В разные времена на Руси учили грамотности и азам черчения, логическим задачам и физике, изучали звёзды, латынь и греческий. На смену священнослужителям приходили светские учителя, быстро обросшие компетенциями. В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о том, как всё это происходило.
До начала времён
В дохристианские времена на Руси не знали письменности, но с Крещением ситуация переменилась, ведь учёность была именно тем способом, который позволяет сравнительно быстро разносить по стране новшества, в том числе и религиозные.
Славянская азбука была изначально разработана для переводов церковных текстов парой греческих или болгарских монахов. А сразу после этого в столицах крупнейших удельных княжеств появились и первые школы. Чтобы «заразить новинкой» знать, воинов и священство, а также купеческую и ремесленную верхушку, в зависимости от местоположения и силы старых богов, потребовалось от века до полутора. При этом известно, что уже в XIII столетии, к примеру, в Новгороде грамотность стала весьма распространённой. Мальчик Онфим, чьи потерянные берестяные рисунки стали предметом пристального внимания археологов и этнографов, не был представителем титулованной знати; сюжеты рисунков скорее говорят о купеческом происхождении.
Ещё раньше в Смоленске князь Роман открыл несколько школ, где изучали древние языки, а в Суздале аналогичный проект (а также – крупнейшую для тех времён библиотеку, которая насчитывала сотни томов) запустил князь Константин Всеволодович. Он не только собирал греческие книги, но и оплачивал производство переводов на славянские языки, а когда умирал – отписал по завещанию часть своих доходов и принадлежавший ему терем под обустройство школы, где детей обучали бы греческому языку.
О том, что представляла система образования в ту пору, можно получить представление из учебных пособий той поры – азбуковников. Вплоть до конца XVII столетия школы и училища содержали священнослужители. Обучали в них мальчиков с восьмилетнего возраста, причём группы были смешанными. Сначала обучались чтению (по религиозным каноническим текстам), затем – письму. «Старшеклассники» получали почти классическое европейское образование, основанное на преподавании семи вольных искусств:
- Грамматика,
- Диалектика,
- Риторические приёмы,
- Церковные песнопения,
- Математика,
- География и геометрия,
- Астрономические и астрологические начала.
Из иностранных языков изучали древние – латынь и греческий, которые тогда считались языками науки, медицины и дипломатии, не говоря уже о христианской церкви.
Дети царя Алексея Романова изучали чуть больше – тут, наряду с вышеупомянутыми дисциплинами, отыскалось местечко для польского языка, а главным наставником был поэт Симеон Полоцкий. К несчастью, Алексей Михайлович умер слишком рано, и образование молодого Петра осталось неоконченным, о чём он впоследствии весьма сожалел и тяготился его нехваткой. Лишь подростком Петр обучился прилично писать, хотя почерк его оставлял желать лучшего. В остальном, благодаря Ивану Зотову, служке из канцелярии, имевшему связи на немецком подворье, в обучение цесаревича внесли большой вклад иностранцы: голландский мореплаватель Тиммерман научил владеть астролябией, а голландец Карштен-Брант – парусной науке.
В 1701 году в столице по поручению царя была открыта математическая и навигацкая школа, при которой была ещё одна – «верхняя», своего рода колледж или университет, где к школьным дисциплинам добавлялись инженерные науки и немецкий.
Примерно в тот же период появились инженерные, медицинские, химические, артиллерийские и металлургические школы, первые курсы толмачей. А в 1714 году с введением цифирных школ начался длительный период формирования в России системы начального образования.
Для детей дворян и чиновников Пётр ввёл повинность, а священнослужителям было велено отдавать чад в архиерейские школы. Наконец, за год до смерти была учреждена Академия в составе университета и гимназиума. Однако к полноценным занятиям там и там приступили лишь после смерти императора, простудившегося, спасая тонущего солдата.
Петровская «внучка» Екатерина II учредила общество для воспитания благородных девиц, иначе – Смольный институт, который давал образование юным дворянкам со всех концов империи аж до 1917 года.
Образование женщин и мужчин отличалось весьма сильно. В кадетских корпусах, сухопутном и морском, изучали бесчисленное множество точных, естественных и прикладных наук, несколько иностранных языков, азы статистики и военного дела. На формирование программы оказали большое влияние идеи просвещённой Франции.
В 1786 году появились первы двухклассные, трёхклассные и четырёхклассные училища, причём последние позволяли «сдаваться» на учительский диплом.
Система выстраивается
Начало было положено. Следующие монархи начали выстраивать систему. Первым в 1802 году этим занялся Александр Благословенный: он учредил министерство просвещения, основанное на принципах бессословности бесплатного начального обучения.
В 1804 году следом за этим развернулось строительство обширной системы церковно-приходских школ. Программа учебных заведений постепенно обрастала новыми предметами, появились даже современные иностранные языки. Если в гимназиях делали упор на гуманитарное образование, в появившихся следом реальных училищах делали приоритет на естественные и точные науки, а древние языки заменяли одним или даже двумя новыми. А в 1811 году в Царском селе открылся императорский лицей, где, наряду с энциклопедическими знаниями, мальчишкам-отпрыскам лучших фамилий империи преподавали современный русский язык, который до той поры практически не был изучаем.
Несмотря на отсутствие сословных барьеров, 2/3 населения страны были лишены доступа к обучению, поскольку находились в крепостной зависимости. Это положение изменилось лишь в 1861 и 1864 году с отменой крепостного права, а затем учреждением земских органов – своеобразного самоуправления, которое взяло на себя задачи обучения и оказания медпомощи жителям сельской местности.
Продолжали работать и церковно-приходские школы, а царские власти строили амбициозные планы по организации в России всеобщего образования, которым, впрочем, не суждено было увидеть жизнь.
Советские продолжатели и экспериментаторы
После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы. А ещё власти вовсю экспериментировали с учебными планами, внедряли модель, практикуемую в США – проектную и с возможностью выбирать учебные дисциплины самостоятельно, что приближало ученика к практике.
Всё это кончилось к 1927 году, когда власти поняли: не до экспериментов, нужно ликвидировать безграмотность и вводить единые учебные планы занятий. Было введено обязательное обучение. Первоначально – на четыре, а затем на семь лет. В разгар Великой Отечественной понизили минимальный возраст зачисления в школу. А после её завершения среднее образование приобрело присущие дореволюционным гимназиям черты – от раздельного обучения и формы до уроков латинского языка. Впрочем, эти новеллы дотянули лишь до смерти Сталина.