Что делать, если ребёнок наслушался «страшилок» и теперь всего боится?
Своей историей поделилась наша читательница:
«Сыну 7.6 лет, на улице общается с мальчиками 10-12 лет. Они между собой рассказывают страшилки, он с ними «Хи-хи-ха-ха», а дома заявляет: «Я боюсь оставаться один в комнате» или «Пошли со мной на кухню, я не хочу один». Хотя раньше мог быть один дома пока я езжу до ближайшего магазина, например. Вчера утром был на улице в кофте, я смотрю – он в капюшоне ходит, говорю: «Уже солнышко пригревает, сними его». На что он мне отвечает: «Я ходил на конец улицы – в капюшоне не боюсь, а без капюшона страшно». Начала расспрашивать – как капюшон тебя спасает? Он сказал, что если вдруг навстречу будет идти маньяк, он меня не тронет, потому что подумает, что в капюшоне идёт тоже маньяк.
Объясняю на протяжении 2-х месяцев, что этого не существует, что это всё выдумки, и я в детстве тоже чего-то боялась и т.д. Но, как понимаю, у нас заходит всё слишком далеко.
Я в замешательстве. Запретить общаться с этой компанией – не выход. Страшилки могут рассказывать и его ровесники. Помогите нам, подскажите, как решить эту проблему?»
Ответ эксперта Марии Полубеловой – педагога дошкольного образования и мамы мальчика:
Первое, что хочется отметить: страх – это нормальная эмоция любого человека, часто иррациональная. Объяснения о том, почему чего-то не стоит бояться, мало спасают ребёнка от самой эмоции. Поскольку такими объяснениями мы взываем к логике. За логику отвечает часть мозга под названием неокортекс. А за эмоции вообще, и страх в частности, отвечает более древняя часть мозга – лимбическая система. Она слабо поддаётся контролю и совсем не подчиняется логике. Её задача – защищать, сообщать об опасности. Именно поэтому рациональные объяснения не дают желаемого результата и кажется, что всё заходит слишком далеко.
Попробуйте изменить тактику. Чтобы достучаться до рационального, надо пойти от эмоционального.
1. В первую очередь родителю нужно понять, что ребёнок действительно боится. И это – нормально. Мы все в разные моменты времени чего-то боимся.
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]То, как проявляется страх у ребёнка, имеет вторичное значение. Хотя очень важно, что его выявили и смогли сформулировать в деталях – это значит, что контакт с ребёнком имеется и задача решаема. Хуже, когда ребёнок закрывается и начинает скрывать свои эмоции, чем усугубляет негативное состояние. Это крайняя форма,
2. Во вторую, помочь ему принять и прожить свой страх. Можно начать диалог с репортажа: «Ты носишь капюшон, хотя на улице тепло. Я чувствую, что ты напряжён. Похоже, ты чего-то боишься». Дать ребёнку ответить, выговориться. Возможно, уже этого будет достаточно.
3. Постараться поддержать его: «Да, действительно, то, что ты говоришь – это страшно. Когда я была маленькой, я тоже услышала неприятную историю и боялась ходить одна». Главное, дать ребёнку понять, что его эмоции – это правильно, что он – не один, что его понимают и поддерживают.
Читайте также Детские страхи: что делать, когда ребёнок боится и как ему помочь с этим справиться?
Так как мальчику уже 7 лет, он может попробовать найти выход из ситуации сам. Спросите его, что поможет ему бояться меньше. Может быть окажется, что он боится, потому что чувствует себя физически слабым, не способным дать отпор. И это будет поводом отправить его в секцию борьбы. А может, дело совсем в другом. Помогите ребёнку понять, что с ним происходит. Только не с набега. Дайте время подумать.
Важно! Разговаривать на такие темы и задавать уточняющие вопросы лучше, когда ребёнок спокоен, расслаблен и чувствует себя комфортно.
Эффективно работают проективные методики. Предложите сыну нарисовать или слепить его страх. То есть, сделайте его осязаемым. Когда страх готов, с ним можно делать что угодно (по желанию ребёнка). Изменить страх, чтобы он стал более дружелюбным. Или уничтожить: разорвать или сжечь рисунок, превратить в лепёшку пластилиновую поделку и так далее.
Может оказаться, что ребёнок не захочет ничего менять. Тогда поговорите, почему этот страх важен для него и какую пользу на самом деле несёт.
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]Один из секретов эффективного устранения страха, который я хочу раскрыть в этом случае, состоит в следующем:
1. Мама уже призналась в том, что сама чего-то боялась в детстве. Нужно пойти дальше и выявить, чего конкретно она боялась.
2. Провести анализ своих как прошлых, так и текущих жизненных обстоятельств, при которых она испытывала страх.
3. Создать из своих детских страхов и страхов, которые появляются сегодня, во взрослом состоянии, весёлую историю и рассказать её ребёнку.
После чего, в свою весёлую историю добавить переживания ребёнка, перевести его в сознание победителя, при котором он побеждает как страх, так и всех (созданных) персонажей,
Есть много книг для детей про страхи. Материалы найдутся в ближайшей библиотеке, онлайн-сервисе или интернете. Выберите книгу, которая подойдёт именно вам, и почитайте вместе с сыном (даже если ребёнок уже хорошо читает сам).
Суть этих действий в том, чтобы осознать самому и помочь ребёнку принять тот факт, что страх существует. Когда мы даём эмоции быть, мы можем с ней работать.
Самое главное – во время выявить проблему и начать с ней бороться. Помощь родителей в борьбе с детскими страхами невозможно переоценить. Если вы подозреваете, что ваш ребёнок чего-то боится, обязательно выясните причину или убедитесь в своих догадках. Воспользуйтесь приложением «Где мои дети» – узнайте, где был ваш ребёнок, что делал в течение дня и с кем общался, чтобы вовремя среагировать и помочь!
Читайте также:
Настоящие истории других родителей и советы экспертов для решения их проблем:
- Как перестать нервничать и ругать ребёнка во время ДЗ?
- «Моего ребёнка побил другой»: как реагировать на детские драки?
- Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?
Советы по воспитанию детей:
- 10 способов наказать ребёнка без крика, ремня и унижения
- Если в семье один ребёнок: как не воспитать эгоиста?
- «Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?
Проверьте электронный ящик