Что такое анскулинг и возможно ли обучать ребёнка без школы?
Мы все хотим, чтобы наши дети стали успешными во взрослой жизни. Согласно словарю Ушакова, успех — это удачное достижение поставленной цели. Действительно, успешных людей отличает способность ставить перед собой цели, находить пути их достижения и следовать им. А способность видеть в своих ошибках новые возможности для развития и роста помогает таким людям снова и снова повторять попытки и достигать результата.
Способна ли общеобразовательная школа сделать из ребёнка успешного человека? Родители, практикующие анскулинг, считают, что нет.
Содержание:
Что такое анскулинг? Нюансы и особенности
Анскулинг в переводе с английского означает дословно «не обучение в школе». Однако более интересен другой перевод — «нешколение». Слово «школение» разговорное, оно происходит от глагола «школить», что означает внушать кому-нибудь строгие правила поведения, дрессировать.
В отличие от традиционных и альтернативных школ, анскулинг предполагает полный отказ от идеи получения среднего образования в рамках какого-либо учреждения. Направляют образовательный процесс, как правило, сами родители, а источником знаний могут служить учебные пособия, видеоуроки. Некоторые и вовсе отказываются от учебников.
Анскулинг — это отказ от обучения по каким-то строгим правилам, следования заранее продуманной программе и проверки полученных знаний в виде аттестаций. Тогда не совсем понятно, как же ребёнок учится?
Здесь надо вспомнить про понятие «ведущая деятельность ребёнка». Вопрос ведущей деятельности исследовали советские психологи Леонтьев, Эльконин и Выготский. Это такая деятельность, за счёт которой максимально эффективно развиваются психические процессы и психологические особенности личности. Так, в раннем возрасте детей ведущей называют предметную деятельность, в дошкольном — игровую, а в младшем школьном — учебную.
Наверное, каждый дошкольник прибегает к маме с просьбой: «Поиграй со мной!» Потребность ребёнка в игре очевидна. Ровно так к 7 годам ребёнок, успешно прошедший все предыдущие уровни развития, должен хотеть учиться. Это заложено в нём природой. Именно поэтому мы отдаём детей в школу в этом возрасте. Однако школа не всегда способна поддержать в ребёнке это естественное стремление.
Анскулинг, напротив, максимально использует желание ребёнка учиться. Считается, что достаточно создать благоприятную среду, в которой ребёнок сам захочет получать новые знания. И следовать интересам ребёнка здесь и сейчас. И, конечно, исключить критику.
Процесс обучения строится на свободе выбора, интересах ребёнка и естественной любознательности. Образование и познание мира происходит через вопросы, которые инициирует сам ребёнок в ходе своего взросления и развития, а родители лишь помогают находить на них ответы.Можно вспомнить известного изобретателя Томаса Эдисона, который не посещал школу. От природы он имел живой ум и любознательность, однако рутина, к которой обязывала школа, давалась ему в тягость. Мать изобретателя видела в нём огромный потенциал вопреки вердиктам его учителей, поэтому продолжила обучение сына самостоятельно. В итоге все мы знаем, как сложилась его судьба, даже несмотря на то, что в детстве Томас потерял слух.
Мамы анскулеров так описывают этот процесс. Например, ребёнок увидел на YouTube ролик с химическим опытом. Он прибежал к маме и попросил провести такой же опыт дома. Мама просмотрела ролик, подготовила ингредиенты и повторила эксперимент вместе с ребёнком. Одновременно поясняя природу данного химического процесса. Ребёнок, увлечённый химией, начнёт задавать более сложные вопросы, ответов на которые у мамы уже нет. Тогда она найдёт дополнительные видео-материалы, учебники, энциклопедии или подберёт ребёнку кружок, где тот сможет сполна удовлетворить своё любопытство.
Родители анскулеров не являются заменой учителей. Они только помогают детям найти ответы на вопросы. А дети, сталкиваясь с чем-то новым и интересным в обычной жизни, учатся эти вопросы формулировать, работать с полученной информацией и применять её. Можно сказать, что анскулеров учит сама жизнь.
Убедитесь, что ваш ребёнок не просиживает весь день в соцсетях или других игрушках на смартфоне, вместо того, чтобы учиться. Смотрите статистику использования приложений, количество времени, проведённого в них, и ограничивайте доступ к отвлекающим сервисам с помощью «Где мои дети», а также всегда знайте, где находится ребёнок в данный момент и что происходит вокруг него!
Плюсы и минусы анскулинга
Такое обучение работает эффективно потому, что ребёнок получает знания своевременно — ровно тогда, когда созрел интерес и соответствующий запрос. А если уж ребёнок чем-то увлечён, он будет с большим старанием добывать и усваивать информацию по интересующей его теме.
Если сравнить это со школой, то там интересы детей жёстко ограничены школьной программой. Часто у школьников отсутствует интерес к какому-то предмету и понимание смысла обучения ему, потому что школьная программа строго формализована и оторвана от реальной жизни.
При анскулинге ребёнок не получает лишнюю информацию, от которой хотелось бы его оградить — например, религиозные и политические убеждения учителей. Родители могут передавать детям свои ценности без искажений. Кроме того, учителя не всегда бывают беспристрастны — бывает, что они заводят любимчиков, — или у ребёнка могут начаться конфликты в классе. К тому же из статей расходов выбывают такие позиции, как поборы на новые шторы в классе или покупка формы.
Можно подумать, что если ребёнка обучать только тому, что ему интересно в данный момент, то возникнут серьёзные пробелы в знаниях. А это может помешать дальнейшему обучению в ВУЗе или профессиональной деятельности. Но на деле это не так.
Существующая статистика показывает, что анскулеры успешно сдают необходимые экзамены и поступают в ВУЗы. Либо сознательно выбирают не тратить время на высшее образование и успешно проходят только те курсы, которые помогают им в профессии. В современном мире, где новой профессии можно обучиться online за несколько месяцев без необходимости, тратить 5 лет на диплом может показаться неактуальным.
Также есть мнение, что дети, не посещающие школу, слабо социализированы. Социализация ребёнка — это приобретение навыков, необходимых для успешной жизни в обществе взрослых людей. И анскулеры как раз обладают ими сполна. Этому способствует наличие твёрдого фундамента в виде семьи, правильное окружение из сверстников с общими интересами и авторитетных взрослых.
Фактически анскулинг придерживается принципов теории привязанности. В частности исключает все негативные последствия погружения детей в среду, где культивируется ориентация на сверстников, то есть в школу.
Резюмируя, можно говорить, что после анскулинга дети вырастают:
- свободными;
- способными понимать себя, свои цели и следовать им;
- способными к саморазвитию;
- устойчивыми к критике и способными видеть в промахах новые возможности для роста;
- способными создать поддерживающее окружение вокруг себя.
Похоже, что всё это — верные признаки успешного человека.
В прочем, как и любая крайняя форма подхода к обучению, анскулинг имеет свои недостатки и подойдёт не каждому ребёнку. И абсолютно точно не каждому родителю.
Большинство недостатков скорее даже не недостатки, а сложности, к которым родителям стоит быть готовыми. Во-первых, конечно, это полная ответственность за образование ребёнка. Во-вторых, потребуется время на то, чтобы активно помогать ребёнку в учёбе, а также показать ему, как учиться самостоятельно.
Чтобы успешно внедрять анскулинг в семейную жизнь, надо и самому быть свободным и гибким человеком, хотеть создать для ребёнка среду, где тот сам захочет учиться, хотеть находить ответы на вопросы и учить этому своих детей, полностью доверять их природному желанию учиться и обладать смелостью, чтобы противостоять сопротивлению общества.
Главная головная боль анскулинга — это сдача государственных экзаменов и получение аттестата. Ведь если ребёнок планирует дальнейшее обучение, например, в университете, то взаимодействий с государством не избежать. Так что в конечном итоге родителям приходится обращаться в специализированные центры для сдачи экзаменов. Поэтому кто-то справляется со всеми сложностями, а кто-то понимает, что анскулинг чересчур радикальное и трудоёмкое решение, и приходит к другим формам альтернативного образования, как семейное обучение, онлайн-школы и другое.
Дети-анскулеры – какие они?
Реальными историями о «домашних» учениках поделилась Анна Невмержицкая — опытный преподаватель математики и ментальной арифметики, методист:
Однажды на пробное занятие по ментальной арифметике ко мне привели девочку-подростка. Это был вполне уверенный ребёнок, который смог быстро уловить новую тему и разобраться с премудростями счёта, на усвоение которых у обычных детей уходит несколько занятий. На мой вопрос не отличница ли девочка мама с удивлением ответила, что не знает, так как они находятся на домашнем обучении уже несколько лет, и ей самой бы хотелось узнать мнение со стороны, насколько ребёнок в общей системе образования успешен.
Я пригляделась: девочка абсолютно спокойно воспринимала новые знания, с интересом всё изучала, не боялась допускать ошибки. Это было совершенно нехарактерным поведением по сравнению с обычным школьником. Такое же поведение я обнаружила у другой своей ученицы, которая также находилась на домашнем обучении. У детей отсутствовал стресс-фактор при решении заданий. В тот момент для меня это стало существенным плюсом в пользу такой системы обучения.
Один из минусов открылся позже: ребёнок, усвоивший какую-либо тему один раз, позже говорил только конечный результат, без промежуточных решений. В математике эта последовательность действий формирует математическое мышление. Например, перемножив дроби, ребёнок должен не сразу выдавать ответ, упрощая весь процесс, а сначала применять правило сокращений, аргументируя конечный результат. После наблюдений дальше я заметила, что промежуточные этапы, к сожалению, практически все дети, находящиеся на такой форме обучения, не запоминают. А это может отразиться на способах решение проблем в будущем — они будут выбирать только знакомые альтернативы.
Юридическая сторона вопроса
В России в чистом виде анскулинг невозможен. Среднее общее образование является обязательным в нашей стране согласно федеральному закону «Об образовании в РФ». И обеспечить получение ребёнком образования должны родители. А это значит, что всё равно придётся готовить его как минимум к итоговой государственной аттестации и, возможно, к промежуточным экзаменам. Подготовка к ним может идти вразрез интересам ребёнка и тем самым нарушать принципы анскулинга.
Согласно официальному статусу, ребёнок будет находиться на семейном обучении, а ответственность за знания и прохождение аттестации ляжет на плечи родителей. Каким способом в данном случае достигнуты результаты, не имеет значения.
Такой подход к обучению, как анскулинг, безусловно имеет место, но подходит он не всем семьям. Стоит разумно оценивать образ жизни и взгляды на мир своей семьи, а также понимать способности и особенности ребёнка. Ключ к поиску подходящего способа обучения лежит через осознанность и рефлексию. Анскулинг может хорошо подойти семьям, для которых важнее сохранить психику ребёнка, чем получение им установленных обществом и государством обязательных знаний.
Проверьте электронный ящик