть хочу, я устал, я хочу куклу…»
- Ребёнок проявляет агрессию: топает ножкой, рычит в ответ, настойчиво говорит о своём желании или нежелании.
В этот момент можно попробовать переключить внимание ребёнка на более безопасную, но не менее интересную тему и по возможности удовлетворить потребность в еде, питье и отдыхе.
Диагностика
Родителям следует понимать, что истерики — это всего лишь один из признаков кризисных этапов развития ребёнка.
Часто родитель самостоятельно (интуитивно) подбирает наиболее гармоничный путь помощи ребёнку при истерике.
В каком случае следует обратиться за помощью к специалистам:
- во время или после истерики у ребёнка наблюдается остановка или длительная задержка дыхания;
- он теряет сознание, подвержен резким перепадам настроения;
- наносит вред окружающим и/или себе;
- испытывает боли и тошноту;
- испытывает страхи и переживает ночные кошмары.
Кроме того, если истерики завершаются сильной усталостью ребёнка или резкой вялостью, то родителю не следует оставлять это без внимания и стоит проконсультироваться со специалистами (психологами, невропатологами, психотерапевтами и др.).
Истерика детей в разные возрастные периоды
Дети до 3-х лет
У некоторых детей возможны истерики даже в девятимесячном возрасте, но чаще всего начало детских истерик приходится на полуторагодовалый возраст ребёнка. В силу возраста малышу не удаётся контролировать свои эмоции. Его речь ещё не развита на должном уровне для того, чтобы выразить и объяснить свои мысли, чувства, желания.
В 2 года ребёнок часто прибегает к помощи истерик, чтобы привлечь внимание взрослых. При этом он использует:
- крики;
- лежание и катание по полу (особенно в людных местах);
- упрямство.
Такое поведение вполне естественно, так как эмоциональная система у двухлетнего ребёнка ещё не созрела.
Особенно яркие приступы истерик мы можем наблюдать у трёхлеток. В этот особый, кризисный период истерики выражаются совершенно по-разному, но объединяет их сильное упрямство, негативизм и яркое своеволие.
Кризис 3 лет
В три года ребёнок не обладает умением идти на компромисс. Происходит овладение методом манипуляции. Если у трёхлетки получилось при помощи истерики манипулировать родителями один раз, то в дальнейшем он станет активно использовать эту тактику.
Важно понимать: ребёнок не делает это назло родителям. Он просто понял, что данный метод работает, и вновь и вновь воспроизводит его. На этом этапе лучше скорректировать поведение ребёнка — начать учить его говорить словами свои желания и воспринимать слово «нет», чем потом его переучивать.
По мере взросления ребёнка его знания об окружающем мире расширяются, и он уже не испытывает острой необходимости обращаться к истерикам. К четырём годам коммуникативные навыки развиты довольно хорошо, и ребёнок всё чаще выбирает «экологичный» вербальный путь сообщить родителю о своих чувствах и желаниях.
Если же истерики продолжаются после четырёх лет, это серьёзный повод пересмотреть систему воспитания и обратиться за помощью к специалистам.
Кризис 5–7 лет
К истерикам дети возвращаются в возрасте 5–7 лет, когда идёт активная фаза проверки границ дозволенного. Ребёнок может снова начать использовать манипулятивную истерику, чтобы посмотреть, насколько устойчивы его родители.
Истинная истерика в этом возрасте более свойственна детям-холерикам, чья нервная система легко перевозбуждается и тяжело тормозит.
Подростковый возраст
И последний пик истерик — подростковый возраст. Подростки оказываются под огромным давлением со стороны собственной физиологии, социума и личностного становления. Этот кризис схож с кризисом трёх лет. Нервная и гормональная системы перестраиваются, из-за чего организм испытывает повышенные усталость и возбуждение. Подросток переживает частую смену настроения. При этом он старается показать свою взрослость и самостоятельность, что часто идёт вразрез с желаниями родителей и других взрослых.
В этом возрасте задача родителей такая же, как и во время кризиса трёх лет, — научить подростка справляться с эмоциями и доносить свои мысли до окружающих спокойно и аргументировано.
Частые истерики у ребёнка
В норме истерики у детей случаются довольно часто, особенно в периоды возрастных кризисов. Однако есть дети, которые постоянно находятся в состоянии истерики, причём как истинной, так и манипулятивной.
Дети, которые слишком эмоционально чувствительны (холерики, меланхолики), быстро утомляются и остро реагируют на стресс, часто страдают от истинных истерик. Им сложно контролировать свою эмоциональную сферу и они быстро уходят в крик и плач. Они сами страдают от этого, поскольку это влияет на их отношения с родителями и окружающими — более того, это их ещё больше истощает.
Помочь таким детям можно — надо быть рядом во время очередного «приступа» и своевременно перенаправлять процесс снятия напряжение в более экологичное русло. Вариантов множество:
- Дыхательные упражнения: Простые техники дыхания, такие как глубокие вдохи и выдохи или методика «4-7-8» (вдох на 4 секунды, задержка дыхания на 7 секунд, выдох на 8 секунд), могут быстро помочь расслабиться и снять напряжение.
- Растяжка и упражнения для тела: Попросите ребёнка выполнить несколько простых упражнений растяжки, чтобы размять тело и освободить его от накопившегося напряжения. Например, потянуться к потолку, повернуть голову в разные стороны или сделать несколько наклонов вперёд и назад.
- Массаж точек на лице: Предложите ребёнку ненавязчиво провести массаж лица, акцентируя внимание на точках, которые помогают снять напряжение (массаж точки между бровями или вдоль нижней челюсти).
- Игры с использованием чувств: Поиграйте с ребёнком в игру, в которой он будет фокусироваться на каком-то из чувств. Например, подойдёт игра «5 вещей»: ребёнок находит и называет пять объектов определённого цвета или текстуры вокруг себя. Это помогает отвлечься и сфокусировать внимание.
- Общение с животными: Время, проведённое с домашними питомцами или посещение зоопарка, помогает детям расслабиться и отвлечься от повседневных забот. Общение с животными способствует выработке положительных эмоций и уменьшению уровня стресса.
- Природные звуки и ароматы: Создание уютной атмосферы с использованием природных звуков (шум дождя, шелест листьев) или ароматов (лаванда, мята) может помочь детям расслабиться и снять накопившееся напряжение.
- Прогулки на свежем воздухе: Регулярные прогулки в парке, лесу или просто на свежем воздухе помогают расслабиться, снизить уровень стресса и напряжения у детей. Во время прогулок можно проводить различные игры и упражнения, направленные на улучшение настроения и эмоционального состояния.
- Творческие занятия: Рисование, лепка, музыкальные занятия или другие виды творчества могут быть отличным способом снять напряжение у детей.
Важно следить за распорядком дня ребёнка — не перегружать, делать дополнительные перерывы, следить за качеством и количеством сна, а также своевременным приёмом пищи, поскольку физический комфорт играет немаловажную роль для его самочувствия.
Если ребёнок любое своё неудовлетворённое желание делает поводом для истерики, нужно остановиться и задуматься над выбранным стилем воспитания. Возможно, ребёнок закрепил удобную для него модель поведения, когда его плач моментально решает все его проблемы. В такой ситуации родителям придётся набраться терпения и выработать единую для всей семьи тактику по перевоспитанию. Важно, чтобы все взрослые научились одинаково реагировать на манипулятивную истерику и учили ребёнка общаться с окружающими через слова, а не плач.
В любом случае если вам кажется, что вы не справляетесь — не можете понять причины и способы борьбы с истериками, — обратитесь к специалистам. Невролог поможет ребёнку с чувствительной нервной системой, а психолог научит вас грамотно выстраивать границы дозволенного при воспитании детей.
Ребёнок закатывает истерики ночью и перед сном — почему и что делать?
Истерики в вечернее время зачастую связаны с нервным перевозбуждением ребёнка. Активные игры, красочные мультфильмы, шумные развлечения — всё это способствует увеличению мозговой активности, которая вызывает прилив бодрости и чрезмерное напряжение. Такой весёлый вечер может закономерно закончиться бурной истерикой, в ходе которой ребёнок сбросит накопившееся за день напряжение и спокойно уснёт.
Важно не допускать перегрузки ребёнка в период отхода ко сну. Ритуал перед засыпанием должен состоять из спокойных дел. За час-два до сна приглушите свет в помещениях, поиграйте в тихие игры, потом предложите принять ванну, почитайте книжку с ребёнком, обсудите её и прошедший день с выключенным светом. Ежедневный ритуал отхода ко сну научит ребёнка успокаиваться и засыпать в комфортных условиях без слёз.
Когда истерики — это хорошо?
Сложно поверить, но истерики несут в себе и положительную составляющую как для ребёнка, так и для родителя:
- При помощи истерик и в том числе слёз ребёнок избавляется от напряжения и стресса.
- Выход подавленных эмоций во время истерики способствуют нормализации эмоционального состояния и сна.
- Если ребёнок показывает вам свои чувства открыто (через проявление истерики), это свидетельствует о доверии между вами.
- Через истерику ребёнок учится прощупывать границы дозволенного.
- По истечении истерики (если взрослый не пытается её остановить) ребёнок «считывает» безусловное принятие родителя и в дальнейшем начинает испытывать больше доверия к нему.
- Истерика является сигналом родителям, что у ребёнка есть сильная незакрытая потребность.
Что делать родителям?
Как успокоить ребёнка во время истерики
- Пытайтесь предотвратить начало истерики. Особенно, если у вас уже есть опыт истерики вашего ребёнка, вы можете «просчитать» риски и заранее предупредить её возникновение.
- Не следует пытаться остановить истерику строгостью, криками или применяя физическое насилие. Если ребёнок во время истерики не причиняет вреда себе и другим, ждите, пока он успокоится, а затем поговорите. Говорить следует спокойно — не громко, но уверенно.
- Если вы не успели понять, что именно привело к истерике, попробуйте задать наводящие вопросы: «Ты испугался?!», «Тебе больно?!», «Ты хочешь…?!»
- Обнимите ребёнка. Он почувствует себя в безопасности, поймёт, что он не один и ему помогут.
Истерика не может длиться вечно. Активная фаза длится в среднем 15–20 минут. Наберитесь терпения.
Лечение истерик
Если все ваши усилия по предотвращению истерик не работают и состояние ребёнка от раза к разу только ухудшается, стоит обратиться за помощью к специалистам.
В самом начале пути лучше проконсультироваться с психологом. Если работа с психологом не приносит результатов, то сам психолог может посоветовать других специалистов или вы можете принять это решение самостоятельно.
Помните, что психолог не волшебник и не сможет излечить вашего ребёнка без вашего участия. Будьте готовы выполнять рекомендации и делать домашние задания совместно с ребёнком.
Невропатолог и психотерапевт при наличии показаний могут назначить медикаментозное лечение. Но в условиях современной медицины, прежде чем начинать лечение, постарайтесь посоветоваться с разными специалистами, выслушать разные точки зрения и только после этого принимайте взвешенное решение относительно медикаментозных препаратов.
Советы родителям
Как же следует вести себя родителям, столкнувшимся с детскими истериками?
1. Уделяйте ребёнку полноценное внимание
Пусть это будет 15 минут в день, но это будет общение без фонового ТВ, без гаджета в руках, не во время приготовления обеда и не в промежутке между общением с супругом. Нет! Только ребёнок и вы, хотя бы 15–20 минут в день. Более того, ребёнок должен знать, что эти 15–20 минут ему гарантированы и прописаны в расписании дня.
2. Говорите с ребёнком
Во время разговора желательно занять позицию «на равных» или «глаза в глаза».
Чтобы обсудить ситуацию с истериками выберите подходящее время, когда ребёнок спокоен и готов к диалогу. Присядьте на корточки, скажите ему о своих чувствах и переживаниях по поводу его поведения. Попросите рассказать о том, что его беспокоит и что ему могло бы помочь. Если ребёнок говорит плохо или не знает, что сказать, используйте наводящие вопросы, озвучивайте его возможные чувства и мысли, — со временем он сам научится оценивать своё состояние.
3. Обнимайте
Крепкие объятия помогут ребёнку успокоиться. Главное, делать это спокойно и уверенно, с любовью, без насилия. Если ребёнок не готов к телесному контакту, отпустите. Просто будьте рядом и время от времени предлагайте свою помощь. Когда страсти поутихнут, он с удовольствием найдёт утешение в ваших объятиях.
4. Помогайте ребёнку понять себя
Помогайте ребёнку в понимании и принятии своих мыслей и желаний. Это можно сделать при постановке вопросов: «Ты злишься, когда голоден?!», «Тебе жарко и от этого у тебя портиться настроение?!». Детям поначалу очень сложно отслеживать сигналы своего организма и психики на происходящие события. Но регулярные разговоры со взрослыми о природе чувств и мыслей разовьют в ребёнке саморефлексию и научат его адекватно и своевременно реагировать на свои состояния.
Читайте также: Эмоциональный интеллект: как научить современных детей быть счастливыми?
5. Контролируйте своё поведение
Часто взрослые сами используют истерику, чтобы добиться желаемого. Да, они не катаются по полу и не кусают окружающих. Но истеричное «Или так, или никак!», швыряние вещей и хлопанье дверьми — довольно распространённые способы манипулировать другими. Дети считывают подобную модель поведения и активно применяют в своей жизни: «Раз мама так решает проблемы, то и я могу».
Другой момент — невозможность себя контролировать во время детской истерики. Когда ребёнок плачет и кричит, взрослые могут уходить в две крайности: «Забирай всё, только замолчи» или «Не замолчишь, будет хуже». Обе эти позиции природные, ведь детский крик — это сигнал к проблеме, которую надо срочно решить. Поэтому сохранять спокойствие во время истерики сложно, и данный навык необходимо тренировать.
6. Не допускайте переутомления ребёнка
Научитесь планировать день ребёнка так, чтобы в нём было время для еды и отдыха. Конечно, бывают дни, когда нам просто необходимо сделать сотню дел и ребёнка некуда девать. На такой случай у вас должна быть предусмотрена возможность перекусить на ходу и поспать в дороге.
Многие родители в желание дать ребёнку всё самое лучшее забывают об особенностях детской нервной системы. Поэтому количество посещаемых занятий ребёнком должно быть ограничено.
Следите за состоянием ребёнка и найдите в себе смелость отказаться от дополнительного кружка в пользу психического здоровья. Помните, что все дети разные — кто-то может ходить на занятия после садика 5 дней в неделю, а кому-то требуется дополнительный выходной даже от садика.
7. Дайте возможность ребёнку проявлять самостоятельность.
Ребёнок активно познает мир, и это нормально. Пересмотрите свою систему запретов и ограничений. Запреты имеют смысл в следующих случаях:
- Это опасно для жизни и здоровья ребёнка и окружающих.
- Это приведёт к порче имущества.
- Это нарушает установленные общественные правила и законы.
- Это нарушает права других людей.
В остальных случаях запрет скорее связан с родительским страхом или нежеланием сделать дополнительные действия. Например, ребёнок хочет налить себе молоко. И вероятнее всего он его разольёт. Вместо того чтобы подстраховать и дать ребёнку самому налить себе напиток, родители запрещают это действие. В итоге истерика сменяется отсутствием инициативы.
Тотальный запрет и контроль приводит либо к бунту, либо к абсолютной подавленности. Поэтому оставьте запреты для экстренных случаев, а в остальном — просто будьте рядом и не мешайте ребёнку познавать себя и окружающий мир.
Главное, что стоит помнить родителям: истерики вошли в их жизнь не навсегда! Это временный, но очень важный этап для развития ребёнка. Родителям важно на своём примере показывать ребёнку, как можно проявлять свои чувства, как экологично и конструктивно выражать негативные эмоции.
Пересмотрите модель своего поведения, принимайте своего ребёнка со всеми его особенностями, не бойтесь показать ему свою любовь, уделите ему несколько минут в день — это не так уж и сложно, но, сделав это, вы обязательно заметите и перемены в поведении ребёнка. Места для истерик станет меньше, а гармонии больше!
Источник фото обложки: ShU studio/Shutterstock.com
Проверьте электронный ящик