Что умеет здоровый ребёнок в один год? Полный гид по детскому развитию
Развитие ребёнка в 1 год — процесс, имеющий стремительную динамику, а потому требующий пристального внимания. За эти 12 месяцев ребёнок преодолевает поистине грандиозный путь: из беспомощного младенца он превращается в подвижного и любознательного тоддлера на пути становления жизненно важных навыков.
В этой статье мы рассмотрим ключевые моменты физического и личностного развития годовалых детей, частые проблемы, связанные с этими процессами и способы их решения, а также признаки того, что ребёнок отстаёт в развитии.
Содержание:
- Физическое развитие: как меняется ребёнок первого года жизни
- Что должен уметь ребёнок в 1 год?
- Распорядок дня и сон годовалого ребёнка
- Питание годовалого ребёнка
- Уход за ребёнком в год
- Поведенческие проблемы годовалых детей и способы их решения
- Как способствовать развитию детей? Практические советы
Физическое развитие: как меняется ребёнок первого года жизни
По мере взросления младенца замедляются темпы набора веса и роста. Ежемесячная прибавка, как правило, не превышает 500 гр/1,5 см. В целом же вес ребёнка в год втрое выше того, что был при рождении, а рост увеличивается в среднем до 75 см.
Физическое развитие ребёнка и те параметры, которые он имеет в 12 месяцев, во многом связаны с течением беременности, психологическим состоянием женщины и её здоровьем, ходом родов. То есть всё индивидуально.
Нормальное физическое развитие ребёнка в год. Педиатрические параметры в таблице
Параметр | Мальчики | Девочки |
Вес, кг | 8,9 – 12,3 | 8,5 – 10,8 |
Рост, см | 72,3 – 79,7 | 71,4 – 78,5 |
Окружность груди, см | 46 – 51,4 | 45,5 – 50,2 |
Окружность головы, см | 43,9 – 48,6 | 44,2 – 47,3 |
⠀
Также к концу первого года жизни у ребёнка должно быть 8 зубов, но не стоит тревожиться, если к этому моменту их число отличается. Здесь всё индивидуально: иногда первый зуб появляется только ближе к году.
Нужно беспокоиться, если в течение 52 недель с рождения ребёнка вообще не появились зубы, либо если порядок их прорезывания нарушен или зубы появляются больными. Подробнее о молочных зубах мы писали ранее.
Отличия мальчиков и девочек
Приблизительно до младшего школьного возраста существенных различий между ростом и весом у мальчиков и девочек нет, хотя некоторые дети бывают крупнее и наоборот. Однако если интенсивность физического развития практически не зависит от половой принадлежности, то с очерёдностью и скоростью созревания психических функций дело обстоит иначе.
Обычно мальчики начинают говорить позже. Учёные и медики связывают это с тем, что у них медленнее созревает левое полушарие мозга, в котором расположены центры, ответственные за артикуляцию и понимание речи.
Мальчики хуже девочек способны распознавать оттенки эмоций, меньше реагируют как на громкие звуки, так и на мелодичные. Девочки уже в 4 месяца способны узнавать лица знакомых людей на фотографиях, у мальчиков этого возраста такое почти не случается.
Физические способности годовалых детей: мелкая и крупная моторика
Согласно стандартам ВОЗ по моторному развитию детей, к 12 месяцам ребёнок должен преодолеть шесть ключевых этапов.
Двигательный навык | Период развития |
Сидение без опоры | с 4 до 9 месяцев |
Стояние с поддержкой | с 5,5 до 11 месяцев |
Ползание | с 5,3 до 13 месяцев |
Ходьба с поддержкой | с 6 до 13 месяцев |
Самостоятельное стояние | с 7 до 17 месяцев |
Самостоятельная ходьба | с 8 до 18 месяцев |
⠀
Также в педиатрии существует календарь психомоторного развития ребёнка в виде сводных таблиц, соотносящих возраст и навыки. Но и они не являются стандартом, а дают лишь общее представление о норме. Все дети индивидуальны, поэтому небольшие отклонения по тем или иным параметрам совершенно нормальны.
Чаще всего дети начинают учиться ходить в возрасте от 6 месяцев до года. Малыш делает первые шаги в бок, перемещаясь вдоль опоры, и лишь потом развивается навык движения вперёд, уже с поддержкой взрослого. Многие врачи сходятся во мнении, что на данном этапе не стоит стимулировать у ребёнка развитие навыка хождения искусственно, с помощью ходунков и других подобных приспособлений.
Если ребёнок ползает, не спешит вставать, значит, его мышцы ещё не достигли нужный физический уровень, они не достаточно крепки для хождения. Дайте организму необходимое время для подготовки к освоению нового навыка.
Ещё один важный аспект физического развития малышей — мелкая моторика.
Гармонично развивающийся годовалый ребёнок умеет:
- дотягиваться до предметов;
- перекладывать предметы из одной руки в другую;
- одновременно брать несколько небольших предметов;
- брать предметы пятью пальцами (движение граблями);
- брать предметы большим и указательным пальцами (движение пинцетом);
- строить башни из нескольких кубиков;
- надевать кольца на пирамидку;
- трясти погремушкой;
- цепляться за игрушку, если кто-то хочет её забрать.
Поскольку основные способы познания у годовалых детей – сенсорные, тактильные ощущения развивают их память. Это значит, что «прокачивать» мелкую моторику важно и нужно. Это стимулирует деятельность мозга и интеллектуальное развитие ребёнка.
Интересно, что лишь к 4 годам ребёнок определяется, правша он или левша, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым.
По мнению известного доктора-педиатра, кандидата медицинских наук Евгения Комаровского, основная задача родителей — сделать всё, чтобы ребёнок нормально рос и развивался, обеспечивая ему систематические осмотры у врача, которые помогут своевременно заметить отклонение ребёнка от норм развития.
Комаровский особенно подчеркивает, что не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми и слушать чужие оценки в его адрес. Это только ухудшает психологическое состояние родителей, а ребёнку приходится переживать лишний стресс из-за дополнительных обследований и осмотров специалистами.
Как понять, что ребёнок отстаёт в физическом развитии?
Задержка физического развития – это существенное отставание ребёнка по антропометрическим критериям от своих сверстников, нередко сопровождаемое слабым развитием двигательных способностей и познавательных навыков. Может быть связана с заболеванием (органическая), а также с психологическими и социальными факторами.
Хотя известные педиатры и советуют оставить определение каких-либо задержек на долю медиков, родитель всё же лучше знает своего ребёнка и может заметить раньше, что что-то идёт не так, чем это заметит врач на плановом осмотре.
Признаки задержки физического развития годовалого ребёнка:
- плохо ест без очевидных причин;
- часто падает, неуверенно ходит;
- не держит равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
- не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
- не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
- к 1,5 годам не ходит самостоятельно.
Классификация степеней отставания в физическом развитии ребёнка
Степень тяжести | Вес (% от нормы) | Рост (% от нормы) |
Лёгкая | 75–90 | 90–95 |
Средняя | 60–74 | 85–89 |
Сильная | менее 60 | Менее 85 |
⠀
Легкая задержка физического развития успешно поддаётся лечению и приводит к нормализации состояния ребёнка. В случае среднего и тяжёлого отставания дети теряют подкожный жировой слой, мышечную массу, у них начинается дерматита, выпадают волосы, развиваются рецидивирующие инфекции и т.д. Всё это ведёт к необратимым последствиям, которые будут сказываться всю жизнь.
Что должен уметь ребёнок в 1 год?
Человек в течение первого года жизни интенсивно развивается не только физически. Происходит становление сенсорных, речевых, социально-коммуникативных навыков и навыков самообслуживания.
Например, ребёнок одного года узнает голоса родителей, обращает внимание на мелкие предметы на расстоянии 20-40 см, различает любимые игрушки среди других и умело с ними управляется. Он улыбается, радуется, может подпевать и пританцовывать в такт музыке.
Давайте рассмотрим основные аспекты развития детей в год.
Речь и коммуникация
К первым речевым навыкам относится произнесение коротких простых слов, а также несложных звуков для привлечения внимания и получения желаемого.
Речевые навыки ребёнка в 12 месяцев:
- узнаёт своё имя;
- лепечет или произносит одни и те же слоги;
- использует звуки и слова осмысленно, относя их к конкретным предметам/лицам.
Как правило, годовалые дети знают и понимают более 20 слов. Если ребёнок не произносит больше 8-10 слов, но пытается повторять новые слова за родителями, это тоже норма. Педиатр Евгений Комаровский советует следить за речью ребёнка в развитии. Если через полгода в его словарном запасе есть пополнение, значит, всё нормально.
Нужно учитывать и фактор наследственности: если кто-то из родителей заговорил поздно, есть вероятность, что и его ребёнок тоже начнёт говорить позднее и потом догонит сверстников.
Стоит беспокоиться, если в возрасте от шести и до одиннадцати месяцев жизни ребёнок не выговаривает слоги, а в годовалом возрасте произносит менее трёх простых слов. Это признаки задержки речевого развития — необходимо обратиться к врачу.
Коммуникативные навыки в случае годовалого ребёнка – это умение выражать свои эмоции, правильно воспринимать получаемую информацию и в соответствии с этим взаимодействовать с окружающими людьми, буквально вступать в контакт.
Ребёнок в 12 месяцев:
- улыбается;
- радуется приходу родных;
- узнаёт близких на фотографии;
- подражает мимике родителей;
- плачет при виде незнакомцев;
- выражает недовольство;
- реагирует на просьбы принести, отнести, открыть или закрыть;
- может ответить на обращение жестом или мимикой;
- понимает и знает разницу между «можно» и «нельзя».
О расстройстве коммуникативных навыков ребёнка свидетельствуют его ограниченные интересы – он играет только одной игрушкой, повторяет одни и те же действия – например, раскачивает двери, пересыпает песок/крупы. Он будто погружён в свой мир, и попытки разнообразить его занятия вызывают у ребёнка приступ агрессии или истерику.
Ещё один тревожный звоночек – проблемы с невербальными навыками коммуникации. Ребёнок не может установить визуальный контакт, не понимает, как общаться с другими людьми, даже если умеет говорить. Всё это свидетельствует о возможном наличии расстройства аутического спектра.
Самостоятельность и навыки самообслуживания
Самостоятельность в годовалом ребёнке только начинает зарождаться и активно развиваться, а улучшение крупной и мелкой моторики и коммуникативных навыков этому способствуют.
Дети открывают новые возможности своего тела, а вместе с этим начинают проявлять инициативу, большую настойчивость и пытаться подражать взрослым.
Годовалый ребёнок может:
- дуть на горячее;
- пить из стакана, держа его обеими руками;
- пить из ложки;
- держать небольшие кусочки от печенья или хлеба и кусать их;
- вытираться полотенцем;
- проситься в туалет;
- снимать расстёгнутую обувь;
- помогать себя одевать, двигая руками и головой.
Распорядок дня и сон годовалого ребёнка
Для детей, которые активно осваивают новые навыки, режим сна и бодрствования очень важен, потому что они нуждаются в продолжительном качественном отдыхе.
В течение суток годовалым детям нужно спать порядка 13,5 часов, из них 11-11,5 ночью и два раза днём по 1-1,5 часа. Время бодрствования между снами должно составлять около 3-4 часов, в противном случае ребёнок может переутомиться или перевозбудиться, что негативно скажется на вечернем укладывании.
Почему ещё у годовалого ребёнка могут быть трудности с ночным сном:
- у него нет чёткого распорядка дня;
- его укладывают спать позже обычного;
- он слишком долго спал днём;
- ему некомфортно;
- не обучен самостоятельному засыпанию.
Очевидно, что большинство проблем с засыпанием возникает из-за отсутствия режима дня или его нарушений. Ребёнку нужна рутина – ежедневно по часам повторяющиеся действия, которые помогут ему развить чувство стабильности. Одновременно с этим рутина помогает родителям лучше планировать своё время и по возможности вписывать личные интересы в непростую жизнь с малышом.
Часто можно встретить советы по выстраиванию раннего режима у детей, с подъёмами примерно в 7 утра и отходом ко сну в 21:00. Многие считают его оптимальным. Однако педиатр Комаровский авторитетно заявляет: «правильного» времени для укладывания ребенка не существует. Соотнесите любой совет со своей семьей и выстраивайте режим сна и бодрствования так, как удобно вам.
К рутине относится не только распорядок дня, но и так называемые «сонные ритуалы» и «ритуалы пробуждения». Они нужны, чтобы показать ребёнку, когда день настал и когда закончился.
Например, если вы всё ещё на ГВ, вполне можно начать день с прикладывания к груди. «Ритуалом пробуждения» может быть совместное открытие штор, какое-то утреннее приветствие – слова, поцелуи, объятия.
Организуя распорядок годовалого ребёнка, отдайте первую половину дня изучению чего-то нового, т.к. отдохнувший мозг лучше усвоит информацию. Вторую половину дня можно посвятить активным совместным играм и прогулке.
За два часа до ночного сна переходите к спокойным играм, к чтению книжек и рассматриванию картинок. Исключите физическую активность и просмотр мультфильмов.
Непосредственно перед укладыванием на ночь подключайте «сонные ритуалы». Подумайте, что может расслабить ребёнка: ванна перед сном, поглаживания, колыбельная, переключение внимания, эмоциональной поддержка? Пробуйте, ищите варианты, но при этом старайтесь учить детей засыпать без ваших укачиваний, а также разделяйте еду и сон, чтобы не сформировать привычку успокаиваться едой (которая во взрослой жизни перейдёт в привычку заедать стресс).
Перед дневными снами можно использовать для расслабления ребёнка сокращённую версию вечерних «сонных» ритуалов.
Питание годовалого ребёнка
В годик у детей наступает переходный этап в питании, потому что у них появляются зубы и развиваются жевательные навыки, а желудочно-кишечный тракт уже позволяет переваривать и усваивать более сложные продукты. Кроме того, постепенно расширяются и вкусовые предпочтения.
До полутора лет питание можно оставить пятиразовое, но если вы заметили, что ребёнок отказывается от последнего приёма пищи, то стоит попробовать его убрать, оставив только завтрак, обед, полдник и ужин. Это необходимый минимум. Кормить ребёнка нужно по часам (помните про рутину?), а если в планах – посещение детского сада, график лучше «подогнать» под него.
Дневной рацион должен составлять 1100-1200 мл еды пюреобразной консистенции.
На завтрак и ужин должно приходиться примерно по 1/4 всей суточной нормы, на обед – 1/3, остальное – на полдники.
Приблизительный объём продуктов, которые может потреблять ребёнок в сутки:
- грудное молоко/смесь и кефир – 500-600 г;
- овощи – 200-350 гр;
- фрукты – 200 г;
- каша – 200 г;
- мясо – 75 г;
- творожок – 50 г;
- яйца – 40-50 г;
- хлеб – 40 г;
- рыба – 30 г;
- сахар/фруктоза – не более 40 г.
Это основные продукты для кормления годовалого ребёнка, из их комбинаций состоит весь детский рацион. При этом нужно учитывать, что на яйца и рыбу у детей часто бывает аллергия, а от бобовых овощей – вздутие живота и диарея.
Для каш лучше выбирать гречневую и овсяную крупу, эти злаки богаты углеводами, витаминами и минералами. Раз в несколько дней можно варить рисовую кашу – она помогает наладить пищеварение, но не богата витаминами.
Промышленные сладости – торты, пирожные, конфеты, карамель, шоколад – детям давать нельзя. Отдайте предпочтения натуральным лакомствам – пастила, мармелад.
Поскольку ребёнок тоже человек, и ему рано или поздно надоест есть одно и то же, можно добавлять в меню по 5-10 г сыра, сметаны, подсолнечного или другого растительного масла. Соли – не более 3 г в сутки.
Здоровые дети в год уже не нуждаются в ночных кормлениях, поэтому сон и пищу нужно разделять. Любая еда и напитки, кроме воды и грудного молока, употреблённые ночью, вредны для зубов, перегружают пищеварение и ухудшают аппетит днем.
Можно дать послабление и вернуть ночное кормление, когда ребёнок плохо себя чувствует или активно осваивает новый навык, но когда острый период будет позади, ночные приёмы пищи нужно вновь исключить.
Кормления грудью также желательно оставить только на утро и перед сном.
Обязательно нужно предлагать ребёнку пить между кормлениями – используйте для этого кипячёную воду или некрепкий чай. Пусть у ребёнка будет доступ к его бутылочке или поильнику. Для утоления жажды не стоит использовать соки и компоты, они сладкие и не справятся с задачей. Оставьте их для приёмов пищи.
Уход за ребёнком в год
Считается, что 12 месяцев — оптимальное время для приучения детей к гигиеническим процедурам, поскольку они начинают вырабатываться навыки самостоятельного поведения и привычки. Ежедневные гигиенические мероприятия должны стать частью детской рутины.
- Утром, после окончательного пробуждения, лицо ребёнка протрите влажным ватным диском (при высыпаниях подойдёт кипячёная вода, а также настой трав ромашки или череды).
- Почистите детские зубы простой марлевой тряпочкой или специальной силиконовой щёточкой, которая надевается на палец.
- Проверьте нос, глаза и уши, осторожно удаляя слизь, корочки и серу.
- Подмойте ребёнка после сна и устройте воздушную ванну на 10-15 минут, чтобы кожа отдохнула от подгузника.
Желательно устраивать такие перерывы в ношении подгузника несколько раз в день, давая коже подышать – это отличная профилактика пеленочного дерматита. Если он присутствует, а также если на детской коже есть вспотевшие складочки или сыпь, можно обработать ватным диском с детским лосьоном, либо использовать детский крем.
Подгузники у детей старше полугода необходимо менять по мере наполнения. После каждого опорожнения кишечника ребёнка надо подмывать движениями спереди назад, от промежности к ягодицам. Если вы заметили, что ребёнок в течение дня пытается снять с себя подгузник, его можно попробовать познакомить с горшком. Некоторые годовалые дети уже способны его освоить.
Вечером весь алгоритм повторяется, с той разницей, что непосредственно перед сном ребёнку нужно почистить зубы или хотя бы выпить кипячёной воды. В течение дня после каждого приёма пищи ребёнку также рекомендовано пить немного воды для очистки ротовой полости от остатков еды.
Купать годовалого ребенка можно через день, длительность купания 10-20 минут с последующей воздушной ванной.
Все средства личной гигиены ребёнка – полотенце, мыло, мочалка и т.п. – должны быть индивидуальны и подходить ему по возрасту.
Стричь ногти достаточно раз в неделю.
Поведенческие проблемы годовалых детей и способы их решения
Детские истерики – это тема, которой серьёзные учёные посвящают научные статьи. Их реальные причины чаще всего кроются в сочетании личностных качеств ребёнка, непосредственных обстоятельств и процессов развития поведения.
Именно истерики случаются чаще у детей с 2 лет, но 12 месяцев – это рубеж между периодом младенчества и ранним детством, когда меняется мироощущение. Ребёнок начинает осознавать себя как личность, у него формируется собственная воля. Для детской психики это непростое испытание, потому что, осознавая свои «хочу», а также разницу между «можно» и «нельзя», ребёнок ещё не понимает причины запретов.
В год наступает первый возрастной кризис, а также даёт о себе знать детское упрямство.
Кризис 1 года жизни
Если ваш обычно сговорчивый ребёнок стал проявлять свои желания в виде капризов и истерик, появилась явная склонность к обидчивости, плаксивости, упрямству – это признаки психологического кризиса первого года жизни. Дополнительно ребёнка расстраивает то, что попытки самостоятельно что-то сделать приводят к неудачам, потому что он ещё недостаточно развит физически.
На этом этапе нужно набраться терпения. Главная задача – не реагировать агрессивно на поведение ребёнка и научиться ставить ему границы дозволенного.
Что делать родителям, когда у ребёнка случился кризис первого года жизни:
- Обозначайте границы. Запретов не должно быть слишком много, но они должны быть постоянны – то, что нельзя, нельзя всегда, если не разрешают родители – не разрешает никто из родственников/педагогов.
- Разрешайте ребёнку проявлять инициативу и самостоятельно делать доступные вещи, при необходимости помогая. Это укрепит его уверенность в себе.
- Не кормите насильно. Многие во время первого возрастного кризиса отказываются есть. Даже если у вас по графику приём пищи, не заставляйте ребёнка есть через истерику. Предложите ему еду, когда он сам попросит.
- По мере возможности выполняйте просьбы ребёнка. Внимание и уверенность в помощи родителей повышает доверие ребёнка к миру.
- Просите помощи. Возможность помочь родителям радует ребёнка и приносит ему удовольствие. Похвала от близких людей – важный эмоциональный фактор развития.
- Не подпитывайте истерику. Не кричите и не пытайтесь силой пресечь такое поведение. Поняв, что манипуляция не действует, ребёнок успокоится.
- Отвлекайте ребёнка от негативных эмоций, но не потакайте слабостям, давая при малейших признаках начинающегося эмоционального взрыва сладкое, не берите на руки по первому требованию и не используйте для этого гаджеты.
Читайте также Ребёнок закатывает истерики: что делать родителям?
Упрямство
Детское упрямство – важная и проблемная тема, потому что многие взрослые видят в нём вызов своему авторитету в глазах ребёнка, даже если ему всего год, и пытаются искоренить такое поведение, не разбираясь в его причинах.
Важно отличать настойчивость и упрямство. Настойчивость – это желание ребёнка получить что-то. Упрямство – это реакция ребёнка, который добивается чего-то не потому, что хочет, а потому что требует, чтобы с его мнением считались.
Первые проявления упрямства – это неотъемлемый фактор эмоционального развития ребёнка. Они приходятся как раз на годовалый возраст. В этот период ребёнок проявляет капризное упрямство всякий раз, когда ему мешают ползать, ходить, трогать то, что интересно, ничего не предлагая взамен. Также упрямство может выступить как протест против неприятных или неожиданных действий взрослого.
Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, вызывающего стресс. Ребёнок может кричать, размахивать руками, падать на пол.
Важно сразу выработать правильную стратегию поведения, чтобы не развивать в ребёнке упрямство, которое может перейти в патологическое состояние и принесёт много проблем к школьному и особенно подростковому возрасту.
Не давите на ребёнка запретами и не перегружайте требованиями его ещё не окрепшее левое полушарие мозга, в котором только созревают центры, ответственные за речь и сознание. Из-за этого дети перестают адекватно реагировать на просьбы взрослых, начинают воспринимать всё наоборот, становятся капризными и от всего отказываются.
Маленькому ребёнку нужна игра, возможность выражать эмоции, в том числе негативные. Не подавляйте их, не ограничивайте познавательный интерес ребёнка. Вы – взрослый человек и можете организовать процесс познания мира безопасно.
Как способствовать развитию детей? Практические советы
Все родители хотят, чтобы ребёнок рос здоровым и развивался в соответствии с возрастом. Естественным является и стремление стимулировать освоение новых навыков у детей. Какие условия будут способствовать развитию малыша и как их обеспечить?
Вот что рекомендует Всемирная организация здравоохранения:
- Годовалый ребёнок должен не менее 180 минут в день заниматься различной физической активностью любой интенсивности.
- Подвижность бодрствующего ребёнка не должна ограничиваться дольше, чем на час подряд, он не должен сидеть в течение продолжительного периода времени в колясках, детских креслах, переносках и эрго-рюкзаках. В эти периоды ребёнку нужно обеспечить общение со взрослым, например, почитать сказку, послушать складную речь.
- Годовалым детям не рекомендуется смотреть мультфильмы, проводить время с телевизором или гаджетами.
- Ребёнок в 12 месяцев должен иметь график сна и бодрствования, при этом на сон отводится не менее 11 часов в сутки.
Как развить у ребёнка крупную и мелкую моторику?
Занимайтесь лепкой и рисованием. Эти упражнения также способствуют развитию цветового восприятия и воображения ребёнка.
Играйте с песком. Это стимулирует творческую фантазию, восприятие форм и цветов. Коллективные игры в песочнице с другими детьми улучшают коммуникативные способности.
От того, насколько развита моторика детских рук и ног, зависит и речь ребёнка, так как основной метод познания в этом возрасте — сенсорный. Поэтому давайте ребёнку больше играть, используя самые разные вещи — от мячей до воды.
Как развить у ребёнка речь?
Как можно больше говорите с детьми. В год их уже можно знакомить с названиями одежды, предметов обихода, игрушек или животных.
Читайте каждый день. Это хорошо влияет не только на речь — книжки с яркими картинками и объёмными элементами стимулируют выработку пространственного мышления и фантазию.
Играйте в сюжетные игры. Регулярное общение в такой форме будет очень полезно.
Хорошо влияет на развитие речевых навыков общение с другими детьми.
Как укрепить иммунитет ребёнка?
Занимайтесь плаваньем. Упражнения в воде помогают укрепить опорно-двигательный аппарат, развивают координацию движения и иммунитет. Принесёт пользу даже купание в обычной домашней ванне с игрушками.
Практикуйте закаливание. Начните с проветривания во время смены подгузника и переодевания, постепенно переходя к поддержанию прохладной температуры в помещениях (оптимальные значения – 20-22 градуса). Затем продвигайтесь к опытам с водой – после горячей ванны поливайте ребёнка водой более низкой температуры (но не холодной!), обтирайте конечности, спину и грудь прохладной соленой водой.
Читайте больше про правила закаливания детей и подростков.
Годовалый возраст — важнейший период в жизни ребёнка, во время которого формируется фундамент для его дальнейшего роста и развития, как физического, так и психического. Очень важно, чтобы процесс протекал гармонично, в соответствии с общими педиатрическими стандартами. Однако все дети разные, кто-то начинает позже ходить, кто-то говорить, поэтому не стоит их искусственно стимулировать, подталкивая к тому, к чему они ещё готовы. Всему свое время! Задача родителя – мягко направлять малыша.
Проверьте электронный ящик