Если ребёнку нет 7 лет: отдавать в школу или подождать ещё год?
Если вашему ребёнку не повезло родиться летом, вам предстоит решать — идти ли в школу в 6,5 лет или подождать ещё год. Справится ли он, если отдать раньше? Будет ли ребёнку комфортно, если пойти в школу в 8 лет? Много разных ЗА и ПРОТИВ. Давайте разбираться, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу.
Разумеется, каждый родитель хочет сделать как лучше, но предпосылки к решению у всех разные:
- «Садик мы закончили, а обратно его не берут. Чем он будет болтаться целый год без дела, пусть лучше сидит на уроках».
- «Все его друзья идут в школу в этом году. С ними в одном классе он быстрее привыкнет, а в следующем году будут совсем незнакомые дети».
- «Я боюсь, что ребёнок начнёт комплексовать и переживать. Посчитает, что раз он не пошёл в школу со сверстниками, то он глупый или неспособный».
Мотивы родителей понятны и логичны. Но единственный объективный критерий для решения идти/не идти в школу — готовность самого ребёнка. Всё остальное — бытовые мелочи.
Содержание:
- С какого возраста детей берут в школу по законодательству РФ?
- Когда начинать оформлять документы?
- Почему у шестилетних детей возникают трудности в школе?
- Может, лучше пойти в школу с 8 лет?
- Кому точно стоит подождать?
С какого возраста детей берут в школу по законодательству РФ?
В законе РФ № 273-ФЗ указан примерный возраст детей, которых можно зачислять в школу.
Оптимальным, согласно законодательству, считается период с 6 лет и 6 месяцев до 8 лет включительно. При этом родители обязаны предоставить медицинские документы, которые подтверждают, что ребёнок готов к школе и у него нет противопоказаний по здоровью.
В отдельных случаях в школу могут принимать детей и младше 6,5 лет. Официально для этого требуется только заявление родителя. Но администрация школы крайне неохотно принимает документы на таких детей. Постановление (п.10.2 СанПиН) обязывает администрацию обеспечить шестилетке особые условия. В частности: другой режим дня, более частые и длительные перерывы на отдых, а также место для дневного сна. Естественно, у большинства школ такой возможности нет.
Эти требования СанПиНа не просто условность. Шестилеткам крайне трудно высиживать за партой сорокапятиминутные уроки. К этому не готовы ни позвоночник, ни мышечный корсет, ни нервная система.
К семи- и восьмилетним первоклассникам требования одинаковы. Детей тестируют на соответствие основным критериям готовности к школе (подробнее о них — здесь).
Когда начинать оформлять документы?
Документы в школу можно подавать в два этапа, начиная с 1 апреля.
Первый этап (01.04 — 30.06) предназначен для трёх конкретных категорий:
- Для детей с первоочередным правом на зачисление (обычно это дети госчиновников).
- Для детей с преимущественным правом (тех, чьи братья и сёстры учатся в этой школе).
- По месту жительства.
Документы принимаются вплоть до 30 июня, а приказ о зачислении детей публикуют к 3 июля. До этой даты вы не узнаете, зачислили вас или нет.
Второй этап (06.07 — 05.09) предусмотрен для тех, кто хочет сам выбрать школу независимо от места проживания. Если это ваш случай, дождитесь 6 июля. Подадите документы в «чужую» школу раньше — вам откажут.
Однако давайте не забывать, что первый год ребёнка в школе определяет последующие 10 лет. Если в первом классе школьник не сумеет адаптироваться, если его ум не готов к обучению — всё школьное образование станет для него наказанием.
Он никогда не будет учиться охотно и получать удовольствие от новых знаний и умений. И что хуже всего — у него может сформироваться заниженная самооценка и сомнения в своих способностях.
Читайте также Как поступить в школу: полный гид для родителей первоклассника.
Почему у шестилетних детей возникают трудности в школе?
За год между 6 и 7 годами ум, тело и психика ребёнка претерпевают колоссальные изменения. Вы помните себя в 25 лет? А как сильно вы изменились к 35 годам? Примерно такой же внутренний путь проходит ребёнок за один этот год.
Из дошкольника, которого интересуют только игры, он превращается в человека, готового «работать». Как родителям понять и «оценить» эти изменения и степень готовности?
Психологические особенности ребёнка в 6 лет
Согласно исследованиям познавательных способностей, у детей этого возраста:
- Преобладает произвольная память. Мышление ребёнка устроено так, что он запоминает интересное и напрочь отвергает скучное или, на его взгляд, бесполезное. Именно поэтому с шестилеткой так трудно выучить стихотворение, где слишком много непонятных слов, или заучить таблицу умножения.
- Способность фокусировать внимание не более 10–15 минут, затем продуктивность занятия резко падает. Ему нужны перерыв и смена деятельности. Как много такой школьник сможет усвоить, если придётся неподвижно сидеть 45 минут?
- Трудности с произвольным поведением. Шестилеткам сложно осознанно достигать поставленной цели, доводить начатое дело до конца. Они легко отвлекаются от поставленной задачи и переключаются на что-то интересное и увлекательное. Потому что само понимание цели и радости от её достижения им пока недоступно. Это пустой звук. Их мир делится на интересное и неинтересное.
Способность усваивать знания у детей этой группы очень зависит от ситуации. Например, у весёлого и эмоционального учителя он будет ловить каждое слово, а учитель с тихим, монотонным голосом «потеряет» шестилетку через 5 минут. Тот начнёт считать снежинки за окном, отбирать ручки у соседа и искать приключений.
Личностные особенности ребёнка в 6 лет
В этом возрасте активно формируется не только ум, но и личность. Происходят изменения в самооценке и восприятии себя в коллективе.
- Дошкольникам свойственна завышенная самооценка. Они всё делают для собственного удовольствия. Именно поэтому рисунок, который взрослому покажется каракулями, у детей вызывает такую гордость. Учитель же оценивает, насколько результат соответствует критериям. И тут оценки ребёнка и школы сильно расходятся. Учитель говорит: «Ты сделал неправильно», а ребёнок за этим слышит: «Ты плохой», «Ты глупый». Так что каждая отрицательная оценка бьёт по его самолюбию, вызывает тревожность и постоянный страх ошибиться.
- Им трудно следовать правилам и ограничениям. А наличие любого дедлайна вызывает у ребёнка панику и растерянность. Именно поэтому дома он отлично считает до 20, а у доски застывает и забывает цифры.
- Не воспринимают авторитарный стиль общения. Для ребёнка в 6 лет чрезмерная строгость, давление и необходимость беспрекословно подчиниться недопустимы и травматичны.
По исследованиям Г. Г. и Е. Е Кравцовых, среди семилетних детей всего 30% плохо подготовлены к школе. Тогда как среди шестилетних — 60% детей не приспособлены к школьной программе.
В шесть лет дети не воспринимают школьную дисциплину и правила поведения. Отвечают одновременно с другими детьми, не поднимая руки, или вместо ответа на вопрос делятся с учителем своими мыслями и соображениями.
Часто бывает и так — учитель рассказывает условия задачи: «Маша и Коля пошли в лес за грибами. Маша собрала 7 белых грибов, а Коля…». Шестилетний первоклассник тут же включится в обсуждение. Причём интересует его вовсе не задача. Ему хочется рассказать, как они с папой ходили в лес в прошлом году — белых грибов не нашли, зато были лисички.
Многие включаются в работу, только если учитель обратился к ним лично. В противном случае дети занимаются своими делами, отвлекаются и не могут вникнуть в происходящее в классе.
Физическое состояние и здоровье
Первые несколько месяцев всем первоклашкам трудно. Они очень устают и становятся раздражительными. Но у шестилетних детей школа может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем.
Согласно исследованию Т. М. Параничевой из Института возрастной физиологии РАО, у плохо подготовленных шестилетних первоклассников:
- снижается острота зрения;
- появляются частые головные боли;
- падает гемоглобин;
- снижается иммунитет;
- развиваются неврозы;
- появляются психосоматические заболевания.
Дети напряжены не только физически, но и психологически. В одно время они вялые и плаксивые, в другое — раздражительны, легко выходят из себя и перевозбуждаются. У них нарушаются аппетит и сон, снижается вес.
Школа — стресс не только для детей, но и для родителей, которые вынуждены оставлять ребёнка надолго без своего присутствия. Чтобы не переживать за будущего первоклассника, купите ему детские GPS-часы Pingo. С ними вы всегда будете знать, где находится ребёнок и что происходит вокруг него, и никогда не потеряете с ним связь! При покупке часов Pingo сейчас вы получите лицензию приложения «Где мои дети» в подарок!
Может, лучше пойти в школу с 8 лет?
Давайте будем честными — с восьмилетками дискомфорт испытывают в основном родители. Им приходится отбиваться от бабушек и дедушек, которые торопят со школой. Им приходится объяснять друзьям и знакомым, что ребёнок вообще-то умный, просто не готов, поэтому вы решили год подождать.
Для самих детей поступление в школу в 8 лет имеет одни преимущества. Они более уверены в себе, самостоятельны и легко адаптируются.
В восемь лет дети:
- Более усидчивы. За этот год у детей активно формируется костно-мышечная система. Им легче переносить неподвижное сидение за партой, а вероятность развития сколиоза снижается.
- Способны фокусироваться на одной задаче 20–25 минут.
- Имеют более крепкую нервную систему, которая лучше переносит нагрузки, ранние подъёмы, отсутствие дневного сна. Дети легче переходят на новый режим дня.
- Приобретают психологическую готовность «работать». Дети уже могут заставить себя дописать упражнение, несмотря на усталость. Делают даже те уроки, которые не интересны.
- Вполне самостоятельны. С первого дня они выполняют домашние задания сами, без постоянного контроля и понуканий.
У этого решения есть только один недостаток. В первом-втором классе ребёнок будет чуть крупнее сверстников. Но вы можете научить его, как этот «недостаток» превратить в преимущество — помогите ему стать лидером.
Стоит также заранее присмотреться к классу. Если там в основном шестилетние, вашему в 8 лет с умением хорошо читать и считать будет просто скучно. Он утратит интерес к учёбе.
Как провести год перед школой с пользой?
Если вы решили подождать, промежуток между садиком и школой лучше заполнить активными занятиями. Иначе навыки счёта и чтения начнут быстро забываться. Хороший вариант — подготовительные курсы при школе и центры развивающего обучения.
В этот период гораздо легче выявить интересы и склонности ребёнка. Пробуйте разные направления — от рисования до футбола и бальных танцев.
К моменту, когда ребёнок пойдёт в первый класс, у него сформируются увлечения и круг друзей вне школы. А это означает, что в классе ему будет легче находить общий язык и отстаивать своё мнение.
У него появится понимание того, что нравится и не нравится лично ему. Это умение осознавать свои желания — очень важный навык «во взрослой» школьной жизни.
Кому точно стоит подождать?
Независимо от возраста есть ряд обстоятельств, которые сделают адаптацию первоклассника сложной и небезопасной для его здоровья.
- Если ребёнок категорически не хочет идти в школу. Ему неинтересно учиться, и все уговоры вызывают только слёзы, крики и протесты.
- Серьёзные перемены в семье. Например, появление новорождённого, развод родителей или тяжёлая обстановка в семье.
- Медицинские противопоказания: недавние травмы спины и головы, неврозы или психические расстройства, ослабленный иммунитет, обострение хронической болезни.
В остальном для определения готовности ребёнка к школе есть чёткие критерии. Но все дети разные: даже умение читать и писать не гарантирует, что ребёнок сможет вписаться в коллектив, а его нервная система выдержит перегрузки.
Поэтому, прежде чем подавать документы в школу, проконсультируйтесь у психолога в саду. И если он посоветует «подождать годик», сделайте, как он говорит. Риски слишком велики.
Проверьте электронный ящик