Горячая линия
Что делать, если моего ребёнка обижают?
Обратитесь за помощью по телефону
Или заполните форму, мы ответим по электронной почте
Внимательно выслушайте ребёнка
Узнайте все детали ситуации, задавая вопросы, чтобы он чувствовал вашу заботу
Присоединитесь к его чувствам
Покажите, что происходящее ненормально и вы приложите все усилия для решения проблемы
Дайте ребёнку понять, что он не виноват
Запугивать могут любого ребёнка и взрослого
Обсуждайте только поступки агрессора
Объясните ребёнку, что критиковать можно только поведение, а не личность в целом
Обсудите возможные варианты поведения с обидчиками:
уходить, сообщать взрослым, поддерживать уверенный вид, говорить «нет»
Решите вместе, как поступать
Не давите на ребёнка, важно, чтобы он сам решил, как правильно действовать в этой ситуации
Расскажите ребёнку, что вы планируете делать
Дайте ему понять, что не будете действовать без его ведома
Проведите время вместе
Сходите на прогулку, тренировку, в кино или театр. Смена обстановки поможет отвлечься и решить, как действовать дальше
Помощь всегда на связи
Справиться с буллингом помогают
опытные психологи
«Вы не виноваты, что буллинг случился с вашим ребёнком. Главное, что вы заметили и не остались к этому равнодушны»
Александра, детский психолог
Работает на линии 3 года
«Даже если вы не сталкивались с буллингом, важно знать о его признаках, чтобы не оставить ребёнка в беде»
Максим, подростковый психолог
Работает на линии 6 лет
Как мы помогаем детям и родителям?
Реальные истории детей, столкнувшихся
с буллингом, и их родителей
История Тины
У Тины была близкая подруга, но с появлением в классе новой девочки всё изменилось. Подруга начала портить вещи Тины и выкладывать её фотографии с неприятными подписями. Отношения с мамой и отчимом тоже оставляли желать лучшего, что лишь усилило её замкнутость. Родители считали, что она должна справляться с проблемами самостоятельно. «Я чувствовала себя отстранённой и подавленной, — вспоминает Тина. — После той травли мне стало сложно общаться с новыми людьми».
Психологи первыми пришли Тине на помощь: они поддержали её и предложили план действий для разговора с агрессором. Обычно это не помогает при буллинге, но в их случае, поскольку девочки раньше дружили, метод сработал. Кроме того, специалисты помогли наладить отношения с родителями, посоветовав вести дневник для выражения эмоций и использовать технику общения через Я-позицию. «Я справилась с буллингом в школе. Спасибо за ваши советы — они действительно работают. Что касается родителей, мы стали меньше ссориться и учимся доверять друг другу. Я решилась на откровенный разговор, потому что меня не устраивало то, что происходило раньше. Постепенно всё начинает налаживаться. Это непросто, но ваши рекомендации очень помогли».
Психологи также предложили Тине записаться в новые кружки или секции, чтобы завести друзей. Сейчас ей особенно важно научиться защищать свои границы, понимать, какое общение для неё приемлемо, а какое — нет. Тина учится говорить о том, что её не устраивает, и это становится важным шагом к её внутреннему восстановлению.
История Алёны
Старшая сестра Алёны заметила, что её младшая сестра стала грустной и замкнутой. Оказалось, что девочку обижают на национальной почве, а учителя никак не реагируют. Алёна находилась в глубоком стрессе, винила себя за происходящее и чувствовала, что её проблемы никого не волнуют. Старшая сестра, не зная, как помочь, решила обратиться на горячую линию.
Психологи поддержали старшую сестру и посоветовали, как поговорить с родителями: сделать это вместе с Алёной, приводя конкретные факты и упомянув о бездействии учителей. Также они предложили старшей сестре активно поддерживать Алёну — навещать её в школе, защищать, но без применения силы, а также привлечь своих друзей, чтобы те здоровались и общались с младшей сестрой, укрепляя её статус среди одноклассников. Родителям рекомендовали обратиться в школу, чтобы совместно решить проблему. Они серьёзно отнеслись к ситуации, поддержали младшую дочь и тоже обратились на горячую линию. Специалисты дали им советы, как правильно поддержать ребёнка, а также как добиться от школы действий по урегулированию конфликта.
В итоге Алёну перевели в другой класс, где атмосфера гораздо лучше. Там она нашла новых друзей и постепенно начала чувствовать себя увереннее.
История Лены
Мама Лены обратилась на горячую линию из-за буллинга: две одноклассницы сначала предложили её дочери дружбу, но вскоре начали её игнорировать, отказывались сидеть рядом и критиковали её рисунки.
Психологи поддержали маму, обсудили ситуацию и предоставили полезные материалы для учителя и Лены. Они порекомендовали маме сначала успокоиться и обсудить свои переживания с близкими, а также объяснить дочери, что она ни в чём не виновата, ведь подобное может случиться с любым человеком. Затем важно было узнать у Лены подробности происходящего, собрать доказательства и совместно разработать план действий. Следующим шагом было обращение к классному руководителю для решения проблемы.
Кроме того, психологи направили учителю методические материалы. Классный руководитель отнёсся к ситуации серьёзно: он организовал встречу с родителями девочек и обратился за помощью к специалистам. После проведения специальных занятий буллинг прекратился, одноклассники начали поддерживать Лену, а одна из зачинщиц остановила свои действия. Лена обрела уверенность в себе, и именно активное вмешательство взрослых стало ключевым фактором в разрешении конфликта.
История Кати
Родители Кати заметили, что ночью на её телефон приходит много сообщений и постоянные звонки. Это привело к тому, что у Кати начались панические атаки — она не могла нормально спать и есть. Когда родители начали разбираться, выяснилось, что на протяжении уже двух недель Катю травят в интернете. Сначала это происходило в школьных чатах, а затем ей начали писать и звонить с незнакомых номеров, в том числе из других стран. Атака была настолько интенсивной, что Катя не успевала блокировать контакты агрессоров.
Психологи выяснили, что кибербуллинг был продолжением травли, с которой Катя уже сталкивалась оффлайн: над ней смеялись, придумывали обидные прозвища и унижали. Однако тогда она проявила силу и уверенность, стараясь не обращать на это внимания и находя поддержку среди друзей в других кругах. Но когда буллинг перешёл в онлайн, Катя не выдержала. Ей даже пришлось задуматься о том, чтобы уйти из школы, несмотря на то, что ей нравились учителя, и успеваемость была хорошей. Рассказывать учителям и администрации она боялась, думая, что ситуация может только ухудшиться.
Психологи поддержали Катю, объяснив, что проблема вовсе не в ней, а в её обидчиках, и такое может случиться с каждым. Катя сменила номер телефона, добавив в контакты только тех, кому она доверяет. Папа обратился в школу, где поговорил с директором и куратором класса. Сотрудники школы несколько раз звонили и приносили извинения за то, что не отреагировали вовремя. После этого куратор провела серьёзную работу с учениками, и многие из них написали Кате с извинениями. В итоге Катя решила вернуться в школу и продолжает там учиться. Сейчас у неё всё хорошо.
История Коли
Мама Коли заметила, что её сын, который раньше был открытым и общительным, стал замкнутым и перестал общаться с одноклассниками. У него развилась тревожность, он постоянно был в плохом настроении и начал терять уверенность в себе. Оказалось, что уже полгода одноклассники травят Колю: один из них постоянно обзывал его, распространял сплетни и обсуждал его в классных чатах, что привело к тому, что остальные ребята начали игнорировать Колю.
Мама обратилась на горячую линию в поисках помощи. Психологи сразу предложили план действий и объяснили, как поддержать сына: присоединиться к его чувствам, объяснить, что он не виноват в происходящем, и выразить готовность защищать его. Маме также отправили памятку с конкретными шагами и посоветовали обратиться к классному руководителю, чтобы он следил за ситуацией в классе и пресекал проявления травли. Во время разговора мама передала телефон Коле, и психолог поддержал мальчика, объяснив, что травля — это временное явление, которое можно решить, и что он не один — взрослые помогут ему справиться.
Психологи посоветовали привлечь родителей других детей к решению проблемы. Мама изначально хотела организовать встречу с участием Коли и родителей мальчика-зачинщика, но специалисты объяснили, что лучше исключить детей из подобных разговоров, поскольку агрессор может вести себя правильно в присутствии взрослых. Однако обсуждение ситуации с родителями агрессора и просьба поговорить с их сыном о его поведении оказались важным шагом.
Благодаря этим действиям травля прекратилась. Классный руководитель вмешался, пресёк травлю, а родители зачинщика серьёзно отнеслись к разговору и приняли меры. Коля постепенно вернул уверенность в себе, стал чувствовать себя лучше, и его отношения с одноклассниками улучшились. Мама была благодарна за поддержку и рекомендации, которые помогли справиться с ситуацией. Сейчас она следит за ситуацией в классе и готова обратиться за помощью при необходимости, зная, что травлю можно остановить.
История Светы
Семья Светы недавно переехала, и она пошла в новую школу. Света — очень общительная и дружелюбная девочка, она сразу захотела подружиться с одноклассниками. Однако вместо принятия её начали обижать и обзывать. Света пыталась справиться сама, налаживая контакт через общение, но это только усугубляло ситуацию — в ответ она получала новые обидные прозвища. Девочка не понимала, почему так происходит, и начала искать причину в себе.
К счастью, Света обратилась на горячую линию за помощью. Психологи поддержали её, объяснив, что она не виновата в происходящем. Её поведение было совершенно нормальным, а проблема заключалась в атмосфере в классе. Свете порекомендовали не пытаться решать ситуацию в одиночку, так как силы слишком неравны, а обратиться за помощью к родителям и собрать команду поддержки. Психологи предложили дать родителям телефон горячей линии, чтобы они тоже могли получить рекомендации по дальнейшим действиям. Также Свете посоветовали временно переключить внимание на друзей вне школы, пойти в кружки или секции, где она сможет найти новых друзей.
Света почувствовала большое облегчение, осознав, что травля — не её вина. Она рассказала родителям о том, что происходит, и предложила им позвонить на горячую линию. Сейчас перед Светой и её семьёй стоит непростая задача — обсудить ситуацию с родителями одноклассников и учителями, чтобы совместно решить проблему. Но самое главное — Света уже чувствует себя увереннее и знает, что проблема не в ней.
История Влада
Влада уже два года травят одноклассники: его обзывают, обсуждают за спиной, отказываются общаться и демонстративно игнорируют. Недавно он начал получать оскорбительные сообщения в социальных сетях от одноклассников и других ребят из школы. Влад рассказал об этом родителям, и они обратились к классному руководителю. Однако вместо того, чтобы признать проблему и попытаться её решить, учитель лишь отметил, что успеваемость Влада ухудшилась. Это неудивительно — после начала травли Влад чувствует себя плохо, боится отвечать на уроках, не хочет ходить в школу и долго не может заснуть по вечерам.
Семья решила обратиться к специалистам за помощью. Психологи порекомендовали родителям сохранять скриншоты всех оскорблений в социальных сетях, блокировать агрессоров и отправлять жалобы в техподдержку платформ. Им также дали контакт психолога, который поможет Владу восстановить эмоциональное состояние и почувствовать себя лучше. Вдобавок родители собираются написать официальное заявление на имя директора школы с требованием предпринять меры по защите Влада. Если это не даст результатов, они планируют обратиться в департамент образования для дальнейших действий.
Сейчас семья Влада чувствует уверенность в своих действиях и готова бороться за благополучие сына, следуя рекомендациям специалистов.
История Лизы
Лиза учится в сельской школе, в её классе всего 10 человек. Когда её приятеля начали травить, Лиза встала на его защиту, но вскоре сама стала жертвой буллинга. Две её близкие подруги из-за конфликта тоже начали её игнорировать, что стало для Лизы настоящим ударом. Она растеряна, ведь всегда считала, что у неё с каждой из подруг больше общего, чем у них между собой. Лиза не знала, как реагировать на оскорбления, хотя раньше у неё никогда не было проблем с общением, и она легко заводила друзей. Мама заметила, что Лиза начала замыкаться в себе и больше времени проводить дома, и вместе они решили обратиться на горячую линию.
Сначала разговор начался с мамой. Психологи объяснили ей, что такое буллинг, и обсудили разницу между буллингом и обычным конфликтом, используя пример ситуации с Лизой и её подругами. Также они поговорили о том, как важно родителю осознавать свои переживания и справляться с ними. Психологи подчеркнули, что ни Лиза, ни её друг не виноваты в агрессии, направленной на них. В этот момент к разговору подключилась Лиза, и мама поставила звонок на громкую связь. Вместе с психологом они обсудили, как реагировать на нападки, рассматривая буллинг как игру с мячом: каждый раз, «ловя мяч», важно «класть его на пол», чтобы агрессор не получал эмоциональной реакции и терял интерес. Также был затронут вопрос роли учителя и важности работы со всем классом.
Мама почувствовала облегчение и уверенность. Она призналась, что долго не решалась позвонить, но теперь рада, что сделала это. Ей стало легче, так как ситуация стала более понятной, а планы действий — чёткими. Поскольку они обратились на ранних стадиях буллинга, больший интерес у Лизы и мамы вызывал затянувшийся конфликт с подругами.
Следуя рекомендациям психологов, Лиза поговорила с подругами отдельно, используя Я-позицию, и их отношения постепенно начали восстанавливаться. Также Лиза продолжает дружить с тем самым одноклассником, которого она защитила, и его травля прекратилась. Лиза научилась восстанавливаться и теперь знает, как справляться с агрессией, если она снова возникнет. Маме посоветовали обсудить ситуацию с учителем и привлечь других родителей для решения проблемы на уровне всего класса.
История Тины
У Тины была близкая подруга, но с появлением в классе новой девочки всё изменилось. Подруга начала портить вещи Тины и выкладывать её фотографии с неприятными подписями. Отношения с мамой и отчимом тоже оставляли желать лучшего, что лишь усилило её замкнутость. Родители считали, что она должна справляться с проблемами самостоятельно. «Я чувствовала себя отстранённой и подавленной, — вспоминает Тина. — После той травли мне стало сложно общаться с новыми людьми».
Психологи первыми пришли Тине на помощь: они поддержали её и предложили план действий для разговора с агрессором. Обычно это не помогает при буллинге, но в их случае, поскольку девочки раньше дружили, метод сработал. Кроме того, специалисты помогли наладить отношения с родителями, посоветовав вести дневник для выражения эмоций и использовать технику общения через Я-позицию. «Я справилась с буллингом в школе. Спасибо за ваши советы — они действительно работают. Что касается родителей, мы стали меньше ссориться и учимся доверять друг другу. Я решилась на откровенный разговор, потому что меня не устраивало то, что происходило раньше. Постепенно всё начинает налаживаться. Это непросто, но ваши рекомендации очень помогли».
Психологи также предложили Тине записаться в новые кружки или секции, чтобы завести друзей. Сейчас ей особенно важно научиться защищать свои границы, понимать, какое общение для неё приемлемо, а какое — нет. Тина учится говорить о том, что её не устраивает, и это становится важным шагом к её внутреннему восстановлению.
Пожалуйста, не занимайтесь
самолечением!
Если ваша семья столкнулась с буллингом,
обратитесь на нашу горячую линию
8 (800) 222-40-40
Больше о буллинге
и как с ним справиться
Детские конфликты: как научить ребёнка постоять за себя?
Школьные годы — чудесные? С какими проблемами сталкиваются дети в школах
Буллинг в школе: что делать родителям и как помочь жертве травли?
«Ты теперь чушпан!»: что делать, если ребёнок использует криминальное ругательство?
Как навсегда остановить травлю: методы борьбы с буллингом в РФ и за рубежом
Ребёнка тошнит от школы: школофобия – миф или реальность?
Почему дети дразнятся и как реагировать, если вашего ребёнка обзывают?
Вербальная и речевая агрессия. Когда «невинные» шутки перерастают в травлю?
Виртуальная дружба: как уберечь ребёнка от опасных знакомств в интернете?
Успех назло одноклассникам: известные люди, которые пережили буллинг в школе
Вскрылся факт буллинга: порядок правовых действий для родителя
Кибербуллинг – спасение есть? Что делать жертвам интернет-травли
«Мою дочь обижают, а родители буллера не реагируют! Что делать?»
Учителям нельзя оставаться в стороне: как противостоять травле в классе?
У ребёнка конфликт с учителем: стоит ли вмешиваться родителям?
Воспитываем в детях толерантность. Почему так важно говорить о расизме и терпимости?
Травля в 2021 году: что думают родители и как действует школа?
Моббинг: что это за вид травли и как с ней бороться?
Почему дети дразнятся и как реагировать, если вашего ребёнка обзывают?
Выживаем в родительском чате: как избегать конфликтов и ненужной информации?
Частые вопросы
Кто будет со мной общаться?
Кто может обратиться за поддержкой?
Как отвечать на вопросы психолога?
Что у меня могут спросить?
Что делать, если мне не отвечают?
Горячая линия
«Школа без буллинга»
8 (800) 222-40-40
С 10:00 до 20:00
Пн Вт Ср Чт Пт
© 2017–2024 ООО «РЕФРЭШ»
«Где мои дети» ∙ ООО «РЕФРЭШ» ∙ ИНН 5902043717
614066 Пермь Стахановская 54, литера 3 ∙ info@gdemoideti.ru
«Травли.NET»
АНО «БО „Журавлик“»
111123, г. Москва, Шоссе Энтузиастов, д. 56, стр. 26, офис 213
Обратиться за помощью
Скачать «Где мои дети»