Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Интервью с психологом

Мой ребёнок — гиперактивный? Гид для родителей детей с СДВГ

Вы зашли в магазин и видите маму с ребёнком, который бегает между стеллажами и опрокидывает пакеты с продуктами. Что вы думаете в этот момент — это гиперактивный ребёнок или родители его плохо воспитывают?

  • Как разобраться — ребёнок плохо себя ведёт, потому что «отбился рук», или его всё-таки нужно показать специалистам?
  • Врач написал «СДВГ» вашему ребёнку в карточке. Страшный ли это диагноз, нужно ли лечить или поискать хорошего репетитора?
  • Ребёнок неуправляемый, свекровь рассказывает, что отец ребёнка в детстве был тоже очень подвижный, но потом «перерос». Нужно ли ждать, когда «перерастёт», или лучше отвести его на занятия к психологу, как советует подруга?
  • Ребёнок плохо себя ведёт, всё теряет и забывает, наказания не действуют. Что делать?

На эти и другие вопросы вы найдёте ответ в этой статье.

Содержание:

СДВГ: что это такое

сдвг симптомы

Prostock-studio/Shutterstock.com

СДВГ расшифровывается как «Синдром дефицита внимания и гиперактивности». Он характеризуется повышенной двигательной активностью и проблемами с вниманием и усидчивостью. Больше половины случаев сопровождается расстройствами поведения и эмоциональной нестабильностью (по данным медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского).

СДВГ — это не просто диагноз, а целая группа нарушений, которые объединены на основании наличия признаков, не соответствующих возрасту. Гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий, — всё это СДВГ.

В основе СДВГ лежит минимальная дисфункция головного мозга. Данные нарушения приводят к тому, что мозг ребёнка развивается медленнее. В том числе наблюдается задержка формирования биоритмов в коре головного мозга, нарушается скорость созревания структур ЦНС и в первую очередь — лобных отделов коры. Слабая согласованность разных отделов головного мозга (ретикулярной формации и таламических неспецифических структур) приводит к нарушениям в формировании памяти и сохранности интеллекта у больных СДВГ.

Дети с такими нарушениями плохо адаптируются в социуме. Они:

  • «плохо» ведут себя в садике;
  • конфликтуют со сверстниками на детских площадках;
  • имеют проблемы с успеваемостью в школе;
  • «плохо» ведут себя на уроках (попробуй усиди на месте сложа руки целых 40 минут, когда за окном столько интересного, а в голове — туча мыслей, и все не об учёбе);
  • не хотят или не могут самостоятельно выполнять домашнюю работу и т. п.

К сожалению, если в детском возрасте СДВГ не выявили и не приняли соответствующие меры, то заболевание может перейти во взрослую стадию. Для взрослых с СДВГ характерны:

  • частая забывчивость;
  • плохая ориентация в пространстве и времени, что приводит к частым опозданиям;
  • постоянный бардак дома и на рабочем месте;
  • сложности в организации: они часто начинают, но не заканчивают свои проекты.

Этапы развития СДВГ

сдвг что это такое у детей

Ground Picture/Shutterstock.com

Не существует как таковой периодизации для развития СДВГ, но в зависимости от возраста данное заболевание без соответствующей коррекции приводит к следующим последствиям:

  1. Детство: до 7 лет. Импульсивные, подвижные дети. Им сложно концентрироваться на игре, на поставленной родителем или воспитателем задаче. Это, как правило, «непослушные дети».
  2. Школьный возраст. Школьная система требует усидчивости и высокой концентрации внимания со стороны учеников. Детям с СДВГ практически невозможно выполнить данные требования. С первого дня в школе возникают трудности в учёбе, что приводит к проблемам в отношениях со сверстниками и педагогами. Часто становятся «двоечниками и хулиганами».
  3. Подростковый возраст. В этом возрасте должна сформироваться ответственная позиция к своей жизни и будущему. Но подросток с СДВГ не может развить её полностью. Отставание от сверстников в развитии приводит к низкой самооценке, социальной и академической неприспособленности.
СДВГ — это болезнь, и её необходимо лечить. При своевременной качественной коррекции в большинстве случаев дети выравнивают своё поведение и реакции, что позволяет им адаптироваться к дальнейшей жизни в обществе.
Мария Шапошникова психолог
Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

Виды СДВГ

сдвг у подростков

СДВГ не проявляется у всех одинаково. При диагностике выделяют несколько типов синдрома:

  1. Преобладание гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны). Такой ребёнок легко возбудим, непоседлив, из-за чего часто травмируется сам и травмирует других. Вместе с тем он способен сконцентрировать своё внимание на поставленной задаче, пока более яркое впечатление его не отвлечёт.
  2. Преобладание дефицита внимания (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны). Ребёнок с таким видом СДВГ не бегает и не прыгает больше обычного, но и не может удерживать своё внимание на задаче. Он всё время отвлекается, не может сосредоточиться. Ему сложно играть и учиться именно потому, что его внимание скачет с одного предмета на другой.
  3. Смешанный тип (проявляются и симптомы дефицита внимания, и гиперактивности/импульсивности). Наиболее тяжёлая ситуация для коррекционной работы, потому что ребёнок обладает сразу двумя проблемными зонами: он очень подвижен и быстро перевозбуждается с одной стороны и крайне тяжело фокусируется на поставленной задаче и постоянно отвлекается — с другой.

В любом случае, для того чтобы точно диагностировать расстройство, необходимы исследования (МРТ, ЭЭГ и др.) и наблюдение врача.

Масштабы проблемы

что такое сдвг простыми словами

Сколько в мире детей с СДВГ? По данным эпидемиологических исследований в разных странах, разброс частоты встречаемости данного расстройства от 1–3% до 24–28%*.

По возрасту это примерно 5% среди детей до 18 лет, 6% среди детей школьного возраста, 3% среди подростков.

Согласно статистике, лидеры по количеству детей с СДВГ: США (4–20%) и Россия (7–16 %). Затем идут Китай (1–13%) и Италия (3–10%).

Соотношение мальчиков и девочек с таким диагнозом — 3:1.

Разброс в статистике связан с тем, что в разных странах разные критерии и методы диагностики.

*Данные из «Гиперкинетические расстройства» (СДВГ) Корень Е. В, Куприятнова Т. А – Федеральный Медицинский Исследовательский Центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава России, Москва, 2015.

Причины появления СДВГ

синдром дефицита внимания и гиперактивности

Prostock-studio/Shutterstock.com

Причины появления СДВГ до сих пор не установлены. Все, кто занимается этой проблемой, признают многофакторность их возникновения.

4 основных группы факторов, которые влияют на появление гиперактивности у детей.

1. Биологические факторы

Это церебрально-органические факторы, т. е., повреждения нервной системы. К факторам риска относятся:

  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • нарушения течения беременности и родов;
  • недоношенность и переношенность;
  • внутриутробная гипотрофия;
  • беременность до 20 лет и после 40;
  • употребление матерью алкоголя, лекарственных препаратов во время беременности, курение.

2. Генетические факторы

Наследственность СДВГ подтверждается у 50% людей с этим синдромом.

3. Психосоциальные факторы

К ним относятся:

  • низкое социальное положение семьи;
  • алкоголизм родителей;
  • тяжёлые разногласия между родителями.

4. Экологические факторы

Экология и сбалансированность питания также влияют на общее состояние здоровья детей и на развитие их нервной системы. Однако экологические факторы скорее усугубляют состояние, но не являются определяющими.

В зоне риска возникновения СДВГ дети, у которых:

  • недостаток белков в рационе;
  • избыток легкоусвояемых углеводов, особенно в утренние часы;
  • дефицит витаминов и микроэлементов (например, согласно исследованиям, у 70% гиперактивных детей наблюдался недостаток магния).

Диагностика СДВГ

дефицит внимания у детей

fizkes/Shutterstock.com

Как правило, первые звоночки и признаки СДВГ замечают родители и специалисты детских дошкольных учреждений. Иногда симптоматику может заметить детский невролог во время стандартного медосмотра. Если родители отнесутся внимательно к словам специалистов, то они смогут своевременно получить правильный диагноз и рекомендации по дальнейшему лечению ребёнка.

Диагноз СДВГ имеют право поставить только психиатр и невролог. Психолог, педагог или воспитатель могут только отметить трудности у ребёнка, высказать предположение и порекомендовать обратиться за консультацией к специалисту.

Врач разбирается с симптомами, проводит соответствующие исследования, ставит диагноз и даёт рекомендации для лечения. В зависимости от особенностей проявления трудностей он также может порекомендовать занятия с психологом, дефектологом, логопедом.

Исследования, которые придётся пройти для постановки диагноза СДВГ:

  1. Опрос пациента (или законного представителя) о тех симптомах, что он замечает в поведении. Как он реагирует на те или иные ситуации дома, в саду или школе, на прогулке и т. п.
  2. Опрос о протекании беременности и раннем детстве пациента.
  3. Наблюдение за поведением пациента на приёме и тесты двигательной функции, рефлексов, координации и чувствительности разных частей тела.
  4. Для выявления физиологических предпосылок болезни врач может назначить клинический и биохимический анализ крови, а также общий анализ мочи.
  5. В некоторых случаях могут назначить проверку функций щитовидной железы, надпочечников, половых желёз, МРТ и ЭЭГ.
  6. Врач также проводит опрос ребёнка с целью выявить уровень развития интеллектуальных способностей, речи, умения поддерживать беседу, понимание длинных предложений и концентрации внимания. Он оценивает когнитивные функции ребёнка (умение анализировать, выстраивать причинно-следственные связи).

Далее врач оценивает симптомы, сверяет их со справочником детских болезней DSM-5 и устанавливает диагноз «СДВГ».

Симптоматика

причины сдвг

RMC42/Shutterstock.com

1. Гиперактивность

Гиперактивность – это состояние, при котором активность и возбудимость ребёнка превышает общепринятые нормы и становится не просто проявлением темперамента, а проблемой для самого ребёнка и окружающих.

Надо понимать, что ребёнок излишне активен не потому, что его плохо воспитывали, а потому что у него слабая нервная система и быстрая утомляемость, поэтому регулировать своё поведение самостоятельно он не может.

2. Дефицит внимания

Дефицит внимания – основной симптом при СДВГ. Обычно большинство проблем дома, в саду и в школе связано с ним.

Само внимание имеет множество аспектов: фокусировку, поддержание внимания, переключение внимания и т. п. Для каждого возраста существуют определённые нормы удерживания внимания по времени.

сдвг что это за диагноз

При СДВГ эти значения не соответствуют возрасту и обозначаются термином «Отвлекаемость».

Отвлекаемость – расстройство внимания, при котором происходит быстрое переключение на новые объекты во внешней среде или на внутренние процессы: случайные ассоциации, мысли, воспоминания и т. п.

3. Импульсивность

Импульсивность — это недостаток контроля за своим поведением при определённых требованиях окружающей среды. Как выражается у детей с СДВГ:

  • при выполнении заданий им сложно дождаться окончания инструкций, и они начинают всё делать раньше времени, неправильно оценивают сложность, не вникают в требования к заданию;
  • не могут предусмотреть последствия своих поступков, как результат — часто попадают в неприятные или опасные ситуации;
  • часто подвергают себя ненужному риску, чтобы поразить или привлечь внимание сверстников, например. Отсюда повышенная травматичность (часто падают, ушибаются, ломают руки, ноги), нередки несчастные случаи.

Часто импульсивных детей называют небрежными, беспечными, легкомысленными.

Как отличить гиперактивность от активности: признаки

диагностика сдвг

Prostock-studio/Shutterstock.com

Признаки, по которым родитель может предположить данное расстройство у своего ребёнка:

  1. Ребёнок более подвижен, чем сверстники — не сидит на месте, «бегает по потолку».
  2. Общая расторможенность (излишние движения, всё время раскачивается на стуле, вертится, болтает ногами) или речевая (болтает без умолку).
  3. Ребёнок часто рассеян, забывает и теряет вещи, забывает инструкции, отвлекается при выполнении заданий.
  4. Не слушает обращённую к нему речь.
  5. При выполнении заданий, требующих усидчивости, ребёнок быстро устаёт. Чтобы выполнить задание хорошо (для школьников) требуется внешний контроль: часто необходимо в буквальном смысле сидеть рядом и контролировать выполнение.
  6. Не может доводить дела до конца, чаще всего бросает всё на полпути, быстро передумывает и теряет интерес к деятельности.
  7. Повышенная эмоциональность — ребёнок не может удерживать эмоции внутри, выплёскивает их на окружающих.
  8. Часто отвечает не подумав, перебивает других людей.
  9. Ему сложно дожидаться своей очереди.
  10. Не сдержан в поведении, может подраться, часто ссорится со сверстниками.
  11. Может наблюдаться нарушение координации, часто получает травмы.
  12. Существуют проблемы в поведении: не слушается, не выполняет правила, с ним сложно договориться (для детей старше 4 лет).

СДВГ или нет?

лечение сдвг у детей

Prostock-studio/Shutterstock.com

Инструкция для родителей, которые предполагают, что у ребёнка СДВГ.

Тревожиться стоит, если:

  • перечисленные выше симптомы наблюдаются у ребёнка больше 6 месяцев и мешают адаптации ребёнка в социуме (в норме у здоровых детей тоже могут быть реактивные состояния, похожие на гиперактивность. Они могут быть вызваны болезнью или психологическими потрясениями. Но если это кратковременные проявления, это не СДВГ);
  • симптомы проявляются везде: дома, в саду, на кружке — ребёнок везде так себя ведет;
  • трудности в поведении проявляются не менее чем в двух сферах деятельности ребёнка. Например, ему сложно выполнять графические задания в детском саду, и на занятии гимнастикой вы замечаете, что у него не получается выполнять инструкции и нарушена координация;
  • трудности действительно нарушают обучение и общение ребёнка, несмотря на нормальный уровень его интеллекта;
  • трудности в поведении появились и развились в возрасте до 7 лет;
  • исключены другие заболевания нервной системы и нарушения развития. Очень часто с СДВГ путают эмоциональные трудности, следствие перенесённых психологических травм, расстройства аутистического спектра (РАС) (хотя РАС могут сочетаться с СДВГ), тревожными расстройствами, эндокринными заболеваниями, некоторыми формами эпилепсии и шизофрении. Поэтому совершенно необходимо при подозрениях на СДВГ проводить тщательную диагностику специалистом.

Существует мнение (особенно у старшего поколения), что ребёнок свою расторможенность «перерастёт». На самом деле по мере взросления ребёнка уходит только гиперактивный компонент. Например, у подростков гиперактивность и двигательная расторможенность становятся меньше, но они заменяются суетливостью и состоянием внутреннего беспокойства. Для них так же характерны безответственность, трудности в самоорганизации и планировании деятельности, конфликтность во взаимоотношениях и рискованное поведение.

Гиперактивный ребёнок: что делать?

сдвг школьного возраста

fizkes/Shutterstock.com

Вам поставили диагноз СДВГ. Что делать дальше?

1. Не паниковать

Зачастую, услышав диагноз, родители впадают в отчаяние. Но здесь важно взять себя в руки — при правильно организованной реабилитации и коррекции состояние ребёнка значительно улучшается.

2. Выполнять рекомендации лечащего врача.

Причин возникновения СДВГ много, каждый случай уникален. Поэтому следует выполнять рекомендации лечащего врача и корректировать ход лечения, в случае если выбранный метод не даёт нужного результата.

3. Работать необходимо сразу в двух направлениях:

  • медикаментозная терапия облегчает симптомы СДВГ в том случае, когда не получается справиться с поведенческими или когнитивными нарушениями при помощи поведенческой терапии, коррекционных занятий психолога или психотерапии.
  • психолого-педагогическая коррекция. В большинстве случаев целесообразно начинать с психологической консультации семьи ребёнка и психологической коррекции и желательно это всё сразу сочетать с лечением. Нужно понимать, что таблетки иногда бывают необходимы, но рассчитывать только на них не стоит. Обязательно нужно посещать специалистов, занятых работой с такими детьми.

4. Работа с психологом и дефектологом

В зависимости от возраста и сложностей ребёнка психолог и дефектолог выстраивают программу профилактики или коррекции нарушений. Вся эта работа направлена на то, чтобы уменьшить нарушения, повысить обучаемость и улучшить общение ребёнка. Эти специалисты помогут родителям выстроить взаимодействие с ребенком не только на занятиях, но и дома, чтобы ребёнок всё время находился в правильной, «оздоравливающей» атмосфере. Они расскажут, как следует поступать в той или иной ситуации, чтобы ребёнку было легче справляться с трудностями.

Необходимо включить родителей и ближайшее окружение ребёнка в реабилитацию, разъяснить им особенности воспитания гиперактивного ребёнка и общения с ним

Родителям детей с СДВГ важно научиться не взаимодействовать с ребёнком по типу гиперопеки и вседозволенности и при этом избегать завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить.
Мария Шапошникова психолог
Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

5. Пройти курс нейропсихологической коррекции

Это специальный комплекс психологических методик, которые помогают развить необходимые функции мозга и создать компенсаторные механизмы у ребёнка, чтобы он мог лучше регулировать своё поведение и эффективнее обучаться.

Комплекс нейрокоррекции включает в себя растяжки, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные движения, упражнения для развития моторики, релаксации и др.

Минимальное количество занятий на курс — 16. Плюс обязательно необходимо между визитами к нейропсихологу выполнять упражнения дома.

Как «Где мои дети» поможет при детской гиперактивности?

гиперактивный ребенок

Приложение «Где мои дети»

Имеет смысл установить приложение «Где мои дети», чтобы опекать и защищать гиперактивного ребёнком, при этом не сильно внедряясь в его границы. С помощью приложения вы всегда сможете:

  • смотреть за перемещениями своего ребёнка и его маршрутом (особенно это актуально для школьников);
  • понять, что сейчас происходит в окружении ребёнка, если он не отвечает на телефонные звонки, отправив громкий звуковой сигнал, — может он попал в опасную для себя ситуацию или связался с плохой компанией?
  • включить звук вокруг и выяснить, как обстоят дела в школе, секции, как ребёнок общается с посторонними, адаптируется и ведёт себя в обществе. Кроме того, если вы подозреваете, что у него есть какие-либо проблемы, о которых ребёнок молчит, функция «Звук вокруг» может быть крайне полезна;
  • получить сигнал SOS от ребёнка в экстренной ситуации;
  • отправить голосовое или текстовое сообщение, а также позвонить ребёнку в любой момент;
  • узнать статистику использования мобильных приложений;
  • понять, вовремя ли приходит ребёнок в школу, секцию или домой; сколько времени проводит в том или ином месте (например, не сбегает ли с занятий) и где бывает чаще всего.

Если вы будете знать, что происходит, то с большей гарантией сможете помочь. Ненавязчивый, но бдительный контроль окажет незаменимое содействие родителям гиперактивных детей.

Скачивайте приложение «Где мои дети» бесплатно прямо сейчас, чтобы убедиться на опыте, как оно может быть полезно при СДВГ у ребёнка!

Советы родителям гиперактивного ребёнка

гиперактивный ребенок что делать

Prostock-studio/Shutterstock.com

Как ещё можно помочь семьям с гиперактивным ребёнком, рассказывает психолог.

1. Забота о себе

Позаботьтесь о собственных ресурсах и способах восстановления сил. Гиперактивный ребёнок требует много внимания и терпения. У родителей гиперактивных детей часто наблюдается повышенная тревожность, раздражительность и склонность к самообвинению.

В истощённом состоянии проявления СДВГ сложно выдерживать, поэтому важно выработать ряд действий и мероприятий, которые помогут вам восстанавливаться. Встречайтесь с друзьями, пройдите курс психотерапии, заботьтесь о полноценном сне и отдыхе.

2. Поддержка специалистов

Получите консультации специалистов, работающих с проблемой СДВГ: врача, психолога, дефектолога, логопеда (если он необходим). Договоритесь о коррекционных занятиях для ребёнка.

Без помощи специалистов справиться с СДВГ практически невозможно.

3. Принимающая среда

Объясните близким родственникам и педагогам, которые работают с вашим ребёнком, его особенности. Попросите их помогать в коррекции и объясните, как лучше общаться с ребёнком и как ему можно помочь.

4. Микроклимат в семье

Конфликты между взрослыми и неблагополучие в семье обычно усиливают симптоматику и усугубляют состояние ребёнка с СДВГ.

Количество разводов в семьях с ребёнком СДВГ выше в 2 раза, чем статистическое. Поэтому родителям важно поддерживать друг друга в усилиях по преодолению сложностей ребёнка, а не ссориться из-за методов воспитания.

синдром дефицита внимания лечение

Vadym Pastukh/Shutterstock.com

5. Экологичность в воспитании

Избегайте криков и физических наказаний в воспитании гиперактивного ребёнка (впрочем, это относится ко всем детям).

Важно понять, что ребёнок не слушается и отвлекается не потому, что он не хочет поступать правильно, а потому что не может.

Предъявляя ребёнку завышенные требования, вы рискуете довести его до нервного срыва, спровоцировать эмоциональные трудности и другие заболевания. Крик, наказания и агрессия ситуацию точно не улучшат, а вот ухудшить состояние вполне могут.

Чаще хвалите ребёнка за его усилия, особенно, когда деятельность требует концентрации внимания.

6. «Обнимашки»

Физический контакт таким детям очень важен. Обнимайте ребёнка, прижимайте к себе в трудных ситуациях, когда он не может справиться с эмоциями или возбуждением.

7. Соблюдение режима дня

Чем чётче распорядок дня, тем легче справиться с симптомами СДВГ.

гиперактивный ребенок в школе

Nick Fedirko/Shutterstock.com

8. Полноценное питание

Ограничьте сладкое в рационе ребёнка, позаботьтесь о достаточном количестве в пище белка (мясо, рыба) и микроэлементов.

9. Организация пространства

Помогите ребёнку структурировать и удобно организовать пространство, в котором он живёт.

Гиперактивным детям сложно всё убирать по местам и самостоятельно наводить порядок. Имеет смысл купить много разноцветных контейнеров, промаркировать их (для дошкольников можно наклеить соответствующие картинки), научить классифицировать и раскладывать вещи по местам (иначе в комнатах таких детей, как правило, царит бардак).

10. Маркировки и стикеры

Поскольку гиперактивные дети часто бывают рассеяны и забывают вещи, составляйте вместе списки (постоянные и временные), маркируйте, если это возможно, вещи, оставляйте стикеры-напоминалки.

11. Забота о здоровье

Заботьтесь о сохранении общего здоровья ребёнка, проводите профилактические оздоровительные мероприятия.

Заболевший ребёнок будет более расторможен и невнимателен. В некоторых случаях даже смена сезона может вызывать обострение симптоматики СДВГ.

Если наблюдаете обострение симптомов СДВГ, имеет смысл проконсультироваться с доктором и в сложных состояниях согласиться на лечение амбулаторно, в условиях дневного стационара или в стационаре, чтобы подобрать медикаментозную терапию.

12. Спорт

Подберите для ребёнка спортивную секцию. Детям с СДВГ обычно противопоказаны соревновательные виды спорта, также сложны для них те виды, где нужно играть в команде (из-за импульсивности и нарушений общения).

Отлично подойдут плавание, лыжи, теннис, ушу, конный спорт, ритмика.

признаки сдвг у ребенка

FamVeld/Shutterstock.com

13. Тренируйте внимание

Играйте с ребёнком в игры, способствующие развитию и тренировке внимания. Такие игры и упражнения можно найти в интернете или купить книгу.

14. Развитие навыков общения

Старайтесь развивать у ребёнка навыки общения. Обсуждайте неудачи в общении, разъясняйте правила в коммуникациях. С дошкольниками можно читать коррекционные сказки и истории.

15. Бережное отношение к психике

Оберегайте ребёнка с СДВГ от переутомления, большого скопления людей, массовых мероприятий. Всё это приводит к нарастанию гиперактивности.

16. Релакс

Учите ребёнка расслабляться и сбрасывать напряжение. Это могут быть специально подобранные игры и упражнения или методы арт-терапии.

Детям с СДВГ показано работать с красками, глиной, заниматься творчеством.

17. Используйте полезные приложения

Например, сервис «Где мои дети»! Который сбережёт родительские нервы и поможет в воспитании ребёнка с СДВГ.

Рекомендация от психолога

сдвг у детей дошкольного возраста

Ground Picture/Shutterstock.com

Если вы замечаете у своего ребёнка признаки гиперактивности и дефицита внимания, постарайтесь не игнорировать своё волнение и не откладывать поход к специалистам.

При комплексном подходе к коррекции СДВГ прогноз относительно благоприятен : у большинства детей по мере роста и коррекции нарушения компенсируются и большинство симптомов уходит.

Кроме того, помните, что никакой специалист и никакое лечение не заменят любви и адекватности родителя. Без искренней заинтересованности родителя работа по коррекции СДВГ будет проходить крайне сложно.

Любите своих детей такими, какие они есть, и верьте, что преодолеть трудности возможно. Главное — делать!

Источник фото обложки: Petr Bonek/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 43

Оценок пока нет. Оцените первым!

4
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone