Часто говорят, что детские рисунки, и вообще рисунки, очень информативны в психологическом плане. Это правда. Психологи давно это поняли и стали использовать рисуночные тесты для оценки состояния человека, его самооценки, его проблем и даже интеллекта.

При работе с детьми и подростками рисунки особенно важны, так как дети и подростки часто не обо всем могут (хотят) сказать. Еще в 1887 году Коррадо Ричи написал книгу «Дети-художники», в которой обращал внимание на связь изобразительной манеры с некоторыми чертами личности ребенка. И сегодня через рисунки я часто получаю важную информацию, до которой не могу добраться иным путем. Иногда прошу рисовать и родителей моих клиентов — таким образом часто выявляется несоответствие между тем, что они декларируют, и тем, что происходит на самом деле.  

Одна из самых распространенных в психологической практике рисуночных методик: «Нарисуй семью». Очень хорошая и полезная методика. Другое дело, что, чтобы научиться правильно «читать» эти рисунки, обычно нужны годы практики. Но ведь не попробовав — не научишься. К тому же есть довольно много очень «говорящих» рисунков.

Сегодня я в очередной раз предлагаю нашим читателям попробовать себя в роли практического психолога. Это увлекательно и к тому же полезно, ведь у многих читателей есть дети, внуки, племянники и младшие братья и сестры. А кто-то наверняка профессионально работает с детьми. Детский рисунок, как и любое другое произведение искусства, есть послание, адресованное миру. Давайте же попытаемся его прочесть...

Ниже я представляю вашему вниманию десять отсканированных рисунков из своей обширной коллекции. На каждом из них изображена семья (возраст юных художников от 5 до 19 лет). Есть один рисунок мамы (там, где люди-цветочки). Подписи на рисунках («мама», «папа», «я» и т. д.) где-то сделаны для памяти мною, а где-то самим художником.

Я предлагаю читателям проанализировать понравившийся или «заговоривший» для них рисунок (рисунки) приблизительно по такой схеме:

— Что вы можете сказать об этой семье в целом?

— В каких отношениях между собой ее члены?

— Как чувствует себя в своей семье автор рисунка?

Когда дискуссия завершится, я чуть-чуть расскажу о каждой из десяти семей, и все участники смогут сравнить свои впечатления с реальными фактами и проблемами, которые семья предъявляла на приеме.