Зачем «Диснею» плохие персонажи и как смотреть с ребёнком мультики, где главный герой — злодей?
В этом году The Walt Disney Company, она же корпорация «Дисней», исполняется сто лет! Все эти годы мультипликаторы радовали детей и взрослых своими мульт- и киношедеврами. В нашей стране, пожалуй, не найдётся ни одного ребёнка, который хотя бы раз не посмотрел мультфильм этой студии. В основном мы помним главных героев — Русалочка, Белоснежка, Питер Пэн, Аладдин и т. д. Но существует и другая группа лиц, на которую стоит обратить своё пристальное внимание — злодеи «Диснея». Почему они заслуживают отдельного упоминания? Сейчас расскажем.
Содержание:
- Не только герои и добро: почему яркие плохие персонажи — неотъемлемая часть в детских произведениях?
- Смотрим мультики правильно: как обсуждать их после просмотра с ребёнком?
- Главные диснеевские злодеи и причины их «скверного характера»: почему герои стали плохими?
- Откуда появился тренд посвящать злодеям отдельные фильмы?
- Выбор психолога: какие диснеевские мультики стоит смотреть?
Не только герои и добро: почему яркие плохие персонажи — неотъемлемая часть в детских произведениях?
Концепция добра и зла в кинематографе призвана на ярких, наглядных примерах показать ребёнку, что хорошо, а что — плохо; какие качества личности являются положительными, а какие — отвергаются обществом. Быть смелым, умным, ловким, уметь постоять за себя и за близкого — хорошо, а эгоистичность и зависть — плохо.
Сюжеты и герои анимационных историй помогают малышу разобраться в общественном устройстве и выработать свои ценностные ориентиры. Например, друзьям надо помогать, потому что одному крайне сложно справиться в трудный момент; материальные богатства менее ценны, чем духовные и т. п.
Как только ребёнок становится старше, он понимает — всё не так однозначно. Мир не делится на чёрное и белое, но, чтобы адекватно принять «расширенную версию», нужно для начала определиться с крайними проявлениями.
Вспомните, как дети изучают понятия «большое» и «маленькое»: сначала они сравнивают два предмета, и только потом — три и более. Это постепенное усложнение мира.
Поэтому важно, чтобы в детских произведениях злодей выступал на стороне зла, а герой был невинен или признавал свои ошибки. Иногда случается, что злодей раскаивается, просит прощения и переходит на сторону добра — и это неплохой сюжетный ход. Все это закладывает основу эмоционального интеллекта личности. Но если вместо того, чтобы показать ошибочность поведения злодея, сценаристы начинают его оправдывать — это даёт неверное представление ребёнку о хорошем и плохом поведении. Подобные сюжеты стоит отложить до подросткового возраста.
Иногда можно услышать от ребёнка вопрос: «А почему Аид (Джафар, Злая королева, Урсула и т. д.) так поступает?» Если такой вопрос возник — на него нужно постараться дать внятный ответ. Уметь видеть причинно-следственные связи и чувствовать чужие эмоции и мотивы — очень важный навык для любого человека. Родитель должен помочь своему ребёнку развить этот навык, и мультики — отличный инструмент для этого.
Только не забудьте подчёркивать для ребёнка, что какими бы ни были мотивы злодея, это не оправдывает его плохие поступки!
Например, злодей из мультфильма «Геркулес» (англ. «Hercules») — Аид, бог подземного мира. Из основного полнометражного мультфильма непонятно, почему он недоволен установленным Зевсом порядком и так хочет завоевать Олимп. Зритель видит, что Аид гневлив, эгоистичен, завистлив. Возможно, из-за этих качеств его и не позвали на Олимп, чтобы отметить появление на свет Геркулеса, сына Зевса. Аид, безусловно, харизматичен, вспыльчив и себялюбив. Он забирает внимание зрителя на себя. Даже его верные подчинённые всячески пытаются его обмануть, не поддерживают и хотят предать. Его помощница действует не по собственной воле, а по принуждению. Аид в мультфильме однозначно негативный персонаж. И это хорошо с точки зрения детского произведения. Мораль простая: «Будешь себя так вести — тебя ждёт одиночество и провал».
Можно пофантазировать с ребёнком, почему Аид стал таким, но для этого он должен чётко видеть разницу между добром и злом, хорошим и плохим. В противном случае мы рискуем нарушить эти ориентиры. Да и прежде чем показывать фильм ребёнку, лучше сначала посмотреть его самому, чтобы быть готовым ответить на любой вопрос.
Новый способ рассматривать отрицательных персонажей как неоднозначных — это современный тренд. Насколько он опасный или безопасный, поговорим чуть позже.
Смотрим мультики правильно: как обсуждать их после просмотра с ребёнком?
Любое видео, попавшее в голову вашего ребёнка, — это пища для ума. Поэтому стоит тщательно следить за тем, какой контент он потребляет, хотя бы первые лет семь, пока формируются ценности, вкусовые предпочтения и мозг ребёнка не критичен к глупостям. В противном случае, мозг привыкает потреблять «тик-ток-жвачку» без претензии на мыслительный процесс.
Научить ребёнка ориентироваться в получаемой информации можно через беседы — вы не только даёте свою оценку происходящему, учите ребёнка высказывать свои мысли, но и подкрепляете доверительные отношения. И в качестве бонуса — привычка совместного просмотра фильмов пригодится вам в подростковом возрасте, чтобы не потерять связь с ребёнком.
Разговаривая с ребёнком о мультфильмах, помните о следующих моментах:
- Слушайте внимательно, даже если вы не согласны с выводами ребёнка. Они могут не совпадать с вашими, и это — нормально.
- Аргументируйте свою точку зрения и внимательно выслушивайте аргументы с другой стороны. Возможно, ребёнок увидел то, что не заметили вы, и наоборот.
- Говорите понятным, простым языком. Для научных терминов существует школа и вуз.
- Для малышей вполне подойдут вопросы: что понравилось/не понравилось? Какой момент запомнился? Что было круто? А что скучно?
- Для подростков в беседе лучше акцентировать внимание на мотивах и переносить ситуации на реальную жизнь.
- Помогите ребёнку проследить, почему герой стал героем (какие поступки и решения привели его к победе), а злодей — злодеем (почему он проиграл). Углубитесь в подробности их путей становления и, если ребёнок достаточно рассудителен, предложите ему придумать другой путь для злодея, при котором он не становится «плохим парнем» или исправляется в лучшую сторону.
- Постарайтесь привести ребёнка к выводу, что какая бы судьба ни была у злодея, совершать плохие поступки недопустимо (убивать и калечить людей, нарушать законы и т. п.).
Соберём подборку лучших материалов от психологов, чтобы помочь вам правильно воспитывать детей, и пришлём сразу на почту. Подписывайтесь на нашу рассылку!
Главные диснеевские злодеи и причины их «скверного характера»: почему герои стали плохими?
Что «Дисней» умеет, так это создавать харизматичных злодеев — мастеров обольщения, манипуляций, способных вести за собой других. С другой стороны, по большей части диснеевские злодеи — жадные, завистливые, мелочные эгоисты, решающие свои личные проблемы за счёт окружающих.
Вряд ли сценаристы задумываются, почему они делают злодеев столь притягательными. Возможно, стоит обратиться к человеческой природе — в каждом из нас всегда откликается что-то «злодейское». Как правило, за злодеем стоит путь несчастного, непринятого, отвергнутого, травмированного человека. «Прям как я» — вздохнёт большая половина зрителей и примет злодея как родного.
Аид, м/ф «Геркулес»
Аид хочет свергнуть Зевса и захватить Олимп. Как он пришёл к такой мысли, неясно, возможно, завидовал, что на Олимпе боги ведут праздный образ жизни, в то время как он проводит вечность на своей мрачной работе в загробном мире. Он вспыльчив, эгоистичен, использует запугивание и манипуляции. Он готов даже своего племянника Геркулеса лишить сил и при необходимости убить, лишь бы достичь цели.
Джафар, м/ф «Аладдин»
Властолюбив, готов ради места султана насильно взять в жёны Жасмин. Манипулятор и заговорщик. Да, у него есть качества, которые будут полезны для управления страной. Но вероятнее всего, он не сможет найти компромиссы и превратится в диктатора при первой же возможности.
Из ряда произведений вселенной «Аладдина» мы узнаём, что прежде чем стать визирем, Джафар был сиротой на улицах Аграбы и, чтобы выжить, он научился обманывать и манипулировать. Он чувствовал себя вечно униженным и обиженным в детстве, поэтому делает всё, чтобы никогда не вернуться в нищету.
Злая королева, м/ф «Белоснежка»
Типичный нарцисс, возможно, психопат. Ей противно от одной только мысли, что на земле существует кто-то красивее неё. Она с легкостью приказывает убить падчерицу, а когда узнаёт, что план не сработал, отправляет её в кому собственными руками без малейшего намёка на угрызения совести.
В оригинальном мультфильме мы не видим предыстории королевы. Но мы можем пофантазировать на эту тему. Вероятнее всего, она получила власть, выйдя замуж за короля благодаря своей привлекательной внешности. Красота — это то, что привело её к цели. Королева видит в Белоснежке молодую соперницу, которая вот-вот станет самой красивой, в перспективе выйдет замуж, и королеве придётся покинуть замок. Страх потерять всё побуждает королеву пойти на преступление.
Урсула, м/ф «Русалочка»
Морская ведьма, стремящаяся к власти. Желает захватить трезубец Тритона и стать владычицей океана. Она умна, хитра, не вступает в прямую конфронтацию, а ловко использует наивную принцессу Ариэль. Урсула даёт Ариэль надежду на счастье с принцем, а затем отбирает её у русалочки.
В вырезанной сцене рассказывается, что колдунья на самом деле была сестрой Тритона. Скорее всего, она затаила обиду за то, что трон и океан достались её брату. Долгие годы продумывания мести сделали её бессердечной и коварной. Но поскольку в оригинале этого нет, то и мотивы её преступления зрителям неизвестны.
Шрам, м/ф «Король Лев»
Брат Муфасы и дядя Симбы рвётся к власти. Он умеет управлять толпой, обманывать и манипулировать. У него нет проблем с тем, чтобы убить даже собственного брата. Причина такого поведения схожа с предыдущими — желание править. Его не обижали и не унижали, просто судьба сложилась так, что сначала место царя занял старший брат, а потом родился наследник, полностью лишивший Шрама всякой надежды честным путём занять трон.
Червонная Королева, м/ф «Алиса в Стране чудес»
Королева Червей правит Страной чудес, полностью подчинив своей воле Короля. Она вспыльчивая и жестокая правительница. Любое слово поперёк может привести к немедленной казни через отрубание головы. Из фильма Тима Бёртона мы узнаём, что она давно враждует со своей сестрой — Белой Королевой. Возможно, именно бесконечное соперничество и сделало Червонную Королеву столь нервной. В любом случае, Красная королева — неуравновешенный тиран и явно не заслуживает место на троне.
Капитан Крюк, м/ф «Питер Пэн»
Трусливый, истеричный капитан пиратского судна «Весёлый Роджер» давно враждовал с мальчишками из Неверленда, но особую ненависть он испытал к Питеру Пэну. Из-за мальчика Капитан лишился руки и приобрёл прозвище Крюк.
Несмотря на то, что авторы мультфильма сделали Крюка комедийным злодеем, не надо забывать, что он пират и по некоторым источникам был боцманом на корабле у Чёрной Бороды (самого страшного легендарного пирата). Мстить ребёнку — пусть и такому хулиганистому как Питер Пэн — это весьма странный выбор для взрослого состоявшегося человека. Скорее всего, Капитан Крюк сам недалеко ушёл в развитии от мальчишек, с которыми воюет.
Шер-Хан, м/ф «Книга Джунглей»
Тигр Шер-Хан — воплощение самообладания и выдержки. Он хитёр и жесток. В книге Р. Киплинга именно из-за Шер-Хана Маугли остаётся сиротой и попадает к волкам. Тигр считает себя главным владыкой джунглей. Маугли, будучи человеческим детёнышем, сперва вызывает у Шер-Хана спортивный интерес (поймать и съесть), а после выходки с огнём становится настоящим противником.
Шер-Хан злопамятен и мстителен, он не готов делить Джунгли с кем-то ещё. В книге упоминается, что тигр родился хромым. Возможно, постоянное отстаивание своего права на существование и стало основой для его расчётливости и злости.
Я не могу назвать этих базовых злодеев неоднозначными — их поступки мелочны, эгоистичны и не несут какой-то благородной цели. Нам их показали как отъявленных негодяев, которые идут по головам к своей уродливой мечте, наплевав на судьбы других. Они однозначно плохие, и никакие причины из прошлого не оправдывают их поступков. Однако сейчас всё чаще можно заметить, что киноиндустрия вынуждает зрителей сочувствовать бывшим злодеям. Зачем и почему? Разберу далее.
Откуда появился тренд посвящать злодеям отдельные фильмы?
Последние лет двадцать появляются фильмы, в которых именно злодей выступает главным героем — неоднозначным, страдающим от психических расстройств, неразделённой любви и недопонимания. Выпускает подобные картины не только «Дисней», но и другие кинокомпании.
«Декстер» — сериал про маньяка и убийцу, где главный герой бесконечно рефлексирует и выбирает только плохих парней в жертву. Зритель проникается к нему сочувствием и любовью, забывая, что это — обычный психопат, который научился не выделяться. А вышедший пару лет назад фильм «Джокер» показал, как страдал от психических проблем бедный человек и как общество вырастило в нём психопата. Да, это примеры с возрастным цензом 18+, но давайте посмотрим, что происходит в фильмах и мультфильмах, снятых специально для младшей аудитории.
«Последний Богатырь» (12+) — адаптация российских сказок под современные реалии. Что сделали авторы: они поменяли полностью местами добро и зло. Теперь позитивными персонажами выступают Кощей Бессмертный, Водяной, Баба-яга. По другую сторону стоят Варвара Краса и Добрыня Никитич. К сожалению, этот фильм увидят не только подростки, но и маленькие дети, у которых ещё не сформировано понятие о добре и зле. Более того, современные дети не очень хорошо знают славянскую мифологию и не ориентируются в сказках. Подобное произведение может вызвать кашу в голове, полностью размыв детское представление о мире.
Читайте также Главные «страшилки» русских сказок: почему детей нужно знакомить с Кощеем, Ягой и Водяным.
«Малефисента» (12+) — адаптация сказки «Спящая Красавица». Очень красивый, но совсем недетский фильм. Главная героиня — та самая злая колдунья, которая не попала на праздник в честь дня рождения принцессы. Но в новом прочтении мы видим расширенную версию истории, где Малефисента — жертва, которая жаждет мести, но остаётся доброй и чуткой. Сложности возникают, когда ребёнок начинает понимать, что злая колдунья и добрая Малефисента — это один и тот же человек.
«Круэлла» (12+) — история о главной злодейке мультфильмов «101 далматинец». Нам показывают развитие несчастной, но очень талантливой сироты, которая в поисках справедливости идёт на авантюры и преступления. Сценаристы ловко объяснили её нелюбовь к далматинцам и путь к помешательству. Теперь, пересматривая старую историю, вместо мерзкой тётки в меховых шубах есть шанс разглядеть тонкую натуру обиженной на всех девочки.
Как мы видим, фильмы, обеляющие злых персонажей, имеют метку 12+. Но сюжет, построенный вокруг диснеевских злодеев, привлекает внимание детей. Родителям нужно оценивать такие фильмы лично и уже после принимать решение, показывать ли их своему ребёнку.
Отдельно нужно сказать о вселенных «Марвел» и «Звёздных войн», которые теперь принадлежат «Дисней». Большинство злодеев в них неоднозначны. Зачастую это усиливается тем, что главные герои ведут себя либо как плохие люди, либо крайне глупо. На их фоне продуманный главный злодей выглядит весьма достойно.
Мое мнение: конечно, знать, почему люди переходят на тёмную сторону, важно, чтобы самим не стать злодеями и не вырастить злодеев рядом с собой. Но подобные картины требуют обсуждения, умения анализировать и наличия критического мышления. Когда вышел фильм «Мстители: Финал», в сети стали популярны статьи на тему «Почему Танос был прав». По факту, Танос предлагал убить половину человечества, чтобы выжила вторая. Это бесчеловечно, но в речи Таноса люди увидели логику, упустив фашистские идеи. Разве этому мы хотим научить наших детей и подростков?
Выбор психолога: какие диснеевские мультики стоит смотреть?
Я люблю старые советские мультфильмы. Они наполнены добром и мудрыми мыслями. В них нет места двойным стандартам, а за плохим поведением всегда следует раскаяние и прощение. Да и в принципе, в советских мультфильмах и сказках не было страшных персонажей. Кощей и Баба-яга олицетворяли зло, но они не выглядели настолько пугающе, как, например, Фредди Крюгер.
С диснеевскими мультиками сложнее. В них много шуток для взрослых, женские персонажи часто сексуализированы, вызывающе одеты. Сейчас этого становится меньше, что приятно. Но зато появилась новая тенденция. Если раньше были женские персонажи и мужские, то теперь девушки и юноши практически равны по силе и ловкости. В некоторых фильмах главные героини настолько сильны, что рядом стоящие юноши выглядят немощными и смешными (вспомним «Холодное сердце» или «Моана»).
Я не хочу быть ханжой и говорить, что «раньше было лучше». Просто призываю родителей смотреть мультфильмы самим, прежде чем показывать их детям дошкольного и младшего школьного возраста. Детей после 12 лет вы всё равно не сможете оградить от киноновинок, но они уже будут знать, как оценивать те или иные поступки героев.
Топ диснеевских мультфильмов, которые стоит посмотреть, по мнению психолога:
- «Король Лев». Лучше посмотреть совместно, ведь там есть несколько очень тяжёлых сцен. Рекомендуемый возраст — старше 6 лет.
- «Энканто». Мультфильм, где нет злодея как такового. Это отличная история для семейного просмотра в любом возрасте.
- «Лило и Стич». Тоже картина без ярко выраженного злодея. История про поиск себя и своего места в жизни.
- «Душа». Очень «психологичный» мультфильм. Позволяет посмотреть на свою жизнь шире и задуматься о своём предназначении в этом мире.
- «ВАЛЛ-И». В этом мультфильме также нет злодея, который бы пакостил осознанно. Только если компьютер, но и он действовал, защищая человечество. Эта картина позволит вам поговорить обо всём, начиная с дружбы, заканчивая важностью экологии и активного образа жизни.
Кстати, наш психолог также разобрал последний хит среди детей и подростков — сериал «Уэнсдей». Почитайте материал прямо сейчас, чтобы знать, чем увлекаются наши дети!
Добро и зло — это основа нравственных ориентиров человека. И пока они не сформированы, не стоит их активно перемешивать. Но постепенно ребёнок усвоит правила и нормы жизни, и в этот момент можно начать расширять его картину мира. Добавлять оттенки серого, показывать причины тех или иных поступков. Разговаривайте, объясняйте, будьте рядом — и всё у вас получится!
Источник фото обложки: Кадр из м/ф «Зверополис», реж. Б. Ховард, Р. Мур, Дж. Буш. 2016 год
Проверьте электронный ящик