Закрыть
Главное
Воспитание
Гаджеты
Истории
Новости
Популярное
Тесты
GPS-часы
fb
0
fb
0
Интервью с психологом

Зачем «Диснею» плохие персонажи и как смотреть с ребёнком мультики, где главный герой — злодей?

В этом году The Walt Disney Company, она же корпорация «Дисней», исполняется сто лет! Все эти годы мультипликаторы радовали детей и взрослых своими мульт- и киношедеврами. В нашей стране, пожалуй, не найдётся ни одного ребёнка, который хотя бы раз не посмотрел мультфильм этой студии. В основном мы помним главных героев — Русалочка, Белоснежка, Питер Пэн, Аладдин и т. д. Но существует и другая группа лиц, на которую стоит обратить своё пристальное внимание — злодеи «Диснея». Почему они заслуживают отдельного упоминания? Сейчас расскажем.

Содержание:

Не только герои и добро: почему яркие плохие персонажи — неотъемлемая часть в детских произведениях?

Nikolai Moiseenko/Shutterstock.com

Концепция добра и зла в кинематографе призвана на ярких, наглядных примерах показать ребёнку, что хорошо, а что — плохо; какие качества личности являются положительными, а какие — отвергаются обществом. Быть смелым, умным, ловким, уметь постоять за себя и за близкого — хорошо, а эгоистичность и зависть — плохо.

Сюжеты и герои анимационных историй помогают малышу разобраться в общественном устройстве и выработать свои ценностные ориентиры. Например, друзьям надо помогать, потому что одному крайне сложно справиться в трудный момент; материальные богатства менее ценны, чем духовные и т. п.

Как только ребёнок становится старше, он понимает — всё не так однозначно. Мир не делится на чёрное и белое, но, чтобы адекватно принять «расширенную версию», нужно для начала определиться с крайними проявлениями.

Вспомните, как дети изучают понятия «большое» и «маленькое»: сначала они сравнивают два предмета, и только потом — три и более. Это постепенное усложнение мира.

Поэтому важно, чтобы в детских произведениях злодей выступал на стороне зла, а герой был невинен или признавал свои ошибки. Иногда случается, что злодей раскаивается, просит прощения и переходит на сторону добра — и это неплохой сюжетный ход. Все это закладывает основу эмоционального интеллекта личности. Но если вместо того, чтобы показать ошибочность поведения злодея, сценаристы начинают его оправдывать — это даёт неверное представление ребёнку о хорошем и плохом поведении. Подобные сюжеты стоит отложить до подросткового возраста.

Иногда можно услышать от ребёнка вопрос: «А почему Аид (Джафар, Злая королева, Урсула и т. д.) так поступает?» Если такой вопрос возник — на него нужно постараться дать внятный ответ. Уметь видеть причинно-следственные связи и чувствовать чужие эмоции и мотивы — очень важный навык для любого человека. Родитель должен помочь своему ребёнку развить этот навык, и мультики — отличный инструмент для этого.

Только не забудьте подчёркивать для ребёнка, что какими бы ни были мотивы злодея, это не оправдывает его плохие поступки!

Кадр из м/ф «Геркулес», реж. Р. Клементс, Дж. Маскер. 2001 год

Например, злодей из мультфильма «Геркулес» (англ. «Hercules») — Аид, бог подземного мира. Из основного полнометражного мультфильма непонятно, почему он недоволен установленным Зевсом порядком и так хочет завоевать Олимп. Зритель видит, что Аид гневлив, эгоистичен, завистлив. Возможно, из-за этих качеств его и не позвали на Олимп, чтобы отметить появление на свет Геркулеса, сына Зевса. Аид, безусловно, харизматичен, вспыльчив и себялюбив. Он забирает внимание зрителя на себя. Даже его верные подчинённые всячески пытаются его обмануть, не поддерживают и хотят предать. Его помощница действует не по собственной воле, а по принуждению. Аид в мультфильме однозначно негативный персонаж. И это хорошо с точки зрения детского произведения. Мораль простая: «Будешь себя так вести — тебя ждёт одиночество и провал».

Можно пофантазировать с ребёнком, почему Аид стал таким, но для этого он должен чётко видеть разницу между добром и злом, хорошим и плохим. В противном случае мы рискуем нарушить эти ориентиры. Да и прежде чем показывать фильм ребёнку, лучше сначала посмотреть его самому, чтобы быть готовым ответить на любой вопрос.

Новый способ рассматривать отрицательных персонажей как неоднозначных — это современный тренд. Насколько он опасный или безопасный, поговорим чуть позже.

Смотрим мультики правильно: как обсуждать их после просмотра с ребёнком?

LightField Studios/Shutterstock.com

Любое видео, попавшее в голову вашего ребёнка, — это пища для ума. Поэтому стоит тщательно следить за тем, какой контент он потребляет, хотя бы первые лет семь, пока формируются ценности, вкусовые предпочтения и мозг ребёнка не критичен к глупостям. В противном случае, мозг привыкает потреблять «тик-ток-жвачку» без претензии на мыслительный процесс.

Научить ребёнка ориентироваться в получаемой информации можно через беседы — вы не только даёте свою оценку происходящему, учите ребёнка высказывать свои мысли, но и подкрепляете доверительные отношения. И в качестве бонуса — привычка совместного просмотра фильмов пригодится вам в подростковом возрасте, чтобы не потерять связь с ребёнком.

Разговаривая с ребёнком о мультфильмах, помните о следующих моментах:

  1. Слушайте внимательно, даже если вы не согласны с выводами ребёнка. Они могут не совпадать с вашими, и это — нормально.
  2. Аргументируйте свою точку зрения и внимательно выслушивайте аргументы с другой стороны. Возможно, ребёнок увидел то, что не заметили вы, и наоборот.
  3. Говорите понятным, простым языком. Для научных терминов существует школа и вуз.
  4. Для малышей вполне подойдут вопросы: что понравилось/не понравилось? Какой момент запомнился? Что было круто? А что скучно?
  5. Для подростков в беседе лучше акцентировать внимание на мотивах и переносить ситуации на реальную жизнь.
  6. Помогите ребёнку проследить, почему герой стал героем (какие поступки и решения привели его к победе), а злодей — злодеем (почему он проиграл). Углубитесь в подробности их путей становления и, если ребёнок достаточно рассудителен, предложите ему придумать другой путь для злодея, при котором он не становится «плохим парнем» или исправляется в лучшую сторону.
  7. Постарайтесь привести ребёнка к выводу, что какая бы судьба ни была у злодея, совершать плохие поступки недопустимо (убивать и калечить людей, нарушать законы и т. п.).

Соберём подборку лучших материалов от психологов, чтобы помочь вам правильно воспитывать детей, и пришлём сразу на почту. Подписывайтесь на нашу рассылку!

Главные диснеевские злодеи и причины их «скверного характера»: почему герои стали плохими?

Кадр из м/ф «Малефисента», реж. Р. Стромберг. 2014 год

Что «Дисней» умеет, так это создавать харизматичных злодеев — мастеров обольщения, манипуляций, способных вести за собой других. С другой стороны, по большей части диснеевские злодеи — жадные, завистливые, мелочные эгоисты, решающие свои личные проблемы за счёт окружающих.

Вряд ли сценаристы задумываются, почему они делают злодеев столь притягательными. Возможно, стоит обратиться к человеческой природе — в каждом из нас всегда откликается что-то «злодейское». Как правило, за злодеем стоит путь несчастного, непринятого, отвергнутого, травмированного человека. «Прям как я» — вздохнёт большая половина зрителей и примет злодея как родного.
Мария Шапошникова психолог
— Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

Аид, м/ф «Геркулес»

Кадр из м/ф «Геркулес», реж. Р. Клементс, Дж. Маскер. 2001 год

Аид хочет свергнуть Зевса и захватить Олимп. Как он пришёл к такой мысли, неясно, возможно, завидовал, что на Олимпе боги ведут праздный образ жизни, в то время как он проводит вечность на своей мрачной работе в загробном мире. Он вспыльчив, эгоистичен, использует запугивание и манипуляции. Он готов даже своего племянника Геркулеса лишить сил и при необходимости убить, лишь бы достичь цели.

Джафар, м/ф «Аладдин»

Кадр из м/ф «Аладдин», реж. Р. Клементс, Дж. Маскер. 1992 год

Властолюбив, готов ради места султана насильно взять в жёны Жасмин. Манипулятор и заговорщик. Да, у него есть качества, которые будут полезны для управления страной. Но вероятнее всего, он не сможет найти компромиссы и превратится в диктатора при первой же возможности.

Из ряда произведений вселенной «Аладдина» мы узнаём, что прежде чем стать визирем, Джафар был сиротой на улицах Аграбы и, чтобы выжить, он научился обманывать и манипулировать. Он чувствовал себя вечно униженным и обиженным в детстве, поэтому делает всё, чтобы никогда не вернуться в нищету.

Злая королева, м/ф «Белоснежка»

Кадр из м/ф «Белоснежка и семь гномов», реж. Д. Хэнд. 1938 год

Типичный нарцисс, возможно, психопат. Ей противно от одной только мысли, что на земле существует кто-то красивее неё. Она с легкостью приказывает убить падчерицу, а когда узнаёт, что план не сработал, отправляет её в кому собственными руками без малейшего намёка на угрызения совести.

В оригинальном мультфильме мы не видим предыстории королевы. Но мы можем пофантазировать на эту тему. Вероятнее всего, она получила власть, выйдя замуж за короля благодаря своей привлекательной внешности. Красота — это то, что привело её к цели. Королева видит в Белоснежке молодую соперницу, которая вот-вот станет самой красивой, в перспективе выйдет замуж, и королеве придётся покинуть замок. Страх потерять всё побуждает королеву пойти на преступление.

Урсула, м/ф «Русалочка»

Кадр из м/ф «Русалочка», реж. Дж. Маскер, Р. Клементс. 1989 год

Морская ведьма, стремящаяся к власти. Желает захватить трезубец Тритона и стать владычицей океана. Она умна, хитра, не вступает в прямую конфронтацию, а ловко использует наивную принцессу Ариэль. Урсула даёт Ариэль надежду на счастье с принцем, а затем отбирает её у русалочки.

В вырезанной сцене рассказывается, что колдунья на самом деле была сестрой Тритона. Скорее всего, она затаила обиду за то, что трон и океан достались её брату. Долгие годы продумывания мести сделали её бессердечной и коварной. Но поскольку в оригинале этого нет, то и мотивы её преступления зрителям неизвестны.

Шрам, м/ф «Король Лев»

Кадр из м/ф «Король Лев», реж. Р. Аллерс, Р. Минкофф. 1994 год

Брат Муфасы и дядя Симбы рвётся к власти. Он умеет управлять толпой, обманывать и манипулировать. У него нет проблем с тем, чтобы убить даже собственного брата. Причина такого поведения схожа с предыдущими — желание править. Его не обижали и не унижали, просто судьба сложилась так, что сначала место царя занял старший брат, а потом родился наследник, полностью лишивший Шрама всякой надежды честным путём занять трон.

Червонная Королева, м/ф «Алиса в Стране чудес»

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес», реж. Т. Бёртон. 2010 год

Королева Червей правит Страной чудес, полностью подчинив своей воле Короля. Она вспыльчивая и жестокая правительница. Любое слово поперёк может привести к немедленной казни через отрубание головы. Из фильма Тима Бёртона мы узнаём, что она давно враждует со своей сестрой — Белой Королевой. Возможно, именно бесконечное соперничество и сделало Червонную Королеву столь нервной. В любом случае, Красная королева — неуравновешенный тиран и явно не заслуживает место на троне.

Капитан Крюк, м/ф «Питер Пэн»

Кадр из фильма «Питер Пэн», реж. К. Джероними, У. Джексон, Х. Ласки. 1952 год

Трусливый, истеричный капитан пиратского судна «Весёлый Роджер» давно враждовал с мальчишками из Неверленда, но особую ненависть он испытал к Питеру Пэну. Из-за мальчика Капитан лишился руки и приобрёл прозвище Крюк.

Несмотря на то, что авторы мультфильма сделали Крюка комедийным злодеем, не надо забывать, что он пират и по некоторым источникам был боцманом на корабле у Чёрной Бороды (самого страшного легендарного пирата). Мстить ребёнку — пусть и такому хулиганистому как Питер Пэн — это весьма странный выбор для взрослого состоявшегося человека. Скорее всего, Капитан Крюк сам недалеко ушёл в развитии от мальчишек, с которыми воюет.

Шер-Хан, м/ф «Книга Джунглей»

Кадр из м/ф «Книга Джунглей», реж. В. Райтерман. 1967 год

Тигр Шер-Хан — воплощение самообладания и выдержки. Он хитёр и жесток. В книге Р. Киплинга именно из-за Шер-Хана Маугли остаётся сиротой и попадает к волкам. Тигр считает себя главным владыкой джунглей. Маугли, будучи человеческим детёнышем, сперва вызывает у Шер-Хана спортивный интерес (поймать и съесть), а после выходки с огнём становится настоящим противником.

Шер-Хан злопамятен и мстителен, он не готов делить Джунгли с кем-то ещё. В книге упоминается, что тигр родился хромым. Возможно, постоянное отстаивание своего права на существование и стало основой для его расчётливости и злости.

Я не могу назвать этих базовых злодеев неоднозначными — их поступки мелочны, эгоистичны и не несут какой-то благородной цели. Нам их показали как отъявленных негодяев, которые идут по головам к своей уродливой мечте, наплевав на судьбы других. Они однозначно плохие, и никакие причины из прошлого не оправдывают их поступков. Однако сейчас всё чаще можно заметить, что киноиндустрия вынуждает зрителей сочувствовать бывшим злодеям. Зачем и почему? Разберу далее.
Мария Шапошникова психолог
— Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

Откуда появился тренд посвящать злодеям отдельные фильмы?

Кадр из фильма «Последний богатырь», реж. Д. Дьяченко. 2017 год

Последние лет двадцать появляются фильмы, в которых именно злодей выступает главным героем — неоднозначным, страдающим от психических расстройств, неразделённой любви и недопонимания. Выпускает подобные картины не только «Дисней», но и другие кинокомпании.

«Декстер» — сериал про маньяка и убийцу, где главный герой бесконечно рефлексирует и выбирает только плохих парней в жертву. Зритель проникается к нему сочувствием и любовью, забывая, что это — обычный психопат, который научился не выделяться. А вышедший пару лет назад фильм «Джокер» показал, как страдал от психических проблем бедный человек и как общество вырастило в нём психопата. Да, это примеры с возрастным цензом 18+, но давайте посмотрим, что происходит в фильмах и мультфильмах, снятых специально для младшей аудитории.

«Последний Богатырь» (12+) — адаптация российских сказок под современные реалии. Что сделали авторы: они поменяли полностью местами добро и зло. Теперь позитивными персонажами выступают Кощей Бессмертный, Водяной, Баба-яга. По другую сторону стоят Варвара Краса и Добрыня Никитич. К сожалению, этот фильм увидят не только подростки, но и маленькие дети, у которых ещё не сформировано понятие о добре и зле. Более того, современные дети не очень хорошо знают славянскую мифологию и не ориентируются в сказках. Подобное произведение может вызвать кашу в голове, полностью размыв детское представление о мире.

Читайте также Главные «страшилки» русских сказок: почему детей нужно знакомить с Кощеем, Ягой и Водяным.

«Малефисента» (12+) — адаптация сказки «Спящая Красавица». Очень красивый, но совсем недетский фильм. Главная героиня — та самая злая колдунья, которая не попала на праздник в честь дня рождения принцессы. Но в новом прочтении мы видим расширенную версию истории, где Малефисента — жертва, которая жаждет мести, но остаётся доброй и чуткой. Сложности возникают, когда ребёнок начинает понимать, что злая колдунья и добрая Малефисента — это один и тот же человек.

Кадр из фильма «Круэлла», реж. К. Гиллеспи. 2021 год

«Круэлла» (12+) — история о главной злодейке мультфильмов «101 далматинец». Нам показывают развитие несчастной, но очень талантливой сироты, которая в поисках справедливости идёт на авантюры и преступления. Сценаристы ловко объяснили её нелюбовь к далматинцам и путь к помешательству. Теперь, пересматривая старую историю, вместо мерзкой тётки в меховых шубах есть шанс разглядеть тонкую натуру обиженной на всех девочки.

Как мы видим, фильмы, обеляющие злых персонажей, имеют метку 12+. Но сюжет, построенный вокруг диснеевских злодеев, привлекает внимание детей. Родителям нужно оценивать такие фильмы лично и уже после принимать решение, показывать ли их своему ребёнку.

Отдельно нужно сказать о вселенных «Марвел» и «Звёздных войн», которые теперь принадлежат «Дисней». Большинство злодеев в них неоднозначны. Зачастую это усиливается тем, что главные герои ведут себя либо как плохие люди, либо крайне глупо. На их фоне продуманный главный злодей выглядит весьма достойно.

Мое мнение: конечно, знать, почему люди переходят на тёмную сторону, важно, чтобы самим не стать злодеями и не вырастить злодеев рядом с собой. Но подобные картины требуют обсуждения, умения анализировать и наличия критического мышления. Когда вышел фильм «Мстители: Финал», в сети стали популярны статьи на тему «Почему Танос был прав». По факту, Танос предлагал убить половину человечества, чтобы выжила вторая. Это бесчеловечно, но в речи Таноса люди увидели логику, упустив фашистские идеи. Разве этому мы хотим научить наших детей и подростков?
Мария Шапошникова психолог
— Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

Выбор психолога: какие диснеевские мультики стоит смотреть?

Кадр из м/ф «ВАЛЛ-И», реж. Э. Стэнтон. 2008 год

Я люблю старые советские мультфильмы. Они наполнены добром и мудрыми мыслями. В них нет места двойным стандартам, а за плохим поведением всегда следует раскаяние и прощение. Да и в принципе, в советских мультфильмах и сказках не было страшных персонажей. Кощей и Баба-яга олицетворяли зло, но они не выглядели настолько пугающе, как, например, Фредди Крюгер.

С диснеевскими мультиками сложнее. В них много шуток для взрослых, женские персонажи часто сексуализированы, вызывающе одеты. Сейчас этого становится меньше, что приятно. Но зато появилась новая тенденция. Если раньше были женские персонажи и мужские, то теперь девушки и юноши практически равны по силе и ловкости. В некоторых фильмах главные героини настолько сильны, что рядом стоящие юноши выглядят немощными и смешными (вспомним «Холодное сердце» или «Моана»).

Я не хочу быть ханжой и говорить, что «раньше было лучше». Просто призываю родителей смотреть мультфильмы самим, прежде чем показывать их детям дошкольного и младшего школьного возраста. Детей после 12 лет вы всё равно не сможете оградить от киноновинок, но они уже будут знать, как оценивать те или иные поступки героев.
Мария Шапошникова психолог
— Галина Прутковская,
детский и подростковый психолог.

Топ диснеевских мультфильмов, которые стоит посмотреть, по мнению психолога:

  1. «Король Лев». Лучше посмотреть совместно, ведь там есть несколько очень тяжёлых сцен. Рекомендуемый возраст — старше 6 лет.
  2. «Энканто». Мультфильм, где нет злодея как такового. Это отличная история для семейного просмотра в любом возрасте.
  3. «Лило и Стич». Тоже картина без ярко выраженного злодея. История про поиск себя и своего места в жизни.
  4. «Душа». Очень «психологичный» мультфильм. Позволяет посмотреть на свою жизнь шире и задуматься о своём предназначении в этом мире.
  5. «ВАЛЛ-И». В этом мультфильме также нет злодея, который бы пакостил осознанно. Только если компьютер, но и он действовал, защищая человечество. Эта картина позволит вам поговорить обо всём, начиная с дружбы, заканчивая важностью экологии и активного образа жизни.

Кстати, наш психолог также разобрал последний хит среди детей и подростков — сериал «Уэнсдей». Почитайте материал прямо сейчас, чтобы знать, чем увлекаются наши дети!

Добро и зло — это основа нравственных ориентиров человека. И пока они не сформированы, не стоит их активно перемешивать. Но постепенно ребёнок усвоит правила и нормы жизни, и в этот момент можно начать расширять его картину мира. Добавлять оттенки серого, показывать причины тех или иных поступков. Разговаривайте, объясняйте, будьте рядом — и всё у вас получится!

Источник фото обложки: Кадр из м/ф «Зверополис», реж. Б. Ховард, Р. Мур, Дж. Буш. 2016 год

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.4 / 5. Голосов: 18

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
0
Обсудить
Читайте также
Мобильное приложение «Где мои дети»
Всегда знайте, где ваш ребёнок в течение дня
Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android
banner-phone