К следующему учебному году общеобразовательные организации должны переделать документацию согласно ФОП. Федеральный план внеурочной деятельности 2023-2024 на уровнях НОО и ООО включает пять направлений внеклассной работы, которые необходимо учесть при составлении программы.
Образец федерального плана внеурочной деятельности
Для начальных классов перечислен список рекомендуемых курсов внеурочной деятельности. При составлении планирования изучите их названия, задачи и организационные формы.
Федеральный план для среднего общего образования делится на профили обучения. Документ включает два компонента — инвариантный и вариативный. Первый обязателен для каждого профиля, второй — для отдельных направлений. Определяет внеклассную деятельность как дополнительный образовательный процесс, который направлен на достижение ожидаемых результатов основной ОП. Школа самостоятельно определяет формы мероприятий и виды объединений учащихся с учетом требований ФОП и ФГОС.
Проблемные точки, которые могут быть у директора в начале года: педагоги не успели пройти обучение, учебники не все закупили, в документах есть ошибки. Собрали решения в интерактивные таблицы.
Согласно федеральному документу внеурочный план может включать такие сферы работы:
-
Учебные модули и курсы, которые направлены на углубленное изучение дисциплин.
Дети и родители имеют право выбирать, какой предмет будет изучать ребенок. При составлении программы педагог учитывает интересы учащихся — этнокультурные, образовательные и др. Особое внимание уделяют работе с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья.
-
Кружковая и факультативная деятельность.
Перед педагогами поставлены такие задачи:
- развитие разных видов грамотности — математической, языковой, читательской;
- организация работы научных сообществ;
- создание условий для исследовательской деятельности и разработки проектов.
-
Социальные практики.
Школа создает условия, при которых ребенок развивается как личность. Цель социальных практик — удовлетворение потребностей образования и раскрытие способностей детей.
-
Творческие школьные объединения.
Учащихся объединяют согласно интересам на уровне класса, параллели или образовательного учреждения.
Смотрите далее: ООП по ФОП: как проверить программы до начала учебного года >>>
-
Ученические сообщества.
При организации внеклассных объединений учитывают познавательные потребности учеников и создают разновозрастные клубы.
-
Собрания, семинары.
Эта форма работы включает взаимодействие с семьями. Педагоги проводят совместные собрания, на которых решают организационные вопросы. Также для родителей планируют методические семинары, где поднимают проблемы педагогики и психологии.
-
Индивидуальные маршруты образования.
Включают взаимодействие с тьюторами, психологами. Цель — организовать педагогическую помощь учащимся.
-
Создание безопасного пространства в школе.
Такая форма направлена на профилактику неуспеваемости, предупреждение и решение конфликтных ситуаций, социальную защиту школьников.
Федеральный внеурочный документ регламентирует время, которое школа отводит на внеклассные мероприятия. Для ООО количество часов в год не должно превышать 350, в неделю — не более 10. Дополнительные занятия организуют после уроков и в каникулярное время.
Раз в неделю педагоги проводят классные часы в рамках проекта “Разговоры о важном”, которые посвящены формированию патриотических качеств.
При составлении документа учитель может менять количество часов внеклассных мероприятий. Это зависит от этапа выполнения программы образования. Например, в пятых классах отводят больше времени на адаптацию, чем в шестых или седьмых.
В процессе обучения педагог может добавить количество часов, если появляется необходимость. К примеру, для решения назревающего конфликта в классе.
Родительский коллектив является участником образовательно-воспитательного процесса. Совместно с педагогами родители выбирают модель внеклассной работы. ФОП предлагает три варианта:
- Приоритетная область — учебно-познавательная. Большее количество часов отводят на дополнительные занятия по школьным предметам, чтобы углубить знания обучающихся.
- Педагогическая помощь ученикам в адаптационном процессе. Создание комфортного пространства для обучения.
- Организация ученических объединений и проведение воспитательных мероприятий.
При выборе форм мероприятий учитывайте такие моменты:
- занятия должны побуждать к активности и приучать к самостоятельности;
- сочетайте разные виды работы — индивидуальную с групповой и коллективной;
- составляйте гибкий график мероприятий;
- создайте переменный состав учеников;
- включите исследовательские и проектные виды работы;
- организуйте экскурсии и походы;
- внедряйте игровые методики.
Учеников разных классов, которые относятся к одному образовательному уровню, можно объединять в коллективы. К внеклассной сфере привлекайте учреждения дополнительного образования.